Эмпирическая база исследования. Используемые источники Структура эмпирического исследования

Теоретическая основа исследования – эта система научных положений, научных теорий, методологический принципов и подходов, на основе которых выдвигалась гипотеза исследования и проводился анализ теоретических и эмпирических результатов исследования.

Теоретической основой исследованияявились теории учебной деятельности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова; концепции профессиональной компетенции и профессиональной компетентности, разрабатываемые в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО под руководством Г.В. Мухаметзяновой.

Методы и методики исследования

В переводе с древнегреческого «метод» означает «путь к...» - путь к достижению определенной цели, какого-либо результата.

Говоря о методе исследования , обычно имеют в виду определенные принципы, способы познания, а также разработанные на их основе правила и процедуры исследования.

К основным методам исследования, используемым в психологии относятся:

а) методы теоретического исследования (сравнение, обобщение, классификация, типологизация, метод аналогий);

а) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование);

б) методы математической обработки и анализа эмпирических данных (статистический, корреляционный, кластерный, факторный, дисперсионный, контент-анализ);

Выбор метода определяется выбором объекта и предмета исследования, целями и задачами исследования, а также возможностями и пристрастиями исследователя.

Методика исследования – конкретная форма реализации метода, позволяющая получать исходные эмпирические данные (протоколы наблюдения или эксперимента, конкретный тест, отдельная анкета или опросник).

В исследовании были использованы методы экспертных оценок, эксперимента, психологического тестирования, анкетирования.

Для определения уровня профессиональной компетентности учителей использовались специально разработанная Анкета (см. Приложение 1) и бланк экспертных оценок (см. Приложение 2).



Степень понимания учащимися объяснений учителя определялась методом контент-анализа.

Для определения уровня развития процессов мышления использовались интеллектуальные тесты (см. Приложение 3).

При обработке и анализе эмпирических данных использовались методы математической статистики и корреляционного анализа.

Проверка достоверности результатов эмпирического исследования осуществлялась с использованием статистических критериев Стьюдента.

Опытно-экспериментальная база исследования

Экспериментальная база исследования– это место, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования (учреждение образования, организация), и выборки испытуемых, которые принимали участие в исследовании.

Экспериментальной базой исследования была гимназия № 75, учащиеся 8-х и 10-х классов в количестве 96 человек (54 девочек и 42 мальчика) и учителя-предметники в количестве 8 человек со стажем педагогической деятельности от 3 до 15 лет.

Практическая значимость исследования

Обоснование практической значимости исследования требует указания на прикладные области психологии, в которых возможно применение результатов исследования.

Основная часть работы

В главах основной части работы подробно рассматривается состояние проблемы исследования, дается обоснование гипотезы исследования, описываются методики и процедуры исследования, приводятся основные результаты и дается их интерпретация. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения поставленных задач, выносятся в приложение, на которые в основном тексте работы обязательно должны быть ссылки.

Основная часть работы делится на две части: теоретическую и эмпирическую.

2.5.1. Теоретическая часть

В теоретической части раскрывается теоретическая база исследования. Раздел включает в себя:

· анализ ключевых понятий и основных теоретических подходов, используемых в исследовании темы ВКР, с обязательной ссылкой на публикации ведущих специалистов (психологов), которые занимались исследованием тех или иных аспектов данной темы;

· анализ эмпирических данных по проблеме исследования, полученных разными авторами, и выражение своего отношения к ним (к каким относится критично и почему);

Логика изложения материала в теоретической части должна быть подчинена цели формулирования и обоснования гипотезы исследования и подходов к ее эмпирической проверке.

При изложении теоретической части обязательно делать ссылки на литературные источники (публикации), из которой берется тот или иной материал. Ссылка делается с использованием квадратных скобок, в которых проставляется номер, под которым данная публикация значится в списке используемой литературы, например . При цитировании каких-либо положений и заимствовании отрывков текста из используемой публикации следует указывать и номер страницы, на которой расположен соответствующий текст, например .

Задача теоретической части – глубже разобраться в сущности выбранной темы исследования. Эта часть показывает уровень понимания студентом проблемы и предмета исследования, дает представление о том, насколько студент ориентируется в том, кто из психологов и какой вклад внес в исследуемую им проблему.

