Станислав шушкевич - успешный ученый и политик. Станислав Шушкевич, белорусский политик и ученый: биография, семья, политическая деятельность Шушкевич президент белоруссии

С 1971 года - заведующий кафедрой ядерной физики БГУ.

В 1972 году получил звание профессора.

В 1982 году получил звание заслуженного деятеля науки и техники БССР.

В мае 1985 года за комплекс работ по созданию и внедрению в народное хозяйство радиоскопических экспресс-методов измерения концентрации редкоземельных элементов С. С. Шушкевич совместно с сотрудниками кафедры был удостоен звания Лауреата премии Совета Министров СССР; в 1988 году совместно с доцентом М. К. Ефимчиком - Государственной премии БССР за учебник «Основы радиоэлектроники» для физических факультетов СССР.

В 1986-1990 годах С. С. Шушкевич, продолжая заведовать кафедрой, работал проректором по научной работе БГУ.

В 1991 году был избран членом-корреспондентом АН БССР .

Станиславом Станиславовичем Шушкевичем подготовлены 33 кандидата физико-математических наук, он являлся научным руководителем 5 докторских диссертаций .

Приглашался для чтения лекций в университеты ГДР (Йенский - 1976, 1978), Югославии (Люблянский - 1966), Польши (Ягеллонский - 1974, 1994, 1997), США (Гарвардский - 2000; Йельский - 2001; Колумбийский - 2001). В 1999-2000 годах работал в Исследовательском центре имени Вудро Вильсона в Вашингтоне .

Начало общественно-политической и государственной деятельности (1986-1991 годы)

Начало оппозиционной деятельности

Участие в парламентских выборах 1989 и 1990 годов

В 1989 году общим собранием БГУ был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР и победил на выборах . Политика коммунистического руководства в отношении Чернобыльской катастрофы стала одной из причин его участия в выборах . Являлся членом Межрегиональной депутатской группы .

В 1990 году был избран депутатом в Верховный Совет Белорусской ССР . 24 ноября 1990 года стал координатором депутатской группы «Демократический поток» в Верховном Совете БССР (наряду с Валентином Голубевым, Олегом Трусовым , Евгением Цумаревым) . Всего эта группа включала примерно 100 депутатов. Позднее из неё был создан «Демократический клуб» во главе с Шушкевичем .

Наиболее влиятельными парламентскими фракциями в Верховном Совете были «Партийная группа» (с 1992 года - фракция «Беларусь»), включавшая примерно 150 народных депутатов и объединявшая партийно-хозяйственных работников, и «Оппозиция Белорусского народного фронта» (лидер фракции - Зенон Позняк), включавшая к концу каденции данного парламента 27 народных депутатов .

18 мая 1990 года участвовал в выборах за пост Председателя Верховного Совета наряду с секретарем ЦК КПБ по сельскому хозяйству Николаем Дементеем и Героем Советского Союза, лётчиком-космонавтом СССР Владимиром Ковалёнком . В первом туре никто из кандидатов не набрал нужного количества голосов: из 323 бюллетеней за Дементея было подано 161, за Шушкевича - 101 и за Коваленка - 47. Во втором туре (голосовало 320 депутатов) победил Дементей (167 голосов), между тем как Шушкевич получил 118 голосов. 19 мая 1990 г. Шушкевич был избран на пост Первого заместителя Председателя Верховного Совета .

Исполняющий обязанности Председателя Верховного Совета Республики Беларусь XII созыва (1991)

19-21 августа 1991 года в Москве произошел августовский путч , когда ряд высокопоставленных лиц советского руководства попытались организовать государственный переворот. С началом путча Шушкевич потребовал срочного созыва Президиума Верховного Совета и внеочередной сессии. Однако руководство Верховного Совета не пожелало объявить действия путчистов незаконными, что фактически означало поддержку их действий. В этой ситуации Шушкевич и лидер парламентской оппозиции БНФ Зенон Позняк начали сбор подписей среди депутатов за созыв внеочередной сессии Верховного Совета .

24-25 августа 1991 года прошла внеочередная 5-я сессия Верховного Совета . 25 августа 1991 года после провала путча ГКЧП Дементей был вынужден уйти в отставку с поста спикера парламента . После отставки Дементея Шушкевич становится исполняющим обязанности Председателя Верховного Совета . Важнейшим законодательным актом, принятым парламентом на этой сессии, стал закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь» .

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь XII созыва (1991-1994 годы)

Избрание спикером парламента

17 сентября 1991 года во время внеочередной 6-й сессии на пост Председателя Верховного Совета были выдвинуты следующие кандидатуры: Владимир Заблоцкий (член парламентской комиссии по экономической реформе, достижению экономической самостоятельности и суверенитета), Геннадий Карпенко (председатель парламентской комиссии по науке и научно-техническому прогрессу), Вячеслав Кебич (Председатель Совета Министров Республики Беларусь), Станислав Шушкевич. По результатам голосования во второй тур вышли Кебич и Шушкевич. Во втором туре никто из них не победил из-за недостатка кворума, хотя Шушкевич опередил своего конкурента, получив 157 голосов (за Кебича проголосовали 140 депутатов). На следующий день, 18 сентября 1991 года Кебич дал самоотвод и поддержал Шушкевича. Альтернативу Шушкевичу составил Леонид Козик (председатель комиссии по экономической реформе, достижению экономической самостоятельности и суверенитета). В результате голосования Шушкевич занял пост Председателя Верховного Совета .

Важнейшие законодательные акты, принятые на 6-й сессии Верховного Совета, - законы «О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР» , «О государственном гербе Республики Беларусь» и «О государственном флаге Республики Беларусь» .

Подписание Беловежского соглашения

7-8 декабря 1991 года стал участником встречи в Беловежской пуще ( Вискули) с Президентами России Борисом Ельциным и Украины Леонидом Кравчуком , где было принято решение о ликвидации СССР и создании СНГ . В качестве главы республики поставил подпись под Беловежским соглашением . 10 декабря 1991 года были приняты постановления Верховного Совета Республики Беларусь «О ратификации Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств» и «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик» .

Место парламента в политической системе Республики Беларусь

Период 1991-1994 годов в процессе трансформации политической системы Республики Беларусь можно охарактеризовать как «период борьбы за власть и за выбор типа власти» . Данный этап начался с того, что консервативное большинство белорусского парламента после провала августовского путча 1991 года стало принимать решения под давлением немногочисленной оппозиции БНФ. К числу принятых решений относится приостановка деятельности КПБ и конфискация ее имущества. Это не только коренным образом изменило политическую ситуацию, но и содействовало разрушению прежней системы государственного управления. В этих условиях особенно актуальной стала проблема выбора формы правления и устройства государственной власти .

