В годы войны работники финансовых вузов. Финансово–экономическое образование в годы Великой Отечественной войны. Примерная тематика рефератов

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

ЛЕКЦИЯ 1. ПЕРВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВУЗЫ (1919 – 1946)

План лекции

  1. Московский финансово-экономический институт НКФ РСФСР (1919 - 1921)
  2. Московский промышленно-экономический институт (1919 - 1929)
  3. Воссоздание Московского финансово-экономического института НКФ СССР (1930 - 1934)
  4. Московский учетно-экономический и Московский кредитно-экономический институты Госбанка СССР (1931 - 1941)
  5. Финансово-экономические вузы в годы Великой Отечественной войны

Введение

Большевики, вчерашние революционеры-подпольщики, придя к власти, не имели ни знаний, ни практического опыта в осуществлении финансово-экономической политики. Их утопические теории о прямом товарном обмене, уничтожении при социализме торговли натолкнулись на тяжелые испытания в управлении огромной и разоренной страной. Уровень их компетентности оказался недостаточным для столь сложной государственной деятельности, как управление промышленностью и денежно-кредитной сферой. Национализация, развернувшаяся в конце 1917 – начале 1918 гг. в числе своих результатов имела окончательный развал промышленности, гиперинфляцию, уничтожение банковской системы. Также возникли серьезные трудности в организации работы аппарата управления государственными финансами и создании системы контроля и учета. Забастовки чиновников Государственного банка, казначейства и бывшего министерства финансов парализовали экономическую и финансовую жизнь и поставили новую власть на грань краха.

Для преодоления эти трудностей и окончательного отстранения «буржуазных элементов» от национализированных капиталов, требовалась не столько коммунистическая убежденность, сколько знание счетоводства, бухгалтерии и умение осуществлять банковские операции. Конфискации, или, как тогда говорили, «выемки» с помощью вооруженных солдат свидетельствовали, что банковская деятельность не очень-то давалась руководителям финансовой политики большевистского правительства. Отсутствие финансистов среди большевиков вынудило их срочно сформировать систему подготовки кадров финансистов рабоче-крестьянского происхождения, знавших правила «буржуазной» финансовой науки. Профессия бухгалтера и счетовода становилась в 1918 – 1919 гг. массовой в крупных городах и провинции, но освоить ее было невозможно без привлечения «буржуазных спецов».

Так, большевики, стремясь укрепить свои позиции в политической и экономической областях, способствовали учреждению первых высших учебных заведений финансово-экономического профиля. Этими обстоятельствами определялись тенденции развития российского финансово-экономического образования в 1918 – 1921 гг., в эпоху безденежного хозяйства.

1. Московский финансово- экономический институт НКФ РСФСР

Особым по значимости событием в истории финансово-экономического образования стало создание в 1919 г. Московского финансово-экономического института НКФ РСФСР, в результате чего высшее финансово-экономическое образование становилось самостоятельной отраслью. Предпосылки для этого сформировалась в ходе развития финансово-экономического образования еще в дореволюционной России, как в системе академического университетского образования, так и в системе практического коммерческого. Фактором, определявшим особенности становлении финансово-экономического образования, был уровень развития промышленности и денежно-кредитной системы.

Потребности экономики и управления ею предопределяли специфику подготовки кадров финансово-экономического и коммерческого профиля, формирования профессорского корпуса, разработку учебных программ. Эта взаимосвязь финансово-экономической политики и отраслевого образования сохранялась в полной мере и в советское время.

31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов с передачей им «функций ныне упраздненных казенных палат, губернских акцизных управлений и финансовых органов местных управлений». В Положении, дополнявшем декрет, предусматривалось, что «ответственные работники финансового отдела назначаются из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями». Заместитель наркома финансов Д.П.Боголепов в связи с этим обратил внимание Совнаркома на то, что в среде большевиков отсутствуют «опытные и надлежаще подготовленные» финансисты.

Острая потребность большевиков в квалифицированных руководителях финансовой политики привела к созданию в самом начале 1918 г. первых в стране Курсов финансовых работников. Их организовал Д.П.Боголепов, комиссар финансов Северной Коммуны, в состав которой входил Петроград. Слушателями курсов стали члены партии большевиков, первые руководители советских финансовых органов. Курсы были краткосрочными, их учебные программы предполагали обучение в течение трех недель по двум предметам – счетоводству и сметному делу. Остальные предметы – статистика, организация государственного контроля, учение о государстве, банковское дело, ведение народного хозяйства в социалистическом государстве – читались в виде обзорных лекций, вести которые Д.П.Боголепов пригласил коллег по Наркомфину, преподавателей из Петроградского университета. Это был начальный опыт создания кадров высших финансовых работников.

В условиях разраставшейся гражданской войны, наступления немцев на Петроград в феврале 1918 г. СНК принял решение о переводе столицы в Москву. В марте все внимание партии, СНК, всей России было сосредоточено на вопросе о заключении Брестского мира. Текущие вопросы финансово-экономической и образовательной политики отходили на второй план. В январе 1919 г. в НКФ поступила «обширная документация по финансово-экономическим курсам в Твери» для повышения квалификации сотрудников местных финансовых органов, созданных по примеру Петроградских. Препятствием для быстрой и широкой подготовки финансовых работников было отсутствие преподавателей. Таким образом, выявилась еще и потребность в кадрах с «теоретической подготовкой», «соответствующей периоду глубоких преобразований» большевиков.

Сформировать одновременно слой высших финансовых управленцев и преподавателей для них было возможно только в Москве, где финансово-экономическое образовании зародилось и развивалось с начала XIX в. Совокупность этих обстоятельств явилась непосредственным импульсом для решения Наркомфина об учреждении в Москве финансово-экономического института. Газета «Экономическая жизнь» 6 февраля 1919 г. впервые опубликовала, что «народным комиссариатом по финансам учреждается в г. Москве финансово-экономический институт для подготовки сотрудников финансовых отделов» губернских и уездных исполкомов. В создании МФЭИ свою роль сыграл и Московский Совет. В Государственном архиве РФ сохранился отчет МФЭИ от 13 апреля 1920 г., в котором говорилось, что «МФЭИ возник 1 марта 1919 г. согласно докладной записке финансового отдела Московского Совдепа, представленной в комиссариат финансов». Как свидетельствует публикация в «Экономической жизни», 2 марта 1919 г. состоялось собрание по случаю открытия первого финансово-экономического института.