2.5.2. Эмпирическая часть

В отличие от теоретической части, где студент демонстрирует свои умения работать с литературой и анализировать различные теоретические концепции, в эмпирической части он демонстрирует навыки практического использования различных психодиагностических процедур, умение работать с испытуемыми, организовывать и проводить психологическое тестирование.

В данном разделе необходимо подробно описать порядок организации и проведения исследования, используемые в исследовании методы и методики, перечень диагностируемых показателей, порядок обработки и анализа исходных эмпирических данных.

Следует дать по возможности развернутые ответы на вопросы о том, что исследовалось и измерялось, как проводилось исследование и измерение, какие результаты были получены. Обязательно необходимо указать степень точности и уровень достоверности результатов исследования.

Эмпирическая часть исследования включает в себя:

Описание и обоснование выбора методик и процедур, используемых в исследовании;

Указание на порядок отбора испытуемых для исследования;

Изложение результатов качественной и количественной обработки и анализа полученных эмпирических данных;

Интерпретацию данных (т.е. раскрытие их научного психологического содержания, прежде всего, в контексте проблемы и гипотезы исследования);

Оценку достоверности выводов, которые делаются на основании анализа эмпирических данных, и их соотношение с гипотезой исследования (насколько она подтверждается или не подтверждается).

Заключение

Данная часть работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Здесь дается краткое изложение результатов и выводов, полученных в ходе выполнения ВКР, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Необходимо подчеркнуть то новое, существенное, что получено в результате исследования.

Обычно конечные результаты исследования оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев.

В данной части можно отметить, какие важные побочные научные результаты получены, какие в связи с этим встают новые научные задачи.

Список литературы

Список используемых литературных источников располагается после выводов и перед приложениями. Он позволяет документально подтвердить достоверность приводимых в тексте заимствований и ссылок.

Количество указываемых литературных источников – от 15 до 30.

Расположение библиографических источников дается либо по фамилии автора, либо по первому слову в названии книги, документа или статьи, если авторы не указаны. Авторы-однофамильцы располагаются в алфавите инициалов. Труды одного автора - в хронологическом порядке.

Правовая и эмпирическая основа исследования.

Правовую основу настоящего исследованиясоставили: исторические правовые документы, действующее отечественное законодательство, включая Конституцию РФ, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты РФ, законодательство субъектов РФ, международные договоры, законопроекты по тематике исследования, зарубежное законодательство.

В качестве эмпирической основы работы выступили: материалы судебной практики; правоприменительная практика ФНС России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов, осуществляющих ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; статистические и социологические данные, а также опыт собственной практической деятельности в рассматриваемой сфере.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём был осуществлен теоретический анализ правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства, включающий исследование государственной регистрации субъектов предпринимательства как общего механизма легитимации, аккредитации - как специального механизма легитимации, применяемого в отношении отдельных субъектов предпринимательства, а также изучение правовых проблем действующего порядка легитимации субъектов малого и среднего предпринимательства.

В работе определено содержание понятия «легитимация субъектов предпринимательства»; представлена система правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства; проведено сравнительное исследование механизмов государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства.

В диссертации проанализированы последние изменения законодательства о государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства, изучено содержание наиболее значимых для области исследования законотворческих инициатив, в результате чего были выявлены основные факторы, определяющие направления развития соответствующего правового регулирования, обнаружены коллизии и пробелы, а также сформулированы предложения по его совершенствованию.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие теоретические положения, выносимые на защиту:

1. На современном этапе в рамках отрасли предпринимательского права сформировался институт легитимации субъектов предпринимательства, носящий комплексный характер. Предметом регулирования указанного правового института являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием коммерческих организаций, государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, открытием филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также приобретением субъектами предпринимательства специального правового статуса.

2. Легитимация субъектов предпринимательства - это совокупность юридических процедур, направленных на признание государством фактов возникновения субъектов предпринимательства, приобретения ими статуса, необходимого для законного осуществления предпринимательской деятельности, а также предоставление отдельным субъектам предпринимательства специального статуса, дающего право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, использовать льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

3. Явочно-нормативный порядок легитимации, предусматривающий проверку соблюдения порядка создания юридического лица, соответствия его учредительных документов закону, целесообразно применять в отношении как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Заявительный порядок легитимации допустим для индивидуальных предпринимателей. Разрешительный порядок легитимации необходимо использовать в отношении отдельных видов коммерческих организаций, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, а также для предоставления субъектам предпринимательства специального правового статуса в результате их аккредитации.

