Движение губ при разговоре. Как читать язык жестов тела? Жесты и мимика человека

Как уже вскользь упоминалось, рот имелся даже у простейших организмов. Он представлял собой их единственную связь с внешним миром, так как они не имели ни глаз, ни ушей, ни других органов ощущения. Поэтому нет ничего странного в том, что при увлеченности, как и при удивлении, зачастую частично или полностью открывается рот. И наоборот, можно наблюдать, как закрываются губы, когда не хотят общения. Наглядный пример - уже упоминавшаяся неодобрительная гримаса, вызывающая складки вокруг рта.

Сжатые губы также могут указывать на отсутствие желания выпускать что-либо «наружу», например, когда кто-нибудь не хочет или не может внешне проявить какое-либо чувство, боится выболтать тайну, не желает, чтобы с губ сорвалась какая-нибудь колкость или «выскользнула» потаенная мысль.

Когда вы выполняли оба эксперимента по образованию складок на лбу, то рот вы воспринимали в качестве вторичного признака. Если же вы, напротив, будете обращать внимание на положение рта, то глаза и сигналы в области лба будут относиться ко вторичным мимическим признакам.

В наш эксперимент с образованием вертикальных складок лба всегда включался и рот человека. В следующем эксперименте вам придется в еще большей степени проявить свою наблюдательность и реализовать многие навыки, полученные во время предыдущих упражнений. Лица ваших «подопытных» будут излучать массу мимических сигналов. Но вам следует обращать внимание главным образом на рот, остальные сигналы будут в вас входить бессознательно как вторичные.

Мимика рта: эксперимент

Когда мы делаем какое-либо усилие, то обычно закрываем рот. Некоторые оскаливают зубы, другие сжимают губы (часто даже кривят рот). Когда вы в следующий раз пригласите к себе компанию друзей, попробуйте проделать следующее: возьмите три монеты и покажите их друзьям со словами: «Кто может, удерживая в руке эти три монеты, одновременно передвинуть среднюю монету вниз, ни на что не опираясь этой рукой? Причем все действия нужно проводить без помощи второй руки». Затем передайте монеты желающему. После этого у вас появится возможность наблюдать сигналы, которые встречаются не только в ситуациях, когда человек что-то делает впервые, то есть требующих повышенной сосредоточенности, но также и в повседневной жизни.

Уголки рта

Важнейший элемент, влияющий на выражение лица, это уголки рта. На картинке ниже вам предлагаются три «лица», на которых отсутствует рот. Вы должны к лицам А, Б и В дорисовать соответствующие рты а, б и в:
а: едва заметное поднятие уголков рта;
б: ровный, спокойный рот, уголки его ни подняты, ни опущены;
в: едва опущенные уголки рта.

Если вас поразили те отличия, которые произошли из-за вроде бы столь незначительных изменений, тогда запомните:
Мимические формы выражения всех трех областей лица могут быть использованы для интерпретации в качестве сигналов только в совокупности.

Невозможно ни поднять, ни опустить угол рта ни на один миллиметр, не приведя одновременно в движение и другие мышцы лица.

Радостно-довольное лицо и угрюмо-неодобрительное в целом производят очень разное впечатление (см. рис. 8).

Поэтому информация, относящаяся к положению уголков рта, интерпретируется только вместе с другими сигналами.

Мы уже рассматривали, что означают мгновенно сжатые губы. Здесь речь должна идти о людях, которые сжимают рот так часто, что у них у уголков рта образовались глубокие вертикальные линии. Мы уже упоминали, что эти линии могли возникнуть в результате болезни или тяжелой судьбы, но часто эти линии являются результатом примерно такого жизненного пути: в юности этот человек имел «великие планы» (у молодых людей уголки рта, скорее, подняты вверх). Затем эти люди теряли одну иллюзию за другой. Они пережили период фрустрации и разлада, все больше и больше стали замечать, как большинство их стремлений, желаний и надежд ускользает. Это постепенно отравляло их жизнь. В зрелые годы такие люди часто уже имеют тонкие линии, отходящие от губ. Позднее уголки рта хронически опускались, губы сжимались и все это закреплялось положением мышц. И вот мы уже видим спускающиеся вниз, глубоко «врезавшиеся» линии. Так что этот хронически сжатый рот часто характеризует недовольных или несчастных, потерявших иллюзии людей, которые в настоящее время уже вряд ли способны на что-либо конструктивное. Такие люди часто испытывают жалость к самим себе и ищут во всем только негативное, считая, что ничего хорошего быть уже не может. Но имеется еще и другой вид сжатых губ - «надутые», стянутые «бантиком», словно их хозяин готовится к выступлению на конкурсе художественного свиста.

