Дорожное обеспечение в годы великой отечественный войны. Солдаты шли дорогами войны По дорогам вов

Сценарий к квесту

Посвященному Великой Отечественной Войне «По дорогам ВОВ»

Цели мероприятия : воспитание чувства гордости у учащихся за свою Родину.

Задачи:

Углубление знаний учеников о Великой Отечественной войне.

Поощрение познавательного интереса учеников к страницам боевой истории России.

Развивать чувство патриотизма у учащихся.

Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими источниками

Развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся в ходе подготовки к мероприятию.

Роли: ведущий, 4 человека ответственные за этапы мероприятия

Ход мероприятий.

Каждой команде дается маршрутный лист(конверт с заданиями), на котором обозначены ключи –загадки. Решив их, вы найдете следующую подсказку которая поможет найти человека с заданием. Посетите станции, на которых вам предстоит ответить на вопросы их руководителей. За каждый правильный ответ команда получает часть зашифрованного вопроса. В конце состязания команды складывают части своего вопроса в предложение и кто первый расшифрует вопрос и ответит на него правильно, та команда и победила, которая висит в зале.

Команды расходятся каждая по своему маршруту.

Всего в квесте 5ть станций - «Временная путаница», «Герои войны», «Расшифруйте анаграмму», «Литературная гостиная», «Финишная прямая».

1. Временная путаница

блокада Ленинграда, контрнаступление советских войск под Москвой,

победа в Сталинградской битве, Курская битва, капитуляция Германии

празднование Дня Победы.

Ответ:

6 декабря 1941 года – контрнаступление советских войск под Москвой

2. Герои войны.

Распределите их на три группы: 1 – юные герои ВОВ, 2 группа –

полководцы, 3 группа – имена героев, водрузивших знамя над рейхстагом:

Космодемьянская, Жуков, Казей, Тимошенко, Рокоссовский, Портнова, Василевский, Малиновский, Конев, Голиков, Котик, Егоров, Кантария, Берест.

Ответ:

Жуков, Рокоссовский, Василевский, Малиновский, Конев, Тимошенко

Казей, Голиков, Котик, Портнова, Космодемьянская, Егоров, Кантария, Берест

3. Расшифруйте анаграмму

КУШ + ПА =? АС + ОМЛЕТ =?, ПИЛОТ + СЕТ = ?, САД+ЛОТ =?, ПАН +РОТ =?, ВАТА +ТОМ = ?

4. Литературная гостиная

Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Да это же...

(Противогаз.)

Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Говорят, что я ручная.

Почему - сама не знаю:

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки.

(Граната).

5. «Финишная прямая»

Команды в кабинете истории после прохождения дистанций, возвращаются туда где все начиналось и завершают свое дело до конца – расшифровывают вопрос и дает на него ответ.

Индивидуальные карты групп:

1команда

1. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь подсказку на сегодня.

Там подсказка -

2. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших ».

3. Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро.

2 команда

1. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания. (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

3. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших»

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

4. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

3 команда

1. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших»

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

2. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

3. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания. (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

4 Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро.

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

4 команда

1. Подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

2. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

( У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

3. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

4. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших »

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит )

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

5 команда

1.Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших »

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

2. Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро. (А теперь приди туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

3. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь)

4. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД (составить вопрос и дать ответ)

Предложения:

1ТЭО. нно+име иэт рет+ ка+ные уки+вст+ано ны+цем ва+на+ли+зы «чая+нер сть+рме» - Именно эти ракетные установки немцы называли «Черная смерть»- Катюши

2. 1ТМ да+ког ло+сся+стоя мый+са гио+дран+зный лют+са в сть –еч бо+пе+ды – Когда состоялся самый грандиозный салют в честь победы? – 9 мая 1945

3. 1СКС. ре+мным+ло+пе мо+том+мен в хе+до рой+вто ро+ми+вой ны+вой ла+ста ли+ве+ кая да+бе+по – Переломным моментом в ходе второй мировой войны стала великая победа? – Битва за Сталинград