4. Государственная регистрация и государственная аккредитация как правовые механизмы легитимации субъектов предпринимательства представляют собой административные процедуры, выполнение которых позволяет субъекту начать осуществлять предпринимательскую деятельность в определенном качестве и в то же время предполагает возможность государства проверить законность соответствующего притязания, а в случае аккредитации – также компетентность предпринимателя, его соответствие специальным квалификационным требованиям. Специфическим признаком аккредитации выступает выражение государством особого доверия аккредитованным лицам. Другими существенными отличиями, позволяющими чётко определить сферу применения каждого из указанных механизмов легитимации, выступают: круг адресатов; заявительный или разрешительный характер процедуры; предъявление требования к создаваемому или уже существующему субъекту; срок, на который предоставляется правовой статус.

5. Государственная регистрация и государственная аккредитация имеют две основные цели – возникновение общей или специальной правосубъектности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также введение их деятельности в очерченные законом рамки, что позволяет указанным механизмам выполнять легитимационную, контрольно-учётную, информационную и охранительную функции.

6. Отнесение государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к государственным услугам, понимаемым как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей, не позволяет разграничить контрольные функции регистрирующего органа и собственно оказание государственной услуги, приобретающей в данном случае принудительный характер. Целесообразно определить как государственную услугу приём документов для государственной регистрации и выдачу документов, подтверждающих её осуществление, а не государственную регистрацию в целом. В качестве государственной услуги также необходимо рассматривать предоставление регистрирующим органом сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

7. Полноценное осуществление предварительного контроля за законностью создания субъектов предпринимательства требует проведения на стадии учреждения юридических лиц проверки соответствия их учредительных документов закону, а также соблюдения порядка их создания, для чего предлагается наделить нотариусов полномочиями по удостоверению учредительных документов, протоколов общих собраний (решений) учредителей (участников, акционеров), фиксирующих их волеизъявление на создание новых юридических лиц, реорганизацию и ликвидацию существующих юридических лиц, внесение изменений в их учредительные документы или сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Представляется возможным наделение нотариуса полномочиями по проверке дееспособности физических лиц при удостоверении подписей граждан на заявлениях о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

8. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает следующие элементы: сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов, порядок принятия решения о государственной регистрации, а также основания для отказа в государственной регистрации. Выделение указанных элементов порядка государственной регистрации позволяет отграничить закрепление специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц (банков, некоммерческих организаций) от случаев неправомерного установления в законодательстве требований о представлении для государственной регистрации дополнительных документов.

9. Признание государством статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в силу их соответствия критериям, установленным законом, предполагает предварительное подтверждение данного статуса в случае обращения за получением поддержки или использования предусмотренной законодательством льготы, что сводит на нет преимущества данного механизма легитимации. Целесообразно обеспечить внесение регистрирующим органом сведений о соответствии субъекта предпринимательства критериям отнесения к микропредприятиям, малым или средним предприятиям в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что должно исключить дополнительные требования о подтверждении правового статуса.

С учётом приведенных теоретических положений, а также выявленных пробелов правового регулирования предложено внести изменения в действующее законодательство.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена актуальностью, новизной темы, теоретическими и практическими выводами и предложениями. На основе комплексного и сравнительно-правового исследования автором показана система правовых механизмов легитимации субъектов предпринимательства, выявлено соотношение общего и специального механизмов легитимации, что может быть использовано в ходе дальнейших научных исследований.

Теоретические выводы и практические рекомендации, обоснованные в работе, развивают и дополняют отдельные положения науки предпринимательского права, могут быть использованы при совершенствовании действующего нормативного регулирования в области государственной регистрации и аккредитации субъектов предпринимательства, оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в правоприменительной деятельности, а также в образовательном процессе в качестве учебного материала по предпринимательскому праву.

Апробация и внедрение результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где проведено ее обсуждение и рецензирование.

