Морфемный разбор прилагательного слова. Как сделать и что это такое морфологический разбор слова Морфологический разбор прилагательного обычным

Морфология - раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

Общая схема разбора частей речи

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. - для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. - для прилагательных, неопределенная форма - для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных - степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов - наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении - показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком - сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма - молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо - в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
  3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая и полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).
  • Синтаксическая роль.
  • Здесь употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в женском роде - это его непостоянные признаки.

    что такое самостоятельная часть речи в русском языке Письменный разбор Небесная (лазурь) - прилаг.
    1. Лазурь (какая?) небесная . Н. ф.- небесный .
    2. Пост.- относит.; непост. - в им. пад. ед. ч. ж. р.
    3. Лазурь (какая?) небесная .
    301 . Разберите 2-3 прилагательных письменно.
    1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. (А. Блок.)
    2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

    302 . Прочитайте. Определите стиль текста, укажите слова, имеющие переносное значение. Выпишите по пять слов, которые изменяются: 1) по числам и падежам, 2) по числам, падежам и родам. Сделайте морфологический разбор трёх прилагательных.

    морфемный разбор слова поздние

    Январь - месяц больших м..лчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла наст..ящая зима!

    вереницей морфологический разбор

    Лес ут..нул в др..мучих сугробах. Под х..лодным сводом неба, покорно склонив т..жёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

    оформительница морфемный разбор

    Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они ра(с, сс)елись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны - странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.

    повсюду или по всюду

    На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: скл..нила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёч(?)ку.

    хорош это какая часть речи

    А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк простым суч(?)ком, запорошённым снегом.

    число существительного ворота

    Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!

    видеть разбор слова

    303 . Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. К качественным прилагательным подберите синонимы. Составьте с прилагательными любой группы три предложения.

    наречия как часть речи

    Заячий след, заячий характер, заячий выводок; гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка; волчья стая, волчий аппетит, волчье логово; лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

    веточка разбор слова

    304 . Из второго абзаца рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (см. «Литература. 6 класс») выпишите все прилагательные. Разберите два качественных и два относительных прилагательных.

    свежего морфемный разбор

    Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.

    Определение

    Морфологический разбор - это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.

    Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:

    1. Отсутствие четких представлений о частях речи или полное/частичное незнание того, чем одна часть речи отличается от другой.
    2. Необходимость запоминать большой объем связанных с каждой частью речи морфологических признаков.
    3. Необходимость помимо морфологии определять также синтаксическую роль слова в предложении, так как это требует знаний о членах предложения, которые дети часто путают с частями речи.

    Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.

    Что такое морфология

    Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.

    Для характеристики по морфологическим признакам понадобится:

    • определить спряжение;
    • назвать вид;
    • указать возвратный глагол или невозвратный;
    • наклонение;
    • определить число (в любом времени);
    • при необходимости назвать время, лицо и род;
    • охарактеризовать синтаксическую роль в предложении.

    Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.

    Морфологический разбор - это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.

    Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.

    Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.

    Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.

    Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.

    Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.

    Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.

    На какой вопрос отвечает Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки Синтаксическая роль
    Имя существительное
    Кто? Что?

    (и все возможные падежные формы)

    Именительный падеж ед. числа Собственное или нарицательное;

    одушевленное или неодушевленное;

    род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа); склонение.

    Падеж, число В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым.
    Имя прилагательное
    Какой? Каков?

    (и вариации в родах и числах)

    Именительный падеж ед. ч. муж. рода Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Падеж; число; род (в ед.ч.);

    у качественных кроме того: степень сравнения; форма (краткая или полная).

    В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого.
    Глагол
    Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) Инфинитив

    (отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?)

    Вид; спряжение; возвратность; переходность. Наклонение; ед. или мн.ч.; время, лицо и род (указываются при наличии) В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего.
    Имя числительное
    Сколько? Какой по порядку? Именительный падеж Простое или составное; количественное или порядковое; для количественных указать целое, дробное или собирательное. Падеж; число и род (если имеются) Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения.
    Местоимение
    Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? Именительный падеж ед. числа. Разряд; лицо (у личных) Падеж; число и род (если есть) Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения.
    Причастие
    Какой? Каков?

