Почему колизей разрушен. Колизей - вечный символ рима. История возникновения Колизея

Самая подробная информация с фото. Интересные факты о Колизее, история и расположение на карте.

Колизей (амфитеатр Флавиев)

Колизей - грандиозный амфитеатр в Риме, одно из самых знаменитых сооружений Античности. Это подлинный символ Вечного города и одна из его главных достопримечательностей . Колизей правильно называть амфитеатром Флавиев - по имени династии императоров, при которой построили эту громаду.

История

Построили Колизей всего за 8 лет. Началось строительство в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а закончилось в 80 году н.э. при императоре Тите.

Став императором после деспота Нерона, Веспасиан решил упрочить свою власть. Для этого он придумал интересный ход - снести дворец Нерона (Золотой Дом), который вместе с парком занимал 120 га центра Рима и построить имперские учреждения, а пруд при дворце засыпать и соорудить грандиозный амфитеатр для развлечений народа.

Амфитеатр строили рабы, которые были доставлены в Рим после военных побед Веспасиана в Иудее. По оценкам ученых в строительстве Колизея был задействован труд 100 тыс. рабов. Рабы использовались для самых тяжелых работ - для добычи и доставки травертина из Тиволи до Рима (порядка 25 км), подъеме тяжестей и т.п. Также над оформлением Колизея трудилась большая группа скульптуров, художников и инженеров.

Открытие Колизея было ознаменование грандиозными играми. Амфитеатр был центром жестоких увеселительных зрелищ Древнего Рима почти на протяжении трех с половиной веков - гладиаторские бои, звериные травли. Здесь гибли люди и животные на потеху толпе и патрициям. Пока в начале 5 века император Римской Империи не запретил гладиаторские бои. Именно тогда христианство стало главной религией великой Империи. А ее одно из самых колоссальных сооружений познает самые печальные свои времена.

Средние века и Новое время оставили на амфитеатре сильные шрамы: сначала нашествие варваров привело амфитеатр в запустение, потом он был крепостью для знатных родов, в середине 14 века сильное землетрясение обрушилось южную стену амфитеатра. Великое сооружение превратилось в источник строительного материала - его ломали и разбирали для строительства новых зданий и церковных соборов и дворцов.

Так продолжалось до середины 18 века, пока Колизей не попал под защиту римского папы Бенедикта XIV.

В настоящее время Колизей находится под государственной защитой. Обломки, по возможности, были вставлены на место. Да, амфитеатр лишился былой внутренней и внешней привлекательности, но даже такой он просто потрясает. Несмотря на защиту Колизей все равно страдает - городская среда, выхлопные газы и вибрации не идут на пользу гиганту.


Описание

Колизей выполнен в форме гигантского эллипса. Это самый большой амфитеатр античности, поражающий своими размерами - наружная ось в длину 524 метра, размеры площадки 85 х 53 метра, а высота от 48 до 50 метров.

Стены Колизея построены из больших кусков травертина. Амфитеатр имел множество входов и выходов. Нижние ряды были предназначены для богатых. Люди попроще занимали верхние ряды. Для защиты от палящего римского солнца были предусмотрены мачты, на которые натягивали гигантский тент.


  1. Изначально амфитеатр носил имя Флавиев - династии императоров построивших его. Название Колизей закрепилось только в 8 веке и произошло от латинского слова колоссальный.
  2. Фундамент сооружения имеет толщину 13 метров.
  3. Благодаря инженерным и конструктивным решениям зрители могли заполнить амфитеатр за 15 мин, а покинуть за 5 мин. Некоторые решения, которые были задействованы при его возведении, до сих пор применяются при строительстве крупных спортивных сооружений.
  4. Амфитеатр имел 80 входов и 76 лестниц.
  5. Колизей вмещал 50 000 человек (по некоторым данным 70 000 человек). Больше, чем некоторые современные стадионы!

Режим работы и стоимость билетов

Режим работы:

  • 08.30 - 16.30: ноябрь-февраль
  • 08.30 - 19.15: март-август
  • 08.30 - 19.00: сентябрь
  • 08.30 - 18.30: октябрь

Стоимость билетов

  • Взрослые - 12 евро.
  • Граждане ЕС от 18 до 25 лет - 7,5 евро
  • Дети (до 18 лет) - бесплатно

Билеты действуют 2 дня с даты первого использования. По данным билетам можно посетить также Римский Форум и наоборот. Есть маленькая хитрость: обычно в кассах Колизея большие очереди, поэтому билеты можно купить в кассах Форума.

