Плакат наше дело правое. История великой отечественной войны в советских агитационных плакатах. Агитплакат «Ты записался добровольцем?»

ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. За все время было создано гигантское количество агитационных плакатов, которые осуждали пьянство, рассказывали о пользе труда и спорта, отражали все аспекты жизни страны. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня м считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. В своем искусстве они создавали величественные, запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате В.Г. Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944)создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные

города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен в плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские плакаты были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!».

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковались за излишнюю жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941-1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Враг на плакатах первого этапа войны представлял собой воплощение абсолютного зла, которое советские люди не должны терпеть на своей земле.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства миллионов людей. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами недавно убиенных, направляющими оружие против женщин и детей.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают его порой голыми руками до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битва на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду

о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.

«Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года,быди грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску.

«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы - союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура « Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии)- на разгром немцев под Сталинградом (1943).

Фото. Карикатура «Потеряла я колечко…»

Политуправление Красной Армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

«Окно ТАСС».

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там его уничтожить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба – основная тема военного плаката этого этапа войны уже в 1942 году советские художники уловили ещё далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистских, например, во время Сталинградской битвы Красная Армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника – передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментирует на немецком языке «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморалищующее.

Враг предстает мелким и мерзким. Главное – окончательно его уничтожить, чтобы вернуться домой, к семье, ук мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого необходимо освободить Европу.

«Дойдем до Берлина!», «Красной Армии – слава!»- ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами, селами, с семьей.

Москва, 8 мая - "Вести.Экономика". 28 июня 1942 г. был издан приказ № 227, который в просторечии назвали "Ни шагу назад!". Приказ являлся одним из документов, направленных на повышение воинской дисциплины в Красной армии.

Запрещал отход войск без приказа, вводил формирование штрафных частей из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости - отдельные штрафные батальоны в составе фронтов и отдельные штрафные роты в составе армий.

"Ни шагу назад!" далеко не единственный лозунг, с помощью которого во время Великой Отечественной войны пытались поднять боевой дух и укрепить дисциплину солдат.

Пропаганда велась за счет ярких, эмоциональных плакатов, на которых помещались лозунги, направленные на то, чтобы укрепить дисциплину и поднять боевой дух.

Ниже мы расскажем о самых знаменитых плакатах времен Великой Отечественной войны.

"Родина-мать зовет!"

"Родина-мать зовет!" - знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 г.

Образ "Родины-матери" в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, рекламе.

"Отомсти!"

Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях.

На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь.

На лице женщины - страдание и горе.

На заднем плане плаката зарево от пожарища.

"Не болтай!"

Перед самым началом Великой Отечественной войны и в ее годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии.

Эти группы осуществляли различные диверсионные действия - нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов.

В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

"Воин Красной армии, спаси!"

На плакате изображена мать с ребенком на руках, которого она пытается защитить от фашистского оружия.

Плакат был создан для того, чтобы вызывать ненависть к фашистам, которые не щадили ни женщин, ни детей.

Это один из самых эмоционально ярких плакатов того времени.

"Наше дело правое. Победа будет за нами"

Плакат нарисован художником В. А. Серовым в 1941 г.

"Наше дело правое. Победа будет за нами" – это слова из обращения В. М. Молотова к советскому народу 21 июня 1941 г.

Этот призыв с некоторыми вариациями, а также по частям неоднократно повторялся в печатных изданиях и устных обращениях вплоть до конца войны.

"Папа, убей немца!"

Плакат был создан в 1942 г. художником Нестеровой.

Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях.

В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова "Убей его!".

На плакате изображен ребенок, а на заднем фоне – убитая мать и пламя огня.

"Всё для фронта, всё для победы!"

По всей стране были развешены плакаты, которые говорили, что для фронта мы должны отдать всё, что у нас есть.

Они призывали работать на полную мощь промышленные заводы, которые делали самые мощные танки, самолеты, боеприпасы.

