Тарас бульба описание каждой главы. С кем воевал тарас бульба. Остап и Андрий во время войны

Глава I. Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, после окончания киевской бурсы вернулись домой. Их отец был «из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Он заранее тешил себя мыслью, как явится со своими сыновьями на Запорожскую Сечь, представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам, поглядит на их первые ратные подвиги. Сначала Тарас Бульба хотел отправить Остапа и Андрия на Сечь одних, но «при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью для этого была одна упрямая воля». Наутро, простившись со старухой-матерью, казаки отправились в путь.

Глава II. Всадники ехали молча. Старый Тарас думал о давнем: «передним проходили его протекшие лета, о которых всегда плачет казак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость». Он думал, о том кого встретит в Сечи из прежних товарищей. Мысли его сыновей были заняты другим. Старший, Остап, почти никогда не думал ни о чем, «кроме войны и разгульной пирушки». В бурсе он считался одним из лучших товарищей, но учился неохотно и четыре раза закапывал свой букварь в землю, пока отец не поклялся, что Остап не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам. Сейчас Остап «душевно был тронут слезами бедной матери»; только это его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

Младший брат его, Андрий, «имел чувства несколько живее и как-то более развитые… Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он …видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную». Андрий тщательно скрывал свои чувства от товарищей, ибо считалось постыдным для казака думать о женщине и любви, не изведав битвы. Однажды, бродя по улице, где жили малороссийские и польские дворяне, он «увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца». Это была дочь приехавшего на время в Киев ковенского воеводы. Андрий видел прекрасную полячку еще несколько раз, но вскоре она уехала. О ней-то и думал Андрий, повесив голову и потупив взор.

Путешественники добрались до берега Днепра и, взойдя на паром, переправились на остров Хортицу, где была тогда Сечь.

Главы ІІІ -IV. Устав от праздной жизни и гульбы, запорожцы выбрали нового кошевого атамана и потребовали для себя настоящего дела. В это время к берегу причалил большой паром. Узнав от стоящих на нем людей, как притесняют поляки украинцев и веру православную, как казнили они гетмана и казацких полковников, казаки решили всем войском идти на Польшу.

Глава V. Скоро весь польский юго-запад охватил страх перед запорожцами. Пожары бушевали в деревнях; «все, что могло спасаться, спасалось». В боях с польскими королевскими войсками особенно отличились молодые казаки, горевшие желанием показать себя перед старшими. И Тарасу «любо было видеть, как оба сына его были одни из первых». В Остапе, «несмотря на молодость, уже были заметны черты будущего вождя»: «с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела». Андрий был полной противоположностью: он не знал, что значит обдумывать или рассчитывать, видя упоение в самой битве, в музыке пуль и мечей. Не раз, «понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся он на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».

Запорожцы решили идти на город Дубно, где, по слухам, было много богатств. Осаждать крепости они не любили, поэтому окружили город, обрекая жителей на голодную смерть. Вскоре казакам, особенно молодым, наскучило такое бездействие. Более всех скучал Андрий. Сам не зная отчего, он чувствовал какую-то «духоту на сердце». Однажды ночью, лежа без сна на одном из возов, увидел он перед собой закутанную в покрывало женщину. Это была татарка, служанка той самой панночки, которую Андрий встретил два года тому назад в Киеве. Увидав его с городской стены, панночка послала к нему служанку за куском хлеба для своей старой матери. Сердце Андрия забилось. Все минувшее, «что было заглушено суровой бранной жизнью, - все всплыло разом на поверхность, потопив, в свою очередь, то, что было теперь». Стащив с возов, где хранились запасы, мешки с едой, Андрий последовал за татаркой и через подземный ход проник в город.

Глава VI. Страшные жертвы голода встречались им на каждом шагу по дороге к домудубенского воеводы. Наконец Андрий очутился в комнате панночки и увидел женщину, владевшую его мыслями и чувствами. Она показалась А ему вдвое прекраснее, чем прежде. Раньше в ней было что-то незаконченное, незавершенное, теперь он увидел «произведение, которому художникдал последний удар кисти». Красавица взглянула на хлеб, подняла очи на Андрия - «и много было в очах тех».

* - Царица! - воскликнул Андрий.- Что тебе нужно? Прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете,- я побегу исполнять ее!
* - Не обманывай, рыцарь, и себя, и меня,- отвечала панночка, качая тихо прекрасной головой.- Тебя зовут твой отец, товарищи, отчизна, а мы - враги тебе.
* - Что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милей для нее всего. Отчизна моя - ты! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!

Прекрасная панночка кинулась к Андрию на шею, обхватив его снегоподобными, чудными руками, и зарыдала. В это время вбежала с радостным криком татарка. «Спасены, спасены! - кричала она.- Наши вошли в город, привезли хлеба и связанных запорожцев!» Но никто ее не слышал… «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства!.. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына».

Глава VII. Наутро в запорожском лагере слышались шум и движение. Оказалось, что казаки, расположившиеся перед боковыми городскими воротами, ночью были мертвецки пьяны. Взяв часть из них в плен и перебив остальных, польские войска вошли в город - к счастью, лишь с небольшим запасом продовольствия. Узнав, что поляки пленили запорожцев сонными, казаки начали словесную перебранку с высыпавшим на вал неприятелем. Не выдержав «едкого казацкого слова», поляки отворили городские ворота, и оттуда выступило войско. Со всех сторон ударили по врагу казаки, и начался бой. Вскоре поляки почувствовали, что запорожцы берут верх, и вновь скрылись за городскими воротами. Долго не ложились спать этой ночью казаки, и дольше всех - старый Тарас. От побывавшего в городе еврея Янкеля он узнал, что Андрий перешел к врагам, и теперь поклялся отомстить полячке, причаровавшей его сына.

Главы VIII - IX. Пришла весть, что на Сечь напали татары, награбили много добра и забрали в плен оставшихся там казаков. Чтобы выручить товарищей из польской и татарской неволи, часть запорожцев во главе с кошевым отправилась в погоню за татарами, а другая часть осталась, избрав своим наказным атаманом Тараса Бульбу.

По движению и шуму в городе Тарас видел, что готовится сражение, и обратился к казакам с речью: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Нет уз святее! Отец любит свое дитя, но не то это, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было. Пусть же знают враги, что такое значит у нас товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Не хватит на то мышиной натуры их!»

Всех глубоко тронула такая речь, дойдя до самого сердца. А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. Впереди несся витязь всех красивее; на руке его вился шарф, шитый руками первой красавицы. Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А между тем молодой витязь, жаждущий заслужить повязанный на руку подарок, сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий не различал, кто перед ним, мысленным взором видя лишь снежную шею, плечи и кудри своей полячки.

По просьбе Тараса казаки заманили Андрия к лесу. Во весь дух полетел он за казаками и чуть было не настиг одного, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Словно школьник, который, гонясь за товарищем, вдруг натолкнулся на входящего в класс учителя, вмиг притих Андрий, угас его бешеный порыв.

* - Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез Андрий с коня и ни жив ни мертв остановился перед отцом:
«Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» - сказал Тарас и, Выстрелив, Тарас долго глядея на бездыханный труп. «Чем бы не казак был? - думал он,- и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою!« Пропал, пропал бесславно!»

Глава X-XI. Верный товарищ довез изрубленного и почти бесчувственного Тараса до самой Запорожской Сечи и вылечил его травами. Через полтора месяца он стал на ноги, однако был «заметно пасмурен и печален». Погибли все его старые товарищи, даже те, что отправились в погоню за татарами, все было теперь новое на Сечи. Равнодушно глядел Тарас на все и, тихо понурив голову, говорил: «Сын мой! Остап мой!» И не выдержал Тарас. Зная, что его голову поляки оценили в две тысячи червонцев, он, спрятавшись на дне воза, груженного кирпичом, с помощью знакомого еврея Янкеля добрался до Варшавы. Не сумев ни освободить Остапа, ни увидеться с ним, Тарас, переодетый иностранным графом, пришел на площадь, где должна была происходить казнь. Народ валилтуда со всех сторон.

