На чем совершаются полеты в космос. Первые полеты в космос. О международной космической станции

Еще до начала космической гонки стало понятно, что она обойдется любым ее участникам чрезвычайно дорого. Старту космического корабля предшествуют формирование концепции, разработка образцов космической техники, создание научной и промышленной базы, инфраструктуры, подготовка кадров. Такое по силам лишь самым мощным промышленно развитым государствам.

Цена полета

При определении цены полета прежде всего определяется отношение массы полезной нагрузки (ПН) к массе космического аппарата в целом. Сегодня оно не превышает 19 %. Внедрение новых технологий уже в недалеком будущем повысит данный показатель до 25 %.


К сожалению, не существует единых критериев определения стоимости доставки грузов в космос. Появляющиеся в открытых источниках цифры плохо соотносятся друг с другом ввиду разницы валют и времени запуска. На стоимость может влиять уровень инфляции, изменение мировой конъюнктуры.

В некоторых случаях при оценке себестоимости пуска берется стоимость незаправленной ракеты-носителя, но не берется в расчет работа служб обеспечения, величина страховки, поэтому речь может идти лишь о приблизительных цифрах.

И все же по мнению экспертов, основные расходы приходятся на подготовку и запуск ракеты-носителя. По их расчетам, вывод на орбиту килограмма полезного груза стоит от 10 до 25 тысяч долларов.

В космос по туристической путевке

Идея космического туризма впервые была озвучена полвека назад в США Барроном Хилтоном и Эриком Крафтом. Однако для ее воплощения потребовалось более 30 лет. 28 апреля 2001 года на МКС отправился первый космический турист Деннис Тито. Космотур обошелся ему в 20 млн. долларов.


«Туристический сезон» на МКС завершился в октябре 2009 года полетом канадца Ги Лалиберте, которому пришлось выложить уже 35 млн. долларов. Всего станцию посетили 7 космических туристов.

Сколько стоит сегодня полететь в космос туристом? Понятно, что еще долго стоимость космического туризма будет доступна исключительно обладателям тугих кошельков.

Понятно также и то, что спрос на будущие коммерческие полеты очень высок и цены на них неизбежно будут снижаться, чему во многом способствует рост числа участников рынка космотуристических услуг.

Среди них организаторы полетов на МКС пионеры космического туризма– РКК «Энергия» и компания Space Adventures. Серьезную конкуренцию им составляют Virgin Galactic, XCOR Aerospace, Blue Origin, Space X (США). Ширится и перечень предлагаемых ими услуг.


Так компании World View и ZeroZinfinity собираются предложить полет в стратосферу (30-45 км) на воздушных шарах за 75 и 116 тыс. долларов соответственно. Американская компания Zerog готова обеспечить своим клиентам полет на самолете с невесомостью (на 20-30 сек) за 5000 долларов. Билет на перспективный космолет компании Virgin Galactic будет стоить от 150 до 200 тыс. долларов.

Самые продвинутые потенциальные космические туристы все чаще задают вопрос: Сколько стоит полет на Луну? Как сообщил представитель Роскосмоса Алексей Краснов, билет на Луну можно будет купить из расчета, что весь полет обойдется примерно в 100 млн. долларов.

Пуски становятся дешевле

За последнее время кратно выросло число участников космического рынка, и, следовательно, конкуренция между ними становится все жестче, в связи с чем наметилась тенденция к удешевлению пусков.


Так американские компании Blue Origin и Space X, возглавляемые Джеффом Безосом и Илоном Маском, активно работают над созданием недорогих многоразовых ракет-носителей. Прорабатывается технология воздушного старта с борта транспортного самолета. Наметились перспективы по возобновлению приостановленного международного проекта «Морской старт».

Помимо этого, ведутся работы по созданию более совершенных и экономичных двигателей. Примером тому может служить (КВРД) для перспективной одноступенчатой ракеты-носителя Demonstrator 3, которую разрабатывает ARCA Space Corporation.


12 апреля 1961 года, ровно 55 лет назад, произошло историческое событие, всколыхнувшее, без преувеличения, весь мир, - смоленский паренек Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе.

Основное о первом полете знают если не все, то очень многие: 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля, который продлился 108 минут.

В 55-ю годовщину этого события сайт собрал 12 фактов, которые помнят немногие.

1. Готовиться к полету начали за два года

Официально подготовка к полету в космос началась более чем за два года до «дня X»: решение об отборе космонавтов было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года. Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов 9 декабря 1959 года. Специальная военная часть для подготовки космонавтов была организована 11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина, позже именно она стала Центром подготовки космонавтов. Гагарина зачислили в группу кандидатов 3 марта 1960 года, а непосредственно тренировки начались 25 марта.