Сжатые губы

Эрик Берн в одной из своих книг предлагает эксперимент, в котором работают не только мышцы лица, но и мышцы спины (вместе с уголками рта). Сядьте (если вы в данный момент не сидите) и напрягите мышцу заднего прохода. Теперь слегка наклонитесь вперед и попытайтесь встать, ни на что не опираясь и не теряя контроля над сильно ущемленной мышцей заднего прохода.

Стоп.

Ну, что ж, достаточно ли вы любопытны, чтобы это испробовать? Тогда вы непременно почувствуете, что напряжение через позвоночник передается вверх к вашим губам. Так стянутые вместе и при этом слегка заостренные губы есть другая форма сжатых губ, нежели когда вы сжимали губы, держась прямо, и при этом уголки рта были опущены. Эта форма у американцев называется «tight-ass».

Если американец о ком-нибудь говорит, что он «tight-ass», то тем самым он имеет в виду различные вещи. Во-первых, этот человек может быть «внутренне зажат», то есть он в своих проявлениях не открыт и не свободен. Во-вторых, он может быть преувеличенно сдержан (а заодно и жаден). Наконец, это слово обозначает также любого человека, который придерживается строгих моральных требований и одновременно осуждает тех, кто достаточно вольно обходится с этими требованиями. Так трезвенник поучает любителя выпить, что алкоголь - это яд и самое что ни на есть лучшее - бросить это глупое занятие. Так же старая дева осуждает ветреность молодой любви...

Дальше мы еще будем говорить о том, как в народе объясняют взаимосвязь физического и психического перенапряжения. Все, кто задумывается над взаимной зависимостью физического и психического, испытывают, по крайней мере, удивление перед нашим телом. Как в нем все взаимосвязано: например, при возбуждении уменьшается электрическое сопротивление кожи; гормоны зависят от настроения и в свою очередь влияют на него, и т. д. Поэтому я предпочитаю восточную установку, которая вместо «я имею» заявляет:
Я есть мое тело.
Точно так же у наших ближних «есть» их тело. Поэтому, когда мы общаемся (и даже когда мы одни), наше тело «участвует в разговоре» на правах «самостоятельного» собеседника.

Что же касается уголков рта, то они представляют собой не только инструмент передачи информации (многие могут «считывать» с наших уголктов рта то, что не может быть услышано), но через них осуществляется в высшей степени эффективная связь взаимных влияний физического и психического.

Улыбайтесь!

В Китае есть поговорка: «Кто не умеет улыбаться, тот не должен открывать магазин». Тем самым восточная мудрость не только считает, что угрюмый хозяин магазина отрицательно действует на покупателей (которые могут больше не прийти), но в ней просматривается мысль, что человек, который не умеет улыбаться, сам по себе уже человек «плохой». У него нет согласия с самим собой, покоя внутри, он постоянно чем-то недоволен и т. д. С такой установкой сложно добиться успеха, где бы человек ни работал: в торговле, в промышленности, в сфере обслуживания, да и в любой другой области.

Отсюда понятно, почему «камнем преткновения» для американских менеджеров являются не только «продавцы», которые не умеют улыбаться, но и их руководители. Можно было бы сказать так: начиная со среднего уровня руководства не вполне целесообразно использовать людей, углы рта которых хронически опущены.

И еще один эксперимент, просто поразительный по своим результатам: в следующий раз, когда у вас состоится неприятный разговор, вскоре после которого вам предстоит еще один деловой визит, попробуйте улыбнуться перед тем, как пойти на эту встречу. Между разговорами постарайтесь найти укромное местечко и там, за закрытыми дверями (чтобы никто вас не видел), провести этот опыт.