Два брата, Остап и Андрий (сравнение их характеров доступно ) закончили семинарию, вернулись из Киева домой. Отец сыновей, Тарас Бульба () высмеял их стриженые головы и ученические одежды из бурсы. Остап не стал терпеть иронию, в отличие от миролюбивого младшего брата: он подрался с родителем, но конфликт быстро закончился. Мужчины сели за стол, праздновать долгожданную встречу. Тарас решил отправить детей на Сечь, ведь был уверен, что книги и материнская любовь не воспитают настоящих мужчин. Защитники в битве рождаются. Мнение матери никого не интересовало. Все переживания она хранила в своём любящем сердце. Глава семьи созвал всех сотников, которые с радостью поддержали его решение. Отец вдохновился поездкой и решил ехать вместе с сыновьями.

Последняя ночь была для матери, словно пытка. Она гладила своих единственных детей по голове и тихо плакала. Всю ночь не спала, боялась, что утро наступит. Когда мужчины отправились в путь, мать, словно одержимая, бросалась к ним два раза, но казаки уводили её. Она только лишь успела дать мальчикам иконы Божией Матери, с надеждой, что она о них позаботится.

II глава

В поездке Тарас Бульба тосковал по своей молодости, по друзьям. Братья размышляли о своём. Когда-то 12-летних ребят суровый отец отправил учиться в Киевскую бурсу. У старшего сына был упрямый характер (вот его ), учиться он не желал, поэтому он не раз совершал побеги, и в наказание его били до полусмерти. Он же не сдавался и копал могилу для букваря, засыпая книгу землей целых 4 раза. За это его снова безжалостно били розгами. В воспитательных целях Тарас пригрозил ему отправлением в монастырь за непослушание. После этого сын смирился, взялся за ум, и стал одним из лучших учеников. Младший сын учился хорошо и без кнута, но по духу был авантюристом (а вот и его ). Изворотливая сообразительность помогала Андрию избегать наказания. Он влюбился в девушку-полячку и старался произвести на неё впечатление, даже осмелился пробраться в её покои. Панночка испугалась, а потом смеялась. Служанка помогла молодому юноше выбраться.

Семья приехала на Сечь, где их радостно встретили знакомые Тараса. На острове устраивали гуляния, веселились, организовывали побоища.

III глава

Люди на Хортице сильно разнились: кто-то никогда не видел букваря, кто-то покинул академию до срока, а кто-то стал ученым малым, как братья Бульба. Мудрые лидеры мнений, партизаны, офицеры и многие другие встречались в этом обществе. Всех их объединяла непоколебимая вера в Иисуса Христа.

Остап и Андрий быстро влились в коллектив. Но Бульба считал, что мужчина – это защитник. А таким он может стать только в бою. Отец думал, где же его сыновья могли бы показать силу? Он захотел войны с бусурманами, а кошевой был против. Тарас решил отомстить. Бульба подговорил своих товарищей напоить всех, чтоб пьяные свергли кошевого. Так и получилось. Теперь кошевым стал боевой друг хитрого Тараса, Кирдяга.

IV глава

О военном походе Тарас разговаривает с новым лидером. Тот идёт на хитрость, просит Бульбу сделать так, чтобы народ пришёл к нему по своей воле, а не по приказу. Ведь это поможет избежать ответственности за нарушение слова.

И вот бежавшие казаки рассказывают, что католики разъезжают на подвозках и запрягают христиан. Из поповских святых риз жидовки шьют себе юбки, а без разрешения жидов людям запрещено проводить православные праздники. Казаки в ярости. Они преисполнены решимости защищать народ Христа от богохульства, и планируют разорить оккупированные деревни. Запорожцы устраивают атаки на евреев. Одним из них оказался Янкель. Чтобы спастись, он сказал Тарасу, что коротко знаком с его братом. Поэтому Бульба дозволяет ему отправиться с казаками в Польшу.

V глава

Молва несла боевую славу запорожцев за пределы их станов. Отец не мог нарадоваться на сыновей, ведь они стали бравыми воинами на полях брани. В нраве и поведении Остапа он видел мудрость и львиную хватку. В бою ему помогал аналитический склад ума. Андрия же давно волновали чувства. Он не умел, как Остап, заранее планировать тактику, поступал по зову сердца, но в этом была его сила. Эта особенность помогала ему делать подвиги, которые не могли выполнить опытные казаки.

В городе Дубно воины хотели покорить вал, но оттуда на их головы посыпались бочки, стрелы, горшки с кипятком. В качестве мести за сопротивление они решили уничтожить посевы и поля, а также осадить непокорный город. Есаус привозит братьям иконы от матушки. Запорожцы устраивают блокаду Дубно.

Вымотавшиеся бойцы крепко уснули, только лишь Андрий любовался небесной твердью. Вдруг увидел перед собой татарку, служанку панночки. Несчастная девушка просила дать хлеба для хозяйки и её матери, потому что они умирают от голода. Андрий испугался, вытащил из-под головы Остапа мешок еды. Они направились к подземному ходу, но их остановил голос Бульбы, который пророчествовал во сне. Сказал, что до добра женщины не доведут, и моментально уснул.

VI глава

Через подземный ход Андрий попадает в католический монастырь, где его поразили богатое убранство и прекрасная, неземная музыка. После его со служанкой пускают в голодный город. Казак ужасается от зрелища повсеместной смерти (мертвая женщина с ребенком, голодный старик), узнаёт от татарки, что в Дубно нет ни еды, ни скотины. Оказавшись в богатом поместье, он встречает свою возлюбленную, чувства его усиливались. Татарка приносит нарезанный хлеб. Андрий предупреждает, нельзя есть много, потому что желудок отвык от еды. Теперь пища – яд.

Чувства были сильнее долга перед верой, Родиной, отцом. Андрий отрекся от всего, лишь бы служить панне. Татарка объявляет, что польские войска вошли в город, и везут казацких пленников. В этот момент влюбленные скрепляют молчаливый договор поцелуем: теперь младший Бульба на другой стороне.

VII глава

Запорожцы в ярости: они жаждут мщения за пленников. Янкель сообщает отцу весть об измене Андрия. Тарас злится и уже хочет покарать болтуна, не в силах поверить случившемуся позору. Но собеседник говорит о приближающейся свадьбе двух влюбленных, приводя неопровержимые доказательства вины предателя.

Удача тоже изменила запорожцам: многие из них пали в бою или сгинули в плену. Ночью их просто перебили во сне. Началась война между казаками и «ляхами». Атаман принимает смерть в схватке, но Остап проявляет отвагу и жестоко мстит убийце. За храбрость он наследует звание атамана. Тарас Бульба гордится сыном. Битва закончилась, но Андрия никто не нашел среди погибших. Отец в ярости хочет уничтожить женщину, погубившую честь его сына.

VIII глава

Весть о нападении татар на Хортицу всех опечалила. Кошевой советуется с казаками. Решили идти к ним и возвращать украденное добро. Но Тарас Бульба против, ведь главное – товарищество. Потому не могут они уехать, так как друзья их сидят в польских темницах. Народ согласен с кошевым и Бульбой, люди разделились на два лагеря. Касьян Бовдюг, старый казак, посудил, что надо одну группу послать за пропавшими ценностями, а другой отряд пусть выручает товарищей. Так и сделали.

Казаки прощаются друг с другом, может и не увидятся больше. Пьют вино за веру и Сечь. Оставшиеся воины решают на недругов напасть ночью, дабы скрыть отсутствие половины войска.