2. Обычные ребята

Первый отряд космонавтов СССР состоял из 20 человек. При отборе, согласно сохранившимся документам и воспоминаниям причастных, летные качества кандидата (а все они были летчиками реактивных истребителей) не играли вообще никакой роли. Зато были очень важны абсолютное здоровье, вес и рост: человек выше 170 сантиметров и весом более 72 килограммов просто чувствовал бы себя в корабле некомфортно - из-за особенностей конструкции. Также при отборе кандидатов учитывали членство в партии, политическую активность и социальное происхождение. Выросший в крестьянской семье Гагарин подходил как нельзя лучше.

Кардиограмма Гагарина за день до полета. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из инструкторов отряда, герой войны, лётчик-испытатель Марк Галлай писал в своей книге «С человеком на борту»: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу «любых авиагарнизонов».

3. Космическая гонка

Известно, что с запуском «Востока-1» очень торопились: была информация, что 20 апреля своего астронавта отправят в космос американцы. Поэтому дала полета была назначена между 11 и 17 апреля. Космонавта выбрали практически в последний момент - на закрытом заседании госкомиссии 8 апреля, всего за четыре дня до запуска. Но даже 12 апреля, вплоть до самого старта, Гагарина сопровождал Герман Титов, который был его дублером. Титову разрешили снять скафандр только тогда, когда Гагарин уже был внутри корабля.

4. Опасный корабль

Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Спешка повлияла и на саму конструкцию «Востока-1»: ради скорости оптимальным решениям предпочитали наиболее просто и быстро осуществимые, а некоторые элементы и вовсе не успели собрать вовремя. Так что корабль взлетает без системы аварийного спасения на старте, системы мягкой посадки корабля и дублирующей тормозной установки. Конструкторы рассчитали, что, в случае, если «Восток» выйдет на низкую 180—200-километровую орбиту, он должен, благодаря естественному торможению о верхние слои атмосферы вернуться на Землю в течение 10 суток. Так что на эти 10 суток были рассчитаны и системы жизнеобеспечения.

Запуск прошел успешно: ракета-носитель сработала без ошибок, но на завершающем этапе давшая сбой система радиоуправления не выключила двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания таймера, но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 километров выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней.

5. Кто сказал «Поехали»?

Фраза, которую Гагарин сказал вместо положенного по уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов полета. Существует версия, что легендарное «Поехали!» Гагарин «подцепил» у методиста отряда космонавтов, летчика-испытателя Марка Галлая. Именно он любил так говорить перед взлетом, и ввел выражение в тренировки отряда. Это, кроме неприязни к стандартному сообщению о готовности к взлету, объяснялось еще и чисто психологическим моментом - «Поехали!» звучало бодрее и неформальнее.

«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал её из уст лётчика, который работал только на легкомоторных самолётах и перед взлётом гордо изрекал её, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека», - писал в своих воспоминаниях Галлай.

Неуставная запись в журнале дежурного по полигону: "Человек в космосе! Ура!". Фото: Commons.wikimedia.org

6. Встреча с невесомостью

Конечно, космонавтов усиленно готовили ко всему, что им предстоит пережить в космосе - но, понятно, что исходили из чисто теоретических данных. На орбите Гагарину предстояло провести несколько простейших опытов, чтобы проверить все на практике. Эксперименты были такие: покушать, попить и пописать карандашом. Когда космонавт попытался положить карандаш, он сразу же начал «уплывать». Все свои ощущения и мысли Юрий записывал на бортовой магнитофон (для последующего анализа», и после такого поведения письменной принадлежности он заметил, что карандаши в космосе лучше привязывать.

7. Защита от «помешательства»

Реакция психики человека на столь стрессовые условия до первого полета, конечно, не была изучена. Поэтому конструкторы «Востока-1» предусмотрели особую защиту на случай, если первый космонавт в порыве помешательства попытается управлять полётом. Так, чтобы включить ручное управление, нужно было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом. Разблокировать панель управления можно было, лишь введя на ней верную последовательность.

Приборная панель корабля. Фото: Commons.wikimedia.org

8. Тяжелый спуск

Мало кто представляет, что пережил Гагарин во время в конце своего полета. Тормозная двигательная установка сработала, но с недобором импульса, и автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. Из-за этого в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался, совершая один оборот в секунду. Космонавт лишь сообщил о нештатной ситуации на борту корабля, очевидно, решив не пугать руководителей полета. Аппарат спуска отделился от приторно-двигательного отсека только на входе в более плотные слои атмосферы: команда на разделение поступила уже от термодатчиков, которые зафиксировали перегорание соединяющих кабелей.