Онлайн-камера с видом на Колизей - http://www.skylinewebcams.com/en/webcam/italia/lazio/roma/colosseo.html

Видео про Колизей

Почему Колизей носит такое имя? Как он менялся на протяжении веков? И, самое главное, какие тайны хранит достопримечательность Италии номер один?

"Внимание, ведутся строительные работы"

Для того, чтобы построить , римлянам понадобилось немногим более пяти лет: с 75 до 80 г. н.э. Колизей был и остается одним из самых грандиозных строений : только на возведение внешних стен были использованы более 100 000 кубических метров травертина (известкового туфа). Результат был "colossale" (колоссальным): амфитеатр, протяженностью 189 метров, шириной 156 метров и высотой 48 метров, был способен вместить от 50 до 70 тысяч зрителей на общей внутренней площади в 24 000 квадратных метров.

Арена. Входов в амфитеатр было всего 80, арена, где велись бои, имела эллиптическую форму, с длиной осей около 80 и 50 метров и, вероятно, была покрыта деревянными балками.

Один день в Колизее

Распорядок дня в амфитеатре был предопределен и строг. Вечером перед предстоящим сражением "editor", то есть тот, который организовывал игры, предлагал гладиаторам ужин, который был открыт для общественности: это делалось для того, чтобы толпа могла поближе рассмотреть участников поединков. На следующее утро бойцы открывали день "парадом" в амфитеатре, в богатых доспехах и при полном вооружении. Затем начинались бои между животными или между животными и людьми.

Смертельный обед

Обеденные часы в Колизее были зарезервированы для казней приговоренных к смерти: людей сжигали на кострах, распинали или отдавали на съедение диким зверям. Все это проходило в формате лайв-шоу.

Гвоздь программы

Самым ожидаемым было шоу, проходящее в послеобеденное время - дуэли между гладиаторами: Munera. Согласно распространенному толкованию, гладиаторы выходили на поле колонной, становились перед императором и выкрикивали: "Ave caesar, morituri te salutant". На самом деле, Цезаря приветствовали очень редко.

Тайна имени

В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название "Колизей" появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя "Колоссео" амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с "Колоссом" Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).

О происхождении названия "Колизея" ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола).

Противосолнечное покрытие и бронь мест

В особо жаркие солнечные дни Колизей покрывали завесой из около 80 треугольными кусками парусины, которые были протянуты через 320 кабелей поддержки. Причину легко понять: завеса защищала от солнечных ожогов зрителей во время дневных шоу.

Места в Колизее было строго зарезервированы. На верхних рядах располагались деревянные скамейки, предназначенные для населения, в то время как места для привилегированных гостей были отделаны мрамором. Каждый желающий мог принять участие в шоу, вход был свободен, однако менять места, присвоенные каждому из посетителей, не разрешалось. Сенаторы Рима сидели в первом ряду вместе с весталками, за ними располагались воины (equites), на чердаках были зарезервированы места для рабов и иностранцев.

Первый лифт в истории и декорации для "спектакля"

Одним из первых примеров рабочих систем лифтов была система, функционирующая в Колизее. Арена и подвальные помещения были фактически связаны лифтами.

Подвальные помещения состояли из чередующихся коридоров. В одних содержались наборы декораций для боев, которые, благодаря системе тросов, поднимались на арену, в других содержались животные и готовящиеся к бою гладиаторы.

Декорации устанавливали на арене заранее. Гладиаторы и животные же поднимались на арену непосредственно в момент начала боя на первом прототипе лифта. Благодаря этим системам подъема из подземного пространства, шоу приобретало более захватывающий характер: воины и дикие звери появлялись на арене как будто из ниоткуда.

Колизей дал жизнь многим историческим достопримечательностям Рима

Мраморный фасад и некоторые внутренние части Колизея были использованы для строительства и различных гражданских зданий Рима, таких как, к примеру, Палаццо Барберини. Находившийся в состоянии запустения в течение длительного времени, амфитеатр фактически использовался римлянами в качестве источника строительных материалов. Так продолжалось вплоть до 18-го века, когда вдруг возникла любовь к древним руинам Рима. Предполагается, что от Колизея осталась лишь одна третья часть того, что было при оригинальной конструкции.

