Майков весна выставляется первая

ВЕСНА

Слова Аполлона Майкова

Весна! Выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон – даль голубая видна…
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Романсы и песни Г.А. Лишина (1872), В.Т. Соколова (1879), Г.Э. Конюса (1894), Н.М. Ладухина (1895), А.Н. Корещенко, детский хор (1897), В.И. Ребикова, двухголосные и трехголосные хоры (1900), и других композиторов.

Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006. - без заглавия

Стихотворения Аполлона Майкова «Мать и дети», «Колыбельная» , «Весна», «Сенокос» входили в «Родное слово» К. Д. Ушинского – самую популярную книгу после азбуки, выдержавшую более 90 изданий. Не меньшей популярностью пользовались и детские песни на эти стихи, входившие в репертуар детских хоров. Есть также другое стихотворение Майкова "Весна" (Голубенький, чистый подснежник-цветок!..) , тоже ставшее популярной детской песней.


Аполлон Майков
(1821-1897)

Аполлон Майков
«Весна! выставляется первая рама...»

Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон - даль голубая видна...
И хочется в поле, в широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Майков Аполлон Николаевич - русский поэт, переводчик.
Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений. Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.

Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры. В кругозоре поэта - искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.

Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).
http://maykov.ouc.ru/

контрольная работа

4. Проанализировав стихотворение А.Н. Майкова «Весна» (1854) Скажите, что характерно для этого пространства? В каких образах выявляется здесь горизонталь? Связано ли пространство текста с его динамикой?

Весна! Выставляется первая рама -

И в комнату шум ворвался,

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Особенностью пространства стихотворения А.Н. Майкова «Весна» является то, что оно располагается в горизонтальной плоскости. Эта плоскость находится в поле зрения автора, на уровне его взгляда.

Действие происходит в комнате. Это сюда «шум ворвался», это здесь слышится «благовест ближнего храма», «И говор народа, и стук колеса».

Еще больше сужается пространство, когда поэт говорит о своей душе: «Мне в душу повеяло жизнью и волей; это его глаз ловит пространственные образы: «Вон даль голубая видна…»; это его душа просится «в поле, в широкое поле», где на уровне его глаз «шествуя, сыплет цветами весна».

Пространство текста связано с его динамикой. Так пространство сужается с действием по выставлению первой рамы. Рама выставлена и в комнату, через этот канал хлынул поток внешних проявлений жизни. Душа поэта открылась также как и выставленная рама навстречу этому потоку. Взор поэта устремился за выставленное окно, в голубую даль. Пошло обратное движение чувственной энергии, и поток внутренней энергии, нарастая и увеличиваясь в объёме, устремляется «туда, в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!»

Таким образом, все действие стихотворения вращается в одной горизонтальной плоскости.

"Шагреневая кожа" Оноре де Бальзака и "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда: литературные параллели

Сучасний світ сприймає постмодернізм як транскультурний і муль-тирелігійний феномен, «комплекс філософських, епістеміологічних, науково-теоретичних та емоційно-естетичних уявлень» ...

Говоль и его "Ревизор"

Жанровые особенности произведения М.Е. Салтыков-Щедрина "Господа Головлевы"

Традиционно «Господа Головлевы» позиционируется как роман. Если исходить из определения данного термина, зафиксированного в Большой Советской энциклопедии, то это разновидность эпоса как рода литературы...

Исследование художественного мира и семантического пространства пейзажных контекстов в прозе Н.В. Гоголя

Вопрос о природе общих понятий или концептов - средневековой терминологии универсалий - старый вопрос, давно стоящий на очереди, но почти не тронутый в своем центральном пункте [Сазонова, 2003, С. 64]...

Исследование художественного мира и семантического пространства пейзажных контекстов в прозе Н.В. Гоголя

Проблема изучения денотативного пространства текста связана с одной из фундаментальных проблем языкознания - проблемой отображения в тексте как сложном языковом знаке мира действительности...

Исследование художественного мира и семантического пространства пейзажных контекстов в прозе Н.В. Гоголя

За языком стоит не только система языка, но и психология. Каждый языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями. За разными текстами стоит разная психология...

Литература Сибири

Весна в тайге. Ручей до дна смородиной пропах Но есть еще в нем пресный Привкус снега. Через колодник верткая тропа Легко и круто прыгай с разбега Премудрая старушка - Тишина - Следит за ней сторожко из-за Кочки Как в спичечной головке...

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то