Но вот подъем позади ух как отсюда. Контрольные диктанты. в: Они обещали за это не уходить…………

А вот и лесок, редкий, низкий, с наклоненными к горе вершинами. Это ветры, всегда дующие с одной стороны, с озера, так пригнули деревья. Рассыпанные по склону корявые сосенки и ели словно убегали из ветровой долины по долгому крутому тягуну к перевалу.

Немалых трудов стоило добраться до перевала, хотя издали казался он совсем рядом. Россыпи камней, кедровый стланик, спутанная сухая трава цепко хватались за ноги. То и дело дорогу преграждали поверженные бурями мертвые деревья. Они щетинились острыми иглами сучьев.

Но вот подъем позади. Ух, как отсюда все видно! Невозможно глаз оторвать от залитой солнцем, многоцветно высвеченной осенней тайги. Далеко на горизонте в неясных очертаниях высились зубчатые отроги хребтов. А ближе, меж хвойного темнолесья, выделялись желтым уже наполовину опавшие березняки. Слева, откуда я только что пришел, раскинулась камышовая равнина Глухого, справа, по другую сторону перевала, окруженное лесистыми холмами, блестело другое - маленькое озеро. Оставалось сделать вывод, что гуси перелетали на него.

И верно, удобнее места для охоты на перелетах трудно подыскать. Овальная горная гряда здесь резко понижается, образуя что-то похожее на ворота. В этой глубокой и узкой седловине совсем нет леса, только одиночные чахлые березки да рябинки сиротливо жмутся к разбросанным повсюду замшелым камням.

Я быстро прикинул, где лучше соорудить скрадки, натаскал для них валежника и поспешил обратно, чтобы к вечеру прийти на перевал с Евсеем Васильевичем и Сунаем.

Когда я вернулся к избушке, спутники мои были уже на месте. Сунай не только отыскал лодку, но и успел надрать пышного волокнистого мха, который теперь сушился, разбросанный по поляне.

На опрокинутом коробе я увидел четырех крупных крякв и красивого селезня-касатку. Поднимаясь на перевал, я слышал несколько выстрелов и по гулкому густому звуку легко узнавал ружье Евсея Васильевича. Так «пела» только его бельгийская двустволка, с витыми стволами двенадцатого калибра.

С полем вас! - с тайной завистью поздравил я охотника, снимая свой пустой рюкзак.

Евсей Васильевич не ответил. Мельком взглянул на меня из-под насупленных бровей и с силой начал забивать обухом топора рогульку над костром. «Здорово расстроился старик, - подумал я, вспомнив разговор на привале, - все еще не может успокоиться».

Сунай чистил картошку и тоже молчал.

Я недоуменно оглянулся.

Что-нибудь случилось?

Да! - выпрямился дед. - Идем! - Он бросил топор, размашисто зашагал в ельник.

Посмотри! - напряженно сказал Евсей Васильевич, когда мы подошли к запрятанным бочкам. Разбросав маскировку и открыв одну из бочек, Евсей Васильевич достал большой красно-синий кусок мяса.

Лосина…

В другой оказалось нежное, еще не успевшее усолиться мясо косуль.

А теперь туда пойдем!

В стороне, заваленная хворостом, стояла третья бочка. Вскрыли и ее. Она была полна битой, плохо обработанной птицы.

Вот тебе и «клюква», - невесело усмехнулся дед. - Чуяла моя душа неладное - проверил! А хитрющий ведь до чего, шельма! Все обмозговал. Действует он, конечно, в паре или даже шайкой. Привезли его сюда на лошадке вместе со всем этим хозяйством - с бочками, сетями, лопатами, - дескать, работай пока один, потом подсобим. Костюмишко про запас взял. Когда придет лошадка за «продукцией» и выедут на большую дорогу, можно и снять ремье. Меньше подозрений. А то, не ровен час, попадет знакомый да спросит: откуда, мол, путь держишь? От кума, скажет, капустку вот да грибки везу…

Когда вернулись к костру, Елькина все еще не было. Сунай сказал, что он не приходил с утра. Весь день с озера слышались его выстрелы. Елькин охотился на второй лодке, которую прятал в полукилометре от избушки, в укрытой кустами заводи.

Мы молча ели вареную картошку, и думали, как теперь поступить с Елькиным? Правильней всего, конечно, взять его и без лишних разговоров отвезти до первого сельсовета, а там составить протокол. Но мы ведь не милиция и даже не инспектора. Подчинится ли нам Елькин?