Возглавил его Д.П.Боголепов. Он имел за плечами опыт преподавательской деятельности на экономических отделениях ряда дореволюционных институтов. Окончив в 1909 г. юридический факультет Московского университета, он остался на кафедре финансового права для подготовки под руководством И.Х.Озерова к профессорской деятельности. В 1914 г. Д.П.Боголепов стал приват-доцентом Московского университета и одновременно читал ряд финансовых дисциплин в Московском коммерческом и Московском частном юридическом институтах. Будучи замнаркома финансов в 1918 г., он не оставил преподавания и как «приват-доцент, три года читавший обязательный курс», был переведен на должность профессора финансовой науки Московского университета.

На собрании присутствовали руководство МФЭИ и первые слушатели. А.С.Микаэлян, влиятельный сотрудник НКФ и профессор института, открыл его речью, в которой обосновал необходимость организации финансово-экономического вуза. Институт народного хозяйства им. К.Маркса, бывший Московский коммерческий институт (ныне – Академия народного хозяйства им. Г.В.Плеханова), с 4-х годичным сроком обучения не подходил для указанной цели, так как власть требовала немедленной отдачи. Об учебных планах МФЭИ рассказали ректор института Д.П.Боголепов и проректор А.М.Галаган, крупнейший специалист в области теории и практики бухгалтерии. В газетном отчете об открытии МФЭИ отмечалось, что наряду с общеэкономическими, финансовыми и юридическими дисциплинами, предполагалось проводить прикладные курсы счетоводства и банковского дела.

Одновременно с открытием вуза шла работа по набору слушателей. 6 марта 1919 г. «Известия» опубликовали обращение МФЭИ ко всем отделам и учреждениям Моссовета командировать своих служащих для подготовки специалистов финансовых учреждений. МФЭИ, в первую очередь, предназначался для служащих Наркомфина и промышленных наркоматов, финансового отдела Московского Совета, работников финансовых учреждений губернских и уездных исполкомов. Первый набор МФЭИ состоял из 300 человек, из них более двух третей имели среднее, специальное и высшее образование. Это обстоятельство по тем временам было немаловажно. Достаточно высокий, по тем меркам, уровень подготовки слушателей давал возможность, по мнению организаторов института реально выполнить поставленную задачу – за шесть месяцев выпустить первых специалистов для провинции. Предполагалось, что этим будет отличаться новый финансово-экономический вуз от уже завоевавших прочные позиции Института народного хозяйства им. К.Маркса и экономического отделения факультета общественных наук (ФОН) I МГУ. Вместе с тем не всем слушателям было под силу одолеть весь курс за столь короткий срок, поэтому предметы в МФЭИ были организованы в циклы. Это позволяло ограничиваться изучением одного или нескольких циклов с отражением этого факта в свидетельстве об окончании института. Сданные на выпускных экзаменах дисциплины должны были стать, по замыслу учредителей вуза, решающим фактором при занятии должностей в государственном аппарате.

Чрезвычайная краткость курса поставила под сомнение судьбу МФЭИ. Новый нарком финансов Н.Н.Крестинский, с 1919 г. проводивший свертывание финансово-банковской деятельности и денежного обращения, выразил сомнение в целесообразности существования вуза финансово-экономического профиля. Комиссия из членов коллегии Наркомфина А.И.Потяева, Д.П.Боголепова, Ф.Ф.Сыромолотова и А.С.Микаэляна в течение месяца изучала программу, состав лекторов и слушателей МФЭИ. На основании доклада Ф.Ф.Сыромолотова 3 апреля 1919 г. было принято решение о продолжении работы этого учебного заведения «до истечения объявленного срока, т.е. до середины августа». Работу МФЭИ в течение еще двух лет можно поставить в заслугу руководителям и преподавателям института. А.М.Галаган в апреле 1921 г. заявил, что на практике «курс был установлен двухлетний, состоящий из 4-х семестров».

Важнейшим документом, провозглашавшим цели, организационную структуру, особенности учебной деятельности, способ управления институтом, стал Устав МФЭИ, принятый в 1920 г. В нем говорилось, что институт, «имеет целью подготовку специалистов в области кассового, сметного и налогового дела и экономического строительства Советской России». В соответствии с Уставом обучение в МФЭИ было бесплатным. «Преподаваемые в институте предметы группируются по курсам с таким расчетом, чтобы каждый курс представлял собою законченное целое». Такое построение учебной работы было неслучайным. Шла гражданская война. Мобилизации на трудовой фронт и в действующую армию следовали одна за другой. Студентам финансовых вузов не полагалось брони, поэтому они отправлялись на фронт в первую очередь.

В МФЭИ преподавалось 35 учебных дисциплин, составлявших философско-исторический, общеэкономический, финансовый и юридический циклы. Проводились прикладные занятия по счетоводству. Спецкурсов в современном представлении не было, читались так называемые эпизодические лекции, дополнявшие и расширявшие отдельные аспекты обязательных курсов. Для осуществления столь обширной программы Д.П.Боголепов пригласил своих коллег с экономического отделения факультета общественных наук (ФОН) I МГУ – И.Х.Озерова, М.А.Рейснера, В.М.Экземплярского, С.В.Познышева, С.Б.Членова, Л.И.Лубного-Герцыка. В МФЭИ проводили занятия и руководители Наркомфина – его глава Н.Н.Крестинский, член коллегии НКФ А.М.Галаган, заместитель заведующего финансовым отделом А.С.Микаэлян, заведующий отделом прямых налогов и пошлин Л.Л.Оболенский. Сам Боголепов читал лекции и вел практические занятия.

Формирование системы безденежного хозяйства в 1919 – 1920 гг. оказало серьезное влияние на судьбу высшего финансово-экономического образования. В 1919/20 учебном году закрывались десятки институтов. Из восьми, существовавших в стране специальных финансово-экономических вузов, к началу 1921 г. осталось только три с тысячью учащихся в них.