По мнению белорусского политолога Василия Бущика, «нерешительность главы государства, его боязнь взять ответственность на себя, которые прикрывались ссылками на отсутствие полномочий, привели к тому, что сначала в скрытой форме, а затем и в открытой, началось противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти и прежде всего их лидеров» . В этой ситуации при поддержке наиболее крупной депутатской фракции «Беларусь» и нескольких тяготеющих к ней мелких депутатских объединений (ветеранов, инвалидов и т. д.) реальная власть стала концентрироваться в Совете Министров Республики Беларусь во главе с Вячеславом Кебичем. Именно в правительстве принимались ключевые решения, которые затем проправительственное лобби в парламенте проводило среди депутатов . Белорусский политолог Виктор Чернов характеризует форму правления в Беларуси в 1991-1994 годах как квазипарламентскую, премьерскую республику .

Расстановка политических сил в парламенте

Польский политолог Рафал Чахор выделяет в политической жизни Беларуси с мая 1990 по декабрь 1991 года два этапа .

Первый этап, продолжавшийся до августа 1991 года, характеризовался качественным изменением политической жизни в республике в форме предоставления возможности оппозиционным политикам войти в республиканский парламент посредством демократических выборов. Всего оппозиция составляла в Верховном Совете 10% от общего состава депутатского корпуса, что означало де-факто вступление Беларуси в начальную фазу системных преобразований. Тогда же в белорусском парламенте наиболее заметными были две политические силы: номенклатура, стремившаяся сохранить статус-кво и противодействовавшая реформам, и национал-демократическая оппозиция, представленная БНФ. К середине 1991 года в белорусской политической жизни была разработана модель, в соответствии с которой номенклатура осуществляла власть, а оппозиция сосредотачивалась на критике, уделяя особое внимание вопросам, связанным с возрождением национальной жизни. Поляризация обеих сил была настолько значительной, что компромисс между ними был невозможен, тем самым, способствуя инерции политической системы .

Второй этап начался с поражения путча ГКЧП, отставки Николая Дементея с поста Председателя Верховного Совета и временного ослабления позиций коммунистов. В этих условиях Станислав Шушкевич, избранный на пост спикера парламента путем компромисса между коммунистами и демократами, стал третьим крупным субъектом на белорусской политической сцене . Избрание Шушкевича и выполнение некоторых значительных требований БНФ по национальному вопросу означало, что оппозиционные силы взяли на себя часть ответственности за политическую и экономическую ситуацию в стране. Компромисс между номенклатурой и национал-демократами мог возникнуть благодаря различным приоритетам обеих сил: номенклатура сосредоточилась на сохранении власти и контроле над экономикой, БНФ - на вопросах, касавшихся возрождения белорусского языка и культуры .

На протяжении 1991-1994 годов политическая жизнь в Беларуси была сконцентрирована на вопросах национального и государственного строительства. В русле решения этих вопросов столкнулись два видения: номенклатурное и национальное, подчеркивавшее ценность суверенитета, необходимость обеспечения независимости от России, белорусизации и восстановления национальной идентичности. Отношение к национальному вопросу, истории и языку разделили участников политической жизни по принадлежности к экс-партийной номенклатуре и оппозиции .

Политическая база Шушкевича была связана, главным образом, с депутатским «Демократическим клубом», а затем с фракцией Белорусской социал-демократической партии «Громада» (в нее входило около дюжины депутатов). Однако эти парламентские объединения не имели серьезного политического влияния. В условиях трансформирующейся белорусской политической жизни перед лицом поляризации двух ее основных образований отсутствовал политический центр, который поддерживал бы спикера парламента. В результате Шушкевич не являлся слишком сильной фигурой в белорусской политической жизни 1991-1994 годов. Его сила заключалась исключительно в том, что он занимал должность главы государства. Политическая деятельность Председателя Верховного Совета основывалась на поиске компромисса с учетом интересов правящей элиты с некоторыми требованиями демократической оппозиции. Его деятельность соответствовала намерениям номенклатуры, предполагавшей, что формальное вступление во власть представителя оппозиции не окажет отрицательного влияния на осуществление ее интересов. Парламентское большинство, согласившееся избрать Шушкевича на пост спикера парламента, считало, что взамен оно имеет право требовать от него лояльности и благодарности. На практике Шушкевич как глава государства руководствовался принципом сбалансированности и учета интересов двух важнейших действовавших политических сил, что в итоге в 1993-1994 годах сделало его оппонентом парламентского экс-коммунистического большинства. Вышеупомянутая черта была расценена как политическая слабость. Фактически, выработка компромисса (наиболее важным достижением стало принятие новой Конституции в 1994 году, разработанной в основном Конституционной комиссией во главе с Шушкевичем) была в значительной степени обусловлена его способностью согласовывать совершенно разные концепции развития .

О неиспользованном политическом потенциале Станислава Шушкевича свидетельствует значительная популярность в обществе, контрастирующая с доверием к премьер-министру Вячеславу Кебичу и председателю БНФ Зенону Позняку (см. таблицу 1) .

Таблица 1. Динамика социальной поддержки отдельных белорусских политиков в 1991-1993 гг. (в%)

Период Март 1991 г. Сентябрь 1991 г. Декабрь 1991 г. Январь 1992 г. Март 1992 г. Июль 1992 г. Декабрь 1992 г. Март 1993 г. Май 1993 г.
В. Кебич 17,5 20 5,2 4,2 3,9 5,4 10,9 4,1 6,2
З. Позняк 6,3 10 11,4 8,2 7,9 3,2 8,1 2,8 3,7
С. Шушкевич 16,5 40,3 34,5 52,0 47,1 27,4 32,2 14,2 32,5

Взаимоотношения с номенклатурой и оппозицией в парламенте

С подавлением августовского путча 1991 года власть в Беларуси по-прежнему оставалась в руках номенклатуры. После распада СССР белорусская правящая элита находилась в растерянности. У нее отсутствовал опыт самостоятельной политической и экономической деятельности, а также четкая программа развития страны в условиях независимости . Национально-государственная идея считалась полезной для укрепления власти, однако наиболее денационализированное среди посткоммунистических элит белорусское руководство не было готово воспользоваться данной идеей . Выход из сложившейся ситуации оно видело не в осуществлении демократических, рыночных реформ, поиске Беларусью своего местоположения в условиях новой геополитической реальности, а в восстановлении прежних хозяйственных связей и тесном экономическом союзе с Россией. Начиная с 1991 года, белорусская номенклатура стала осуществлять преобразования в той мере, в какой это соответствовало ее интересам. Она приспособила процессы реформ к своим экономическим и политическим потребностям . Согласно воспоминаниям Вячеслава Кебича, с избранием на пост спикера парламента, «окрестив руководителей предприятий и колхозов «красными директорами» и «красными помещиками», Станислав Шушкевич навсегда оттолкнул их от себя» .