Лозунг на плакате выражал сущность программных действий, разработанных советским правительством для превращения страны в единый боевой лагерь, подчиненный единственной цели - победе в Великой Отечественной войне.

"Ты чем помог фронту?"

Советский плакат "Ты чем помог фронту?" с изображением солдата-красноармейца был создан в 1941 г. художником Моор.

Это очень эмоциональный плакат, на котором красноармеец показывает пальцем на смотрящего и спрашивает, чем ты помог фронту.

Плакат был направлен на то, чтобы мобилизировать силы фронта и тыла для борьбы с фашистами.

"На поддержку Красной армии – могучее народное ополчение"

Известно, что народное ополчение и партизанские отряды сыграли очень важную роль в борьбе с захватчиками.

Этот плакат также призывал к тому, чтобы вступать в ряды народного ополчения для борьбы с фашистами.

"Бей фашистского гада"

Плакат появился в 1941 г. и призывал к тому, чтобы сражаться с захватчиками.

Статья посвящена истории известных военных агитационных плакатов начала Великой Отечественной Войны. Нам всем с детства известны плакаты: «Ты записался добровольцем? », «Родина-мать зовет! » «Наше дело правое. Победа будет за нами », и своим образом они переносят нас к истории войны и Победы, вызывают определенные и сильные эмоции. Но как они создавались? Чем они так действуют на нас? Какие истории с ними связаны?

В период Отечественной Войны 1941-45 годов опять стало востребовано плакатное искусство. На плакатах с помощью легко воспринимаемого изображения и краткого, четкого лозунга доносился какой-то важный призыв коммунистической партии к народу. В начале войны призывы концентрировались на формировании и поддержке мужества жителей СССР и призыве сделать для Победы все возможное.

Посмотрим на три известных плаката самого начала войны.

Агитплакат «Ты записался добровольцем?»

Интересно, что плакат «Ты записался добровольцем? » был создан в 1920-ом году и касался гражданской войны. Создатель плаката, художник Д. Моор , в начале войны немного актуализировал изображение и лозунг. Теперь он звучал так: «Ты чем помог фронту? ». Во время войны использовались оба плаката.

Агитплакат «Родина-мать зовет!»

Создатель плаката «Родина-мать зовет! », Ираклий Тоидзе , вспоминал, что первые наброски собирательного образа Родины-матери он сделал с лица жены, когда они услышали первое сообщение Совинформбюро о начале войны.

Этот плакат, известный многим с детских лет, был напечатан в советских республиках миллионными тиражами и, наверняка, его многие помнят с детства. Образ матери, как разоренный, строгий образ Советской земли, так и матери каждого из ушедших на фронт война, призывает к защите.

Художественные методы, с помощью которых И. Тоидзе добился цели, являются классическими для плакатного искусства. Используется всего два чистых и сильных цвета — красный и черный; целостная монолитная фигура без прорисовки деталей; на лице ясно читается посыл - строгость и женственность, сила и увлечение за собой с помощью четкого жеста руки. Текст присяги однозначно говорит о способе спасения своей Земли.

Агитплакат «Наше дело правое. Победа будет за нами»

В сентябре 1941 года Ленинград был блокирован фашистскими оккупантами, но плакаты продолжали выпускаться. Их темы были акцентированы на поддержку духа населения Ленинграда и на краткие инструкции, помогающие выживать в тяжелейших условиях.

Одним из известных стал плакат В. А. Серова «Наше дело правое. Победа будет за нами» , с некоторым сокращением цитирующий слова В. М. Молотова , завершающие обращение к советскому народу в день начала войны. Защитники Ленинграда уходили в бой с этими словами и с образом Советской Армии , поддержанной героическими предками, изображенными на втором плане композиции Серова.

* * *

Письма с фронтов подтверждают, что образцы плакатного искусства оказывали сильное влияние и на военных и на работников тыла. Но мы вспомнили плакаты только начального периода, и война еще не была закончена.

Период, формирующий перелом в войне, и они оставили не менее интересный след в изобразительном искусстве и в памяти людей, переживших войну.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то