Определение поправок магнитного и гироскопического компасов по наземным навигационным ориентирам. Поправка магнитного компаса Магнитная поправка

1. Определение поправки магнитного компаса и контроль его работы в море 1. 1. Общие положения Магнитный компас прост в устройстве, он автономен и надежен. Основной недостаток – невысокая точность в определении направлений. Погрешности достигают 2– 4°, особенно при качке. Источники погрешностей: магнитное склонение, девиация, инерционность и недостаточная чувствительность системы магнитных стрелок магнитному полю Земли. Картушка магнитного компаса приходит в меридиан через 3– 4 минуты после маневрирования.

Важным в судовождения является точное знание девиации магнитного компаса. Девиация уничтожается не реже одного раза в год способами, изучаемыми в курсе «Технические средства судовождения» . Остаточная девиация определяется навигационными способами и не должна превышать нескольких градусов. В соответствии с хорошей морской практикой, девиация магнитного компаса определяется: – не реже одного раза в год; – после ремонта, докования, размагничивания судна, а также после погрузки и выгрузки груза, меняющего судовое магнитное поле; – при значительном изменении магнитной широты; – при расхождении табличной девиации с фактической более чем на 1° для главных компасов и 2° для путевых; – перед дальним рейсом.

Все способы определения девиации построены на использовании формулы (4. 6) МП = КП + δ → δ = МП – КП Девиация зависит от курса судна, поэтому ее обычно определяют на 8 равноотстоящих компасных курсах, а промежуточные значения находят линейной интерполяцией. Обычно это курсы, соответствующие основным и четвертным румбам, т. е. курсы 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 градусов

Предполагается, что судовое магнитное поле симметрично относительно ДП судна, т. е. девиация симметрична относительно магнитного меридиана, поэтому среднее значение компасного пеленга на отдаленный предмет, взятых на отдаленный ориентир на равноотстоящих курсах можно принять за оценку магнитного пеленга. Формула будет выгладить следующим образом: МП = ∑КПi /8 + А (5. 1) Где А – некоторая поправка на систематическую погрешность (постоянная девиация), которая определяется для конкретного компаса во время уничтожения девиации.

1. 2. Методы определения девиации 1. 2. 1. По створу Судно пересекает створ на 8 равноотстоящих компасных курсах, и судоводитель берет КПi. Компасные курсы отстоят друг от друга на 45 о. Магнитный пеленг рассчитывают по формуле МП = ИП – d (5. 2)

Значение ИП и магнитного склонения снимают с карты. Магнитное склонение приводят к году плавания. При маневрировании в окрестностях створа следует учитывать инерционные характеристики магнитного компаса. Если магнитное склонение неизвестно, то используют формулу (5. 1) -затем рассчитывают девиацию на каждом курсе: δi = МП - КПi (5. 3) и составляют таблицу или график девиации как функции компасного курса. Таблицу составляют через 10 о по компасному курсу.

1. 2. 2. По удаленному ориентиру Судно совершает циркуляцию на расстоянии D от навигационного ориентира и на 8 равноотстоящий компасных курсах пеленгует его. Определяют δ по формуле (5. 3). Магнитный пеленг можно рассчитать по формуле (5. 2) или с помощью ИП и d, снятых с карты.

Следует иметь ввиду, что дальность до ориентира выбирается с учетом точности определения пеленга и может быть определена по формуле: D = r/sinά (5. 4) Если акватория ограничена для маневрирования, судно ставят на якорь или бочку и разворачивают буксиром.

1. 2. 3. По пеленгу светила Метод аналогичен вышеописанному. На восьми компасных курсах определяют компасные пеленги светила. Затем рассчитывают его азимут(ИП) по астрономическим формулам, и, зная склонение (с карты), получают МП. Для расчета девиации применяют формулу (5. 3). Для повышения точности пеленгования выбирают светило, расположенное на малой высоте (не более 30 градусов). Существенное достоинство метода заключается в том, что из-за большой удаленности светила, точность не зависит от координат судна, т. е. имеется большее пространство для маневрирования.

1. 2. 4. По сличению с другим магнитным компасом или гирокомпасом. Сличать компасы – это синхронно замечать их показания. Сличения производят путевого компаса с главным или гирокомпасом. Его обычно производят на 8 равноотстоящих курсах. Девиация определяется из учета равенства магнитных курсов, полученных по разным курсоуказателям. Например, при сличении путевого компаса с главным или при сличении его с гирокомпасом верны выражения: КПп + δп = ККгл + δгл (5. 5) КПп + δп = ГКК + ΔГК – d (5, 6) Из этих отношений вычисляют неизвестную

1. 2. 5. Методом взаимных пеленгов (в экстремальных ситуациях) С судна пеленгуют магнитный компас, установленный на берегу или на неметаллической шлюпке, а с берега или со шлюпки синхронно пеленгуют компас, установленный на судне. Ясно, что с компаса на берегу или шлюпке берется МП. Девиация определяется: δi = (180 о + МП i) - КП i (5. 7)