Политика военного коммунизма завела страну в тупик, финансы находились в катастрофическом положении из-за обобществления процессов производства и распределения. В дополнение к всеобъемлющему экономическому кризису в начале 1921 г. разразился кризис власти. Это отразилось на Московском финансово-экономическом институте при Наркомфине РСФСР и привело к резкому ухудшению дел. Сократилось число студентов с до 43 человек. Почти в два раза уменьшился штат преподавателей. В институте было одиннадцать профессоров, четыре преподавателя общеобразовательных дисциплин и два преподавателя иностранных языков.

Президиум и профессорско-преподавательский состав МФЭИ предпринимали попытки спасти вуз. А.М.Галаган предложил изменить структуру вуза, его задачи и учебные планы. Для этого предлагалось преобразовать МФЭИ «в высшую школу нормального типа, т.е. с трехлетним курсом обучения» с двумя факультетами – педагогическим и хозяйственным, «на котором студентам сообщают знания, необходимые для их практической деятельности в финансовых учреждениях, хозяйствах промышленного, менового и потребительского характера». К марту 1921 г. были разработаны учебные программы для двух факультетов, а в апреле все документы, необходимые для намечавшейся реорганизации института, были направлены в Главпрофобр.

Первоначально Главпрофобр с одобрением отнесся к этому предложению. Его резолюция гласила: «Организация подготовки преподавания счетных наук крайне необходима. Финансово-экономический институт следовало бы учредить на правах повышенного техникума (Практический институт)». Однако нараставший экономический кризис, голод и отсутствие средств привели не к реорганизации института, а к расформированию. 4 августа 1921 г. приказом Главпрофобра Московский финансово-экономический институт был закрыт. Профессорско- преподавательскому составу было разрешено организовать на 1921/1922 учебный год краткосрочные курсы для подготовки преподавателей счетных наук для техникумов. Педагогические курсы получали в наследство от института не очень богатую материальную базу МФЭИ и помещение на Арбатской площади, где прежде располагался институт. Основные преподавательские кадры института, его учебные планы и программы передавались в виде финансово-экономического цикла Московскому промышленно-экономическому институту.

Н.А. Разманова, А.В. Комаров

Рабочая программа дисциплины

Для всех направлений

(программа подготовки бакалавра)

Одобрено кафедрой «Экономическая история и история экономических учений»

Москва 2013

УДК 378.6(073)

ББК 74.58-03я73

Рецензенты: Е.А. Агеева , доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений», кандидат исторических наук; Н.О. Воскресенская , доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений», кандидат исторических наук.

Н.А. Разманова, А.В. Комаров

История Финансового университета: Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по всем направлениям (программа подготовки бакалавра). – М.: Финансовый университет, кафедра «Экономическая история и история экономических учений», 2013. – 33 с.

Дисциплина «История Финансового университета» является дисциплиной факультатива по всем направлениям подготовки (бакалавриат).

Рабочая программа учебной дисциплины содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу и учебно-методическое обеспечение дисциплины.

УДК 378.6(073)

ББК 74.58-03я73

Учебное издание

Наталья Александровна Разманова

Алексей Валерьевич Комаров

История Финансового университета



Рабочая программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка: А.В. Комаров

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 2. Изд. № 67.5- 2013. Тираж 26 экз.

Заказ _______

Отпечатано в Финансовом университете

Ó Разманова Н.А., Комаров А.В., 2013

Ó Финансовый университет, 2013

1. Цель дисциплины …………………………………………………
2. Место дисциплины в структуре ООП …………………………….
3. Требования к результатам освоения дисциплины....…………….
4. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………….
5. Содержание дисциплины................………………………………..
Часть 1. Содержание разделов дисциплины …………….. ………
Часть 2. Разделы (или) темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)……………………………………….
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………
7. Приложение …………………………………………………………

1. Цель дисциплины: изучить историю становления и основные этапы развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с 1919 - 2013 гг., его традиции, структуру, формы учебной и научной работы, особенности студенческой жизни, выявить взаимосвязь вуза с системой отечественного финансово-экономического образования и экономической историей нашего государства в целом.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История Финансового университета» является дисциплиной факультатива по всем направлениям подготовки (бакалавриата).

Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами дисциплина «История Финансового университета» обеспечивает формирование общекультурных компетенций:

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 (направления «Бизнес-информатика», «Политология», «Прикладная математика и информатика», «Торговое дело», «Экономика»); ОК-3 (направление «Юриспруденция»); ОК-5 (направления «Менеджмент», «Управление персоналом»); ОК-8 (направление «Информационная безопасность»); ОК-1 (направление «Социология») ОК-4 (направление «Туризм») ОК-1 (направление «Прикладная информатика») ОК-1 (направление «Прикладная математика и информатика») – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь - способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества; - способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; · лекция-беседа; · дискуссия;

В результате изучения дисциплины «История Финансового университета» студент должен:

знать:

· основные события и особенности развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в неразрывной связи с историей нашего государства и всемирной историей;

· историю Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, вузов предшественников, а также общие культурно-ценностные ориентиры экономического образования;

уметь:

· использовать знания истории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в контексте с общей и экономической историей.

владеть:

· методами и приемами научного анализа исторических знаний и проблем экономики.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 0,5 зачётные единицы

(18 часов).

Вид промежуточной аттестации - зачет.

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Первые финансовые вузы Москвы (1919 – 1946 гг.)

Экономический подъем в России в начале ХХ в. и высшее финансово-экономическое образование. Рост потребностей в специалистах по финансам для государственных финансовых органов, частном предпринимательстве, городском и земском самоуправлении.

Приход к власти большевиков и начало советизации системы образования. Характерные особенности финансово-экономической политики большевиков в начале 1920-х гг. Трудности овладения финансовыми операциями. Финансово-экономические институты в условиях безденежного хозяйства. Совместные усилия Наркоматов финансов, торговли и промышленности и просвещения по созданию первых в истории России финансово-экономических вузов. Реорганизация в 1918 г. Александровского коммерческого училища в Московский промышленно-экономический институт. Создание в 1919 г. Московского финансово-экономического института НКФ РСФСР. Первый ректор МФЭИ – Д.П.Боголепов. Выполнение главной задачи МФЭИ – создание кадров советских финансовых работников для НКФ. Начало идеологизации финансово-экономического образования. Социально-экономический кризис 1920 – 1921 гг. и ухудшение материального обеспечения МПЭИ и МФЭИ.

