Сценарий дуэль для милых дам. Сценарий поэтической дуэли "Пламени вспышка - слово!". Открой сомкнуты негой взоры

Рашида Жогова
Сценарий конкурса «Поэтическая дуэль «Пламени вспышка - слово!» Видео

В гостиной мягкий полусвет. Трое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы. Горят свечи.

Ведущие начинают повествование.

Звучит «Элегия» Рахманинова.

За кулисами звучат слова на казахском , русском и английском языках о поэзии.

Учитель русского языка и литературы :

В мире всегда что-то изменяется. Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

1ведущий : Дорогие любители поэзии! Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о поэзии.

2 ведущий : айырлы кеш, жырсйерауым!

3 ведущий : Today we are here to talk about poetry!

1 ведущий : Мысль поэта , живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушишь ее.

2 ведущий : Поэзия – асиетті де діретті ым. Ол - адамны ішкі сезіміні тіл жетпес тылсымында жатан сем лемі. Жеке адамны ешкімге айтпас пия, астерлі ішкі сыры.

1 : Кто же такой поэт ? Давайте послушаем, что говорят об этом сами поэты .

(Сценка )

Входят Николай Гумилев, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Абай, Шекспир, Игорь Северянин, Владимир Маяковский.

Николай Гумилев (обращается к окружающим) :

Я Николай Гумилев. Я считаю, что поэзия - такая же наука, как, скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать их. Этому надо учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Когда вы усвоите все правила и проделаете бесчисленные поэтические упражнения , тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению. Тогда, как говорил Кальдерон, вы сможете запереть правило в ящик на ключ и бросить ключ в море.

Марина Цветаева (входит и обращается к Брюсову) :

Извините, не посмотрите ли.

Брюсов :

Посмотрим, посмотрим. Стишки пописываете, Марина Цветаева (перелистывает, небрежно возвращает) .

Послушайте мои советы ("Юному поэту ".)

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета :

Первый прими : живи настоящим,

Только грядущее - область поэта .

Помни второй : никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни : поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта .

Так вы поняли,что главное : лелеять слово , оживлять слова забытые .

Мен жазбаймын ледіермекшін,

Жо-барды, ертегінітермекшін.

Ккірегісезімді, тіліорамды,

Жаздымлгіжастарабермекшін.

Блсздітасырпас, талаптыар,

Кілінікзіашы, сергекшін.

He, nor that affable familiar ghost

Which nightly gulls him with intelligence,

As victors of my silence cannot boast;

I was not sick of any fear from thence:

But when your countenance filled up his line,

Then lacked I matter; that enfeebled mine.

Цветаева :

Так кто же все-таки Поэт ?

И.Северянин :

Я, гений Игорь Северянин,своей победой упоен : я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Я покорил литературу! Взерлил, гремящий, на престол! Я думаю, вы слышали о моем небывалом, невероятном, громкокипящем успехе. Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале… А в Керчи, в Симферополе, на Волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора.

Марина Цветаева :

Ну, вот одна. Как обычно. (читает стихотворение "Моим стихам") .

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт ,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В Святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(Подходит В. Маяковский и подает платок)

В.Маяковский :

Ну что вы? Мокрая, будто ее облизала толпа! Для кого вы стараетесь?

М.Цветаева : А вы кто?

В.Маяковский : Я поэт . Этим и интересен, об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словом . (Читает стихотворение "Нате!") :

Через час отсюда в переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир .

Цветаева : Зачем же так грубо?

В. Маяковский (Оборачивается. Читает стихотворение "А вы смогли бы?") :

Я сразу смазал картину будней,

плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ,

а вы ноктюрн сыграть

смогли бы

на флейте водосточных труб?

(Отходит в угол. С потолка свисают звезды. Он глядит на них задумчиво) .

Послушайте, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.

Все застыли.

2 : Біз бгін поэзияны жаа жлдыздарын жаамыз.

1 : У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого с путеводным маяком – не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён поэзии, начинающим поэтам . Авторы - учащиеся нашей школы. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя .

2 :«Поэзия – адам ккірегіні е алыс ткпірлеріне дейін шымырлап-жаырып, шулап-буыранып жететін е слу жан сыры, ттас бір халыты басынан кешірген рухани міріні кркем тарихы.

3 :There are no indifferent people here. There are only those who have come here because of dictates of their hearts! Some of you can write their own verses, others like to listen to them.

1 :Представляем уважаемое жюри :

3 :Токсанбаева Шолпан Амреновна, доцент, кандидат филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова.

2 : Жарылапов Жансая Жаназылы араанды Мемлекеттік Университеті каза дебиеті кафедрасыны мегерушісі, филология ылымыны докторы, профессор

1 :Харитонова Лариса Михайловна, доцент, кандидат филологических наукКарагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

2 :Жмагелдин Жанайдар Шаймерденлы, аа оытушы, араанды МемлекеттікУниверситеті филология ылымдарыны магистранты

3 :Шильке Вячеслав Васильевич, магистрант филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

1 :Заместитель директора по научно-методической работе Жукенова Гульназ Эндуардовна

3 : Ученица Екатерина Габова

1 :Почетные гости : Рахимова Галина Сагандыковна - первый диктор Карагандинского телевидения . Ее узнают во всех городах СНГ и зарубежья, где она бывает, ведь повсюду встречаются карагандинцы, и для них она - привет из юности….

3 :Карагандинские поэты :

Шалкар Жалел Куандыкулы

Иосиф Вульфович Брейдо

Вениамин Алексеевич Лагай

Владимир Вишняков

Вадим Ким

Виктория Орешкина

(Ведущие по очереди.)

1 : Приглашаем на сцену наших дуэлянтов .

2 :ошемет крсетейік!

3 :Welcome!

1 : Мечтательная Наталья

2 :Екатерина

3 :Purposeful Роман

1 : Resolute Бексултан

2 :Аылы ке, жалындап транАйдосым

2 : Шалыан шабыт иесі Шалар

1 : Кристина

3 :Artistic Давид

2 :Тлабойытнан талант иесі Азалия

2 :Аылдаан а кілді Аглім

2 :Дарыны тал бойына жарасан сем

2 :Жасындай жарылдаан Жаслан

1 : Открыть наш поэтический вечер приглашаем поэта Шалкар Жалел Куандыкулы

Ведущие рассказывают об условиях проведения дуэли .

1 : А теперь мы хотим ознакомить вас с правилами дуэли .

Визитная карточка поэта . Каждый из участников дуэли представляется , рассказывает немного о себе, читает на выбор стихотворение, выбирает из зала секунданта, помощь которого ему в дальнейшем может пригодиться.

Жекпе – жек кезеі. Бл кезеде рбір атысушы аын тадап алан таырыбы бойынша дайындап келген ледерін ортаа салады. Дуэльге атысушылар жптасады . Аындара ойылатын шарт- таырыпты жан-жаты арастыра отырып, мн-маынасын ашуа баса назар аудару. ділазылар аласы жптарды ішіндегі жеімпаздарды анытайды. Жеімпаздараты сайыса атысады.

1 : Одно условие есть : стихи-выстрелы состоят из 8-14 строчек.

We want to intrigue you, so the rules of the third round will be announced later!

2 : Жекпе – жекті бастаймыз. Ортаа зіні визит карточкасымен Екатеринаны шаырамыз.

Визитная карточка дуэлянта . Выступают по очереди.

