Почему палача называют заплечных дел мастером. Профессия палач

В западных странах на протяжении первого тысячелетия нашей эры смертная казнь не была обыденным явлением. Как правило, преступник, даже если он был обвинен в убийстве, приговаривался к выплате денежной компенсации пострадавшему или родственникам жертвы. В том случае же, если преступление было совершено против государства, его правителя или церкви, исполнение смертного приговора поручалось судебному приставу, младшему из числа заседателей суда либо самому пострадавшему. Иногда преступнику, согласившемуся стать кровавой рукой правосудия, отменяли его собственный смертный приговор.

Со временем должность палача появилась официально, но человеку с такой профессией приходилось очень непросто. Помимо ужасов самого ремесла, ему нужно было терпеть крайне недоброжелательное отношение общества. Так, дом исполнителя смертных приговоров строился за чертой города, ему запрещалось посещать народные гуляния, а в церкви палачу позволялось стоять лишь у самого выхода и исповедоваться последним из прихожан. Создать семью палач мог только с дочерью одного из своих коллег, и вскоре эта профессия стала переходить по наследству от отца к сыну.

Казнь по-русски

На Руси в стародавние времена палач, или кат, всегда был при деле. Но, справедливости ради, надо сказать, что чаще ему приходилось не рубить головы с плеч, а подвергать преступников телесным наказаниям и пытать подозреваемых различными изощренными способами.

Виды и способы пыток были строго регламентированы, более того, их применение было обязательным при . Так, чтобы получить признание, необходимо было использовать кнут, пытку капающей на темя водой - «худой кувшин»- и, конечно, дыбу.

Дыба – наиболее действенное средство в арсенале древнерусского палача и одновременно самое популярное. Прежде чем подвесить человека к колоде, кату нужно было вывихнуть его руки из плечевых суставов. Этот жестокий ритуал и послужил причиной тому, что палачей стали звать «заплечных дел мастерами», однако последствия такой пытки были обратимы, суставы вправлялись, и человек снова был способен работать.

Конечно, у «мастеров» было в достатке и другой работы за плечами преступника: с помощью кнутов и батога палач мог продемонстрировать уровень своей квалификации. Например, как, нанеся несметное количество ударов, не оставить ни одного шрама на спине провинившегося, или снять с него кожу, всего трижды полоснув плетью.

Но, разумеется, ничто не могло сделать профессию палача престижной. Для выполнения грязной работы все чаще привлекались приговоренные к ссылке в Сибирь, но и их нельзя было принуждать к такому занятию дольше, чем три года. В итоге в России не осталось специалистов в проведении телесных истязаний, и с 1861 года казни перестали быть публичным зрелищем.

палач на Руси

Альтернативные описания

Заплечных дел мастер (устар)

То же, что палач

Старинный душегуб

Дом у тюрков

Палач (устаревшее)

Кустарник семейства бересклетовых

Парусное трехмачтовое судно в Дании, северных странах

Жилище у тюркских народов

. «палач» по-старорусски

Кустарник из бересклетовых

Палач в стиле ретро

Палач во времена оны

Заплечных дел мастер

Якорный кран на судне

Палач (устар.)

Кран для подъема якоря

Арабский чай

. «маэстро» топора и веревки

Наркотик в Сомали

Палач по старинке

Палач в старину

Раньше так называли палача

Палач у славян

. (устар.) палач

. "Маэстро" топора и веревки

Заплечных дел мастер (устар.)

М. кат-тали, морск. трехшкивные тали, тяга, которою якорь, показавшийся при подъеме его из-под воды, подымается на крамбал. Кат-блок м. один из блоков тяги этой, особ. нижний, с крюком, кат-гаком м., для закладки за рым (кольцо) якоря; в блоки эти снуется катлопарь м. веревка в руку толщины. См. также каторга

М. южн. зап. палач или заплечный мастер. См. каторга

Отрубатель и вешатель (устар.)

Старорусское название палача

. "Маэстро" топора и верёвки (устар.)