2. Определение поправки гирокомпаса и контроль его работы в море 2. 1. Общие положения Гирокомпасы вырабатывают курс с точностью до 0, 5° (при вероятности 95%) при постоянном курсе и качке не более 2 градусов. При усиленной качке и при интенсивном маневрировании, погрешность гирокомпаса может достигать 4°. Из-за инерционных погрешностей, наибольшая точность измерений может быть достигнута через 30 -40 минут после окончания маневра. Гирокомпас имеет свои систематические погрешности, которые необходимо компенсировать поправками. В качестве формул для расчета применяют известные формулы: ΔК = ИК – КК (5. 8) ΔК = ИП – КП (5. 9) Где ΔК, КП – общие обозначения поправки компаса, компасного курса и компасного пеленга, измеренных с помощью магнитного или гирокомпаса.

Задача сводится к определению истинных направлений, которые обычно снимают с карты или рассчитывают астронавигационными методами, если проводится пеленгование светил.

2. 2. Методы определения поправки гирокомпаса 2. 2. 1. По пеленгу отдаленного предмета Метод применяется, если судно стоит у причала. Определяют на карте или плане точные координаты компаса и снимают ИП на удаленный известный навигационный ориентир.

В течение примерно полутора часов берут через 1015 минут пеленга на этот ориентир, находят поправку по формуле(5. 9) при каждом пеленговании, а потом выводят её среднее значение(линия аа"). Это будет так называемая постоянная поправка ГК. Такую операцию также всегда следует проводить после нового запуска ГК, когда он вошел в меридиан ΔГК а а" ΔГКi ΔГКср ΔГКi т

2. 2. 2. По пеленгу навигационного створа ИП створа обозначен на карте. Запеленговав створ и сравнив ИП с нашим ГКП, получим ΔГК (формула (5. 9)). При этом способе можно использовать не только искусственные, но и естественные створы. 2. 2. 3. С помощью истинного пеленга светила Для этого необходимо запеленговать светило, вычислить его азимут (А), а это тоже самое, что и ИП. Сравнив ГКП и А, получим ΔГК. Наиболее распространен способ определения ΔГК по пеленгу восхода и захода Солнца, по пеленгу Полярной звезды. Более подробно определение ΔГК по небесным светилам изучается в курсе «Мореходная астрономия» .

2. 2. 4. По сличению с курсоуказателем, поправка которого известна. В этом случае используют формулы, полученные приравнивании ИК: ККп + ΔМКп = ККгл+ ΔМКгл (5. 10) ККп + ΔМКп = ГКК + ΔГК (5. 11) Уравнение (5. 10), (5. 11) решаются относительно неизвестной поправки. Указанные формулы используются при переходе с одного компаса на другой, если вышел из строя какой либо из них.

Если мгновенная поправка гирокомпаса, определенная одним из способов в море, отличается более чем на 1° от постоянной поправки, определенной в порту, то следует бить тревогу. Определение поправки компаса является одной из важнейших обязанностей судоводителя. Правила штурманской службы предписывают определять поправку компаса при любой возможности. Сличение гироскопического и магнитного компасов производится один раз в течении вахты (4 часа), если курс не меняется и при каждой смене курса. Это необходимо для того, чтобы знать действующую поправку компаса в случае выхода из строя гирокомпаса.

Выводы: 1. 2. 3. Определение поправок курсоуказателей является одной из важнейших обязанностей судоводителя. Необходимо определять поправку компаса при любой возможности. Методы, используемые для определения поправки магнитного компаса и гирокомпаса одинаковы, а именно: по створу, с помощью пеленга светила, по пеленгу удаленного ориентира, по сличению с курсоуказателем, поправка которого известна. Но следует помнить, что определенная таким образом поправка для гирокомпаса постоянна на всех курсах. Для магнитного компаса данная поправка верна только на данном курсе. Сличение гироскопического и магнитного компасов производится один раз в течении вахты (4 часа), если курс не меняется и при каждой смене курса.