IX глава

В осажденном граде снова царит голод, и тогда солдаты решили дать бой казакам, ожидая помощи польского подкрепления и рассчитывая на недостаток войска. Поляки восхищаются славой запорожцев, но у них более совершенные орудия. Казаки теряют много народу, сражаясь с пушками.

X глава

Тарас жив, но сильно ранен. Бойцы, которые воевали с татарами, назад не вернулись. Их жестоко казнили в татарском поселении.

Отец сильно переживает за Остапа. Он упрашивает помилованного им еврея отвести его в Варшаву. Принимая деньги, Янкель сооружает укрытие в возе с кирпичами и без проблем ввозит казака на польскую землю.

XI глава

Бульба унижается до просьбы к евреям, которых он ненавидит: нужно освободить старшего сына. Но это невозможно, ни за какие деньги, ведь уже завтра назначена казнь. Даже влиятельный Мардохай не смог помочь. Янкель переодевает атамана в иностранца. Только так им можно было полюбоваться на казнь.

Настало утро расправы. Сыну перебивали кости, а он не издал даже стона. Перед смерть Остап говорит: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» — и отец, рискуя быть узнанным и пойманным, ему ответил: «Слышу».

XII глава

Казаки шли на Польшу. Бульба (народный герой, которого мы описали в этом ) яростно ненавидел ляхов, мстил за семью. Тарас сжег восемнадцать поселений. Знаменитому гетману Потоцкому поручили схватить атамана, и он преуспел в его поимке.

Битва продолжалась четыре дня. Когда Бульба искал в траве люльку с табаком, его настигли враги. Он забрался на дерево и отвлекал внимание на себя, чтобы его бойцы успели скрыться от погони. Поляки воспользовались случаем и сожгли дерево вместе с атаманом. Казаки бежали и громко славили своего лидера, который пожертвовал жизнью ради них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» — рассказ о запорожских казаках — очень интересное школьное произведение. Если вы не читали, или хотите вспомнить основные моменты, то наше краткое содержание будет очень полезно.

Глава 1


Роман начинается со встречи главного героя — козака Тараса Бульбы – со своими сыновьями, Андрием и Остапом. Молодые люди приехали из Киева, где они обучались в семинарии. Тарас по-доброму смеется над одеждой и внешним видом сыновей; Остап обижается, и между ним и отцом начинается небольшая драка. Добрая мать пытается остановить Тараса, но он и сам прекращает бить сына, довольный тем, что смог его испытать. Мужчина хочет так же «поздороваться» и с Андрием, но обнявшая его мать не дала Тарасу этого сделать.

Тарас Бульба хочет послать сыновей на Сечь, чтобы они стали настоящими козаками; он считает, что если Остап и Андрий будут окружены книгами и материнской лаской, они станут избалованными неженками. Мать не хочет отъезда сыновей, но она не может возразить своему мужу. Сотники, приглашенные Тарасом по случаю возвращения Остапа и Андрия, напротив, одобрили идею старого козака; сам Тарас Бульба хочет ехать вместе с сыновьями.

Ночью мать не ложилась спать; она обнимала своих сыновей и мечтала о том, чтобы эта ночь длилась вечно. Старой женщине было трудно после долгой разлуки снова расставаться с Остапом и Андрием. Она до последней минуты надеялась, что муж изменит решение или хотя бы перенесет отъезд на неделю. Но он не сделал этого, и на следующий день вместе с сыновьями поехал на Сечь. Когда они отъезжали, мать с несвойственной ее возрасту быстротой побежала к детям и благословила их. Она не могла заставить себя отойти от любимых сыновей; козакам пришлось дважды уводить ее силой.

Глава 2

Трое мужчин – отец и два сына — ехали молча и думали о своем. Тарас Бульба вспоминал о своей бурной молодости и представлял, как будет хвастаться сыновьями перед своими товарищами.

Остапа и Андрия отправили обучаться в Киевскую академию в возрасте двенадцати лет. Остап неоднократно пытался сбежать и закапывал букварь, но его возвращали и покупали новый учебник. Как-то раз, после очередной попытки побега, отец сказал, что отправит Остапа в монастырь, если такое повторится еще раз. Тогда мальчик начал прилежно учиться и через некоторое время стал одним из лучших по успеваемости.

Андрий же учился хорошо, причем не прилагая для этого особых усилий. Он часто затевал какую-нибудь авантюру, но благодаря своей изобретательности и гибкому уму почти всегда избегал наказания. Однажды он увидел красивую полячку и влюбился в нее; на следующую ночь юноша пробрался к ней в покои. Девушка сперва испугалась, но вскоре уже смеялась, надевая свои украшения на молодого человека. Когда в дверь постучали, служанка панночки – татарка – помогла Андрию покинуть дом.

Через некоторое время отец с сыновьями прибыл на остров Хортица. Молодые люди, въезжая на Сечь, ощущали некоторый страх, смешанный со странным удовольствием. Козаки на острове гуляли, дрались, чинили одежду – жизнь шла своим чередом.

Глава 3

На Сечи можно было встретить самых разных людей: ремесленников, торговцев, партизанов и беглых офицеров. Некоторые козаки были учеными, а некоторые не учились никогда. Все эти люди были объединены общей любовью к родной земле. Большинство из них целые дни проводили в веселых пирушках; молодые сыновья Тараса Бульбы быстро привыкли к такой атмосфере. Однако это не нравилось старому козаку, который хотел, чтобы молодые люди закаляли характер в боях. Он начал думать, как поднять сечь на битву; это привело к ссоре с кошевым – он, напротив, не хотел начала сражений. Тарас Бульба, который привык, чтобы все было так, как нужно ему, решает отомстить. Для этого он подговаривает своих друзей напоить всех жителей Сечи, чтобы они сами свергли кошевого. Все проходит по плану, и на Сечи избирают нового кошевого – Кирдягу, старого товарища Тараса Бульбы.

Глава 4

Тарас обсуждает военный поход с Кирдягой, но тот говорит, что не станет никого принуждать, и начнет бои только по желанию козаков; новый кошевой не хочет быть ответственным за нарушение мира. Вскоре на Хортицу прибывает паром, на котором находятся беглые козаки. Они рассказывают, что священники-католики ксендзы ездят на повозках, запряженных христианами, а людям нельзя отмечать православные праздники без согласия жидов. Такое оскорбление народа и веры сильно разозлило козаков, и они решили биться с поляками за свою веру и Отчизну. Поднялся шум и крик, и запорожцы сразу стали ловить жидов. Но один из них – Янкель – сказал Тарасу Бульбе, что знал его покойного брата; старый козак не стал его убивать и разрешил поехать с ними в Польшу.

Глава 5

Запорожцы совершали переходы по ночам, а днем – отдыхали. Все чаще разносились слухи об их военном могуществе и новых завоеваниях. Сыновья Тараса заметно возмужали в ходе сражений, и он очень ими гордился. Остап проявлял себя как отважный воин, обладающий аналитическим умом. Андрий же не особенно размышлял во время битв, действуя по велению сердца; однако это также помогало ему выигрывать различные сложные бои.

Вскоре войско подошло к городу Дубно. Козаки полезли на вал, но их остановили летящие сверху камни, мешки с песком, стрелы и горшки с кипятком. Тогда они решили взять город измором: вытоптали все поля, уничтожили посадки на огородах и стали ждать. Остапу и Андрию не понравилась такая тактика сражений; отец утешал их: «терпи, козак – атаманом станешь». В этот момент есаул привез Остапу и Андрию иконы и благословление от матери. Молодые люди сильно скучают по ней.

Ночью, когда все заснули, Андрий смотрит на звезды, а потом ходит и смотрит на природу. Тут он замечает женскую фигуру; оказывается, что это – татарка, служанка панночки! Она говорит юноше, что все люди в городе голодают, а прекрасная полячка ничего не ела несколько дней; заметив Андрия, панночка попросила ее найти его и попросить принести немного хлеба. Молодой человек сразу пускается на поиски еды; увидев, что вся приготовленная каша съедена козаками, он вытаскивает из-под брата мешок с припасами, на котором он спал. Остап на миг просыпается, но тут же снова засыпает. Андрий осторожно крадется к татарке, которая обещала показать подземный ход в город. Тут юноша слышит голос отца; Тарас Бульба говорит ему, что женщины до добра не доведут. Молодой человек очень испугался, но старый козак быстро заснул.

