От критики к делу: как Трамп предпринимает попытки реформировать ООН. Механизмы поиска и принятия решений

Прежде всего хотел бы выразить соболезнование народу и Правительству в связи с человеческими жертвами и разрушениями в результате мощных землетрясений.

Хотел бы поблагодарить Генерального секретаря, Председателя Африканского Союза и Председателя Группы высокого уровня за их доклады по рассматриваемым сегодня вопросам.

Мы приветствуем инициативу по проведению заседания по теме реформирования миротворчества ООН .

В июне 2014 года Российская Федерация также проводила в рамках своего председательства в Совете открытое заседание по данному вопросу. Уже тогда было очевидно, что деятельность ООН на миротворческом направлении требует адаптации к современным международным реалиям.

С тех пор проделана большая работа: подготовлены доклады Независимой группы высокого уровня по операциям в пользу мира, несколько докладов Генерального секретаря ООН, проведена реформа миростроительной архитектуры.

Вместе с тем новые задачи в области миротворчества требуют всестороннего обсуждения государствами-членами и Секретариатом с целью выработки последовательных и сбалансированных подходов, преодоления фрагментарного характера политико-правовой базы, разработки соответствующих доктрин, своевременной подготовки нормативных документов на базе анализа накопленного опыта.

Принципиальная позиция России состоит в том, что урегулирование любых конфликтов должно осуществляться прежде всего политическими методами с опорой на национальный диалог. Содействие созданию необходимых для этого условий должно стоять во главе угла операций по поддержанию мира. В полной мере сохраняет свою актуальность первый базовый принцип ооновского миротворчества: « голубые каски » могут быть развернуты только с согласия сторон конфликта.

Вторым столпом ОПМ ООН является беспристрастность. Неприемлемо, чтобы миротворцы под каким-либо предлогом вставали на сторону того или иного участника конфликта.

Мы с большой осторожностью относимся к « усилению » мандатов миротворческих миссий. Сила может применяться « голубыми касками » только для самообороны и защиты мандата. Имеющийся опыт наделения миротворцев дополнительными силовыми полномочиями, например, в и , пока не убедил нас в том, что повышенные жертвы, которые приносят миротворцы в принудительных операциях, оправданы достигнутыми « на земле » результатами. « Силовые » мандаты, если и сохранять такую опцию, должны самым тщательным образом калиброваться под конкретную ситуацию.

Мы приветствуем идущий в Секретариате мыслительный процесс о реформе миротворчества. Генеральный секретарь обладает определенной свободой в решениях административного характера, в том числе относительно организационных преобразований в структуре Секретариата и миссиях ООН. Однако когда речь заходит о политическом измерении миротворчества, необходимо получать одобрение любых перемен со стороны компетентных межправительственных органов.

Особенно это касается чувствительных вопросов, затрагивающих суверенитет государств. С недавних пор модным направлением, активно продвигаемым Секретариатом и « группой поддержки » из числа некоторых стран, стала так называемая « разведка в миротворчестве » . Конечно, операции по поддержанию мира – это, прежде всего, военные подразделения, развернутые в регионах, где имеются угрозы безопасности. В таком случае им, безусловно, не обойтись без соответствующей рекогносцировки местности. Хотя и здесь остро стоит вопрос о том, как будет контролироваться полученная информация и как будет сохраняться ее конфиденциальность.

Однако расширительного толкования или « гибкого » применения « разведки » мы не приемлем. Получение данных для осуществления оперативной деятельности ОПМ может осуществляться только с согласия принимающего правительства и только для ясно обозначенных, ограниченных легитимных целей: для обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданских лиц. Именно такой подход был одобрен государствами-членами при согласовании Доклада Спецкомитета ГА ООН по ОПМ. Считаем недопустимым произвольно интерпретировать поручения Секретариату, которые были даны государствами. Это наносит ущерб авторитету ООН и будет негативно сказываться на проведении ОПМ.

Важнейшим фактором поддержания международного мира и безопасности является подлинное партнёрство членов международного сообщества. Мы приветствуем усилия региональных и субрегиональных организаций, действующих в зонах своей ответственности в соответствии с Главой VIII Устава ООН .

Отмечаем существенные успехи Африканского союза в деле формирования общеконтинентальной архитектуры мира и безопасности. Убеждены, что только активные усилия самих африканцев позволят урегулировать конфликты на континенте. Призываем всех способствовать тому, чтобы именно страны Африки играли основную роль в определении путей установления мира и безопасности согласно сформулированному ими самими принципу: « Африканским проблемам – африканское решение » .