3 :Thank you for your visiting cards!

1 : Послушайте романс «Ночь светла» в исполнении Гольской Людмилы Викторовны из областной филармонии им. К. Байжанова.

Ведущие :

1 :И первыми сделает 3 выстрела пара, вытянувшая номер №1, - Наталья и Екатерина!

Тема для выстрелов - «Судьба и провидение »

2 :Жекпе – жектіжаластыратын жп №2 Адосым мен Шалкар!

Таырып : «Баыт» .

3 :Third pair will be Асем and Жасулан!

They have written verses about Kindness.

1 :Настала очередь четвертой паре – Роман и Бексултан!

Поэты будут размышлять «О себе и о времени»

2 : 5-жпты жекпе-жегінтамашалайы. Ортаа Акгулим мен Азалияны шаырамыз.

Таырып : «Тн слулыы мен жан слулыы»

3 :And 6th pair which is Kristina and David will finish the duel

The topic of performance is “War”

2 : «Шын поэзия жасырыныптран дние слулыыны шымылдыын сыпырып тастайды» - деген еді Шелли Хан. Поэзия – апас уыста тынысыды кеейтер таза ауа секілді дірет. Оны тсіне білу де -наыз нер. Бл – поэзия діреті.

Ортаа «Вальс» бишілерін шаырамыз.

3 :Жюри объявляет победителей 2 раунда.

И ими стали 6 начинающих поэтов : Шалар, Роман, Екатерина, Кристина, Азалия и Асем.

1 : Приветствуем победителей.

2 : «ле – сзді патшасы сз сарасы,

иыннан иыстырар ер данасы.

Тілге жеіл жрекке жылы тиіп,

Теп-тегіс, жмыр келсін айналасы»,- деп лы Абай атамыз айтандай, лемен сырларын суреттеп, рнектеген аындарымы келесі сыны да келіп жетті. Жекпе- жекті 3- кезеі - суырып салып айту- аынды абілетін крсету.

3 :And now it is time for the third round! Finalists will receive a topic which must be the topic of their future verses. They only have 15 minutes to complete the task. Thus, there will be 6 participants of the 2nd round and three of them will take the place. Moreover, you, our dear guests, should choose the topics. Please, we would like you to suggest your own themes and our assistants submit them to the jury, so they will choose the best for impromptu verse.

1. Тему определяет зритель! Мы вас слушаем. Помощники записывают и передают жюри. Жюри выбрало тему «Добро и зло» .

Поэты уходят и в течение 15 минут сочиняют произведения.

3 :Every poet is the whole world. Ones enjoy pictures of nature, the others convey storm of passion in their verses or tell readers about their true feelings and somebody does all these things. placeWe want to invite here Golskaya Lyudmila Viktorovna with her song "Green Sleeves"(Гольская Людмила Викторовна)

2 :Рахмет, Людмила Викторовна!

1 :Музыка и Слово . Они всегда рядом. Поэты прислушиваются к музыке своей души. Тот, кто любит Музыку, тот любит и Поэзию, тот любит и саму Жизнь. Послушайте в исполнении Копеевой Асель композицию М. Таривердиева «Воспоминание»

2 :Суырып салу кезеі. Аындарымызды з шыармаларын оуа жекпе – жектегі кезектері бойынша шаырамыз.

Поэты читают свои произведения.

3 :Thank you for your performance, dear poets! And now juryisgoingtoworkhard. They need to choose the winner of the 3rd round.

1 :Пока жюри совещается, о Музыке и Слове расскажет

Жанибек, который на стихи С. А. Есенина сочинил музыку. И получилась удивительная песня.

3. Let’s applaud Zhanabek for this wonderful song!

2 :Приглашаем на сцену Георгия , который споет о любви.

1 :Спасибо Георгию за душевную песню!

3 : This is the long-expected moment for us. Jury is going to announce the winners.

1 : Наступил долгожданный момент – награждение. Слово жюри .

3 : Приглашаем на сцену Асем Елубаевну , заместителя директора по воспитательной работе.Наши победители : Кристина и Шалар

1 : Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивей

2 : Поэзия – жастыы жалын шан,

Керемет сыра толы досым са.

3 : Poetry is a sword of lightning, ever unsheathed, which consumes the scabbard that would contain it.(Перси Шелли)

1 : До новых встреч!

2 : Келесі кездескенше, достар!

3 : See you, dear friends!

Послесловие

Вы скажете, что в наше цивилизованное время дуэли среди поэтов не приняты ?

Что ж, вы очень ошибаетесь. Они существуют! И доказательством служит проведенная поэтическая дуэль «Пламени вспышка – слово

Поэтический вечер удался благодаря сотрудничеству с Карагандинским Государственным университетом им. Е. Букетова, библиотекой НИШ, благодаря талантливым ученикам, учителям казахского, русского и английского языков, Областной филармонии им. К. Байжанова.

В сценарии частично использован материал сайта http://scenaristu.narod.ru/vecher/litkafe.html

Жогова Рашида Исмаиловна, учитель русского языка и литературы.

Смирнова Лариса Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназии №498 Невского района г. Санкт-Петербурга

Сценарий литературной гостиной

"Две дуэли

Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб"

(в рамках проведения декады русского языка и литературы в ОУ)

Звучит лирическая мелодия. На её фоне – вступление.

Мильченко Пушкин и Лермонтов - современники, но они никогда не встречались. Так ли это?

Троянов Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов.

Мильченко Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой "арапа Петра Великого" А.П.Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.

Троянов У Пушкина и Лермонтова были общие знакомые. Корнет Лермонтов - однополчанин поручика Гончарова, шурина Пушкина. Но Пушкин, видимо, даже не слышал имени Лермонтова. Почему? Дело не только в разнице в возрасте.

Мильченко И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение "Весна" в журнале "Атеней" в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?

Троянов И тем не менее Пушкин и Лермонтов встречались! Когда? Летом 1820 года Пушкин, уже известный в России поэт, и 5-летний Лермонтов со своей бабушкой одновременно находились на Кавказских Минеральных Водах. В Пятигорске одна улица вела к источникам и ваннам и заканчивалась у них. Великий Пушкин, конечно, встречался на улице или у источников, где и народа было всего несколько десятков человек, с юным Лермонтовым - своим будущим великим наследником в русской поэзии. Так что Миша Лермонтов видел и слышал Пушкина.

Мильченко И Пушкин, и Лермонтов общались с декабристами и сами испытали царскую ссылку.

Троянов Пушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834-35 гг. Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь он мог встретить будущего убийцу Пушкина - Дантеса, который посещал в этот период Трубецких.

Мильченко У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он "компрометировал" их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми "крамольными" стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом –Львом- у Пушкина не было близких доверительных отношений. Пушкин любил только няню Арину Родионовну и сестру Ольгу, всегда стремившуюся помирить его с родителями.

Троянов А у Лермонтова не было ни братьев, ни сестер, только одна любимая бабушка Е.А.Арсеньева. Лермонтов остался без родителей в 17 лет, к тому же отец оставил его в детстве, а у Пушкина при живых родителях было отчуждение от них.

Мильченко Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви.

Троянов И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова.

Мелодия сменяется.

Громов

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных-

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас, мы все сойдём под вечны своды-

И чей-нибудь уж близок час.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провожать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Но пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Юдин

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.

Хочу – и снова затрудненье!

Зачем? Что пользы будет мне?