Но, как бы то ни было, ясно одно: пройти мимо такого оголтелого разбоя мы не могли. А поэтому, не сговариваясь, пришли к единому выводу - по возможности быстрей разоблачить браконьера и взять его.

Много еще осталось драть моху? - спросил Евсей Васильевич Суная.

Еще столько же, но его надо высушить, сырого много не увезешь.

А долго ему сохнуть?

Если завтра с утра надеру остатки и солнце будет, то к вечеру уже высохнет.

Значит, послезавтра отчалим.

В это время снова где-то близко грохнул выстрел. Евсей Васильевич круто посолил картошину, прислушался.

Наколотит сегодня, что и возом не увезти. Вон сколько птицы, а он «работает»… Только мне сдается, что не такой он дурак, чтобы разоряться по уткам. Знает он озеро получше нас. И где какая птица днюет - знает. Видал, как реденько бьет, переезжает, стало быть, с места на место. Ну, погоди, скоро отстреляешься! - сдавленно проговорил дед и погрозил в сторону озера жилистым кулаком.

Вроде бы подходящее место, должна тянуть птица, - сказал Евсей Васильевич, когда мы добрались до знакомого перевала.

На скорую руку соорудили из заготовленного сушняка скрадки и засели - Евсей Васильевич в одном, мы с Сунаем - в другом.

Большое, красное, уже не греющее солнце коснулось горизонта и выплеснуло низом полосы шафранового света. От вершин перевала, от высоких камней легли длинные фиолетовые тени. По седловине дул ветерок, и в нем взблескивали желтым опадающие редкие листья.

В стороне от нашего расположения, чуть выше по перевалу, время от времени пролетали стайки уток. Они спешили на маленькое озерко. Каждый раз, завидев их, мы поднимали ружья и каждый раз опускали - далековато. Но где же те, которые полетят над нами?

Скрадок Евсея Васильевича находился в сотне метров от нашего, на другом краю седловины. Редкий и низкий, он плохо скрывал охотника. Евсей Васильевич стоял без шапки, в расстегнутом ватнике. Я залюбовался могучей фигурой старика.

Помню, лет десять назад, когда я пришел на завод, он работал в литейном вагранщиком. Из многих работающих у печи тогда почему-то запомнился именно он. И не потому, что этот человек был старшим, не потому, что все слушали его и быстро выполняли указания. Было в нем что-то такое, отчего казалось, что все эти звоны, гуды и лязги механизмов подчинены одной его воле, его желаниям. Когда сливали чугун и цех расцветал сверкающим фейерверком огненных брызг, Евсей Васильевич стоял у канавы точно такой, как сейчас в закате, - спокойный и гордый, будто отлитый из меди.

Потом я узнал, что этот чародей-вагранщик - большой любитель природы. И потянуло меня к нему. Теперь уже не счесть, сколько дней и ночей провели мы вместе среди родных полей и лесов, сколько сожгли сообща пороху.

…Вдруг Евсей Васильевич нахлобучил шапку и низко склонился за ветки скрада. Я машинально последовал его примеру, потянул за рукав Суная. Взглянул в краснеющую закатом седловину: плавно покачиваясь, через перевал летели гуси.

Тяжелые птицы упруго взмахивают крыльями, их темные силуэты плывут над седловиной. Все ближе и ближе. Уже слышен сопящий посвист жестких перьев, я различаю, как передний покачивает головой, будто выискивает наши скрадки. От напряженного ожидания вспотели ладони, я сжимаю ружье…

Сунай без ружья. Он просто так с нами, и ему легче, наверное, в эту минуту.

Однако Сунай дергает меня за полу телогрейки и горячо шепчет:

Давай, давай! Отпустишь!

Рано, - как могу спокойно отвечаю ему и медленно поднимаю ружье.

Но вот, пожалуй, пора. Стайка гусей между нашим скрадом и скрадом Евсея Васильевича. Почти враз прогремели четыре выстрела. Глухое эхо испуганно покатилось по перевалу, все дальше, дальше и, слабо аукнув, затихло, потерялось в лесах. Птицы с тревожным гоготом заметались в узкой горловине, а затем круто и стремительно взмыли к небу.

Практический материал к устному экзамену по русскому языку за курс 8 класса по учебнику Л.А.Тростенцовой.
Билет №1

  1. Какой общей мыслью объединены высказывания?