Во время самого спуска, который, как и у последующих кораблей серии, происходил по баллистической траектории, космонавт испытывал восьми-десятикратные нагрузки. А после входа аппарата в атмосферу перед глазами Гагарина представала по-настоящему страшная картина: загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла.

Макет корабля «Восток-1» в парижском Музее авиации и космонавтики. Фото: Commons.wikimedia.org

9. Неоткрывшийся клапан, лишний парашют и ледяная вода

На этом трудности не закончились: катапультировались на высоте семи километров, Гагарин начал спускаться отдельно от капсулы на парашюте. При этом у него не сразу открылся герметичный клапан скафандра, так что в какой-то момент космонавт остался без воздуха. Кроме того, вместе с основным парашютом вышел запасной - могли спутаться стропы. И, наконец, первоначальным местом приземления могла стать ледяная на тот момент вода Волги, однако Гагарин, управляя стропами, смог скорректировать траекторию и приземлился в полутора километрах от берега.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Фото: Commons.wikimedia.org

10. Встреча в лесу

Известно, что Гагарин должен был приземлиться в 110 километрах от Сталинграда, но из-за сбоя он вернулся на Землю в Саратовской области. По официальным данным, космонавта встретили военные. Но существует легенда, что на самом деле первыми, кто увидел спустившегося с небес человека в скафандре, были жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). И только после этого к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Румия, по данным СМИ, живет под Астраханью и до сих пор вспоминает встречу с «оранжевым чудищем» - такого цвета был скафандр Гагарина.

11. Долгий день

Запуск «Востока-1» с Байконура произошел в 9:07 часов по московскому времени (в 12:07 по местному), еще 108 минут занял полет, а приземлился Гагарин, по официальным данным, в 10:55. Что бы сделали вы после всего пережитого в столь насыщенное утро? Гагарину же пришлось принимать первые награды и общаться с руководством, после полудня он в течение трех часов давал интервью и фотографировался. И только несколько часов спустя, уже вечером, около 18 часов, на обкомовской даче на берегу Волги космонавт смог, наконец, принять душ и нормально поесть. А в 21 час началась вечеринка - праздновали успешный полет.

12. Съмки кинохроники

Известные кадры кинохроники, запечатлевшие старт «Востока-1», на самом деле снимали отдельно, для истории, так как сам полет и запуск производились в обстановке строжайшей секретности. На съемках Гагарин вновь повторил все, что делал 12 апреля 1961 года.

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин

Начало 1960-х гг. пришлось на космическую гонку США и СССР. Основной целью являлся запуск человека в космическое пространство с помощью пилотируемых аппаратов. Для этого в 1960 г. в Советском Союзе был создан . Из этой группы было выделено двое – Юрий Гагарин и Герман Титов. Окончательно для первого полета специальной комиссией был утвержден Ю. Гагарин; Г. Титов назначен запасным космонавтом. В первую очередь, он должен был выяснить, как невесомость повлияет на психическое и эмоциональное состояние человека, участвующего в космическом полете.

Подготовка первого запуска началась ранним утром. Когда одетый в скафандр Гагарин вышел из автобуса, который его привез, работники космодрома попросили у него автографы. Раздав их, космонавт быстро занял свое место в космическом корабле «Восток-1».

Подготовка Юрия Гагарина к полету в космос. Источник: riverfishing.ru.

Старт корабля «Восток-1» был произведен 12 апреля 1961 г. в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Через четырнадцать минут Гагарин, используя свой позывной «Кедр», доложил о наступлении состояния невесомости.

В 9:22 радиосигналы советского космического корабля были замечены персоналом американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Они в течение пяти минут отправили шифровку в Пентагон, однако через полчаса, когда Ю. Гагарин пролетал над Северной Америкой, уже ТАСС сообщил о запуске «Востока-1». Скоро сотни корреспондентов из разных стран фактически штурмом брали здание Телеграфного агентства.


Приборная панель корабля «Восток-1» Юрия Гагарина. Источник: wikimedia.org.

В 10:25 на «Востоке» включилась тормозная двигательная установка, после чего корабль пошел на спуск. Через полчаса аппарат с космонавтом приземлился в районе села Смеловка Саратовской области. С момента включения тормозной двигательной установки до приземления корабль пролетел около 8 тыс. км. Вскоре к месту приземления прибыл вертолет с поисковой группой.


Макет космического корабля «Восток-1».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то