внутри и получил лучший ответ

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Вообще у “заплечных дел мастеров” в разных языках куча разных названий. От латинского “сarnifex” до русского “палач”. На землях Великого Княжества Литовского распространилось название “кат” (бел. “кат”, пол. “kat”), пришедшее в наш язык из немецкого. Русское же слово “палач” в его современном понимании появилось позже, а в средние века палача называли «мечник» , т. е. носитель меча, оруженосец при воинствующем князе, его телохранитель и в определенных случаях исполнитель смертных приговоров по его приказаниям. В древне-русских памятниках феодального периода, переведенных с латинского и греческого, слова carnifex и spekulator переводились словом «мечник» . У слова же «палач» есть 2 версии происхождения.
Первая – тюркская (Преображенский) : от тюркского слова «пала» - кинжал, большой нож, вследствие чего палач значило кинжальщик, резак. Сразу же вспоминается укоренившееся в белорусском, польском и украинском языках слово «паль» - кол.
Вторая – русская (Каринский) : в сочинении Курбского «История о великом князе Московском» написано: «Егдаже уже тогда святый (т. е. боярин) зело был муками удручен, едва жив отдан под стражю Пашку некоему по их истобнику или отвернику, еже мучителю был верной кат или спекулятор над палачи» . Таким образом главным палачом в эпоху Ивана Грозного был его «истобник» , т. е. заведующий интимными покоями князя - избою, который в эту эпоху конечно является телохранителем его и его семьи. Какими же палачами он мог заведывать? Он мог заведывать палатами. Получается «палата - палач» . Это объясняет, почему ещё в половине XVI в. на надгробиях писали: «сын палача» , почему были целые поселки палачей (т. е. дворцовых слуг в XVI в.).

Ответ от Виталий Гаврилов [гуру]
Кат


Ответ от Елена Стрыгун [эксперт]
Я не знаю, меня там не было и лично с ними не знакома. Наверное был Василий, Святослав, Ярослав, Тимофей, или еще как-то.


Ответ от Валерий Валериев [гуру]
кат. ответу ди намовца дай 10.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: внутри

Ни одно государство мира в ходе своего развития не обошлось без института палачей. Россия не исключение. На Руси, в Московском царстве, в Российской империи, выносились смертные приговоры, которые приводил в исполнение палач, или, как его называли наши предки, кат.

ПРАВОСУДИЕ ПО-РУССКИ

Самый старый свод законов Русская Правда от 1016 года мы бы сочли на удивление мягким. Смертная казнь предусматривалась только за убийство. Схваченного и изобличенного преступника должен был казнить кто-либо из родственников убитого. Если среди них такового не находилось, убийца отделывался штрафом в 40 гривен. Во всех остальных случаях предусматривался только денежный штраф.

Высшей мерой наказания считались «поток и разграбление» (высылка преступника или обращение его в рабство с полной конфискацией имущества). Согласитесь, такое законодательство кровожадным назвать никак нельзя.

По-серьезному смертная казнь упоминается только спустя почти четыре века в Двинской уставной грамоте от 1397 года. Московский князь Василий Дмитриевич считал, что холоп, не желающий работать, государству не нужен, и от таких Русскую землю надо избавлять. Убивать следовало и того, кто попался на краже в третий раз.

В Судебнике Ивана III (1497 год) смертная казнь предусматривалась за преступления против государства, убийства, разбой, грабеж и конокрадство (как вы насчет введения смертной казни за угон автомобиля?). Казнили смертью за воровство в церкви и святотатство (танцовщиц из Pussy Riot посадили бы на кол). Появились такие виды наказания, как битье кнутом, урезание ушей, языка, клеймение.

По мере того как развивалось государство, количество статей, предусматривающих смертную казнь, увеличивалось. По Соборному уложению 1649 года смертной казнью каралось около 60 преступлений. Расширился и список казней: к существовавшим ранее четвертованию и сажанию на кол добавились сожжение, залитие горла металлом, повешение и закапывание в землю. За курение и нюхание табака рвали ноздри. (Вот так боролись наши предки за здоровье нации!)