На первый взгляд этот совет выглядит полным абсурдом. Во-первых, вам сейчас совсем не до смеха, и во-вторых, вы знаете, что в любом случае получится разве что гримаса, а никак не улыбка. Это так и не так. Пусть будет «гримаса», «вымученная улыбка», «комичная ухмылка», но все же заставьте уголки вашего рта подняться! Это вызовет цепную реакцию взаимных влияний языка тела и чувств. Если вы удержите на своем лице «ухмылку» хотя бы секунд двадцать, то неожиданно для вас начнет изменяться и ваше состояние! Сначала вам ваша ухмылка покажется «смешной». Затем она превратится в слегка «вымученную» улыбку; ну а от нее уже совсем недалеко и до «искренней улыбки»!

Затем вы осознаете, что опять способны ясно мыслить.

А все потому, что вы успокоились. И вот вам уже кажется, что тот, на кого вы только что сердились, не так уж и виноват, что он «не знал», «не хотел» или в этот момент «не мог» иначе.

Между тем ваша «улыбка» приобрела более «светлый» оттенок.

Если вы теперь направитесь на встречу со следующим партнером, то, конечно, не будете светиться от счастья, но все же у рта не будет и складок неудовольствия, которые могли бы в свою очередь вызвать отрицательную реакцию партнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут продуктивно.

Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на большинстве скульптурных изображений Будды).

Открытый рот

Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что необходимо «повесить» расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. «Цивилизованный» человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится «рыхлым» и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.

Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это бывает разве что у «деревенских дурачков» - в высшей степени неприятная ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот - это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!

С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно упомянуть следующие:
1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.
Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак «отсутствия целеустремленности» и «дурного характера», так как исходят из закрепленного в западной норме правила («рот должен быть закрыт!»). Я заостряю на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков), но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).

Черты горечи вокруг рта

Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)

Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и во-вторых, за изменением ощущений во рту.
Стоп.
Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.
Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом поддающейся описанию и определяемой как черты «горечи».

Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы чувствуем что-то «горькое», при определенных неприятных чувствах, как, например, чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда, когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом встречаете слово «мерзость», то, если вы достаточно прониклись этим ощущением, на вашем лице можно заметить те же черты горечи.

Люди, к лицу которых «прилипла» эта, как иногда говорят, «мина горечи», своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно таких людей стараются избегать.

Черты удовольствия вокруг рта

Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...)
Стоп.
Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно, такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного. Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них останавливаться.

Подбородок

Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут назад.
В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то, что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда вы произносите «о-о-о-о» или «и-и-и-и».

Последнее обновление: 14/05/2014

Язык тела как раз и относится к невербальным сигналам, которые мы используем в процессе общения. По мнению экспертов, эти сигналы составляют огромную часть ежедневного общения. При помощи нашей мимики, наших движений можно передать значительные объёмы информации.
По данным разных исследователей, посредством языка тела осуществляется от 50 до 70% всей коммуникации. Понимание языка тела важно, но не менее важно помнить и о других факторах (контекст, например), а также обращать внимание на сигналы в совокупности.

Мимика

Задумайтесь на минуту о том, сколько информации человек передать с помощью всего лишь лица. Улыбкой можно выразить одобрение или счастье, а хмурый взгляд, наоборот, расскажет о неодобрении или трудностях. В некоторых случаях, наше выражение лица может проявить наши истинные чувства по поводу конкретной ситуации. Даже если Вы скажете, что чувствуете себя хорошо, взгляд Ваш может сказать людям об обратном.
При помощи мимики можно выразить:

  • счастье;
  • печаль;
  • гнев;
  • удивление;
  • отвращение;
  • страх;
  • волнение;
  • желание;
  • презрение и т.д.

Исследователь Пол Экман доказал универсальность различных выражений лица, привязав их к конкретным эмоциям - включая радость, гнев, страх, удивление и печаль.

Глаза

Глаза часто называют «зеркалом души» за их способность много рассказать о том, что человек чувствует или думает. Когда Вы беседуете с другим человеком, внимание к движению его глаз - естественная и важная часть процесса коммуникации. Среди общих деталей, на которые мы обращаем внимание - зрительный контакт (человек смотрит Вам прямо в глаза или избегает встречи с Вашим взглядом), частота мигания, степень расширения зрачков. Поэтому, анализируя невербальные сигналы человека, обратите своё внимание в первую очередь на них:

  • Зрительный контакт. Если человек смотрит прямо в глаза во время беседы, это может указывать на его интерес и внимание. Тем не менее, длительный контакт может означать и угрозу. С другой стороны, опущенный взгляд и частое обращение в сторону могут означать, что человек отвлекся, ему неудобно, или он пытается скрыть свои истинные чувства.
  • Мигание. Это естественное движение; тем не менее, нужно обращать внимание на частоту мигания. Люди мигают чаще, когда они испытывают огорчение или дискомфорт. Редкое мигание может означать, что человек намеренно пытается контролировать свои движения глаз. Например, игрок в покер может мигать реже, чтобы скрыть возбуждение, вызванное комбинацией в его руках.
  • Размер зрачка. Один из наиболее тонких сигналов - тот, что глаза передают посредством изменения размера зрачков. Хотя на размер зрачков влияет и уровень освещённости, иногда небольшие изменения в размере зрачка могут быть вызваны эмоциями. Например, «томный» взгляд, показывающий влечение к другому человеку.

Рот

Выражения и движения губ также могут оказаться полезными при чтении языка тела. Например, покусывание нижней губы может означать, что человек испытывает беспокойство, страх или неуверенность.
Прикрывая рот, человек может всего лишь проявлять вежливость - если он зевает или кашляет; но в некоторых случаях это может выдать, например, попытку скрыть правду. Улыбка - пожалуй, один из самых выразительных сигналов, но даже её можно интерпретировать по-разному. Улыбка может быть искренней или же использоваться для выражения поддельной радости, сарказма или даже цинизма. Важно обращать внимание на следующие сигналы:

  • Поджатые губы. Они могут служить индикатором отвращения, неодобрения или недоверия.
  • Покусывание губ. Люди кусают губы, когда волнуются, испытывают тревогу или стресс.
  • Прикрытый рот. Когда люди хотят скрыть эмоциональную реакцию (особенно на то, что говорят они сами), они могут прикрыть рот ладонью, чтобы скрыть улыбку или усмешку.
  • Движение уголков губ. Небольшие изменения положения губ также могут стать едва уловимыми индикаторами состояния человека. Если уголки губ слегка приподнять, человек, скорее всего, чувствует себя счастливым и настроен оптимистично. Если они слегка опущены, это может означать печаль, неодобрение или неприязнь.

Жестикуляция

Жесты - самые очевидные из сигналов. Есть распространенные и простые для понимания жесты, однако есть и такие, которые в зависимости от культуры приобретают различный смысл. К самым распространённым жестам относят:

  • Сжатый кулак. Он может указывать на гнев или солидарность.
  • Пальцевые жесты. Их используют в качестве жестов одобрения и неодобрения.
  • Жест «OK». Большой и указательный пальцы, образующие кольцо, и выпрямленные другие три пальца можно, конечно, использовать в значении «всё хорошо». Однако в некоторых частях Европы тот же самый сигнал используется для обозначения презрения, а в некоторых странах Южной Америки этот жест приобретает вульгарное значение.
  • Жест «Виктория». В некоторых странах означает мир или победу. А вот в Великобритании и Австралии он приобретает агрессивное значение, если тыльная сторона ладони обращена наружу.

Руки и ноги

Положение рук и ног также может принести пользу при анализе невербальных сигналов. Скрещённые руки могут показывать защитную реакцию, скрещённые ноги - неприязнь или дискомфорт. Если человек стоит, поместив руки на пояс, это, скорее всего, означает, что он готов к чему-то и контролирует себя, также этот сигнал может свидетельствовать о его агрессивности. Руки за спиной держит человек скучающий либо испытывающий беспокойство либо гнев. Быстрые движения пальцев или суетливость могут быть признаком того, что человек скучает, нетерпелив или разочарован.

Поза

Положение нашего тела - важный элемент невербальной коммуникации. Термин «поза» подразумевает не только положение тела, но и общую физическую форму человека. Осанка может много рассказать о том, как человек себя чувствует, а также намекнуть на личностные характеристики - уверенность в себе, открытость, покорность.
Сидя прямо, например, человек ориентирован и обращая внимание на то, что происходит вокруг него. Сидя, согнувшись вперед, человек показывает свою скуку или безразличие.
Открытая поза указывает на дружелюбие и готовность к контакту, закрытая - на враждебность, негативное отношение и тревогу.