Глава 6

Пробираясь по подземному ходу, Андрий попадает в монастырь, где молятся священники. Его поражает красота собора и звучащей в нем музыки. Вскоре он с татаркой выходит в город; на улице к нему подходит человек, сошедший с ума от голода; он просит хлеба. Андрий дает ему кусок, но мужчина умирает, съев его, потому что его желудок очень давно не получал пищи. Татарка сообщает, что жители города съели все живое, но, по словам воеводы, нужно продержаться лишь пару дней, а потом на подмогу прибудут несколько польских полков.

Они заходят в дом панночки; Андрий и девушка не могут налюбоваться друг на друга. Тем временем татарка принесла хлеб; молодой козак предупредил панночку, что нужно есть понемножку, чтобы не умереть. Ничем не передать тот взгляд, каким смотрела на него девушка. В порыве любви Андрий отрекается от веры, отца и Родины – он готов на все, только бы быть рядом с молодой панночкой.

Тут татарка сообщает весть: польские полки вошли в город и ведут взятых в плен запорожцев. Андрий радостно целует панночку.

Глава 7

Запорожцы, желая отомстить за плененных товарищей, решают организовать нападение на Дубно. Янкель рассказывает Тарасу Бульбе, что видел в городе Андрия на хорошем коне и в новом наряде. Старый козак не поверил ему; тогда Янкель сообщил, что в Дубно готовится свадьба дочери пана и Андрия, которая будет сыграна, когда Андрий в составе польского войска прогонит запорожцев. Тарас Бульба думает, что еврей лжет.

Утром начинается сражение; козаки хотят разбить полк противника на несколько частей. Одного из атаманов убивают, и Остап храбро мстит за него. За это козаки выбирают его атаманов вместо убитого. Первым решением Остапа было некоторое отступление от городских стен; как только запорожцы выполнили этот приказ, со стен посыпались различные предметы, ранившие многих оставшихся под ними.

После окончания битвы запорожцы похоронили мертвых товарищей, а тела мертвых поляков привязали к диким лошадям. Тарас Бульба удивляется, почему он не видел среди воинов-противников своего сына.

Глава 8

Из Сечи приходит плохая новость: на Хортицу напали татары. На совете, созванном кошевым, козаки решили идти вдогонку за татарами и возвращать то, что было украдено. Не согласен с этим только Тарас Бульба. Он считает, что нельзя оставлять товарищей в польских темницах: нужно сначала вызволить их, а потом уже идти на татар. Козаки считают, что прав и Тарас; тогда один старый и уважаемый запорожец Касьян Бовдюг предлагает разделиться: кто-то с кошевым идет за татарами, а кто-то с Тарасом Бульбой – на поляков. После этого козаки стали прощаться друг с другом. Было решено нападать ночью, чтобы противники не заметили уменьшения запорожского войска.

Глава 9

Тем временем в Дубно снова начинается голод. Вскоре начинается битва, в ходе которой поляки восхищаются отвагой запорожцев; но они применяют пушки, и козакам приходится трудно. Тарас Бульба подбадривает своих товарищей. Тут он замечает Андрия, который находится в составе конного полка. Увидя, как его сын убивает без разбору и своих, и чужих, Тарас Бульба ощутил сильную злость. Он догнал Андрия; при виде отца тот потерял боевой дух. Тарас убивает сына выстрелом, перед этим произнеся: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Последним словом, произнесенным Андрием, стало не имя матери или Родины, а имя прекрасной панночки.

Остап видит, как отец убивает его младшего брата, но не успевает разобраться: он попадает в плен к полякам. По итогам битвы запорожское войско сильно поредело. Тарас Бульба упал с коня.

Глава 10

Козак Товкач отвозит Тараса на Сечь. Через полтора месяца он оправляется от ранений. Те запорожцы, которые уехали биться с татарами, не вернулись. Тарас Бульба стал задумчивым и равнодушным; все его мысли заняты судьбой старшего сына. Старый козак просит Янкеля отвезти его в Варшаву, не боясь того, что за его голову в Польше в награду положены две тысячи червонных. Янкель за определенную сумму прячет Тараса на дне повозки, заложив верх кирпичом.

Глава 11

Тарас Бульба обращается к жидам с просьбой освободить его сына, но уже поздно: казнь состоится на следующий день. Тарас соглашается увидеться с Остапом на рассвете. Янкель дает ему иностранную одежду; в тюрьме еврей льстит надзирателям, но из-за обидной реплики одного из них старый козак раскрывает свое инкогнито. Потом он требует провести его на место казни.

Во время казни Остап, шедший впереди всех, кричит в толпу: «Отец, где ты теперь: Слышишь ли меня?». Тарас отвечает: «Слышу!».

Глава 12

Через некоторое время все запорожцы собираются в поход на Польшу; ими руководит Тарас Бульба, ненависть которого к ляхам стала очень сильной. Козаки дошли до Кракова; по пути они сожгли восемнадцать городов. Гетман Потоцкий дает обещание никогда не наступать на запорожцев, но Бульба не верит ему и убеждает всех козаков своего полка в том, что поляк их обманывает; полк Бульбы уходит. Вскоре поляки разбивают поверивших им запорожцев. Спустя несколько дней они догоняют и полк Тараса. Жестокое сражение длится четыре дня. Запорожцы были близки к победе, но полякам удалось схватить Тараса Бульбу, когда тот искал в траве свою люльку. Старого козака сжигают на костре; перед смертью он кричит товарищам, чтобы они бежали к реке и уходили от погони в челнах. До самой смерти атаман думает о козачьем войске и об его будущих победах. Запорожцы, плывя в челноках, тоже говорят о своем славном атамане.

Мы публикуем отзыв Дариуша Клеховского, литературоведа-полониста, докторанта Лодзинского университета (Польша), на «Тараса Бульбу» Владимира Бортко - фильм, вызвавший множество дискуссий в России, Украине и не оставшийся без внимания и в Польше.

Автор, принимая во внимание, что объектом его рассмотрения становится коммерческое кино, рассчитанное на массового зрителя, размышляет о задачах фильма (создание мифологического образа казачества, укрепление государственной идентичности россиян), о сложном взаимодействии картины с её литературным прототипом, о возможностях гармонии в киноэпопее между реальностью и мифом, разбирает отдельные сильные и слабые моменты получившейся киноинтерптерации. Взгляд Д. Клеховского обращает внимание на многие стороны этой экранизации, до сих пор остававшихся за рамками широкого обсуждения.

Сразу хочу подчеркнуть, что не считаю фильм «Тарас Бульба» Владимира Бортко сознательно антипольским, как это подсказывают некоторые польские критики (например, Вацлав Радживинович на страницах «Газеты выборчей» ). Думаю, что режиссёр, хоть и снимал фильм, выполняя конкретный государственный заказ, не ставил себе, как, впрочем, и заказчик, столь близоруких политических целей.Если же кому и можно было бы адресовать такой упрек, хотя тоже с осмотрительностью, то это автору литературной основы фильма.

