Тема я покинул родимый дом. Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину. Самостоятельное чтение «про себя»

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.

Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…»)

Вам понравилось стихотворение?

Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)



Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения? (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай) - Проследим своеобразие стихотворения.

Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:

(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (неживая природа как живая)

Как называется этот приём? (олицетворение)

Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)

Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.

(голубой, золотой, бело - розовый)

Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый ? почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый ? (Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)

Найдите метафору? (золотою лягушкой луна…)

Почему вода названа тихая?

Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?

Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

7. Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

(Звучит фонограмма стихотворения)

Каким годом датировано это стихотворение?

Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

Что же звучит в душе поэта, какая музыка?(Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше.)

Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»)

Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?

(«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? («Голубая Русь» – «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»)

Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.)

Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

А нет ли в слове «дом» «кольца»?

(буква «о»)

Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.

(очаг, согревающий дом)

Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?

(символ любви, верности)

Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

Учитель русского языка и литературы : Жукова Т. В.

Тема урока : С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.

Цель и задачи урока:

учебные – продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта; познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

воспитательные – воспитывать любовь к своей малой родине, природе, любовь к России.

развивающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Техническое оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Слово учителя.

2. Определение темы. Мини-концерт.

3. Словарная работа.

4. Работа по теме урока.

А). Слово о поэте.

Б). Прослушивание стихотворения.

В). Беседа по стихотворению.

Г). Анализ стихотворения.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Определение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам

2. Слово учителя. (Вступление к теме.)

Русская литература богата великими поэтами. У каждого из них есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звёздным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, с творчеством которого вы уже знакомы. А кто он, вы догадаетесь, прослушав стихотворения в исполнении ребят. Попробуйте угадать имя поэта и понять, какая особенность объединяет его стихотворения.

3. Определение темы урока. Мини-концерт.

Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта (не вошедшие в учебник «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Черёмуха»). Определяют тему урока, записывают её в тетради, называют особенности стихов поэта. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, записаны на доске, их записывают в тетрадь).

Тема урока: С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения. (На доске)

4. Словарная работа.

    Так какая особенность объединяет стихотворения С. Есенина? Назовите их.

Музыкальность Задушевность

Напевность Лиричность

5. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний.

    А теперь начнём работать по теме нашего урока.

1). Слово о поэте. (Сообщение уч-ся и презентация. Оценивание.))

2). Слово учителя. (Переход к прослушиванию и анализу стихотворения «Я покинул родимый дом…»).

    А сейчас вы прослушаете стихотворение С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» в актёрском исполнении и посмотрите иллюстрации к нему. (Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и просмотр иллюстраций.)

3). Работа с текстом стихотворения.

а). Рефлексия. Первичное восприятие текста.

    Верно ли, что после окончания школы поэт отправился в Москву.?

    Верно ли, что это произошло в 1912 году?

    Верно ли, что это стихотворение написано в 1918 году?

    Верно ли, что в этом году Есенину было 23 года?

    Верно ли, что прошло шесть лет после его отъезда из родных мест?

    А теперь выясним, какие события за это время произошли в России.

1914 год – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран – участников Первой мировой войны.

    Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

    Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь имеет поэт в виду? (В 1918 г. поэт не выезжал из России. Русь для него – древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, 1095 год.)

    Почему поэт называет Русь голубой ?

    Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звёзды под берёзами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

5. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока .

б). Организация первичного контроля. Анализ стихотворения.

А сейчас мы займёмся анализом стихотворения. Для этого надо вспомнить выразительные средства, которые вы уже знаете. Назовите их. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, оксюморон, звукопись, цветопись.) Работать будете в группах. Каждая группа выполнит определённое задание. (Учитель раздаёт каждой группе карточки с заданием.) После того, как вы всё сделаете, отчитаетесь о проделанной работе и дадите оценку работы группы (один из группы, старший группы). Кто это будет, решит группа. Перед работой вспомните правила работы в группе. (Правила в печатном варианте у каждой группы.)

