Где затонула курская подводная лодка. Атомная подводная лодка «Курск. Стерлинги в упаковке для телевизора

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли.

Хотя важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки - скрытность, до 1944 года все подлодки большую часть времени проводили в надводном положении и по сути были погружающимися лодками - надводными кораблями.

Сегодня мы вспомним крупнейшие катастрофы подводных лодок, ведь временами эти металлические монстры уходят под воду навсегда…

Субмарина ВМС США SS-109 (1927)

40 человек погибли, когда американская подлодка «SS-109» (USS S-4) затонула после того, как ее протаранил американский корабль береговой охраны у полуострова Кейп-Код.

Удивительный факт: субмарина вернулась в строй спустя год после этой аварии и активно прослужила вплоть до своего списания в 1936 году.

Советская подводная лодка С‑117 «Щука», 1952 год

«Щ-117» - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука». 10 июня 1949 года переименована в «С-117».

Щ-117, 1930-е годы:

К началу пятидесятых годов С-117 была уже далеко не новым кораблем, однако возложенные на нее задачи она выполняла успешно. В декабре 1952 года в Японском море «Щука» должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила.

Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. Она как-будто исчезла.

На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров. Поиски С-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Подводная лодка ВМС США «Трешер», 1963

Американская субмарина затонула во время учений возле полуострова Кейп-Код у берегов штата Массачусетс, унеся жизни 129 членов экипажа.

Механическая поломка привела к тому, что лодка быстро затонула и взорвалась. Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло на глубине 732 м и заняло не более 0.1 секунды. Ее обломки были обнаружены на глубине более 2500 метров. Корпус лодки распался на шесть основных частей - носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.

Фотография вертикального руля «Трешера», лежащего на дне:

Гибель советской подлодки К‑129, 1968 год

Дизельная подводная лодка ВМФ СССР К-129, на борту которого находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, вышел на боевое дежурство в северной части Тихого океана в феврале 1968 года.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота, оснащенная ядерными боеголовками. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли.

Причина катастрофы неизвестна. Относительно этой аварии существует целый ряд теорий, включая столкновение с неким американским кораблем, однако Вашингтон последовательно это отрицал, и, согласно официальному отчету ВМС США, виной гибели советской субмарины был «трагический взрыв на борту». Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

Советская сторона организовала поиски пропавшей субмарины, которые не принесли результата. Впоследствии К-129 обнаружили американцы, которые и организовали ее подъем.

Подводная лодка к-129 на дне:

При подъеме подлодка разломилась надвое, но несколько ее отсеков удалось доставить на одну из баз ВМФ США. Во время их обследования были обнаружены тела шестерых советских подводников. Американцы отдали погибшим воинские почести и похоронили погибших подводников в море.

Американская USS Scorpion (SSN-589), 1968 год

Закладка корабля ВМС США состоялась 20 августа 1958 года. Лодка затонула 21 мая 1968 года в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метров, за 5 дней до возвращения на базу в Норфолк. Погибло 99 человек.

Затонувшую лодку искали в течение 5 месяцев, в поисках было задействовано более 60 кораблей и судов, до 30 самолётов. Через неделю после начала поиска в 100 милях от Норфолка была обнаружена немецкая подводная лодка, потопленная в годы второй мировой войны. Поиски долгое время были тщетными.

Вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров и сфотографирована судном «Мизар». Причина гибели корабля до сих пор не установлена, наиболее вероятной версией считается взрыв торпеды. Но есть и другие версии…

США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки «Скорпион» боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования «Scorpion Down» военный журналист Эд Оффли.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение «Скорпиона» было «местью» советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

Трагедии 1968 года были частью подводной «разведывательной войны», многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.

Фрагмент корпуса лодки. Видны деформации от чрезмерного давления:

Советская подводная лодка K-8, 1970

Советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля 1970 года.

Последние часы жизни К-8 и части ее экипажа:

АПЛ К‑8 погибла 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости. Подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в 490 км к северо-западу от Испании. Погибли 52 члена экипажа. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы.

Памятник экипажу К-8:

Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», 1989 год

Советская атомная подводная лодка 3-го поколения К-278 «Комсомолец» была единственной лодкой проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров (4 августа 1985). Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Погибли 42 человека, многие от переохлаждения.