А замечательным материалом, как подчеркнул сам В. Бортко, почти готовым сценарием для фильма был, конечно, текст Николая Гоголя. Изданная первый раз в 1835 году (вторая редакция в 1842 году) романтическая повесть (лучше сказать романтическая эпопея), создавшая миф о казачестве, с самого начала вызвала разнообразные эмоции у читателей: от абсолютного восторга до абсолютного отрицания. Восторг - у русского читателя. Это понятно, ведь повесть связала историю запорожских казаков с идеей великой, царской, православной России. Отрицательно она была принята частью украинских читателей, посчитавших её фальсифицирующей историю этой части мира. Польским читателем повесть Гоголя была воспринята как антипольская. Лучше всего свидетельствует об этом тот факт, что между первым польским изданием сочинения Гоголя (1850 год) и вторым прошло 150 лет . Иначе и быть не могло. Текст Гоголя подталкивает к полемике. Ведь Украина была предметом споров для многих народов, которые претендовали на владение этим клочком земли . Объективная интерпретация истории Украины XVI и XVII вв. - задача пока невыполнимая. Я уже не говорю о казачьем мифе, который подвергался и подвергается самым разнообразным интерпретациям.

Владимир Бортко, опытный режиссёр, решил измерить себя этим мифом. Однако думаю, что у него не было особых шансов на успех уже в момент принятия решения о съёмках фильма. Кто даёт деньги, тот ставит определенные условия. Понятно, какие цели преследует государственный заказ . Фильм в своей основе должен крепить дух российской государственности и соотноситься с определённым пониманием истории. Ясно при этом, что система такого рода заказов действует в каждом государстве. Достаточно посмотреть на американский, английский и польский опыт в этом деле. Но хороший режиссёр сумеет даже в столь сложном положении осуществить свою интерпретацию, в данном случае исторических событий и литературного произведения. Как справился с этой задачей В. Бортко?

Начало фильма разочаровывает, потому что воспринимается как однозначная любезность по адресу заказчика. Первая сцена, представляющая своего рода эпиграф к фильму, соотносится с 9 главой повести. Это речь Тараса, подготовляющая казаков к решающей битве под осаждённым ими городом Дубно. Впрочем, она показывает и то, что режиссёр не собирается до конца быть верным оригинальному тексту . Чёрно-белые кадры под дождём и при отзвуках грома, с акцентируемым актёром текстом являются в большей степени обращением к современному российскому зрителю, который должен помнить о традиции предков (идея содружества и казачьего товарищества), столь необходимой сегодня, но не пользующейся большим уважением в обществе. Итак, слова Гоголя превращаются в часть пропагандируемого единства России. Это, к сожалению, и определяет направление фильма.

Если эту композиционную перестановку можно понять, то другие отступления от текста Гоголя заставляют задуматься. Чтобы в глазах зрителей оправдать поступки казаков, режиссёр вводит сцену с убитой ляхами женой Тараса. У Гоголя же мотивация казачьих действий часто связана с импульсом, с желанием получить временную пользу. Как заявляет об этом главный герой, казак должен погулять, это отвечает его природе. Слово «погулять» содержит массу смыслов, но меньше всего в нём серьёзных политических намерений. Хоть это слово Бортко сохраняет, всё равно он старается сделать из Тараса мстителя и борца за веру и родину. В фильме сцена прибытия товарищей Бульбы с трупом его жены в запорожскую крепость даёт главному герою мотив для мести. У Гоголя же Тарас становится мстителем только в конце повести, после исполнения приговора его старшему сыну Остапу. До того, как кажется, гоголевским Тарасом управляло безграничное чувство свободы. В этом он весь, настоящий, а слова о защите родины и веры в повести - скорее, уже знаки XIX в. , отчасти условные и предназначенные современникам писателя.

Особенностью казачества XVII в. было их нежелание покориться кому бы то ни было: туркам, полякам, Москве. Но казаки не создали собственной государственности. Их свобода - особенная, свобода вплоть до анархии. Бортко пытается придать казакам черты, которых у Гоголя не так много (и они могут быть оправданы жанровыми характеристиками эпоса) и которые мало согласуются с историческими обстоятельствами того времени.

В фильме, на мой взгляд, нарушается гармония между реальностью и мифом.

И если уже об этом речь, то стоит немного сказать о специфических чертах исторической эпохи, изображённой в повести и в фильме. Гоголь говорит об истории XV в., что, конечно, является литературным вымыслом, потому что описываемые события датируются первой половиной XVII в. Но в произведении историческое время лишено конкретности специально, ведь писатель ставил перед собой задачу создать мифологический образ Запорожской Сечи. Рассказчик у Бортко говорит о XVI в., но реалии исторической эпохи относятся к 30-м годам XVII в. Фильм, действительно, визуализируя, уточняет то, что в произведении остается невыявленным: детали казачьей и польской одежды, архитектуры, вооружения.

Например, приятные, не только для глаз польских зрителей, образы польских гусаров с огромными крыльями, прикреплёнными к спине. Однако эта деталь, как и в фильме «1612» Владимира Хотиненко, слабо соотносится с реальной военной практикой. Крылья эти были очень неудобными для всадников. Их надевали только перед битвой в открытом пространстве, где гусарам можно было развить большую скорость, благодаря чему ветер, шевеля крылья, создавал специфический шум, пугавший лошадей противника. В фильме же польские гусары ездят с этими крыльями постоянно. Понятно, это создает эстетический эффект. «Эстетское» изображение поляков - на мой взгляд, аргумент против тех, кто считает фильм антипольским. Поляки в фильме изящно одеты, горды, умело защищают осаждённый казаками город. Их позиция кажется вполне обоснованной, ведь они пытаются сохранить пределы своего влияния. Иногда они доходят до жестоких мер (режиссёр это подчеркнул в сцене исполнения приговора казакам, которой нет у Гоголя), но в этом не чувствуется какой-то особенной ненависти к противнику, скорее всего, это наказание с целью устрашения. Ляхи, конечно, враги, а врагов любить и восхищаться ими нельзя. Жаль только, что режиссёр опустил то, что мы находим в тексте Гоголя - жестокость казачьего войска. В повести мы можем прочитать следующее: «Дыбом стал бы ныне волос, от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу - словом крупною монетою отплачивали козаки прежние долги» . Цитирую этот фрагмент не для того, чтобы подчеркнуть особенные зверства запорожцев, но чтоб показать жестокость той эпохи, жестокость, которая была нормой для всех враждующих сторон.

Вообще, для современного зрителя, даже зрителя коммерческого кино, важным и честным было бы разъяснить основу трагической борьбы на Украине в XVII в. Хотя бы коротким текстом вначале фильма. Конечно, у Гоголя мы этого не найдем, но романтическая эпопея в этом и не нуждалась. А в фильме несколько слов о борьбе казаков за уравнение в правах с польской шляхтой дали бы верное представление о том, что будет впоследствии показано на экране. Но, видимо, это не было задачей режиссёра.

Возвращаясь к проблеме нарушения гармонии между мифом и исторической реальностью в фильме, надо подчеркнуть, что Бортко взял из текста Гоголя всё, что может считаться патриотическим в понимании современного россиянина . Итак, казаки идут сражаться с ляхами за православную веру и русскую землю. Произносят патриотические речи, характеризующие их борьбу как справедливую, а противника как агрессора. Это, конечно, не вполне согласуется с историей, но согласуется с идеей Гоголя и стилем его повести. Однако пафос этих сцен, который не коробит в литературном произведении, в фильме гиперболизирован . Воплощённый посредством реалистической эстетики, он становится невыносимым. Особенно это коробит в сценах гибели казаков во время последней битвы под осаждённым Дубно: они, подобно античным героям, убивают десятки врагов и перед тем, как пасть в бою, произносят похвалу русской земле. Я сейчас говорю о впечатлениях зрителя, который воспринимает этот фильм как исторический. Но картина В. Бортко, как я уже несколько раз подчёркивал, рассчитана на массового зрителя, не стремящегося к историческому и художественному осмыслению увиденного.

Добавлю, что батальные сцены фильма поражают натурализмом, обилием крови, столь поразительными в столкновении с пафосными и поэтическими словами, произносимыми казаками в момент смерти. Режет ухо музыка, как будто из синтезатора, столь не соответствующая сценам битвы, как, впрочем, и казачьему стилю жизни.

