А дым отечества нам сладок и приятен. «Отечества и дым нам сладок и приятен. Сквозь лет завесу

Светская Гостиная «И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН».
Разное отношение к революции. Спор о судьбах России. Судьба интеллигенции.

ВЕДУЩИЙ В годы революции и гражданской войны ушло в изгнание, рассеявшись по всему миру, около 3-х миллионов человек. Во многом это была русская интеллигенция: писатели, поэты, художники, артисты, известные учёные. В 1917-1923 годах вне России оказались КУПРИН, БУНИН, Л.АНДРЕЕВ, В.НАБОКОВ, М.ЦВЕТАЕВА, АВЕРЧЕНКО, ТЭФФИ. Для них творческая жизнь началась по-новому. Они писали только о Родине. Говорят, что если всё время смотреть на раны, они не заживают. Такой незаживающей раной для них была память об утраченной Родине. Впрочем, не только утраченной, но и приобретённой по-новому.
В Париже во Франции в доме Мережковских создан литературный филиал салона « Зелёная лампа», куда входили Бердяев, Ходосевич, там собирались Тэффи, Бунин, Бальмонт, Куприн
БУНИН « Мы действовали…от имени России: не той, что предала Христа за 30 серебреников- и погрязла в мерзости, а России другой…страждущей, но всё же до конца не покорённой. Что произошло? Произошло великое падение России, а вместе с тем и вообще падение человека. Падение России ничем не оправдывается».
ВЕДУЩИЙ Не скрывая гнева и сострадания сквозь слёзы любви оглядывались они на уходящую Россию, понимая революцию как разлад внутри души человеческой и свою миссию в защите выработанных русской жизнью нравственных ценностей от насилия озверевшей толпы, разрушительной стихии безбожия и социального хаоса.
БУНИН Поминутно думаю: что за странная и страшная вещь наше существование-каждую секунду висишь на волоске! Вот я. Жив, здоров, а кто знает, что будет через секунду с моим сердцем! И на том же волоске висит и моё счастье, то есть здоровье всех тех, кого я люблю, кем я дорожу больше, чем самим собой. За что и зачем всё это?
БАЛЬМОНТ Я на краю земли. Я далеко на юге.
На юге разных стран-на юге всей земли.
Моя заря горит на предполярном круге,
В моих морях встают не часто корабли.
Мой светоч-отблеск льдины
Здесь горы ледяные-один плавучий храм.
Но за чертой мечты-мой помысел единый
Ведёт мой дух назад, к моим родным полям.
И сколько бы пространств -какая бы стихия
Ни развернула мне, в огне или в воде, -
Плывя, я возглашу единый клич: "РОССИЯ!
Горя, я пропою: "Люблю тебя -везде"!

ГОСТИНАЯ
Романс Вертинского» ЮНКЕРА

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал этих их на смерть недрогнувшей рукой
Только так безнадёжно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.

Утомлённые зрители, молча, кутались в шубы.
И какая-то женщина с искажённым лицом
Целовала покойника в посиневшие губы.
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Забросали их ёлками, заносили их грязью.
И пошли по домам меж собой толковать,
Что пора бы конец положить безобразию,
Что и так уж мы скоро начнём голодать.

Но никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги- это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне.(ПОВТОР 1 КУПЛЕТА)