Российская подлодка «Курск, 2000 год

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаше» в 1990 году принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

Российская подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года на глубине 108 метров во время военно-морских учений в Баренцевом море, в акватории между Норвегией и Россией, после того как на борту произошло два взрыва, вызванных утечкой топлива торпедного двигателя.

Большинство из 118 человек на ее борту моментально погибло. 23 человека сумели выбраться в задний отсек, однако умерли от удушья на следующие сутки.
По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Все этапы операции по подъему «Курска» проводились в течение года. В ней были задействованы около 120 компаний из 20 государств. Стоимость работ оценивалась в 65 - 130 млн долларов США. В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора

Китайская подлодка «Мин 361», 2003

Подводная лодка была спущена на воду в 1995 году. Приписана к Восточному флоту ВМС КНР

16 апреля 2003 года во время учений произошла поломка дизельного двигателя подлодки «Мин 361», когда она находилась в заливе Бохайвань в Желтом море у северо-восточного побережья КНР. Поломка привела к резкому снижению кислорода на борту и удушению всех 70 членов экипажа.

Это был первый случай, когда Китай обнародовал случай гибели своей дизель-электрической подводной субмарины. Согласно агентству «Синьхуа» от 2 мая 2003 года, лодка была обнаружена китайскими рыбаками 25 апреля 2003 года, когда они зацепили сетями её перископ. Позже субмарина была поднята на поверхность и отбуксирована.

Аргентинская подлодка «Сан-Хуан», 2017

Подводная лодка ВМС Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь 15 ноября на переходе из военно-морской базы Ушуайя в Мар-дель-Плата. В момент последнего сеанса связи с субмарины сообщили об аварии. На борту находились 44 человека.

Через 15 дней после исчезновения субмарины ВМС Аргентины сообщили, что операция по спасению 44 членов экипажа подлодки «Сан-Хуан» прекращается, но будет продолжен поиск самой субмарины.

Капитан пропавшей подводной лодки ВМС Аргентины «Сан-Хуан» пообещала своей матери, что это будет его последний поход. так и получилось.

Что касается атомных подводных лодок, всего с 1955 по 2017 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Все они погибли в результате различных аварий: три - из-за технических неисправностей, две - в результате пожаров, две - из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна.

Ровно 15 лет назад произошла трагедия — в Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Результатом расследования стала сухая формулировка «уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления».

То есть, погибло более ста человек, но в этом никто не виноват. Естественно, такая трактовка событий мало кого устроила, поэтому журналисты, эксперты и моряки стали строить свои гипотезы гибели атомохода. В день 15-летия этой трагической даты, сайт собрал самые распространенные версии о причинах произошедшего.

Официальная версия

Официальная версия гласит, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.

Хотя к этой версии есть много вопросов. Если все так просто, то почему уже через два дня после гибели «Курска» Москву внезапно посетил директор ЦРУ, а России простили большой долг и даже дали кредит в 10 миллиардов. Возможно, именно эти события стали причиной многочисленных домыслов.

Мина времен Второй мировой войны

По одной из самых первых версий , произошел подрыв на мине. Но акватории, где проводятся учения, давно неоднократно проверены и протралены, используются они уже десятилетиями. К тому же, «Курск» был оснащен специальным гидроакустическим комплексом, который был способен обнаруживать мины.


Фото: news. pn

Не в пользу подрыва на мине говорят и повреждения, полученные кораблем. Во-первых, они должны были иметь характерную форму, во-вторых, мина тех лет не может нанести кораблю столь существенные повреждения. Да и если бы произошел подрыв на мине времен Первой или Второй мировой войны, других версий бы не возникло. Кстати, такой точки зрения придерживался вице-премьер России Илья Клебанов.

Преступная халатность

В книге «В кильватерном строю за смертью» вице-адмирал Валерий Рязанцев, который в 1999 году руководил комиссией, проводившей проверку дивизии подводных лодок, в которую входила ПЛ «Курск» высказал свою версию. Имея возможность наблюдать происходящее изнутри, автор напрямую называет виновных, по чьей преступной халатности в августе 2000 г. произошла катастрофа в Баренцевом море.

По мнению Рязанцева, причиной трагедии стал взрыв торпеды 65−76 ПВ, которую по ошибке пополнили необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. Это произошло из-за того, что экипажу были даны неправильные инструкции.

До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства.