Личное пространство

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то заявляет о своей потребности в «личном пространстве»? Когда-нибудь Вы начинали чувствовать себя неловко, если кто-то стоял слишком близко к вам? Проксемика имеет дело с расстоянием между людьми, а также с использованием ими этого расстояния. Так же, как движения тела и мимика, пространство между людьми может рассказать об их взаимоотношениях очень многое.
Антропологу Эдварду Т. Холлу удалось описать уровни социальной дистанции, характерные для различных ситуаций:

  • Интимная дистанция (до 45 см). Такое расстояние часто указывает на тесные отношения или комфорт, существующие между людьми. Для этой зоны характерны проявления дружеского или интимного характера - объятия, шёпот или прикосновения.
  • Личностное расстояние (от 45 см до 1,2 м). Такое расстояние характерно обычно для людей, которые являются членами одной семьи или близкими друзьями. Чем ближе друг к другу люди могут комфортно находиться во время общения, тем более близкие отношения между ними.
  • Социальная дистанция (от 1,2 до 3,6 м). Это расстояния характерно для общения знакомых друг с другом людей. С тем, кого Вы знаете достаточно хорошо, например, коллегой, Вы можете чувствовать себя комфортно на более близком расстоянии. Если же Вы знаете другого человека недостаточно хорошо, например, почтальона, Вам будет более комфортно общаться с ним на расстоянии около 3,6 м.
  • Общественное расстояние (более 3,6 м). Такое расстояние используется для публичных выступлений. Беседа с классом, полным студентов, или презентация на работе - хорошие примеры такой ситуации.

Важно также отметить, что дистанция, при которой люди чувствуют себя комфортно, может варьироваться от культуры к культуре. Один из примеров - разница между культурами стран Северной и Южной Америки. Население стран Латинской Америки склонно чувствовать себя более комфортно, находясь ближе друг к другу во время взаимодействия, в то время как в Северной Америке людям нужно больше личного расстояния.

Когда вы начинаете понимать людей? После длительного общения или с первого взгляда? Многие из нас оценивают окружающих не только по сказанным ими словам или сделанным поступкам, но так же и по внешности. Когда мы пытаемся оценить и понять человека, то мы в первую очередь обращаем внимание на мимику лица собеседника. Благодаря языку мимики можно делать довольно таки верные психологические выводы.

К языку мимики относятся движение бровей и губ. Только они могут опровергнуть или подтвердить сложившееся впечатление о собеседнике. Если губы собеседника плотно сжаты, то это говорит о его решимости и настойчивости. Если губы плотно прижаты друг к другу и зубам-это говорит о переживаемой приятной сентиментальности и наивности тщеславия.

Если человек протестует, то он выдвигает губы вперед , при этом уголки его рта немного приподняты и рот слегка приоткрыт. Если человек сильно удивлен, то его рот открыт максимально широко. Часто данный сигнал мимики сопровождается выпученными глазами, которые с непониманием смотрят на причину удивления. Когда человек облизывает губы, то значит, он находиться в предвкушение чего-либо.

Особое значение в языке мимики отводиться положению уголков губ . Дарвин говорил, что если уголки губ опущены вниз-это считается рудиментом плача. Как бы ни старался человек казаться веселым, такая мимика лица все равно его выдаст и сообщит о его печали, болезненном отказе от чего-то или разочаровании. Уголки рта оттянуты вниз с напряжением-такой сигнал мимики означает недооценивание чего-то, издевка, отвращение, недоброжелательность, иронию или занудство. Если искривлен только один уголок рта, то это свидетельствует об иронической усмешке.

Рот считается самой подвижной частью лица. По нему можно узнать испытывает человек радость или боль. Губы, выпяченные вперед, означают враждебность, а если они еще и поджаты, то это значит, что человек испуган. Напряженные поджатые губы выражают бессильный гнев. Если вовремя разговора или смеха рот искажается, то это выражает негативное стремление. Если рот подергивается и дрожит, это означает тревогу, предупреждение о повышенной нервозности. Скрежетание зубами без всякой видимой причины говорит о перенапряжении или напряжении.

Выдвинутый вперед подбородок выражает жестокость и насилие. Особо предательской вещью считается смех. В смехе можно выявить подлость, глупость, ненависть, презрение, насмешку, фальш, смущение и так далее. Улыбка может иметь множество видов. Те люди, которые постоянно улыбаются или смеются, со временем их лица приобретают дружелюбное, улыбающееся выражение мимики лица.