Вскоре после отставки с поста председателя Верховного Совета Шушкевич охарактеризовал свое взаимодействие с парламентским большинством следующим образом :

«Я не подхожу большинству этого парламента. Оно не желает строить новое общество, в большинстве своем нынешние депутаты хотят вернуться к старому. Я до сих пор не понимаю, как мне вообще удалось стать во главе Верховного Совета. У коммунистического большинства в августе 91-го был фантастический испуг, и мое избрание стало «великой случайностью», а не закономерностью».

По мировоззренческим установкам Шушкевича можно считать умеренным националистом, и его позиция по белорусскому национально-культурному возрождению была идентичной с позицией парламентской оппозиции БНФ. Разногласия между спикером и оппозицией касались темпов политических и экономических преобразований в Беларуси.

С достижением Беларусью государственной независимости парламентская оппозиция БНФ требовала от депутатского большинства Верховного Совета принятия законов о национальной валюте и финансово-кредитной системе, национальной армии, таможенной системе и границах, международных связях на уровне посольств. Кроме того, БНФ выступал за ликвидацию советов и переход на муниципальную систему власти, экономическую реформу на рыночной основе, возрождение национальной культуры и национальной идентичности. Однако белорусский парламент медлил с созданием соответствующей правовой базы .

Зенон Позняк, характеризуя ряд представителей белорусского руководства начала 1990-х годов, в том числе Шушкевича, утверждает, что они «сформировались в коммунистической системе, под давлением обстоятельств вышли из нее вон, но так и не простились с ее привычками и психологией, остались одной ногой в Минске, другой в Москве» .

Расхождения Шушкевича с оппозицией вызывал, в частности, вопрос о достижении Беларусью независимости. 21 мая 1991 года Шушкевич не поддержал предложение Зенона Позняка придать Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 года статус конституционного закона . Вплоть до подписания Беловежского соглашения Шушкевич был активным участником новоогаревского процесса, предусматривавшего заключение нового союзного договора. В июне 1991 года он высказался по этому поводу таким образом: «БНФ никогда не нравилось, что я за справедливый Союз. Вы за то, чтобы мы были независимые. Я считаю это почти что шуткой. Я был и остаюсь сторонником Союза, особенно подчеркиваю - справедливого Союза» .

5 декабря 1991 года накануне подписания Беловежского соглашения состоялась встреча Шушкевича с оппозицией БНФ в ее рабочем кабинете. Тогда же оппозиция пыталась убедить спикера парламента в необходимости введения национальной валюты и создания белорусской армии. Однако Шушкевич не захотел выступать с подобной инициативой и посоветовал оппозиции сначала обратиться в соответствующие комиссии Верховного Совета . О разногласиях Шушкевича и БНФ свидетельствуют выдержки из протокола той встречи касательно предстоящей встречи в Беловежской пуще руководителей России, Беларуси и Украины :

Валентин Голубев: «Независимость. Не знаем Вашу позицию в отношении будущего Беларуси. Вы сказали, что - за подписание экономического соглашения. Заявили, что политическое (подписывать) не будете, а теперь это делаете. Мы не видим плюсов для Беларуси…»

Зенон Позняк: «Впечатление от Вашей деятельности: игнорирование этих факторов подводит к потере суверенитета, кризису экономики. Политик должен иметь опору. Вы развивались на наших глазах. Не можете опереться ни на Фронт, ни на КПСС. Опираетесь на политику Ельцина, Горбачева. Мы стоим на пороге потери суверенитета».

Станислав Шушкевич: «К политике, которую может проводить государство, нам надо идти долго…»

В 1992 году вопреки ожиданиям оппозиции БНФ Шушкевич приложил все усилия для того, чтобы референдум о досрочных выборах в Верховный Совет не состоялся. Оппозиция не простила спикеру срыв референдума, однако вынуждена была поддерживать его, хотя бы потому, что глава государства всячески противился вхождению Беларуси в систему коллективной безопасности стран СНГ. Поэтому, когда над Шушкевичем нависла реальная угроза вотума недоверия летом 1993 года, фракция БНФ усиленно защищала Председателя Верховного Совета. Оппозиция внесла разброд в ряды противников Шушкевича, благодаря чему он остался на своем посту. Существенную роль сыграл и тот факт, что члены Счетной комиссии Александр Шут и Игорь Герменчук отказались подписывать итоговый протокол, сославшись на ряд процедурных нарушений . В январе 1994 года во время повторного вынесения в белорусском парламенте вопроса о доверии к Председателю Верховного Совета оппозиция вновь встала на защиту Шушкевича, однако неудачно .

Инициирование референдума в Республике Беларусь 1992 года и позиция Шушкевича

На внеочередную 8-ю сессию Верховного Совета, которая начала свою работу через неделю после ратификации Беловежского соглашения, парламентская оппозиция БНФ вынесла целый ряд законопроектов, включая «О выборах в Верховный Совет Республики Беларусь», «О конституционной реформе работы Верховного Совета Республики Беларусь», «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь и военных вопросах», «О запрете политических организаций, структур и групп, основывающихся на античеловеческих взглядах и учениях», «О Контрольной палате при Верховном Совете Республики Беларусь». Однако все предложения БНФ, кроме вопроса о Контрольной палате, были отброшены парламентским большинством .

В связи с блокированием своих законопроектов парламентская оппозиция распространила заявление, в котором утверждала, что на 8-й сессии «последний шанс улучшения труда недееспособного Верховного Совета путем его реформирования был отброшен. Оппозиция БНФ видит теперь единственную возможность выхода из безнадежного тупика власти - это всебелорусский референдум, на котором необходимо поставить вопросы об отставке правительства и о доверии Верховному Совету» .

13 февраля 1992 года Центральная комиссия по референдуму Республики Беларусь зарегистрировала вопрос Инициативной группы по проведению референдума о досрочных выборах в Верховный Совет: «Считаете ли Вы необходимым проведение осенью 1992 года выборов в высший орган государственной власти Республики Беларусь на основе закона «О выборах народных депутатов Республики Беларусь», проект которого внесен оппозицией БНФ в Верховном Совете, и в связи с этим досрочный роспуск теперешнего Верховного Совета?» и дала разрешение на сбор подписей .

13 апреля 1992 года Инициативная группа передала в Центральную комиссию 442 032 подписи граждан в поддержку референдума .

11 мая 1992 года было опубликовано Заключение об итогах проверки подписных листов референдума, переданных Инициативной группой референдума в Центральную комиссию по референдуму Республики Беларусь. Согласно этому документу, из общего числа собранных подписей были исключены 62 283 подписи, как собранные или оформленные с разными отступлениями от требований Закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь». Однако Инициативная группа выполнила требование законодательства, в соответствии с которым необходимо как минимум 350 тысяч подписей граждан для инициировании референдума. Центральная комиссия направила заключительный акт Инициативной группы по референдуму в Президиум Верховного Совета . Однако по решению парламента рассмотрение вопроса о референдуме было перенесено на осень 1992 года .