Содержание вопросов, рассматриваемых на семинаре 1. Основные точки, линии и плоскости для ориентирования на земной поверхности. 2. Системы деления горизонта: румбовая, круговая, полукруговая и четвертная 3. Направления относительно плоскости истинного меридиана и диаметральной плоскости судна 4. Использование магнитного компаса, магнитное склонение, девиация магнитного компаса, поправка магнитного компаса. 5. Соотношение между компасными и истинными направлениями 6. Способы определения поправок курсоуказателей 7. Расчет направлений по гирокомпасу и магнитному компасу

Стрелка магнитного компаса всегда показывает на север. Эту особенность магнитной стрелки подметили еще в далеком 13-м веке и начали использовать компас для ориентировки, прежде всего на море. Прибор крайне прост и его применение кажется ничуть не сложнее. Однако, если нарисовать на карте прямую линию из точки отправления в точку назначения, и не отклоняясь ни на градус следовать по проложенному курсу, используя магнитный компас в качестве указателя курса, то едва ли повезет оказаться точно в запланированном месте, особенно если расстояние между точками достаточно большое.
На отклонение вашего курса (компасного курса ) от курса, который Вы нарисовали на карте (его называют истинным курсом ), влияют два явления:

  • Искажение показаний компаса - магнитная девиация
  • Несовпадение магнитного полюса с истинным полюсом - магнитное склонение

Чтобы вычислить компасный курс по истинному или наоборот можно нужно подставить значения магнитного склонения для данной местности, а также значения девиации для вашего компаса в соответствующие поля калькулятора. Значения по-умолчанию вычисляют компасный курс перехода от г. Кадис (Испания) до мыса Сент Винсент (Португалия). Для расчета я сначала определил истинный курс, воспользовавшись калькулятором Путевой угол и расстояние между двумя точками по локсодроме (линии румба). , куда подставил координаты точек из Google Maps. Значение магнитного склонения было получено с морской карты Западной Части Средиземного моря.
Подробные объяснения вы можете найти ниже.

Компасное Магнитное Истинное

Магнитное склонение изменяется с течением времени, тут следует указать год, для которого было определено магнитное с склонение

Величина, на которую изменяется магнитное склонение каждый год

Обновление...

Обновление...

Обновление...

Дата, для которой осуществляется расчет

Компасное направление

Магнитное направление

Истинное направление

Магнитная девиация

Кто читал Жюля Верна помнят, куда завел корабль 15-летний капитан, после того как Негоро подложил топор под нактоуз компаса. На судне, даже и без топора в нактоузе, хватает и других предметов, способных воздействовать на магнитный компас. Чтобы исключить этот эффект для каждого судового компаса рассчитываются таблицы девиации, показывающие отклонение показаний компаса для различных компасных курсов. С течением времени девиация может изменяться, вследствие установки нового оборудования или намагничивания старых железных деталей, поэтому таблицы регулярно обновляются. Используя значение таблицы девиации можно привести компасный курс, к курсу, отсчитываемому от магнитного меридиана, т. е. к магнитному курсу . Для этого значение девиации для данного компасного курса прибавляется к компасному курсу, если девиация к востоку (E) или отнимается, если к западу (W).

Магнитное склонение

Магнитное склонение, не зависит от оборудования судна, но зависит от его местоположения и также как и девиация изменяется с течением времени, но более предсказуемо. Значение магнитного склонения указывается на карте, с обязательным указанием года измерения и среднегодового изменения. Для перехода к истинному курсу сначала мы получаем магнитный курс, затем прибавляем значение магнитного склонения к востоку (E) или вычитаем то, которое к западу (W), затем аналогично учитывается среднегодовое изменение магнитного склонения (добавляется или отнимается помноженное на количество лет, прошедших с момента фиксации склонения).

Как запомнить как исправлять или переводить румбы

Процесс перехода от компасных курсов к истинным называют исправлением румбов , обратный процесс от истинных к компасным - перевод румбов .
В англоязычной литературе по навигации встречается простое правило, которое позволяет легко запомнить как переходить от одних типов направлений в другие, для этого надо запомнить одно простое слово: CadET .
Расшифровывается это так: C (ompass) - к компасному направлению ad (d) - добавить E (asterly error) - поправку к востоку T (rue) - получаем истинное направление. Обратное преобразование выполняется аналогично, только вместо прибавления восточных поправок мы их вычитаем.

Источники:
В. С. Михайлов, В. Г. Кудрявцев, В. С. Давыдов Навигация и лоция.
Tim Bartlett An Introduction to Navigation. RYA.

Предлагаю Вашему вниманию очень интересный и полезный пост. Обратите внимание на имя автора. Думаю, мы его ещё услышим!

Каждый штурман ежедневно сталкивается с «Compass Observation Book». Давайте ка разберемся, ЧТО это такое и ЗАЧЕМ это нужно?

Compass Observation Book – это журнал учета поправок магнитного и гиро компасов. Возникает вполне закономерный вопрос: «Как часто нужно заполнять этот журнал? И вообще, что там писать?»

Для лучшего восприятия информации, можно скачать: Compass Observation Book Azimuth calculation

Разберемся по порядку. Как часто? – На этот вопрос есть четкие указания в известном многим пособии – «Bridge Procedures Guide», сокращенно BPG (советский аналог – РШС – Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах). Также подобные указания наверняка присутствуют в MASTER’S STANDING ORDERS и если хорошенько поискать, то найдете и в COMPANY SAFETY MANAGEMENT PROCEDURES в разделе Watch keeping или похожем по смыслу. Как видите, дело серьезное и рассчитывать поправку таки придется:). Чтобы не быть голословным, привожу пару цитат:

BPG Раздел 3. Duties of the officer of the watch. Пункт 3.2.5.2. Routine test and checks . Gyro and magnetic compass errors should be checked and recorded at least once a watch, where possible, and after any major course alternation.