4. 2РПУ. как зы+ла+вся+на ект+про си+мтре+ного+тель ео+ного+вн па+ния+на+де йск+ во Германии на СССР в ри+пе+од рой+вто вой+ро+ми ны+вой – Как назывался проект стремительного военного нападения войск Германии на СССР в период второй мировой войны – «План Барбаросса»

5. В ко+кам гд+оу ы+бл кр+от+ыт вой+рто фт+нро и е+км – В каком году был открыт второй фронт и кем? – В 1944 Англией и США

Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.

В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.

Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск было награждено орденами, 27 из них получили почётные наименования - Днепровских, Неманских, Карпатских и др. Более 21 тысячи воинов-дорожников награждены орденами и медалями. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на параде Победы в Москве.

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений сыграли поставки автомобилей иностранного производства по программе ленд-лиза. Так, за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода, 3 млн. 786 тыс. автомобильных шин. Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей: только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной Армии в виде трофеев достались 123 тыс. немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. - вдвое больше, чем в 1941 г., в 1944 г. - втрое.

Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной Армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной Армии находилось 664,5 тыс. автомобилей различных типов, 32,8 % из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1 % - трофейная.

Настоящие хозяева дорог

В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. ед. различных самоходных средств. В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам.

Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.

Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе

23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.

Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.

В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.

Подвиги Брянской области

На ее территории стоит уникальный памятник На автомагистрали Орел - Рославль, перед Брянском, расположен единственный в своем роде знак, предписывающий автомобилистам подавать звуковой сигнал в память о военных водителях, не вернувшихся с войны. Справа и слева от дороги – знаки, свидетельства мужества и отваги тех, кто не бросал баранку даже под обстрелами, кто «вел машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым».

По одну руку – знаменитые полуторки, возведенные на пьедесталы. По другую – центральный монумент воинам-водителям: фронтовой шофер стоит на подножке своего надежного, верного друга-работяги, чернорабочего войны.

За памятником, уже в лесу, новые фрагменты ансамбля: та самая баранка, которую крутили без устали шоферы, макеты тех же полуторок, указатели с обозначением городов, до которых следовало дойти советским освободителям – Прага, Вена, Берлин. А водители, проезжающие мимо по трассе, сигналят и сигналят: днем и ночью, кто коротко, кто протяжно, отдавая дань уважения своим собратьям по профессии: вы нас слышите? Мы вас помним!

Памятник был воздвигнут в 1968 г. скульптором П. Мовчуном и архитектором А. Гайдученей на месте формирования в 1943 г. 18-ой автомобильной бригады, прошедшей боевой путь от Брянска через Гомель, Минск, Барановичи, Варшаву, Лодзь - до Берлина. За боевые заслуги бригада удостоена наименования 18-я Барановичская Краснознаменная ордена Кутузова.

За время Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 - были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ледовая дорога сквозь блокаду Ленинграда

22 ноября 1941 г. в окруженный Ленинград по Ладожскому озеру прошла первая колонна гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Дорогу по льду разведали, проложили и освоили дорожники Ленинградского фронта. Она имела четыре полосы для раздельного движения, была оборудована телефонной связью, постами регулирования через каждый километр, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки ГСМ.

За первую зиму (движение прекратилось при таянии льда 21 апреля 1942 г.) в Ленинград и обратно проследовало более 300 автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков. Городу и фронту было доставлено 61 тыс. тонн грузов. Из осаждённого города было эвакуировано свыше 550 тысяч детей, женщин, стариков, раненых и больных.

С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. продолжалась вторая полная героизма зима «Дороги жизни». На этот раз по ней было перевезено уже 200 тыс. тонн грузов и около 133 тысяч человек, в основном, войсковых пополнений.

Солдатский труд воинов дорожных войск до сих пор так до конца и не оценен историей. Это была одна из самых негромких, но крайне необходимых для победы профессий. Дорожники воистину, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

В битве за столицу принимали непосредственное участие 45 дорожных частей.