После загрузки торпеды в торпедный аппарат началась неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода. Все лодки проекта 949А «Антей» имеют конструктивный недостаток, из-за которого для предотвращения повышения давления в первом отсеке при залповой стрельбе торпедами подводники всегда оставляют открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции.


Поэтому в случае с «Курском» после детонации торпеды 65−76 ПВ взрывная волна попала во второй отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии.

После взрыва лодка потеряла управление и на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40−42 градуса на глубине 108 метров ударилась о грунт. При столкновении смялись и разрушились оснащенные взрывателями боевые торпеды в аппаратх № 1, 3, 5 и 6. В этот момент сами боеприпасы сдетонировали.

Торпедирование иностранной подлодкой

На той части «Курска», что удалось поднять с морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты во внутрь. Эту пробоину многие эксперты принимают за точку попадания американской торпеды МК-48, которая способна проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, который находится на носу и способен расплавлять медь.


В день трагедии за российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и «Толедо» (подглядывать друг за другом — обычная практика для российского и натовского флотов). Последняя АПЛ находилась «в тени» своей американской коллеги. В какой-то момент «Толедо» и «Курск» столкнулись (если внимательно посмотреть видеозапись лежащей на дней российской АПЛ, то можно увидеть длинные разрывы на корпусе), а американцам показалось, что русские открывают крышку торпедного аппарата. В результате «Мемфис» выстрелил торпедой МК-48 по «Курску».


Эта версия также получила название французской, так как французский режиссёр Жан-Мишель Карре посвятил ей целый фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде».

Столкновение с неизвестной субмариной

Существует версия , по которой «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис». Этот сценарий выглядит вполне правдоподобно — в тот день «Мемфис» действительно вел наблюдения за учениями в Баренцевом море. Также неподалеку находились АПЛ «Мемфис», «Толедо» ВМС США и АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании.


Корпус «Мемфиса» сделан из специального сплава, способного выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение с другой субмариной. Вполне вероятно, что столкновение произошло под острым курсовым углом на скорости около 20 узлов. От удара правый торпедный аппарат, где и находилась злополучная торпеда 65−76, был смят меньше, чем за секунду. В одно мгновение смешался весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.

Мощность взрыва в таких условиях могла составить порядка 150 кг в тротиловом эквиваленте (кстати, взрыв именно такой мощности зафиксировала в этот день норвежская сейсмическая станция). В результате в первом отсеке случился сильнейший пожар, вызвавший короткое замыкание в основной силовой электросети. Курск потерял ход, сработала аварийная защита ядерных реакторов, а температура в отсеке подскочила до 500−700 градусов, отчего детонировали 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Также короткое замыкание вызвало возгорание в главных распределительных электрощитах и пультах управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Когда наконец-то появилась возможность поднять тела погибших, многие из них были со следами ожогов, полученных в борьбе за живучесть лодки.

Кстати, впоследствии на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.


Кроме перечисленных, существует еще немало версий гибели российской подлодки, но ни одна из них не может точно объяснить, что случилось в тот день.

Пролить свет на произошедшее могли бы оставшиеся в живых подводники. Но по странному стечению обстоятельств иностранным специалистам, имеющих все необходимое оборудование, разрешили участвовать в спасательной операции только спустя неделю после затопления «Курска». Норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5 прибыло на место трагедии только 19 августа.

Норвежцы сумели изготовить специальный инструмент для вскрытия люка и 21 августа в 13:00 проникли в 9‑й отсек АПЛ. Но к этому времени все было кончено, живых свидетелей на «Курске» не осталось. Поэтому сегодня досканально известно только одно: «она утонула».

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.
Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».
До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.
В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.
Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.
А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.
Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов затонула подводная лодка К-219. Причиной катастрофы стал взрыв в ракетной шахте. Памяти всех погибших в катастрофах подводников посвящен этот пост

На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идёт домой

В декабре 1952 года дизель-электрическая лодка С-117, готовящаяся к учениям в составе Тихоокеанского флота, потерпела катастрофу в Японском море. Из-за поломки правого дизеля лодка шла в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов по докладу командира неисправность была устранена, но экипаж больше на связь не выходил. Причина и место гибели подводной лодки до сих пор неизвестны. Предположительно, затонула в ходе пробного погружения после некачественного или неудачного ремонта в море из-за неисправных воздушных и газовых захлопок, из-за чего дизельный отсек был быстро заполнен водой и лодка не смогла всплыть в надводное положение. Следует принимать во внимание, что это был 1952 год. За срыв боевой задачи и командир лодки и командир БЧ-5 могли быть отданы под суд. На борту было 52 человека.