BPG Раздел 4. Operation and maintenance of bridge equipment. Пункт 4.6.3. Compass errors . Magnetic and Gyro compass errors should be checked and recorded each watch, where possible, using either azimuth or transit bearings. [Цитаты из BPG 4-th edition 2007].

Попросту говоря, поправку штурман обязан рассчитывать и вносить в журнал минимум один раз за вахту, если предоставляется возможность. Особое внимание обращаю на оговорку « ». Именно здесь и начинаются первые ошибки. Очень часто встречал вместо поправки подобную запись: «Sky overcast». И аргумент у штурмана на первый взгляд железный « Ну тогда видно, что я пытался рассчитать, но не смог, т.к. тучки были». Так вот, подобный подход обречен на провал, т.к. в таком случае запись в журнал должна делаться каждую вахту каждым помощником (т.е. минимум 6 раз в сутки), что по правде говоря, я не встречал никогда. Чаще всего вы увидите по датам, что поправка то записана, то записано что «…были тучки…» или вовсе пару дней, а иногда и недель, нет никаких записей. И если Port State Control Officer или любой другой инспектор захочет к вам придраться, то сделает это с легкостью. Т.к. явно видно, что поправка не рассчитывается раз за вахту, а дай бог хотя бы раз в сутки. Более грамотно будет вносить в журнал лишь рассчитанные поправки. А если в какой-то период информация отсутствует, то вы с лёгкостью прикроетесь той самой оговоркой «…если предоставляется возможным » = «…where possible… ». А доказательством того, что не было возможности, служат ваши записи в Bridge Log Book о состоянии погоды, которые делаются каждую вахту. При таком подходе вам никто никогда не предъявит, что вы не следуете правилам заполнения «Compass Observation Book». Как однажды сказал мне компанейский аудитор во время внутреннего ISM audit – «…this is not weather log book.». Так что не создавайте доказательств против самих себя и пишите только, что нужно.

С вопросом как часто делать запись мы разобрались, давайте теперь разберемся, что ж именно нужно писать.

Внутри «Compass Observation Book» вы найдете следующую таблицу:

Колонки 1, 2, 3 . Записываем Гринвичское время и дату обсервации, а также позицию судна.

Колонка 4. Ship’s Head . Записываем курс, которым следовало судно на момент обсервации. 4.1 Gyro – гирокомпасный курс, 4.2 Standard – магнитный курс. 4.3 Steering – курс по тому компасу, по которому в данный момент следуете. К примеру, если идете на авторулевом по гирокомпасу, то записываете гирокомпасный курс, т.е. значение 4.3 = 4.1. Признаюсь, один раз мне попался коллега, который отчаянно доказывал мне, что есть на судне еще третий тип компаса, который и называется steering compass. Правда найти этот невиданный прибор и показать его мне он так и не смог. Наверно потому что его попросту не существует:). Внося данные в колонку 4, вы обозначаете, по какому из компасов вы следуете в данный момент: по магнитному или же по гиро.

Колонка 5. Bearing. 5.1 True – истинный пеленг на объект. Для его расчета вам потребуется небезызвестный Brown’s Nautical Almanac и Norie’s Nautical Tables. Как вариант можно еще посчитать поправочку по «Rapid Sight Reduction Tables for Navigation» правда, точность тогда сводится к целым градусам. Также можете увидеть, как коллеги считают поправку по программам (их множество, самая популярная, пожалуй, – sky mate). Если вам лень считать по таблицам, то не поленитесь хотя бы убедиться что программа, которую вы используете, лицензирована для вашего судна или судовладельца. Тогда в случае проверки вы сможете ссылаться на расчеты по этой программе, но если ваш «Sky mate» Licensed to: -=skyhacker1986=- или что-то в этом роде, то лучше даже не заикайтесь, что считаете по программе, и может вам повезет. А вообще будьте готовы к тому, что придется на глазах у инспектора повторно рассчитать вашу прошлую поправку, такое бывает, хоть и Очень редко. В своих уроках Евгений (автор проекта, если кто не понял) более чем подробно и очень доступно растолковал, как именно считать поправку. Признаюсь, что мне в академические годы эти знания дались очень нелегко – сгрыз не один булыжник гранита науки, пока разобрался что к чему. Так что не поленитесь и просмотрите соответствующий видео урок.

