Суриков меншиков в березове год создания. Описание картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове. Плетение из бисера

Меншиков в Берёзове - Василий Иванович Суриков. 1883. Холст, масло. 169 х 204 см


Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли. Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики.

Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним. Старшая дочь Мария - бледная, растерянная, закутанная во все черное - бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все - богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Черный цвет одеяния Марии - словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.

На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного - Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной - он скончается в возрасте 50 лет.

Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе - это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена. Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но и на ней словно лежало проклятие - Александра умирает в 23 года при родах вместе с новорожденным.

Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.

Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским - на полу лежит теплая шкура, на столе - богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное - без надежды на будущее.

Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей.

Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно - одно из лучших из вышедших из-под его кисти.

"Дорогой Василий Иванович! Я давно собирался писать к Вам, и все почему-то откладывал; а хотелось! Искренно любя и уважая Вас и талант Ваш достойно почитая, я хотя несколько слов осмелюсь высказать Вам относительно картины Вашей. Не пренебрегайте перспективой комнаты, выправьте, насколько это для Вас возможно. ..Еще скажу Вам, что у больных или у начинающих хворать во время лихорадочного жара блестят глаза и появляются красные пятна, но зато ясно очерченные. И вообще при всей странности, неестественности лица у таких женщин бывают красивы и для неопытного кажутся как будто бы здоровыми…" - такие советы давал в письме преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств П.П.Чистяков своему уже ставшему знаменитым бывшему ученику В.И.Сурикову, работавшему в 1882 году над своим монументальным полотном "Меньшиков в Березове".


Замысел будущей картины возник у художника в 1881 году, когда он, после удачной продажи своей работы "Утро стрелецкой казни" П.М.Третьякову, снял для семьи на лето дачу в деревне Перерва, близ ж.д.станции Люблино. Лето выдалось ненастное, в небольшие окна тесного дома стучались ливни и холод, к стеклам прилипали оторвавшиеся от деревьев листья. Воображение художника, захваченного этим смутным, неуютным подмосковным отдыхом, перенесло его в излюбленную им петровскую эпоху, напомнив о ссылке, о жизни в неволе бывшего сподвижника императора – А.Д.Меньшикова.


Теснота композиционного решения, намеренно выбранная художником, как раз и была призвана подчеркнуть могущество и силу главного героя, оказавшегося в заточении. И.Н.Крамской, посетивший в Петербурге 11-ую выставку Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось это полотно, заметив диспропорцию фигуры Меньшикова по отношению к интерьеру, не торопился упрекать автора в ошибке и сказал лишь, что картина "ему непонятна – или она гениальна, или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет своей…безграмотностью". (Кстати, этот же прием будет чуть позже использован М.А.Врублем в картине "Демон сидящий", вызывающий в зрителе ощущение "плена" той невероятной духовной мощи, что сокрыта в огромной фигуре, зажатой краями рамы).

Работа над картиной велась Суриковым чуть более года. Добиваясь исторической верности, художник отправляется в имение Меньшикова, располагавшееся в Клинском уезде. С имевшегося в мемориальном доме мраморного бюста, Суриков специально сделал гипсовую маску, чтобы доподлинно передать портретные черты своего героя. Однако настоящим прототипом изображенного на картине Меньшикова стал случайно встреченный на улице и приглянувшийся Сурикову учитель математики – вдовец Невенгловский, который едва ли согласился позировать знаменитому художнику. Старшую дочь Меньшикова – Марию, Суриков писал со своей жены – Елизаветы Августовны Шаре. Для изображения сына Меньшикова, Александра, живописцу позировал сын В.Е.Шмаринова, известного коллекционера, основателя знаменитых "шмаровинских сред" - художественного кружка конца 19-начала 20 века, собиравших выдающихся деятелей культуры и искусства того времени.


О трудоемком процессе создания полотна свидетельствуют многочисленные натурные этюды, портреты персонажей и варианты композиционных решений картины. Судьба человека, наделенного разнообразными талантами и поставленного жизнью в контрастные ситуации – становится предметом психологического исследования Сурикова, рассказанного на языке живописи. Александр Данилович Меньшиков (1673-1729) – один из выдающихся людей 18 столетия, светлейший князь, генералиссимус, полководец и участник Северной войны. Сын придворного конюха, пройдя сложный жизненный путь, став сначала капралом в потешном Преображенском полку, за балагурство и веселый нрав, назначенный камердинером Петра I , Меньшиков впоследствии становится его верным другом и помощником в делах государства.

