Прикованные к тачкам и домик с курами на Сахалине: Как жили и умирали каторжники в «тюремной столице» царской России. Рожденный несвободой История сахалинской каторги

Сахалинская каторга

Официально сахалинская каторга была учреждена в 1886 году, хотя существовала она и раньше. Сюда ссылали только осужденных на смертную казнь, которую им впоследствии заменили каторгой. Сахалин царское правительство выбрало для этой цели далеко не случайно. Во-первых, остров был значительно удален от Центральной России, охваченной революционным движением. От материка его отделял Татарский пролив, буйный и своенравный. Зимой здесь ничего не видно из-за снежных бурь, а летом штормы сменяются такими густыми туманами, что сквозь них едва можно различить мачту собственного корабля. Островное положение Сахалина и удаленность его от материка затрудняли побеги, а сосредоточение большого числа ссыльных каторжан в одном месте значительно сокращало расходы казны на их содержание. Кроме того, с помощью бесплатной рабочей силы можно было разрабатывать богатейшие недра острова.

Вступивший на престол Александр III стал инициатором создания здесь политической каторги, и с момента официального ее учреждения на остров стали регулярно направлять партии ссыльных численностью до нескольких сотен человек. Таким образом, здесь сосредоточилось большое число противников самодержавия, и император, чтобы подавить малейшее сопротивление с их стороны, предоставил генерал-губернатору острова особые полномочия. Фактически этим был узаконен произвол местного начальства, и на Сахалине в борьбе со своими политическими противниками царизм отбрасывал даже видимость законности, чего нельзя было сделать в европейской части России.

Император Александр III

Столицей Сахалина был пост Александровский. Здесь крутой берег, обрывающийся в море отвесными скалами, сменяется поросшей ельником низиной. За ней на возвышении едва виднелось селение, улицы в котором были чистые, с тротуарами; постройки деревянные, бревенчатые, в основном – одноэтажные и потемневшие от времени. На главной улице, в длинном деревянном доме с традиционным часовым у дверей, жил военный губернатор Сахалина, управлявший тремя волостями. Он же командовал войском, состоявшим из четырех конвойных команд общей численностью 1000 человек. При губернаторе была канцелярия и состоял штат чиновников, которые заведовали разными отраслями островного хозяйства. Среди них были переводчик с инородческих языков, сам по-инородчески не говоривший; руководитель сельским хозяйством, которое поглотило много человеческих жизней и миллионы денег, а дало самые жалкие результаты. С величайшими трудностями на протяжении 30 лет каторжане обрабатывали землю, сеяли хлеб, и все это время питались хлебом, который привозили из европейской части России и из Америки. Было много и других должностей, приносивших пользу только тем, кто их занимал. Каждый из чиновников обделывал свои делишки, а службу исправлял для видимости, чтобы в случае чего можно было «отписаться».

Тюрьма, построенная здесь в середине 1880-х годов, состояла из двух тюремных зданий: тюрьма для испытуемых (кандальная) была огорожена частоколом, вторая – для уже исправляющихся преступников – не огорожена. Обе были построены по барачной системе: каждая состояла из центрального коридора с камерами по обеим сторонам его, и иногда и из бокового коридора и камер, отходящих от него.

Возводились тюрьмы из сырого леса, фундамента не имели, были плохо проконопачены, поставлены на влажной почве, и потому сырость и холод в них были обыкновенным явлением. Всю их обстановку составляли сплошные нары, вентиляции в камерах (кроме небольшой форточки) не было никакой, поэтому воздух в них стоял постоянно зловонный. Из-за плохого устройства печей дым и копоть еще больше отравляли его. Почти все камеры были переполнены, а во время прибытия новых партий арестанты десятками спали на грязном полу.

Питание заключенных и одежда их были плохими, к тому же господствовал полный произвол со стороны начальства всех чинов и рангов.

В первые годы ссылки каторжане ходили в разряде «испытуемых»: все они были закованы в кандалы и использовали их на самых тяжелых работах – в каменноугольных копях, на заготовке и вывозке дров и т. д. Кандальную тюрьму нельзя было напугать, потому что нечем. Большинство ее обитателей – вечные каторжники; некоторым из них, чтобы отбыть срок, надо было прожить несколько жизней. Такие прошли всю каторжную выучку, палки считали сотнями, а розги – тысячами, поэтому новое преступление или побег уже не могли внести нового ужаса в их жизнь. В сущности же, обитатели кандальной тюрьмы и исправляющиеся отличались друг от друга только сроком приговора, а во всем остальном находились в одинаковых условиях.