БУНИН И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет-Господь сына блудного спросит,
Был ли счастлив ты в жизни земной?
И забуду я всё-вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав.
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
ВЕДУЩИЙ Литература, созданная на чужбине, оказалась хранительницей той духовной силы, которая необходима для будущего блага народа, для нашего культурного Возрождения. В глубине эта литература не о прошлом, а о будущем, т.к. восполняет уровень духовных духовных ценностей, без которых не может существовать ни народ, ни литература. И наша литература почерпнёт энергию своего возрождения в подвиге литературы руссуого зарубкжья
Ну, а что же в России? БЛОК СКАЖЕТ: « Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию! «
Маяковский: «Моя революция…Пошёл в Смольный, работал что приходилось»
ВЕДУЩИЙ Это были трудные годы. Подняли головы бюрократы, подхалимы и пьяницы. Расцвело мещанство. « Страшнее Врангеля обывательский быт» .И со всем этим надо было справиться.
ЧТЕЦ 1 Работа адовая будет сделана. И делается уже
Освещая, одеваем нищь и оголь.
Ширится добыча угля и руды.
А рядом с этим, конечно, много
Много разной дряни и ерунды…
Очень много разных мерзавцев
Ходят по нашей земле и вокруг.
Нету им ни числа, ни клички.
Целая лента типов тянется:
Кулаки и волокитчики,
Подхалимы, сектанты и пьяницы.
Ходят, гордо выпятив груди,
В ручках сплошь и в значках нагрудных.
Мы их всех, конечно, скрутим,
Но всех скрутить ужасно трудно…
ЧТЕЦ 2 (обыватель) Хоронились обыватели за кухни, за пелёнки.
Нас не трогайте, мы цыплёнки,
Мы только мошки, мы ждём кормёшки.
Закройте, время, вашу пасть. Мы обыватели,
Нас одевайте вы, и мы уже за вашу власть.
ЧТЕЦ 3 (обыватель) Мы восторги ваши понять бессильны.
Чем восторгаются? О чём поют?
Какие такие фрукты-апельсины
Растут в большевицком вашем раю?
Что вы знали, кроме хлеба и воды,
С трудом пробиваясь со дня на день?
Такого Отечества такой дым
Разве уж настолько приятен?
За что вы идёте, если велят-« Воюй! «
Можно быть разорванным бомбищею
Можно умереть за землю за свою,
Но как умирать за общую!
Приятно русскому с русским обняться,
Но у вас и имя России утеряно.
Что это за Отечество у забывших об нации?
Какая нация у вас? Коминтерина?
Жена, да квартира, да счёт текущий-
Вот это Отечество, райские кущи!
ВЕДУЩИЙ (патриот) Слушайте, национальный трутень.
День наш тем и хорош, что труден.
Эта песня песней будет
Наших бед, побед и буден!
ЧТЕЦ 4 Я много в разных странах плутал,
Но только в этой зиме
Понятней стала мне теплота
Любовей, дружб и семей.
Лишь лёжа в такую вот гололедь,
Зубами вместе проляскав,
Поймёшь, нельзя на людей жалеть
Ни одеяло, ни ласки.
Землю, где воздух, как сладкий морс,
Бросишь и мчишь колеся,
Но землю, с которою вместе мёрз-
ВО ВЕК РАЗЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ!

ЧТЕЦ 5 Ушли тучи к странам тучным.
За тучей берегом лежит Америка.
Лежала, лакала кофе, какао.
В лицо вам, толще свиных причуд
Из нищей земли кричу.
Я землю эту люблю.Можно забыть, где и когда
Пузы растил и зобы.Но землю, с которой вдвоём голодал,
НЕЛЬЗЯ НИКОГДА ЗАБЫТЬ.
ЧТЕЦ 6 От боя к труду-от труда до атак
В голоде, холоде и наготе
Держали завоёванное да так,
Что кровь выступала из-под ногтей.

Я видел места, где инжир с айвой
Росли без труда у рта моего
К таким относишься иначе
Но землю, которую завоевал
И полуживую вынянчил,
Где пулей встань, с винтовкой ложись,
Где каплей льёшься с массами,
С такою землёю пойдёшь на жизнь,
НА ТРУД И НА СМЕРТЬ!

М.БУЛГАКОВ « ДНИ ТУРБИНЫХ» .СЦЕНА 1
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Турбин Алексей Васильевич-полковник артиллерии, 30 лет.
Елена Васильевна-его сестра, 24 года
Мышлаевский Виктор Викторович-штабс-капитан артиллерии, 38 лет.
Шервинский Леонид Юрьевич-поручик, личный капитан Гетмана
Студзинский Александрович Брониславович, капитан, 29 лет
Лариосик-кузен, 21 год
Время действия - зима, 1918 год.
Гостиная. За столом гости и хозяева.

ЛАРИОСИК Многоуважаемая Елена Васильевна! Не могу выразить, до чего мне у вас хорошо!
ЕЛЕНА Очень приятно.
ЛАРИОСИК Эти кремовые шторы…Господа! За ними отдыхаешь душой, забываешь о всех ужасах гражданской войны. И наши израненные души так ждут покоя.
МЫШЛАЕВСКИЙ (играет и поёт романс Вертинского)
ШЕРВИНСКИЙ (входит, вручает цветы Елене, целует руку)
ЛАРИОСИК (встаёт с бокалом вина) Извините, господа. Я человек невоенный. Кремовые шторы…Они отделяют нас от всего мира. Впрочем, я человек невоенный.

РОМАНС Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город уснул, и уснули дома.

Ночь напролёт нас сводили с ума.

Сад, весь умытый весенними листьями,
В тёмных аллеях стояла вода.
Боже, какими мы были наивными.
Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая,
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистовый,
С новою силою чувствую я
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность сама.-2 раза