Странам Африки приходится сталкиваться не только с внутренними проблемами и конфликтами, но и с беспрецедентным ростом террористической угрозы, резко обострившейся в результате военных авантюр в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.

Перетекание боевиков и оружия через на юг – в , – создало многочисленные террористические угрозы в Сахаро-Сахельском регионе. Наладилось взаимодействие ИГИЛ с « Боко Харам » , « Аль-Каидой в Исламском Магрибе » . На севере Мали и в Нигере активизировалась группировка « Мурабитун » , стремящаяся объединить все экстремистские структуры Мали, Нигера и Мавритании. В Сомали не снижает активности « Аш-Шабаб » .

Россия последовательно выступает за более эффективное содействие странам Африки в наращивании их контртеррористического потенциала. Готовы делиться с африканскими партнерами имеющимся опытом в сфере антитеррора. Ежегодно в российских образовательных учреждениях проходят подготовку сотни африканских миротворцев и полицейских.

Страны Африки ставят вопрос о материальном и финансовом содействии их усилиям по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках партнерства ООН и Афросоюза. Готовы искать общеприемлемые договоренности.

Есть перспективы и у взаимодействия между ООН и ОБСЕ . Такую возможность предполагает российская инициатива учредить Миссию ООН по охране СММ ОБСЕ на юго-востоке с целью содействия строгому и всеобъемлющему выполнению Минских договоренностей по урегулированию . Как известно, эти договоренности были одобрены единогласно в . Увиливать от ее выполнения – нехорошо.

Миротворчество – одно из ключевых направлений деятельности ООН, имеющее огромное практическое значение для жизней миллионов людей. Свой вклад в него вносят все государства-члены, прежде всего страны-поставщики контингентов. Призываем к тому, чтобы все общие вопросы, имеющие отношение к миротворчеству, обсуждались в соответствующих форматах – Специальном комитете по операциям по поддержанию мира и в Пятом комитете. Думаю, что синергия усилий в рамках Генассамблеи и Совета Безопасности позволит эффективно обеспечивать универсальный характер и уникальную легитимность ооновского миротворчества.

Благодарю за внимание.

Американский президент намерен реформировать ООН. Для этого Дональд Трамп собирает «группу поддержки» среди членов организации. Те политики, которые поставят свою подпись под декларацией о реформировании Организации Объединённых Наций, получат приглашение на встречу с главой Белого дома. По мнению экспертов, Трамп рассчитывает нарастить влияние США в ООН - американских политиков раздражает неподконтрольность организации. Какова вероятность реализации реформаторских планов Трампа, разбирался RT.

  • Reuters

Дональд Трамп перешёл от критики ООН к попыткам реформировать организацию. 18 сентября американский президент планирует собрать в нью-йоркской штаб-квартире ООН саммит мировых лидеров по вопросам перестройки работы международной организации, сообщает Reuters. При этом, чтобы получить приглашение на встречу, политики должны будут сначала подписать декларацию, обращённую к генсеку ООН Антониу Гутеррешу. Документ включает десять пунктов и призывает начать «эффективную и целесообразную реформу» Организации Объединённых Наций.

«Мы поддерживаем генерального секретаря в деле внесения конкретных изменений в структуру ООН с целью лучше согласовывать свою работу по гуманитарной помощи, развитию и поддержанию мирных инициатив», — говорится в декларации.

По предварительной информации, документ наряду с прочими мерами предлагает сокращение штатных единиц организации, в том числе среди её основных органов.

Саммит запланирован на день, предшествующий первому выступлению Дональда Трампа на 72-й сессии Генассамблеи ООН. Американский лидер явно рассчитывает укрепить свои позиции в организации, заранее заручившись подписями ряда мировых лидеров.

Отметим, в субботу стало известно, что президент России Владимир Путин, как и в прошлом году, не планирует принимать участия в сессии Генеральной ассамблеи ООН.

  • Заседание ООН
  • globallookpress.com
  • Albin Lohr-Jones/ZUMAPRESS.com

Дональд Трамп давно демонстрирует недовольство ООН. В конце 2016 года политик упрекнул организацию в неиспользовании её огромного потенциала в решении мировых проблем.

«ООН имеет огромный потенциал, но сейчас это просто клуб, где люди могут собраться, поболтать и хорошо провести время. Это так печально!» — написал Трамп в своём Twitter.