Но история политической каторги на Сахалине – это еще и история зарождения культуры на далекой окраине России. Политкаторжане учительствовали в школах, лечили местных жителей, вели метеорологические наблюдения, изучали природу и этнографию этого края и т. д. Они легально и нелегально сотрудничали в дальневосточных и российских газетах и журналах, а двое из них – Л.Я. Штернберг и Б.О. Пилсудский – внесли большой вклад в мировую науку.

В солнечный и ясный воскресный день августа 1887 года из поста Александровского медленно двинулась в Тымовский округ колонна ссыльных каторжан. Накануне они прибыли на Сахалин на пароходе «Нижний Новгород», пройдя изнурительный путь из Одессы через два океана. Так начинался путь в науку Бронислава Осиповича Пилсудского, для которого Сахалин стал и каторжной тюрьмой, и своеобразным университетом, и научной лабораторией.

В 1886 году, будучи студентом первого курса юридического факультета Петербургского университета, Б.О. Пилсудский примкнул к террористической фракции партии «Народная воля», которую создали студенты этого же университета А.И. Ульянов и П.Я. Шевырев. После неудачного покушения 1 марта 1887 года на императора Александра III участники заговора (15 человек, из них – три женщины) были арестованы, и дело их рассматривалось в Особом присутствии Сената. Всем был вынесен смертный приговор: пятерым казнь была утверждена, остальных заточили в тюрьмы или отправили в каторжные работы.

Б.О. Пилсудскому смертный приговор был заменен на 15 лет каторги. На Сахалине его отправили в Рыковскую тюрьму: остров с его суровым климатом и тяжелыми условиями каторги не сулил легкой жизни ссыльным, но Б.О. Пилсудскому выпал сравнительно легкий жребий. Тяжелым физическим трудом на раскорчевке леса он занимался недолго, но мужественно переносил все тяготы и, не отличаясь крепким здоровьем, проявлял при этом удивительную выносливость. Оказалось, что на каторге самыми страшными были не сами работы, а хорошо продуманная система унижений и подавления человеческого достоинства. В этих условиях нужно было не просто выжить и не потерять себя, но и найти возможность принести пользу.

Был Б.О. Пилсудский скотником и плотником, работал на метеостанции, а затем ему доверили переписку бумаг, и он перешел в канцелярию. Позже он стал школьным учителем и библиотекарем, о чем с гордостью сообщал друзьям.

Поиск своего места на Сахалине приводит Б.О. Пилсудского к коренному населению острова – нивхам, айнам и орочам. «Мне будет приятно, – отмечал он, – принести радость и надежду на лучшее будущее в помыслы этих простых соплеменников, тревожащихся о тяготах жизни, которые постоянно росли». Под влиянием Л.Я. Штернберга, сосланного на Сахалин в 1891 году, Б.О. Пилсудский начал записывать нивхские мифы и предания. Одновременно с записью текстов он изучает их язык и лексику, тщательно записывает на русский язык перевод каждого слова.

В 1898 году Б.О. Пилсудский опубликовал в «Записках Приамурского отдела Русского географического общества» статью «Нужды и потребности сахалинских гиляков», которая вызвала много откликов в научных и общественных кругах Дальнего Востока, а в 1899 году «Общество изучения Амурского края» ходатайствовало о том, чтобы Б.О. Пилсудскому, переведенному уже к этому времени в разряд ссыльных, разрешили жить во Владивостоке. Здесь он стал работать в музее и смог уже полностью посвятить себя науке.

В 1902 году Б.О. Пилсудский вернулся на Сахалин, но теперь уже по командировке Академии наук, которая направила его на остров для сбора этнографических коллекций у айнов и орочей. Через год он присоединился к другому польскому ссыльному – В. Серошевскому, специалисту по изучению жизни якутов, и они вместе отправились на японский остров Хоккайдо. Однако вскоре разразилась Русско-японская война, и ученым пришлось покинуть Японию.

В 1905 году Б.О. Пилсудский получил возможность вернуться на родину. Внимательно следя за революционными событиями в России, он пишет друзьям: «Потеряв надежду на скорое превращение России в правовое государство и на возможность жить в ней спокойно, я решаю направиться в другие страны». Через Америку и Европу бывший каторжанин едет в австрийскую часть Польши, но жить здесь было трудно. Он, специалист по этнографии коренных народов Сахалина, не может найти работу ни в одном европейском университете. Однако Б.О. Пилсудский продолжает заниматься научной работой, много времени отдает общественной деятельности.