Новая экономическая политика. Проблемы стабилизации денежного обращения, восстановления и развития народного хозяйства. Перестройка преподавания финансово-экономических дисциплин в 1920-е гг. в условиях сочетания командных методов управления экономикой и рыночных механизмов. Подъем деятельности МПЭИ в период нэпа. Ректоры 1920-х гг. – П.И.Шелков, В.И.Вегер.

Реорганизация МФЭИ и создание на его основе финансового факультета МПЭИ. Организационные и финансовые ресурсы НКФ – в помощь финансовому факультету МПЭИ. Ведущие руководители Накомфина – преподаватели финансового факультета. Декан факультета – Л.Н.Юровский, один из организаторов денежной реформы периода НЭПа. Сотрудничество с финансовым факультетом МПЭИ Н.Д.Кондратьева. «Орабочение» студенческой среды. Создание рабфака.

Социалистическая индустриализация. Новые задачи финансово-экономического образования. Реформа высшего образования 1928 – 1929 гг. Переподчинение финансовых вузов от Наркомата просвещения Наркомфину и разукрупнение их. «Чистки» и репрессии 1930-х гг. Финансовый факультет МПЭИ воссоздан в 1930 г. в виде Московского финансово-экономического института. Первый директор МФЭИ – Д.А.Бутков, начальник планово-экономического отдела НКФ. Сотрудники НКФ – преподаватели вуза. Разработка учебных программ и планов, введение практики. Создание специальных кафедр. Развитие рабфака. Создание аспирантуры. Главная задача вуза – подготовка массовых кадров для Наркомфина и его финансовых отделов на местах, Госбанка и его филиалов на территории всего Советского Союза. Студенты МФЭИ. А.Г.Зверев, выдающийся министр финансов СССР. Репрессии против МФЭИ в 1934 г., перевод вуза в Ленинград. Вхождение в состав Ленинградского финансово-экономического института в качестве финансового факультета.

Учреждение в 1931 г. Московского учетно-экономического института Госбанка СССР. От ведомственного узкоспециализированного вуза к профильный финансовый институт. Реорганизация МУЭИ в 1934 г. в Московский кредитно-экономический институт. МКЭИ – преемник МФЭИ и МУЭИ. Первый директор МКЭИ – М.И.Шеронов. Обновление учебных программ и планов в соответствии с задачами индустриализации. Создание кафедр. Ученые, внесшие вклад в развитие финансово-экономических научных дисциплин – З.В.Атлас, В.В.Иконников, Н.А.Кипарисов, А.М.Галаган, Н.Н.Любимов, Я.Е.Винер, В.К.Яцунский – преподаватели МКЭИ. Выпуск первых учебников. Создание аспирантуры. Первые аспиранты – М.С.Атлас, С.Б. Барнгольц. Научные дискуссии, как предлог для новых репрессий. 1940 г. переезд МКЭИ в новое здание на Ярославском шоссе.

Великая Отечественная война. Перестройка учебной, научной и общественной работы финансово-экономических вузов в соответствии с потребностями фронта. Закрытие ряда вузов, сокращение финансирования, приостановка занятий. Эвакуация ЛФЭИ на Северный Кавказ, а затем в Ташкент. Прекращение деятельности ЛФЭИ на время войны. Новый директор МКЭИ – Д.А.Бутков. Эвакуация в 1941 г. МКЭИ в Саратов. Возобновление учебного процесса в Саратове в начале 1942 г. Организационные и материальные трудности работы МКЭИ в Саратове. Реэвакуация МКЭИ в Москву в 1943 г. Восстановление приема новых студентов в 1943/1944 г. Воссоздание МФЭИ в 1943 г. Воссоздание ЛФЭИ в 1944 г.

Пополнение кадров финансовой службы в годы войны осуществлялось в основном по трем направлениям. Во-первых, некоторое время продолжалась подготовка в военно-учебных заведениях, созданных до войны. Во-вторых, была создана целая сеть краткосрочных курсов для подготовки начальствующего состава финансовых органов. В-третьих, должности низового звена финансовой службы укомплектовывались за счет гражданских специалистов, имевших опыт работы в финансово-учетных органах.

Первые выпускники Военно-финансового училища РККА. 1941 г.

Военно-учебные заведения, созданные до войны, некоторое время продолжали работать в прежнем ритме, постепенно переходя на военные условия. Финансовый факультет Военно-хозяйственной академии РККА последний свой выпуск произвел в середине 1942 г. Многие преподаватели и адъюнкты факультета были направлены в действующую армию. Выпускники финансового факультета составили ядро руководящего состава финансовой службы в годы войны, а в последующем многие из них стали генералами, в том числе Б.В. Близниченко, В.Д. Ермолович, С.В. Спиридонов, Д.П. Хлюбко, В.Я. Соловьев, С.А. Гламазда и др.

Краткосрочные курсы подготовки военных финансистов были развернуты в Военно-хозяйственной академии РККА, Ярославском военно-хозяйственном (интендантском) училище.

Перед началом войны было принято решение создать самостоятельное военное училище для подготовки кадров финансовой службы. Училище предписывалось сформировать в г. Харькове, но война помешала реализации этого приказа в полной мере, и первым пунктом дислокации стал пос. Хлебниково Московской области. К началу августа 1941 г. в училище было 566 курсантов. Началась напряженная работа, были сокращены сроки обучения, занятия велись в рамках 12-часового рабочего дня. Прошел и первый выпуск курсантов, в составе его были выпускники, ставшие затем руководителями различных звеньев финансовой службы: генерал-майор В.А. Чугреев, полковники Б.В. Мигунов, Н.П. Шелепугин. Училище дислоцировалось затем в ряде городов на востоке страны, а в феврале 1942 г. на его базе было создано пулеметно-минометное училище.

Военных финансистов для Военно-Морского Флота готовили в созданном еще в конце 1938 г. Военно-морском хозяйственном училище, которое продолжало работать и в годы войны, перейдя на сокращенные сроки обучения. Среди выпускников Военно-морского хозяйственного училища военные финансисты генерал-майор Л.А. Валявкин, полковники Н.Ф. Грицынин, А.П. Вандышев, В.С. Поваров, В.Я. Столяренко.