Несмотря на указанные моменты в картине Бортко, я нахожу в ней несколько интересных аспектов, которые всё-таки могли бы подтвердить высказанную ранее мысль о том, что хороший режиссёр даже в самом сложном положении может сопротивляться предложенным обстоятельствам .

Первый замечательный ход - исполнение главной роли Богданом Ступкой. Его игра, выразительная и ровная, без каких-нибудь психологических подтекстов даёт представление о казачьей природе и силе. Тарас в исполнении Ступки суров, беспощаден, скуп в проявлении своих чувств. Это воплощение казака, казачьего стиля жизни. Патетика его речей кажется достоверной, в отличие от речей его товарищей. Добавим, что Ступка - в каком-то смысле настоящий легионер. Он исполнял роли казаков в украинском, польском, а сейчас в российском кинематографе. Запомнился его Богдан Хмельницкий в фильме «Огнём и мечом» (реж. Ежи Гофман, по мотивам романа Г. Сенкевича). Тарас в исполнении Ступки даёт замечательное представление о гоголевском «великом казаке» .

Фильм, на мой взгляд, не подтверждает точку зрения, согласно которой сыновья Бульбы - Остап и Андрий - выражают две стороны природы самого Тараса. Остап в исполнении Владимира Вдовиченкова - довольно бледный персонаж. Даже сцена его страшной казни не имеет того выразительного эффекта, на который рассчитана. Просто зрителю был преподнесен урок под заглавием: я и отец - одно, даже тогда, когда я выступаю против него.

Мне кажется, что режиссёр в историю Андрия (весьма средне исполненная Игорем Петренко роль) вместил гораздо больше, чем мы могли найти у Гоголя. Прежде всего он добавил сцены, которых нет в повести. Первая - рождение Андрия и его крещение в Днепре. Тарас сам принимает роды, а потом трижды погружает младенца в реку и осеняет его православным крестным знамением. Потом он передаёт мальчика в руки старшего сына и обнимает их обоих в знак принятия в ряды казачьего товарищества. Эти воспоминания главного героя выражают его представления об идеале и являются фоном для развернувшейся позднее семейной трагедии. Надо подчеркнуть и второстепенную роль женщины в казачьей жизни, ведь не ей - матери - дано было первой взять на руки новорожденного сына.

Вторая сцена - это разговор братьев в Запорожской Сечи, сразу же после закапывания живьем казака, который для развлечения убил своего друга. Когда Остап жалеет казнённого запорожца, Андрий спрашивает, жалел бы он его и в том случае, если б на месте казака был обычный человек или лях. Режиссёр обозначает два разных подхода братьев к личности, праву, родине . Остап разделяет человечество на своих, казаков, и чужих, то есть всех остальных. Интересует его только казачья земля и права, на ней установленные. О латинской традиции, с которой он познакомился вместе с братом в Киево-Могилянской академии, Остап говорит как о чуждой ему и украинской (можно догадаться, что и русской) почве. Поэтому лях для него не человек, а враг, которого надо уничтожить. Андрий же, проникнутый духом гуманизма, склоняется к размышлению об общем (римском) праве и человечности, без разделения на племена или нации (хотя последнего понятия, конечно, тогда еще не было). Спор между братьями предвещает будущий раскол. Для зрителя, разбирающегося немного в истории XVII в., становится ясно, что это выразительный знак ситуации выбора, осуществляемого в этой части мира не только в прежние времена .

Третья добавленная режиссёром сцена - это рождение сына прекрасной полячки и Андрия. Этой любви (которая у Андрия из фильма Бортко стала логичным следствием его образа мыслей) препятствуют все мыслимые обстоятельства. Единственная дорога для Андрия, пытающегося завоевать любимую, это сословное возвышение, которое для сына богатого и пользующегося уважением казака обозначает предательство своих, тем более что любовь Андрия разворачивается в военных условиях. Но любовь оказывается сильнее, чем неизбежный позор предателю. Добавим, что и у Гоголя, и у Бортко любовь эта имеет романтический характер, а Андрий прежде, чем станет рыцарем, спасает польку от голодной смерти. Предательство Андрия имеет оттенок романтической трагедии, а не обычного для XVII в. утилитаризма . Напомним, что одной из причин казачьих бунтов был отказ польского короля и магнатов уравнять в правах казаков с польской шляхтой.

В картине Бортко казак Андрий и рыцарь Андрий - как будто два разных персонажа (как костюм меняет человека!) Метаморфоза здесь происходит в духе романтического преображения героя, правда, с трагическим финалом, как в и повести - смертью от рук отца. Режиссёр остался верным Гоголю и показал, как из страшного рыцаря, раздающего удары в разгар битвы, Андрий опять становится безоговорочно послушным сыном, принимающим слова отца: «Я тебя породил, я тебя и убью» . Это может показаться парадоксальным, но такое поведение связано в каком-то смысле с правосознанием Андрия, который, невзирая на силу своей любви, в конечном итоге всё же признает право первенства отца.

Рождение сына Андрия и польской дворянки (она тоже умирает во время родов) - наверное, один из самых важных символов, по замыслу режиссёра . Перед лицом смерти и той страшной трагедии, которую мы наблюдаем, новая жизнь - это обещание непрерывности истории двух народов. Воевода, дедушка младенца, не решается на убийство внука, что может обозначать и слабеющее польское влияние, утрату витальности. Развитие сюжетной линии Андрия в фильме может свидетельствовать о попытке режиссёра выйти за рамки пропагандистского изображения трагедии Украины XVII в. с выразительным посланием в нашу современность.

Чтобы пополнить перечень эпизодов, важных для моего понимания фильма, хочу упомянуть ещё одну коллективную сцену, сохраненную Бортко в фильме. В речи - тосте перед битвой - Бульба третий раз пьёт за всех христиан в мире, совершая при этом широкий жест рукой в сторону осаждённых ляхов. Это многозначительно .

В заключение хочу подчеркнуть, что в артистическом смысле, на мой взгляд, самая лучшая в картине Бортко часть - та, которая показывает Запорожскую Сечь. Это важно, ведь именно Сечь у Гоголя является главным героем повести. Красочные, полные энергии, жестокости и юмора образы казачьей жизни могут дать современному зрителю представление и о том месте, и о том времени. Упоминания заслуживает и ослабление антисемитских ноток в фильме, в чём, наверное, заслуга Сергея Донцова, исполнившего роль хитрого, но понимающего еврея Янкеля. Зато не убеждает польская актриса Магда Мельцаж в роли панночки. Статисты - польские рыцари - почему-то пользуются исключительно современной ненормативной лексикой . Перевод польских выражений на русский язык бывает странным, например, слова воеводы: « du ż o ich jest ?» (много их?) переведены: «что скажешь?», а фраза: « w polu ich jak szara ń czy »(в поле их как саранчи) почему-то в переводе звучит: «я только один пробился».

Конечно, фильм В. Бортко не является шедевром. Это коммерческое кино, рассчитанное на массового зрителя, поддающегося пропагандистским лозунгам. Ибо укрепление единства государства было одной из главных культурных целей фильма. Как я уже предположил в начале текста, существенной была вовсе не задача атаки на поляков, образ которых в фильме вполне сбалансирован.

Без сомнения, режиссёр пытался создать в своей картине мифологический образ казачества, идя в этом вслед за Гоголем. Как сложно снять фильм на основе национальной эпопеи, убедились и другие мастера кино, например, Анджей Вайда , создавший фильм по «Пану Тадеушу» Адама Мицкевича. Трудно перевести на язык кино стилистику эпоса и специфический род романтического пафоса. Поэтому режиссёры иногда впадают в своеобразную «комиксовость». Тем не менее я полагаю, что фильм В. Бортко может быть важным словом в дискуссии об истории того времени и той территории.