ЛАРИОСИК Эх, хорошо у вас!
МЫШЛАЕВСКИЙ Симпатичный ты парень, Лариосик, но речи произносишь, как глубокоуважаемый сапог.
ЛАРИОСИК Нет, не скажите, Виктор Викторович. Я говорил речи и не однажды в обществе сослуживцев моего покойного папы…в Житомире.
МЫШЛАЕВСКИЙ (начинает петь) Скажи мне. Кудесник, любитель Богов.
Что сбудется в жизни со мною
И скоро ль на радость соседей-врагов
Могильной засыплюсь землёю
ЛАРИОСИК (поёт громко Его останавливает Алексей.Все поют без слов и только громко фразу "Мы грянем громкое Ура! Ура! Ура!"
ШЕРВИНСКИЙ Господа! Здоровье его светлости Гетмана всея украины, ура!
Пауза
СТУДЗИНСКИЙ Виноват. Завтра драться я пойду, но тост этот пить не стану и другим офицерам не советую.
ШЕРВИНСКИЙ Господин капитан!
ЛАРИОСИК Совершенно неожиданное происшествие. Дайте я скажу! За здоровье Елены Васильевны!
СТУДЗИНСКИЙ Этот ваш Гетман…
АЛЕКСЕЙ Если бы ваш гетман начал бы формировать офицерский корпус, петлюры и духа не было в Малороссии.Но этого мало. Мы бы большевиков в Москве прихлопнули, как мух. Там, говорят, кошек жрут. Он бы, мерзавец, Россию спас.
ШЕРВИНСКИЙ Немцы бы не позволили формировать армию, они её боятся.
АЛЕКСЕЙ Неправда.Немцам надо объяснить, что мы им неопасны.Войну мы проиграли. У нас теперь более страшнее, чем война. Большевики. На 100 юнкеров -сто двадцать студентов И держут винтовку, как лопату Ах, если бы, господа, могли предвидеть раньше…В России, господа, 2 силы: большевики и мы Или мы их закопаем, или, вернее, они нас Пью за встречу, господа!
ЛАРИОСИК (Заплакал)
МЫШЛАЕВСКИЙ Что ты плачешь, Лариосик?
ЛАРИОСИК Я испугался.
МЫШЛАЕВСКИЙ Кого? Большевиков? Мы их сейчас (стреляет)
АЛЕКСЕЙ Не слушайте, господа. Это я виноват. Не слушайте, что я сказал. Просто у меня нервы расстроились.
СТУДЗИНСКИЙ Империю российскую мы будем защищать всегда!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОССИЯ!
ВСЕ поют "Так громче музыка играй победу
Мы победили, и враг бежит, бежит. Бежит,
ТАК ЗА ЦАРЯ, ЗА РОДИНУ, ЗА ВЕРУ
МЫ ГРЯНЕМ ГРОМ КОЕ УРА!"

ЛАВРЕНЁВ « СОРОК ПЕРВЫЙ» СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ.
(Марютка-красноармеец ведёт пленного поручика в штаб).