Основные результаты исследования нашли отражение в 8 научных публикациях автора, 3 из которых размещены в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Отдельные теоретические положения и практические рекомендации были представлены автором на II Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Право и Бизнес: правовое обеспечение благоприятного предпринимательского климата в Российской Федерации», посвященной 75-летию со дня рождения профессора А.Г. Быкова (Москва, 2013).

Результаты исследования применяются в образовательном процессе в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при проведении семинарских, практических и лекционных занятий по учебным дисциплинам кафедры предпринимательского права, а также в ходе чтения лекций по программе профессиональной переподготовки «Юриспруденция».

Диссертация подготовлена в рамках Программы стратегического развития Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), НИР «Оптимизация правовой среды бизнеса в условиях модернизации и инновационного развития экономики России», НИР «Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном Союзе» (проект № 2.1.1.1), а также в рамках НИР «Оптимизация правового обеспечения малого и среднего предпринимательства в системе условий по улучшению ведения предпринимательской деятельности», выполненной при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Структура диссертации определяется целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии.

II . Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, анализируется степень ее разработанности. Определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, характеризуются методологические и теоретические основы исследования, формулируются научная новизна и положения, выносимые на защиту, раскрываются сведения об апробации результатов исследования, теоретической и практической значимости работы.

Глава I «Доктринальные и правовые основы легитимации субъектов предпринимательства» включает три параграфа.

В первом параграфе главы I «Историко-правовые аспекты легитимации субъектов предпринимательства» рассмотрены основные положения порядка создания корпораций в Древнем Риме, а также в западноевропейских государствах средних веков и эпохи реформации, когда решающую роль в данном процессе играло государство, инициирующее образование юридических лиц или дающее высочайшее разрешение на их создание. Начиная с XIX века, частным лицам начинает предоставляться право свободного образования корпораций, что вызывает, в свою очередь, необходимость обеспечения государством законности их возникновения и деятельности, поскольку частные лица, объединяясь в союзы, получают одновременно возможность оказывать существенное влияние на жизнь общества.

Решение вопроса о легитимации юридических лиц в нашей стране в целом следует указанным тенденциям, имея при этом определенное своеобразие, обусловленное особенностями российской истории, в том числе и непреходящей ролью государства в экономических отношениях. Сама идея юридических лиц была воспринята российскими правом и практикой достаточно поздно - лишь в конце XVII в., причем проводником данной идеи выступила публичная власть, а целью явилась необходимость обеспечения экономического развития страны.

В качестве общей тенденции, подтверждаемой как опытом западноевропейских стран, так и опытом России, отмечена последовательная либерализация порядка легитимации юридических лиц и дифференцированный подход к созданию различных их видов.

Изучение исторических аспектов легитимации субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц показало, что данная категория субъектов столкнулась с необходимостью специальной легализации для занятия предпринимательством (торговой, ремесленной, позднее - промышленной деятельностью) значительно позднее, чем корпорации.

Регулирование статуса субъектов торговой деятельности в дореволюционной России было направлено, в первую очередь, на обеспечение фискальных интересов государства и, хотя законодательство подошло вплотную к выработанному в западноевропейских странах подходу к приобретению статуса коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью, но решительного шага в этом отношении сделано не было. В работе обоснована нецелесообразность использования в нашей стране опыта зарубежных государств, где физические лица приобретают статус коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью без специальной регистрации.

Во втором параграфе главы I «Понятие, система механизмов и способов легитимации субъектов предпринимательства» автор исследует дискуссионный вопрос о содержании понятия «легитимация субъектов предпринимательства». В хозяйственно-правовой доктрине термин «легитимация» был впервые использован профессором В.С. Мартемьяновым применительно к государственной регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей. Не соглашаясь с широким пониманием данного термина, включающим все общие и специальные требования, которые предъявляются к началу предпринимательской деятельности, но не влияют на приобретение статуса предпринимателя (В.В. Тониян), автор предлагает включать в объем данного понятия процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также те процедуры, которые предоставляют субъекту предпринимательства специальный правовой статус.

В работе предложено понятие механизма легитимации субъектов предпринимательства как предусмотренной законом процедуры, гарантирующей реализацию права на осуществление предпринимательской деятельности в рамках общего или специального предпринимательского статуса посредством его признания органами государственной власти. Сравнительный анализ основных механизмов легитимации субъектов предпринимательства позволил представить их в виде системы, классифицировать по различным основаниям (по кругу лиц, к которым они применяются; правоустанавливающему или учетному характеру; заявительному или разрешительному характеру процедуры и т.д.).