Такое разнообразие штрафных санкций предусматривало наличие специалистов, то бишь палачей. Они, конечно же, были всегда, но только в XVII веке любителям дали статус профессионалов и приравняли их тяжелое занятие к общественно полезному труду.

НЕПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ

16 мая 1681 года Боярская дума своим приговором определила: «В каждом городе без палачей не быти». Так что если возникнет вопрос о дате профессионального праздника русского ката - 16 мая подходит лучше всего. Назначать в палачи полагалось охотников (добровольцев) из посадских и вольных людей, считались они служилыми людьми МВД (Разбойного приказа), и полагалось им жалованье 4 рубля в год.

Однако объявленные вакансии не заполнялись годами. Воеводы постоянно жаловались, что охотников ломать кости, бить кнутом, клеймить и рвать ноздри нет. А выбранные принуждением или соблазнившиеся высоким жалованьем скоро убегают. Не хотели русские люди идти в палачи.

Православная церковь открыто выказывала свое неприязненное отношение к палачам: кат лишался духовного окормления, не допускался к причастию. Если церковь еще принимала раскаявшихся разбойников, то случай прощения церковью палача известен только один: в 1872 году Соловецкая обитель приняла бывшего ката Петровского.

Крепилась держава, росла и нужда в мастерах заплечных дел. В 1742 году Сенат предписал каждому уездному городу обзавестись палачом, губернскому городу - двумя, Москве и Санкт-Петербургу - тремя. Жалованье экзекуторам было увеличено вдвое, при императоре Павле I еще вдвое, и все же «специалистов» катастрофически не хватало. Во многих губернских городах некому было приводить в исполнение судебные приговоры.

ПРОБЛЕМА НЕХВАТКИ КАДРОВ

В 1804 году на всю Малороссию был всего один штатный палач. Губернатор края князь Алексей Куракин, как ему казалось, нашел выход из положения и направил в столицу предложение разрешить набирать в палачи из осужденных. В Сенате подивились смекалистости князя и дали добро.

В 1818 году ситуация повторилась в Санкт-Петербурге. Тогда почти одновременно в столице умерли два палача и тюремная администрация впала в ступор. В тюрьме копились осужденные, которые, прежде чем отправиться по этапу, должны были получить свою порцию кнута или клеймо на лоб. Петербургский градоначальник граф Милорадович вспомнил об инициативе Куракина и пошел тем же путем.

В 1833 году Государственный Совет распространил практику уже на всю Российскую империю. И скоро экзекуторы из осужденных повсеместно вытеснили редких доброхотов. Практически с 1833 года все палачи в Российской империи вербовались исключительно из преступников.

ОСОБЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ

Чаще всего в палачи вызывались преступники, приговоренные, помимо отсидки, к телесным наказаниям. 30-40 ударов кнута часто означали смерть, ведь после такого битья многие умирали на второй-третий день. Согласившийся на должность палача освобождался от порки, то есть спасал свою жизнь. Но срок ему за это не скашивали. Палач оставался осужденным и продолжал отбывать свой срок в тюрьме.

Первоначально каты из уголовников даже продолжали сидеть в общей камере с остальными сидельцами, но от этой практики скоро отказались: слишком часто палачей находили по утрам мертвыми. «Ночью взял и повесился, совесть, наверно, замучила», - ухмыляясь, объясняли сокамерники начальству. Палачей стали селить в отдельные камеры, а если была возможность - для них строили отдельные помещения в тюремных дворах. И все же кадровый голод на палачей оставался насущной проблемой до начала XX века.

ДЕФИЦИТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

В начале XX века Россию захлестнула волна революционного терроризма. В 1905-1906 годах было убито более 3,5 тысячи высокопоставленных государственных чиновников. В ответ власти в августе 1906 года ввели военно-полевые суды, предпочитавшие выносить для пойманных террористов очень скорые и исключительно смертные приговоры.

Из-за нехватки палачей повешение стали заменять расстрелом. Казнь выполняли солдаты, скованные присягой. Командующие округами докладывали, что частое привлечение к расстрелу вредно влияет на солдат, и требовали, чтобы гражданских согласно закону вешали штатные палачи. Только где их было столько взять?