Моё случится разрушенье

В чужой, неведомой стране.

Я не хочу бродить меж вами

По разрушении! – ТВОРЕЦ,

На то ли я звучал струнами,

На то ли создан был певец?

На то ли вдохновенье, страсти

Меня к могиле привели?

И нет в душе довольно власти –

Люблю мучения земли!

Остромецкая Так задумывались о смысле своей жизни и смерти два великих русских поэта – тридцатилетний Пушкин, уже многое понявший и осмысливший в себе и окружающем мире…

Хидирова И шестнадцатилетний Лермонтов, только вступающий в жизнь, но уже переживший смерть матери, многолетнюю разлуку с отцом и его уход из жизни.

Остромецкая Что роднит этих поэтов?

Хидирова Годы жизни?

Остромецкая Пушкин родился в 1799, а Лермонтов – в 1814.

Хидирова Между ними – 15 лет, для истории – это крошечный отрезок времени.

Остромецкая Но для России XIX века – это две разные эпохи.

Громов Может быть, дух стремления к свободе, вольности, вера в справедливость, присущие их поэзии?

Юдин Но у Пушкина это ещё почти всегда и светлая надежда, оптимизм, а у Лермонтова – чаще горькая усмешка и печаль.

Троянов А может быть, судьбы этих двух поэтов во многом окажутся похожими: наполненные преданностью друзей и чьим-то предательством…

Мильченко …Искренней любовью и подлой изменой…

Троянов …А в конце концов одинаково, трагически оборванными выстрелом из дуэльного пистолета у Чёрной реки под Петербургом…

Мильченко …Или у горы Машук в окрестностях Пятигорска…

Остромецкая …Чтобы потом обернуться подлинным бессмертием? Как нам, людям XXI века, разобраться в тех двух дуэлях?

Хидирова Как понять, кто был прав и не прав?

Громов Как войти в ту реку времени, что многое унесла с собой, но оставила два сияющих великих имени:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

Юдин …И окрасила чёрной краской, окутала герростратовой славой имена двух убийц:

Жорж Дантес-Геккерен…

Николай Соломонович Мартынов.

Мильченко Да просто взять книгу Пушкина…

Хидирова …Томик Лермонтова…

Остромецкая …И прийти к пониманию того, что любой человек их таланта, с их взглядами не мог быть счастлив в обществе сплетен, интриг, личной несвободы и зависимости, был обречён на трагическую гибель в «стране рабов, в стране господ»

Песня «Всё небо чёрной мглой»

Гаглоев Итак, дуэль – дворянский способ решить спор, смыть оскорбление, восстановить честь собственную и близких.

Поляков Поединок из-за достоинства дорогой женщины, неосторожно брошенной шутки, колкой эпиграммы, слишком злого шаржа.

Гаглоев Дуэль официально запрещена, за неё – арест и наказание, но русское дворянство в начале XIX века не столько боится ареста, гауптвахты, ссылки, сколько невозможности наказать виновного, смыть свой позор кровью противника.

Поляков Добавим: кровь проливается отнюдь не всегда! А вот на дуэлях Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым кровь не только пролилась, раны оказались смертельными. Почему это случилось?

Отрывок из романа «Евгений Онегин».

Литвинов

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно?

Штырхунов

Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно…

Литвинов

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Штырхунов

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

«Теперь сходитесь». Хладнокровно,

Ещё не целя, два врага

Походкой твёрдой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени!

Литвинов

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первый тихо подымать.

Штырхунов

Вот пять шагов ещё ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить – но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет,

На грудь кладёт тихонько руку

И падает.

Литвинов

Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовёт его…Напрасно:

Его уж нет.

Штырхунов

Младой певец

Нашёл безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре.

Потух огонь на алтаре!..

Литвинов

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен,

Дымясь, из раны кровь текла.

Штырхунов

Тому назад одно мгновенье

В сём сердце билось вдохновенье.

Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь.

Литвинов

Теперь, как в доме опустелом,

Всё в нём и тихо, и темно;

Замолкло навсегда оно.

Закрыты ставни, окна мелом

Забелены. Хозяйки нет.

А где, Бог весть. Пропал и след.

Ганночка Поразительно, но и Пушкин, и Лермонтов, казалось бы, предвидели свою гибель на дуэли.

Смирнова И вот, в заснеженном лесу стреляются Онегин и Ленский, хорошие приятели, и перестаёт биться сердце романтика и поэта. Стреляются из-за девушки, к которой Онегин вообще равнодушен, а Ленский, пожалуй, только думает, что влюблён.

Ганночка А что же произошло в жизни Пушкина?

Смирнова Не были Дантес и Пушкин ни друзьями, ни приятелями, да и не могли быть: молодой красавец-повеса, француз, пытавшийся сделать блестящую карьеру на службе в русской гвардии. Воспользовавшийся покровительством голландского посланника барона Геккерена, любимец великосветских женщин, открыто и нагло ухаживавший за красавицей Натальей Николаевной Гончаровой, а женившийся, повинуясь царскому «совету». На её родной сестре Екатерине Гончаровой.

Ганночка …И великий русский поэт, автор «Бориса Годунова» и «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина» и «Медного всадника», «Капитанской дочки» и «Евгения Онегина», десятков стихотворений, друг опальных декабристов, оскорблённый придворным чином камер-юнкера, имевший серьёзные долги издатель литературного журнала «Современник», любящий муж и отец. Что общего между ними?

Смирнова Ничего.»Волна и камень. Стихи и проза. Лёд и пламень не столь различны меж собой…»- писал Пушкин о двух других дуэлянтах.

Плетнёва -А в светских салонах сплетничали: как относится Наталья Николаевна к Дантесу?

Воробейкова -Принимает ли она его ухаживания?

Плетнёва -А знает ли обо всём сам государь-император Николай I , он ведь тоже, говорят, неравнодушен к красоте госпожи Пушкиной?

Воробейкова -А знает ли всё её сестра, Екатерина Николаевна, ведь она выходит замуж за Жоржа Дантеса-Геккерена?

Плетнёва _А что даст за ней в приданое брат Дмитрий Гончаров?

Воробейкова -Ведь они, говорят, весьма стеснены в средствах?

Плетнёва -Вы слыхали. Говорят, уже была история с вызовом на дуэль в ноябре?

Воробейкова -Говорят, Василий Андреевич Жуковский, близкий ко двору, сумел её замять?

Плетнёва -А что же Пушкин, он верит Натали?

Вовчик Петербург в конце 1836 – начале 1837 года жужжал, будто потревоженный улей.

Песня А.Городницкого «Не женитесь, поэты»

Вовчик

Была ли виновата в чем-то Наталья Николаевна, мы, наверное, не узнаем уже никогда. Скажем лишь, что тогда ей было 24 года, она была матерью четверых детей, которых воспитала достойно, второй раз вышла замуж спустя несколько лет после смерти Пушкина, за благородного и мужественного человека – генерала Ланского.

Горохова Пушкин верил ей безусловно. Имеем ли мы право осуждать ее?

Проигрыш

Вовчик Секундант д*Аришак и Жорж Дантес-Геккерен направились к комендантской даче около трех часов дня.

Горохова Шеф жандармов граф Бенкендорф знал все о предстоящей дуэли. Но жандармы для того и будут посланы к Черной речке, чтобы опоздать.