Большой вклад в подготовку кадров для финансовой службы армии и флота внесли краткосрочные курсы. Места их развертывания и сроки обучения устанавливались исходя из конкретных обстоятельств. Так, при острой нехватке кадров военных финансистов в первом периоде войны развертывались двухмесячные и месячные курсы в военных округах, на фронтах и в армиях. Эта работа продолжалась в ходе всей войны, что позволило на необходимом уровне укомплектовывать финансовую службу личным составом. Только финансовое училище с 1941 по 1945 г. подготовило более 3500 военных финансистов. При этом учитывалось, что многие молодые военные финансисты направлялись и на укомплектование командных должностей. Так, в течение только 1944 г. было переведено на командную работу из числа военных финансистов 1-го Украинского фронта - 330 человек, 1-го Белорусского фронта - 273 чел., 2-го Белорусского фронта - 159 чел., 3-го Белорусского фронта - 273 чел.

В период войны выпускники финансовой специальности Военно-хозяйственного училища М.А. Самарин, А.И. Крайнов, Г.А. Скляр, Д.И. Воробьев стали командирами подразделений и частей. За мужество и отвагу им было присвоено звание Героя Советского Союза. Мужество и героизм проявили в войне и другие военные финансисты.

Так, знаменитый снайпер Сталинградской битвы Герой Советского Союза старшина А.Г. Зайцев - выпускник финансового отделения военно-хозяйственных курсов Тихоокеанского флота, выпускник курсов финансового факультета Военно-хозяйственной академии РККА капитан интендантской службы А.С. Егоров стал командиром партизанской бригады, Героем Советского Союза.

В сентябре 1942 г. было принято решение на базе курсов Московского военного округа сформировать Центральные военно-финансовые курсы при Финансовом управлении НКО СССР. На курсах кроме основного отделения, состоявшего из трех рот курсантов, было развернуто отделение усовершенствования специалистов финансовой службы. Окончившим курсы присваивалось офицерское звание. За период с ноября 1942 г. по ноябрь 1944 г. курсы подготовили и направили в войска около 1000 чел.

Переход на иностранные территории усложнил задачи финансовой службы на заключительном этапе войны, что потребовало и соответствующих мер по совершенствованию подготовки кадров военных финансистов. С 15 июня 1944 г. Центральные военно-финансовые курсы были преобразованы в Военно-финансовое училище Красной Армии. Положение об училище утвердил заместитель наркома обороны СССР, начальник тыла Красной Армии генерал-полковник А.В. Хрулев.

В сентябре - октябре 1944 г. были укомплектованы две роты курсантов, позже еще две роты, начали действовать курсы усовершенствования специалистов финансовой службы. Из первого военного набора училища, состоявшего в основном из фронтовиков, известны такие крупные финансисты, как генерал-майор И.П. Уваров, полковники С.Я. Рядов, Ю.С. Чернов, В.В. Климов, В.Г. Боченков, В.В. Пустовалов.

Срок обучения курсантов был установлен один год, но в связи с возникшими потребностями в январе 1945 г. было принято решение досрочно выпустить 50 человек из состава первых двух рот. 20 апреля 1945 г. состоялся первый выпуск вновь созданного училища. Все выпускники были направлены в действующую армию или на укомплектования частей, направлявшихся на Забайкальский или Дальневосточные фронты. Среди первых выпускников военного набора были финансисты, отдавшие долгие годы службе в финансовых органах армии и флота полковники Н.К. Кашлаков, В.С. Ситкарев.

Подготовка кадров для финансовой службы, чел.

Гражданские специалисты-финансисты, определявшиеся по призыву на финансовую службу в годы войны, проходили подготовку на специально создаваемых курсах. Очень многие из них допускалась к самостоятельной работе после стажировки в финансовых органах воинских частей и учреждений.

Особую прослойку среди специалистов из народного хозяйства, призванных и направленных в финансовые органы армии и флота, составили выпускники высших финансово-экономических учебных заведений. Это, как правило, были опытные специалисты, которые внесли большой вклад в решение финансово-экономических проблем в годы войны. Многие из них остались на военной службе и после войны.

Среди гражданских вузов, выпускники которых служили в финансовых органах армии и флота, Московский кредитно-экономический институт, Ленинградский финансово-экономический институт и др. Особое место занимает Харьковский финансово-экономический институт. Его выпускниками были генерал-лейтенант Я.А. Хотенко, генерал-лейтенант В.С. Кришкевич, полковники Б.Б. Ривкин, Б.В. Кин, И.К. Невлер. Выпускники этого института оставили глубокий след в деятельности военной финансово-экономической службы.

Война подвергла жесткой проверке жизненность экономического и политического строя в нашей стране, готовность Вооруженных сил к любой обстановке, пригодность всех систем военной экономики и финансов. Свои требования предъявила война и к личному составу, его готовности выдержать испытания войны. И в том, что военные финансисты выдержали испытания войны и обеспечили бесперебойное финансирование фронтов и военных округов, поставок вооружения и военной техники, большая роль принадлежит продуманной конкретной работе по подготовке кадров для финансовой службы в предвоенный и военный период.

Начавшаяся война прервала мирные планы народа. Советские ученые стали в ряды тех, для кого лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал выражением их гражданского и патриотического долга. Центром интенсивной научной работы стало выполнение заказов для фронта.

В первые же дни войны 66 молодых сотрудников, аспирантов и 600 студентов были призваны в действующую армию. Когда фронт приблизился к городу, Дмитрий Никифорович Шишов, избранный в 1940 г. секретарем партийной организации универ-ситета, с большой группой коммунистов вступил в ряды народного ополчения, стал комиссаром батальона. Археолог Георгий Александрович Иноземцев прошел путь от командира пулеметного взвода до командира стрелковой дивизии. В 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого высокого звания удостоены также С.Я. Орехов и В.Ф. Соляник. Выпускница биологического факультета университета Александра Дубровина была классной руководительницей Ульяны Громовой, Анатолия Попова, Майи Пегливановой. Как и ее ученики, для которых она была авторитетным наставником, Дубровина вступила в ряды героической «Молодой гвардии», участвовала в ее делах и вместе с другими молодогвардейцами пошла на смерть.

С июня 1941 по июль 1942 г. университет продолжал работу в Ростове-на-Дону. С первых месяцев войны Ростов оказался прифронтовым городом, а университет — прифронтовым вузом. Оставшиеся на своих рабочих местах взяли на себя двойную, тройную нагрузку, заменяя ушедших товарищей.