Колонки 5.2 и 5.3 . Гиро пеленг и магнитный пеленг на выбранный объект. На первый взгляд все очень просто, и непонятно, где можно ошибиться. Но прежде чем вносить данные в колонку 5.3 Standard bearing убедитесь, что есть практическая возможность запеленговать ориентир при помощи магнитного компаса. Часто встречал системы, позволяющие выводить на курсоуказатель показания магнитного компаса, тогда все понятно, переключились на магнитный компас и взяли магнитный пеленг. А если такой возможности нет, и вы по факту не способны взять магнитный пеленг на объект, тогда лучше ничего не писать в данной колонке – ставьте прочерк.

Колонка 6. Object. Записываете название небесного светила, по которому рассчитываете поправку. Чтобы придать индивидуальности вашим записям, можете также рядом указать символ объекта. Данные символы можете найти в Brown’s Nautical Almanac на стр. 5. Стоит отметить также, что поправку можно считать не только по светилам, но и по створам, к примеру, или стоя в порту – по линии причала.

Колонка 7. Error. Вот мы и подошли к основной части журнала, а именно к самим поправкам. Gyro error = True bearing – Gyro bearing . Расчет Standard error : если вы брали магнитный пеленг на ориентир, тогда расчет аналогичный предыдущему: Standard error = True bearing – Standard bearing . Если же в колонке 5.3 вы поставили прочерк, тогда поправка рассчитывается путем сличения истинного курса и магнитного. Истинный курс получаем, прибавляя к гиро курсу поправку гиро компаса со своим знаком: . Поправки магнитного компаса получаем, отнимая от истинного курса магнитный: . В колонке 7.3 записываем поправку того компаса, по которому в данный момент следует судно (аналогично колонке 4.3).

Колонка 8. Variation . В переводе на русский – магнитное склонение, берете с карты. Также встречаются случаи, когда variation снимают с показаний GPS индикатора. Здесь уже речь идет об уровне доверия к источникам информации. Сослаться на данные карты можно с чистой совестью – карты в большинстве случаев публикуются UKHO (United Kingdom Hydrographic Office), а вот к данным магнитного склонения взятых по GPS доверия меньше, т.к. источник у них не столь известен, если известен вовсе.

Колонка 9.1 Standard Deviation . Перевод очевиден – девиация магнитного компаса. Сразу на ум приходит таблица девиации, но не спешите радоваться. Как показывает практика, то данные между реальной девиацией и указанной в таблице весьма различны. Причин на то масса, начиная от влияния магнитного поля груза на компас и заканчивая банальным человеческим фактором при составлении таблицы девиации. Лично видел несколько раз на судах таблицы, где все значения = нулю, т.е. девиации не было вовсе, что в априори не возможно. А вот громоздких печатей и красивых размашистых росписей на таблице было предостаточно, только вензелей не хватало и гербовой печати Королевы Англии:). Как же быть, спросите вы? Так ответ очевиден, девиацию мы рассчитаем сами. Вспоминаем курс навигации, где рассказывали, что поправка магнитного компаса состоит из магнитного склонения и девиации. Таким образом, получаем, что Deviation = Standard Error – Variation . Если на судне расчеты велись правильно, то по прошествии некоторого времени, можно составить собственную таблицу девиации, доверие к которой прямо пропорционально доверию к расчетам ваших коллег. Я искренне желаю, чтобы жизнь вас не поставила в условия, при которых значение девиации магнитного компаса будет иметь существенное значение для безопасности мореплавания. Но все равно, все расчеты и записи следует производить максимально грамотно, иначе зачем вы читаете эту статью:)?

Колонка 9.2 . Если судно следует по магнитному компасу, тогда значение равняется предыдущему . Если вы следуете по гирокомпасу, тогда речь идет о скоростной и широтной девиациях, учет и корректировка которых производится, как правило, гирокомпасом автоматически. Лично я ставлю в этой колонке прочерк, т.к. каким бы ни было значение – оно является частью уже рассчитанной Gyro Error.

Колонка 10. Heel . Речь идет о крене судна, если вас покачивает – пишите «+ -» пару градусов.

Колонка 11. Remarks . Укажите, с какого пелоруса вы брали пеленг (Port Repeater / Starboard Repeater). Как ни удивительно, но и здесь можно ошибиться, например судно следует строго на север, пеленгуете звезду справа на траверзе, то правильно будет указать, что пеленг вы брали с пелоруса на правом крыле, а не на левом:). Многим это покажется очевидным, но поверьте, что бывали случаи подобных записей. Можете сами убедиться, полистав журнал и изучив записи предшественников и поймете насколько все запущенно:). По правде говоря, именно это и сподвигло меня на написание данной статьи. Также не делайте глупых ошибок, таких, как пеленгование Солнца в полдень на судне с крытыми крыльями, т.к. это явно невозможно и ставит под сомнение все записи в журнале равно, как и компетентность сделавших их. А что может быть для штурмана страшнее обоснованного обвинения в некомпетентности. Так что прежде чем поставить свою подпись напротив любой записи в журнал, убедитесь, что она верна.