Вовчик Пушкин с лицейским товарищем подполковником Данзасом ехали в санях по набережной Невы. По пути они встретили экипаж, в котором ехала Наталья Николаевна, но она была близорука, не узнала мужа.

Горохова А Пушкин смотрел в другую сторону и не заметил жену.

Вовчик Противники становятся на расстоянии 20 шагов, барьер обозначают своими шинелями.

Ветер кружит и стонет, порошит снегом глаза. Сгущаются ранние зимние сумерки…

Горохова Дантес успевает выстрелить первым.

Вовчик «Я ранен, - произносит Пушкин, падая на шинель, и остается недвижим. – Но я чувствую достаточно силы, чтобы сделать мой выстрел».

Горохова Дантес становится к барьеру как опытный дуэлянт – боком к противнику, прикрывая руку правой рукой.

Вовчик Пушкин не может встать, целится лежа.

Горохова Еще один выстрел гулко звучит на поляне.

Вовчик Дантес падает, раненый в грудь и руку.

Горохова «Я думал, что мне доставит удовольствие его убить, - медленно говорит Пушкин, - но теперь я этого не чувствую…»

Вовчик Константин Данзас отвозит тяжело раненого Пушкина в его дом. Он умеет нести ответственность за свои поступки.

Горохова И буде еще два дня страшных, мучительных болей, которые Пушкин вынесет мужественно и стойко.

Вовчик И будет еще бледная, с глазами, полными ужаса, Наталья Николаевна у постели умирающего мужа.

Горохова И будет срочное изгнание из России лишенного офицерских чинов и дворянства барона Жоржа Дантеса-Геккерена.

Вовчик А главное – будет у входа в дом на Мойке толпа чиновников, офицеров, купцов, простого люда. И в толпе этой – будущая гордость русской литературы: студент Иван Сергеевич Тургенев, мелкий чиновник Иван Александрович Гончаров.

Горохова И корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихотворение «Смерть поэта» (эпиграф на экране)

Отмщенья, государь, отмщенья!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

Громов

Погиб ПОЭТ! - невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и УБИТ!

УБИТ!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жаркий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Помогайбо

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… - он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Штырхунов

Его убийца хладнокровно

Навёл удар… спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалёка,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый.

На ЧТО он руку поднимал!..

Юдин

И ОН убит – и взят могилой,

Как тот певец неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такой чудесной силой,

Сражённый, как и ОН, безжалостной рукой.

Поляков

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

ОН, с юных лет постигнувший людей?..

Мильченко

И, прежний сняв венок, - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Троянов

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шёпотом насмешливых невежд,

И умер он – с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Гаглоев

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Литвинов

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он недоступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперёд.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей чёрной кровью

ПОЭТА праведную кровь!

Остромецкая Пройдя сквозь десятилетия, даже столетия, это стихотворение называет нам виновных в гибели лучших умов, благородных сердец

Ограниченность и властолюбие, корысть и ненависть к прогрессу, трусость и подлость.

Читая Лермонтова, удивляешься дару его творчества.

Хегай За несколько месяцев до смерти он увидел сон.

Стихотворение «Сон».

Хегай

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

«Песня про врагов» А.Дольского.

Вовчик А в жизни будет ссора с недавно вышедшим в отставку майором Николаем Соломоновичем Мартыновым – соучеником по юнкерской школе.

Аржаева -Из-за чего ссора? Неужели из-за очередной карикатуры?

Ибадова -А может, этот шарж – последняя капля, переполнившая чашу терпения?

Аржаева -Или из-за якобы распечатанного Лермонтовым письма матери и сестёр Мартынова сыну и брату?

Ибадова -Так ведь все знали, что Лермонтова тогда обокрали на самом деле, вытащив и письмо с деньгами!

Аржаева -Или просто Мартынов безмерно завидовал Лермонтову, ведь он сам пробовал писать стихи!

Ибадова -А может, и за спиной Мартынова стояли люди, подобные Бенкендорфу и его жандармам. Так «удачно» не успевшим на пушкинскую дуэль?

Аржаева -Не потому ли секунданты так запутали следствие, что неясно, кто был чьим секундантом и все ли четверо присутствовали у горы Машук 15 июля 1841 года?

Штырхунов

Князь Александр Васильчиков, 23 лет от роду. Впоследствии крупный государственный чиновник.

Корнет Михаил Глебов (во время лермонтовской дуэли ему 22 года), погиб в бою на Кавказе через 6 лет.

Князь Сергей Трубецкой, сосланный на Кавказ. Вычеркнутый рукой царя вместе с Лермонтовым из списка награждённых.

Что скрыли они тогда от следствия?

Что могли бы рассказать?

Смирнова Отдалённый гром перекатывался, глухо ворча. Приближалась гроза.

Ганина Один из секундантов отмерил шаги – их всего десять.

Смирнова Пистолеты, вопреки правилам взяты не дуэльные, а кухенрейтерские.

Ганина Впрочем, условия противников ведь равны?!

Смирнова Лермонтов говорит спокойно: «Николай Соломонович, мы с тобой часто по-пустому ссорились и дразнили друг друга, но никогда врагами не были».

Ганина «Я предлагаю начинать дуэль, пока не началась гроза!» - громко возразил Мартынов.

Смирнова Лермонтов не целится, он медленно поднимает руку с пистолетом вверх, в тучу…

Ганина «Так стемнело, что я не вижу пистолетной мушки!» - взволнованно говорит, упорно целясь Мартынов.

Смирнова «Стреляйте же, господин Мартынов, или я разведу вас!»

Ганина Яркая молния освещает белым огнём лицо Лермонтова, прекрасные тёмные глаза, насмешливо презрительный рот.

Смирнова Громовой раскат, от которого вздрогнули горы, заглушает выстрел.

Ганина Но гибкое тело Лермонтова падает на землю, точно срезанное серпом.

Стихотворение П. Антокольского «Гроза в Пятигорске»

Троянов

Гроза разразилась и с юноши мёртвого

Мгновенно сорвала косматую бурку.

Пока только гром наступленье развёртывал,

А страшная весть понеслась к Петербургу.

Железные воды и кислые воды

Бурлили и били в источниках скал.

Ползли по дорогам коляски, подводы,

Арбы и лафеты. А юноша спал.

Мильченко

Он спал, ни стихов не читая, ни писем,

Не сын у отца и у века не пасынок.

И не был он сослан, и не был зависим

От гор этих, молниями опоясанных.

Он парусом где-то белел одиноким,

Иль мчался по круче конём легконогим,

Иль с барсом сцепившись, катился, визжа,

В туманную пропасть. А утром, воскреснув,

Гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождём мятежа.

Штырхунов

Гроза разразилась. Остынув от зноя,

Машук и Бештау склонились над юношей,

Одели его ледяной сединою,

Дыханьем свободы на мёртвого дунувши:

«Спи, милый товарищ, окончилось горе,

Сто лет миновало,- мы снега белей.

Но мы, старики, да и всё Пятигорье,

Отпразднуем грозами твой юбилей.

И небо грозовым наполнится рокотом.

И гром-агитатор уснувших разбудит.

А время? А смерть? – Пропади они пропадом!

Их не было с нами, и нет, и не будет!»

Проигрыш из «Гардемаринов»

Белла Ахмадулина

Ганночка

И снова, как огни мартенов,

Огни грозы над темнотой.

Так кто же победил – Мартынов

Иль Лермонтов в дуэли той?

Дантес иль Пушкин?