МАРЮТКА (сидит, прислонившись к палатке и пишет что-то)
ПОРУЧИК Что пишешь?
МАРЮТКА Тебе какая суета? (покосилась)
ПОРУЧИК Может, письмо надо написать? Ты продиктуй-я напишу.
МАРЮТКА Ишь ты, проворяга. Это тебе значит руки развяжи, а ты меня по рылу и в бега? Не на ту напал, сокол. А помочи твоей мне не требуется. Не письмо пишу, а стихи.
ПОРУЧИК Сти-хи-и? Ты сти-хи пишешь?
МАРЮТКА А ты думаешь, что только падекаторы плясать, а я дура мужицкая? Не дурее тебя.
ПОРУЧИК Я тебя дурой не считаю. Только удивляюсь.Разве сейчас время для стихов?
МАРУШКА Чудак! А если душа у меня кипит? Если вот мечтаю означить, как мы, голодные, холодные, по пескам пёрли. Всё выложить, чтоб у людей в грудях спёрло. Я всю кровь в их вкладываю. Только народовать не хотят. Говорят, учиться надо. А где же ты время найдёшь? От сердца пишу, от простоты.
ПОРУЧИК А ты прочла бы! Очень любопытно. Я в стихах понимаю.
МАРЮТКА Не поймёшь ты. Кровь в тебе барская. Тебе про цветочки да про бабу описать надо, а у меня всё про бедный люд, про революцию.
ПОРУЧИК Отчего же не пойму? Может быть, они для меня чужды содержанием, но понять человеку человека всегда можно.
МАРУШКА Ну, чёрт с тобой. Прослушь Только не смейся.
ПОРУЧИК Нет! Честное слово, не буду смеяться
МАРУШКА (кашлянула, понизила голос до баса, рубила слова, вращая зрачками)
А дальше никак не лезет, хоть ты тресни, рыбья холера, не знаю, как верблюдов вставить?
ПОРУЧИК Да, здорово! Видно, что от души. Только не обижайся, но стихи очень плохие. Необработанные, неумелые.
МАРУШКА (грустно) Я же говорила, что чувствительные. Плачет у меня всё нутро, когда обсказываю это.Вот все говорят необработанные. А как их обделать? Что за хитрость? Вот вы ентиллегент. Может, знаете?
ПОРУЧИК Трудно ответить. Стихи, видишь ли, искусство. А всякое искусство ученья требует. Вот если, например, инженер, не будет знать всех правил постройки моста, то он или совсем его не выстроит, или выстроит негодный.
МАРУШКА Так то ж мост. Для его арихметику надо произойти, разные там анженерные хитрости. А стихи у меня с люльки в серёдке закладены. Скажем, талант.
ПОРУЧИК Ну и что же? Талант и развивается учением.
МАРУШКА Ну вот воевать кончим, обязательно в школу пойду, чтоб научиться стихи писать! Заели они мою жизнь, стихи эти самые. Так и горит душа, чтоб натискали в книжке и подпись везде проставили» Стих Марии Босовой»
Слышь ты, кадет. Болят руки -то?
ПОРУЧИК Не очень, онемели только!
МАРУШКА Вот что, ты мне поклянись, что убечь не хочешь. Я тебя развяжу.
ПОРУЧИК А куда мне бежать? В пески? Чтоб шакалы задрали? Я себе не враг.
МАРУШКА Нет, ты поклянись. Говори за мной: клянусь бедным пролетариатом, который за свои права борется, перед красноармейкой Марией Босовой, что убечь не хочу.
ПОРУЧИК Повторил.
МАРУШКА (развязывает) .Смотри, убежишь, последний подлец будешь.
ПОРУЧИК Я вот что тебе скажу. Осточертела мне вся эта чепуха.Столько лет кровищи и злобищию Не с пелёнок же я солдатом стал. До германской войны я был студентом. Много книг у меня было. Сядешь, бывало. В кресло-с книгой-душа цветёт, слышно даже, как цветы шелестят, как миндаль весной Понимаешь?
МАРУШКА Ммм.
ПОРУЧИК В один роковой день это лопнуло, разлетелось. Одно слово- война. И ушёл весь искренне тогда.
МАРУШКА Что-то мне непонятно.
ПОРУЧИК Тебе не понять. Никогда не висел на тебе этот груз. Имя, честь рода, долг. Мы этим дорожим. Пришла революция. Верил в неё, как в невесту. А она…Я за своё офицерство ни одного солдата не тронул пальцем, а меня дезертиры на вокзале поймали, сорвали погоны, в лицо плевали, сортирной жижей вымазали. За что? Бежал. Опять воевал за попранную Родину, за погоны свои обесчещенные. Повоевал и увидел, что родина такая пустошь, что и революция. Обе кровушки любят. А за погоны и драться не стоит(вскочил) К чёрту! Не хочу никакой правды, кроме своей.Твои большевики, что ли, правду открыли? Довольно! Я из этого дела выпал! Больше не желаю пачкаться.
МАРУШКА Чистотел? Белоручка? Пусть другие за твою милость в дерьме покопаются?
ПОРУЧИК Да, пусть. Пусть. Чёрт возьми. Другие-кому это нравится. Не хочу я больше правды. Покоя хочу.
МАРУШКА Стыдоба меня берёт, что с таким связалась. Слизняк ты, мокрица паршивая. Другие горбом землю под новь распахают, а ты? Ах и сукин ты сын!
ПОРУЧИК (сжал губы) Не смей ругаться. Не забывайся ты…хамка!
МАРУШКА (Ударила по щеке)
ПОРУЧИК (отшатнулся, сжал кулаки) Счастье твоё, что ты женщина. ненавижу…Дрянь! (ушёл в палатку)
МАРУШКА Ишь, до чего нервный барин! Ах ты, рыбья холера!

И дым отечества нам сладок и приятен

Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен.

Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816):

Мила нам добра весть о нашей стороне.
Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.

Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. дон. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56-58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).

Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески - Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».

Ягодинский Виктор

И дым отечества нам сладок и приятен

НЕВЕДОМОЕ! БОРЬБА И ПОИСК

Виктор ЯГОДИНСКИЙ

И дым отечества нам сладок и приятен...

Тоска по родине. Давно разоблаченная морока.

Мне совершенно все равно...

И все равно и все едино.

Но если на дороге куст встает, особенно рябины...

М. Цветаева

Великое чувство Родины! Источник сил и вдохновения. Негасимый пыл души. Радость и страдание. Отвага и мужество защищающих Отчизну, родной дом и своих родителей, свой царод... Это и родной язык, родная культура, история... Горе и тоска покинувших родные места... .

Но хочется в этой необъятной теме выделить один небольшой вопрос, одну сторону любви к родным местам. Почему людей, как птицу, тянет в родные места? Зачем человек возвращается в отчий дом? Почему ищет земляков на чужбине? Ответов может быть, конечно, много. Рискну прикоснуться к теме памяти...

Вихрь вопросов возник у меня после того, как маленький самолет местной авиалинии сделал вынужденную посадку в поле где-то в Курганской области. Я вышел, озабоченный непредвиденной задержкой рейса, и вдруг... превратился в ребенка. Нет, не сразу. Пожалуй, сначала на меня пахнуло каким-то до боли знакомым.степным ветром. Теплым, полынным и полним детства. Я очутился почему-то рядом с лошадью, на стогу сена. Лошадь большая, а стог огромный. И жутко, и радостно, и терпкий привкус трав щекочет в ноздрях, придавая особый вкус новым ощущениям.

