Логопедическое занятие в подготовительной группе "Учимся различать звуки – ". "Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)” - Мама, научи читать - Царева Л.П Учимся различать звуки

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки".

Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.

…И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М).

Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные).

Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: ( МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) (РА)!

Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

Подружись со звуком (У):

Мама:Ребенок

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

Мама:Ребенок:

"Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"

" Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"

И т. д. с любыми звуками.

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

"Послушай, как дружат звуки с (И):

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

Другие новости по теме:

  • "Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)” - Мама, научи читать - Л. П. Царева
  • "УЧИМСЯ слышать и произносить звук". - Мама, научи читать - Царева Л.П.
  • "УЧИМСЯ слышать и произносить звук". - Мама, научи читать - Л. П. Царева
  • 2. "ЛЮСИ", "НУ И НУ!" И "ББМ" В ОДНОЙ КУЧЕ - Формула удачи - Царевы Игорь и Ирина, Сарычев Михаил
  • 27. "КРАСНЫЙ" ВЫ, "СИНИЙ" ИЛИ "СЕРЫЙ"? - Я вижу вас голыми. Как подготовитьск презентации и с блеском ее провести - Рон Хофф
  • "ИНТЕЛЛЕКТУАЛ", "ГУРМАН" И "ЕСТЕСТВОВИСПЫТАТЕЛЬ" - Опасный, странный, таинственный незнакомец по имени мужчина (практическое руководство для женщин) - Октав Аме.
  • МЕТОДЫ "СЮРПРИЗА" И "МОЙ ДРУГ ДЖОН" - Стратегия психотерапии - Милтон Эриксон
  • Глава 2. Абрахам, "призрак" и "склеп" - Расшифруй свою реальность - Э.Цветков
  • Границы "Я" или "зонд" сознания. - Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) - Тхостов A.Ш.
  • "НЕДЕЛЯ", N46 ноябрь 1992, стр.12. "ГРУППА КРОВИ И ХАРАКТЕР" - Статьи о психологии. Сборник
  • Границы "Я" или "зонд" сознания. - Топология субъекта (опыт феноменологического исследования - Тхостов A.Ш.
  • 2.1. Понятия "Crisis management" и "кризисных" технологий. - Манипулирование личностью - Г. Грачев, И. Мельник
  • 10. "ВНУТРЕННИЙ" ИЛИ "ВНЕШНИЙ" КОНСАЛТИНГ? - Психологическое консультирование и менеджмент. Взгляд клинициста - Тобиас Л.
  • 2. Абрахам, "призрак" и "склеп" - Модели человеческой судьбы - Э.Цветков
  • VII. ТЕХHИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕHИ" или "ПОХОД В ПРОШЛОЕ ЗА РЕСУРСАМИ". - НЛП. Ч.II. Тpансовые интегpальные техники коммyникации - Эльманович В.И.
  • Глава 23. Трансцендентальная медитация, Нитирен-сю, "Обитель истины", "Интернациональный Путь" - Технологии изменения сознания в деструктивных культах - Т.Лири, М.Стюарт и др.
  • Глава 13. Как устанавливается психологический контроль и формируется "личное" и "групповое" мнение - Технологии изменения сознания в деструктивных культах - Т.Лири, М.Стюарт и др.
  • И. В. КОЛЯСНИКОВА, К. Н. ЛЮБУТИН УрГУ. ОТ "НИГИЛИЗМА" К "РЕАЛИЗМУ": ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ Д.И.ПИСАРЕВА - Отражения. Труды по гуманологическим проблемам - А. Авербух - Синергетика
  • 3.4.Парадигма активности: нейрон, как и индивид, изменяя соотношение с "микросредой", удовлетворяет свои "потребности" - Введение в системную психофизиологию - Ю.И. Александров - Философия как наука
  • Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком, ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется фонематическим слухом. Как его развивать у детей разного возраста, рассказывает психолог и дошкольный педагог Светлана Пятницкая.

    Как формируется фонематический слух у детей? Конечно, на практике: при восприятии чужой устной речи, при собственном проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить, соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет, еще . Учите малышей различать звуки в форме веселых игр.