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. - К. Паустовский.
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью - А.И. Куприн.
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Дмитриевич Бальмонт

2.Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы (полностью и частично) приводимые изречения русских писателей. Выразите своё отношение к этим высказываниям.

Билет №2
1. Используя слова в скобках, составьте предложения с прямой речью. Комментирующую часть поставьте в начале, середине, конце предложения.


Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский- писатель.)
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.(М.А. Шолохов– писатель и общественный деятель.)
2. В полученных предложениях объясните знаки завершения, разделения, выделения.

Билет № 3


  1. Дайте характеристику предложений, объясните знаки препинания.
В небе стояла круглолицая луна от её света ничто не могло спрятаться.

Солнце било в окна в доме и на улице было удивительно спокойно и тихо и этот покой оттенялся добрым, умиротворённо ворчливым шумом затухающего самовара.

Церковь Покрова на Нерли которая поставлена на небольшом холме является шедевром мировой архитектуры.

2.Замените прямую речь косвенной.
«Будьте у музея ровно в 11 часов»,- предупредил нас учитель истории.
Шофёр такси уверял: « Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут».
Врачи считают: « Курение особенно вредно для лёгких».
Нина спросила подругу: « Таня, ты пойдёшь сегодня вечером на концерт?»

Билет № 4


  1. Четверостишие Ф.И. Тютчева, написанное 28 ноября 1866 года, состоит из одного сложного предложения. И всё-таки это текст. Как вы думаете, почему?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.
2. Расставьте знаки при междометиях. Какие чувства выражают междометия. Прочитайте, стараясь передать эти чувства.
Чу за тучей прогремело, принахмурилась земля. (Ф.И. Тютчев.)
Но вот подъём позади. Ух как отсюда всё видно! (Л. Фомин.)
Ах у радости быстрые крылья, золотые да яркик перья! (И. Никитин.)
О в этом радужном виденье какая нега для очей! (Ф.И.Тютчев.)

Билет № 5


  1. Определите вид словосочетаний по главному слову. Укажите вид подчинительной связи.
Думать о будущем, радоваться празднику, корзина с грибами, новой квартиры, по-осеннему хмурый, по осеннему лесу, очень хорошо, намерение работать.

  1. Укажите способ передачи чужой речи.
    Учитель сказал: «Ребята! Будьте внимательны, переходя улицу».
    Учитель сказал, чтобы мы были внимательны, переходя улицу.
    По словам учителя, мы должны быть внимательными, переходя улицу.
    Учитель рассказал нам о правилах перехода улицы.
Билет № 6

  1. Обозначьте грамматическую основу предложений (простых и каждого из входящих в состав сложного). Расставьте знаки препинания.
    Поезд мчался в неясную даль и я вспомнил зимнюю ночь. Там где садилось солнце обозначился слабый румянец зари.
    Человек должен трудиться. От долгого хранения сыр делается ломким, сухим. Чтение вот лучшее учение. Чего себе не хочешь того и другим не делай. На уроки не опаздывай. Будь с весёлой песней дружен, с грустью незачем дружить.

  2. Найдите вводные слова, укажите их значение. Знаки не расставлены.
    Казалось тихий ночной час придавал беседе особую прелесть. Я не буду вас задерживать. По- моему дело ясно. К счастью он быстро поправился. По народному поверью аист стережёт счастье. Ночью вероятно было прохладно.
Билет № 7

1. Объясните характер интонации в каждом предложении. Расставьте знаки завершения, выделения и разделения, объясните их постановку.

На днях заночевал на степном озере /Оно сплошь заросло высоким камышом/ На середине блестела узкая полоса чистой воды/ Медленно гасла заря/ Перед рассветом тревожный утиный крик заставил меня очнуться/ Отчего беспокоились утки/ Кто мог их потревожить/ Какая-то тень мелькнула перед моими глазами чьи-то крылья едва не задели меня по лицу/Сова/ Вот кто губит птиц по ночам/ Берегись ночная хищница/ (По Н. Никонову.)

2. Найдите вставные конструкции, объясните постановку знаков препинания.
Однажды вечером это было в начале октября 1773 года сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра. (П.) Медленность нашего похода в первый день мы прошли только пятнадцать вёрст несносная жара недостаток припасов беспокойные ночлеги… выводили меня из терпения. (П.)
На маленьком озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много ряски.