После смерти своего венценосного покровителя, Меньшиков приобретает неограниченную власть. Став фактическим правителем при вдове императрице Екатерине I , в целях упрочения своего положения он добивается помолвки своей старшей дочери Марии с наследным цесаревичем Петром II . Но оказавшись жертвой дворцовых переворотов и придворных интриг, искусно осуществленных Остерманом, Долгоруким и Минихом, оклеветанный Меньшиков был сослан молодым Петром II в ссылку. Лившийся всех наград, орденов и званий, 8 сентября 1627 года разжалованный "полудержавный властелин" вместе со своей семьей покидает столицу, направляясь сначала в Раненбург, а далее - в Березов. В дороге умирает жена Меньшикова, без теплой одежды в тяготах длительного сибирского тракта совсем ослабевает дочь Мария. Добравшись до Березова, Меньшиков собственноручно строит избу, налаживает скромный быт и становится церковным старостой. Не дождавшись конца ссылки Меньшиков умер в ноябре 1729, не надолго пережив отца в декабре того же года заканчивает свое земное существование и Мария. Анна Иоанновна возвращает младших детей Меньшикова (дочь Александру и сына Александра) в Петербург, главным образом, для того, чтобы те вступили в права наследства и возвратили в государственную казну капитал, оставленный их отцом в зарубежных банках. В дальнейшем Александра стала женой брата Бирона, а Александр сделал себе военную карьеру в Москве.


В.И.Суриков. Мария Меньшикова.
Этюд к картине. 1882. Собрание
семьи художника, Москва

Суриков запечатлел один из вечеров повседневной ссыльной жизни семьи Меньшикова. Медленный ход времени, невыносимый своей бесконечностью и убийственный своей бессмысленностью, как беспрестанно пульсирующая мысль обитателей этого дома, пронизывает все пространство картины.

Навязчивые думы, воспоминания прошлого как призраки былых побед преследуют Меньшикова. Его исполинская фигура, властно сжатая в кулак рука и упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность былой жизни, осознание собственных ошибок, вина за искалеченное настоящее и будущее своих детей – моральный груз, угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека со всей полнотой обнаруживают, по выражению М.В.Нестерова, "шекспировкую драму" на полотне Сурикова.


Несмотря на неоднозначность суждений о картине критиков и некоторого непонимания живописных приемов Сурикова со стороны художников, Павел Михайлович Третьяков приобрел "Меньшикова в Березове" для своей галереи. На вырученные от продажи полотна 5000 рублей Сурикову удалось впервые выехать за границу! Более чем полгода художник вместе с семьей путешествовал по Германии, Франции, Италии, останавливаясь в разных городах, посещая многочисленные музеи и выставки западноевропейского искусства, тем самым накапливая художественные впечатления для своей будущей работы "Боярыня Морозова" (1887, ГТГ).

Сюжет

В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит, погруженный в свои думы, человек, который еще недавно фактически правил Россией. Александр Меншиков, правая рука Петра I, заслуживший любовь и уважение императора своими делами на благо Отечества. Император так ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерины I в государственных делах. Но вскоре после ее кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.

Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Березове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

«Меншиков в Березове». (wikipedia.org)


Из петербургского дома Меншиковы выехали с обозом в Ораниенбург. Однако затем было получено новое распоряжение Петра II: лишить всех богатств, оставив только необходимое. По пути в Березов (находится на территории современного Ханты-Мансийского округа) умерла жена Александра Даниловича. Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а через полгода и сам Меншиков.

Сквозь крошечное окно в дом проникает тусклый свет. Стекло лопнуло от мороза. Там, за окном — прошлая жизнь, от которой остались лишь воспоминания. Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрет в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернется ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург. Младшая дочь Меншикова станет фрейлиной, скончается в 24 года. Сын Александр дослужится до генерал-аншефа при Екатерине II и умрет в 1764 году.

Контекст

Идея сюжета родилась душным жарким летом, когда сам живописец с женой и детьми был зажат в тесном дачном доме. Из-за непрекращавшихся дождей семья часто собиралась за столом — совсем как Меншиковы. В один из таким моментов Суриков и вспомнил историю из 18 века и взялся за работу.


«Боярыня Морозова» 1884−1887. (wikipedia.org)


Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом еще нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.

Думаю: еще обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Представленная в 1883 году на выставке передвижников, картина вызвала противоречивые отзывы. Поклонники художника восторгались лаконичностью композиции и сдержанной колористикой. Приверженцы академизма и официальные критики отреагировали диаметрально. Так, Крамской при встрече сказал Сурикову: «Вашего «Меншикова» видел, картина мне непонятна — или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился. Она меня и восхищает и… оскорбляет своей безграмотностью… Ведь если ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок».