В ходе оборонительного сражения дорожными частями была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 км, 28,6 км из которых были построены заново. На водотоках было наведено 7 наплавных мостов. Дорога позволила проводить разгрузку железнодорожных составов на подходах к городу и быстро выдвигать прибывающие войска на боевые позиции.

При контрнаступлении под Москвой дорожные войска получили первый опыт скоростного восстановления поврежденных участков дорог и разрушенных мостов, а также развёртывания дорожно-комендантской службы. Противник только на дорогах Западного фронта уничтожил до 250 мостов общей длиной более 5 км.

К февралю 1942 г. дорожники восстановили большинство мостов общей протяженностью 4300 м, в том числе - металлические через Волгу у Калинина, через канал Москва - Волга у Яхромы и Дмитрова. В битве участвовало 49 дорожных условных батальонов.

Наро-Фоминск – не открытая «калитка в Москву»

В сражениях под Вязьмой и за Наро-Фоминск невиданное мужество проявили бойцы 33-й армии под командованием генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Именно эти бои сорвали планы по захвату Москвы. Они имели стратегическое значение для дальнейшего наступления советских войск и, в конечном счете, для нашей победы.

В период Великой Отечественной войны город Наро-Фоминск и река Нара стали одним из рубежей, где была остановлена фашистская армия, рвавшаяся к Москве. В течение 66 дней 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова отражала нападение врага. Вместе с воинами на защиту Наро-Фоминска встали и жители города.

Ожесточенные бои развернулись утром 1 декабря 1941 г. чуть южнее Наро-Фоминска – там, где проходило Киевское шоссе. Впрочем, его практически не существовало. На всех его пересечениях с дорогами, ведущими к населенным пунктам, саперами были установлены мощные фугасы, возле них постоянно дежурили команды, готовые в любую минуту превратить это место в гигантскую воронку. Согласно историческим документам, фашисты имели особый приказ – автомобильные дороги не бомбить ни авиацией, ни артиллерией. Они прекрасно понимали, что и Минское шоссе, и Киевка – это основные артерии, по которым им самим предстояло идти в Москву. Потому взрывалось все, что находилось рядом с дорогами, но сами они по возможности оберегались и, как ни странно это прозвучит, были одними из самых безопасных мест на войне. Другое дело, когда фашист начал отступать, он уже отыгрался на дорогах сполна.Несмотря на все отчаянные попытки немецко-фашистского командования, город выстоял. «Калитку в Москву» захватчики так и не смогли открыть.

В 1976 г. Наро-Фоминск первым из городов Подмосковья за мужество и героизм, проявленные в годы войны, и большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве был награжден орденом Отечественной войны I степени. Об этом извещает стела, расположенная как раз на Киевском шоссе, на месте, которое саперы минировали на случай прорыва фашистов.

В решающей битве за Сталинград

Наиболее сложной задачей дорожных частей была организация переправ через Волгу и Дон. Для обеспечения боевых действий на участке Саратов – Астрахань было наведено 49 паромных переправ и 6 наплавных мостов с эстакадными подходами. Через Ахтубу и в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. На Дону и его притоках было построено, отремонтировано и усилено более 1200 мостов различной конструкции. В битве участвовало 42 условных дорожных батальона. Кроме дорожников, на строительстве переправ ежесуточно работало до 20 тысяч рабочих из местного населения.

Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей.

Освобожденный от противника Курск

С переходом Красной Армии в наступление главной задачей дорожных частей стало восстановление и наращивание военно—автомобильных дорог вслед за войсками на территории, освобождённой от противника.

В июле - августе 1943 г. в ходе Курского сражения было построено и отремонтировано 2750 км автомобильных дорог, построено, восстановлено и усилено 3100 мостов общей протяжённостью 18 600 м. Было задействовано 140 дорожных частей в условных батальонах.