Ну и раз уж зашла речь о подписях, то самое время поставить свой красивый автограф в колонке 12.Observer и закрыть журнал до следующей вахты при условии «…если предоставляется возможным » = «…where possible… ».

P.S. К статье прилагаю файл – Azimuth Calculation. В нем вы найдете бланки таблиц, для расчета поправки гирокомпаса. Таблицы созданы на основе алгоритма расчета приведенного в Brown’s Nautical Almanac на стр. 12 и 13. Также для удобства добавлены строки для продолжения расчета поправки по Norie’s Nautical Tables (ABC tables) . Распечатайте бланки, заведите отдельную папку и подшивайте заполненные бланки. Также можете попрактиковать навыки красноречия и убедить коллег навигаторов пользоваться вашим нововведением.

С уважением, ко всем тем, кто дочитал статью до конца:) Гусев Валерий

Пост дополнен Евгением Богаченко после комментариев .

Дело в том, что Валерий сейчас не может оперативно ответить на вопрос, поэтому пока я напишу, а он допишет, когда опять будет на связи. Как я понял вопрос, хочется определиться с тем, насколько обязательно рассчитывать поправку компаса и вести Журнал поправок компаса.

Первое , умение делать поправку требуется STCW. Под эти требования попадают офицеры, ответственные за несение навигационной вахты на судах валовой вместимостью 500т и более. Т.е. теоретически при любой проверке могут потребовать сделать расчет поправки компаса.

Но вопрос не в этом. Поэтому второе . Поправки должны быть правильно применены (учтены) к курсам и пеленгам. И тут вопрос, а как их учитывать, если не рассчитывать? А если не вести журнал, то как доказать, что учет поправок проводился?

Но капитаны и старпомы тоже не должны расслабляться. Так как к ним не менее жесткие требования. Не в упрек, так как я понимаю, что у всех много работы. Однако я не думаю, что каждый капитан и старпом сможет сходу рассчитать поправку компаса.

Ну и напоследок . При принятии вахты , среди всех пунктов, которые должны быть учтены, есть упоминание о поправках гиро- и магнитного компасов. Опять же, можно уметь рассчитывать поправку, можно устно передавать её величину. Но вот упрется какой-то проверяющий и докажи ему потом без Журнала поправок компаса, что всё делалось.

Понимаю, что можно взять папку и собирать туда листики с расчетами. При этом, не заполняя журнал. Тут уже добавить нечего. Так как конкретно международного требования наличия на мостике Журнала поправок компаса я не встречал. Но есть Компанейские нормативы, зачастую там можно найти это требование. Да и стараться кому-то доказать, что вот это вот так, а другое не надо – лишняя трата нервов и времени. На судне столько записей делается с запасом, столько лишних процедур и отчетов, чтоб прикрыть одно место, что Журнал поправки компаса меркнет на их фоне.

Вырезки текстов привел из STCW 2011 года. Дополнительно выкладываю на скачивание страницы, откуда брал эти тексты.

Устройство магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий магнитного поля. Линия NS картушки компаса устанавливается по направлению горизонтальной составляющей магнитного поля Земли – магнитного меридиана Nм.

Магнитным склонением (d) называется угол между плоскостью истинного меридиана (Nи) и направлением горизонтальной составляющей магнитного поля Земли (магнитного меридиана Nм) (Рис. 1.17). Положительному склонению присваивается наименование E, отрицательному – W.

Величина магнитного склонения различна в различных точках Земли и меняется от года в год. Это годовое изменение (увеличение или уменьшение) указывается на морских картах.

С тем, чтобы выбрать склонение с карты, необходимо:

1 - приводим склонение к году плавания, которое производится по формуле:

dпл = dк + n∆d

где: – склонение, снятое с карты;

n – разница между годом плавания и годом к которому приведено склонение (выбирается с карты);

Рис. 1.17 Магнитное склонение ∆d – годовое изменение склонения (с карты).

Пример. На карте магнитное склонение приведено на 2003 г. dк = 7,3 0 W. Годовое увеличение к W ∆d = 0,1 0 . Определить склонение на год плавания dпл в 2010 г.

Решение.

1 – находим разницу n: _ Год плавания = 2010

Год на карте = 2003

2 – определяем изменение склоненияn∆d: Х n = 7

∆d = 0,1 0

n∆d = 0,7 0 к W

3 – приводим склонение к году плавания dпл: + dк = 7,3 0 W

n∆d = 0,7 0 кW

Ответ: d 10 = 8,0 0 W или d 10 = - 8,0 0

На магнитный компас помимо магнитного поля Земли, действует магнитное поле судна, возникающее вследствие намагничивания железных конструкций судна магнитным полем Земли.

Ось NS, картушки магнитного компаса устанавливается по направлению горизонтальной составляющей с направлением магнитного меридиана.