Билет № 8


  1. Обозначьте грамматическую основу предложений (простых и каждого из входящих в сложное). Укажите. чем выражено подлежащее.
    Был уже полдень когда мы возвратились в Степанчиково. Балтийское море глубоко вдаётся в материк. Присутствующие говорили о разных предметах. Завтра не будет похоже на сегодня. Учиться всегда пригодиться. Дед с матерью шли впереди всех. Вдали кто-то запел.

  2. Найдите обращения, укажите, чем они выражены. Объясните постановку знаков препинания.
    Пётр куда ты спрятался / Тимур / Тебя ищет твой дядя/ Отпусти меня родная на простор широкий/ Безмолвное море лазурное море открой мне глубокую тайну свою/ От вас мои юные друзья требуются прилежание учёба да любовное внимание к общественным ценностям лежащим в поле вашего зрения.
Билет № 9

  1. Найдите простые глагольные сказуемые, укажите их формы и грамматическое значение.
    По утрам над полями расстилался густой пар. Мы видим на крышах изморозь. Вы перепишете это упражнение и расскажете о правилах правописания. Подготовьтесь к самостоятельной работе. Без тренировки я не выполнил бы норм по плаванию.

  2. Укажите предложения с обособленными членами. Расставьте знаки препинания Объясните их пос тановку.
    Власть над землёй вам молодым дана. Изумлённый прохожий о чём-то спросил. Измученный и продрогший я едва добрался домой. Где-то глубоко под землёй сочилась пробиваясь к озеру вода. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.
Билет № 10


  1. Молодой Дубровский хотел заняться делом. Девочка перестала плакать. Я был готов любить весь мир. Человек должен трудиться. Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной.

  2. Укажите обособленные определения, объясните, почему они обособляются. Расставьте знаки препинания.
    Листья клёнов похожие на лапы резко выделялись на жёлтом песке аллей. Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного. Ветер сырой холодный пронизывающий стучит в окна. Не тающий даже в самое жаркое лето снег покрывает вершины гор. Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.
Билет № 11

  1. Найдите сказуемые, укажите их тип. Чем они выражены?
    Добрая работа – всему начало. Воздух становился слаще. Я был глубоко оскорблён словами гвардейского офицера. Ум да здоровье всего дороже. Пётр в «Полтаве» - воплощение исторического разума, общенациональных интересов Отечества.

  2. Укажите обособленные приложения, объясните, почему они обособляются. Расставьте знаки препинания.
    Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам. Цветная осень вечер года мне улыбается светло. Этим летом я поехал в Тарусу тихий городок на Оке. Лётчик простой белобрысый парень кивнул головой и улыбнулся. Юрию как уроженцу юга было трудно привыкнуть к климату Арктики.
Билет № 12

  1. Найдите грамматическую основу предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их употребление.
    Лес это самый верный помощник в борьбе за урожай. Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народов. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. Совесть есть внутреннее сознание добра и зла. Зависть не желание добра другому а одному лишь себе. Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Ласковое слово что весенний день.

  2. Укажите обособленные обстоятельства, объясните, почему они обособляются. Расставьте знаки препинания.
    Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив. Не глядя на доску трудно играть в шахматы. Читать лёжа вредно. Челкаш не опуская руки сторожа продолжал разговаривать. Работал он не покладая рук. Несмотря на поздний час было душно. Я отказался было от поездки но подумав согласился.
Билет № 13

  1. Разберите по членам данные ниже предложения. Укажите, чем выражены главные и второстепенные члены.
    К вечеру погода испортилась. Со стороны океана потянуло ледяным холодом. Над тундрой тяжело заворочались плотные волны седого тумана. Небо заволокли низкие тучи.

  2. Укажите обособленные уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения? Объясните постановку знаков препинания.
    Внизу под глинистым обрывом поблёскивало Азовское море. Грузовик подобрал нас через три часа то есть к вечеру. На пристани никого не было кроме сторожа с фонарём. Маленький домик стоял на горе над рекой на самом краю города. Осенью во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
Билет № 14

  1. Найдите дополнения, укажите, чем они выражены, являются прямыми или косвенными.
    Корни деревьев питают листья. Городские улицы украшают многоэтажные дома. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет. Швабрин просил меня забыть о прошедшем. Пароход будит город плачущим гудком.