Дариуш Клеховский, литературовед-полонист, докторант Лодзинского университета (Польша). Область научных интересов - русско-польские культурные связи.

Перед вами краткое содержание произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Содержание дается по главам для того, чтобы вам было удобно ориентироваться. Более того, мы уделили особое внимание самым важным моментам, которые нельзя упускать, если вы хотите получить «отлично» на уроке.

Кликнув по нужной главе, вы сразу перейдете к ее содержанию.

Глава 1.

Бульба, казацкий атаман, встретил двух своих сыновей - Остапа и Андрия, вернувшихся из семинарии. Внешний вид двух молодцов позабавил отца, и он стал высмеивать длинные свитки семинаристов. Наконец старший не выдержал и сказал, что, если отец будет смеяться, он может и поколотить. Старик принял вызов, и отец с сыном стали азартно давать друг другу тумаки. Бульба высказал гордость за старшего сына.

За младшего заступилась мать, не давая и ему вступить в схватку. После этого отец назвал сына мазунчиком и велел никогда не слушать бабу. Тарас решил отправить сыновей через неделю в Запорожскую Сечь, чтобы те стали настоящими мужчинами.

По случаю приезда сыновей Бульба созвал к себе сотников и весь полковый чин. Во время застолья старик изменил свое решение и объявил, что отправляется в Запорожье прямо на следующее утро.

Характеристика Тараса Бульбы в первой главе .

Тарас- «один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» . Этот человек, глубоко верующий, считал позволительным поднять оружие во славу христианства.

Пока сыновья спали, мать расчесывала им кудри и молча страдала оттого, что уже завтра ей придется расстаться со своими детьми. Видя мужа всего два-три дня в год, эта женщина всю свою любовь обратила на них. Она боялась, что больше не увидит живыми своих сыновей.

Глава 2.

На следующее утро Тарас и два молодых казака выехали из дома. Всадники были молчаливы: каждый думал о своем. Оба мальчика были отданы в семинарию двенадцати лет от роду. Остап невзлюбил учение и четыре раза закладывал свой учебник, чтобы убежать домой. Его нещадно пороли и возвращали обратно. Наконец Бульба пообещал ему, что если он не выучится всем наукам, то никогда не вернется в Сечь. Угроза подействовала - мальчик сел за учебники и даже преуспел.

Это был суровый парубок, с твердым характером. Он был равнодушен ко всему, кроме войны и разгульной пирушки. Его младший брат Андрий отличался более легким нравом. Ему без труда давалось учение. Сам же он не раз становился предводителем опасных предприятий и нередко с помощью изворотливого ума умел избежать за то наказания. Андрий кипел жаждой подвига, но его привлекал и прекрасный пол.

Скоро он свел знакомство с дочерью воеводы, прекрасною полячкой. Девушка настолько завладела сердцем бурсака, что даже дома он не мог отделаться от мыслей о ней.

Три дня всадники ехали по степи, делая только короткие перерывы на обед и отдых, пока наконец не увидели несколько разбросанных куреней и не выехали на обширную площадь.

Запорожцы радостно приветствовали вновь прибывших, сообщая Бульбе последние новости о сражениях и казаках.

Глава 3.

Описание Сечи.

Казаки не затрудняли себя изучением военного дела. Юношество постигало эту науку прямо на поле боя. Сечь «представляла необыкновенное явление… беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Каждый попавший сюда «плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу» .

Достаточно было сказать, что веруешь во Христа, как тебя принимали здесь, как старого друга. Сечь состояла примерно из шестидесяти куреней. Хозяйство вел куренной атаман, у которого на руках были все деньги, одежда, харчи и т. д. Ему же отдавали деньги на хранение.

Довольно скоро сыновья Тараса оказались на хорошем счету у казаков, что радовало Бульбу. Однако старику была не по душе праздная жизнь.

Кошевой не соглашался совершить набег в Татарву. Тогда Тарас подговорил нескольких казаков, и они на общем сборе сменили кошевого.

Глава 4.

Уже на другой день казаки снова собрали Сечь думать, как обойти свое обещание о ненападении и повоевать.

С другого берега Днестра пришел паром с толпой казаков в ободранных свитках. Приезжие стали говорить о том, что жиды попирают православную веру, берут в аренду церкви, вместо лошадей запрягают в повозки христиан.

В рядах запорожцев начались волнения. Все были возмущены поведением жидов. Толпа ринулась в предместье Сечи, где можно было найти евреев-торговцев, с намерением тут же всех перерезать.

Запорожцы были готовы к войне. На общем собрании решили идти прямо на Польшу.

Глава 5.

Вскоре по всему польскому юго-западу пополз страх. Запорожцы жестоко расправлялись с поляками. Даже старики, женщины и дети нередко становились жертвами казаков. Наряду со всеми воевали Остап и Андрий. Старший воевал с хладнокровием, не свойственным для двадцати двух лет. Тарас мечтал, что со временем добрый полковник из него выйдет. Андрий, воспринимавший войну как что-то, подобное музыке, «не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать». Он всегда устремлялся в самую гущу событий и одной только своей бесшабашностью и удалью, бешеным натиском вносил сильное смятение в ряды противников.

Подойдя к городу Дубно, запорожцы решили брать его штурмом. Однако защищать город вышли не только мужчины, но и все, кто мог чем-либо помочь в бою. Казакам пришлось отступить.

Однако они со всех сторон оцепили город, опустошая его окрестности. Сыновья Тараса заскучали.

В один из дней Аидрий случайно обнаружил татарку, пробирающуюся глубокой ночью через лагерь запорожцев. В ней он узнал служанку той панночки, в которую еще студентом влюбился в Киеве. Татарка рассказала, что сама панночка и ее отец находятся в городе, они голодают. Девушка заметила Андрия с городской насыпи и послала служанку попросить у него хлеба. Татарка вышла из города через подземный ход.

Молодой казак взял продовольствие с воза, принадлежащее его куреню, и пошел вместе с татаркой к подземному входу. По пути их остановил сонный Тарас. Разглядев, что рядом с сыном женщина, предостерег его.

Глава 6.

Через подземный ход казак попал в город. За городскими стенами царствовал голод. Везде лежали тела погибших или умирающих людей. Служанка завела молодого человека в один из домов, где он встретился со своей старой любовью. Чувства молодых людей вспыхнули с новой силой. Андрий признался панночке в любви, поклявшись, что отречется ради нее от всего на свете - от казаков, родителей, отчизны. Тут в комнату вбежала служанка и закричала, что «наши» вошли в город и привезли продовольствие.

Дело в том, что Переяславский курень, располагавшийся перед боковыми городскими воротами, был мертвецки пьян, поэтому войска смогли почти беспрепятственно пройти в город. Когда казаки других куреней опомнились, последние обозы уже были в городе.

Глава 7

Кошевой собрал казаков обсудить все происходящее. Запорожцы обещали еще неистовее бить врага. Уходя к своему полку, Тарас удивился, что не видел там Андрия. Между убитыми его не было, а в плен живым он бы не отдался. Из раздумий Бульбу вывел торговец Янкель, который сообщил, что видел Андрия в городе. Еще он рассказал, что сын Тараса не бедствует: воевода дал ему самого лучшего коня и обмундирование, т. е. Андрий стал настоящим паном. Бульба долго не верил, что Андрий добровольно перешел на вражескую сторону. Янкель поведал и причину перехода молодого человека к полякам - рассказал о прекрасной панночке. Еще еврей передал слова Андрия о том, что тот отрекается от казаков и будет биться против них. От ярости Тарас чуть было не зарубил торговца на месте, однако тому удалось сбежать.

Бульба вспомнил, что в последний раз видел Андрия рядом с женщиной. Атаман, еще не веря в предательство сына, повел свой полк в засаду - готовилось очередное наступление на город.