В Белом доме считают, что траты на содержание структуры ООН не соответствуют результатам её работы. Уже в январе 2017 года администрация Трампа приступила к подготовке постановлений, предусматривающих сокращение финансирования ряда учреждений ООН. По сведениям The New York Times, Вашингтон намеревался свернуть финансирование международных структур, которые ранее предоставили статус полноправного члена Палестинской национальной администрации и Организации освобождения Палестины.

В проекте федерального бюджета США на 2018 год, представленного администрацией Белого дома в мае, расходы на миротворческие миссии ООН урезаны на $1 млрд, общий размер взносов в бюджеты международных организаций сокращён на 44%.

Как заявила постпред США при ООН Никки Хейли, Вашингтон намерен добиться реформирования всех миротворческих миссий организации.

Ранее критике Дональда Трампа подвергся Совбез ООН: американский лидер был разочарован тем, что структура никак не отреагировала на применение сирийскими властями химического оружия. Об этом политик заявил в апреле, в ходе рабочего обеда с послами Совета Безопасности ООН.

Без санкций ООН

Напомним, на протяжении последних лет Вашингтон не раз обвинял Дамаск в применении запрещённого химического оружия, но так и не смог предоставить доказательств в пользу своей версии. 4 апреля 2017 года в мировой прессе появились сообщения о химической атаке в сирийском городе Хан-Шейхун (провинция Идлиб), послужившей причиной гибели десятков мирных жителей.

  • Ракетный удар по авиабазе Эш-Шайрат
  • globallookpress.com
  • Robert S. Price/Robert S. Price/CNP/AdMedia

Несмотря на противоречивость поступающих сведений, а также на то, что единственным источником информации выступила неоднократно дискредитировавшая себя структура «Белые каски», Вашингтон поспешил обвинить в преступлении Дамаск.

Кроме того, под предлогом причастности сирийских властей к химатаке Пентагон нанёс массированный ракетный удар по базе ВВС республики в Шайрате. При этом до сих пор Вашингтон не представил никаких доказательств виновности Дамаска.

Как известно, военное вторжение в Ирак было осуществлено также под предлогом наличия в стране оружия массового поражения. Правда, впоследствии выяснилось, что большая часть данных о разработке биологического оружия в Ираке была сфальсифицирована.

Так или иначе, но военная операция США и союзников в Ираке была начата в нарушение устава ООН. Совбез организации не санкционировал применение силы против Багдада. Так же Вашингтон действует и в Сирии — ни официальный Дамаск, ни международные структуры не санкционировали американское военное присутствие в САР.

По сути, действия Пентагона в этой стране являются нарушением норм международного права. К тому же американские военные придерживаются очень жёсткой тактики: в результате их боевых действий гибнут не только террористы из ИГ*, но и множество мирных жителей.

В июне 2017 года независимая международная комиссия по расследованиям в Сирии, входящая в структуру ООН,обвинила Вашингтон в массовой гибели мирных жителей сирийской Ракки.

Как отметил глава комиссии Паулу Сержиу Пинейру, в результате авиаударов ВВС США гибнут сотнижителей региона. Коалиция, штурмующая Ракку, не заботится об организации гуманитарных коридоров для эвакуации мирного населения, подвергая город ковровым бомбардировкам.

Ситуацию усугубляет применение США фосфорных бомб — использование зажигательных снарядов неизменно приводит к многочисленным жертвам среди населения. Большинство стран — участниц ООН поддерживают запрет боеприпасов такого типа.

  • Нови-Сад во время бомбардировки
  • Wikimedia Commons

Схожим образом Вашингтон действовал и во время югославской кампании. Силы НАТО приступили к бомбардировкам без санкции Совбеза ООН. По мнению экспертов, этот шаг следует расценивать как нарушение устава организации и норм международного права.

В оппозиции

В последние годы призывы реформировать ООН звучат всё чаще. В большинстве случаев инициатива касается расширения Совета Безопасности организации за счёт как постоянных, так и не постоянных членов. В частности, такое требование выдвигает Индия: в Нью-Дели уверены, что расширенный состав Совбеза должен включать не менее 25-26 членов. Схожей точки зрения придерживаются власти Германии, Японии, Казахстана и других государств.

Впрочем, государства — постоянные участники Совбеза (КНР, Россия, США, Великобритания и Франция) реагируют на подобные предложения достаточно прохладно. По словам экспертов, Вашингтон на долгие годы самоустранился от организационной повестки ООН и просто игнорировал её решения.

Одновременно в ООН росло влияние политических оппонентов Вашингтона. Вероятно, Дональд Трамп не хочет мириться с положением, при котором США вносят немалые средства на содержание организации, но при этом не могут её контролировать.