  2. Определите, чем осложнены данные предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
    Мысли мои моё имя труды будут принадлежать России. Относитесь к родному языку бережно и любовно думайте о нём изучайте его любите его. Отец не оборачиваясь кивнул головой. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени. Вероятно это был человек воспитанный. Ребята давайте жить дружно!
Билет № 15

  1. Укажите согласованные и несогласованные определения и способы их выражения.
    Расставьте запятые, объясните их постановку.
    Вокруг тянулась плоская унылая степь. Небольшие чисто подметённые дворики были огорожены земляными заборами. Мне нужен портфель из кожи. Желание учиться овладело мальчиком. Стояла осень в солнце и туманах. Чьи-то кони стояли у двора.

  2. Найдите предложения с однородными членами. Расставьте запятые.
    Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой. Этот мир казался таким обыденным заурядным даже скучным. Ученье да труд к славе ведут. Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях. Туча росла и захватывала запад и восток. Благодаря строгому режиму сильной воле и целеустремлённости товарищ успевает не только справляться со всеми школьными делами но и выполнять общественную работу.
Билет № 16

  1. Укажите приложения, расставьте знаки препинания.
    Белые чайки рыболовы с криком носились над Доном. Высоко стоит солнце горячо печёт землю матушку. Прошёл буксир Кочегар с четырьмя баржами нефтянками. Туристы катались по Москве реке на теплоходе. Женщина врач из дома отдыха выслушала Семёна.

  2. Найдите согласованные и несогласованные определения. Укажите, чем они выражены.
    Изба лесника состояла из одной комнаты. Минуты перед боем- особенные минуты. Вдруг на пути нашем явилась довольно большая жёлтая река. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. Началась самая бешеная скачка вперегонки.
Билет № 17

  1. Укажите обстоятельства. Определите их вид по значению.
    Пловец с усталости в сон крепкий погрузился. При малейшей удаче он необыкновенно ободрялся. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения. Угрожающе рокочет море. С шумом катятся грозные валы. Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду. Дует очень холодный ветер. Вчера я приехал в Пятигорск. На заре войско двинулось вперёд.

  2. Укажите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
    Метели снега и туманы покорны морозу всегда. Дорога то подымалась на взгорье то упиралась в скалу. Странный звук подплывал всё ближе и ближе и рос в своей силе. Слышалось там и пенье и смех и ворчанье. Ум имей хоть маленький да свой. И стар и млад пришли к нему на помощь. Будьте упорны но не упрямы.
Билет № 18

1. Определите типы односоставных предложений. Ответ аргументируйте.

Июнь. Жарко. Всюду косят. Уже поспели орехи. Иду через луг в дальний лесок.


  1. Укажите обобщающие слова, объясните знаки препинания.
Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и берёза растут дружно и тесно.


Билет № 19


  1. Прочитайте. Укажите назывные предложения. Для чего они использованы автором? Обозначьте в предложениях грамматические основы. Расставьте знаки препинания.
    Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озёрца льна. Поля созревающей ржи. Могучие камни оставленные ледниками напоминают Васнецова, суровый пейзаж его богатырской заставы. Воистину псковская земля богатырская застава земли русской.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.
Поспорили однажды Большой Телескоп и Маленькие Очки.

Я вот какой большой воскликнул Телескоп.
А мы вырастем и тоже будем большие ответили Очки.
Никогда вы не вырастете громко засмеялся Телескоп.
А зато у нас целых два стёклышка робко произнесли Очки.
Телескоп с важностью заявил
А у меня этих увеличительных стёкол целых сто штук. И все грома-а-адные.

Очки совсем загрустили подумали что Телескоп прав и они совсем ни на что не годятся. Но тут вошёл Астроном подошёл к столику на котором лежали Очки и бережно надел их.
И что бы я без вас мои дорогие делал Ведь я так плохо вижу ласково сказал он.

Билет № 20


  1. Найдите определённо-личные предложения. Укажите, чем выражен в них главный член.
Завтра иду с радистом и проводником в горы. Мы с Павликом отбираем из своего имущества только самое необходимое. Через два часа снова буду говорить с врачом. Не забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. Выберите себе книгу по вкусу.
2. Укажите второстепенные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания (знаки не расставлены).

Ветер дувший с моря усиливался. Сильный ветер сырой холодный пронизывающий стучит в окна. Вам молодым учиться надо как жизнь проводить.
Прощаясь мы обещали писать друг другу.

Билет № 21
1. Укажите тип предложения и форму глагола- сказуемого.


Умную голову почитают смолоду. Дело словом не заменишь. После дела за советом не ходят. Стой за правду горой. Соловья баснями не кормят. По газонам не ходят.