Операция гитлеровского командования «Цитадель», в ходе которой фашисты намеревались переломить ход войны в свою пользу, провалилась в том числе и благодаря героизму, невероятному напряжению сил военных дорожников, своевременно подготовивших дорожную инфраструктуру для маневров и перемещений советских войск.

«Дорога Мужества» в Старом Осколе

Город воинской славы: это почетное звание Старый Оскол получил 5 мая 2011 г. после указа президента РФ № 588 – за мужество, стойкость и массовый героизм защитников города, которые боролись за свободу и независимость Отечества.

Во время Великой Отечественной войны город служил своеобразным перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Там располагался штаб 40-й армии, Курский обком партии.

В Старом Осколе был сформирован истребительный батальон, который поддерживал порядок в тылу, вел воздушную разведку в готовности бороться с фашистскими парашютистами. Один из взводов был направлен для защиты Курска.

Ярчайшая страница мужества и героизма старооскольцев – участие жителей, преимущественно женщин и подростков, в строительстве «Дороги Мужества».

8 июня 1943 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава. Сроки были определены самые жесткие: с 15 июня по 15 августа. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск – Белгород. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200–300 км. С вводом в эксплуатацию «Дороги Мужества» расстояние сокращалось до 150–200 км.

Она появилась через 32 дня – столько понадобилось, чтобы уложить 95 км железнодорожного полотна шириной 5 м, возвести 10 мостов, построить 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяженность главных и станционных путей составила 164 км, было реконструировано 24 км пути. Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях – Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов.

Трудная дорога на Берлин

В ходе Берлинской операции дорожные войска всех трех фронтов (1-го Украинского, 2-го и 1-го Белорусских) подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубомет-ров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено вновь и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Одер.

Работы шли под непрерывным огнем врага. Только при строительстве моста у Геритца погибли 75 и получили ранения 200 мостовиков, потоплено 11 сваебойных копров с понтонами. На мосту у Грайфенхагена погибло 45 человек.

Непосредственно в Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.

Ирина Тельпис
Конспект занятия «Дорогами Великой Отечественной войны»

У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших нашу планету в разные эпохи. В том числе и о жестоких войнах , уносивших миллионы человеческих жизней.

В этом году наша страна стоит на пороге незабываемой даты, 72летия, как закончилась ВОВ : самая жестокая и кровопролитная из истории существования человечества. Эта война унесла 40 миллионов человеческих жизней, из них 27 миллионов наших граждан. Но эхо той войны до сих пор не затихает в людских душах. В нашей стране нет такой семьи, которой бы не коснулась война . Родные до сих пор ищут своих близких, пропавших без вести, хранят письма с фронта, перечитывают их своим внукам, сыновьям, дочерям.

Сегодня перелистаем некоторые страницы ВОВ, чтобы узнать, как жили, сражались люди и какой дорогой ценой пришлось заплатить им за Победу. Тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящается :

«Дорогам Великой Отечественной войны »

Мы не просто вспоминаем день войны ,

Не для слёз и мемуаров вспоминаем

Люди мира вспоминать о ней должны

Мы об этом всей земле напоминаем.

Лето 41 года начиналось замечательно для всех людей, в том числе для тысяч мальчиков и девочек, выпускников школ.

Тогда ещё не знали мы.

Со школьных вечеров шагая

Что завтра будет первый день войны

А кончится она, лишь только в мае.

Вы знаете, о чём я мечтаю? Хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, читать им свои любимые стихи.

А я буду врачом. И просто хорошим человеком.

Посмотри, Витя, какая красота, даже дух захватывает. А тишина –то какая. А зори тихие- тихие.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, между миром и войной

Всего, каких- то 5 минут осталось.

Тот самый, длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года.

Аудиозапись «Священная война »

Рассказ о песни и начале войны .

Именно эта песня «Священная война » - стала главной. Она была создана в первые дни войны Лебедевым -Кумачом и композитором Александровым. Эта песня воин, песня полководец, песня-пророк. Она звала людей на бой с врагом.