21 ноября 1956 года вблизи Таллина (Эстония) подводная лодка М-200, входящая в состав Балтийского флота, столкнулась с эскадренным миноносцес "Статный". Спасти удалось 6 человек. 28 погибли.


Еще одна авария в Таллинском заливе произошла 26 сентября 1957 года, когда дизельная подводная лодка М-256 из состава Балтийского флота, затонула после начавшегося на борту пожара. Хотя изначально ее удалось поднять, спустя четыре часа она ушла на дно. Из 42 членов экипажа спасти удалось 7 человек. Лодка проекта А615 имела двигательную установку на основе дизеля, работающего под водой по замкнутому циклу через твердый химпоглотитель для удаления углекислого газа и обогащение горючей смеси жидким кислородом, что резко повышало угрозу возникновения пожара. Лодки А615 пользовались дурной славой у подводников, из-за высокой пожароопасности их называли «зажигалками».


27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80. Она не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С‑80 была найдена. Причиной гибели стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи воздуха к дизелям в перископном положении ПЛ) в ее дизельный отсек. До настоящего времени четкой картины происшествия нет. По некоторым данным лодка пыталась уклониться от таранного удара норвежского разведывательного корабля "Маряата" срочным погружением на циркуляции и будучи сильно утяжеленной, чтобы не быть выброшенной на поверхность (был шторм), провалилась на глубину с поднятой шахтой и открытой воздушной захлопкой РДП. Погиб весь экипаж ‑ 68 человек. На борту было два командира.


4 июля 1961 , в ходе учений "Полярный круг" произошла утечка радиации на вышедшем из строя реакторе подводной лодки К-19. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, лодка осталась на плаву и смогла вернуться на базу. От сверхвысоких доз облучения погибло восемь подводников.


14 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37 из состава Северного флота. В результате взрыва боезапаса в носовом торпедном отсеке погибли все, кто находился на пирсе, на подводной лодке и на торпедно‑технической базе ‑ 122 человека. Серьезные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. Комиссия по расследованию чрезвычайного происшествия пришла к выводу, что причиной трагедии стало повреждение обтекателя боевого зарядного отделения одной из торпед при погрузке боезапаса. После чего командир БЧ-3 чтобы скрыть происшествие по перечню №1 аварийных происшествий на флоте пытался запаять пробоину, из-за чего торпеда загорелась и взорвалась. От детонации взорвались остальные боевые торпеды. Командир лодки капитан 2 ранга Бегеба находился на причале в 100 метрах от корабля, был взрывом сброшен в воду, получил тяжелые ранения, впоследствии был отдан под суд, защищал себя сам и был оправдан.


8 августа 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол", первой атомной подводной лодке ВМФ СССР, в подводном положении произошел пожар в 1 и 2 отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа, спаслись 65 человек. Корабль своим ходом вернулся в базу.


8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. ПЛ несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. Погибли 98 человек. Лодка затонула на глубине 6000 метров. Причина катастрофы неизвестна. На борту лодки обнаруженной в 1974 году американцами, которые неудачно пытались ее поднять, было 100 человек.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в результате пожара в кормовых отсеках затонула АПЛ К‑8 пр. 627А из состава Северного флота. Погибли 52 человека, спаслись 73 человека. Лодка затонула на глубине более 4000 метров. На борту находилось два ядерных боеприпаса. Два ядерных реактора перед затоплением были заглушены штатными средствами.


24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике на АПЛ К‑19 пр. 658 произошел пожар в девятом отсеке. Позже огонь перекинулся в восьмой отсек. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. Погибли 28 моряков, спаслись 76 человек.


13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 пр. 675МК с научно‑исследовательским судном "Академик Берг". Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина, в которую стала поступать вода. Чтобы предотвратить окончательное затопление К‑56, командир лодки принял решение о посадке субмарины на береговую отмель в районе мыса Гранитного. Погибли 27 человек.


21 октября 1981 года в Японском море затонула дизельная средняя подводная лодка С‑178 пр. 613В в результате столкновения с большим морозильным рыболовным траулером "Рефрижератор‑13". Авария унесла жизни 31 моряка.