После начала Первой мировой войны он уезжает в Вену, затем в Швейцарию, а через некоторое время оказывается уже в Париже. Здесь 17 мая 1918 года жизнь Б.О. Пилсудского трагически оборвалась: он утонул в Сене. В документах парижской полиции указывалось, что причиной смерти явилась тяжелая болезнь и как результат ее – самоубийство…

Сахалинская каторга в XX веке. В начале XX века население Сахалина превысило 40 тысяч человек. При этом доля ссыльных уменьшилась и выросло число свободных крестьян и мещан из ссыльных, которыми становились бывшие каторжники. В 1904 году пришлось закрыть тюрьмы в Дуэ и Онорах. Каторга как средство освоения острова явно себя изжила.

В это время также все большую популярность получают различные антиконсервативные политические кружки и образования. Одним из пунктов программ и конституций многих из этих обществ была отмена каторги на Сахалине. Например, подпольная газета тех лет «Беседы интеллигенции» писала: «Сахалин с его каторжным режимом и подавлением прав личности становится символом всеобщей российской несвободы и угнетения. И этот символ должен быть уничтожен во имя освобождения России». И правительство готовилось ее упразднить. 18 августа 1904 года наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев поручил Приамурскому генерал-губернатору подготовить вопрос об открытии Сахалина «для вольной колонизации». Разработку мероприятий по отмене каторги поручили губернатору Сахалина М. Н. Ляпунову с участием представителей министерств юстиции, внутренних дел, финансов и т.д. Однако события русско-японской войны опередили паны бюрократической машины царизма.

В начале XX века соперничество между России и Японии за влияние в Северо-Восточном Китае и Корее привело к обострению международной обстановки на Дальнем Востоке.

В ночь на 27 января (9 февраля) 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура. Это было ознаменование началу русско-японской войны. Главной целью японцев стали Маньчжурия и Ляодунский полуостров, поэтому Приморье, Камчатка и Сахалин рассматривались русским военным командованием, как второстепенные плацдармы.

Поэтому количество войск на Сахалине было минимальным. Для избежания потери Сахалина проводится ряд мер по его укреплению. Все ссыльные и каторжные в срочном порядке были переведены на осуществления плана обороны острова, созданного военным министром А.Н. Куропаткиным. План предусматривал возведение укреплений близ поста Корсаковского, строительство госпиталя в селении Владимировка, а также подготовку к обороне постов Найбучи и Тихменевского. Но работы эти были сразу же приостановлены, не успев даже, начаться. 28 января 1904 года на острове были объявлены мобилизация и формирование вольных дружин. Для ссыльнокаторжных и поселенцев, вступивших в дружины, устанавливались льготы и сокращались сроки наказания.

Для них даже ввели специальную форму: серый бушлат, шаровары и шапки с высокой тульей, верх которой крестообразно обшивался красной тесьмой. Вместо кокарды шапку украшал ополченческий крест. Снаряжение дружинника включало вещевой мешок, лопату или топор, устаревшую винтовку системы Бердана с патронташем.

Замысел обороны заключался в затягивание противника в глубь острова и использовании тактики партизанства. Командовал обороной Сахалина военный губернатор генерал-лейтенант М. Н. Ляпунов. 24 июня 1905 года 13-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта К. Харагучи при помощи эскадры вице-адмирала Катаоки высадилась на Сахалине. 27 июне больше половины сил обороны острова были разгромлены. 11 июля японцы нанесли окончательный удар с моря, чем и разгромили оставшееся войско. Причиной столь быстрого поражение послужило то, что основная часть войска состояла из ссыльнокаторжных.

Многие из них сразу же бежали, получив оружие, другие занимались мародерством или переходили на сторону японцев. 23 августа (5 сентября) 1905 года Россия и Япония в городе Портсмуте (США) подписали мирный договор, в котором среди прочего значилось, часть острова Сахалин к югу от 50-ой параллели отходили Японии. Русско-японская война и Портсмутский мирный договор стали еще одним важным рубежом в истории Сахалинской каторги.

После 1905 года жизнь северной и южной частей острова в течение сорока лет шла совершенно разными путями. Динамичное развитие экономики и колонизационных процессов на Южном Сахалине были резким контрастом тому, что происходило в северной, каторжной части острова, сотрясавшейся от социальных катаклизмов, охвативших в эти годы всю Россию. Пока шли переговоры в Портсмуте, Япония стремилась как можно скорее утвердится на Сахалине.

Гражданское население японские власти спешно постарались «эвакуировать» на материк через Де-Кастри и Николаевск. Небольшую часть сахалинцев, главным образом чиновников, пароходам везли в Одессу. В октябре 1905 года каторжники, воспользовавшись отсутствием охраны и властей, учинили беспорядок в посту Александровском, подожгли тюрьму и здание окружного полицейского управления. Чиновники генерал-губернаторства прилагали отчаянные усилия для рассредоточения «опасного сахалинского элемента» в Приморской и Амурской областях.