«Хотя именно США являются одним из государств — основателей ООН, многие американские президенты считали впоследствии, что организация только связывает руки США. Вашингтон, конечно, раздражает, что на содержание ООН направляются большие средства из американского бюджета, а организация между тем придерживается нейтральной, а не проамериканской позиции», — отметил в интервью RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв.

Похожей точки зрения придерживается и доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Иван Цветков. По словам эксперта, в последние десятилетия США всячески принижали роль ООН: не платили вовремя взносы и в ряде случаев действовали, не спрашивая мнения организации.

  • Запуск КР «Томагавк» с корабля в Адриатике. 31 марта 1999 года
  • Reuters
  • Wikimedia Commons

«Известно, что Россия, Китай, Индия в последние годы старались, напротив, укрепить роль ООН, — пояснил эксперт в интервью RT. — Но, возможно, Трамп хочет начать использовать ООН в качестве инструмента своей внешней политики. Не исключено, что речь идёт о попытке перехватить инициативу: Трамп пытается включить ООН в американскую паутину внешнеполитических связей».

Как отметил Юрий Рогулёв, последняя инициатива Трампа более всего похожа на попытку навязать своё мнение.

«Он не хочет обсуждать содержание декларации с мировыми лидерами, а рассчитывает, что они заранее согласятся с ней. Фактически Трамп выступает против международного обсуждения проблемы, вместо этого навязывая некий сугубо американский план», — полагает эксперт.

Если Белый дом не сможет привлечь на свою сторону значительное число мировых лидеров, это ударит по имиджу Дональда Трампа внутри страны, считают эксперты. Ставка, которую сделал американский президент, довольно рискованна, а вариант реформы ООН, предлагаемый Вашингтоном, вряд ли будет утверждён.

«Очевидно, что американский проект реформирования ООН в штыки воспримут в Москве, Пекине и, вероятно, даже в Европе. Сейчас далеко не лучший момент для подобных инициатив, особенно учитывая негативный имидж США в миротворческой сфере. У Вашингтона сегодня нет для этого ресурсов. Напротив, ООН сегодня является едва ли не единственной глобальной площадкой, где сильны антиамериканские настроения и велик вес оппонентов США. Конечно, сложившаяся ситуация раздражает американские власти, но вернуть ООН под свой контроль США уже не смогут», — подытожил Иван Цветков.

*«Исламское государство» (ИГ) — террористическая организация, запрещённая на территории России

Трамп призывает Организацию Объединенных Наций затянуть пояса

Президент США Дональд Трамп не раз жаловался на то, что ООН неэффективно расходует свой бюджет, большую часть которого обеспечивает Вашингтон. 18 сентября он должен был наконец перейти от слов к делу и представить декларацию о реформе международной организации. Однако вероятность ее воплощения в жизнь невелика: постпред России , что наша страна, скорее всего, не подпишет эту документ. Американская декларация призывает сократить расходы ООН и часть ее сотрудников, однако не все страны считают это главной проблемой организации. Кроме того, наблюдателей раздражает то, что США даже не вынесли документ на обсуждение перед голосованием.

Декларация США содержит в себе десять пунктов. Как стало известно Reuters в начале сентября, в черновике документа говорилось о сокращении бюджета и сотрудников организации. «Мы убеждены в том, что необходимо избавиться от дублирующих друг друга мандатов и излишеств, в том числе в главных органах ООН», - цитировало агентство декларацию.

«Президент собирается сказать, что Организация Объединенных Наций не может быть эффективна, пока она не реформирует свою бюрократический аппарат и пока она не достигнет большего уровня подотчетности государствам-членам», - раскрыл подробности планируемой речи Трампа его советник по национальной безопасности Герберт Макмастер.

Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что Россия, скорее всего, не подпишет предложенный США документ. «Сама реформа осуществляется не путем принятия декларации, а путем межправительственного переговорного процесса всех стран-членов», - подчеркнул дипломат. Он также отметил, что накануне выдвижения документа, который он назвал «манифестом единомышленников» США, не было его обсуждения, поэтому вряд ли все страны согласятся его подписать.

Трамп не раз критиковал ООН, которая, по его мнению, превратилась в подобие клуба по интересам, где «люди собираются, разговаривают и хорошо проводят время». Впрочем, низкая эффективность Организации Объединенных Наций вряд ли так сильно волновала бы Трампа, если бы США не вносили наибольший вклад в ее бюджет. По данным Reuters, Соединенные Штаты обеспечивают 22% основного двухгодичного бюджета ООН и 28,5% - бюджета миротворческих операций. Трамп, как сторонник оптимизации расходов по всем фронтам, просто не мог не поднять вопрос об урезании финансирования международной организации. Правда, далеко не все государства могут с ним согласиться. Ведь если развитые страны направляют средства в бюджет ООН, то развивающиеся - их получают. И голосовать за затягивание собственных поясов они не собираются.