24 июня 1983 года у полуострова Камчатка затонула АПЛ К‑429 пр. 670А из состава Тихоокеанского флота. Катастрофа произошла при дифферентовке лодки в районе, где глубина была 35 метров, вследствие поступления воды в четвертый отсек через шахту судовой вентиляции, которую по ошибке оставили незакрытой при погружении лодки. Часть членов экипажа удалось спасти, но 16 человек перед этим погибли в результате взрыва аккумуляторных батарей и борьбы за живучесть. Если бы лодка вышла на большие глубины, она бы однозначно погибла вместе со всем экипажем. Гибель корабля произошла по причине преступной халатности командования, приказавшего неисправной подводной лодке с нештатным экипажем выйти в море на стрельбы. Экипаж покинул затонувшую лодку методом шлюзования через торпедные аппараты. Командир, до конца возражавший против решения штаба и только под угрозой лишения должности и партбилета вышедший в море, впоследствии был осужден на 10 лет лишения свободы, в 1987 году амнистирован и вскоре умер. Непосредственные виновники, как всегда это у нас бывает, от ответственности ушли. Впоследствии лодку подняли, но она опять затонула в заводе у причала, после чего была списана.


6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Атлантическом океане на глубине 4000 метров в результате взрыва ракеты в шахте затонула АПЛ К‑219 пр. 667АУ. Оба ядерных реактора были заглушены штатными поглотителями. На борту находились 15 баллистических ракет с ядерными боеголовками и два ядерных боеприпаса. Погибли 4 человека. Остальные члены экипажа были эвакуированы на подошедшее с Кубы спасательное судно "Агатан".


7 апреля 1989 года в Норвежском море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 метров затонула АПЛ К‑278 "Комсомолец" пр. 685, получив сильные разрушения прочного корпуса. Погибли 42 человека. На борту находились два штатно заглушенных ядерных реактора и два ядерных боеприпаса.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу российская атомная подводная лодка "Курск". Субмарина была обнаружена 13 августа на глубине 108 метров. Весь экипаж в составе 118 человек погиб.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке на утилизацию затонула АПЛ К‑159. На борту лодки в качестве команды сопровождения находились 10 членов экипажа. Погибли 9 человек.

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) "Нерпа", построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

Атомный крейсер К-141 — подводная лодка«Курск» являлась ракетоносцем. Субмарина сконструирована в рамках проекта 949А «Антей», реализация которого привела к появлению средств противодействия группировкам ВМС иностранных государств. По классификации НАТО такие подводные лодки относятся к классу субмарин Oscar-2.

Строительство началось в 1990 году в Северодвинске под руководством конструкторов П. П. Пустынцева и И.Л. Баранова. В эксплуатацию был введен в конце 1994 года, после чего до 2000 года находился в составе Северного флота в Видяево (40 км от Мурманска)

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Длина, м 154
Ширина, м 18
Осадка, м 9.3
Высота, м 18.2
Скорость над водой, морских узлов 15
Скорость под водой, морских узлов 33
Водоизмещение, тонн 14720/23690
Глубина погружения (макс), м 500
Экипаж, чел 130
Отсек, шт. 10
Тип энергетической установки Атомная ОК-650
Тепловая мощность энергетической установки, МВт 2 Х 190
Мощность на валу, л.с. 50 000
Мощность паровой турбины, л.с. 2 Х 90 000
Стоимость на момент производства, руб. 228 000

Кроме все прочего, подлодка была способна ложиться на грунт. Длительность автономного пребывания под водой составляла до 4 месяцев, с запасом плавучести в 30 %.

Про подводную лодку «Курск» говорили, что она была в состоянии контролировать целые районы океанов и сухопутных территорий.

Кроме того, 3 крейсера и ударный авианосец против одной «К-141» являлось нормальным соотношением сил для ведения боя. По подавляющему большинству показателей эта подводная лодка превосходила в несколько раз передовые образцы иностранных ВМС.

Описание конструкции


В носовом (торпедном) отсеке имелись 6 аппаратов для пуска торпед, в которые с помощью устройства быстрого заряжания подавали торпеды с верней палубы. Весь цикл перезарядки при этом составлял 5 минут. Огнеопасные АКБ отделены специальным настилом и находятся на нижней палубе. В этом отсеке согласно штатного расписания несет службу 5 моряков.