В тринадцатом веке внутри амфитеатра даже был построен палаццо римской семьи Франджипане, а позже и другие гражданские дома.

Колизей повредили и многочисленные землетрясения. Так, в 851 году землетрясение спровоцировало обрушение двух рядов арок на южной стороне и амфитеатр принял знакомый нам асимметричный аспект.

Колизей и бассейн

Внутри амфитеатра одно время проводили и бои в воде, "Naumachie": это были шоу, в которых гладиаторы (или осужденные) воспроизводили известные морские сражения из римской имперской истории.

В бассейне также проводили мирное водное шоу, в котором участвовали женщины.

По словам Мартина Креппера, профессора гражданской и экологической инженерии в Университете Эдинбурга, вода текла через серию внутренних колодцев и труб под трибунами. Для заполнения всей арены была необходимо около 7 часов.

Страшный и ужасный

Во времена гладиаторских боев Колизей приобрел зловещую репутацию, да такую, что считался одним из семи ворот ада (еще бы, на арене погибли десятки тысяч людей). Говорят, что в Колизее даже проводились дьявольские обряды, для которых использовалась кровь погибших на арене. В средние века, затем, шайки бандитов использовали арену, чтобы хоронить жертв. А в XVI веке сюда стремились волшебники и колдуны, которые, использовали для колдовства траву с магической силой, выросшую среди крови и руин.

Джунгли Колизея

В течение нескольких десятилетий ботаники изучают растения, выросшие спонтанно внутри Колизея. Речь идет о более 350 различных видах растений, укоренившихся среди развалин - некоторые из них абсолютно экзотического происхождения и их рост поддерживается уникальным микроклиматом амфитеатра.

Колизей и Голливуд

Колизей был съемочной площадкой для множества фильмов, но фильм, принесший ему еще большую известность во всем мире, "Гладиатор", не был снят внутри амфитеатра. Серия нерешенных вопросов подтолкнула режиссера Ридли Скотта снимать сцены гладиаторской борьбы в римском амфитеатре Эль-Джем в Тунисе и бутафорском Колизее, специально построенном для съемок на Мальте. Чтобы построить амфитеатр потребовалось всего 19 недель, но структура была сделана из дерева и лишь частично: большая часть была воссоздана на компьютере в пост-продакшн.

Октябрь 11, 2018

Приезжая в Вечный город, туристы со всего мира стремятся посетить самое величественное сооружение, являющееся олицетворением былого величия Империи. Говорят, что Колизей в Риме обладает неимоверно сильной притягательной энергетикой. Когда-то здесь проводились постановки известных исторических сражений и драмы, основанные на классической мифологии, травля диких животных и охота на них, сражения гладиаторов и казни христиан, а пролитая кровь приводила к неистовому ликованию развлекающейся толпы, обнажая самые низменные человеческие инстинкты.

Различные путеводители по Риму предоставляют достаточно много информации об этом грандиозном памятнике античной архитектуры. Однако некоторые интересные факты, связанные с его двухтысячелетней историей, остаются без должного внимания.

Факт № 1: Колизей построили иудеи

Этот исторический факт подтверждает латинская надпись, высеченная на мраморной плите, найденной в 1813 году: «Imp(erator) Caes(ar) Vespasianus Aug(ustus) amphitheatrum novum ex manubis fiery iussit» , что на современном итальянском звучит примерно так: «Император Веспасиан Цезарь Август возвел новый амфитеатр доходами от добычи». Здесь подразумеваются исторические события Первой еврейско-римской войны, произошедшие в 70 году н. э., когда Иерусалим был осажден и захвачен будущим императором Титом Веспасианом, а десятки тысяч пленников отправлены в Рим в качестве рабов. На каменных карьерах в Тиволи они добывали травертин для строительства Колизея и под руководством римских архитекторов и инженеров возводили его стены.

