Путешествие героя: Путь открытия себя. Гиллиген, Дилтс: Путешествие героя. Путь открытия себя


Предназначена как для специалистов - психологов-консультантов и психотерапевтов, гипнотерапевтов, НЛП-практиков, ведущих различных тренингов,...

Читать полностью

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП.
Книга является стенограммой одного их психологических тренингов, проведенных авторами. Она содержит подробное описание этапов путешествия героя и многочисленных практических упражнений, направленных на развитие навыков центрирования, гармонизации трех видов разума (телесного, когнитивного и полевого), открытия к полю, а также на работу с сопротивлением, с архетипами и архетипическими энергиями, на интеграцию тени, трансформацию внутренних демонов (страхов, ограничений) и обретение внутренних хранителей и покровителей.
Предназначена как для специалистов - психологов-консультантов и психотерапевтов, гипнотерапевтов, НЛП-практиков, ведущих различных тренингов, студентов и аспирантов означенных специальностей, так и для широкой аудитории читателей, заинтересованных в развитии своих возможностей и ищущих ответ на извечный вопрос человеческого существования: "Кто я? Зачем я? Каково мое предназначение в этом мире?"

Скрыть

Я вам сегодня расскажу про очень живую атмосферную книгу:
Путешествие героя. Путь открытия себя
Стивен Гиллинен, Роберт Дилтс

«Что это за дорога, по которой вы идете? Что это за миф, которым вы живете?»

С философией и юмором о призыве к действию, к пробуждению героя внутри. Про зов к приключению. Про призыв «быть».

Книга содержит в себе интегрированный и обобщенный за 30 лет совместной деятельности опыт авторов в области эриксоновского гипноза, НЛП, мифологии и восточной философии. Результатом такой интеграции стало развитие третьего поколения эриксоновского гипноза под названием Генеративный транс, или третье поколение НЛП. Стенограмма тренинга содержит подробное описание этапов путешествия героя и многочисленных практических упражнений, направленных на развитие навыков центрирования, гармонизации трех видов разума (телесного, когнитивного и полевого), открытия к полю, а также на работу с сопротивлением, с архетипами и архетипическими энергиями, на интеграцию тени, трансформацию внутренних демонов (страхов, ограничений) и обретение внутренних хранителей и покровителей.

Предназначена как для специалистов — психологов-консультантов и психотерапевтов, гипнотерапевтов, НЛП-практиков, ведущих различных тренингов, а так же для широкой аудитории читателей, заинтересованных в развитии своих возможностей и ищущих ответ на извечный вопрос человеческого существования: «Кто я? Зачем я? Каково мое предназначение в этом мире?»

Можно жить как путешествовать, и путешествовать как герой. Некоторые мысли сильно впечатываются в сознание, что их хочется перечитывать и «чувствовать» снова и снова, чтобы попадать в это состояние путешествия героя.

Вот, например:
«Чудеса иногда случаются, и душа снова оказывается на месте и снова поет свою уникальную песню и разворачивается в своем уникальном путешествии.» (Когда ваша душа последний раз была на месте и пела свою песню?)

«Когда я был молодым человеком и впервые отправился на встречу с Милтоном Эриксоном, в один из моментов он показал мне некую карту. На ней был нарисован маленький человек, стоящий на небольшой планете посреди большой Вселенной. И рядом было написано: «Когда вы думаете о том, насколько огромна и таинственна Вселенная, разве это не заставляет вас чувствовать себя маленьким и незначимым?» А если вы переворачивали карту, на ее обратной стороне было написано: «Меня - нисколько!» Потому что, если вы чувствуете себя частью этого большего таинства, вы не являетесь маленьким и незначимым. Вы являетесь большим и таинственным, так же как и сама Вселенная, связанная с еще большим разумом, который проходит сквозь вас, чтобы наделить вас волшебством.»

«Больше всего мы боимся не слабости своей, а своей беспредельной силы. Именно свет наш, а не темнота сильней всего пугает нас.»

«Уделите несколько минут тому, чтобы оглянуться на свою жизнь, и позвольте себе осознать те разные события, которые действительно вас затронули, которые пробудили в вас красоту и глубокий смысл жизни.»

Вот опять перечитываю эту фразу и думаю, надо распечатать этот вопрос на карточке и медитировать на него. Каждый день. А что сегодня пробудило во мне красоту и глубокий смысл жизни? Сегодня ответ такой — убеждаюсь который раз, что это хорошие книги, ласковый голос в трубке, близкого или не очень близкого человека, какая разница, если голос-то ласковый) это трогает.
Что это за события, которые вас трогают? И какой вы, когда в вас пробуждается красота? Об этом можно думать часами.