Во втором отсеке находятся 4 палубы, где самой важной являлась верхняя. Именно там находился командный пункт, где находился ЦПУ и другие пульты, системы поддержания микроклимата, перископы, посты вахтенных офицеров и навигационные системы.

В верхнем отсеке подлодки есть спасательная всплывающая камера.

С помощью ручного привода в нее можно подать кислород, необходимый для дыхания личного состава, и всплыть на поверхность в случае затопления.

Для выживания моряков в ней предусмотрен НЗ — неприкосновенный запас продуктов, АКБ, средств радиосвязи. Большинство из находящихся здесь — офицеры. Всего около 30 человек.

В радиоэлектронном отсеке находилась аппаратура для связи и радиоразведки. Она была представлена радиолокационными и многопрофильными антеннами для космической связи и приема целеуказаний от космических спутников и самолетного пункта наблюдения.

В жилом отсеке, кроме спальных кубриков, находились:

  • кают — компания;
  • душевые;
  • спортзал;
  • сауна;
  • комната эмоциональной разгрузки (оранжерея, аквариум);
  • система пожаротушения.

В моторном отсеке находились дизельный генератор для выработки электричества и сопутствующие механизмы, а также ГСМ. Дезактивация моряков, которые работали в отсеке с реактором проводилась в отсеке 5-бис.

Ядерные установки находились в 6 отсеке, объем которого равен 641.3 куб. м.

На боевом дежурстве в 6 отсеке находились 5 человек.

Объем турбинного отсека составлял 1116 куб. м., где находились распределительный щит, пульт аварийного управления, электрическая станция и агрегаты, которые обеспечивали движение подводной лодки. Все находившиеся здесь моряки перешли в другой отсек.

Это были капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, старший мичман Владимир Козадеров, мичман Фанис Ишмуратов, главный старшина Ришат Зубайдулин, старшина 2 статьи Роман Аникеев, старшина 2 статьи Владимир Соловьев, матросы Илья Налетов, Роман Кубиков и Алексей Некрасов.

Назначение восьмого отсека объемом 1072 куб. м. схоже с предыдущим отсеком.

Тут были расположены:

  • турбины;
  • генератор для обеспечения электрической энергией;
  • установки для опреснения воды;
  • электростанция.

Крайний девятый отсек - это, по сути, убежище, где состав дежурной смены был всего 3 человека. Кроме того, тут находилось 120 противогазов и самоспасательных комплектов, 6 плавательных платов.

Также были размещены:

  • запас продовольствия на 6 дней;
  • насосы;
  • станция управления электродвигателем;
  • токарный станок;
  • гидравлика рулевой системы;
  • душевая кабина;
  • аварийный люк с тубусом для одиночного свободного всплытия;
  • боевой пост резервного управления рулями.

атмосфер такое давление выдерживали переборки между отсеками

Каждый отсек был отделен переборками, которые выдерживали давление до 10 атмосфер. При необходимости люки между отсеками герметизируются.

Высокая живучесть подлодки была достигнута дублированием основных механизмов и элементов (2 турбины, 2 винта, 2 реактора)

На случай аварии было предусмотрено применение всплывающего аварийного информационного устройства, которое в течение 5 дней передает сигнал SOS и отстреливается самостоятельно.

Вооружение

АПЛ «Курск» имела грозное вооружение, основой которого были 24 крылатые сверхзвуковые ракеты комплекса П-700 «Гранит», которые были расположены по обеим сторонам рубки в пусковых контейнерах.


Боевые возможности и характеристики комплекса П-700

Количество ракет, шт. 24
Наименование ракеты ЗМ-45
Наклон контейнера, град. 40
Тип двигателя и наименование Маршевый турбореактивный КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем
Вес боевой части, кг 750
Мощность взрыва ядерной боевой части, Кт 500
Дальность, км 550
Скорость, м/с 2.5
Масса ракеты, кг 7000
Длина ракеты, м 19.5
Диаметр корпуса, м 0.88
Размах крыла, м 2.6

Стоит отметить, что особенностями комплекса являются:

  • Возможность одновременного залпа ракет с последовательным распределением целей;
  • Высокая вероятность преодоления ПРО и ПВО противника учетом сверхзвуковой скорости, высокой маневренности и смены траектории ракетами ЗМ-45;
  • Радиомолчание при полете на маршевом участке.

Для уничтожения подводных и надводных целей на борту подлодки находилось 4 торпедных аппарата калибра 533-мм и 2- калибра 650-мм. Боекомплект составляет 24 торпеды.