  1. Найдите неполные предложения. Объясните постановку знаков препинания.
Алёша смотрел на них а они на него. Плот плыл вдоль берега а лодка ему наперерез. Егорушка долго оглядывал его а он Егорушку. Брат учится хорошо. Сестра неважно.

Билет № 22
1. Найдите безличные предложения. Укажите в них форму глагола- сказуемого.


Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. Темнеет. Наступает предпраздничный вечер. На селе темно и тихо. Быть грозе великой! Зажгло грозою дерево.ф

2.Укажите прямую речь. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Как вам показался наш город промолвила Манилова Приятно ли провели там время

До завтра промолвил я завтра всё будет решено.
Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин.
Эй Влас воскликнул Туман, вглядевшись в него Здорово брат

Урок русского языка в 8 классе.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Цели урока: повторить и систематизировать материал по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»;

закрепить знания о постановке знаков препинания в осложненных предложениях и умение производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями;

подготовиться к выполнению задания В5 КИМов.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Ход урока.

  1. Организация урока. Проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей урока.
  2. Лексическая работа со словом чувствуется.

Определите лексическое значение этого слова.

Проверьте по толковому словарю. Запишите предложения – пример употребления слова в речи.

По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

Солнце, чувствуется, уже садится за вершины далеких строений.

В чем различие в употреблении слова?

Выполните синтаксический разбор первого предложения.

А как разобрать второе?

Можно ли к слову чувствуется задать вопрос?

Сделайте вывод о его месте в предложении. В случае затруднения обратитесь к учебнику (стр.166).

Образец разбора предложения (проецируется на экран).

Повторите, почему мы считаем, что междометия, обращения и вводные конструкции не связаны с членами предложения?

  1. Выборочный диктант. Индивидуальная работа на компьютере (выполнение тестовых заданий)

Обойтись в речи без них просто невозможно, и, следовательно, мы должны учитывать их при постановке знаков препинания.

Задание: выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения, определить их (классифицировать), указать роль в предложении.

А) Может быть, Семен, я все-таки поступил легкомысленно?

Б) Как нарочно, дождь шел несколько дней.

В) По словам знатоков, разливы Оки оставляют на лугах прекрасный ил.

Г) Сентябрь был тихий, теплый и, на счастье, без дождей.

Д) но вот подъём позади. Ух, как отсюда все видно!

Е) На другой день после завтрака я отправился на своем велосипеде(он совсем расшатался) в соседнее село.

4. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Итак, она звалась Татьяной.

Лес вскоре поредел, но дождь, как на грех, усилился.

  1. Значение темы при подготовке к ГИА

А) анализ примеров из ГИА. Задание В5. Проецируется на экран

В приведенных примерах пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

  1. В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, (1) но и талант натуралиста,(2) которым он,(3) несомненно,(4) обладает. (3,4)
  2. «Это,(1) кажется,(2) тоже необыкновенный росток,(3)-подумала Майя. –Он,(4) верно,(5) сделан из солнечных лучей. (1,2,4,5).

Б) выполнение заданий В5 в тестах 9 классов (по вариантам)

Индивидуальная работа с учащимися на компьютере.

6. Разбор предложения (по теме урока) . Знаки не проставлены.

Они прошли довольно близко но кажется не заметили нас

Он любил жизнь и видимо жизнь его любила .

7.. Домашнее задание.

1. Лексическая работа со словом разумеется

2. Сочинение (на выбор)

А) Что общего между обращениями и вводными словами и чем они отличаются?

Б) Роль вводных слов и предложений в рассказе Л.Н.Толстого « После бала».

3. Упражнение 398 (по желанию).

8. Подведение итогов урока. (Я знаю…. Я умею….)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - обобщение по теме "Вводные слова, словосочетания и обращения" содержит материал по подготовке к ЕГЭ (А22), метапредметность (знак), задания на развитие орфографической и пунктуаци...

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ СО СЛОВАМИ И КОНСТРУКЦИЯМИ, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Презентация к открытому уроку русского языка в 8 классе...

Подготовка к экзамену по русскому языку…

Тема занятия:

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Цели: повторить и систематизировать материал по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»;

закрепить знания о постановке знаков препинания в осложненных предложениях и умение производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями;

подготовиться к выполнению задания № 17.

Ход занятия:

Запишите предложения – пример употребления слова в речи.