«Это пиар-ход американской стороны, и не очень удачный, - поделится своим мнением в разговоре с «МК» заместитель секретаря Общественной палаты РФ, бывший заместитель генерального секретаря ООН Сергей ОРДЖОНИКИДЗЕ, - Если вы действительно думаете о реформе, то в ней должно быть сказано, что, как и когда вы хотите реформировать. А в американском заявлении, которое они нам передали, ничего подобного нет. Там просто какие-то декларативные пункты. Но декларациями ООН ведь не изменишь. Есть правила, процедуры, соответствующие комитеты. Любая реформа ООН принимается Генеральной ассамблеей путем голосования. А для этого необходимо конкретизировать, что надо изменить, на сколько сократить, каков будет бюджет. И по этому поводу могут возникнуть серьезные противоречия: у разных стран разные интересы.

В приглашении на саммит ООН, присланном нам американской стороной, было написано примерно следующее: «Если вы согласны с вышеизложенными десятью пунктами, приглашаем вас». Спрашивается, государство-то может выразить свои мысли перед тем, как согласиться? Они этого не позволяют. А зачем тогда устраивать саммит, зачем вообще встречаться, если все уже согласились?

Поэтому ни мы не поехали на эту встречу, ни китайцы. А без России и Китая, как показывает практика, в ООН никогда ничего не происходит. Думаю, что там будет не так уж много стран. Таких саммитов проходило десятки на моей памяти, и результаты от них были не очень большие, если не было конкретных предложений в документах».

Трамп хочет подмять ООН, чтобы давить на Россию


Президент США Дональд Трамп намерен обсудить с мировыми лидерами реформу Организации объединенных наций. По данным агентства Reuters, встреча в штаб-квартире всемирной организации в Нью-Йорке намечена на 18 сентября. Правда, пригласят на переговоры только политиков, которые подпишут декларацию из десяти пунктов с призывом к генсеку ООН Антониу Гутеррешу «начать эффективную реформу» организации. Среди изложенных пунктов, к примеру, сокращение численности сотрудников ООН, в том числе среди ее основных органов.

«Мы поддерживаем усилия генерального секретаря по внесению конкретных изменений в рамках ООН, чтобы лучше согласовывать работу по гуманитарной помощи, развитию и защите мирных инициатив», - отмечается в проекте декларации.

В прошлом Дональд Трамп критиковал ООН за то, что организация превратилась в «клуб для дружеских встреч», который не решает серьезных проблем. Также американский лидер недоволен тем, что именно США выделяют больше всех средств в казну ООН. По оценкам Вашингтона, каждый год Америка тратит на различные программы организации около десяти миллиардов долларов (22% бюджета и 28,5% расходов ООН на миротворческие операции). Кстати, новый проект федерального бюджета США, представленный весной, предполагал сокращение этих взносов и урезание финансирования миротворческих миссий.

Напомним, что Генеральная ассамблея организации откроется в Нью-Йорке 12 сентября и американский президент на ней выступит. С 19 сентября начнутся обсуждения общеполитических вопросов в рамках недели высокого уровня.

Уже известно, что российский лидер Владимир Путин не примет участия в Генассамблее ООН, как и год назад. Это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков . Соответственно, Владимир Путин вряд ли будет участвовать в обсуждении «эффективной реформы ООН» (хотя, возможно, представители РФ будут присутствовать там в каком-то качестве). Российскую делегацию, как и годом ранее, возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров. В ее состав, скорее всего, войдут также постпред РФ при ООН Василий Небензя , замглавы МИД Геннадий Гатилов , и главы комитетов по международным делам обеих палат парламента Константин Косачев и Леонид Слуцкий .

Если дискуссия, обещанная Трампом, будет касаться только финансирования и реорганизации штата ООН, в этом нет ничего тревожного. Однако некоторые эксперты не исключают, что в Нью-Йорке могут подняты и более серьезные вопросы, например, о переформатировании Совета безопасности организации.

Такие идеи возникают уже давно. Например, есть предложения расширить состав постоянных членов Совбеза, который сейчас насчитывает только пятерых участников - Россию, США, Китай, Францию и Великобританию. Выдвигаются и инициативы ограничить или, напротив, расширить право применения вето.