На страну обрушалась смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу.

190 дивизий, это 5, 5 миллионов человек, около 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков.

На защиту нашей родины поднялись все от мала до велика . Плечом к плечу с воинами сражались народные ополченцы, партизаны и бесстрашные подпольщики.

По 12 часов в сутки люди трудились у станков, а затем шли рыть противо танковые рвы.

Началась Великая Отечественная война .

Как могучие бастионы встали на пути врага Москва, Минск, Киев, Ленинград, Смоленск, Тула, Курск, Орёл и другие города.

Первым встретил врага гарнизон Брестской крепости. Об этом нам расскажет

Оборона крепости.

Около месяца сражались с врагом гарнизон Брестской крепости. Его герои 3,5 тыс. человек пали смертью храбрых.

73 дня длилась оборона Одессы.

Не померкнет в веках подвиг Ленинграда. 900 дней и ночей блокадного Ленинграда, когда сомкнулось вражеское кольцо вокруг города. 123 грамма хлеба на человека, сделанного из опилок и муки. Люди умирали от голода.

Единственной связью было Ладожское озеро, по которой была проложена Дорога жизни , как называли её люди. По ней везли продовольствие, боеприпасы.

6 месяцев длилась оборона Сталинграда.

2 месяца, оборона Смоленска

45 дней длилась оборона Тулы.

Главари Фашистской германии рассчитывали за несколько месяцев разгромить нашу армию, захватить нашу страну. У каждого немецкого солдата была записная книжечка, содержащая 12 заповедей, в которых говорилось, что вы должны убивать всякого русского, не останавливаться, если перед тобой старый человек, женщина, ребёнок.

Они превратили в руины наши города, сёла. Издевались над мирным населением, военнопленными. Морили их голодом, На оккупированных территориях создавались лагеря смерти. На территории Белоруссии была уничтожена целая деревня.

В Белоруссии была уничтожена целая деревня, Хатынь, в которой насчитывалось 26 домов, 186 жителей.

Людей сожгли заживо в сарае на краю села. Только 5 удалось уцелеть. На месте их гибели стоит памятник, старику с ребёнком на руках.

как набатом боль стучит.

Мороз по коже,

И как же это всё могло случиться?

Живыми уходили в мир иной

Людей безвинных жгли с домами вместе.

И объяснить всё это лишь войной .

Враг стремительно продвигался вглубь страны. Его задачей была МОСКВА. 16 ноября 1941 года отряд из 28 человек, под командованием генерала Панфилова занял оборону в Подмосковье. Враг бросил на них танки, но воины стояли насмерть. «Велика Россия , а отступать некуда- позади Москва» - стал посмертным лозунгом для бойцов. В ожесточенных боях враг был измотан, обескровлен и отброшен назад. Погибшим панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Не оказался не безучастным и наш с вами город. Утром 25 ноября 1941 года, немецкие части вошли и в наш город со стороны Моногарово, Теличего, Крутого. Захватчиков встретили бойцы истребительного батальона в количестве 38 человек. Это Василий Степанович Степанов, Митрофан Николаевич Григорьев, учитель Василий Васильевич Титов и другие. Они упорно и яростно шаг за шагом по улице Стрелецкой отбивались от врага. В этом бою все 38 человек пали смертью храбрых.

Умолкли жаркие сердца,

Сложили свои головы

Тридцать восемь храбрецов

У стен родного города.

Теперь здесь мир, покой и труд

И монумент со стелою

В веках герои не умрут

За то, что стали на редут

Защитниками первыми.

В районе Моногаровского сада, при въезде в город, установлен памятный знак как дань уважения и признания мужества бойцов.

Они были похоронены в братской Могиле в центральном городском парке.

Захватив город, немцы почувствовали себя хозяевами. Фашистские бандиты пошли шарить по домам, забирая продукты питания. Для тех, кто остался в городе, наступили страшные дни. За 1 месяц пребывания немцы угнали в Германию 130 человек, расстреляли -34, изувечено – 15 человек.