Крестьян из ссыльных отправляли в Западную Сибирь. Из небольшого количества оставшихся к 1905 году каторжан около 500 человек отправили в Забайкалье на Нерченскую каторгу. Переход к нормальной жизни на Северном Сахалине шел медленно. Обезлюдели селения, а некоторые из них вовсе были заброшены. Так, в Александровском округе из 37 осталось только14 селений, а в Тымовском – 23 селения из 28. Замерла добыча угля на шахтах. Проложенные каторжным трудом дороги разрушались, зарастая лесом и покрываясь оврагами.

До Сахалина у правительства руки не доходили. Потрясенная военным поражением, Россия оказалась ввергнутой в водоворот революционных событий 1905-1907 годов. Казалось, что остров, с его богатейшими природными ресурсами, забыт правящими кругами империи. Сенью 1905 года на остров прибыл новый военный губернатор – полковник Генерального штаба Аркадий Михайлович Валуев, имевший немалый административный опыт. К этому времени на Северном Сахалине насчитывалось 5,5 тысячи русских жителей и около 2 тысяч аборигенов. «Такое бегство объясняется паническим страхом, наведенным минувшей войной, упорно держащимся в населении слухом о новой грядущей войне и вечной мечте населения о материке как о земле обетованной» писал в своем первом отчете А. М. Валуев.

Тюрьмы и каторжные работы перестали существовать. Жители «свободного состояния» составляли 79% населения, ссыльнопоселенцы – 20% и только 1% - каторжные. В конце концов законом от 10 апреля 1906 года каторга на Сахалине была официально отменена.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные этапы превращения острова Сахалин во всероссийскую каторгу

Правительство уже не могло бороться с постоянными бунтами и выступлениями крестьян, для этого оно избрало метод выселения опасного контингента на.. Первая часть Свода «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» -.. Каторга обязательно предполагала труд осужденных, причем труд тяжелый. Он должен был выступать одновременно в трех..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В течение 50 лет на окраине Российской империи проходил эксперимент по перевоспитанию особо опасных преступников. Еще в начале 1850-х годов царские чиновники задумали создать «обособленную зону», где рецидивисты сначала подневольным, а потом и вольным трудом могли бы вернуться к «нормальной человеческой жизни». Для эксперимента был выбран остров Сахалин – идеальное место с точки зрения охраны каторжников: кругом море, а за морем – безлюдные места. Еще одним новшеством было то, что после окончания срока каторги людей оставляли на острове на «карантине», пытаясь сделать из них сельскохозяйственных колонистов. Как позднее признавался один из высокопоставленных чиновников МВД Панов, сахалинский эксперимент был списан с эксперимента австралийского – в то время англичане практически теми же способами колонизировали «зелёный континент».

Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году – туда пешком по этапу было отправлено 20 человек. 4 человека умерли в пути, спустя 2 года на самом острове скончались еще 4 каторжника. Но в Петербург пошли депеши – «остров место хоть и гиблое, но к жизни приспособить его можно».

В 1869 году остров был официально объявлен местом каторги и ссылки. Всего за время существования сахалинской каторги (до 1905 года) сюда было сослано около 37 тысяч человек. То есть в среднем примерно по 1 тысяче человек в год. При этом первые 10 лет ссыльных направляли на Сахалин пешком через Сибирь – и их путь сюда иногда занимал до 14 месяцев. С 1879 года каторжников стали перевозить морем на пароходах Добровольного флота. Суда шли из Одессы вокруг Азии со стоянками в Константинополе, Порт-Саиде, Адене, Коломбо, Сингапуре, Нагасаки и Владивостоке. Путь занимал в среднем 65-75 дней. Все это время уголовники сидели в душных трюмах в кандалах. В некоторых партиях около 10% осужденных погибали в пути (как в 1893 году).

Ещё одной новацией было то, что на Сахалин высылали очень мало политических – за 36 лет всего 58 человек. В Сибири политические вели среди каторжан миссионерскую деятельность – учили осужденных читать и писать, лечили их. А на Сахалине уголовники были лишены такого внимания.

Содержание каторжников на острове было очень суровым. Первые 3-5 лет они были закованы в ручные и ножные кандалы, а иногда прикованы сверх того к тачке. 80% осужденных работали на угольных шахтах (в основном около Александровска), остальные – на лесозаготовках и строительных работах. Жили в бараках на 30-50 человек, с земляным полом. Около 20% каторжников, отбывая срок, совершали новые нарушения, за особо тяжкие (в основном убийства) их приговаривали к смертной казни. Приговор приводили в исполнение в Воеводской тюрьме, причем палач выбирался из среды самих осуждённых. Так, палач Комлев, приговорённый к 55 годам каторги за убийства и побеги из-под стражи, лично казнил 13 человек.