После начала конфликта на Украине, Киев стал регулярно требовать лишить Россию права вето в Совете безопасности ООН или вовсе исключит из состава его участников, или хотя бы запретить голосовать по резолюциям, связанным с украинскими событиями. Эти «предложения» серьезно не рассматривались, так как подобные шаги нарушили бы всю послевоенную систему безопасности.

Тем не менее, Дональд Трамп уже показал, что способен на радикальные действия. Может ли дискуссия о реформе ООН коснуться сокращения роли России в организации?

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что если это произойдет, это станет началом конца этой организации.

Если сначала нужно согласиться, и только потом участвовать в дискуссии, то это не дискуссия, а признание права сильного на его точку зрения. Подписав предложение господина Трампа, вы с ним автоматически соглашаетесь. О чем после этого дискутировать, о порядке запятых в документе?

Такое поведение нормально для США последних 15-20 лет. Они абсолютно уверены в своей исключительности, просто одни, как Обама , много об этом говорили, другие, как бизнесмен Трамп, начинают это реализовывать. Суть от этого не меняется.

Что касается реформы ООН, если все сведется только к ограничению финансирования, о котором давно говорит Трамп, само по себе это не станет большой проблемой. Другое дело, что тогда и мы, и другие страны могут поднять аналогичный вопрос. Да, США платят много, но не все, даже не половину всего бюджета ООН. Россия тоже много переводит на нужды этой организации. Если в НАТО США реально несет основную нагрузку, то в ООН более паритетная ситуация. И если Трамп начнет сокращать затраты, может получиться, что затраты сократит не он один.

Но все это - технические вещи. Главный вопрос - право вето Совета безопасности. ООН была создана после Второй мировой войны и отражала тогдашнюю ситуацию, когда пять стран являлись ключевыми в мире и обладали этим правом вето. Если сегодня США попытаются преодолеть выстроенную систему ООН, это станет ее концом. Если лишить эту организацию механизма паритетного принятия решений, тогда непонятно, зачем она вообще нужна. Есть другие форматы вроде «Большой восьмерки» или «Двадцатки», где можно просто собираться и обсуждать разные вопросы. ООН тем и сильна, что позволяет сохранять равновесие между странами.

Не знаю понимает, ли это Трамп и собирается ли он вообще поднимать вопрос о праве вето. Мы не знаем окончательного варианта дискуссии. Но если собирается, то вся система международной безопасности, выстроенная после Второй мировой войны, прикажет долго жить.

«СП»: - Если мы не будем участвовать в дискуссии, начатой Трампом, чем это чревато для нас?

Если система ООН не будет отменена, то в силу того, что любое окончательное решение внутри ООН должно быть одобрено Советом безопасности, мы можем вообще не принимать участия в дискуссии господина Трампа. Можем принимать в ней участие, оказаться в рамках этой дискуссии в меньшинстве и так далее. Но все равно окончательное решение будет приниматься единогласием великих держав.

Если же удастся нарушить это равновесие, наше мнение априори не будет учитываться, потому что оно не учитывается Соединенными Штатами ни в случае Северной Кореи, ни в случае Сирии, ни по другим вопросам. Так было при Обаме, так происходит и сейчас. Вслед за США к нам не будут прислушиваться и их союзники.

Вот почему мы так жестко поддерживаем нынешнюю структуру ООН. Пока она существует, Запад вынужден считаться с нашим мнением. Но если ему дать свободу, он с удовольствием перестанет это делать. Тогда единственным доводом будет сила. А единственным паритетом останется ядерный паритет. Переходить на этот уровень аргументации в политическом споре очень опасно.

Политолог и главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика» Леонид Савин считает, что ООН действительно нуждается в реформировании, но США будут стремиться подчинить этот процесс своим интересам.

Если бы сейчас поднимался вопрос о реформировании Совбеза ООН, думаю, это было бы уже известно. Это наиболее актуальная тема для стран, которые состоят в этой структуре.

Но ООН в целом - это очень громоздкая организация, которая состоит из массы институтов. Одни доказали свою состоятельность, а другие, несмотря на все выделяемые средства, стали обременительной обузой, и есть смысл их реформировать.

Если возвращаться к истокам ООН, это был международный инструмент влияния, созданный именно по инициативе США. В структуре ООН до сих пор находится Всемирный банк, серьезный инструмент финансово-экономического влияния. Затем начали появляться различные социально-гуманитарные проекты.