Судьба художника

Родился и вырос в Красноярске. Не исключено, что его предки — казаки — пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Увлекаемый взрослыми забавами — охотой, кулачным боем, — Василий запоминал увиденное очень точно, а затем рисовал. Однажды он так правдоподобно изобразил муху, что заметивший ее педагог попытался смахнуть насекомое с листа.

Денег на обучение в Москве или Петербурге не было — помог местный меценат-золотопромышленник. Благодаря ему уехал учиться живописи в столицу. Правда, в Петербурге ему не понравилось, и при первой возможности начинающий живописец уехал в Москву. Здесь он нашел больше общего с родным Красноярском, а потому чувствовал себя комфортно и находил вдохновение на городских улицах.


«Утро стрелецкой казни» 1881. (wikipedia.org)


Сурикова называли «композитором» за его отношение к композиции полотна. Для художника это была основа. Гуляя по городу, он мог долгое время наблюдать за уличными сценками, а дома зарисовывал увиденное. Суриков был убежден, что лучший мастер композиции — сама жизнь.

У него никогда не было ни учеников, ни последователей, ни даже мастерской. Свои монументальные полотна Суриков писал там, где жил он сам и его семья.

Его творчество всегда вызывало дискуссии в профессиональной в среде. По мнению Александра Бенуа, Сурикова нельзя было рассматривать ни как приверженца академизма (хотя он учился в Академии и очень успешно), ни как передвижника (хотя он участвовал в их выставках). Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, уродливый, вдохновенный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Сам художник скончался в Москве в 1916 году со словами «я исчезаю».


Художник Василий Иванович Суриков. "Меншиков в Берёзове" 1883 г. Холст, масло. 169 х 204 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.

На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли. Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики.

Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним. Старшая дочь Мария - бледная, растерянная, закутанная во все черное - бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все - богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Черный цвет одеяния Марии - словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.

На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного - Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной - он скончается в возрасте 50 лет.

Яркое цветное пятно, лучик света в этой мрачной и убогой избе - это младшая дочь Меншикова, Александра. Она переживет смерть матери, сестры и отца, останется жива в ссылке и даже вернется ко двору. Там она сделает такую блестящую карьеру, которая только была доступна женщине в те времена. Александра волей императрицы Анны Иоанновны станет супругой Густава Бирона, родного брата того самого Бирона, который фактически правил Россией при Анне Иоанновне. Но и на ней словно лежало проклятие - Александра умирает в 23 года при родах вместе с новорожденным.

Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.

Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским - на полу лежит теплая шкура, на столе - богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное - без надежды на будущее.

Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей.

Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно - одно из лучших из вышедших из-под его кисти.


Василий Иванович Суриков
Автопортрет. 1879 год.

Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Важнейшие картины

«Утро стрелецкой казни»
В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была завершена в 1881 году.

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Меншиков в Берёзове»
П. М. Третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». У художника появились деньги для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.

«Боярыня Морозова»
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.

«Взятие снежного городка»
8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года художник вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка» (завершено в 1891 году, хранится в Русском музее).

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
Во время посещения Сибири Суриков изучал жизнь и быт местных народов: вогулов, остяков, хакасов и др. В 1891 году началась работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а закончил в 1895 году.

С 1893 года Суриков - действительный член петербургской Академии художеств.

«Переход Суворова через Альпы»
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

«Степан Разин»
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков, или его сын - Тимофей Иванович. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына.

Друзья Меншикова хотели воспользоваться царским праздником и выпросить для удаленного князя милости, но взялись за это неловко, и горько ошиблись. Через несколько дней после коронации у кремлевских Спасских ворот поднято было подметное письмо, в котором оправдывался Меншиков. Может; быть, автор этого письма достиг бы своей цели, если бы в этом письме просили только милосердия к Меншикову, но в нем было написано более обвинений против врагов Меншикова, находившихся тогда в царской милости, чем доводов в защиту светлейшего князя. Это раздражило Долгоруковых, и они не только не показали великодушия, не только не просили царя о милосердии к павшему их сопернику, а напротив, старались усилить в молодом царе к нему злобу. Подметное письмо, было таково, что задевало и Долгоруковых, и самого царя. В нем говорилось, что особы, заменившие Меншикова около молодого государя, ведут императора к образу жизни, недостойному царского сана. Таким образом царь Петр представлялся каким-то глупцом, которым руководить и, так сказать, помыкать легко, могут другие. Известно, что знатные и высоко стоящие лица всего менее прощают то, когда их уличают в слабости ума и воли. Было подозрение, что это письмо составлено с участием князей Голицыных, которые постоянно оказывали враждебное расположение к Долгоруковым, по их, по знатности их рода, не тронули. Немало учинено было арестов в домах не столько высоких персон, однако не дошли ни до чего.