Не оправдались надежды царских чиновников и на строгую изоляцию каторжников. Только с 1898-го по 1901 гг. сбежало около 1100 человек, из них примерно 320 человек оказались на японских островах. Дошло до того, что японский МИД отправил официальное письмо российским коллегам с требованием усилить охрану заключенных.

Женщины стали ссылаться на Сахалин с 1884 г., они находились в тюрьме только пока длилось следствие, а затем отбывали особую каторгу – чуть более легкую по содержанию, чем у мужчин. Так, в кандалах они находились только в тюрьме, особо опасных преступниц в них могли держать до года.

За какие преступления сюда ссылались женщины – можно, к примеру, увидеть из статистики за 1894-й и 1895 гг. В первом случае из 120 женщин 75 были осуждены за убийство, во втором – из 84 убийцами были 52 женщины. В 80-90% случаев они лишали жизней мужей.

Остаток своих дней провела на сахалинской каторге и печально знаменитая аферистка Сонька «Золотая ручка» (Блювштейн). Причем местная администрация делала на ней неплохие деньги. Журналист Панкратьев писал тогда о ней:

«Каторга, от администрации до арестантов, гордилась Сонькой Золотой Ручкой. Сонька стала главной Сахалинской достопримечательностью. Даже в одиночной камере, с кандалами на ногах, Соньке не давали покоя. Она сама вспоминала следующее - только, бывает, успокоишься, снова требуют Соньку Золотую Ручку. Думаешь, что опять? Нет, фотографию снимать. Мучили меня этими фотографиями…

Соньку выводили на тюремный двор, устанавливали декорацию - наковальни, кузнецы с молотами, надзиратели, - и снимали якобы сцену заковывания Золотой Ручки в кандалы. Эти фотографии продавались сотнями на всех пароходах, приходившие на Сахалин. Особенной популярностью эти фотографии пользовалась в Европе.

В конце 1894 г. Сонька вышла на поселение и была определена в сожительство к Степану Богданову, самому свирепому из каторжан, сосланному за убийство. Его боялся весь остров, но Сонька нашла к нему подход и он исполнял при ней функции защитника и телохранителя».

Как можно видеть из этого отрывка, тюремные власти волевым решением распределяли женщин среди каторжан. «Стерпится – слюбится». Соотношение мужчин и женщин на каторге было 8-10:1, и заполучить девицу было большим счастьем. А потому администрация – в рамках эксперимента – таким образом награждала образцовых арестантов (или нужных в деле – к примеру, палачей или сексотов). При этом администрация не предоставляла женщинам права выбора себе сожителя.

Следующий этап эксперимента на Сахалине: постепенная адаптация бывшего каторжника в обычную жизнь через сельскохозяйственные работы.

После отбытия срока каторги арестант получал звание ссыльного поселенца, ему выдавали за счет казны топор, лопату, мотыгу, 2 фунта веревок и на 1 месяц провизии – 30 фунтов рыбы, 15 фунтов солонины и 1,5 фунта сухарей. С этими запасами на собственной спине поселенец отправлялся в глухую тайгу, километров за 30-40 от своего прежнего места обитания, и там он должен был построить дом и разработать участок земли.

Если в дальнейшем поселенец был замечен «в трудолюбии и добропорядочности», то он, по распоряжению администрации, получал в виде ссуды корову, лошадь, земледельческий инвентарь, семена для посева. Кроме того, ссыльнопоселенцы в течение двух лет оставались на казенном пищевом довольствии. Так, в год на одного человека полагалось около 25 кг муки, 50 кг мяса, 3 кг крупы. На 2 года также бесплатно выдавались 2 пары сапог и 20 кв. м сукна. При вступлении в брак на мужа и жену была положена премия – по 15 рублей на каждого.

По подсчетам сахалинского статистика Карпова, в 1895 году ссыльнопоселенцами числились 2251 мужчина и 222 женщины. Примерно у 30% из них «было образцовое хозяйство». «В основном прилежанием отличались старообрядцы, поляки и штундисты», - писал Карпов. Около 10% скрывались от властей – «сбивались в преступные шайки, варили самогон, бродяжничали». Остальные 60% ссыльнопоселенцев «отбывали номер», дожидаясь в «кое-каком труде – лишь бы ноги не протянуть» окончания срока ссылки и возможности убыть на материк.