Кто там первый?

Кто выиграл и встал с земли?

Кого дорогой этой белой

На чёрных санках повезли?

Но как же так? По всем приметам,

Другой там победил, другой,

Не тот, кто на снегу примятом

Лежал кудрявой головой.

Что делать, если в схватке дикой

Всегда дурак был на виду,

Меж тем, как человек великий,

Как мальчик, попадал в беду?

Чем я утешу поражённых

Ничтожным превосходством зла,

Прославленных и побеждённых

Поэтов, погибавших зря?

Мартынов пал под той горою,

Он был наказан тяжело,

И вороньё ночной порою

Его терзало и несло.

А Лермонтов зато – сначала

Всё начинал и гнал коня,

И женщина ему кричала:

«Люби меня, люби меня!»

Дантес лежал под той горою,

Подняться не умел с земли,

А мимо медленно, сурово,

Не оглянувшись, люди шли.

Он умер или жив остался –

Никто того не различал.

А Пушкин пил вино, смеялся,

Ругался и озорничал.

Стихи писал, не знал печали,

Дела его прекрасно шли,

И поводила всё плечами,

И улыбалась Натали.

Для их спасения – НАВЕЧНО

Порядок этот утверждён.

И торжествующий невежда

Приговорён и осуждён!

Содержимое разработки

Жогова Рашида Исмаиловн а,

учитель русского языка и литературы школы-лицея №101

«Пламени вспышка – слово!»

Краткая аннотация . Конкурс состоял из 3 раундов. Участники поэтической дуэли в первом раунде рассказали о себе. Их визитной карточкой было любимое стихотворение. Во втором раунде поединка соперники разбивались на пары. У каждого из дуэлянтов в запасе три выстрела – стихотворения на определенную тему. Каждое прочитанное стихотворение - ответ на предшествовавшее ему стихотворение противника. О времени и о себе, о чувствах, о счастье, красоте размышляли поэты. По правилам дуэли в 3 раунд проходил один только дуэлянт из пары.

В 3 раунде «Поэтический экспромт» из зала предлагалась тема, которую победители в течение 15 минут должны были развить в полноценное поэтическое произведение. На помощь поэтам пришли секунданты. Зал предложил такие темы: добро и зло, любовь, ода сопернику, вечность. Жюри выбрало тему «Добро и зло»

Ключевые понятия: поэтическая дуэль, раунды, экспромт, красота, мир.

Цель мероприятия : приобщение учащихся к богатствам поэтического мира, развитие способности эстетического восприятия и оценки лирических произведений и явлений жизни, отражённых в них .

Описание работы . Работа отнесена к разделу «Сценарий воспитательного мероприятия».

Вызов на поединок приняли 12 начинающих поэтов школы. Победителями конкурса поэтическая дуэль «Пламени вспышка – слово!» стали старшеклассники Құрал Шалқар и Сычева Кристина.

Кроме поэтических строк, в рамках мероприятия звучали романсы, песни на стихи С. Есенина и другие музыкальные номера.

Сценарий конкурса поэтическая дуэль

«Пламени вспышка – слово!»

В гостиной мягкий полусвет. Трое ведущих сидят за столиком, на котором лежат альбомы, портреты, томики стихов, цветы. Горят свечи.

Ведущие начинают повествование.

Звучит «Элегия» Рахманинова.

За кулисами звучат слова на казахском, русском и английском языках о поэзии.

Учитель русского языка и литературы:

В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

1ведущий : Дорогие любители поэзии! Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы поговорить о поэзии.

2 в едущий : Қайырлы кеш , жырсүйерқауым !

3 ведущий : Today we are here to talk about poetry!

1 ведущий: Мысль поэта, живая и трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушишь ее.

2 ведущий : Поэзия – қасиетті де құдіретті ұғым. Ол - адамның ішкі сезімінің тіл жетпес тылсымында жатқан әсем әлемі. Жекеадамныңешкімгеайтпасқұпия, қастерліішкісыры.

1 : Кто же такой поэт? Давайте послушаем, что говорят об этом сами поэты.

(Сценка)

Входят Николай Гумилев, Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Абай, Шекспир, Игорь Северянин, Владимир Маяковский.

Николай Гумилев (обращается к окружающим):

Я Николай Гумилев. Я считаю, что поэзия - такая же наука, как, скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать их. Этому надо учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Когда вы усвоите все правила и проделаете бесчисленные поэтические упражнения, тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению. Тогда, как говорил Кальдерон, вы сможете запереть правило в ящик на ключ и бросить ключ в море.

Марина Цветаева (входит и обращается к Брюсову):

Извините, не посмотрите ли...

Брюсов :

Посмотрим, посмотрим... Стишки пописываете, Марина Цветаева(перелистывает, небрежно возвращает).

Послушайте мои советы ("Юному поэту".)

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Так вы поняли, что главное: лелеять слово, оживлять слова забытые.

Абай

Мен жазбаймын өлеңдіермекүшін,

Жоқ-барды, ертегінітермекүшін.

Көкірегісезімді, тіліорамды,

Жаздымүлгіжастарғабермекүшін.

Бұлсөздітасырұқпас, талаптыұғар,

Көңілініңкөзіашық, сергекүшін.

Шекспир

He, nor that affable familiar ghost

Which nightly gulls him with intelligence,

As victors of my silence cannot boast;

I was not sick of any fear from thence:

But when your countenance filled up his line,

Then lacked I matter; that enfeebled mine.

Цветаева:

Так кто же все-таки Поэт?

И. Северянин :

Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен: я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Я покорил литературу! Взерлил, гремящий, на престол! Я думаю, вы слышали о моем небывалом, невероятном, громкокипящем успехе. Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале… А в Керчи, в Симферополе, на Волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора.

Марина Цветаева:

Ну, вот одна. Как обычно... (читает стихотворение "Моим стихам").

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В Святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

(Подходит В. Маяковский и подает платок)

В. Маяковский :

Ну что вы? Мокрая, будто ее облизала толпа! Для кого вы стараетесь?

М. Цветаева : А вы кто?

В. Маяковский : Я поэт. Этим и интересен, об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словом. (Читает стихотворение "Нате!"):

Через час отсюда в переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир...

Цветаева : Зачем же так грубо?

В. Маяковский (Оборачивается. Читает стихотворение "А вы смогли бы?"):

Я сразу смазал картину будней,

плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ,

а вы ноктюрн сыграть

смогли бы

на флейте водосточных труб?

(Отходит в угол. С потолка свисают звезды. Он глядит на них задумчиво).

Послушайте, если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.

Все застыли.

2: Біз бүгін поэзияның жаңа жұлдыздарын жағамыз.

1 : У каждого из вас, сидящих в этом зале, у каждого человека в нашем огромном мире своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого с путеводным маяком – не важно. В нашем же зале горит свеча не случайно, потому как наш вечер посвящён поэзии, начинающим поэтам. Авторы - учащиеся нашей школы. Их голос пока ещё слаб, как это трепетное пламя.

2: «Поэзия – адам көкірегінің ең алыс түкпірлеріне д е йін шымырлап-жаңғырып, шулап-буырқанып жететін ең сұлу жан сыры, тұтас бір халықтың басынан кешірген рухани өмірінің көркем тарихы.

3 : There are no indifferent people here. There are only those who have come here because of dictates of their hearts! Some of you can write their own verses, others like to listen to them.