Есть множество книг про ментальную энергию — про креативность, про развитие мозга и т.д., а эта книга другая — про телесную энергию и про духовную. Хоть и вопросов «на подумать» в ней множество, все они адресованы к душе и глубинным ценностям. (В книге нет ни единой мысли про зарабатывание денег и про маркетинговые стратегии. Это так не обычно. Но это так)

Мне очень понравились три упражнения:

Вторая кожа
Сотворение второй энергетической кожи для защиты в стрессовых ситуациях.
1. Определите контекст, в котором вы были подавлены, растеряны или атакованы вызывающей беспокойство ситуацией.
2. Выберите место перед собой, шагните туда и мысленно погрузитесь в эту ситуацию, представляя, как будто теперь вы в ней находитесь, наблюдая то, что вы видели, слыша то, что вы слышали, и чувствуя то, что вы чувствовали.
3. Шагните назад, выйдите из ситуации и стряхните это состояние. Разотрите руки, чтобы сделать их теплыми и чувствительными.
4. Сблизьте ладони рук так, чтобы они почти касались друг друга. Перенесите свое присутствие и сознание в ладони и позвольте им стать настолько чувствительными, чтобы вы смогли ощутить между ними жизненную энергию своего тела. Почувствуйте присутствие энергии в пространстве между ладонями.
5. Немного отодвиньте ладони в стороны, пока они не окажутся на расстоянии около 8- 10 см друг от друга. Сохраняя сознание в руках, продолжайте ощущать на этом расстоянии энергетическое поле между ними.
6. Позвольте своим рукам и ладоням медленно занять такое положение, как будто вы собираетесь кого-то обнять.
7. Удерживая это ощущение от энергетического поля в руках и ладонях, окружите им того себя, кто был захвачен трудной ситуацией, идентифицированной на 1-м и 2-м шаге упражнения. Представьте себе, что вы лепите и создаете в том времени вокруг себя вторую кожу. Метафора кожи здесь очень важна. Это не броня и не силовое поле. Кожа позволяет вам в одно и то же время быть соединенными с ситуацией и быть избирательными к воздействиям.
8. Шагните в того себя, кто теперь окружен этой второй кожей, и воспользуйтесь руками, чтобы убедиться, что вы ощущаете присутствие энергетической кожи вокруг себя. Почувствуйте это
ощущение и безопасности / избирательности, и соединения с тем, что вас окружает. По мере того как вы еще раз прочувствуете проблемный контекст и проблемную ситуацию, обратите внимание, в чем для вас состоит различие.
9. Шагните в будущее, представляя себе, что в следующий раз вы окажетесь в подобной ситуации, находясь под защитой своей «второй кожи».

Архетипические энергии
Упражнение по добавлению к своей цели трех архетипических энергий — нежности, ярости и игривости. Зачем они, и как их почувствовать одновременно?
Общая последовательность действий в упражнении такова: цель, энергетический шар, опустить цель внутрь энергетического шара, сделать четыре оборота вокруг энергетического шара, сначала добавляя нежность, затем ярость, затем игривость, затем все сразу. Затем захватите рукой
свое будущее, интегрируйте преобразование в своем центре, дайте обещание на будущее и возвращайтесь.

Обретение хранителей
«Кто действительно понимал или благословлял вас в жизни?»

Покровители и хранители необязательно должны быть живыми людьми. Они могут быть историческими фигурами, духовными существами или даже природными феноменами.
Наши хранители и покровители - на той же дороге, но начали ее немного раньше нас и поэтому могут дать нам, идущим позади, ресурсы и рекомендации. Мы можем настроиться и извлечь пользу из их позитивного присутствия. У нас есть наша семейная родословная линия - это наши родители, бабушки и дедушки и так далее - те, от кого мы получили свои дары и раны. У нас также есть духовная и профессиональная родословная - это целители, художники, воины, друзья, прошедшие свое путешествие прежде нас. И мы можем найти себе хранителей в этих и других родословных линиях. В мире присутствует много позитивных существ, которые хотят поддержать вас в вашем путешествии. И по мере того, как вы открываетесь, чтобы найти их, они найдут вас.

Если вы уже определили своих хранителей, представьте себе, где они должны быть физически расположены вокруг вас, чтобы наилучшим образом вас поддерживать. По очереди поставьте себя на место каждого из хранителей и посмотрите на себя их глазами (во втором лице). Какое послание или совет несет вам каждый хранитель? Вернитесь на свою собственную точку зрения и
(от первого лица) примите эти послания.

Все упражнения подробно описаны в книге, с инструкциями и демонстрациями. Очень рекомендую книжку для приобретения в домашнюю библиотеку.

И напоследок, очень сложный простой вопрос:
«Какова ваша практика? Что именно вы делаете каждый день - не для своей работы, не для своей семьи, а для себя - чтобы стать лучшим человеком?»