К началу русско-японской войны в 1904 году на острове проживало около 46 тысяч человек заключенных, ссыльнопоселенцев, вольных жителей и коренного народа айнов (около 2 тысяч). Проигрыш в войне с Японией, как известно, привёл к отторжению от России Южного Сахалина, граница между двумя частями острова прошла по 50-й параллели. 10 апреля 1906 г. был объявлен Закон об упразднении сахалинской каторги. Хотя каторжная система была упразднена, восстановление полных прав бывших ссыльных и каторжан осуществлялось постепенно. Так, в 1910 г. им разрешили свободное предпринимательство и передвижение по острову. Но эти права утрачивали силу, если человек покидал остров. Только в феврале 1913 г. их права восстановили полностью. К этому времени на российской части Сахалина оставалось жить всего около 6 тысяч человек (в том числе заключённые в единственной оставшейся на острове тюрьме – в Александровске).

С японской части острова почти все русские были эвакуированы. Вольным людям японцы оплатили стоимость утраченного имущества. Около 400 беглых каторжников и ссыльнопоселенцев, сбившихся в шайки и живших грабежами и убийствами, японцы в течение полугода отловили и расстреляли (царская власть искала их годами). Остались жить при японцах лишь около 220 человек – теперь уже бывших граждан Российской империи. В основном это были уже упоминавшиеся поляки, старообрядцы и немцы-штундисты.

Между 1908-м и 1917-м царское правительство пыталось вторично заселить северную часть Сахалина – теперь уже вольными людьми. Переселенцам были обещаны значительные льготы: денежное пособие - 400 рублей на семью, освобождение от воинской повинности на 3 года и от налогов - на 5 лет. Но даже такие прекрасные по тем временам экономические условия не смогли привлечь на остров за 9 лет больше 600 человек. Сахалин продолжал восприниматься людьми как место гиблое, неприветливое, «почти ад».

От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

В России может возродиться… каторга. Такую идею озвучил на конгрессе юристов, заслуженный юрист России Алексей Александров. По его мнению, в уголовном праве России должно появиться понятие «злодеяние», объединяющее ряд тяжких преступлений, за совершение которых террористы, наркоторговцы и убийцы детей отправлялись бы прямиком на бессрочные каторжные работы. Член бюро президиума Ассоциации юристов России Александров считает, что тяжкий физический труд без амнистии, без помилования, свиданий, переписки крайне необходим в качестве наказания в уголовном праве. Каторжные работы могли бы заменить смертную казнь, на которую в данный момент в РФ наложен мораторий.

У некоторых пострижена половина головы. Так метили каторжников, чтобы, в случае, побега, сразу было видно, что он сиделец, так сказать. Особую примету давали. Каторжникам выбривали либо левую либо правую половину головы, в зависимости от степени преступления. ЧИСТО выбритый — бессрочный так что смысла выбриваться всему беглому не имелось никакого — примут за БЕССРОЧНОГО каторжника.

Стрижка это ещё мелочь! С 1845 по 1863 гг. в Российской Империи клеймили з/к. Было несколько видов клейм: «СК»- ссыльнокаторжный, «СБ»- ссыльнобеглый. Клеймо ставилось на правой руке ниже локтя. Если человек «гнал дуру», говорил, что не помнит, кто он и откуда, ему ставили клейио «Б»- бродяга. А вообще-то жульё на Руси клеймили издревле. И сейчас, некоторым, клеймо не помешало бы…

Загляните в Устав о ссыльных – и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее – 10 часов.

В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником.

Фото снято ориентировочно в 1885 году.

Нужно заметить, что многие приговоренные заковывались в кандалы, которые не снимали на протяжении всего срока пребывания в заключении, а это в среднем от 10 до 20 с лишним лет. Можете себе такое представить?

Тюменская губерния

Партия каторжников, отдых на дороге возле Томска.

Рудник Кара в Восточной Сибири; тюрьма, казармы в 1885 году. Каторга как для обычных преступников, так и для политических правонарушителей.

Сибирские поселенцы-заключенные.

Террористки-эсерки, убийцы лиц исполнительной власти, пьют чай в Мальцевской женской каторжной тюрьме (неподалеку от Акатуя, система Нерчинской каторги) 1909г

Беглые каторжане

Правда, колоритные типажи?

На прибывших каторжан надевают кандалы

Заковывание запястья называется золотая рука.

Каторжан конвоируют в Александровск на Сахалине.