    Для детей 2−3 лет

    Цель игр в этом возрасте — поддержать внимание и интерес малыша к звучащей речи, . Начните с игры «Кто тебя зовет?» . Вам понадобятся мелкие игрушки в виде различных животных или картинки с их изображением. Поместите игрушки или картинки в коробочки: это будут домики для животных. По очереди откройте каждую коробку и покажите игрушку. Назовите ее и произнесите соответствующее звукоподражание: «Это утка. Она крякает: „Кря-кря“, а это корова, и она мычит: „Му-му“». Предложите малышу повторить эти звуки: «Как разговаривает лягушка? А собака?». Затем уберите животных «по домам» и скажите малышу: «Они хотят поиграть с тобой. Угадай, кто тебя зовет?». Позовите малыша от имени каждого персонажа. Игру можно усложнять, добавляя новых животных

    Для детей 3−4 лет

    В игру «Молоточки» вы можете играть где угодно, для нее не нужен реквизит. Вы говорите малышу: «У меня есть большой молоток. Он стучит так: „Тук-тук-тук“. У меня есть маленький молоточек. Он стучит так: „Тюк-тюк-тюк“». Попросите малыша закрыть глаза и определить, какой молоток сейчас стучит. Произнесите соответствующие звуки.

    В игру «Мама и ее детеныш» тоже можно играть в любом месте, вам нужно только хорошо знать текст. Вы говорите: «Жила-была кошка. У нее родился котенок. Мама-кошка стала учить своего детеныша-котенка мяукать. Кошка мяукала громко: „Мяу-мяу-мяу!“. А котенок тихо повторял: „Мяу-мяу-мяу“. Увидел котенок бабочку, побежал за ней. Кошка заметила, что котенок убежал, и стала его звать. А как? Громко: „Мяу-мяу“. А котенок ей в ответ замяукал. Как? Тихо: „Мяу-мяу“. Вернулся котенок к маме. Стала она его хвалить, что услышал ее. Покажи, как она его хвалила? А как котенок ей отвечал?». Усложните игру: добавьте в нее других животных. Если игроков много, можно раздать малышам карточки с изображением животных и их детенышей. По очереди «мамы» громко зовут «детей», а те, в соответствии со своими карточками, отвечают им.

    Для детей 4−5 лет

    Очень полезная игра, которая развивает четкость произношения, — «Повторялки» . Разучите такое веселое двустишие:

    За-за-за — во дворе стоит коза.

    Зу-зу-зу — не боюсь я ту козу!

    Детям очень нравится рифмовать слова. Поощряйте их фантазию! Вы вышли на улицу и увидели колесо — трактора, большой машины, просто покрышку, вкопанную в землю. Обратите внимание малыша на колесо, при этом показывая руками, насколько оно большое: «Со-со-со — вот какое колесо!». Предложите общаться какое-то время только так: «Ба-ба-ба — мама, дай мне хлеба! Та-та-та — кушай, сын, пожалуйста».

    «Сложный мяч». Если вы играете вдвоем, встаньте напротив ребенка, если детей несколько, пусть они окружат вас. Бросайте каждому участнику по очереди мяч, произнося при этом любой слог. Задача участника — поймать мяч и бросить его вам обратно, четко повторив слог.

    Для детей 5−6 лет

    «Поймай звук» . Перед игрой договоритесь, что вы охотники: будете ловить звуки. Вы называете слова, а ребенок хлопает в ладоши только в том случае, если в слове есть выбранный звук. Допустим, звук [ш]. Вы говорите, делая паузы: «Кошка, мышка, ручка, мошка, кочка, лапша, река, камыш, мартышка, шуба». Первое время стоит интонационно выделять нужный звук, произнося его как долгий.

    «Стоп» . Дети превращаются в разных животных: слонов, зайцев, медведей. Имитируя движения выбранного животного, они гуляют по комнате. Вы называете слова, похожие по звучанию. Как только дети услышат среди них слово «Стоп», они должны замереть. Например: «Стон, стул, стоп, стук, стоп, стол, сток, стоп».

    Для детей 6−7 лет

    «Найди звук». Вы называете цепочку из трех слов. Задача ребенка — найти звук, который встречается во всех словах. Например, для цепочки «Кот, рот, мост» это будет [о]. Игру можно усложнить, добавив четвертое слово, в котором нет общего с остальными звука. Тогда задача ребенка — найти лишнее.