Самоотверженный труд всего коллектива получил высокую оценку в приказе наркома просвещения от 22 мая 1942 г., в котором научным работникам университета была объявлена благодарность «за инициативу, энергию и усердие в выполнении специальных заданий, направленных на ускорение разгрома немецко-фашистских войск» (Цит. по: Ростовский государственный университет (1915—1965), с. 337). Химики университета во главе с профессором Н.А. Трифоновым разработали зажигательную бутылочную гранату, наладили массовое производство этих боеприпасов. Экспериментальные мастерские университета стали настоящим военным заводом, на котором изготовлялись различные взрывные устройства, в том числе и для ведения партизанской войны, создавалась оборонная техника. Математики и физики выполняли заказы командования, испытывая на прочность различные материалы, давали заключение о проходимости грунта для различных видов транспорта, изготавливали приборы. День и ночь продолжалась работа — университет встал в ряды защитников города.

Летом 1941 г. около 500 студентов и сотрудников университета выехали в Тарасовский и Цимлянский районы на уборку урожая. И здесь был передний край борьбы с врагом. Сельскохозяйственный отряд трудился самоотверженно, работа велась практически круглосуточно.

В сложной обстановке, когда город постоянно подвергался бомбардировкам и обстрелам, сотрудники вуза работали на строительстве оборонительных сооружений: рыли траншеи, строили баррикады. Работу направляла партийная организация, в первых рядах трудились коммунисты Ф.Н. Кучерова, Э.А. Ко-саковская, П.В. Мирошников, Е.И. Воеводина.

Начало учебного года было задержано трудностями военного времени. Но с 22 декабря 1941 г. возобновились систематические занятия на старших курсах физико-математического, геолого-почвенно-географического, биологического, химического и на первом курсе историко-филологического факультетов. Лекции читали ведущие профессора Д. Д. Мордухай-Болтовской, В. В. Богачев, С. А. Захаров, В. П. Вельмин, Н. И. Покровский, молодые аспиранты и сотрудники готовили к защите кандидатские диссертации. Не всем удалось довести работу до конца. Необходимость взять в руки оружие заставила отложить защиту диссертаций М.И. Шарцмана, А.А. Пересаду, которые пали смертью храбрых.

Обстановка в городе становилась все более сложной и напряженной. 8 июля 1942 г. фашистская авиация разбомбила здание физико-математического факультета, в котором на боевом посту погибли 12 работников экспериментальных мастерских. Фронт приближался. Университет стал готовиться к эвакуации. 8 коммунистов и 47 комсомольцев во главе с секретарем партийного бюро Фаиной Николаевной Кучеровой до последнего дня оставались в городе. Самоотверженно трудился и ректор университета Семен Ефимович Белозеров, возглавлявший коллектив с сентября 1938 по ноябрь 1954 г. В дальнейшем он многое сделал для воссоздания истории вуза.

В июле 1942 г. университет был эвакуирован в Махачкалу, а затем в город Ош Киргизской ССР. Начался новый период в деятельности вуза — эвакуационный. Особенно трудными были условия первой зимы. Нехватка самого необходимого оборудования, отсутствие достаточного количества высококвалифицированных кадров (нередко кафедры возглавлялись аспирантами)— все это очень затрудняло работу коллектива. Но он сразу же оказался в гуще дел и проблем, которыми жила Киргизия и город Ош: биологи занялись решением задач, связанных с улучшением качества хлопка; интенсивно изучались вопросы борьбы с сорняками и вредителями; геологи провели значительную работу по выявлению природных богатств республики. И хотя объединенный коллектив Ростовского университета и Педагогического института насчитывал всего 9 профессоров, 25 доцентов, 25 преподавателей, лаборантов и ассистентов, был выполнен большой объем работ.

Продолжалась и интенсивная научная работа, шли учебные занятия со студентами. С июня 1941 по октябрь 1942 г. университет подготовил 550 специалистов. 10 ученых университета и 15 работников других вузов защитили в это время в РГУ кандидатские диссертации, трое — докторские.

Ошские областные партийные и государственные органы, руководство республики и Наркомата просвещения высоко оценили вклад сотрудников университета в исследование Наукатского минерально-сырьевого комплекса, местного растительного сырья, разработку научной истории Ошской области.

В феврале 1943 г. после упорных боев был освобожден Ростов-на-Дону. Здесь началась огромная восстановительная работа. Город был сильно разрушен, значительный ущерб был нанесен и университетским зданиям. Однако уже 11 октября 1943 г. областной комитет партии принял решение о введении в строй университета и педагогического института. Ростовчане стремились как можно скорее включить в число действующих свой основной научный центр, который мог оказать помощь в решении сложных задач восстановления народного хозяйства.

С ноября 1943 г. началась подготовка РГУ к реэвакуации. А в Ростове тем временем под руководством доцента университета Ф. Н. Кучеровой завершалось оборудование аудиторий, лабораторий, кабинетов. 6 декабря возобновились учебные занятия. Полностью же университет переехал в Ростов 16 мая 1944 г. Поначалу лекции проводились в основном в бывшем общежитии, где жила большая часть студентов и преподавателей. Условия были трудными. Но государство постоянно увеличивало помощь университету. В 1943 г. бюджет его составлял 1,5 млн. рублей, в 1944 — 4,8 млн., в 1945 г.— уже 18 млн. рублей. Кроме увеличения денежных ассигнований СНК РСФСР и СНК СССР обязали целый ряд наркоматов поставлять университету хозяйственное оборудование, материалы, одежду, обувь. Выделялись материалы для ведения восстановительных работ, строительства жилья.

За пять неполных лет были введены в строй главный корпус, здания физического и химического факультетов, часть помещений ботанического сада, Азово-Донская и Новороссийская биологические станции. В 1946 г. начала функционировать почвенная станция, а с 1948 г.—астрономическая обсерватория и ионосферная станция.

Учитывая потребности в специалистах, университет провел реорганизацию ведущих естественных факультетов. Географический факультет был объединен с геологическим, а подготовку почвоведов сосредоточили на биолого-почвенном факультете. С декабря 1948 г. на физико-математическом факультете открыта кафедра истории физико-математических наук. Расширился цикл гуманитарных факультетов. Началась подготовка правоведов на вновь созданном юридическом факультете. На историко-филологическом факультете открылись отделения романо-германских языков и литературы, а также логики и психологии. Первое из них в 1955 г. выделилось в самостоятельный факультет Ростовского государственного педагогического института.