Вопрос о референдуме рассматривался в Верховном Совете в период 10-й сесии . 29 октября 1992 года за проект постановления о проведении референдума 6 декабря 1992 года, предложенный депутатской группой БНФ, проголосовали всего 35 человек. Проект постановления Президиума Верховного Совета об отказе от референдума поддержали 202 народных депутата.

С целью придать большую легитимность решению Президиума Верховного Совета об отказе от референдума 29 октября 1992 года Верховный Совет принял сразу два постановления: «О предложении группы граждан Республики Беларусь о проведении республиканского референдума» и «О Заявлении Верховного Совета Республики Беларусь «О необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь» .

Законодательная деятельность: общая характеристика

В период занятия Шушкевичем поста Председателя Верховного Совета были заложены основы национального и государственного строительства Республики Беларусь.

3 ноября 1992 года белорусский парламент принял Законы «Об обороне» и «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» . 4 ноября 1992 года был утвержден Закон «О государственной границе Республики Беларусь» .

Кроме этого, под руководством Шушкевича парламент принял важные законы в области культурной и социальной жизни страны: «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 года , «Об охране историко-культурного наследия» от 13 ноября 1992 года , «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года .

В экономической сфере Верховный Совет утвердил такие законы как «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 года , «О праве собственности на землю» от 16 июня 1993 года , «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» от 6 июля 1993 года .

Также период нахождения Шушкевича у власти связан с выходом независимой Беларуси на международную арену. 24 апреля 1992 года парламент принял постановления «О членстве Республики Беларусь в Европейском банке реконструкции и развития» и «О членстве Республики Беларусь в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций» . 4 января 1992 года Верховный Совет утвердил постановление «О присоединении Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года» , 3 июня 1992 года - «О процедуре правопреемственности Республики Беларусь в отношении международных договоров бывшего Союза ССР» , 21 октября 1992 года - «О ратификации Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года и Соглашения о принципах и порядке исполнения этого Договора от 15 мая 1992 года» .

В целом, за период своей деятельности Верховный Совет XII созыва (1990-1995 годы) принял около 500 законодательных актов. Показательно, что такое же количество было принято Верховными Советами БССР с начала их функционирования в 1938 году и до 1990 года .

Согласно белорусскому правоведу Григорию Василевичу , «главными направлениями совершенствования законодательства, его обновления в начале 90-х годов являлись обеспечение, развитие новых экономических отношений, структурной перестройки государственных органов, усиление гарантий, прав и законных интересов граждан» .

Общая оценка законотворческой деятельности Верховного Совета Республики Беларусь начала 1990-х годов была дана Шушкевичем в его предвыборной программе «Государственность, демократия, рынок - путь к благополучию», опубликованной в белорусской периодической печати накануне президентских выборов в Республике Беларусь 1994 года. В программе, в частности, утверждалось, что после принятия законов «О собственности в БССР» от 11 декабря 1990 года, «О предприятиях» от 14 декабря 1990 года, «О банках и банковской деятельности» от 14 декабря 1990 года, «О предпринимательстве в БССР» от 28 мая 1991 года, «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года для полноценного перехода к рыночной экономике необходимо было осуществить народную приватизацию и стабилизацию белорусской денежной системы. На взгляд Шушкевича, медленный переход к новым экономическим отношениям был вызван незаинтересованностью правящей номенклатуры в проведении реформ. «Большинство ее не способно работать по-новому, не хочет зарабатывать на жизнь нелегким трудом, как простые люди, поэтому она восстала против реформ», - заявлялось в программе .

Процесс разработки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года

В период с 29 октября 1992 по 26 января 1994 годы Шушкевич возглавлял Конституционную комиссию Верховного Совета . Сама комиссия была создана в июне 1991 года и возглавлялась первоначально Николаем Дементеем. Целью ее деятельности являлась разработка нового Основного Закона .

За период работы комиссии в белорусской печати были опубликованы три проекта новой Конституции: в декабре 1991 года, августе 1992 года и сентябре 1993 года .

Наиболее острым в процессе принятия нового Основного Закона Республики Беларусь был вопрос о введении института президентства . Конституционный проект 1991 года предусматривал, что Президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Однако проект 1992 года однозначно закрепил положение, что Президент является только главой государства. В свою очередь, авторы проекта 1993 года вернулись к идее «сильного» Президента, наделив его функциями главы государства и исполнительной власти . Шушкевич, в свою очередь, выступал за введение «слабого» Президента, который являлся бы только главой государства и осуществлял бы только представительные функции .

5 февраля 1993 года Верховный Совет принял постановление «О проекте Конституции Республики Беларусь», которое предусматривало постатейное рассмотрение новой Конституции на весенней сессии Верховного Совета в 1993 году .

Постатейное обсуждение прошло в два этапа: с 19 по 27 мая 1993 год и с 30 ноября по 1 декабря 1993 год .

На первом этапе было рассмотрено 109 статей и полностью утверждены 62 статьи, частично - преамбула и 22 статьи. Также были утверждены названия разделов: «Основы конституционного строя», «Личность, общество и государство», «Избирательная система, референдум», «Законодательная, исполнительная и судебная власть», «Финансовая система», «Действие Конституции и порядок ее изменения».

На втором этапе было утверждено 26 статей проекта. В результате количество статей возросло до 88. Также были приняты названия остальных разделов и руководителей, а также преамбула. Не было утверждено название одного раздела - о Президенте .

26 января 1994 года Шушкевич был отправлен в отставку с поста Председателя Верховного Совета, после чего данную должность 28 января 1994 года занял Мечислав Гриб . 1 февраля 1994 года Гриб стал руководителем Конституционной комиссии. Оставшиеся положения конституционного проекта белорусский парламент утвердил в течение февраля-марта 1994 года. Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года 236 голосами народных депутатов при кворуме в 231 человек .

Процесс разработки и принятия новой Конституции был заторможен по ряду причин. К их числу необходимо отнести отсутствие на тот момент самостоятельного опыта разработки подобных документов. В период существования СССР проекты законодательных актов разрабатывались либо в ЦК КПБ, либо в Москве. Кроме этого, на конституционный процесс отрицательно влияли и политические причины. Избранный на относительно демократических выборах, Верховный Совет XII созыва не был классическим парламентом. В нем преобладали депутаты, многие из которых, будучи членами Конституционной комиссии, придерживались диаметрально противоположных взглядов на государственный строй Беларуси .

Внешнеполитический курс Шушкевича

В начале 1990-х годов главными направлениями внешней политики Республики Беларусь являлись: усиление реального суверенитета и независимости, сотрудничество со странами СНГ, налаживание добрососедских отношений с соседними странами, превращение Беларуси в безъядерное и нейтральное государство, «возвращение в Европу» и развитие связей со странами Запада, международная помощь в ликвидации результатов аварии на ЧАЭС .