По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

Солнце, чувствуется, уже садится за вершины далеких строений.

В чем различие в употреблении слова?

Выполните синтаксический разбор первого предложения.

А как разобрать второе?

Можно ли к слову чувствуется задать вопрос?

Сделайте вывод о его месте в предложении. В случае затруднения обратитесь к учебнику.

Образец разбора предложения (проецируется на экран).

Повторите, почему мы считаем, что междометия, обращения и вводные конструкции не связаны с членами предложения?

Выборочный диктант. Индивидуальная работа на компьютере (выполнение тестовых заданий)

Обойтись в речи без них просто невозможно, и, следовательно, мы должны учитывать их при постановке знаков препинания.

Задание: выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения, определить их (классифицировать), указать роль в предложении.

А) Может быть, Семен, я все-таки поступил легкомысленно?

Б) Как нарочно, дождь шел несколько дней.

В) По словам знатоков, разливы Оки оставляют на лугах прекрасный ил.

Г) Сентябрь был тихий, теплый и, на счастье, без дождей.

Д) но вот подъём позади. Ух, как отсюда все видно!

Е) На другой день после завтрака я отправился на своем велосипеде(он совсем расшатался) в соседнее село.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Итак, она звалась Татьяной.

Лес вскоре поредел, но дождь, как на грех, усилился.

В приведенных примерах пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

    В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, (1) но и талант натуралиста,(2) которым он,(3) несомненно,(4) обладает. (3,4)

    «Это,(1) кажется,(2) тоже необыкновенный росток,(3)-подумала Майя. –Он,(4) верно,(5) сделан из солнечных лучей. (1,2,4,5).

Б) выполнение заданий В5 в тестах 9 классов (по вариантам)

Индивидуальная работа с учащимися на компьютере.

Разбор предложения. Знаки не проставлены.

Они прошли довольно близко но кажется не заметили нас

Он любил жизнь и видимо жизнь его любила .

Содержание задания 17 определено так: слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Что имеется в виду?

В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Но в КИМах круг языковых явлений сужен. Поэтому и мы ограничимся вводными словами и предложениями. Что о них нужно знать?

1. Вводные слова не являются членами предложения.
2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.
То, что они выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать. Для этого сравним:

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

К счастью - вводное слово, выделяется запятой.

Посуда бьётся к счастью.

К счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьется (к чему?) к счастью.

Попробуйте опустить к счастью . Во втором предложении без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно.
Сравним:

Посуда бьётся к счастью. ≠ Посуда бьётся.

Чувствуете, это совсем не одно и то же. Почему второе предложение не допускает подобной трансформации? Потому что к счастью - член предложения, грамматически и по смыслу связанный с другим членом предложения. Если его исключить, структура меняется. В первом же предложении к счастью не является членом предложения. Кроме того, оно грамматически не связано ни с одним из членов предложения. Следовательно, структура предложения не изменится, если вводное слово опустить.

В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.

Может быт ь, брат станет музыкантом. ≠ Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух.
Ты,
верно , с Севера? ≠ Ты решил задачу верно .
Возможно , он позвонит сегодня. ≠ Статью возможно написать за неделю.
Видишь , мы не опоздали, ты напрасно волновалась. ≠ Ты видишь дорожный знак?

В некоторых случаях возможно двоякое толкование смысла предложения, например:

Она, безусловно, права.

безусловно =конечно: уверенность говорящего, вводное слово

Она безусловно права.

безусловно =без условий и ограничений, обстоятельство меры и степени

Потом, он стал знаменитым актёром.

потом - слово, вводящее довод, вводное слово

Потом он стал знаменитым актёром.

Потом = позднее, обстоятельство времени

Различать вводные слова и члены предложения в таких случаях помогают более широкий контекст и интонация устного высказывания или пунктуация письменного. Но в КИМах запятые не расставлены: каждый должен определить сам, нужны они или нет. Значит, единственное, на что можно ориентироваться, это смысл предложения и возможность - невозможность опустить анализируемые слова без нарушения грамматических связей и структуры предложения.

Замечать вводные слова и предложения помогут списки примеров.

Что выражается:

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

Источник сообщения

По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

Внимание:

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Они никогда не выделяются запятыми.

Примеры:

По решению директора уроки отменили.
Едва ли Кирилл знает, где мы собираемся. Нужно ему позвонить.
Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.
А ведь он прав!
Он якобы нас не узнал.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то