Материалы из книги "Ростовский государственный университет (1915—1985)" под общей редакцией чл.-кор. АН СССР Ю.А. Жданова, Изд-во Ростовского университета, 1985 г., с.25-29.

Вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков заставило всех людей прервать свою мирную жизнь. Начался период Великой Отечественной войны - решался вопрос о свободе и независимости нашего отечества. Защита Родины была вместе с тем выполнением великой исторической миссии спасения человечества от фашистской угрозы. Наука и высшая школа, ее профессора, преподаватели, сотрудники и студенческая молодежь стояли перед лицом новых и сложных задач, серьезных трудностей и суровых испытаний.

Первые месяцы войны

Военные годы в истории Московского университета занимают особое место. Вся его научная, учебная, общественная жизнь в эти годы определялась военными условиями и задачей мобилизации всего университетского коллектива на помощь фронту.

Весть о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков вызвала в университетском коллективе, как и во всем советском народе, мощный патриотический подъем. После выступления В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года со всех концов Москвы и Подмосковья спешили студенты и преподаватели в университет, чтобы заявить о своей готовности встать на защиту Отечества.

На факультетах проходили многолюдные митинги. Студенты и преподаватели выражали решимость отдать все свои силы на разгром врага. Вечером 22 июня собрались комсомольцы университета. Комсомольская аудитория не могла вместить всех. Располагались в проходах, на лестницах, площадках. В решении собрания говорилось: "Комсомольская организация Московского государственного университета объявляет себя полностью мобилизованной для выполнения любого задания Партии и Правительства - на фронте, на заводах, на транспорте, на колхозских и совхозских полях".

Студенчество Московского университета подкрепило свое слово практическими делами, активным участием на различных участках оборонной работы. В первую неделю на фронт ушли 138 биологов, 155 географов, 90 геологов, 163 историков, 213 математиков и механиков, 158 физиков, 148 философов. Всего - 1065 человек.

Значительная часть студентов Московского университета приступили к работе на оборонных заводах. 1200 комсомольцев университета начали работать на строительстве метрополитена, 1300 студентов уехали на уборочные работы в совхозы и колхозы, студенческие бригады работали на заводах "Фрезер" и им. Фрунзе. В первые три недели войны на строительство оборонительных рубежей выехало 52000 молодых москвичей, среди них были 3000 студентов Московского университета.

После 22 июня в университете широко развернулась военная подготовка. Студенты проходили обучение в группах истребителей танков, связистов, радистов, ПВО и ПВХО. Сотни девушек обучались на курсах сандружинниц. Были созданы двухмесячные курсы по подготовке медицинских сестер. Сотрудники университета боролись за родной университет, обезвреживая зажигательные бомбы и ликвидируя угрозу пожаров. 28 июля одной из университетских команд за самоотверженное поведение во время тушения пожара была вынесена благодарность.

10 июля 1941 сформировалась Краснопресненская дивизия народного ополчения, состоящая из четырех полков. Весь политический состав дивизии был укомплектован коммунистами Московского университета. Комиссарами полков, инструкторами были назначены аспиранты и преподаватели Московского университета. Артиллерийский полк этой дивизии можно было назвать университетским.

Когда развернулась историческая битва за Москву, части народного ополчения и истребительские батальоны участвовали в боях на подступах к городу. Многие члены университетского коллектива получили в великих сражениях за столицу свое первое боевое крещение. Немало питомцев и сотрудников Московского университета пало смертью храбрых в этих боях за Москву.

Университетский коллектив значительно уменьшился, но оставшиеся удвоили, утроили энергию, заменяя ушедших на фронт. Научные работники университета с первых же дней войны начали перестраивать свои работы. Ученый совет 30 июня решил включить в тематический план ряд научных тем, имеющих оборонное значение. В постановлении говорилось: "Организовать при МГУ институт нефти. Усилить материально-производственную базу института физики путем создания объединенных экспериментально-производственных, работающих на хозрасчете усилить технологическую базу в подготовке специалистов в области аэро и гидромеханики, внеся в учебный план соответствующие изменения".

Научно-техническими проблемами оборонного значения занимались коллективы факультетов естественно-научных. Перестраивался и единственный на то время гуманитарный факультет - исторический. Его тематический план включал ряд актуальных проблем из исторической борьбы русского народа за свободу и независимость, из истории германского империализма и германской агрессии.

Несмотря на возникшие трудности, университет энергично готовился к новому учебному году. В этих условиях остро возросли необходимость быстрой подготовки специалистов. Поэтому правительство еще в первые дни войны вынесло решение о временном сокращении сроков обучения в университетах. Студентам, перешедшим с 1 на 2 курс, устанавливался срок окончания 1 июля 1943 года, перешедшим на 3 курс - 1 февраля 1943 года, перешедшим на 4 курс - 1 мая 1942 года.

В связи с сокращением сроков обучения первый военный 1941/42 учебный год начался на месяц раньше - 1 августа. Применительно к плану военного времени недельная нагрузка увеличилась на 28 часов. Сократились каникулы - летние на месяц, зимние - на неделю, временно отменялись государственные экзамены и прием в аспирантуру. Все эти чрезвычайные меры были условиями первого периода войны. Московский университет продолжал готовить кадры специалистов, развивать науку в соответствии с требованиями военного времени.

Эвакуация Университета

В октябре 1941 года, когда советские войска отражали на подступах к Москве натиск немецко-фашистских войск и гигантское сражение развернулось в непосредственной близости к столице, началась эвакуация Московского университета. Частично эвакуация началась еще в сентябре, когда наиболее ценные книжные фонды научной библиотеки им. Горького были отправлены на барже в Хвалынск, а оттуда в Кустанай.

В начале октября был разработан план эвакуации Московского университета. Местом эвакуации намечен Ашхабад, где университет должен был разместиться в здании Туркменского пединститута. Первые две группы профессоров, сотрудников и студентов выехали из Москвы 14 и 18 октября. Коллектив в Московском университете в то же время должен был завершить продолжавшуюся эвакуацию. 29 октября в Ашхабад был отправлен эшелон, в котором выехало 220 студентов и 35 преподавателей. В ноябре и первых числах декабря 1941 было эвакуировано еще около 400 студентов, преподавателей, сотрудников. Туда им отправили эшелон с учебниками и научным оборудованием.