Девиация (δ) – угол между плоскостью Nк и Nм. Величина девиации зависит от магнитного курса судна МК. Чтобы она была не слишком большой, девиация компенсируется с помощью помещаемых в нактоузе компаса магнитов. Остаточная девиация определяется и сводится в таблицы. Аргументом, по которому составляется таблица девиации, обычно служит компасный курс КК. Однако, учитывая, что при небольшой девиации, разница между КК и МК невелика, в таблицу можно входить с МК.

Общая поправка магнитного компаса (∆мк) – угол между истинным меридианом Nи

и компасным меридианом Nк – представляют собой сумму d и δ:

∆мк = δ + d

Расчет производится в следующей форме:

Если КК известен с ним входят в «Таблицу девиации» и выбирают из нее девиацию δ.

Когда КК совпадает с табличным значение, то значение девиации снимают табличное, в случаях, когда значение КК не совпадает с табличным, необходимо девиацию выбирать путем интерполирования между КК.

С карты снимают склонение приведенное на год карты dк, приводят склонение на год плавания dпл и рассчитывают общую поправку ∆мк.

При использовании магнитного компаса мы встречаемся с двумя поправками к его показанию. Так как направления на истинный географический и магнитный полюса не совпадают из-за специфического расположения магнитных силовых линий магнитного поля Земли, то нужно вводить поправку за склонение (d). Эта поправка, в связи с разным магнитным состоянием породы подстилающей водное пространство, в различных участках местности различна. Иногда она значительно изменяется на небольшом пространстве и не постоянна. Эти места отмечаются на навигационной карте как магнитные аномалии . У приполюсных районов, близких к размещению магнитного полюса, это склонение достигает значительных величин. В районе магнитного полюса использование магнитного компаса становится невозможным из-за малости горизонтальной составляющей земного магнетизма, удерживающей стрелку компаса в магнитном меридиане.

В общем случае, в пределах допустимых отклонений магнитной стрелки от направления истинного меридиана вводится в расчет поправка за склонение (Рис.1.18) Эта поправка может иметь положительный (+) или отрицательный (-) знак. Если магнитный меридиан находится к востоку (Е) от истинного, то знак у склонения (+), если к западу (W), то знак (-). Переход от магнитных направлений к истинным осуществляется следующим образом:

ИК = МК + d ИП = МП + d

Эти формулы алгебраические, и перед склонением d ставится соответствующий знак.

Компас, установленный на судне, подвергается воздействию сил не только магнитного поля Земли, но и магнитного поля судна. В этом случае стрелка компаса устанавливается по равнодействующей этих сил. Направление в таком случае называется компасным.

Для того чтобы привести показания компаса к направлению на магнитный полюс, нужно ввести поправку за девиацию (d) (Рис.1.19)

Девиация – это угол между направлениями на магнитный и условный компасный полюса. Эта поправка характеризуется величиной в градусах и знаками (+) плюс или (-) минус.

Рис.1.18 Магнитные и истинные Рис.1.19 Компасные направления

направления

1. Когда северная часть компасного меридиана отклонена от магнитного меридиана к востоку (Е), то девиации присваивается знак (+). Если же компасный меридиан расположен к западу (W) от магнитного меридиана, то девиации присваивается знак (-).

2. Соотношение между магнитными и компасными направлениями запишется в виде:


МК = КК + d МП = КП + d

ИК = КК + d + d ИП = КП + d + d

D MK = d + d (1.31)

ИК = КК + D MK ИП = КП + D MK (1.32)

КК = ИК - D MK (1.33)

D MK = ИК – КК (1.34)

В навигации решаются три разновидности задач по исправлению направлений:

4. Обратная задача – истинные направления переводятся в компасные.

Вспомогательная – по известным ИК, КК, d (d) определяются поправка компаса, девиация или склонение.

Постоянное ведение счисления пути судна – необходимое ус­ловие его безопасного плавания, поэтому контроль за точностью курсоуказания, постоянное уточнение и учет поправки компаса важнейшая и ответственейшая задача судоводителя, Эта работа постоянно ведется как в порту, так и в море.

Для определения поправки любого компаса необходимо сравнить истинное и компасное направления на один и тот же ориентир, т.е:

ΔМК (ΔГК) = ИП – КП.

Некоторые способы определения поправок компасов перечислены ниже.

Определение поправки компаса по створу. ИП створа снимают с карты. КП берут в момент пересечения створной линии.

Определение поправки компаса по береговым естественным створам (например, срезам двух мысов). В момент пересечения линии естественных створов снимают компасный пеленг и сравнивают его с направлением линии, снятой с карты, проходящей через срезы двух мысов.