Чем улыбка непринужденнее и свободнее, тем в большей степени она проявляет чистую и наивную радость. Если улыбка наигранна и вынужденная, то она неожиданно возникает и также быстро исчезает, поэтому скрытое за ней лицемерие становится очевидным.

Если во время улыбки губы сомкнуты и напряжены, то это уже скорей всего не улыбка, а усмешка. Сжатые губу означают отстраненность. Если человек не улыбается, а строит гримасы улыбки, то это означает что перед вами мерзавец, наглец или просто коварный человек. При помощи кривой улыбки человек может скрыть подлинное мнение дружелюбия.

Брови также как и рот могут выражать различные чувства человека. Если лоб собеседника наморщился, то это означает его напряжение, неудовольствие, критику, потрясение, бешенство или гнев. Если брови имеют форму полумесяца, то это выражает удивление или недоумение, а если это сочетается с улыбкой-удовольствие и радость.

Нос человека , как правило, мало подвержен изменениям, но все же малозаметные его изменения можно уловить, особенно если они неоднократны. Так наморщенный нос свидетельствует реакцией на горечь. Раздутые ноздри означают вдыхание запаха, а также ярость и возбуждение. Также раздувают ноздри темпераментные люди с продолжительным и сильным чувством, что обозначает их возбуждение. Если носогубная складка заметно глубока, то это результат постоянного напряжения, что говорит о выносливости и жизненной силе человека.

Когда мимики лица имеет множественное выражение, например холодные глаза и смеющийся рот, то анализ возможен только лишь вовремя наблюдения за каждым отдельным выражение и сочетание его с другими.

Каждый ваш жест, какой бы вы ни делали, что то означает. Наклон головы, почесывание, ерзанье — за этим стоит внутренее состояние собеседника. Как читать язык жестов и поз вашего тела? Несколько от эксперта.

Вот некоторые жесты лица

Фотография 1. Убирание волос с лица. Этот жест — комбинация и волнения, и флирта, помогает привлечь внимание к вам и вашим женским достоинствам (шее и лицу). Не удивительно, что этот жест часто используется.

Улыбка. Улыбка только тогда на 100% улыбка, когда задействуются мышцы глаз. Люди, которые только скалятся (приоткрывают зубы) более 5 секунд или задействуют только мышцы губ скорее всего притворяются. Часто улыбаясь на рабочем месте, вы можете прослыть не совсем серьезной.

Мигание. Частота мигания обычного состояния 6-8 раз в минуту. В состоянии стресса вы будете мигать чаще и резче. Если хотите узнать как он относится к вам: волнуется или вы ему безразличны присмотритесь к миганию. Его глаза вам расскажут правду.

Фотография 2. Положение губ. Кусание, посасывание или лизание губ означает, что человек находится под давлением или человек находится в неловком положении и пытается вернуть комфортное состояние или успокоить себя.

Чесание носа. Не попадитесь в сети вранья. Когда человек врет, это сопровождается выбросом адреалина. По этим причинам расширяются капилляры, которые служат причиной чувства, что нос чешется. Другим четким сигналом вранья является упорный взгляд на вас. Человек старается и переутруждается в попытке остановить бегающие глаза.

Стрельба глазками. Это стремление завлечь в свои сети, обычно используется в отношениях парень-девушка, отражает смятение в вашей голове. Нравлюсь ли я ему? Нравиться ли он мне? Хочу ли я, чтоб он подошел ко мне? Кроме того, в отличие от прямого взгляда, бегающие глаза являются защитной мерой. Если он не подойдет, будете ли вы считать себя отверженной?

Кивание головой. Если вы будете кивать головой, а особенно, если 3 раза подряд, то говорящий будет чувствовать вашу заинтересованность в его словах и это удлинит его ответ. Совет для мудрых: кивни один раз, если хочешь закончить разговор.

Фотография 3. Закрывать глаза. Если вы прикрываете глаза веками дольше, чем в процессе мигания, это значит, что хотите получше запомнить, сохранить визуальные и слуховые сигналы. Это механизм защиты мозга от обработки, чего-то излишнего или опасного.

Опускать глаза вниз. Этот кроткий жест означает бессознательную ставку на общественную поддержку, любимая тактика маленьких детей или, например, принцессы Дианы. Это часто вызывает родительский ответ. Если это делает кто-то по отношению к вам, то это значит, что ищет поддержку у вас.