По приговору суда осужденный на каторге мог содержаться как в кандалах, так и без таковых. Узники в стальных кандалах помещались в особые «кандальные» тюрьмы, отличавшиеся ужесточенным режимом. Кандалы могли быть как ручными, так и ножными; время пребывания в них, обычно составлявшее треть всего срока осуждения и нередко превышавшее 5 лет, превращалось в тяжелое испытание для физического и психического здоровья. Ножные кандалы весили полпуда; ручные же были устроены таким образом, что закованный не мог развести руки больше, чем на 30 сантиметров. Понятно, что кандалы самые простейшие бытовые отправления усложняли невероятно: попробуйте-ка сами пообедать или подпоясаться ремешком с завязанными руками. Или хотя бы просто уснуть … Вот она каторга!

Каторжанин в кандалах. Эти фотографии хорошо иллюстрируют конструкцию ножных кандалов: длинная (до метра) цепь, соединяющая два металлических манжета, заклепанных на лодыжках. Цепи были обязательно крупнозвенными, поскольку на такой цепи, как показала практика, заключенный не мог повеситься. Чтобы цепь не волочилась по полу, ее обычно подвязывали к поясному ремню (на левом рисунке хорошо видно, что она подвязана и к коленям). Если заключенный имел наклонности к самоубийству ремешки для подвязывания ему не выдавались; в таком случае цепь ему приходилось носить в руках. Правда, можно было и не носить, но звук волочащейся по полу цепи кандалов, как отмечают те, кто его слышал, выводил из себя даже самых уравновешенных людей.

Каторжанин в стальных кандалах. Фотография иллюстрирует особо изощренное наказание — прикование к тачке (Вот это фетиш! — прим. редактора). Вес такой тачки достигал 5 пудов (80 килограммов). В тачке ничего не возили; такие заключенные обычно не работали ввиду своей крайней опасности для конвоя и иных заключенных. Приковывание к тачке могла присудить только каторжанская или высшая местная администрация за особо злостные преступления; обыкновенно тачку получали приговоренные к смертной казни, но помилованные. От тачки отковывали также специальным постановлением.

В бане кандалы не снимались — одежда продергивалась в зазоры между телом и железом. Чтобы металл не терся по телу и не рвал одежду, под стальные манжеты вставлялись специальные кожаные прокладки. Длительное ношение кандалов приводило к истончению костей на запястьях и лодыжках, и атрофии мышц; кроме того, вырабатывалась специфическая походка, которая делала узнаваемым бывшего каторжного заключенного даже через много лет после снятия оков. Опытные полицейские легко распознавали лиц этой категории в толпе, чему сохранилось немало исторических свидетельств.

Клетка с каторжанами на грузовом пароходе Петербург, перевозящем их на Сахалин, 1890

Наложение кандалов. Процедура эта, несмотря на кажущуюся простоту, была весьма деликатна, поскольку стальные кандалы в руках физически крепкого мужчины превращались в смертельное оружие. Каторга знает немало случаев, когда драки кандальных заключенных приводили к человеческим жертвам.

Этап. 1885 г.

Экспозиция знакомит с историей Сахалина в 1869–1906 годы. Царским указом 1869 года остров Сахалин был объявлен местом каторги и ссылки, превращен в один из самых мрачных уголков России.

На плазменной панели отмечены два пути, которыми каторжане по этапу попадали на Сахалин: сухопутный путь через Сибирь и морской путь из Одессы через Суэцкий канал, Индийский океан.
В экспозиции есть модель парохода «Нижний Новгород», фотографии каторжан на его борту.
Колонизация острова продолжалась около сорока лет. Тюремная администрация имела безграничную власть, как над ссыльными, так и над немногочисленными свободными сахалинцами.


Подлинные предметы: ручные и ножные кандалы, замок и ключ от карцера одной из крупных тюрем острова - Александровской - являются символами той эпохи. Шахтерские сани для вывоза угля и кайло дают представление о труде сахалинских каторжан на угольных копях.
Выставлена также рубашечка для новорожденного из грубого холста. Это была первая в жизни одежда детей арестантов, которая выдавалась в тюремной больнице.



Тем не менее, именно в этот временной период были заложены основы современной экономики области. Каторга стала важным этапом в становлении базовых отраслей промышленности Сахалина: угольной, нефтяной, рыбной, лесной и сельского хозяйства. В экспозиции представлены материалы по исследованию природных богатств, организации первых производственных предприятий, комплекс предметов быта конца XIX века.
Хозяйственно-бытовой комплекс предметов населения острова на рубеже двух веков знакомит с орудиями труда, домашней утварью, убранством дома.


Сахалин, являясь крупнейшей в России уголовной каторгой, был также и каторгой политической. На острове отбывали наказание члены наиболее значительных российских политических партий и организаций («Пролетариат», «Народная воля»): Б. О. Пилсудский, Л. Я. Штернберг, Л. А. Волкенштейн, И. П. Ювачев, Б. П. Еллинский и другие активисты. Работая в школах, библиотеках, больницах, мастерских, канцелярии островной администрации, они оказывали практическую помощь в облегчении участи каторжан и их семей, внесли большой вклад в духовную и культурную жизнь общества.