1: Представляем уважаемое жюри:

3:Токсанбаева Шолпан Амреновна , доцент, кандидат филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова.

2: Жарылғапо в Жансая Жанғаз ыұлы Қарағанды Мемлекеттік Университеті казақ әдебиеті кафедрасының меңгерушісі, филология ғылымының докторы, профессор

1: Харитонов а Лариса Михайловна , доцент, кандидат филологических наукКарагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

2: Жұмагелдин Жанайдар Шаймерден ұлы , аға оқытушы, Қарағанды МемлекеттікУниверситеті филология ғылымдарының магистранты

3 : Шильке Вячеслав Васильевич , магистрант филологических наук Карагандинского Государственного университета им. Е. Букетова

1 : Заместитель директора по научно-методической работе Жукенова Гульназ Эндуардовна

3: Ученица Екатерина Габова

1 :Почетные гости: Рахимова Галина Сагандыковна - первый диктор Карагандинского телевидения. Ее узнают во всех городах СНГ и зарубежья, где она бывает, ведь повсюду встречаются карагандинцы, и для них она - привет из юности….

3: Карагандинские поэты:

Шалкар Жалел Куандыкулы

Иосиф Вульфович Брейдо

Вениамин Алексеевич Лагай

Владимир Вишняков

Вадим Ким

Виктория Орешкина

(Ведущие по очереди.)

1: Приглашаем на сцену наших дуэлянтов.

2 : Қошемет көрсетейік!

3 : Welcome !

1: Мечтательная Наталья

2: Екатерина

3: Purposeful Роман

1: Resolute Бексултан

2: Ақылы кең, жалындап тұрғанАйдосым

2: Шалқыған шабыт иесі Шалқар

1 : Кристина

3: Artistic Давид

2: Тұлабойытұнған талант иесі Азалия

2: Аңқылдаған ақ көңілді Ақгүлім

2: Дарыны тал бойына жарасқан Әсем

2: Жасындай жарқылдаған Жасұлан

1: Открыть наш поэтический вечер приглашаем поэта Шалкар Жалел Куандыкулы

Ведущие рассказывают об условиях проведения дуэли.

1 : А теперь мы хотим ознакомить вас с правилами дуэли.

1 РАУНД

Визитная карточка поэта. Каждый из участников дуэли представляется, рассказывает немного о себе, читает на выбор стихотворение, выбирает из зала секунданта, помощь которого ему в дальнейшем может пригодиться.

2 раунд

Жекпе – жек кезеңі . Бұл кезеңде әрбір қатысушы ақын таңдап алған тақырыбы бойынша дайындап келген өлеңдерін ортаға салады. Дуэльге қатысушылар жұптасады. Ақындарға қойылатын шарт- тақырыпты жан-жақты қарастыра отырып, мән-мағынасын ашуға баса назар аудару. Әділқазылар алқасы жұптардың ішіндегі жеңімпаздарды анықтайды. Жеңімпаздарақтық сайысқа қатысады.

1: Одно условие есть: стихи-выстрелы состоят из 8-14 строчек.

3 РАУНД

We want to intrigue you, so the rules of the third round will be announced later!

2: Жекпе жекті бастаймыз . Ортаға өзінің визит карточкасымен Екатеринаны шақырамыз .

Визитная карточка дуэлянта. Выступают по очереди.

3 :Thank you for your visiting cards!

1: Послушайте романс « Ночь светла» в исполнении Гольской Людмилы Викторовны из областной филармонии им.К.Байжанова.

2раунд

Ведущие:

1: И первыми сделает 3 выстрела пара, вытянувшая номер №1, - Наталья и Екатерина!

Тема для выстрелов - «Судьба и провидение»

2 : Жекпе – жектіжалғастыратын жұп №2 Адосым мен Шалкар!

Тақырып: «Бақыт».

3: Third pair will be Асем and Жасулан !

They have written verses about Kindness.

1: Настала очередь четвертой паре – Роман и Бексултан!

Поэты будут размышлять «О себе и о времени»

2: 5-жұптың жекпе-жегінтамашалайық . Ортаға Акгулим мен Азалия ны шақырамыз.

Тақырып: «Тән сұлулығы мен жан сұлулығы »

3 : And 6 th pair which is Kristina and David will finish the duel

The topic of performance is “War”

2: « Шын поэзия жасырыныптұрған дүние сұлулығының шымылдығын сыпырып тастайды » - деген еді Шелли Хан . Поэзия қапас қуыста тынысыңды кеңейтер таза ауа секілді құдірет . Оны түсіне білу де - нағыз өнер . Бұл – поэзия құдіреті.

Ортаға « Вальс» бишілерін шақырамыз .

3: Жюри объявляет победителей 2 раунда.

И ими стали 6 начинающих поэтов: Шалқар, Роман, Екатерина, Кристина, Азалия и Асем.

1: Приветствуем победителей.

2: «Өлең – сөздің патшасы сөз сарасы,

Қиыннан қиыстырар ер данасы.

Тілге жеңіл жүрекке жылы тиіп,

Теп-тегіс, жұмыр келсін айналасы»,- деп ұлы Абай атамыз айтқандай, өлеңмен сырларын суреттеп, өрнектеген ақындарымың келесі сыны да келіп жетті. Жекпе- жектің 3- кезеңі - суырып салып айту- ақындық қабілетін көрсету.

3 : And now it is time for the third round ! Finalists will receive a topic which must be the topic of their future verses. They only have 15 minutes to complete the task. Thus, there will be 6 participants of the 2nd round and three of them will take the place. Moreover, you, our dear guests, should choose the topics. Please, we would like you to suggest your own themes and our assistants submit them to the jury, so they will choose the best for impromptu verse.

Тему определяет зритель! Мы вас слушаем. Помощники записывают и передают жюри. Жюри выбрало тему «Добро и зло».

Поэты уходят и в течение 15 минут сочиняют произведения.

3 : Every poet is the whole world. Ones enjoy pictures of nature, the others convey storm of passion in their verses or tell readers about their true feelings and somebody does all these things. placeWe want to invite here Golskaya Lyudmila Viktorovna with her song "Green Sleeves"(ГольскаяЛюдмилаВикторовна)

2 : Рахмет, Людмила Викторовна!

1: Музыка и Слово. Они всегда рядом. Поэты прислушиваются к музыке своей души. Тот, кто любит Музыку, тот любит и Поэзию, тот любит и саму Жизнь. Послушайте в исполнении Копеевой Асель композицию М. Таривердиева «Воспоминание»

3 раунд.

2: Суырып салу кезеңі. Ақындарымызды өз шығармаларын оқуға жекпе – жектегі кезектері бойынша шақырамыз.

Поэты читают свои произведения .

3: Thank you for your performance, dear poets! And now juryisgoingtoworkhard. They need to choose the winner of the 3 rd round.

1: Пока жюри совещается, о Музыке и Слове расскажет

Жанибек, который на стихи С.А. Есенина сочинил музыку. И получилась удивительная песня.

3. Let ’s applaud Zhanabek for this wonderful song !

2: Приглашаем на сцену Георгия, который споет о любви.

1:Спасибо Георгию за душевную песню!

3: This is the long-expected moment for us. Jury is going to announce the winners.

1: Наступил долгожданный момент – награждение. Слово жюри.