Уже отрезвев от первого удара запахов, лежа в колосистой траве, я твердо уверовал, что побывал в детстве, о котором уже давно ничего не помнил (а может быть, не знал?). Степь всколыхнулась ветром, тронула глубинные слои памяти, и оттуда, как из илистых недр степного озера, стали поднимaться и лопаться пузыри-воспоминания. Потом я проверил их у роддах и знакомых. Да, без ошибки, все было точным. Я случайно оказался вблизи селения, где родился...

Вторично интерес мой к этому явлению оживился после разговора с испанцем, вывезенным малышкой в СССР, в 1937 году.

Я опросил его, что он чувствовал, когда впервые снова побывал на родине, в Испании? И он ответил: запах! Точнее, да запаха. Один - морского ветра, а другой - мыльный, из мрамoрного корыта для общественной стирки, что стояло в глубине испанского дворика.

Ну а еще что? В Испанию ехал на "Жигулях" через всю Европу. Почти все время включен радиоприемник. Чужие голоса, музыка. Но вот в Пиренеях на каком-то витке горной дороги незнакомая музыка стала вдруг родной, и он, как мальчишка на материнской груди, захлебнулся от слез радости. И после была, родная испанская.музыка, были знакомые с детства песни, но такое ощущение уже не повторялось.

Что это, простое совпадение наших интимных (и весьма субъективных) ощущений?

Но вот читаю Марселя Пруста: "В поисках утраченного времени": "Съел печенье тетушки, и память восстановила картины детства. Более подробно описывает подобные ощущения Герман Гессе, который в жизнеописании довольно много места уделяет такому явлению: "Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура того часа есть та самая, которую я любил и бессознательно искал всю мою жизнь и отсутствие которой воспринимал как лишение. Никогда я не мог жить в холодных странах, и все добровольно предпринятые странствия моей жизни направлены на юг..." Но все же большинство свидетельств - в пользу запахов.

Иногда эти свидетельства прочно смыкаются с комплексным ощущением красоты и близости родных мест. И. С. Тургенев: "Люблю я эти аллеи, люблю серо-зеленый нежный цвет и тонкий запах воздуха под сводами..." А вот знаменитый дуб, посаженный.Иваном Сергеевичем еще в детстве на поляне за старым лутовиновским домом: "Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера среди дня я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело ывела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий..." - Тургенева тянуло в Спасское постоянно, отовсюду - из Москвы И.Петербурга, Парижа и Рима, Берлина и Лондона он вновь и вновь возвращался туда где провел большую часть своего детства, где постигал душу своего народа, впитывал его речь: "Воздух, родины имеет в себе что-то необъяснимое..." "Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему-молодому дубу, родине поклонитесь", - завещает он.

А y А. Куприна - "даже цветы на родине пахнут по-иному. Их aрoмат сильный, более пряный, чем аромат цветов за границей". Множество свидетельств связи чувства родины с природой есть у М. Пришвина и других писателей. Но особняком стоит - по своей четкости и определенности - письмо А. К. Толстого будущей жене Софье Андреевне от 22 августа 1851 года: "Сейчас только вернулся из лecу, где йскал и нашел много грибов. Мы раз как-то говорили o влиянии, запахов, и до какой степени оНи мoгут напомнить, что было забыто ужe много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают всего больше этим свойством... Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста".

Для нас это свидетельство особенно важно, поскольку известно, что А. К. Толстой страдал астмой. То есть у него была выраженная склонность к аллергическим реакциям. Не отсюда ли и столь ясное видение всей картины детства от одного только запаха рыжика?

Договоримся, что все дальнейшие рассуждения на этот счет касаются сугубо биологической стороны предполагаемой связи чувства родных мест с природной их обстановкой. У человека может быть и другая, вторая, родина, которую он любит не меньше, чем место своего рождения. У людей нашего времени определяющим в чувстве родины является, конечно, тот психоэмоциональный фон, который сформировался в соответствии с социальными условиями жизни и воспитания.

Но все же:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Так вот. Если вести речь о биохимии ностальгии, если думать, что в ее образовании повинны антигенные воздействия типа аллергических реакций, то все объясняется довольно стройно.

Суть дела заключается в том, что самая первая встреча организма, например, с вирусом гриппа (а у человека в эпидемические годы это обычно происходит в младенческом возрасте) производит настолько сильный иммунологический эффект, что клетки, образующие противотела, "запоминают" на всю жизнь узор мозаики антигенной оболочки вируса, впервые поразившего ребенка. В последующем при встрече с другими вирусами гриппа организм наряду с новыми противотелами продолжает штамповать противотела и к "пример-штамму" вируса.