Факт № 2: Грандиозное сооружение возвели за 8 лет

Начинавший строительство в 70 – 72 годах Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 гг.) успел увидеть только первые три яруса, а верхний уровень был завершен его сыном Титом. Об этом свидетельствуют документальные записи древнеримского государственного деятеля греческого происхождения Диона Кассия (155 – 235 гг. н.э.). В одной из записей его трудов в 80-ти томах, охватывающих более чем тысячелетнюю историю Рима, довольно подробно описываются инаугурационные игры 80 года.

Это интересно!

Арена (латин. Harena) – в переводе означает «песок». Площадка, на которой разворачивались баталии, обычно покрывали слоем песка, так как он быстро впитывал пролитую кровь, а чтобы она не так бросалась в глаза, песок заранее окрашивали в красный цвет.

Факт № 3: Название амфитеатра связано с поклонением дьяволу

Всем известно, что Колизей в Риме имеет официальное название – Амфитеатр Флавиев, названный так по родовому имени трех императоров Веспасиана, Тита и Домициана. Об этом извещает установленная на его стенах плита.



Считается, что более распространенное – «Колизей» – происходит от латинского «Colosaeus» и связано с колоссальной бронзовой статуей Нерона. Веспесиан, уничтожая Золотой Дом Нерона – Domus Aurea , тем не менее, не пожелал разрушить колоссальных размеров изваяние предшественника, отлитое по подобию Колосса Родосского в Греции. В монументе заменили только голову, дополнив ее солнечной короной, как у бога Солнца – Гелиоса. Воздвигнутая на новый постамент императором Адрианом в 126 году скульптура, на протяжении последующих столетий располагалась неподалеку от амфитеатра Флавиев и, по мнению многих историков, впоследствии дала название этому величественному сооружению.




Сегодня ничего не осталось от колосса Нерона, за исключением остатков пьедестала недалеко от Колизея. Возможно, статуя была разрушена в 410 году во время разграбления Рима или при одном из землетрясений.



И хотя последнее, документально подтвержденное упоминание о статуе зафиксировано в Хронографии 354 года, некоторые факты допускают, что она все еще существовала и в средневековье.

Это интересно!

Датируемая VIII веком известная пророческая эпиграмма римско-католического монаха Святого Беде Достопочтенного (672 – 735), прославляющая символическое значение статуи, гласит: «Quamdiu stat Colisæus, stat et Roma; quando cadet colisæus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus», что в переводе звучит примерно как «До тех пор, как Колосс стоит – будет и Рим; когда Колосс падет – падет и Рим; когда Рим падет – падет весь мир». В этой цитате «colisaeus» неправильно соотносят с Амфитеатром Флавиев.



Однако существует и менее распространенная версия происхождения названия, о которой знают не все. Так, в середине XIV века Armannino Guidice из Болоньи утверждал, что Колизей в Риме, долгое время занимавший одно из центральных мест в языческом мире идолопоклонничества, являлся сердцем некоторых сект магии и средоточием поклонников дьявола. Согласно его интерпретации, в основе появления названия лежит латинская фраза, которую задавали при входе в средневековые руины амфитеатра – «Colis Eum ?» , то есть «Вы служите ему?», имея в виду дьявола.

Амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) или Колизей (Colosseum) - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквиллинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где некогда был пруд, принадлежавший к «Золотому Дому» Нерона.

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний: «Предпринял он и новые постройки: ... амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом». Строительство было завершено в 80 году сыном последнего - императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу: «При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей».

Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (Colosseum, Colosaeus , it. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии). Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, ставшего после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Колизей в Средние века и Новое время

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в XX-XXI веках

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Конструкция Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей.

Амфитеатр Флавиев построен из крупных кусков травертинского камня, которые некогда были соединены между собой железными связями; для внутренних частей употреблены в дело также местный туф и кирпич. Дыры, видимые ныне в различных местах стен, суть гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века - эпоху, в которую железо очень ценилось и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического и в верхнем - коринфского ордера. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот (на оконечностях малой оси, со стороны Эквиллинского и Целиевского холмов) были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.

Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (gradus). Нижний ряд, или подий (podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под неё людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились больше чем на половину всего пространства арены, назначение многих из этих стен и столбов пока ещё в точности не ясно.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит » - говорили пилигримы в VIII столетии - «будет стоять и Рим, исчезни Колизей - исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то