К решению военного вопроса Шушкевич подходил в контексте конституционных требований о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральную страну. Он считал, что Республика Беларусь должна только временно оставаться в блоковой системе и удерживать ядерное оружие. Конечной целью Беларуси, на его взгляд, являлись интеграция в безъядерную Европу, нейтралитет, участие в коллективной безопасности в рамках ООН .

К середине 1990-х годов особенные результаты во внешней политике Республики Беларусь были достигнуты в сфере ядерного разоружения и контроле над вооружениями. В наследство от СССР Беларусь получила наибольшую в мире концентрацию военных: 1 военный на 43 гражданских лица. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), к которому Беларусь присоединилась в 1992 году, страна уничтожила 10% вооружений и техники, ликвидированных всеми 30 государствами – участниками ДОВСЕ . В том же 1992 году за пределы страны было выведено тактическое ядерное оружие. В 1993 году белорусский парламент ратифицировал Договор о стратегических наступательных вооружениях (СТАРТ–1) и Лиссабонский протокол 1992 года, предусматривавший присоединение Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерного государства. В ноябре 1996 года с территории Беларуси было выведено стратегическое ядерное оружие, и, тем самым, она стала безъядерным государством. Последовательная политика Республики Беларусь в сфере ядерного разоружения получила высокое международное признание .

Во время визита Шушкевича в США была принята «Совместная декларация об отношениях между Соединенными Штатами Америки и Республики Беларусь». В соответствии с текстом декларации, США выразили полную поддержку Республики Беларусь в ее намерении добиваться постоянного нейтрального статуса и проводить внешнюю политику нейтралитета. Кроме того, согласно документу, Республика Беларусь подтвердила свою готовность строить рыночную экономику путем структурных реформ и создавать условия инвесторам для модернизации и перестройки ее экономики. В свою очередь, США обещали Республике Беларусь помощь в экономической стабилизации, приватизации, реорганизации, свободной торговле и иностранных инвестициях .

По приглашению Станислава Шушкевича Билл Клинтон посетил 15 января 1994 года Минск с официальным визитом. Во время встречи американский президент выразил высокую оценку США ведущей роли Беларуси в сфере разоружения. Также Клинтон высказался в поддержку ускоренной экономической реформы в Беларуси, что благоприятствовало бы более широкой двухсторонней и международной помощи .

В 1991-1994 годах механизмы разработки, принятия и реализации внешней политики Республики Беларусь были сконцентрированы в Верховном Совете и Совете Министров .

Минск, провозгласив курс на нейтралитет и безъядерный статус, осуществлял попытки найти новые внешнеполитические приоритеты. Не отказываясь от стратегического курса на всестороннее сотрудничество с Россией и с остальными странами СНГ, белорусское руководство, в первую очередь Станислав Шушкевич, искало путь для нового местоположения Беларуси на политической карте Европы как места между Востоком и Западом. Станислав Шушкевич и министр иностранных дел Петр Кравченко были единственными в стремлении ослабить экономическую, политическую и военную зависимость Беларуси от России и вместе с тем усилить политические и торговые отношения со странами Центральной и Западной Европы и США .

9 апреля 1993 года во время выступления на внеочередной 11-й сессии Верховного Совета Шушкевич выразил свое понимание геополитического положения, которое должна занимать Беларусь :

«В области внешней политики - усиление независимости государства, способного занять достойное место в мировом сообществе. Модели нашего государства могут быть разными. Это может быть замкнутое национально-этническое государство, возрождающееся на ценностях только предыдущих поколений. Это может быть славянский выбор: треугольник Москва-Киев-Минск либо ось Минск-Москва. Я - сторонник третьего варианта: нейтральное, политически стабильное государство, не выдвигающая ярко ни восточных, ни западных приоритетов, а в своей экономической и политической стратегии стремится быть контактным государством, источником стабильности в регионе.

Сегодня у нас явно выявлен восточный приоритет, и мы это должны воспринимать как реалию. Мы должны его поддерживать, развивать, но он не должен останавливать другие контакты, в том числе контакты с Западом».

Курсу Шушкевича на активную внешнюю политику на Востоке и Западе противостояла линия правительства Кебича и парламентского большинства на «восстановление разорванных экономических связей» с Россией и другими странами бывшего СССР и вхождение Республики Беларусь в систему коллективной безопасности СНГ. По мере обострения социально-экономического кризиса среди правящей элиты Беларуси все сильнее звучали голоса о невозможности нормального, полноценного развития страны без России .

Процедура отставки с поста спикера парламента

Отрицательная позиция Шушкевича к присоединению Республики Беларусь к Договору о коллективной безопасности стран СНГ резко пошатнула его позиции в Верховном Совете. Представители парламентского большинства, в первую очередь, проправительственной фракции «Беларусь», стали открыто требовать отставки спикера .

Первая попытка народных депутатов отстранить Шушкевича от должности Председателя Верховного Совета состоялась в конце июня - начале июля 1993 года. 1 июля 1993 года состоялось тайное голосование по вопросу «Вы доверяете Председателю Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевичу? Да? Нет?» За недоверие спикеру высказались 166 человек, за доверие - лишь 27. Несмотря на то, что для принятия решения не хватило всего восемь голосов, фактически это означало политическое поражение Шушкевича .

14 декабря 1993 года во время парламентской сессии с докладом выступил председатель временной комиссии Верховного Совета по изучению деятельности коммерческих структур при органах власти и управления Александр Лукашенко . Он обвинил в причастности к незаконной деятельности почти всех высокопоставленных лиц государства, в частности Шушкевича и Кебича. Спикеру была вменена в вину недоплата за ремонт, выполненный силами правительственной строительной организации . Однако Шушкевич в это время находился с визитом в Ташкенте, поэтому не присутствовал на докладе. Тем не менее, народным депутатам нужен был только повод, чтобы отправить спикера в отставку .

15 января 1994 года сотрудники литовских спецслужб арестовали на территории Беларуси двух крупных руководителей компартии Литвы - Миколаса Бурокявичюса и Юозаса Ермалавичюса , причастных к организации событий в Литве в январе 1991 года . При полном попустительстве белорусских правоохранительных органов и пограничников оба литовца были беспрепятственно перевезены через контрольно-пропускной пункт «Каменный Лог». В связи с этим Верховный Совет организовал процедуру именного голосования о доверии к должностным лицам: Генеральному прокурору, Министру внутренних дел, Председателю КГБ. По результатам именного голосования 25 января 1994 года Министр внутренних дел Владимир Егоров и Председатель КГБ Эдуард Ширковский были отправлены в отставку. Однако за недоверие к Василию Шолодонову высказалось минимальное количество депутатов .

В дальнейшем группа народных депутатов, возглавляемая Петром Прокоповичем , собрала 100 подписей парламентариев (сторонников Кебича), чтобы подготовить проект постановления об отзыве спикера . Под влиянием народных депутатов Александра Лукашенко, Виктора Гончара и Дмитрия Булахова в проекте постановления было записано: включить в повестку дня вопросы об отзыве С. С. Шушкевича и освобождении от должности В. Ф. Кебича. Проект был принят с минимальным перевесом: 179 - «за» при кворуме в 174 .