Человек всю жизнь носит в крови противотела не только к вирусам и бактериям, но и к любым биологическим и химическим веществам, способным вызвать иммунологическую реакцию. Такие реакции могут иметь аллергический характер, если в основе их возникновения лежит внедрение в организм чужеродного белка или даже неорганических веществ, обладающих аллергенными свойствами.

Тоска по родине. Давно разоблаченная морока.

Мне совершенно все равно…

И все равно и все едино.

Но если на дороге куст встает, особенно рябины…

М. Цветаева

Великое чувство Родины! Источник сил и вдохновения. Негасимый пыл души. Радость и страдание. Отвага и мужество защищающих Отчизну, родной дом и своих родителей, свой царод… Это и родной язык, родная культура, история… Горе и тоска покинувших родные места…

Но хочется в этой необъятной теме выделить один небольшой вопрос, одну сторону любви к родным местам. Почему людей, как птицу, тянет в родные места? Зачем человек возвращается в отчий дом? Почему ищет земляков на чужбине? Ответов может быть, конечно, много. Рискну прикоснуться к теме памяти…

Вихрь вопросов возник у меня после того, как маленький самолет местной авиалинии сделал вынужденную посадку в поле где-то в Курганской области. Я вышел, озабоченный непредвиденной задержкой рейса, и вдруг… превратился в ребенка. Нет, не сразу. Пожалуй, сначала на меня пахнуло каким-то до боли знакомым степным ветром. Теплым, полынным и полним детства. Я очутился почему-то рядом с лошадью, на стогу сена. Лошадь большая, а стог огромный. И жутко, и радостно, и терпкий привкус трав щекочет в ноздрях, придавая особый вкус новым ощущениям.

Уже отрезвев от первого удара запахов, лежа в колосистой траве, я твердо уверовал, что побывал в детстве, о котором уже давно ничего не помнил (а может быть, не знал?). Степь всколыхнулась ветром, тронула глубинные слои памяти, и оттуда, как из илистых недр степного озера, стали поднимaться и лопаться пузыри-воспоминания. Потом я проверил их у роддах и знакомых. Да, без ошибки, все было точным. Я случайно оказался вблизи селения, где родился…

Вторично интерес мой к этому явлению оживился после разговора с испанцем, вывезенным малышкой в СССР, в 1937 году.

Я опросил его, что он чувствовал, когда впервые снова побывал на родине, в Испании? И он ответил: запах! Точнее, да запаха. Один - морского ветра, а другой - мыльный, из мрамoрного корыта для общественной стирки, что стояло в глубине испанского дворика.

Ну а еще что? В Испанию ехал на «Жигулях» через всю Европу. Почти все время включен радиоприемник. Чужие голоса, музыка. Но вот в Пиренеях на каком-то витке горной дороги незнакомая музыка стала вдруг родной, и он, как мальчишка на материнской груди, захлебнулся от слез радости. И после была, родная испанская. музыка, были знакомые с детства песни, но такое ощущение уже не повторялось.

Что это, простое совпадение наших интимных (и весьма субъективных) ощущений?

Но вот читаю Марселя Пруста: «В поисках утраченного времени»: «Съел печенье тетушки, и память восстановила картины детства. Более подробно описывает подобные ощущения Герман Гессе, который в жизнеописании довольно много места уделяет такому явлению: «Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура того часа есть та самая, которую я любил и бессознательно искал всю мою жизнь и отсутствие которой воспринимал как лишение. Никогда я не мог жить в холодных странах, и все добровольно предпринятые странствия моей жизни направлены на юг…» Но все же большинство свидетельств - в пользу запахов.

Иногда эти свидетельства прочно смыкаются с комплексным ощущением красоты и близости родных мест. И. С. Тургенев: «Люблю я эти аллеи, люблю серо-зеленый нежный цвет и тонкий запах воздуха под сводами…» А вот знаменитый дуб, посаженный. Иваном Сергеевичем еще в детстве на поляне за старым лутовиновским домом: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера среди дня я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело ывела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий…» - Тургенева тянуло в Спасское постоянно, отовсюду - из Москвы И.Петербурга, Парижа и Рима, Берлина и Лондона он вновь и вновь возвращался туда где провел большую часть своего детства, где постигал душу своего народа, впитывал его речь: «Воздух, родины имеет в себе что-то необъяснимое…» «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему-молодому дубу, родине поклонитесь», - завещает он.

А y А. Куприна - «даже цветы на родине пахнут по-иному. Их aрoмат сильный, более пряный, чем аромат цветов за границей». Множество свидетельств связи чувства родины с природой есть у М. Пришвина и других писателей. Но особняком стоит - по своей четкости и определенности - письмо А. К. Толстого будущей жене Софье Андреевне от 22 августа 1851 года: «Сейчас только вернулся из лecу, где йскал и нашел много грибов. Мы раз как-то говорили o влиянии, запахов, и до какой степени оНи мoгут напомнить, что было забыто ужe много лет. Мне кажется, что лесные запахи обладают всего больше этим свойством… Вот сейчас, нюхая рыжик, я увидел перед собой, как в молнии, все мое детство во всех подробностях до семилетнего возраста».