В 1890 году Сахалин посетил известный русский писатель А. П. Чехов. Результатом путешествия, трехмесячного пребывания на острове и изучения сахалинской действительности стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию.
После громкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных. 10 апреля 1906 года вышел Закон об упразднении сахалинской каторги. В 1908 году остров был объявлен свободным для вольного заселения.

Центральная улица в посту Дуэ

Natural History of Sakhalin

Ammonite. This fossilized shell is about 70 mln. years old.

Desmostylus hesperus.

Fossilized skeleton (copy) of an extinct mammal inhabiting Northern Pacific shores in the mid Miocene (12–15,8 mln. years ago). The animal was described for the first time by O. Ch. Marsh — famous discoverer of dinosaurs — who was able to describe it having only one tooth at his disposal. Teeth in Desmostylus hesperus resemble a bunch of columns. The animal’s name is based on its teeth structure. Desmos means bunch or stack, and stylus means pillar or column in Greek.
Desmostylus hesperus skeleton, the copy of which is displayed in the museum, was found by chance. In July of 1933 Nagao Takumi, Hokkaido University professor, was visited by a man who was engaged in shipping timber from Sakhalin island. He brought in a strange looking fossil — a skull of an unknown animal — which had been found by chance to the north-west of contemporary town of Smirnykh. Professor Nagao identified the skull as belonging to the Desmostylus species based on the teeth shape. Without delay he got together a group of scientists and left for Sakhalin. Unfortunately, that year the bones from the fore part of the body only were collected, but in 1934, in the second expedition, the remaining bones were found. The fossilized bones were shipped to Japan and processed in the University of Hokkaido. It was for the first time in the world that the whole skeleton of the animal was found. Paleontological community as a whole was taken by big surprise. It became clear that Desmostylus hesperus had well developed fore and hind limbs and also hands and feet well suited for rowing. (before then the Desmostylus hesperus were thought to have flippers). The animals apparently used long shovel-like tusks for ploughing bottom sediments in search of benthic organisms, such as: shell-bearing mollusks, crabs and echinoderms.
Desmostylus hesperus reached 3 m in length and were as heavy as 1200 kg. The animals led coastal life and were good swimmers and divers, taking rest on coastal cliffs. During their reproductory period they stayed on the coast, however moving on land in a rather clumsy way.
Warm shallow water areas of the Sea of Japan and those of the Western Sakhalin islands with their shallow water shelf and numerous inland and coastal water bodies of the other parts of the Paleo-Sakhalin were favorable habitat for Desmostylus hesperus in the Neogene Period.
Reconstruction of the skeleton was performed by the professor Nagao Takumi together with taxidermist Sinoda Syudziro. It was the first reconstruction of the Desmostylus skeleton ever. Based on the teeth size, Nagao described the animal above-mentioned as a new species — Desmostylus mirabilis. Today it is accepted that the attribution to a different species was caused only by the individual features and now the skeleton in question is attributed to the Desmostylus hesperus species.
During the World War II in the Pacific the skeleton was taken to pieces and buried in the ground to be preserved. The skeleton was reassembled after the war by the professor Kamei Setsuo.
The copy of the Desmostylus hesperus skeleton was presented to the Sakhalin Regional Museum as a gift by the Association for Bilateral Relationships of Museums of the Northern Regions and Hokkaido on July 26, 2006.


Рудничная морская пристань общества «Сахалин»

Дуйская однопрестольная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Открыта в 1856 году

Угольные склады на рудниках общества «Сахалин»

Добыча угля на шахте общества «Сахалин»

Жонкиерский маяк. Построен в 1886 году

Сонька — Золотая Ручка

Прикованные к тачкам во дворе Воеводской тюрьмы

Пароход «Атлас», потерпевший крушение в мае 1890 года

Улица Николаевская в посту Александровском

Дом военного губернатора острова Сахалин

Здание почтово-телеграфного ведомства в посту Александровском

Александровское окружное полицейское управление и канцелярия Александровской тюрьмы

Пешеходный мост на реке Дуйка в посту Александровском

Центральная часть села Рыковского

Церковь Казанской Божьей Матери в селе Рыковском. Открыта в 1888 году

Корсаковская тюрьма

Улица в посту Корсаковском

Пост Корсаковский

Корсаковское окружное полицейское управление

Поселение Третья Падь

Селенье Малое Такое

Селение Березняки

Селение Владимировка

Селение Листвиничное

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то