Вечером 26 января 1994 года стали известны итоги тайного голосования. За отставку Кебича проголосовал 101 народный депутат, против - 175. В свою очередь, за отзыв Шушкевича выступило 209 народных депутатов, против - только 36 .

Об отставке спикера депутат Верховного Совета XII созыва и министр сельского хозяйства в 1994-1997 годах Василий Леонов вспоминает следующее :

«Я помню ту сессию, когда снимали с должности главы парламента Станислава Шушкевича. Снимали не только за то, что при его попустительстве литовским спецслужбам выдали нашедших в Беларуси приют литовских ортодоксальных коммунистов. Надоело его отнекивание, постоянные отказы от властных действий. Ему говорили: «Ладно, Кебич не хочет – так давай, ты предлагай!» Но он тоже не предлагал ничего. И выдача коммунистов стала событием-детонатором, спровоцировала парламентский взрыв. Не хочу сказать, что это был какой-то заговор. Меня, например, никто не уговаривал и не агитировал голосовать против Шушкевича. И многих других депутатов, с кем приходилось и тогда, и позже беседовать на эту тему. Просто – накопились усталость и раздражение. Шушкевич, Кебич, генпрокурор Василий Шолодонов, председатель КГБ Эдуард Ширковский, министр внутренних дел Владимир Егоров фактически начали топить друг друга в своих выступлениях, в том числе, конечно, Шушкевича. Они противоречили друг другу, и это еще больше подливало масла в огонь. Но никто не думал, что эта свара приведет к немедленной отставке высшего должностного лица государства. Об этом свидетельствует и тот факт, что у парламентского большинства не оказалось даже продуманной и согласованной кандидатуры вместо Шушкевича. Лишь потом у кого-то всплыло имя Мечислава Гриба».

Причины отставки

По мнению белорусского историка Александра Курьяновича, «отставка С. С. Шушкевича была обусловлена его противоречивой деятельностью, идеализацией политического компромисса в тех случаях, когда требовались решительность и даже жесткость. Отсутствие отчетливого идейно-политического лица - главная причина падения С. С. Шушкевича» .

На взгляд Василия Леонова, «Шушкевич не понял до конца своей роли. Он занимал должность главы государства, и как глава государства отвечал за все и за всех. Он говорил дискриминирующие и государство, и его лично глупости, вроде ответа женщине, которая не знала, чем кормить пятеро детей: «Ты нарожала, ты и думай». Он не сумел опереться на партократов, которые его избрали спикером и предлагали ему помощь... И одна из главных ошибок Шушкевича состояла как раз в том, что он не захотел опереться именно на этих людей, на тех, у кого был управленческий опыт и кто понимал необходимость перемен. Многие из старого состава партии готовы были идти за ним и служить делу. Но Шушкевич этого не пожелал. С другой стороны, по понятным причинам, не пожелал он примкнуть и к правому крылу. И, в силу своей административной неопытности, оказался ни с чем. Вроде бы ни на кого не опирался, вроде бы ни за что не отвечал. И не мог не проиграть» .

Экс-депутат Верховного Совета XII созыва и член парламентской оппозиции БНФ Валентин Голубев утверждает, что важной причиной отставки спикера стало то, что «политический рейтинг С. С. Шушкевича в это время был значительно выше, чем рейтинг В. Ф. Кебича. Поэтому принятие новой Конституции и введение поста президента при сохранении С. С. Шушкевича на посту председателя Верховного Совета было довольно рискованным для номенклатуры. В. Ф. Кебич и его команда считали, что с отстранением С. С. Шушкевича с поста председателя Верховного Совета, их победа на президентских выборах становилась почти гарантированной. Кроме того, С. С. Шушкевич очень осторожно относился к введению в Беларуси поста президента. Он считал, что Беларусь должна быть парламентской республикой, а президент оставаться только руководителем государства. Таким образом, позиция председателя Верховного Совета не совпадала с позицией сторонников В. Ф. Кебича относительно полномочий президента и это было тоже одной из причин, по которой С. С. Шушкевич лишился своего поста» .

Участие в президентских выборах 1994 года

29 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял закон «О выборах Президента Республики Беларусь». Кандидат в президенты мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладавший избирательным правом и проживавший в Республике Беларусь не менее 10 лет. Для выдвижения кандидатом в президенты необходимо было собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей либо 70 подписей депутатов Верховного Совета. Не запрещалось собирать подписи избирателей и депутатов одному и тому же кандидату одновременно .

30 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление «О проведении выборов Президента Республики Беларусь», в соответствии с которой день выборов Президента Республики Беларусь был назначен на 23 июля 1994 года .

6 апреля 1994 года Центральная комиссия по выборам Президента Республики Беларусь приняла постановление «О сокращенных сроках проведения некоторых предварительных мероприятий при выборе первого Президента Республики Беларусь», которое предусматривало выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь, начиная с 25 апреля и заканчивая 14 мая 1994 года .

Осенью 1993 года по инициативе Объединенной демократической партии Беларуси и Белорусской крестьянской партии было создано Объединение демократических сил «Весна-94». В данное объединение вступил ряд политических партий, организаций и профсоюзов, в том числе Белорусская социал-демократическая Громада, Конфедерация труда и Объединение предпринимателей Беларуси . 21 февраля 1994 года объединение «Весна-94» провело консультационное совещание, на котором было решено поддержать кандидатуру Шушкевича в качестве единого кандидата от оппозиции (собрано 371 967 подписей избирателей); председатель партии БНФ Зенон Позняк (216 855); секретарь ЦК Партии коммунистов Беларуси Василий Новиков (183 836); депутат Верховного Совета Республики Беларусь, директор совхоза «Городец» Шкловского района Александр Лукашенко (156 391); руководитель Союза аграриев Беларуси Александр Дубко (116 693) .

10 июня 1994 года в газете «Республика» была опубликована предвыборная программа Шушкевича «Государственность, демократия, рынок - путь к благополучию». Основные положения экономической части программы были следующие: неотложное создание эффективной финансовой системы на базе конвертируемой денежной единицы; максимальное снижение налогового бремени для стимулирования производства; быстрое создание в экономике значительного негосударственного сектора; начало структурной перестройки сельского хозяйства при полной свободе выбора форм хозяйствования и собственности; сохранение и расширение рынков сбыта и источников ресурсов во внешнеэкономической деятельности; решительное обновление и сокращение структуры власти; осуществление политики неотложной материальной помощи населению, в первую очередь, социально незащищенным (с 1998).