    (и вариации по родам и числам)

    Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) Действительное или страдательное; время; вид; возвратность. Число; род

    (в ед.ч.); для страдательных причастий указать форму (полная или краткая); для полных указать падеж.

    В предложении является определением или сказуемым.

    Может выступать в роли подлежащего или дополнения.

    Деепричастие
    Что делая? Что сделав? Нет (указать глагол, от которого образовано) Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость.
    Наречие
    Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Нет Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия); неизменяемость; степень сравнения (если есть). В предложении является обстоятельством

    Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.

    Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.

    Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать — два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.

    Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».

    1. По двору (по чему?) - существительное.
    2. Нач. ф. — «двор». Пост. признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл. Непост. признаки: Дат. п., ед.ч.
    3. По двору.

    Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.

    Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.

    Полезное видео: морфологический разбор имени существительного

    Образец морфологического разбора прилагательного

    «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

    1. Мелкая (какая?) - прилагательное.
    2. Нач.ф. — «мелкий». Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: полное, Им.п., ед.ч. жен.р.
    3. Мелкая.

    При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.

    Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший - образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» — несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).

    Морфологический разбор прилагательного

    Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.

    «Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».

    1. Доносящиеся (что делающие?) - причастие. Образовано от глагола «доноситься».
    2. Нач.ф. — «доносящийся». Пост. признаки: действит., наст.вр., несов.в., возврат. Непост. признаки: мн.ч.
    3. Доносящиеся.

    Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор . Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.

    Образец:

    «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

    1. Чинно (как?) - наречие.
    2. Признак действия; неизм.
    3. Чинно.

    В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.

    Порядок разбора:

    1.Часть речи, общее значение, вопрос
    2.Начальная форма (ед.ч., м.род, им.падеж)
    3.Морфологические признаки: постоянные (разряд — качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (только у качественных — полная или краткая форма, степень сравнения; у всех — род (в ед.ч.), число, падеж)
    4.Чем является в предложении.

    Она была самой красивой девочкой в лагере.

    1. Самой красивой (какой?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
    2. Н.ф.- красивый;
    3. Пост.признаки: качественное; непост. признаки: в полной форме, в превосходной степени, в ж.р., в ед.ч., в Т.п.;
    4. В предложении является определением.

    Это была деревянная шкатулка.

    1.Деревянная (какая?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
    2.Н.ф. — деревянный;
    3.Пост.признаки: относительное; непост.признаки: в ж.р., в ед.ч., в И.п.

    Папин пиджак хорошо сел на мне.

    Папин (чей?) — имя прилаг., обозначает признак предмета;
    2.Н.ф. — папин;
    3.Пост.признаки: притяжательное; непост.признаки: в м.р., в ед.ч., в И.п.
    4.В предложении является определением.

    1. Часть речи. Общее значение.
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
      2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
      3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая и полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).
    3. Синтаксическая роль.

    Образец разбора

    Чиста 3 небесная лазурь. Теплей и ярче солнце стало. (А. Плещеев.)

    Какой план - сложный или простой - представляет собой порядок разбора имени прилагательного?

    301 . Разберите 2-3 прилагательных письменно.

    1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. (А. Блок.)
    2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

    302 . Прочитайте. Определите стиль текста, укажите слова, имеющие переносное значение. Выпишите по пять слов, которые изменяются: 1) по числам и падежам, 2) по числам, падежам и родам. Сделайте морфологический разбор трёх прилагательных.

    Январь

    Январь - месяц больших м..лчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла наст..ящая зима!

    Лес ут..нул в др..мучих сугробах. Под х..лодным сводом неба, покорно склонив т..жёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

    Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные, невиданные существа. Они ра(с, сс)елись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны - странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие...

    На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: скл..нила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёч(?)ку.

    А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк простым суч(?)ком, запорошённым снегом.

    Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!

    (Н. Сладков.)

    303 . Спишите. Над прилагательными укажите их разряд по значению. К качественным прилагательным подберите синонимы. Составьте с прилагательными любой группы три предложения.

    Заячий след, заячий характер, заячий выводок; гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка; волчья стая, волчий аппетит, волчье логово; лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

    304 . Из второго абзаца рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (см. «Литература. 6 класс») выпишите все прилагательные. Разберите два качественных и два относительных прилагательных.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то