Изучив основные способы легитимации субъектов предпринимательства, выделяемые в правовой науке, исходя из уровня компетенции органов государственной власти в решении данного вопроса, автор определяет их содержание и значение в различные исторические периоды, а также в современных условиях. Для целей предоставления субъектам предпринимательства общего правового статуса наиболее эффективным видится применение именно явочно-нормативного способа легитимации. Разрешительная или дозволительная направленность специальных механизмов легитимации предпринимательства позволяет соотнести каждый из них с соответствующим ему способом легитимации, например: назначение оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц - с распорядительным способом; лицензирование и аккредитацию субъектов предпринимательства - с разрешительным способом; обязательное вступление индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемую организацию - с явочно-нормативным способом, приобретение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства - с явочном способом.

В третьем параграфе главы I « Нормативное правовое обеспечение легитимации субъектов предпринимательства» рассмотрена система нормативных правовых актов, определяющих порядок легитимации субъектов предпринимательства. Законодательство о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности и саморегулировании имеют достаточно высокую степень консолидации в отличие от законодательства, регламентирующего аккредитацию субъектов предпринимательства или включение их в специальный реестр.

Информационной основой диссертационного исследования являются гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, магериалы судебной практики по вопросам применения гражданского нрава.

Кроме того, автором рассматривались материалы докладов, конференций, отчеты государственных органов и негосударственных и международных организаций, публикации ведущих юридических и аудиторских фирм, инвестиционных банков, рекомендации международных рейтинговых агентств, а также многочисленная информация в сети Интернет, в частности, ня страницах участников сделок секыоритизации, котсрые были проведены в России.

Цель диссертационной работы - комплексное изучение правового положения специального юридического лица относительно других участников сделки секыоритизации активов, а также совокупности прав и обязанностей специального юридического лица в сделках секыоритизации активов.

Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи:

исследование зарубежной теории и практики проведения сделок секыоритизации и выявление основных характеристик специального юридического лица в сделках сскьюригизации активов за рубежом;

анализ теории секьюритизации активов, а также практики осуществления сделок секыоритизации и участия в них специальных юридических лиц в России;

анализ положений российского законодательства, регулирующего вопросы правого статуса ипотечного агента в сделках секыоритизации активов посредством выпуска облигаций с ипотечным покрытием;

обоснование и разработка предложений по совершенствованию Закона об ИЦБ в части правового статуса ипотечного агента;

комплексный анализ положений действующего законодательства для определения возможности эффективного использования российского

хозяйственного общества в качестве специального юридического лица в сделках секьюритизации активов; а также обоснование и разработка рекомендаций по построению российского законодательного регулирования статуса специальных юридических лиц в сделках Секьюритизации различного рода активов путем принятия закона о секьюритизации.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные^ тяк и частнопаучныс методы исследования - системный, лингвистический, исторический, логический, методы моделирования и обобщения, сравнительно- правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

Научная новизна исследования сосгоит в том, что данная диссертационная работа является первым комплексным научным исследованием правового статуса специального юридического лица в сделках секьюритизации акгивов по российскому праву. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие научную новизну, заключаются в следующем.

В диссертации уточнено содержание таких понятий и категорий, как «секьюритизация», «секьюритизация активов», «действительная продажа», «защита от банкротства» и сформулированы определения сделки секьюритизации и специального юридического лица.

В работе предложен перечень и раскрыто содержание основных характеристик специального юридического лица в сделках секьюритизации активов.

В диссертационном исследовании обоснован ряд новых теоретических положений, имеющих значение для развития юж теории, так и практики. В частности, речь идет о разработке положений о специальной правоспособности специального юридического лица, о создании специального юридического лица как лица, независимого от иных участников сделки, а также о специальном банкротном режиме специального юридическою лица.

Научная новизна диссертации определятся также тем, что в ней разработан ряд новых выводов, направленных на совершенствование теории и законодательства в части правового статуса специального юридического лица.

Еще по теме Эмпирическая основа исследования:

  1. 1.2. Юридические основания подхода к личности преступника как к объекту психологического исследования
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то