Для нас это свидетельство особенно важно, поскольку известно, что А. К. Толстой страдал астмой. То есть у него была выраженная склонность к аллергическим реакциям. Не отсюда ли и столь ясное видение всей картины детства от одного только запаха рыжика?

Договоримся, что все дальнейшие рассуждения на этот счет касаются сугубо биологической стороны предполагаемой связи чувства родных мест с природной их обстановкой. У человека может быть и другая, вторая, родина, которую он любит не меньше, чем место своего рождения. У людей нашего времени определяющим в чувстве родины является, конечно, тот психоэмоциональный фон, который сформировался в соответствии с социальными условиями жизни и воспитания.

Но все же:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Так вот. Если вести речь о биохимии ностальгии, если думать, что в ее образовании повинны антигенные воздействия типа аллергических реакций, то все объясняется довольно стройно.

Суть дела заключается в том, что самая первая встреча организма, например, с вирусом гриппа (а у человека в эпидемические годы это обычно происходит в младенческом возрасте) производит настолько сильный иммунологический эффект, что клетки, образующие противотела, «запоминают» на всю жизнь узор мозаики антигенной оболочки вируса, впервые поразившего ребенка. В последующем при встрече с другими вирусами гриппа организм наряду с новыми противотелами продолжает штамповать противотела и к «пример-штамму» вируса.

Человек всю жизнь носит в крови противотела не только к вирусам и бактериям, но и к любым биологическим и химическим веществам, способным вызвать иммунологическую реакцию. Такие реакции могут иметь аллергический характер, если в основе их возникновения лежит внедрение в организм чужеродного белка или даже неорганических веществ, обладающих аллергенными свойствами.

Что такое аллергия? Этот термин происходит от двух греческих слов: «аллое» - иной, и «эргон» - делаю. Буквальный перевод: «делаю по-другому». В современной иммунологии аллергией обозначают измененную, чаще всего повышенную чувствительность по отношению к какому-либо веществу. Отсюда и «аллерген», обозначающий вещество, способное вызывать аллергическую реакцию.

Наука знает, по крайней мере, пять источников «чужих» молекул. О микроорганизмах мы уже упоминали. Второй источник - пища (вот он, тот самый пряник тетушки, заставивший вспомнить детство). Третий - пыльца растений (это самый распространенный аллерген). Четвертый - различные химические вещества (промышленные вредности, бытовые химикалии, например, стиральный порошок, краска для волос и тушь для ресниц). Пятый - принадлежит самому организму. Это может быть эмбрион - плод, обладающий антигенами не только матери, но и отца (наверное, слышали о резус-факторе крови отца и матери, иммунологические различия которых приводят к тяжелой болезни плода). Такими бывают ставшие «чужими» клетки-«уроды», появившиеся в результате генетических аномалий или старения.

И дым отечества нам сладок и приятен
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):
Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.
Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816):
Мила нам добра весть о нашей стороне.
Отечества и дым нам сладок и приятен.
Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.
Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. дон. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56-58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).
Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески - Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».
Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица: Dulcis fumus patriae (дульцис фумус патриэ) - Сладок дым отечества.
В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» (1792-1794) был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал.
Иносказательно: о любви, привязанности к своему отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление.

  • - Впервые встречается в сочинениях римского поэта Овидия...
  • - Из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Слова Чацкого: Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Кто Богу угоден, тот и людям приятен...
  • - не сладка, не...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Не отведав горького, не видать и сладкого. Ср. Arbeit hat bittere Wurzel, aber süsse Frucht. No sweet without some sweat. Celui qui mange les dures, Mangera les mûres. Ср. Nil sine magno Vita labore dedit mortalibus. Жизнь ничего не давала смертным без большого труда. Horat. Sat. 1, 9, 59-60...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Горька работа, да сладокъ хлѣбъ. Не отвѣдавъ горькаго, не видать и сладкаго. Ср. Arbeit hat bittere Wurzel, aber süsse Frucht. No sweet, without some sweat. Celui qui mange les dures, Mangera les mûres. Ср. Nil sine magno Vita labore dedit mortalibus...
  • - И дымъ отечества намъ сладокъ и пріятенъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - И рука спит, и нога спит. См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Сладкая ежа не придет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУДЬБА - ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СУЩНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сладок мед, да не по две в рот. См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сладок мед, да не с чиляком в рот...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. О внешне приятном человеке со сложным характером. ДП, 698...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 сладкий...

    Словарь синонимов

"И дым отечества нам сладок и приятен" в книгах

Как сладок юности покой!