Уход на пенсию

С выходом на пенсию получал 3200 белорусских рублей в месяц (чуть более 1$), что послужило поводом для обращения за объяснениями в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Формально это было связано с тем, что через два с лишним года после выхода Шушкевича в отставку с поста председателя Верховного Совета Республики Беларусь данная должность была упразднена, и индексация заработной платы по данной должности и привязанной с ней пенсии перестала производиться

Станислав Шушкевич (15 декабря 1934 г.) является белорусским ученым и политиком. С 1991 по 1994 он был председателем Верховного Совета Республики Беларусь. Более всего известен как представитель Беларуси, подписавший Беловежские соглашения о создании СНГ.

Происхождение и годы учебы

Где начал свой жизненный путь Шушкевич Станислав Станиславович? Биография его началась в Минске в польско-белорусской семье. Его мать Гелена Разумовска была переводчицей и писательницей, публиковавшейся в польских печатных изданиях, выходивших в 20-30-е годы в Беларуси, отец — белорусским поэтом и писателем. Через три года после рождения сына он был репрессирован, отбывал срок на шахтах Кузбасса, освободился только в 1946 году. Вернувшись на родину, начал учительствовать в сельской школе. Но согласно подлой практике сталинских тюремщиков был вновь арестован в 1949 году и сослан в Красноярский край. Окончательно вернулся в Беларусь только в 1956 году.

Удивительное дело, но клеймо «сына врага народа», которое испортило (и даже сломало) жизнь многим сверстникам Станислава Шушкевича, судя по всему, никак не повлияло на его судьбу. В 1951 году он оканчивает школу, в том же году поступает на физмат престижного Белорусского госуниверситета (БГУ), в год освобождения отца оканчивает его, и тут же становится аспирантом Института физики АН Белорусской ССР.

Недолго поработав «мэнээсом» в родном институте, Станислав Шушкевич уходит на должность старшего инженера СКБ Минского радиозавода. В то время завод занимался разработкой и изготовлением приборов для физических исследований. С этим периодом связан интересный эпизод, о котором охотно вспоминает и сам Станислав Шушкевич. Биография свела его кратковременно не с кем нибудь, а с будущим официальным убийцей американского президента Кеннеди Ли Харви Освальдом.

Дело в том, что тот в 1959 году приехал в СССР по туристической визе и заявил о своем желании остаться в СССР. После отказа демонстративно пытался покончить жизнь самоубийством. Ему пошли навстречу и определили местом проживания Минск, а работать направили на радиозавод. Шушкевичу, как хорошо владевшему английским, поручили заниматься с американцем русским языком. По его воспоминаниям, Освальд не производил сколько-нибудь заметного впечатления, выглядел вялым и равнодушным, да и слесарем был посредственным. Однако это не помешало ему обзавестись в Минске молодой женой, с которой он вскоре вернулся обратно в Штаты.

Научная карьера в СССР

В 1961 году Станислав Шушкевич возвращается в Белорусский госуниверситет, где за шесть лет проходит путь от старшего инженера до завсектором научной лаборатории. В 1967 г. его назначают проректором по научной работе в Минский радиотехнический институт. По воспоминаниям самого Шушкевича, на момент нового назначения он был беспартийным. Это обстоятельство весьма затрудняло его работу на новом месте, так как все важные решения в институте принимались на парткоме без его участия. Обратившись в горком партии, Шушкевич потребовал найти решение возникшей проблемы. В результате его без промедления приняли в компартию, что позволило дальше работать без проблем.

С 1967 года в течение двух лет он работает в институте проректором по науке.

В 1969 году Станислав Шушкевич возвращается в госуниверситет, где за 7 лет становится профессором и завкафедрой ядерной физики. С 1986 года он работает проректором госуниверситета по науке.

Начало политкарьеры

Перед ее началом Шушкевич Станислав Станиславович был известным белорусским ученым, член-кором Белорусской АН, автором нескольких монографий, более чем 150 статей и 50 изобретений, имел различные государственные награды.

В 1990 году он был избран первым заместителем Председателя Верховного Совета Беларуси. После попытки госпереворота в СССР в августе 1991 года требовал созыва внеочередной сессии парламента, но получил отказ от его Председателя Николая Дементея.

После победы Бориса Ельцина над путчистами 26 августа был избран и. о. Председателя парламента, а 31 августа стал его председателем. Во время своего пребывания на этой должности он поддерживал реформы в направлении движения к свободной рыночной экономике.

Беловежские соглашения

По воспоминаниям Шушкевича, он зазвал Бориса Ельцина на бывшую базу отдыха в Беловежской пуще в декабря 1991 года не с целью развалить СССР, а в попытке наладить механизм будущих хозяйственных связей между Беларусью и Россией без участия союзных органов, которые мыслились Шушкевичу в будущем как чисто декоративные, что-то вроде рыхлой конфедерации. Идея пригласить туда же и возникла уже после согласования приезда Ельцина.

Вот так и собрались в пуще три руководителя славянских республик, населенных братскими народами, имеющими общий корень. По словам Шушкевича, договоренностей по налаживанию хозяйственных связей между тремя республиками удалось достичь, но ребром встал вопрос о том, нужно ли обращаться за согласованием к Президенту СССР Горбачеву. Всем троим уж очень не хотелось этого делать, но открыто предложить отказаться от союзного договора никто не решался. В роли оракула, произнесшего судьбоносную для всех нас фразу о признании СССР прекратившим свое существование, выступил приближенный Ельцина Геннадий Бурбулис. Шушкевич вспоминает, что в тот момент он «дико позавидовал Бурбулису».

8 декабря Станислав Шушкевич подписал вместе с Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком документ, по которому Советский Союз прекращал свое существование и преобразовывался в

Конец карьеры

Дальнейшая политическая карьера нашего героя весьма похожа на путь Леонида Кравчука. Попытка провести радикальные рыночные реформы, инициированная ими чудовищная инфляция, обесценивание денежных сбережений белорусов - все это настроило против него здоровые, не компрадорские политические силы, которые в 1994 году вынудили Шушкевича уйти в отставку. Он еще попытался в том же году прописаться в истории как первый Президент Белоруссии (Станислав Шушкевич), приняв участие в президентских выборах, но набрал лишь 10% голосов. Благоразумные белорусы избрали президентом Александра Лукашенко, под руководством которого страна с 1995 года имеет только растущий ВВП (единственная из всех постсоветских стран).

С тех пор более 20 лет Станислав Шушкевич находится в оппозиции к белорусским властям. Он занимает крайне националистические и одновременно прозападные позиции, утверждает, будто с конца 18 века Беларусь была колонией России, а нынешние порядки в своей стране сравнивает с "третьим рейхом".

Станислав Станиславович Шушкевич - это известный белорусский общественный деятель. Именно он в качестве представителя Республики подписал в 1991 году Беловежские соглашения. Помимо своей политической карьеры, отличился Станислав Станиславович и в научной сфере. Послужной список общественного деятеля достаточно обширный - политик не только получил несколько ученых степеней, еще и государственными наградами был отмечен Станислав Шушкевич.