Немногочисленные штатные экзекуторы теперь большую часть времени проводили в командировках, их под конвоем перевозили из одного города в другой. В тюрьме ката ожидала очередная партия кандальников.

ПАЛАЧИ-«СТАХАНОВЦЫ»

XX век перевернул мир. Миллионы людей прошли через войну и перешагнули заповедь «не убий». Формулировки «революционная необходимость», «классовый враг» освобождали человека от груза моральной ответственности. Появились сотни, тысячи добровольных палачей. Они перестали быть изгоями общества. Им давали звания и ордена. Наметились среди них и свои передовики производства.

Самыми выдающимися были братья Иван и Василий Шигалевы, Эрнст Мач, Петр Магго, которые, числясь сотрудниками для особых поручений, выполняли расстрельные приговоры. Сколько человек было ими казнено, наверняка не знают даже они сами, жертвы исчисляются сотнями и тысячами.

Однако всем им далеко до Василия Блохина. 29 лет, с 1924 по 1953 год, числясь на различных должностях, он занимался исключительно расстрелами. Ему приписывают от 10 до 15 тысяч расстрелянных. Работал Блохин в кожаном фартуке ниже колен и картузе, на руки надевал кожаные краги. За расстрелы получил семь орденов и окончил службу в звании генерал-майора.

Со смертью Сталина закончилась эпоха массовых репрессий, но расстрельные приговоры продолжали давать. Теперь казнили за убийства, изнасилования, бандитизм, шпионаж и за ряд экономических преступлений.

ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ ПАЛАЧУ

Кто же они - люди, убивающие не по личным мотивам, а... по работе? Что чувствуют профессиональные вешатели и стрелки? Сегодня многие из тех, кто работал в 1960-1970-х, живы, давно нет государства, которому они обязались хранить молчание, и это дает им право говорить.

Один рассказывает, что внимательно изучал приговор, чтобы убедить себя, что казнить предстоит нелюдя, не имеющего права на жизнь. Другой, наоборот, старался отстраниться от всего происходящего, сделать все как можно скорее и обо всем забыть. Третий честно признается, что после нескольких недель ночных кошмаров «переболел» и впоследствии не чувствовал ничего. Нет среди них одинаковых. Но при этом каждый из них говорит, что лучше сохранить жизнь десяти виновным, чем казнить одного невиновного.

1. Есть подтверждение того факта, что в некоторых случаях палачом мог стать только сын палача, т.е. данная профессия передавалась по наследству.

2. «Каратель» или «кат», как еще называли человека данной профессии, должен был обладать отличной физической подготовкой. Особенно во времена существования смертной казни на Руси ценились умельцы, которые сразу отсекали голову человеку одним ударом. А это сделать очень непросто.

3. Психологическая стойкость для представителя данной профессии – это обязательное условие, так как ему доверяли не только казнь. В его функции также входила организация пыток обвиняемого. Это дело требовало аккуратности: нужно было не переборщить и не убить жертву до казни. Палачи изучали страхи осужденных и давили именно на них, применяя пытки индивидуального характера. Вообще палачи на Руси отличались особой жестокостью и беспощадностью, каждый из них мог виртуозно применить не менее 10 различных видов пыток.

4. «Ювелирное» мастерство – палач должен был справиться со своей задачей с первой попытки, так как процесс казни носил публичный характер, и народ ждал в первую очередь зрелища. В России палачи свое мастерство постоянно совершенствовали, усердно тренируясь. В свободное время они отрабатывали удары на деревянной кобыле, а также на изготовленном из коры березы муляже человеческого туловища.

5. Когда палач уходил на покой и завершал свою карьеру (как правило, он не мог сменить профессию), он обязательно должен был предложить на свое место «достойную» кандидатуру.

6. В позднее время (XVIII-XIX вв.) власти, чтобы платить маленькое жалование или вовсе не оплачивать работу карателя, придумали такой ход: выбирали палачей из числа бывших тюремщиков, отличавшихся особой жестокостью.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то