19 декабря наши войска начали наступление к городу Ливнам. Несколько дней шли ожесточённые бои. В боях за освобождение города пали смертью храбрых 3 тыс. солдат и командиров.

В боях с фашистами погибли и пропали без вести 8,5 тыс. наших земляков.

И 25 декабря 1941 года наш город был полностью освобождён от немцев. За время своего пребывания, немцы сожгли и разрушили лучшие здания нашего города, школы, библиотеки, музей. Город был превращён в развалины.

Военный корреспондент «Комсомольской правды» Юрий Жуков в своей статье писал :

" Ливны войдёт в историю войны как город – мученик . А в своей книге «Люди 40-х годов» он пишет.» проносится весть о страшной трагедии, которая разыгралась этим утром в старинном русском городе Ливны. Никаких военных объектов в нём не было. Но немцы открыли по городу бешенный артиллерийский огонь из мощных дальнобойных орудий и бросили на него сразу 100 самолётов, которые беспрерывно бомбили его. Выгорало всё, лишь печные трубы уцелели на этой улице, которую запечатлел фотограф на снимке.

Сколько печей- столько семей.

Где нашли они приют?

Сколько их погибло под развалинами домов?

Город «мёртвый» - так назвал его Ю. Жуков.

Есть и у нас на площади Победы памятник-монумент «Ваш подвиг бессмертен» .

В центре площади стоит памятник. Его авторы архитектор Подседов, скульптор Мгалобошвили. На мраморном постаменте скульптурная композиция из 3 фигур. Наше внимание привлекает композиция солдата с поднятым автоматом в руке. Во всём его облике выражена решимость своей Родины. Взгляд солдата устремлён на запад – ему предстоит нелёгкий путь к победе. Рядом с ним его товарищи по борьбе, раненые, но не сломанные духом. Вся скульптурная композиция подчинена единой цели - желание любой ценой завоевать победу. Их только 3, а за ними 20 тыс. Ливенцев, сражавшихся на фронтах.

Их только 3, а за ними 8,5 тыс. наших земляков, не вернувшихся с поля брани.

15 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена вместе с именами и фамилиями 3 тыс. воинов, отдавших жизнь за Ливенскую землю, занесены в Золотую книгу памяти, вложенную в нишу пьедестала памятника Победы.

Горит Вечный огонь у подножия памятника. Люди приходят сюда, чтобы отдать дань уважения солдатам, погибшим за Родину.

На территории Ливенского района есть ещё один памятник- Курган славы.

Как дань вечной памяти героям, павшим в боях в Ливнах воздвигнут Курган Славы, русский штык, обрамлённый лавровыми венками, - это памятник всем павшим, там собрана земля с 46 братских захоронений нашего района.

В апреле 1945 года началось наступление наших войск на Берлин.

Наши войска одним за другим освобождали города за пределами нашей границы. Окончательно наша победа была утверждена, когда над главным зданием немецкого командования появилось – знамя Победы. Установить его, было поручено лучшим воинам 1- Белорусского фронта Михаилу Егорову и Мелитону Кантария.

Знамя Победы хранится в музее Вооружённых сил.

Пришла Победная весна

В начале мая в 45.

Как солнце свет, несла она

О мире весть свою крылато.

Две странички календаря.

Два дня в жизни планеты Земли.

Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами - один чёрный лист со штыками и падающими бомбами, другой красный лист с переливами радуг победного салюта. Они так и называются – ДЕНЬ ПАМЯТИ и СКОРБИ и ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

Два дня календаря. А между ними долгих 4 года, 1418 суток.

И наш народ сделал всё, казалось невозможно, для того, чтобы выстоять и победить.

С каждым годом всё меньше остаётся тех людей, которые были свидетелями этой войны .

Память о павших, священна. Никогда не гаснет огонь вечной славы у обелисков и монументов, сооружённых в честь героев.