Определение поправки компаса по пеленгу отдаленного ориентира. Этот способ применяют при стоянке судна на якоре, когда место ориентира и стоянки точно известно. При этом надо учитывать рысканье судна на якорой цепи под действием ветра и и, особенно, переменного течения

Определение поправки компаса по сличению с другим компасом, поправка которого известна. Способ применяют для определения поправки главного и путевого магнитных компасов путем сличения показаний с гирокомпасом, поправка которого известна. По команде два наблюдателя одновременно замечают курс по обоим компасам. Определяют:

∆МК = (ГКК + ∆ГК) – КК.

Определение поправки компаса при определении места судна по трем пеленгам. При определении места судна по трем пеленгам возможно появление так называемого треугольника погрешностей, т. е. проложенные линии положения не пересекаются в одной точке. Когда имеется уверенность в правильном опознании ориентиров и в отсутствии грубых погрешностей в пеленгах, а треугольник получается большим, то это свидетельствует о погрешности в принятой поправки компаса. Чтобы исключить такую погрешность, а заодно и определить действующую поправку компаса, поступают следующим образом:

– все пеленги изменяют на 3 0 -5 0 в ту или иную сторону, и после прокладки получают новый треугольник погрешностей;

– через сходственные вершины старого и нового треугольников погрешностей проводят линии, а точку М их пересечения принимают за обсервованное место судна, свободное от влияния систематической погрешности в поправке компаса ∆К;

– точку М соединяют с ориентирами на карте и измеряют транспортиром полученные истинные пеленги. Сравнив их с компасными пеленгами тех же ориентиров, находят три значения поправки компаса ∆К = ИП – КП. Среднее арифметическое из полученных результатов принимают за действительную поправку на данном курсе.


Принцип и методика определения поправки компаса по наблюдениям светил.

В открытом море единственным способом определения поправки курсоуказания яв­ляется астрономический способ. Его целесообразно применять и в порту, так как по сравнению с другими способами он явля­ется наиболее точным и надежным.

При определении поправки компаса астрономическим способом в качестве компасного направления используется пеленг на светило, измеренный с помощью пеленгатора, а в качестве истинного направления – счислимый азимут данного светила, вычисленный на момент измерения табличным или машинным способом.

Необходимо соблюдать следующие условия:

1. Использовать для уточнения К светила, находящиеся на небольшой высоте (h< 30°) и вблизи диаметральной плоскости судна (КУ< 30°);

2. Измерения следует производить сериями из 3-5 пеленгов с перефиксацией пеленгатора;

3. Пеленга измеряют с точностью до 0,1°, моменты замеров фиксируют с точностью не хуже 2-3 с;

4. Счислимый азимут нужно перевести в круговой счет, т.е. ИП = Ак.

Существует несколько способов определения Δ К по светилам:

1.Определение Δ К по светилу, находящемуся на произвольном азимуте;

2.Определение Δ К по Солнцу в момент его истинного восхода и захода;

3.Определение DК по наблюдениям Полярной звезды.

Первый способ – основной и наиболее распространенный, два дру­гих являются его частными случаями.

Пример расчётов по сличению компасов В результате сличения компасов в 2010 году плавания были получены следующие данные: ГКК = 310,5˚; КК = 306,5˚; ΔГК = – 1,3˚;магнитное склонение карты (dк) = 0,8˚Е 2000 года; годовое изменение магнитного склонения (Δd) = 0,02˚ к W; δ = + 1,5˚.1. Приведём магнитное склонение к году плавания. Для этого надо разность между годом плавания (N ПЛ) и годом, к которому отнесено склонение на карте (N К), умножить на величину годового изменения магнитного склонения. Знак произведения определяется знаком годового изменения магнитного склонения. Если магнитное склонение изменяется к E, то произведение будет иметь знак + . Если магнитное склонение изменяется к W, то произведение будет отрицательным. Чтобы получить величину магнитного склонения, соответствующую году плавания (d), надо полученное произведение со своим знаком сложить со склонением карты (d К). В нашем случае d = (N ПЛ − N К) × Δd + d К = (2010 − 2000) × (−0 0 ,02) + 0 0 ,8 = 0 0 ,6 E . 2. Рассчитаем истинный курс по магнитному компасу. ИК МК = КК + d + δ = 306 0 ,5 + 0 0 ,6 + 1 0 ,5 = 308 0 ,6 . 3. Рассчитаем истинный курс по гирокомпасу. ИК ГК = ГКК + ΔГК = 310 0 ,5 + (−1 0 ,3) = 309 0 ,2 . 4. Рассчитаем разность по абсолютной величине между истинным курсом по гирокомпасу и истинным курсом по магнитному компасу. Δ = ИК ГК − ИК МК = 309 0 ,2 − 308 0 ,6 = 0 0 ,6 , Δ = 0 0 ,6. 5. Так как разность по абсолютной величине между истинными курсами не превышает трёх градусов, то точность работы курсоуказателей можно считать удовлетворительной.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то