Поэтому сегодня смысл в реформе запутанной структуры ООН есть. Например, идет дискуссия о необходимости передачи присвоения доменных прав от американской неправительственной организации Международному союзу электросвязи, который также находится в структуре ООН.

Другой вопрос, кто и как будет проводить эту реформу. Нужно внимательно подходить к каждой сфере, которой занимается всемирная организация, и рассматривать ее комитеты и органы, исходя из их актуальности и интересов всех стран. Реформа давно назрела, но главный вопрос в ее формате.

«СП»: - Но тот формат обсуждения, который предлагает Трамп, не кажется всесторонним...

Безусловно, США будут манипулировать общественным мнением и другими странами. Они делали это и раньше. Есть исследование, в котором четко прослеживается взаимосвязь между кредитами, выделяемыми Международным валютным фондом, и решениями, которые принимались разными странами в ООН. Если голосование проходило так, как было выгодно США, эти страны получали льготные кредиты. Если же нет, никаких денег им не выделяли.

Поэтому сейчас все процессы по реформированию ООН будут идти в рамках сценария, запланированного в Вашингтоне. В конце концов, и штаб-квартира ООН находится в Соединенных Штатов Америки. Это открывает возможность для технического давления, как это делали с нашими дипломатическими миссиями в США.

В вопросе реформирования ООН для Вашингтона дело даже не столько в желании давить на Россию, сколько в том, что они хотят переформатировать клуб западных держав, который был сформирован после Второй мировой. США пытаются удержать их в своей структуре и не дать им выйти из евроатлантического сообщества.

Что Совет Безопасности ООН "уже не представляет мир сегодня", а право вето "стало инструментом, который используется слишком часто". При этом без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей ООН, уверен генсек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых предложениях по совершенствованию работы ООН, выдвинутых в разные годы.

Механизмы поиска и принятия решений

Необходимость в реформе продиктована изменениями реалий за 70 лет существования ООН, увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в настоящее время), выявлением недостатков функционирования ряда структур. Вопрос о модернизации организации обсуждался как в ходе международных форумов, так и на заседаниях руководящих органов ООН.

Еще в 1997 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997-2006) предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы организации. Для выработки предложений были созданы Специальная рабочая группа, Группа по операциям ООН в пользу мира, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ("Группа мудрецов"). Они представили свои рекомендации по пересмотру существующих обязательств государств-членов; проведению масштабной институциональной реформы; увеличению объемов финансирования.

В 2002 году был разработан второй пакет реформ "Программа дальнейших преобразований", направленных на защиту прав человека, гуманитарной деятельности ООН и т. д. В 2005 году Аннан обнародовал доклад по реформированию ООН "В условиях большей свободы - к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех", ставший основой для последующих дискуссий. Вступивший в должность генсека в январе 2007 года Пан Ги Мун (до 2017 года) инициировал межправительственные переговоры о выработке предложений по дальнейшему реформированию ООН.

Часть рекомендаций по улучшению работы организации уже реализована, по ряду проблем дискуссии продолжаются. Они ведутся по нескольким направлениям: функционирование агентств в системе ООН, реформа Генеральной Ассамблеи (ГА), расширение Совета Безопасности (СБ) и права вето, финансирование организации и миротворческих операций и т. д.

Для решения по всем вопросам реформы ООН при голосовании в Генеральной Ассамблее необходима поддержка 2/3 государств-членов. Кроме того, любое изменение Устава ООН для вступления в силу требует одобрения всеми постоянными членами СБ.

Реформа Секретариата и организаций в системе ООН

Реформа Секретариата ООН началась в 1997 году. Тогда в его структуре был образован Департамент по разоружению, а также была введена должность первого заместителя генерального секретаря ООН. В 2007 году масштабные изменения коснулись миротворческой деятельности - Департамент операций по поддержанию мира был разделен на две самостоятельные структуры, появился новый орган - Департамент полевой поддержки. В октябре 2014 года была образована независимая Группа высокого уровня по операциям в пользу мира. В настоящее время среди мер перестройки работы Секретариата рассматриваются предложения о расширении полномочий генерального секретаря.

Реформа коснулась и других организаций. Например, в 2005 году была учреждена Комиссия по мироустройству, в 2006 году Комиссию ООН по правам человека заменил более компактный и наделенный большими полномочиями Совет по правам человека. А в 2010 году была создана структура по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин - "ООН-женщины". В настоящее время государства-члены ООН прорабатывают вопрос о реформировании Международного суда.