Экология познания. Психология:Джозеф Кэмпбелл, американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории. Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях присутствует определенная единая «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя».

Герой отважно пускается в путь из мира повседневности в
область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со
сказочными силами и одерживает решающую победу: герой
возвращается из этого таинственного приключения
наделенным силой приносить блага своим соплеменникам.

Джозеф Кэмпбелл. «Герой с тысячью лиц»

Джозеф Кэмпбелл, американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории.

Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях присутствует определенная единая «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя». Это путь, который проходит душа, по мере своего развития. Следующие шаги представляют собой простой вариант карты Путешествия Героя, предложенной Кэмпбеллом.

1. Зов

Путешествие начинается с зова. Мы входим в мир, и мир предлагает нам обстоятельства, которые призывают или притягивают нашу уникальную жизненную силу. Экхарт Толле, который написал книгу«Сила момента «здесь и сейчас», говорит, что основная функция души в том, чтобы пробудиться. Мы входим в этот мир не для того, чтобы бездействовать. Мы пришли, чтобы пробудиться и еще раз пробудиться и расти и развиваться.

Часто призыв к действию исходит от проблемы, кризиса или от кого-то, нуждающегося в помощи. От чего-то утраченного, что нужно восстановить, или какая-то сила в мире ослабла - и ее нужно обновить, некая центральная часть жизни была повреждена - и требуется ее исцеление, брошен вызов - и на него нужно ответить.

Но, вместе с тем, зов может прийти от вдохновения или радости: вы слышите отрывок какой-нибудь великой музыки, и пробуждаетесь к миру красоты, которую страстно хотите проявить в этом мире; вы чувствуете удивительную любовь к воспитанию, и она зовет вас, чтобы проявить эту архетипическую силу в обществе; вы влюбляетесь в свою работу, и это - все, о чем вы можете думать. Как мы увидим, призыв к путешествию героя может исходить и из большого страдания, и из большой радости, иногда одновременно из того и другого.

Спросите себя: «К чему призывает меня жизнь?» Вероятно, это призвание не так уж и просто, вероятно, это не приглашение пойти прогуляться в парке. Призвание - это, вероятно, самое трудное, это красивый, но сложный путь. Этот путь обычно разрушает статус-кво. Призвание - это не просто улучшение настоящего. Призвание и предвидение привносят будущее в настоящее и могут полностью разрушить настоящее, лишив вас возможности действовать привычным образом.

Ключевая часть путешествия героя - это принятие призыва и обязательства совершить путешествие.

2. Отказ от призвания

Именно потому, что призыв может оказаться вызывающе сложным, часто он сопровождается тем, что Кэмпбелл называет «отказом». Герой хочет избежать всех хлопот, которые это вызовет. «Нет, спасибо. Пусть кто-нибудь еще это делает. Для меня это слишком трудно. У меня нет на это времени. Я не готов».

Это типичные высказывания, которые используются для того, чтобы отказаться от призвания. И в то время, как некоторые из негативных ответов на призыв могут возникать изнутри, некоторые приходят снаружи - от семьи, друзей, критиков или от общества. Вам могут сказать: «Это нереально», или «Это было бы эгоистично», или «Это неэкологично» и т.п. Такие слова иногда вынуждают вас отвернуться от своего призвания, хотя, к счастью, не всегда.

3. Пересечение порога

Как только вы отвечаете на призыв и принимаете на себя обязательства встать на путь и пройти путешествие героя, это приводит к тому, что Кэмпбелл называет «пересечением порога». Теперь вы находитесь в путешествии, вы находитесь в испытании. Слово «порог» имеет несколько значений. Одно из них подразумевает, что за порогом лежит новый рубеж, новая территория, неизвестная, неопределенная и непредсказуемая.

Другое значение порога - то, что вы достигли внешних пределов зоны вашего комфорта. Перед порогом вы находитесь на известной территории, вы находитесь в своей зоне комфорта, вы знаете рельеф этой местности. Как только вы пересекаете порог, вы оказываетесь вне зоны своего комфорта. Поэтому все становится трудным, опасным, часто болезненным, а возможно - даже фатальным. Ступить на эту сложную новую территорию - решающий момент путешествия героя.

Третье значение порога - то, что он является роковой чертой: вы не можете вернуться. Однажды переступив порог, для вас существует только одна возможность - идти вперед.

Таким образом, порог - это такой момент, когда вы собираетесь ступить на новую и сложную территорию - туда, где вы прежде никогда не бывали и откуда нельзя вернуться назад.

И вот тут есть один очень важный момент. Именно в этом месте ваш обычный интеллект вас подведет. Ваше обычное сознание знает только, как создавать различные версии того, что уже происходило. Оно не может создавать новые реальности. Поэтому ваше обычное сознание не может являться ведущей системой в путешествии. Только ваше высшее «Я» способно поддержать вас мудростью и храбростью и проложить курс вашего путешествия героя.