Из книги автора

Как сладок юности покой! Преддверие встречи. Тайное сближение судеб. Время начало свой незримый отсчет…Тайнопись «Полтавы»Пройдет не более двух недель, и на исходе декабря поэт увидит ее на балу у танцмейстера Йогеля в доме Кологривовых, что на Тверском бульваре.

Запретный плод сладок!

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Запретный плод сладок! «…Сын 12 лет увидел у меня книгу «Все о Тай Цзи Цюань». Взял ее в руки. На обложке цветные фотографии, спрашивает: «Что это за книжка? Про борьбу?». Я отвечаю: «Петя, положи, тебе ее еще нельзя читать». Он: «Почему?» Я: «Тебе еще рано» – и продолжаю

А сахар-то не так уж и сладок

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

А сахар-то не так уж и сладок Смерть Ла Саля не остановила Францию в попытках колонизировать Северную Америку. Французы по-прежнему устраивали набеги из Канады, доставая колонистов Новой Англии, и в 1689 году даже предприняли поход на большую и процветающую колонию

Запретный плод сладок

автора Серов Вадим Васильевич

Запретный плод сладок Впервые встречается в сочинениях римского поэта Овидия (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. - 18 н. э.).Иносказательно: психология человека такова, что его всегда привлекает именно то, что запретно, недоступно и

И дым отечества нам сладок и приятен

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

И дым отечества нам сладок и приятен Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7): Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок

Корень учения горек. Всегда ли сладок плод?

Из книги Новые психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Корень учения горек. Всегда ли сладок плод? «Не для школы учусь, но для жизни», – говорил древний мудрец. Похоже, далеко не всем современным школьникам удается следовать этому завету.Такой вывод подсказывают результаты исследования, выполненного учеными Мичиганского

Запретный плод сладок

Из книги Убей в себе инфантила [Как повзрослеть за три месяца] автора Зыгмантович Павел

Запретный плод сладок Начнём с главного - почему люди вообще верят в сказки, которые им рассказывают создатели фильма «Секрет» и прочие ненаучные фантасты?Всё просто - это детское мышление.Разумеется, дети тут не причём. Им нормально, естественно и правильно думать так. А

№ 55. Байка «Запретный плод сладок»

Из книги 111 баек для детских психологов автора Николаева Елена Ивановна

№ 55. Байка «Запретный плод сладок» Эта фраза взята из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет, Вас непременно змий зовет К себе, к таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не

И руль истории нам сладок и приятен

Из книги Руль истории автора Рыбаков Вячеслав Михайлович

И руль истории нам сладок и приятен 1. Злобные и тупые Умные люди говорят, что Россия - единственная в мире страна с непредсказуемой историей.Мол, во всех странах, которые нормальные, уж если что произошло - так именно это и произошло. И только на Руси каждая власть кроит

Запретный плод сладок

Из книги Вовлечение в бренд. Как заставить покупателя работать на компанию автора Випперфюрт Алекс

Запретный плод сладок За счет ограниченного, избирательного и соблазнительно-ненавязчивого продвижения наделите представителей первичного рынка (и только их) статусом посвященных. На данном этапе следует не продавать, а убеждать.Одежда Dickies Workwear более десяти лет

Оглашение 37 О смиренномудрии, именно, что плод его сладок и приятен

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Оглашение 37 О смиренномудрии, именно, что плод его сладок и приятен Становиться живыми иконами святых через подражание их подвигам Отцы, братия и чада. Наставления, которые я, смиренный, преподаю вам, свободны от духа строгости и властности и, как я полагаю, не пусты по

Работа и Тора – благостны! Сладок сон труженика

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Работа и Тора – благостны! Сладок сон труженика Вопрос: Сейчас я изучаю книгу «Мидраш рассказывает» рабби Моше Вейсмана. Относительно того, должен ли еврей работать, там сказано следующее: «Рабби Ишмаэль учил: Кроме занятий Торой, занимайся торговлей, дабы заработать на

«Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце»

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

«Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» Но Экклезиаст не банален. Люди такого рода сами являются «разрушителями оград» и потому опасны для религиозного истеблишмента, для его доходов и для его возможности запугивать и влиять. Вот почему уже редакторы Библии

126 Как сладок день святой для нас

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

126 Как сладок день святой для нас Как сладок день святой для насИ как отраден сердцу час,Когда приходим в Божий домИ песнь хвалы поём.Припев: О, чудесный день святой!Как отраден тот покой,Когда приходим в Божий домИ песнь хвалы поём.Господь сердца нам просветилИ ввёл в

Запретный плод сладок

Из книги Зеркало просветления. Послание играющего Духа автора Раджниш Бхагван Шри

Запретный плод сладок Фактически, глубокое желание чего-либо существует в вас, потому что жизнь запланировала осуществление этого для вас.В тот момент, когда вы начинаете бороться с чем-либо, вы придаете этому огромную силу и привлекательность. Всё, что запрещено,

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то