Реформа Генассамблеи

Согласно уставу, Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН и форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов. При этом ее решения не обладают нормативной силой. В 2003 и 2004 годах Генассамблея приняла две резолюции (резолюции 58/126 от 19 декабря 2003 года и 58/316 от 1 июля 2004 года).

В них изложены конкретные меры по упорядочению работы ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов. Среди этих мер особо выделены: подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи, взаимодействие председателей Генассамблеи, Совбеза, Экономического и Социального Совета, рациональное использование средств финансирования.

Основные разногласия вызывает вопрос о будущем Совета Безопасности. В настоящее время это ключевой орган ООН, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности. В его составе 15 членов. Пять постоянных членов - США, Великобритания, Россия, Франция и Китай - обладают правом вето. Непостоянные члены СБ избираются на двухлетний срок. Состав СБ расширялся лишь однажды - в 1963 году, когда количество членов СБ было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов. Причиной этой мини-реформы стало резкое увеличение членов ООН (с 51 до 113) и необходимость обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ (поправка к Уставу вступила в силу в 1965 году).

В следующий раз вопрос о расширении состава СБ был включен в повестку Генассамблеи в 1979 году, а в 1993 году ГА учредила рабочую группу для его рассмотрения. Результатом работы этой группы стала резолюция ГА 53/30 от 23 ноября 1998 года. Этот документ подтвердил важность достижения общего согласия и постановил "не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов ГА". Таким образом, эта резолюция исключила принятие скоропалительных решений и обеспечила взвешенный подход к решению проблемы.

В 2005 году два варианта реформы Совбеза предложил Кофи Аннан:

"План A" подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов, плюс трех новых непостоянных членов.

"План B" заключался в создании восьми новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24.

Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования СБ для придания большей эффективности его работе, но пока нет варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов. Так, "группа четырех" в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии еще в 2005 году представила проект реформы СБ, в соответствии с которым число его постоянных членов должно увеличиться на шесть, а непостоянных - на четыре. При этом вопрос о праве вето они намерены поднять только через 15 лет после расширения СБ.

Другая группа - "Единство во имя согласия". В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Они предлагают расширить состав Совета за счет еще 10 непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.

Свой вариант реформы Совета представил Африканский союз. Он предусматривает увеличение членов СБ до 26 путем создания 11 дополнительных мест, шесть из которых постоянные, причем африканские страны претендуют на два таких места. Ключевым пунктом этого проекта является предоставление новым постоянным членам права вето.

Нет единства и среди постоянных членов СБ. Так Франция и Великобритания уже отказались от использования права вето в тех случаях, когда обсуждаемая СБ ООН резолюция касается особо серьезных случаев, например массовых преступлений, и призывают к этому других. Россия, США и Китай выступают за сохранение существующего права постоянных членов блокировать принятие определенных решений. При этом все постоянные члены СБ поддерживают идею расширения состава СБ до "чуть более 20 членов".

Помимо расширения численного состава СБ и права вето, широко обсуждается вопрос об активизации деятельности Военно-штабного комитета (в структуре СБ) и создания вооруженных сил ООН, рассматривается возможность введения мер, гарантирующих демократичность процесса принятия решений, таких как приглашение конфликтующих сторон для участия в заседаниях до принятия принципиально важных резолюций.

Проблемы финансирования

Регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов государств-членов, которые помимо этого делают отчисления в бюджеты международных уголовных трибуналов для Руанды и бывшей Югославии, а также операций по поддержанию мира. В 2016-2017 годах бюджет составляет $5,4 млрд. Доля каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, исходя из среднего показателя ВВП за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности. Взнос США - самый большой - 22%, затем следуют Япония (9,7%), Китай (7,9%), Франция (4,9%), Великобритания (4,5%). Россия вносит сумму, равную 3% бюджета ООН, маленькие и неразвитые страны - по 0,001%.

Неравное участие в финансировании и постоянно возникающие споры между странами так или иначе влияют и на деятельность организации. Развитые страны (Германия, Япония и др.), доля финансирования которых превышает поступления от некоторых постоянных членов Совета Безопасности, требуют наделения их соответствующим статусом в СБ или снижения их доли за счет увеличения взносов постоянных членов совета.

США также выражают недовольство по поводу высоких взносов в бюджет ООН. Администрация Дональда Трампа намерена сократить финансирование организации за счет ряда реформационных мер. Президент уже направил в Конгресс США просьбу сократить или прекратить прямое финансирование ООН и аффилированных агентств, "чья миссия не продвигает внешнеполитические интересы США".

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то