15 секретных способов для тех, кто хочет с минимальными усилиями запоминать больше

Какие бы методы запоминания ни выбрал человек, есть универсальные условия, которые позволят повысить эффективность процесса. Например:

  • Запоминать нужно осмысленно . Дело усложняется, если речь идет об информации, которая нам не интересна или не важна. В таком случае нужно определиться, зачем именно нам необходимо ее выучить, какие преимущества мы получим в будущем, и все-таки сосредоточиться на сути материала.
  • Многих интересует и вопрос о том, в какое время лучше всего учить материал. Здесь все индивидуально, нужно учитывать свой биоритмы и график дня. Кому-то больше всего подходит бодрое утро, кому-то – время перед обедом, а кто-то максимально продуктивен вечером или даже ночью.
  • Важно создать подходящие условия. Они тоже индивидуальны: кто-то требует абсолютной тишины, кому-то понравится спокойная музыка. Что точно не способствует запоминанию – бесконечные вибрации телефона от приходящих сообщений и звонки не по делу. Поэтому если есть возможность, отвлекающие факторы можно на время отключить.
  • Чтобы хорошо запомнить текст, человеку важно быть достаточно отдохнувшим , не испытывать острого чувства голода и жажды.
  • Хорошее самочувствие – тоже важное условие для запоминания.

Классическая зубрежка

Этот подход используют уже сотни поколений учеников и студентов, которые интересуются, как лучше запомнить прочитанное к экзамену. Он заключается в бесконечном повторении одного и того же материала, пока тот все-таки не останется в памяти. Этот метод имеет смысл.

Повторение – действительно мать учения. Но обычно информация, втиснутая в память таким образом, выветривается из нее сразу после того, как необходимость отпадает.

К тому же, этот подход занимает огромное количество времени и энергии.

Мысли вслух

Чтобы запоминание информации происходило более эффективно, можно ее озвучивать. Здесь есть пара хитростей:

  • Читать текст вслух самому себе.
  • Читать текст вслух кому-то другому.
  • Записать прочитанный вслух текст на диктофон и слушать его много раз подряд. Метод хорош тем, что в это время можно заниматься другими делами – например, убирать дома. Это хорошее подспорье для запоминания.
  • Можно даже записать текст на диктофон и оставить запись, укладываясь спать. Некоторые люди утверждают, что этот метод достаточно результативен.
  • Считается, что информация запоминается немного лучше, если произносить ее вслух на повышенных тонах, проще говоря – выкрикивать. В таком случае для разучивая лучше использовать дневное время, поскольку если прокричать свой исторический доклад ночью, это может испугать впечатлительных соседей.

Пересказывать

Очень эффективный способ, особенно если заставить кого-то выступить в роли слушателя. Когда мы выступаем перед кем-то, то стараемся меньше подглядывать, усилено подбираем слова, таким образом стимулируя память.

Если завербовать кого-то в слушатели не удалось, можно создать такой эффект с помощью собственного изображения в зеркале.

Или просто эксплуатировать безвыходную ситуацию домашнего хомячка. Главное – именно эффект публики.

Конспектировать

Нудные лекторы, которые настаивают на том, чтобы студенты записывали их речи, на самом деле правы.

Когда информация не только воспринимается на слух, но и переписывается, она запоминается намного лучше. Поскольку подключается также зрительная и даже двигательная память.

Структурировать

Если сам текст не структурирован, очень важно разбить его на части хотя бы мысленно, занимаясь разучиванием.

Если материал, который предстоит запомнить, велик, рекомендуется разделить его на части, и каждую из них разучивать в новой обстановке.

Воспроизводить обстановку

Те, кто хочет знать, как лучше запомнить информацию, удивятся, насколько этот совет помогает.

Когда пытаешься вспомнить что-то важное, иногда достаточно воспроизвести в памяти атмосферу, в которой это знание было получено.

Например: обстановку в комнате, людей, которые были рядом, запахи.

Музыка в помощь

Многим из нас сложно запомнить текст, а вот песни, стоит услышать их пару раз, сразу запоминаются и неоднократно поются. Можно пойти на хитрость, и, разучивая текст, не читать его вслух, а пропевать, оптимально – с использованием любимой мелодии.

Двигаться

Многим людям нравится, заучивая материал, не сидеть за столом, а пребывать в движении – например, ходить по комнате кругами.

Мыслить образно, подбирать ассоциации

Этот совет применим не только для стихотворений о любви. Найти ассоциацию можно с чем угодно, если использовать различные признаки – например, цвета, формы, размеры, сходе звучание. Можно и нужно придумывать аббревиатуры, которые легко запомнить, и маленькие, но интересные истории – про что угодно, хоть про двигатели или шнековые установки.

Погрустить

Это звучит странно, но существует точка зрения, что информация в негативном тоне запоминается намного лучше.

Приступая к изучению материала, нужно настроиться на меланхоличный лад

Например, послушать грустную музыку или вспомнить неудачи за день.

Главное не переборщить – учить материал, рыдая над распечатками, не очень удобно.

Выйти на природу

Есть исследования, результаты которых указывают на то, что люди намного лучше запоминают, разучивая что-то в окружении природы.

Это прекрасный повод лишний раз выйти на улицу и подышать свежим воздухом для тех, кто хочет узнать, как усваивать большой объем информации.

Альтернативой может стать также разглядывание красивых фотографий с изображением пейзажей.

Высший пилотаж

Это метод, который используется профессиональными «запоминальщиками». Принято считать, что его автором является знаменитый оратор древности – Цицерон (хотя есть и другие версии). Его также называют системой комнаты. Он заключается в следующем: элементы информации, которые нужно запомнить, расставляются в определенном порядке в хорошо знакомом нам месте. Говорят, именно так и поступал Цицерон: ходил по собственному дому и представлял те или иные единицы выступления в нем. Когда каждому предмету в доме соответствует единица информации, которую важно запомнить, при необходимости легко вспомнить привычную обстановку. А значит, и данные, соответствующие ей.

Однако очень важно соблюдать последовательность предметов. Связывать предметы в комнате и элементы информации нужно с помощью ассоциаций.

Заключение

Заключение

Даже если человека все упрекают в том, что у него девичья память, ему вполне по силам запомнить текст любой сложности и объема. Вопрос только в том, сколько времени и усилий на это уйдет. Однако если тренировать память, она становится все податливее и выносливее, и тексты, которые раньше давались с трудом, человек начинает щелкать, как орешки.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то