История службы

История подводной лодки Курск началась задолго до ее ввода в эксплуатацию в 1994 году. Да и названия у подлодки тогда еще не было. Подбор личного состава начали с офицеров и мичманов и 18 марта 1991 года было закончено формирование экипажа, основой которого стали недавние выпускники военно-морских училищ и получившим шутливое прозвище «экипаж старлееев».

Капитан 1 ранга В.Н. Рожков, старпомом которого был капитан 2 ранга И. Сидоров, лично отбирал офицеров и мичманов боевых частей. После дополнительной подготовки в учебном центре г. Обнинск в начале 1993 года экипаж для доукомплектования матросами и стажировки на однотипном «Воронеже» прибыл в п. Видяево (Мурманская область).

Свое имя АПЛ получила весной 1993 года в связи с Директивой ГК ВМФ «О присвоении АПРК К-141 почетного наименования «Курск», связанной с одним из важнейших сражений ВОВ «Курская битва».

К концу 1993 закончилось комплектование личного состава матросами и старшинами, а 14 мая 1994 года подводная лодка «Курск» была спущена на воду в Северодвинске.

После проведения всех необходимых испытаний 30 декабря 1994 года был подписан акт о приемке корабля флотом от промышленности и 20 января был поднят Андреевский флаг, который поднимал старший мичман Николай Мизяк.

1995 год ознаменовался участием «Курска» в сопровождении спасательного корабля к месту гибели «Комсомольца», где было совершено погружение на глубину.

В начале 1998 года был проведен плановый ремонт и осуществлена модернизация торпедных аппаратов для пуска новых торпед. В этом же году субмарина была освящена епископом Белгородским Иоанном, который подарил копию иконы Курской Божией Матери и небольшую икону Николая Угодника каждому подводнику.


В 1999 году лодка находилась в автономном походе в течение 3 месяцев в Атлантике и Средиземном море, выполнив перед этим ракетные стрельбы и продемонстрировав отличные показатели.

Четверть всего экипажа являлись мастерами военного дела, а остальные имели 1 и 2 классные специальности, что сделало в 1999 году этот экипаж лучшим в дивизии.

Почему утонула подводная лодка Курск

10 августа 2000 года подводная лодка выполняла учебную задачу в р-не Кольского залива с задачей учебного торпедирования группы кораблей и поражения условной цели крылатой ракетой.

12 августа 2000 года официальная дата гибели подводной лодки «Курск», когда она приступила к выполнению задачи. Группой обозначения противника были назначена эскадра во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и крейсером-атомоходом «Петр Великий», атака которых должна была начаться с 11.40 до 13.40. Однако этого так и не произошло, а последняя запись в бортовой журнал была занесена в 11.15.

Примерно в 11.30 аппаратура «Петра Великого» зафиксировала небольшой хлопок, а потом крейсер очень сильно встряхнуло. Командир крейсера капитан 1 ранга В. Касатонов получил доклад о хлопке, но значения не придал, а Командующему Северным флотом, который находился на крейсере хлопок объяснили включением антенны РЛС. Никто даже представить себе не мог, что в тот момент оборвалась история подлодки Курск.

Торпедные атаки по плану так и не начались, командир «Курска» на связь не вышел даже в положенное время в 17.00. Поиски пропавшей подводной лодки результатов не дали и в 23.30 была объявлена аварийная ситуация.

Только на следующее утро в 4.50 гидроакустическая аппаратура «Петра Великого» нашла «Курск» на глубине в 108 метров.

Причина затопления Курска

Согласно официальной версии трагедии, которая была обнародована по результатам проведенного расследования причиной гибели стал взрыв торпеды 65-76А в четвертом торпедном аппарате. Утечка перекиси водорода стала причиной сильного пожара, который спровоцировал взрыв торпед в первом отсеке.

К взрыву также привела заправка торпед необезжиренным воздухом высокого давления, выполненная 11 августа. Реакция разложения перекиси водорода была неконтролируемой, а взрывная волна ввиду конструкции судна не была ослаблена какими-либо препятствиями, что привело к тому, что весь экипаж 2 отсека получил травмы и был контужен.

Другая версия гибели «Курска» говорит, что она столкнулась с грунтом на скорости 3 узла под углом 40-42 градуса, что привело ко второму взрыву, после чего торпеды начали взрываться одна за другой.