4. Обретение хранителей

Кэмпбелл указывает, что, когда вы собираетесь отправиться в путешествие героя, вы должны найти себе хранителей. Кто они - те, кто споет мою песню и напомнит мне о том, кто я такой? Кто они – те, у кого есть знания и средства, которые мне понадобятся и о которых я ничего не знаю?

Кто сможет напомнить мне, что путешествие возможно, и предложить мне свою поддержку, когда я буду больше всего в ней нуждаться? Кто они – мои учителя, мои наставники, мои покровители? Хранителями могут быть реальные люди – друзья, наставники, члены семьи. Ими могут быть также исторические фигуры или мифические существа.

5. Лицом к лицу со своими демонами и тенями

Демоны – это сущности, которые пытаются помешать вашему путешествию, временами угрожая даже самому вашему существованию и существованию тех, с кем вы связаны. Одна из основных задач в путешествии героя – то, как обходиться с «негативной инаковостью» и внутри, и вокруг себя.

Герой призван сделать нечто такое, что преобразит не только его самого, но еще и относительно большую область, в которой он живет. Во многих отношениях кульминация путешествия героя – это конфронтация с тем, что мы называем «демоном», с тем, что воспринимается как недоброжелательное присутствие, которое угрожает вам и настроено воспрепятствовать вам достичь своего призвания.

Кэмпбелл указывает, что первоначально демон воспринимается как нечто, находящееся вне вас и настроенное против вас, однако путешествие героя приводит вас к пониманию, что проблема не в том, что находится вне вас, а в том, что внутри вас. И демон, в конечном счете, – это просто энергия, которая ни хороша и ни плоха. Это всего лишь энергия, феномен.

А то, что превращает это нечто в демона – это наше к нему отношение. Это то, за счет чего проблема кажется такой трудной. Демон служит нам зеркалом, он разоблачает нашу внутреннюю тень - реакции, чувства или части нашего собственного Я, с которыми мы не знаем, как быть. И суть данного этапа – трансформация и интеграция тени.

6. Развитие внутреннего Я

Таким образом, путешествие героя - это всегда путешествие преобразования, особенно - преобразования самого себя. Тимоти Голви называет это «внутренней игрой». Успех в любой деятельности - является ли это спортом, вашей работой, близкими отношениями, требует определенной степени совершенного владения внешней игрой (например, состав игроков, окружение, правила, необходимые навыки).

Многие люди могут довольно хорошо освоить внешнюю игру, но самого высокого уровня исполнения можно достичь только при овладении внутренней игрой. Это зависит от способности человека справляться с напряжением, неудачами, давлением, критикой, кризисом, потерей доверия и т.д.

Один из навыков, которым должен научиться герой, как играть в эту внутреннюю игру. Она включает в себя намного больше, чем наш когнитивный разум. Она является функцией эмоционального и телесного интеллекта, а также духовной мудрости, которая включает в себя установление связи с широким полем сознания - глубинное восприятие информации за рамками эго и интеллекта. В путешествии героя вы должны расти. Вы не можете быть героем и отказаться расти и учиться.

7. Преображение

По мере того, как вы развиваете внутри себя новые возможности и находите своих хранителей, вы становитесь готовы встретиться со своими демонами (и в конечном счете - со своими собственными внутренними тенями) и участвовать в большой трансформационной задаче путешествия. Кэмпбелл называет такие задачи вашими «испытаниями».

Это время большой борьбы, преданности и сражений, которое ведет к появлению новых знаний и новых средств. Именно здесь вы создаете внутри себя и в мире то, что никогда не существовало прежде. Этовыход за рамки того, что когда-то уже существовало, чтобы создать нечто совершенно новое. Этот процесс, конечно, может занять длительный период времени.

Он может занять двадцать лет брака, целую жизнь, посвященную работе, или годы исследований и инноваций. Будет много отступлений и неудач, будет время, когда будет казаться, что все потеряно и будущего нет. Все это предсказуемые элементы путешествия героя. Герой - это тот, кто может ответить на этот вызов и породить новые способы и возможности, чтобы с успехом с ним справиться. Стадия преображения - это когда вы преуспели в своем путешествии.

8. Возвращение домой

Однако даже на данном этапе может возникать большое сопротивление. Иногда герой не хочет возвращаться. Он устал, возможно, он беспокоится, что другие его не поймут, или возможно - он возвеличился в своем новом состоянии более высокого сознания. Или общество не ждёт его возвращения. Поэтому иногда должен появиться какой-то другой человек или существо и позвать героя вернуться домой.

Итак, теперь вы знаете базисную структуру путешествия героя, и можете использовать её в качестве своей собственной карты. Если, конечно, у Вас хватит для этого смелости и приверженности. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то