1). Работа в группах.

Задание по группам.

1 группа. Задание: найдите в стихотворении все выразительные средства, которые в нём есть, определите их роль.

2 группа. Задание: найдите в стихотворении (в 2-ой и 3-ей строфах) звукопись, определите особенность звуков, часто повторяющихся, их количество. Докажите чтением.

3 группа. Задание: покажите цветопись стихотворения.

4 группа. Задание: определите время года, изображённое в стихотворении, докажите это текстом. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2). Отчёт групп. (Самооценка и взаимооценка.)

3) Знакомство с новым выразительным средством.

Учитель.

    Ребята, обратите внимание на 4-ую строчку 1-ой строфы. Ничего необычного в построении предложения не заметили? Слова в предложении правильно расположены? Что произошло в предложении? (Перестановка слов.)

Учитель.

    Необычный порядок слов называется инверсией . (Запись термина из литературоведческого словаря учебника.) Есть ли ещё в стихотворении инверсия?

    Как вы думаете, что инверсия придаёт фразе? (Особую выразительность речи.)

6. Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок.

    Скажите, пожалуйста, какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для поэта? («Родимый дом», «голубая Русь», «старый клён».)

7. Домашнее задание. (На доске и каждому учащемуся.)

    1). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения « Я покинул родимый дом…» (все).

    а) найти выразительные средства, записать их в тетрадь;

    б) найти звукопись стихотворения.

    в) сделать иллюстрации к одному из стихотворений, используя цветопись.

8. Рефлексия. (На доске и каждому учащемуся.)

Продолжите фразу .

1. Сегодня я узнал…

2. Было трудно выполнять…

3. Теперь я могу…

4. Я научился…

5. У меня получилось…

«Я покинул родимый дом…» Есенина С.А.

Стихотворение « » было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения. Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов. Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён - всё это неотделимо от образа родной земли . В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев,«головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом . Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма. Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми. В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой» . Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту. Луна в произведении«распласталась золотою лягушкой» . Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм. Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного. Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения. Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»

В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.

В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека .

Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

Себя Есенин также сравнивает со старым кленом , так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Я покинул родимый дом…», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В творчестве Сергея Александровича Есенина в зрелые годы лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул село Константиново, а немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. История создания стихотворения Произведение поэт создал в возрасте двадцати трёх лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.

6 слайд

Описание слайда:

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь. Долго петь и звенеть пурге. Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге, И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож.

7 слайд

Описание слайда:

Теплит - т. е. смягчает теплом Березь - т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах. Цветь - т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения. Выть - это диалектное слово. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…»

8 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним Взором во время чтения стихотворения? Через какие образы поэт передаёт чувства человека, расставшегося с родными местами? Какой образ являет собой охранника родного очага? С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Каким настроением проникнуто стихотворение Есенина?

9 слайд

Описание слайда:

Для Есенина Родина – это мать, отец, берёзы, старый клён, образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете – во всём этом поэт видит свою родину. Сюжет стихотворения получает развитие из личных воспоминаний автора. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Вспоминая время, когда он «покинул родимый дом», С.А.Есенин затем рисует грусть матери и представляет отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведётся ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, ещё долго будет звенеть. Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой.

10 слайд

Описание слайда:

Единение человека с природой – особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта. Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Поэт покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Стихотворение «Я покинул родимый дом» является напоминанием, о том, что у каждого человека есть корни, дом, где мы родились и выросли и без этого никуда. И очень важно ценить эти воспоминания как светлое и лучезарное мгновение в нашей жизни. Ведь без дома, куда хочется вернуться, человеку будет сложно прожить в этом мире.

11 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ родимый дом голубая Русь старая мать тихая вода теплит грусть луна распласталась седина пролилась петь и звенеть пурге золотою лягушкой луна распласталась… словно яблонный цвет, седина… С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…»

12 слайд

Описание слайда:

Поэт назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба. Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоёмом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет». С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.

13 слайд

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то