И пусть всегда горит Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата,

Пусть 9 мая всегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому.

1. Помните!

Через века и через года,-

О, тех, кто уже не придёт никогда,-

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Склоним головы, вспоминая, павших. Почтим память погибших минутой молчания.

Наше занятие подошло к концу .

Познавательная викторина

«По дорогам Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса

 - Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;

 - Формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение к знаниям;

 - Развивать у детей умение работать в команде;

 - Побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Эпиграф на доске:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». (Т.Г. Шевченко)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (для показа презентации).

Музыкальное сопровождение: фонограммы песен, посвященных Великой Отечественной войне.

Ход мероприятия (звучит музыка) :

Кл. руководитель: Добрый день, дорогие друзья!

Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Ученик (1): Никогда не сотрутся даты

Этих подвигов боевых.

В вечном отдыхе спят солдаты –

Горе тем, кто разбудит их.

Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны.

Ученик (2):

За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Кл. руководитель:

Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.

Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей игры – викторины.

Она будет проходить в несколько туров:

I тур ЗНАКОМСТВО

II тур РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

III тур МЫ ЭРУДИТЫ В ИСТОРИИ ВОВ

IV тур ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ

V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (БЛИЦ-ТУРНИР)

Но прежде всего правила общения во время викторины

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:

    С уважением относимся друг к другу

    Любое мнение заслуживает внимания

    Пока один говорит, все его слушают

    О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Представляем жюри:

(Жюри получает судейские листы)

Оценочная система – 5 баллов.

Судейский лист

Название тура

1 команда

2 команда

Знакомство

Разминка для ума

Мы эрудиты в истории ВОВ

Ты – мне, я – тебе

Погоня за лидером

ИТОГО

I. ТУР – Знакомство с командами:

 1 команда –

 2 команда –

Каждая команда проговаривает свое название, девиз имеет эмблему.

Вопросы командам (задаются по очереди) – 1 балл

 Какую фразу произносили фашисты, сдаваясь в плен?

a) Геббельс кранты!

b) Боршан каюк!

c) Гитлер Капут!

d) Мы от Штирлица!

 Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?

a) Рос. Разведчик

b) Командир партизанского отряда

c) Летчик-испытатель

d) Конструктор танков

 Кто, из перечисленных был четырежды Героем Советского Союза?

b) Кожедуб

c) Буденный

d) Покрышкин

 Какая страна была освобождена Советскими войсками после взятия Берлина в 1945 г?

a) Чехословакия

c) Румыния

d) Болгария

 Как заканчивается крылатая фраза, актуальная и в наши дни: «Награда…»

a) Прибыла вовремя

b) Нашла героя

c) Убежала от труса

d) Облюбовала героя

 Песня «День Победы» принесла этому композитору заслуженную славу и признание. Назовите его:

a) Блантер

b) Соловьев-Седой

c) Тухманов

d) Таривердиев

 Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

 Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?

a) Малиновскому

d) Рокоссовскому

 Назовите летчика-космонавта, который свое первое звание героя Советского Союза получил в 1944 году?

a) Юрий Гагарин

b) Георгий Береговой

c) Герман Титов

d) Георгий Гречко

 На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты?

d) Миссисипи

 Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в ВОВ несколько месяцев? (Дом Павлова )

 О героической обороне, какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц? (Ленинградские поэмы: «Февральский Дневник», Ленинградская поэма)

 Маршалом каких войск был Иван Николаевич Кожедуб, трижды Герой Советского Союза? (Маршалом авиации)

 При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (Берлин )

 В какой стране стоит известный памятник «Воину-освободителю»? (Германия, Берлин)

 Против какой страны в гитлеровской Германии был разработан план «Барбаросса»? (СССР )

II. ТУР – Разминка для ума

Каждой команде выдаются карточки с 3 вопросами.