Причины гибели подводной лодки Курск

Официальные причины гибели подводной лодки Курск достаточно долго не были известны, а материалы бортовых самописцев засекречены, что привело к появлению иных версий аварии. Среди них была и ложная версия теракта, которую опубликовал «Кавказ-центр» и не терпящая никакой критики версия столкновения с миной времен ВОВ.

«Толедо»

американская подлодка, наблюдавшая за ходом российских учений

Наиболее обсуждаемой версией называли уничтожение «Курска» американским крейсером «Мемфис».

Это подводное судно ВМС США совместно с подводной лодкой «Толедо» наблюдало за ходом российских учений, что является распространенной мировой практикой.

Неожиданно «Толедо» и «Курск» столкнулись и опасаясь торпедирования российской подлодкой командир «Мемфиса» открыл огонь на поражение.

Художественный фильм «Курск»: подлодка в мутной воде», снятый Жан-Мишелем Каре раскрывает именно эту версию, в пользу которой, приводятся следующие доказательства:

  • дипломатическая договоренность между США и РФ о списании российского долга в 10 млрд долларов;
  • подводные лодки США зафиксировали 2 подводных взрыва. Второй был мощнее первого;
  • однако Норвежский институт сейсмических исследований утверждает, что сильнее был первый взрыв, который мог быть вызван столкновение двух подводных лодок, а второй- взрывом торпед;
  • летчики самолетов противолодочных эскадрилий, которые были подняты в небо для поиска «Курска» упоминали о масляных следах на воде, оставленных другой подлодкой;
  • спасатели на морском дне обнаружили ограждение боевой рубки, характерное для американских подводных лодок.


Подъем Курска

21 августа 2000 года благодаря водолазам норвежского спасательного судна «Seaway Eagle» был вскрыт кормовой аварийный спасательный люк. Отечественные специалисты начала осуществлять выемку секретной документации и поиск тел погибших. ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» предоставил план работы по подъему АПЛ»Курск» Президенту РФ.

В начале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднять подлодку с помощью гидравлических домкратов, находившихся на их судне. При расчете поднятия учитывались сила притяжения грунта дна и опасность отрыва первого отсека, что привело бы к радиоактивному заражению.

Первый отсек отрезали и транспортировали отдельно.

После чего на 6 часов системе подъема дали 50% нагрузку, а после последовательно увеличили нагрузку до 100 %.

Базой для технических спасательных средств стала баржа Giant 4, корпус которой дополнительно усилили энергоносителями и прочими рабочими средами, чтобы выдержать 26 домкратов. Каждый домкрат обеспечивал подъем 54 стренда (специальный трос), который выдерживал нагрузку в 1000 тонн.


Трос пилы при отделении первого отсека обрывался и каждый раз для помощи привлекались водолазы судов «Мауо» и «Carrier». В октябре 2000 года вскрытие корпуса АПЛ проводилось американской компанией Halliburton при участии российских специалистов. Из 9 отсека удалось достать 12 тел (в т.ч. капитана Дмитрия Колесникова, у которого нашли записку).


Записка Дмитрия Колесникова

Для заведения в плавучий док ПД-50 были специально изготовлены два L-образных понтона, фирмой Mammoet Transport BV.
Участники подъема «Курска» были награждены медалями «За подъем АПЛ «Курск».


Катастрофа подводной лодки Курск в Баренцевом море

Подводная лодка «Курск» потерпела крушение в 175 км от Севедвинска в Баренцевом море на глубине 108 метров. Координаты: 69°39’59″N 37°34’57″E или 69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д.

Командиры

Капитан 2-го ранга — Рожков Виктор Николаевич.


Родился в г. Москва 4 июля 1954 года. Стаж военной службы в ВМФ — 25 лет (20 лет подряд на подводных лодках Северного флота). По словам сослуживцев, интересы службы всегда ставил выше личных. 12 офицеров и мичманов экипажа «Курска», лично отобранные Рожковым, погибли на АПЛ 12 августа 2000 года.

Капитан 1-го ранга — Лячин Геннадий Петрович.


Родился в свх. Сарпинском Сарпинского р-на Сталинградской области СССР (в н.в.- пос. Дозмакин республики Калмыкия). Окончил ВВМУППим. Ленинского комсомола в 1977 году. Прошел должности от командира группы управления ракетной боевой части до командира атомной подводной лодки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то