Московский университет неоднократно подвергался нападению с воздуха. Так 29 октября был нанесен значительный ущерб библиотеке им. Горького. А уже 6 декабря 1941 советские войска перешли в контрнаступление, и встал вопрос о возобновлении работы отдельных учреждений в Москве - библиотеки, Музея антропологии, Зоологического музея, Ботанического сада.

Учебу запланировано возобновить 2 февраля 1942 года. В трудных условиях первого военного года, когда студенты были постоянно заняты на разных работах, не удавалось обеспечить нормального хода учебного процесса, что привело к снижению успеваемости в 1941/42 учебном году. После сессии и студенты, и весь коллектив Московского университета, отказавшись от каникул и отдыха, все лето работали на трудовом фронте. 1030 студентов и сотрудников Московского университета вместе с трудящимися Краснопресненского района выехали 8 мая 1942 года на строительство оборонительных сооружений в Красногвардейском районе Московской области. Свой заработок в размере 30 тысяч рублей коллектив передал в фонд обороны.

Война ускорила решение давно назревшей задачи воссоздания гуманитарного сектора в его полном объеме и превращения Московского университета в действительно единый комплекс естественно-научных и гуманитарных факультетов. Теперь в состав МГУ входили 10 факультетов: физический, механико-математический, химический, биологический, географический, геолого-почвоведный, философский, исторический, экономический, филологический, а с марта 1942 - одиннадцатый юридический. Эти изменения положительно сказались в работе коллектива университета в Ашхабаде.

Занятия начались в Ашхабаде в декабре 1942 года. Первые лекции, семинары проводились в комнатах общежития. К середине декабря учебные занятия были перенесены в аудитории Туркменского государственного педагогического института и проводились в часы, свободные от занятий института. В то время было разработано 145 тем оборонного и народно-хозяйственного значения. Учиться в условиях эвакуации было нелегко. Также нехватка учебных пособий и оборудования. Все трудности в результате сказались на итогах учебного года - 48% студентов к концу учебного года имели академическую задолженность. В конце июня 1942 года университет переведен в Свердловск. Урал с его мощной промышленностью был одним из важнейших источников снабжения Советской Армии оружием и боеприпасами.

Новый учебный год начался снова с острых вопросов - недостаток помещений, большинство студентов (80%) совмещают учебу с работой и активным участием на трудовых фронтах. Практические занятия студентов ряда факультетов проявлялась в ряде лабораторий заводов.

После победы Советской Армии под Сталинградом в апреле 1943 правительство вынесло решение о реэвакуации Московского университета из Свердловска в Москву.

Возвращение в Москову

1943 год - был годом коренного перелома в ходе войны. Закончив реэвакуацию, университет начал подготовку к новому 1943/44 учебному году. В то время ожили многие научные студенческие кружки, в которых работало уже около 1000 человек. Повышался уровень успеваемости до 87%, это был значительный рост по сравнению с предыдущим годом.

Университет продолжался расширяться. Укрепление международного авторитета Советского государства и расширение международных связей СССР выдвинули задачу подготовки квалифицированных работников в области международных отношений. В октябре 1943 года в МГУ был создан факультет международных отношений. Также было создано 45 новых кафедр на различных факультетах.

С целью ознакомления научной общественности с достижениями ученых университета в апреле 1944 года были организованы Ломоносовские чтения. С тех пор это стало традицией, и проводятся чтения каждый год.

К концу 1944 года наша родина была целиком освобождена от фашистских захватчиков. Советский народ восстанавливал разрушенные города и села, школы и высшие учебные заведения. Страна остро нуждалась в специалистах, способных решать грандиозные задачи мирного социалистического государства. К концу 1944/45 последнего военного учебного года в университете отмечается высокая успеваемость студентов. Большое значение для повышения качества подготовки специалистов имеет организация производственной практики.

В 1945 году все факультеты были снова переведены на пятилетний срок обучения. Всего за годы войны Московский университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Гуманитарные факультеты за годы войны подготовили кадры специалистов, значительная часть которых поехала работать в школы районов, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов.

Коллектив университета шефствовал над воинскими частями и 14 госпиталями, над 11 московскими школами и 2 детдомами. Также Московский университет оказал помощь Харьковскому и Белорусскому университетам, Сталинградскому и Смоленскому пединститутам.

Герои Московского университета

Много славных героев воспитал Московский университет. Среди них первое место по праву занимают студентки-летчицы - Герои Советского Союза Е. Руднева, А. Зубкова, Е. Рябова, Р. Гашева, Е. Пасько, П. Гельман. Женя Руднева, совершая свой 645&ndashй боевой вылет 9 апреля 1944 года, погибла. Многие отдали свою жизнь во имя Родины, но навсегда остались в памяти.

В том же 1944 году в фашистском застенке погиб питомец МГУ Муса Джалиль, замечательный советский поэт-патриот, Герой Советского Союза. Студенты университета: Н. Федоров, Ю. Саламатин, В. Некрич, Н. Баранский (младший), Л. Канторович, Т. Бауэр, Е. Шамшикова, И. Резчиков, И. Совков и многие другие - сложили свои юные головы в борьбе за независимость Родины. Среди них были люди выдающихся способностей. Их гибель - большая и невосполнимая потеря для науки. На фронтах Великой Отечественной войны сражались и пали смертью храбрых профессора МГУ А. Кон, Г. Кара-Мурза, Ф. Хасхачих, М. Зоркий; преподаватели П. Прозоров, Н. Киналев, С. Моралев, А. Гавриленко, В. Константинов, Н. Флоря; аспиранты Г. Кафтановский, В. Модестов, Д. Огнев, В. Котяев, М. Корчной и многие-многие другие.

Правительство высоко оценило боевые подвиги коллектива МГУ. Восьми его питомцам присвоено звание Героя Советского Союза, 2200 награждены орденами Советского Союза. Великая Отечественная война была для Московского университета суровым экзаменом, и он с честью его выдержал. Своим героизмом на фронтах и самоотверженным трудом в тылу коллектив умножил славные традиции МГУ.

По материалам статьи Светланы Заеровой «Московский университет
в период Великой Отечественной войны»

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то