1 КОМАНДА

1. Какое имя и фамилия зашифрованы в названии Советского танка – «И.С.» (Иосиф Сталин )

2. Этот российский город-герой отважно защищался и в смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 г. Назовите его. (Смоленск).

3. Кто во время взятия Берлина командовал первым Белорусским фронтом? (маршал Г. К. Жуков )

2 КОМАНДА

1.Как расшифровывается аббревиатура «КВ» - название советского тяжелого танка времен Великой Отечественной войны. (Клим Ворошилов )

2.В истории второй мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом, откуда выгнали немцев. Назовите его. (Ельня. Смоленская область)

3.Кто стал первым кавалером Ордена Суворова 1-й степени, учрежденного в 1942 году. (маршал Г. К. Жуков )

III ТУР – Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны.

Вопросы для участников выбирает прибор «Поле чудес», участники команд по очереди отвечают на вопросы:

    Во время Великой Отечественной войны установку БМ – 13 называли «катюшей», а как называли автомат ППШ, попробуйте догадаться? (Папашей)

    Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская? (Сталинградская)

    Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о Великой победе над фашизмом? (Сталинград)

    Какой орден стал первой советской наградой, учрежденной в годы Великой Отечественной войны? (Орден Отечественной Войны)

    Кульминацией парада Победы 24.06.1945 стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамена на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжен вместе с этим помостом? (Перчатки)

    В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? (Нюрнберг)

    Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А летчики получали орден автоматически – стоило только дважды сделать именно это. Что? (Сбить вражеский самолет)

    Как назывался высший военный полководческий орден периода Великой Отечественной войны? (Орден «Победы»)

IV ТУР – «Ты – мне, я – тебе».

Команды задают вопросы друг другу. (2-3 вопроса от команды)

V ТУР – «Погоня за лидером» (блиц турнир)

Команды по очереди за 1 минуту отвечают на вопросы.

Вопросы (для первой команды)

    Назовите звериное имя немецкого танка «T-V» («Пантера»)

    Самое знаменитое письмо с фронтов ВОВ – это… («Жди меня…» К. Симонов)

    Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев? (Ленинград)

    Как зовут солдата памятник, которому стоит в Болгарии? (Алеша)

    В каком немецком городе проходил суд над главными фашистскими преступниками? (Нюрнберг)

    Сама высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания войны. Как? (Пик Победы)

    Назовите годы ВОВ (1941-1945)

    Какую годовщину со дня Победы праздновали Россияне в 2005 году? (60 лет)

    В каком городе можно посетить Мамаев курган? (Волгоград)

    Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)

    Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

    За что вручали самую известную медаль ВОВ? (За отвагу)

    Какой номер имеет симфония, написанная Шостаковичем в блокадном Ленинграде? (Симфония № 7)

    Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? (Брестская крепость)

Вопросы (для второй команды)

    Тигр, на которого русские охотились с гранатой – это… (Немецкий танк)

    Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что? (Тревога, появился вражеский самолет)

    Во время ВОВ колонна немцев все же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна? (Колонна военнопленных немцев)

    Назовите сумму порядковых номеров месяцев начала и окончания ВОВ (11)

    Какую годовщину победы в ВОВ праздновали россияне в 2010 году? (65)

    Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ («Катюша»)

    Кто написал самое популярное в годы ВОВ стихотворение «Жди меня»? (К. Симонов)

    Как заканчивается крылатая фраза «Награда….» (нашла своего героя)

    Как называется песня, посвященная защитникам Москвы? («Моя Москва»)

    Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? (Егоров и Кантария)

    Кто выступил по радио и сообщил о начале войны? (Молотов)

    По льду, какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда (Ладожское озеро).

    Кем во время ВОВ был Михаил Калашников, конструктор автоматического стрелкового оружия? (командир танка)

    В ходе, какой битвы ВОВ шли бои за Мамаев Курган? (Сталинградская)

Подведение итогов. Награждение.

Слово членам жюри. Каждая команда получает диплом I или II степени в зависимости от результатов.

Кл. руководитель:

Закончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то