3: Приглашаем на сцену Асем Елубаевну, заместителя директора по воспитательной работе. Наши победители: Кристина и Шалқар

1: Поэзию любят красивые люди,

Поэзия делает землю красивей

2: Поэзия – жастығыңжалынұшқан,

Керемет сырға толы досым ұқсаң.

3: Poetry is a sword of lightning, ever unsheathed, which consumes the scabbard that would contain it.(ПерсиШелли)

1: До новых встреч!

2: Келесі кездескенше, достар!

3: See you ,dear friends !

Послесловие

Вы скажете, что в наше цивилизованное время дуэли среди поэтов не приняты?

Что ж, вы очень ошибаетесь. Они существуют! И доказательством служит проведенная поэтическая дуэль «Пламени вспышка – слово!»

Поэтический вечер удался благодаря сотрудничеству с Карагандинским Государственным университетом им. Е. Букетова, библиотекой НИШ, благодаря талантливым ученикам, учителям казахского, русского и английского языков, Областной филармонии им.К.Байжанова.

В сценарии частично использован материал сайта http ://scenaristu .narod .ru /vecher /litkafe .html

Жогова Рашида Исмаиловна, учитель русского языка и литературы.

Разделы: Внеклассная работа

Накануне дуэли.

Драма в одном действии

Действующие лица

  • Первый ведущий
  • Второй ведущий
  • Хозяйка бала
  • Хозяин бала
  • Молодой человек
  • Первая дама
  • Вторая дама
  • Третья дама
  • Пушкин А.С.
  • Недоброжелатель
  • Недоброжелательница
  • Мужчины
  • Воронцова Елизавета Ксаверьевна
  • Наталья Николаевна
  • Дантес

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление первое

Сцена. На ней два ведущих. От портрета А.С.Пушкина, спроецированного на экран, ведущие идут к зрителям с томиками стихов в руках.

Первый ведущий. Добрый день, дорогие друзья!

Второй ведущий . Здравствуй, мой современник!

Первый ведущий . На дворе 21 век. И среди дот, мелькающих на календаре, есть одна, особенная дата, 6 июня - день рождение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Второй ведущий . Два столетия разделяют нас с ним. Но чем дальше он уходит от нас, тем ближе и дороже становится.

Первый ведущий. Пушкин всегда современен. Пушкин и сегодня близок и дорог нам.

Второй ведущий.

Девятнадцатый век.
Он как будто за тонкой стеной.
Динь-динь-динь колокольчик-
В Тригорское, Болдино, Линцы.
Петербург и Москва,
Размышленья о жизни иной,
Декабристы, дуэли.
Доносы, балы, разночинцы.

Первый ведущий. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого столетия. Приятное времяпровождения, поиски женихов и невест. Последние светские новости и сплетни. И мы приглашаем вас, дорогие друзья, на бал пушкинской поры.

Второй ведущий. Бальный сезон начинался осенью и разгорался зимой. Лунный свет заливает улицы, сыплет пушистый снег. А из особняка доносятся звуки музыки.

(Ведущие разворачиваются к сцене, раскрывают томики стихов Пушкина и читают):

Первый ведущий.

Глухая полночь.
Строем длинным
Осеребрённые луной
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным.

(Звучит “Полонез” на фоне танца).

Второй ведущий.

Пылает тысячью огней обширный зал,
С высоких хоров ревут смычки, толпа гостей,
Гул танца с гулом разговоров…

(Читает на фоне звучащего “Полонеза”.

Явление второе

Зала, где походит бал. Хозяева и гости.

Хозяйка бала. Кажется, всё в порядке, дорогой: гости прибыли, все в прекрасном расположении духа.

Хозяин. Как много нынче молодёжи! Надеюсь, скучать им не придётся

Хозяйка бала. Почему-то до сих пор нет молодой четы Пушкиных. Неужели этот светский ветреник не порадует наше общество своей красавицей-женой?

Хозяин. Да, жёнка Пушкина – очень милое творение. Верно, говорит Жуковский, “и душа, и жизнь, и поэзия Пушкина в выигрыше от этого союза”. Но где же они?

(Уходит в глубину сцены, берёт бокалы и проходит ко второму микрофону).

Разговор двух дам.

Первая дама. Ты слышала, Пушкин женился! Венчание состоялось в церкви Большого Вознесенья. Говорят, он очень счастлив.

Вторая дама. Неужели? Долго же ему пришлось идти к этому. История сватовства тянулась около двух лет.

Первая дама. Да. Госпожа Гончарова боялась отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя.

Вторая дама. Говорят, он даже обратился с письмом к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему вроде свидетельства о благонадёжности.

Первая дама. Чего не сделаешь ради любви?! Но госпожа Гончарова тоже хороша! Скупа до чрезвычайности, злобна и сварлива. Я слышала, что она третировала Пушкина, устраивала оскорбительные сцены, заставила жениха выдать под видом заима 11-ти тысяч для покупки приданного.

Хозяин бала с молодым человеком с бокалами в руках у второго микрофона.

Молодой человек. Ты видел Александра?

Хозяин. Нет, после женитьбы он не очень жалует наши мальчишники.

Молодой человек.

А раньше он не прочь был бы покутить вместе с нами. Помнишь, как бывало? Что смолкнул веселия глас?
Раздайтесь, вакхальны припевы!
Да здравствуют нежные девы
И юные жёны, любившие нас!
Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте!

Хозяин (продолжает)

Подымем стаканы, содвинем их разом!
Да здравствуют музы! Да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари.
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(Поворачивается к гостям, видит входящую Воронцову, отдаёт бокал товарищу и спешит ей на встречу).

О, госпожа Воронцова, рады видеть вас в добром здравии! (Провожает её к гостям)

Разговор двух дам, потом подходит третья.

Первая дама. Посмотрите, как всё ещё хороша Аннет. Интересно, как она встретила весть о женитьбе Пушкина. Ведь, говорят, у них был роман, и не шуточный.

Вторая дама . Не знаю, как насчёт романа, но их случайная встреча в Тригорском у Осиповой в 25 году не прошла бесследно. Керн утверждает, что именно тогда было написано и подарено ей стихотворение “Я помню чудное мгновенье”.

В разговор вступает третья дама.

Третья дама. Возможно, стихотворение и было написано, но можно ли верить поэту, тем более такому ловеласу, как Пушкин! Ни одну хорошенькую барышню не оставит без внимания. Согласитесь, что и на сегодняшнем балу немало таких, в чьих альбомах есть послания этого пиита. “… Гений чистой красоты…” Всё это лишь воображение и ничего более.

Вторая дама. Но стихи получились замечательные! (Читает на фоне скрипки стихитворение “Я помню чудное мгновенье”)

Третья дама. Боже, какая ты наивная мечтательница!

Хозяин.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Где же Пушкин?

На фоне мазурки в зале появляется чета Пушкиных. Шёпот: “Пушкин! Пушкин!” Хозяева спешат им навстречу.

Хозяин. Возможно ли прятать такую красавицу от других!

Пушкин. Да, я женат и счастлив, одно желание, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь.

Сзади подходит пара из гостей

Недоброжелательница. Похоже не только вы изменили нам после женитьбы, но и ваша муза изменила вам?!

Недоброжелатель. Как объяснить ваше обращение к прозе? Все эти “Выстрелы”, “Метели” с их будничностью и примитивностью сюжета? Исписались, сударь?

Пушкин.