Поджимать губы. Сужение очертания рта явный признак гнева. Потому что, если человек в своем уме он никогда не сможет симитировать такую реакцию.

Фотография 4. Наклон головы. Наклонив голову в сторону, когда слушаете рыдания подруги вы выражаете чувства, что вникаете в ее проблемы. Вы хотите выслушать каждое ее слово.

Поднимание и излом бровей. Поднятие одной или двух бровей означает ваше любопытство, интерес и удивление. Когда брови опускаются вниз это означает смятение и страх. Если вы безразличны к словам и поступакам ваши брови остаются на обычном месте.

Читаем жесты тела

Фотография 1. Стойка, ноги вместе. Эта консервативная позиция означающая уважение к собеседнику.

Ноги направлены к объекту внимания. Вы слушате своего начальника. Обычно выши ноги направлены в сторону собеседника, который привлек ваше внимание. Когда вы беседуете вдвоем и подходит третий, если вы готовы или приглашаете, чтобы он принял участие в разговоре ваши ноги занимают примерно положение под углом 45 градусов к собеседникам.

Фотография 2. Ноги врозь . Ноги врозь на ширине плеч направлены на собеседника, руки уперты в бока. Позиция доминирования и определенности. При отстаивании своей твердой позиции в споре или обсуждении. Для убедительности руки упираются в бока.

Наклоны. Здесь ничего сверхестественного. Вы подаетесь в сторону людей, которые вам нравяться и отклоняетесь от людей, которые не нравятся. Обратите внимание на позицию вашу и собеседника. Если вы оба стремитесь друг к другу вы оба наклонены друг к другу. Это создает доверие.

Фотография 1. Перенос веса тела с ноги на ногу в стороны или перенос веса с носков на пятки. Перенос веса тела с ноги на ногу в стороны или вперед-назад означает, что вы себя хотите успокоить, привести в норму, потому что вы расстроены или в тревоге. Такое физическое состояние отражает и внутренее состояние души вы не можете однозначно занять позицию готовы и на то и на это.

Массирование лба или мочек ушей. Это успокаивающее движение внутреннего источника тревоги или беспокойства. Например, вы сидите в аудитории и ожидаете, что сейчас вас вызовут отвечать. Когда вы сидите это может выражаться в обхватывании себя руками или поглаживании бедер. Движения интуитивно направлены на снижение артериального давления и снижения пульса сердца.

Фотография 2. Срещивание рук на груди. Означает, что вы не будете быстро принимать решение. Эта поза не означает гнев, но в сочетании со скрещенными ногами это будет оборонительная поза. Обратите внимание на окружающую обстановку. Обычно это обозначает, что человеку холодно, а бывает, что некоторым так стоят просто удобно.

Читаем жесты руки

Ваши ладони раскрыты. Раскрытая ладонь говорит о том, что вы готовы к новым идеям. Если держите руки ладонями вниз и сжимаете в кулаки это означает, что у вас сильная позиция, но не гибкая.

Потирание ладоней. Вы не выходите из под конроля над собой. Те, кто при разговоре жестикулируют, кажутся энергичными, приятными и теплыми, кто жестикулируют меньше кажутся более логичными и аналитическими. Жесты могут обманывать слишком энергичные жесты означают слабую позицию. Если боитесь показаться слишком экзальтированными, во время разговора держите что-нибудь в руках.

Прятать ладони. Прятать ладони либо между колен, либо в карманах, либо держать их за спиной означает, что собеседник пытается скрыть, обмануть. Он может говорить одно, но на уме у него другое.

Грызть ногти. Грызть ногти признак неуверенности в себе, слабости. Для сдерживания от этой привычки попытайтесь сплести пальцы рук и появление уверенности.

Жесты ног

Пальцы ног смотрят внутрь. Даже если вы сидите прямо, плечи выровнены — все жесты открытой позы тела, вас могут выдать пальцы ног. Если большие пальцы ног смотрят друг на друга, то это означает, что вы что-то скрываете, чувствуете себя неловко или в небезопасности.

Ерзанье. Когда вы чувствуете, что не знаете куда поставить ноги, переминаетесь с носков на пятки это означает, что у вас есть внутренее напряжение, а движения направлены на снятие этого напряжения. Практический совет для скрытия, хотя бы ноги держать скрещенными.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то