28 марта издан был манифест, в котором государь обещал прощение тому, кто добровольно сознается в написании этого письма, а тому, кто откроет автора – награду, вместе с тем угрожала кара всякому, кто, зная об этом, не доведет до сведения верховной власти. Впоследствии оказалось, как говорили, что сочинителем подметного письма был какой-то священник, духовник царицы Евдокии: говорили, будто Меншиков через своих приближенных подкупил его. Дело было так. У княгини Меншиковой, кроме Варвары Арсеньевны, сосланной в Александровскую слободу в монастырь, была еще сестра Ксения Колычева, жившая в Москве. Она желала помочь сосланной в монастырь сестре своей Варваре и, по совету какой-то своей соседки Бердяевой, через монаха Евфимия, завела сношение с монахом Клеоником, бывшим у царицы-бабки, инокини Елены, духовником. Колычева добивалась, чтоб Клеоник как-нибудь склонил: на милость царицу-бабку и та бы исходатайствовала у царя свободу Варваре Арсеньевой. За это Клеоник взял с Колычевой взятку тысячу рублей. Освобождение Варвары не состоялось, а сношения в пользу ее открылись. Колычеву притянули к допросу, подвергли пытке хомутом и ремнем ; потянули к допросу и других. Никто из подозреваемых в подметном письме не сознался, но почему-то заключили, что это письмо писал Клеоник, обличенный уже, в плутовской проделке, по поводу ходатайства пред царицей-бабкой об Арсеньевой. Всех разослали и, по известной русской пословице – с больной головы на здоровую, принялись за Меншикова. Как бы то ни было, только подметное письмо в пользу Меншикова, поднятое у Спасских ворот, вместо желаемой пользы, принесло окончательное падение бывшего временщика. Верховный тайный совет бедного Меншикова, как бы уличенного в участии в составлении подметного письма, приговорил к тяжелой каре: лишив всего его имущества, сослать с семейством в Березов, в Сибири, на реке Оби, а сестру жены Меншикова Варвару Арсеньеву сослать в Сорский женский монастырь в Белозерском уезде и там выдавать ей по полуполтине в день на содержание.

Меншиков в Берёзове. Картина В. Сурикова, 1888

Во исполнение указа верховного тайного совета Меншикова с семейством отправили в Сибирь с особенными приемами жестокости и дикого зверства. Мало казалось того, что у него тогда отняли все недвижимое и движимое имущество: дома в Москве (на Мясницкой, у Боровицкого Моста, на Яузе, на Хопиловке, в Слободах), в Петербурге (на островах: Васильевском, Адмиралтейском, Крестовском), в Ораниенбауме, в Ямбурге, в Нарве, в Копорье на Ижоре и в разных дачах, дома, удивлявшие современников роскошью мебели, обоев из китайского штофа, вызолоченной кожи, разрисованных кахлей, – сады, пильные мельницы, множество мыз и населенных деревень в тридцати шести великороссийских губерниях, в Ингерманландии, Эстляндии, в Малороссии (при них одной пахотной земли числилось 152.356 десятин, кроме лесных угодий и сенных покосов, считаемых не десятинами, а десятками верст), все движимое имущество: экипажи, лошади, столовые приборы, кухонные запасы, деньги (в одном доме на Мясницкой взято было 72.570 рублей), богатый гардероб, множество бриллиантов и золота в украшениях, – все было отнято в казну и потом многое раздарено другим лицам. Этого казалось недостаточно. Когда 16 апреля вывезли ограбленного временщика из Ораниенбурга с семейством в рогожной кибитке, приставы (Плещеев и Мильгунов), давши проехать восемь верст, догнали его с воинскою командою и с толпою дворни, прежде принадлежавший князю, и приказали выбрасывать из кибитки все пожитки под предлогом осмотреть: не увезли ли ссыльные с собой лишнего. Тогда их обобрали до того, что князь Александр Данилович уехал только с тем, что на нем было надето, не имея даже лишнего белья для перемены, а у его дочерей отняли сундуки, в которых было уложено теплое платье и материалы для женских работ. Княгиня Дарья Михайловна, ослепшая от слез, отправилась в путь больная и на дороге умерла 10 мая в Услоне, близ Казани. Едва дозволивши мужу и детям похоронить ее, 11 мая ссыльных повезли далее в судне по Каме и таким образом доставили в Тобольск, а оттуда препроводили в Березов. На содержание сосланного князя с семьею и с десятью человеками прислуги определено было по десяти рублей в сутки. (Есип. Сс. кн. Меншиков. Отеч. Зап. 1861, № 1, стр. 55 – 90).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то