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

Недоброжелатель. Ах, вот оно как! А может быть…

Хозяйка бала. (Прерывая назревающий скандал). Господа, господа, внимание! Прошу внимания! Наша племянница Надин со своими кузенами приготовила сюрприз. Вам представляется заключительная сцена из романа “Евгений Онегин” нашего уважаемого Александра.

(Гости рассаживаются. Хозяин помогает актёрам расставить декорации. Звучит сцена объяснения Татьяны с Онегиным)

После представления все хлопают, дамы подходят к актёрам с репликами: “Ах шарман, шарман!”, “Вы великолепны, сударыня!”, “Ах, Мишель, каков Мишель! Мужчины берут бокалы и окружают Пушкина.

Разговор между мужчинами у первого микрофона.

Первый мужчина. Поздравляю! В вашем “Онегине” сама жизнь во всех её проявлениях.

Второй мужчина. Мы видим себя, смотрим на свои причуды.

Третий мужчина. Слышал, Раевский роман бранит. Ожидал романтизма, нашёл сатиру и цинизм.

Пушкин. Знаю, уже эпиграммы появились и на меня, и на роман.

Четвёртый мужчина. А язык!!! Те, кто ругают роман, спешат с выводами, спешат!

Пятый мужчина. И всё-таки мне в вас больше нравится другое. Конечно, вы мастер в искусстве страсти нежной, но как смелы и дерзки в эпиграммах:

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Четвёртый мужчина. Боже мой, но ведь это пахнет каторгой?! (Мужчины смеются и расходятся, ставя бокалы на поднос, на катильон.)

Звучит музыка. Воронцова проходит к микрофону. Монолог на фоне танца и разговаривающего Пушкина с хозяином. В это время Дантес подходит к сидящей в глубине зала Наталье Николаевне и начинает ухаживание, передаёт записку.

Монолог Воронцовой. Однако, как это тяжело и грустно! Он уже не тот юноша, но всё так же обаятелен, подвижен и влюблён… влюблён в свою Натали, как, возможно, тогда был влюблён в меня. А кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем он всё ещё хранит. Кто знает, не внесены ли в отношения Татьяны и Онегина наши с ним чувства. Так много общего. Он в Кишинёве, несмотря на молодость и жизненную энергию, одинок, несчастен и влюблён, влюблён в меня, в жену своего непосредственного начальника. Я сама увлечена его стихами, его страстью, но переступить брачные узы не могу. Редкие письма, великолепные стихи, вот и всё, что осталось от этой любви; накануне женитьбы, словно навсегда прощаясь со мной, он написал:

Последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с некой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг обнявший молча друга
Пред заточением его.

Воронцова, закрывшись веером, уходит в глубину зала.

Первый ведущий (за кулисами) . Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, что многие без памяти влюблялись в неё.

Второй ведущий (за кулисами). Воронцова до конца своей долгой жизни сохраняла о Пушкине тёплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения. Когда зрение совсем ей изменило, она приказала читать их себе вслух.

К этому времени катильон закончен. Хозяин обратил внимание Пушкина на Наталью Николаевну и вьющегося вокруг неё Дантеса. Пушкин в возмущении выплёскивает вино, резко произносит: “Каков нахал!” - и направляется к Наталье Николаевне.

Хозяйка бала, видя всё это и боясь ссоры, вновь спасает ситуацию.

Хозяйка бала. Серж, дорогой! Ты ведь тоже приготовил для новобрачных подарок. Александр Сергеевич, Наталья Николаевна, этот романс звучит для вас.

Все вновь расходятся с возгласами: “Просим! Просим!”, “Как мило!” Хозяин подходит к инструменту.

Хозяин. Господа, не обессудьте за исполнение. Я несколько не в голосе. Но романс мне очень понравился. Стихи ваши, Александр Сергеевич, ваши!

Звучит романс “Я ехал к вам” из кинофильма “Станционный смотритель”.

После романса растроганный Пушкин подходит с Натальей Николаевной к хозяину с благодарностью: “Тронут, Серж, сердечно тронут, благодарю!”

Потом отходит с Натальей Николаевной к микрофону, будто уединившись:

Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё более твоего лица.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатаков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Замирает, с восторгом глядя на Наталью Николаевну.

Две дамы.

Первая дама (с раздражением). “Чистейшей прелести, чистейший образец”. Как бы этот образец не наставил рога. Не случайно Пушкина назначили камер-юнкером. Это в его-то 30 с лишним лет получить чин, даваемый юношам! Всё это сделано только для того, чтобы постоянно видеть при дворе его красавицу жену. Вы знаете, сам император Николай не равнодушен к этой красотке.

Вторая дама. Да что вы говорите? А кто этот молодой человек, что так откровенно и восторженно рассматривает Натали весь вечер.

Первая дама. И вы заметили? Впрочем, это трудно не заметить. Приёмный сын Геккерна Дантес так же нагл, как и красив. Он-то уж ни за что не откажется поухаживать за первой петербургской красавицей. Попомните моё слово – быть скандалу!

Вторая дама. Не всё коту масленица! Пушкин! Пушкин! Да что он из себя представляет! Ни роду, ни племени, ни внешнего вида. Сущая обезьяна!

А стихи… Да бог его знает, хороши ли они на самом деле! В наше время вон их сколько этих поэтов развелось.

В середине зала появляются хозяева бала.

Хозяйка. Жена Пушкина - прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастья. Эта женщина не будет счастлива… Какую же трудную ей предстоит нести судьбу – быть женой поэта и такого поэта, как Пушкин!

Голос первого ведущего (за кулисами). Пророчества Долли Фикельмон вскоре сбудутся: цензурные препоны, безденежье, ненависть светского общества, чрезмерное внимание Николая к красоте Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь сделают неизбежной ту роковую дуэль на Чёрной речке.

Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный.
Чета мелькает за четой.

Явление третье.

Гаснет свет. Танцующие пары исчезают за кулисами. На экране слайд: памятник на могиле Пушкина. На сцене появляются ведущие. Они подходят к памятнику-могиле.

Первый ведущий.

Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд
погиб…

Второй ведущий.

Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас.

Закрывают томики стихов.

Первый ведущий. Его смерть стала его бессмертием.

Второй ведущий. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, мы и сегодня признаём великими и неоценимыми.

Первый ведущий. В минуты радости, грусти, одиночества, дружеского застолья или минуты душевной смуты мы вновь и вновь будем обращаться к Пушкину…

Второй ведущий. Будем обращаться к Пушкину, чтобы, наслаждаясь, умнеть и прозревать.

Уходят со сцены, оставив свечи у памятника Пушкину. Звучит стихотворение “Не поминайте Пушкина вотще…”

Ряды томов “пушкинианы…”
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Всё выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаём,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нём.
Тут даже сетовать напрасно-
Закономерность! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней.
Кто неподделен и глубок,
А кто – отличник школы средней,
Всё затвердивший назубок,
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не напоказ…
Всё проясняем, проясняем…
Нет! Пушкин проясняет нас!

Литература:

  1. Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый. Москва “Просвещение”, 1989
  2. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина. Издательство “Петроград” - М., 1990
  3. Дейг П.М. Всё ли мы знаем о Пушкине? – М., 1989
  4. Зархи С.Б. Я вас любил.// Рус.яз. и литература в средних учебных заведениях УССР – 1991- №5.
  5. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры // Лит. В школе – 1998 - №2 – С. 62-70
  6. Фоняков И. На своей единственной земле – М., 1986
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то