Казаки выстроились под стенами осажденного города и стали едкими замечаниями дразнить поляков. С вала грянула картечь. Казаки посторонились. Открылись ворота, и во главе польского войска выехал сам воевода. Начался бой, в котором Остап снова проявил себя как отважный боец. Даже кошевой похвалил сына Тараса. После окончания боя Бульба долго размышлял о том, почему не видно было Андрия во вражеских рядах: то ли сын посовестился пойти против своих, то ли жид обманул.

Глава 8.

Утром пришла весть, что татары, воспользовавшись отсутствием казаков, ограбили Сечь. В обычаях запорожцев было преследовать похитителей до последнего, выручать пленных, поскольку скоро они могли бы оказаться на невольничьих базарах Малой Азии. Кошевой был за то, чтобы тут же пуститься в погоню. Однако Тарас был против подобного решения. Он напомнил казакам, что поляки тоже захватили в плен немало запорожцев, которые также ждут помощи от товарищей. Заколебались казаки.

В результате решили разделиться. Кошевой с частью войска пошел за татарами, а Бульбу поставили за главного среди оставшихся.

Видел Тарас, что уныние стало овладевать его войском, приказал угостить он старым добрым вином казаков.

Глава 9

В городе никто не знал, что часть запорожцев ушли за татарами, а движение в лагере неприятеля осажденные восприняли, как очередной военный маневр.

Поляки сделали вылазку, и многие из них были тут же перебиты казаками. Однако оставшиеся в живых разузнали, что войско неприятеля уменьшилось. Тарас собрал запорожцев и сказал им речь о том, что для настоящего казака нет ничего священнее товарищества. Даже умереть никто не может достойнее, чем преданный товариществу запорожец.

Начался очередной бой. Казаки стали проигрывать, однако сильно бились запорожцы. Один за одним уходили как простые казаки, так и атаманы. Вдруг открылись ворота города, и оттуда вылетел гусарский полк. Впереди всех несся самый удалой витязь. Узнал в нем Тарас своего сына Андрия. Тот же, ничего не замечая, увлеченный пылом боя, рубил налево и направо своих же. Приказал Бульба заманить сына к лесу. Там схватил Тарас сильной рукой повод коня.

«Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…»

Тарас стал спрашивать, помогли ли сыну его ляхи. Ничего не смог ответить Андрий, стоял ни жив ни мертв перед отцом. Тарас, сказав, что сам он его породил, сам же и убьет, снял с плеча ружье. Андрий стоял бледен, как полотно, и только повторял имя прекрасной полячки. Бульба выстрелил. Молодой человек упал как подкошенный.

После случившегося Тарас сожалел только о том, что хороший казак пропал, как подлая собака. Когда Остап предложил похоронить брата, атаман не дал это сделать. Он сказал, что и без них найдутся плакальщицы.

А битва тем временем продолжалась. Гибли лучшие из казаков. Бульба и Остап снова ринулись в бой. Насели на молодого человека сразу шесть поляков. Отбивался он, как мог, однако не хватило силы, и связали Остапа. Взяли его в плен. Тарас хотел помочь сыну, но потерял сознание.

Глава 10.

Очнувшись, Бульба обнаружил, что тяжело ранен, узнал, что везет его вот уже две недели старый друг Товкач в Сечь. Вспомнил Тарас, что его сына взяли в плен ляхи, сорвал тогда повязки со своих ран и снова потерял сознание. Старый друг, как на ребенке, поправил на нем перевязки, увязал в лубки и помчался дальше, желая хоть неживого довести Бульбу до Запорожья. Уже в Сечи Товкач нашел Тарасу знахарку, которая отпаивала воина травами. Через полтора месяца атаман был на ногах. Другой стала Сечь. Погибли многие старые казаки: и те, кто оставался с Бульбой, и те, кто отправился вдогонку татарину. Старый атаман сильно тосковал по своему сыну. Наконец он решился сам отправиться в Польшу, чтобы узнать о судьбе Остапа.

Уже через неделю Бульба был в городе Умань, где проживал его старый знакомый Янкель. Тарас, показав деньги, уговорил еврея провезти его в повозке под кирпичами в Варшаву.

Глава 11.

Янкель привез Бульбу на небольшую еврейскую улочку. Торговец узнал, что Остап сидит в городской темнице. Янкель обещал атаману устроить свидание с сыном. В комнате, где находился Тарас, собрались еще три еврея, они стали о чем-то совещаться на своем языке. Запорожец предложил им деньги и золото в обмен на побег сына из темницы. Жиды решили спросить совета у старого еврея Мардохая. Они велели Тарасу закрыться в доме и никого не пускать, а сами вышли на улицу. Там они долго что-то кричали на своем языке, пока наконец не зашли в комнату. Старый еврей сказал Тарасу: «Когда мы да Бог захочем сделать, то уже будет так, как нужно», чем немного успокоил Бульбу.

Атаман прождал весь день. Когда евреи вернулись, стало ясно, что побег сорвался, поскольку тюрьму окружало войско, а на следующий день была назначена казнь. Однако Янкель обещал все же устроить свидание. Тарасу нужно было переодеться иностранным графом и рано утром подойти в нужное место.

Бульба вычернил усы, брови, надел на темя маленькую темную шапочку, и никто не узнал бы в этом на вид тридцатипятилетнем мужчине старого атамана. Янкель провел Тараса в тюрьму, однако тот заговорил с гайдуком и проявил неосторожность. Поляк заподозрил в нем казака. Положение спас Янкель, давший денег охраннику, однако свидание все-таки не состоялось.

Тарас решил пойти на площадь, чтобы посмотреть, как казнят его сына. Остапа первым вывели к месту казни. Молодой казак с честью выдержал все испытания. Даже жестокие пытки не смогли вырвать из него ни крика, ни стона. Бульба стоял среди толпы, опустив голову, и повторял: «Добре, сынку, добро!»

Только по время последних смертных мук Остап воскликнул: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?»

Вдруг среди всеобщей тишины разадалось: «Слышу».

Военные стали рассматривать толпу. Побледневший Янкель оглянулся, однако Тараса подле него уже не было.

Глава 12.

Вся Сечь собралась под предводительством Тараса Бульбы, идут казаки на Польшу. Бежали польские гарнизоны. Наибольшей свирепостью и жестокостью отличался полк Тараса. Только огонь да виселица ждали его врагов. Когда с поляками был заключен мир. один Бульба не согласился усмирить свою ненависть. Вместе со своим полком, куда прибились все недовольные постыдным перемирием, гулял он по Польше, грабя и выжигая богатейшие замки.

Гетману Потоцкому поручили схватить Тараса Бульбу. Настигли ляхи Бульбу над самой кручей у Днестра-реки. Атаман приказал казакам прорываться сквозь ряды. Пробились было запорожцы, однако на бегу у Тараса выпала люлька с табаком. Остановился казак отыскать верную спутницу и был схвачен ватагой ляхов. Решили поляки сжечь Тараса живьем на костре. Тут же отыскали высокое дерево. притянули казака железными цепями к древесному столбу, гвоздем прибили руки Бульбы, подтянув его повыше, чтобы всем было видна Стали раскладывать костер. Однако не думал о себе Тарас. Смотрел он на поле брани, которое было поред ним, как на ладони. Тарас смотрел туда, где отстреливались отступающие казаки.

Увидел Бульба, что подходят к берегу четыре кормы, и зычно закричал во все горло, чтобы отходили его товарищи к реке. Услышали казаки и последовали совету атамана. Прямо с обрыва на конях сиганули в Днестр. Только двое погибли, не дотянув до воды. Остальным удалось спастись. Увидев, что запорожцы уже в челнах, обрадовался Тарас, закричал, чтобы вспоминали его и каждой весной приходили погулять казаки в Польшу. Затем он обратился к своим мучителям:

«Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!»

Огонь взметнулся над костром, захватывая ноги пленника. Казаки быстро плыли на узких челнах, говоря о своем атамане.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то