    «Чистоговорочки» . Для этой игры можно выбрать любое четверостишие из произведений Агнии Барто или использовать подобные чистоговорки:

    Белый снег, белый мел,

    Белый заяц тоже бел,

    А вот белка не бела,

    Белой даже не была.

    Попросите ребенка произнести эти строки разными способами: шепотом, обычным голосом, громко, медленно, чуть быстрее, очень быстро.

    Для детей 7−8 лет

    «Веселое предложение» . Нужно составить предложение, все слова в котором должны начинаться с одного звука. Например, [б]: «Баран Баранович бодал бока бедняги Бобика». В эту игру особенно забавно играть в компании: пусть каждый произносит по слову, чтобы в итоге получилось связное предложение. Кто быстрее и длиннее придумает предложение, того можно поощрить небольшим подарком.

    «Прятки» . Эта игра интересна в новой, непривычной обстановке, например в магазине или поликлинике. Ребенок должен увидеть и назвать как можно больше предметов, внутри которых «прячутся» определенные вами звуки. Например, предметы, начинающиеся со звука [п] — полка, со звуком [м] в середине слова — лампа, и так далее. Можете посоревноваться: выберите один звук и находите слова с ним по очереди. Победит тот, кто назвал больше.

    Эти игры позволят не только развить и закрепить , но и весело провести время. Ведь форма игры для ребенка понятна и естественна и не вызывает протеста, как это может быть с другими занятиями.

    Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Не стоит забывать, что вашему ребёнку путь к слогообразованию.

    УПРАЖНЕНИЕ 1

    Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

    А теперь мама расскажет ϲʙᴏему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание ϶ᴛᴏй серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком ϲʙᴏего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

    Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Не стоит забывать, что ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в ϶ᴛᴏм дидактическая сказка "Жили-были звуки".

    Таким образом, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.

    "Не в некᴏᴛᴏᴩом царстве, не в некᴏᴛᴏᴩом государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик) Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в ϲʙᴏём домике, да?), добивайтесь, ɥᴛᴏбы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Стоит сказать - пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?) Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

    Все данные операции делайте вместе с ребенком, сопровождая данными упражнениями ϲʙᴏй рассказ.

    …И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое)…И стал он творить ϲʙᴏи злые дела. Важно заметить, что одни звуки он пропускал ϲʙᴏбодно, вот так-повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И) Эти звуки проходили ϲʙᴏбодно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку) А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М)

    Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т) Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не ϲʙᴏбодно проходит ϶ᴛᴏт звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х) То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р) Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, данные звуки не ϲʙᴏбодно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку) Возьми ϶ᴛᴏ платьице и давай со мной произнесём данные звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ)

    УПРАЖНЕИЕ 2

    Игра с карточками.

    А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте ϲʙᴏего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Не стоит забывать, что вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а ϶ᴛᴏ - сложный теоретический материал 1-го класса)

    "Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в кᴏᴛᴏᴩом ϶ᴛᴏт звук выходит из домика гулять.

    (А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Не стоит забывать, что вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета)

    (Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Не стоит забывать, что вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В ϶ᴛᴏй игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят ϲʙᴏбодно через рот - красные (гласные), а звуки, кᴏᴛᴏᴩые проходят не ϲʙᴏбодно - синие (согласные)

    Отметим, что термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

    УПРАЖНЕНИЕ 3

    Игра " Дружба звуков ",

    (Слуховое слогообразование)

    МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, ɥᴛᴏбы они вместе прошли через рот ϲʙᴏбодно, вот так: ( МА) Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА) Стоит сказать - получилось?

    А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет ϲʙᴏбодно вместе с (А) (РА)!

    Отметим, что теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

    Возьмите в руки большой надувной мяч.

    "Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Отметим, что теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

    Подружись со звуком (У):

    Мама:Ребенок

    На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

    Например:

    Мама:Ребенок:

    "Произносим всё на (А),……(Р)" - " (РА) ""……(Л)" - "(ЛА)!"

    " Произносим всё на (О),….;.(М)" - "(МО)""……(Л)" _ " (ЛО)!"

    " Произносим всё на (И), ……(М)" - "(МИ)!" ……(Р)" - "(РИ)!" ……(С)" - "(СИ)!"

    И т. д. с любыми звуками.

    Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

    "Послушай, как дружат звуки с (И):

    Стоит отметить - они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

    Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

    Вот и слуховое слогообразование Не стоит забывать, что ваш ребенок уже оϲʙᴏил!

    4 серия занятий:

    Пользовательское соглашение:
    Интеллектуальные права на материал - Мама, научи читать - Л. П. Царева принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и ""Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)”") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
    Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Мама, научи читать - Л. П. Царева в любом онлайн-магазине.

    (С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

    Гульнара Ахматгалиева
    «Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

    Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»

    "Как научить ребенка слышать звуки "

    Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь . Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки , из которых состоит наша речь) . Это умение называется фонематическим слухом.

    Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал .

    Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.

    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки , но его можно этому научить . Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки .

    Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет . Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

    Цель предлагаемых игровых упражнений - научить его слушать и слышать . Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки . Предложите ему повторить слоги : са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова : Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук. Предложите выбрать нужную картинку : жук - сук; бом - сом; мишка - миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.

    Игры для развития фонематических процессов.

    «Услышишь - хлопни » .Цели : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами , услышав определенный звук , хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах

    Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например : шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка , какой звук есть во всех этих словах.

    «Кто больше?» Цели : развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук . (Повторы недопустимы.)

    «Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово

    Цели

    Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук . Например : аист, осы, утка, эхо, иней, лучше - с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч , малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый ? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

    «Что за звук спрятался в середине слова?»

    Цели : развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова : зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук , но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук » и «буква» еще неизвестна.

    «Что за звук в конце слова

    Цели : развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов : ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук .

    Подобным же образом можно выделять и согласные звуки . Условия подбора слов те же : звук должен звучать ясно , не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими : мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

    «Нужное слово» .

    Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале , середине, конце слова.

    «Зоркий глаз»

    Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

    Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук , определить его место в слове.

    «Чудесный художник»

    Цели : развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

    Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале , середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей , предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука .

    «Запоминайка» .

    Цели

    Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например :

    сумка-суп-сапоги

    шапка-сын-шуба

    При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков , развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

    «Бусы»

    Цели : развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

    Ход игры. После слов ведущего :

    Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. - участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например :

    на звук [Р] - радуга-ракета-каравай-пар-рука -. на звуки [Р]-[Л] - рак-лампа-нора-лук-рыба-мыло -.

    «Повтори и прибавь»

    Цели : развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например : на звук [Ж] -

    жук, жаба

    жук, жаба, ужи

    жук, жаба, ужи, ежи и т. д

    «Звуковые песенки »

    Цели : развивать фонематический анализ, синтез.

    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа : АУ - дети кричат в лесу, ИА - так кричит ослик, УА - так плачет ребенок . Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке , протяжно пропевая его, затем - второй.

    «Сложи звуки » .

    Цели : развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков , а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например : [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

    «Скажи наоборот» .

    Цели : развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

    Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука , а дети должны произнести их в обратном порядке.

    1 вариант - с гласными звуками А , У - У, А; И, О -. (О, И) У, О, А - А, О, У; Э, Ы,И-. (И,Ы, Э)

    2 вариант - с твердыми согласными звуками

    Па. ап, по-…оп и т. д.

    3 вариант - с твердыми и мягкими согласными звуками

    Па –. пя, по -. пё и т. д.

    «Цепочка» .Цели : развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего : дом - мак - кот - топор - рука.

    «Назови лишнее слово» Цели : развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то , которое отличается от остальных.

    Коса, коса, коза, коса.

    Утенок, утенок, котенок, утенок.

    Важно научить детей подбирать рифмы . Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов . Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

    «Футбол» Цели : развивать фонематические представления, слоговой анализ.

    Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок -болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова :

    no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

    Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний» .

    «Третий лишний» Цели :развивать фонематические представления, слуховое внимание,

    Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то , которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

    Мак-бак-банан

    Сом-индюк-ком

    Лимон-вагон-кот

    Так-рак-веник

    После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

    «Доскажи словечко»

    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка) .

    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха) .

    Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке. (жук) .

    Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка) .

    Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки) .

    Не полезет Влад на ель : у него в руках. (портфель) .

    То назад, то вперед может плыть. (пароход) .

    Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах , расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

    Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка , придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем .

    Мария Анатольевна Котова
    Семинар-практикум для родителей «Учимся слышать и различать звуки»

    Семинар-практикум для родителей

    Тема: «Учимся слышать и различать звуки»

    Правильная для слуха речь - своего рода музыка! Аристотель

    ЦЕЛЬ : повышение компетентности родителей в вопросе развития фонематического слуха у старших дошкольников с нарушением речи.

    ЗАДАЧИ:

    1. Познакомить родителей с понятием фонематическое восприятие.

    2. Охарактеризовать возрастные нормы развития фонематического слуха у дошкольников.

    3. Познакомить родителей с уровнями фонематического восприятия через систему игр и упражнений.

    4. Заинтересовать родителей в оказании помощи своим детям в вопросе развития фонематического восприятия.

    Различение человеком на слух любых звуков называется фонематическим восприятием. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку.

    Многие родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

    Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребёнок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та», основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

    Кратко остановимся на возрастных нормах развития фонематического слуха:

    Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые взрослыми слова.

    На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно

    произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.

    Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

    На четвёртом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

    На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

    Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

    И сегодня я предлагаю вашему вниманию систему игр и упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному. Эти игры и упражнения вполне доступны для выполнения в домашних условиях.

    Первый уровень – узнавание неречевых звуков.

    Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

    Игра «Угадай, что звучало» . Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.

    Игра «Шумящие мешочки» . Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

    Игра «Волшебная палочка» . Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

    Игра «Какой музыкальный инструмент звучал?» Ребёнку завязывают глаза и он должен угадать по звуку: звенящий колокольчик, бубен, дудочку, барабан и другие музыкальные инструменты.

    Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

    Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

    На различение звуков речи по тембру можно поиграть в игру «Узнай свой голос» . Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

    На различение звуков речи по высоте предлагаю игру «Разные голоса». Повторите фразу «Я молодец», как пищит мышка, как робот, как медведь, как птичка и т. д.

    Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.

    Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

    Игра «Верно-неверно».

    Логопед показывает детям картинку и громко, чётко называет: “Вагон”. Затем объясняет детям: “Я буду называть эту картинку то правильно,то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши”. Взрослый произносит: “Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом” и т. д. Можно использовать двустишия со словами – паронимами, например «сазан-фазан».

    Игра «Исправь ошибки»

    В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.

    Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.

    Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.

    На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.

    В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

    Четвертый уровень – различение слогов.

    Игра «Прохлопаем слово». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

    Игра «Повтори за мной» Повторить слоговые ряды: па-па-ба, бы-бы-пы и т. д.

    Игра «Что лишнее?» . Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

    Пятый уровень – различение звуков.

    Игра: «Доскажи звук» Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

    1. Ходит по лесу хорек,

    Очень сладко ты пое_. (ш)

    3. Хитрый след плести стараясь,

    По сугробам прыгал зая_. (ц)

    4. Поскорее наливай

    Мне в стакан горячий ча_. (й)

    Игра: «Кто это?» Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…

    Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает звук.

    Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков: а, о, и, ж, ч, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему, например, «А».

    Игра: «Какой звук пропал в слове?»

    1. Написал письмо я зайке,

    Но забыл приклеить. арки (марки). Какой звук пропущен? («Звук м)

    2. Своей младшей дочке Тосе

    Заплетает мама. осы (косы).

    3. Подарили нам игрушки:

    Целый день стреляли. ушки (пушки).

    4. Землю роет старый к. от (крот,

    Под землею он живет.

    5. В зоопарке живет с. он (слон,

    Словно дом огромен он.

    6. Мама кукле шар. (шарф) вязала,

    Ей Наташа помогала.

    7. Серый вол. (волк, голодный, злой,

    Бродит по лесу зимой.

    8. Нам темно. Мы просим папу

    Нам включить поярче ла. пу (лампу).

    9. Прыгал птенчик по дорожке

    И клевал большие к. ошки (крошки).

    10. Друг приехал из Полтавы,

    Он привез письмо от. лавы (Славы, Клавы).

    Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

    Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

    Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

    Игра «Отгадай слово» . Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).

    Таким образом, уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

    Список литературы

    1. Лопухина И. С. 550 занимательных упражнений для развития речи.

    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то