Биография: детские и юношеские годы

Будущий политик появился на свет в городе Минске - столице Республики Беларусь. 15 декабря 1934 года родился Станислав Шушкевич. Семья общественного деятеля по происхождению была крестьянской. Оба родителя работали учителями. Мать была еще переводчицей и писательницей. Свои произведения она нередко публиковала в печатных изданиях Польши. Отец также занимался творчеством, Станислав Петрович писал и стихи и прозу. Когда маленькому Станиславу едва исполнилось три года, отец был репрессирован. Весь срок тот отбывал на исправительных работах, трудился в шахтах Кузбасса. В сорок шестом году отец Шушкевича вернулся в Беларусь и стал работать учителем в местной школе, его освободили досрочно. Однако через три года Станислав Петрович вновь был арестован. На этот раз местом его ссылки стал Красноярский край. Окончательно Шушкевича-старшего освободили лишь в 1956 году.

На маленького Станислава статус сына врага народа не оказал большого влияния. Мальчик не сломался, а, наоборот, прекрасно учился. После окончания общеобразовательной школы в пятьдесят первом году он поступил в Белорусский государственный университет. В те времена это было достаточно высоким достижением для молодого человека. Шушкевич выбрал физико-математическое направление. На последнем курсе он принял решение о поступлении в аспирантуру Института физики Академии наук Белорусской ССР.

Начало карьеры

Благодаря обучению в институте Станислав Шушкевич стал высококлассным специалистом в сфере радиоэлектроники. Около года он работал в том же Институте физики Академии наук Белорусской ССР, но уже в качестве младшего научного сотрудника. Но такая трудовая деятельность его не устраивала, так что Шушкевич стал работником специального конструкторского бюро при Минском радиозаводе.

На новом месте будущему политику предложили должность старшего инженера. Но проработал молодой специалист там лишь один год, на протяжении которого занимался разработкой, изучением и изготовлением физических приборов и оборудования. Интересным фактом также является то, что Станислав Шушкевич работал в то время с Ли Харви Освальдом, которого впоследствии назовут официальным убийцей президента Кеннеди. Благодаря отличному знанию английского языка именно Станиславу Шушкевичу было поручено заниматься американцем.

Научная деятельность

Проработав год на заводе, Станислав Шушкевич принял решение о возвращении к научной деятельности. В этой сфере он развивался достаточно успешно:

  1. В шестьдесят первом году его сразу принимают в Белорусский государственный университет им. В. И. Ленина на вакансию старшего инженера.
  2. Должность главного инженера.
  3. Работа заведующим сектором лаборатории.
  4. Через шесть лет, отданных Белорусскому государственному университету им. В. И. Ленина, Станислав Станиславович перешел в Минский радиотехнический институт, где занял должность проректора по вопросам науки. Но деятельность ученого там усложнялась одним фактом - он не был членом партии. По этой причине Станислав Станиславович не мог принимать участия в наиболее важных собраниях, касающихся учебного заведения. В горкоме партии быстро помогли проректору и приняли его в партию.
  5. В шестьдесят девятом году получил ученое звание профессора.
  6. Вернулся в Белорусский государственный университет им. В. И. Ленина. Там Станислава Станиславовича приняли с распростертыми объятиями, назначив заведующим кафедрой ядерной физики.
  7. Через три года он получил повышение до должности проректора по вопросам науки.

Станислав Шушкевич был очень успешным научным деятелем. Об этом можно судить лишь по тому, что его нередко приглашали читать лекции в университетах других государств.

Послужной список

Станислав Станиславович Шушкевич на момент начала своей политической карьеры был довольно успешной, авторитетной и уважаемой персоной в научных кругах. Он уже имел множество званий, титулов и заслуг. Помимо того, что все знали Станислава Станиславовича как выдающегося ученого, он занимался издательской деятельностью, выпустив несколько научных трудов собственного написания. Публиковал ученый и статьи. Станислав Шушкевич, кроме того, известен статусом члена-корреспондента Белорусской академии наук. Шушкевич был представлен ко многим государственным наградам. Он занимался также и практической деятельностью, которая привела к созданию полусотни изобретений.

Политическая роль

Политическая карьера ученого была довольно стремительной. В девяностом году его избрали на должность первого заместителя Председателя Верховного Совета Беларуси. Но государственный переворот, который случился через год, очень взволновал Шушкевича. В августе девяносто первого года он стал исполняющим обязанности Председателя Верховного Совета, а затем и самим Председателем. Основным направлением его деятельности в качестве руководителя было обеспечение перехода отечественной экономики в рыночный сектор.

Вклад в независимость

Станислав Шушкевич - белорусский политик, который известен принятием хоть и одного, но очень важного решения. 8 декабря 1991 на бывшей партийной базе отдыха в Беловежской пуще представители трех союзных республик собрались с целью наладить производственно-экономические отношения. Но их решение оказалось более радикальным и вылилось в документ, по которому СССР ликвидируется, а на месте Союза создается Содружество Независимых Государств.

Но Станислав Шушкевич как политик в скором времени перестал быть значимой фигурой. Он пытался внедрить рыночную экономику, но все предпринятые действия привели лишь к росту инфляции. В девяносто четвертом году он был вынужден покинуть занимаемый пост. Шушкевич попытался сделать еще один решительный прорыв на президентских выборах, но такое решение не принесло желаемых результатов.

Картинг. Хочу помочь детям! Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью. К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела. Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе. Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения. Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость. В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт. Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях. Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной. Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?! Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея. Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники. Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение. "Уважаемые граждане! Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани. Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили! Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель. Вот после этого нам дали помещение, где мы сейчас и базируемся. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей. Последние двое соревнований пропустили из-за отсутствия денег. Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок. Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет, может, кто согласится стать нашим меценатом. Может, кто-то просто окажет материальную помощь. Мир не без добрых людей. Связаться со мной можно через соцсети.или пишите на почту [email protected]. Сбор средств можно произвести на Яндекс 410013054375238 qiwi +79397086879 Сбербанк карта 4276540016094496 Если у кого проблема с переводом. Деньги можно выслать на почте посылкой или отправить в коробке грузовой компанией. Деловые линии. Пек.446012 Самарская обл г. Сызрань ул Новосибирская 47 Краснов Сергей. Паспортные данные там есть Можно купить технику КАРТИНГИ и отправить по этому адресу ГРУЗОВОЙ КОМПАНИЕЙ. Мы не сидим. В это тяжелое время не закрываем секцию, не бросаем детей, трудно, но работаем.Делайте добро.Добро к вам вернется. С уважением Сергей.

Родившись в семье образованных людей, Станислав Станиславович Шушкевич с детства понял, что политика - дело серьезное. Отца, писателя, репрессировали при Сталине, тот пробыл в лагере около 20 лет. Уже тогда Шушкевич будет мечтать о том, чтобы жить в другой стране, с другими правилами.

Юный Станислав хотел быть математиком-учёным. Для этого поступил в БГУ и даже сделал себе кое-какую профессию в академической среде. Профессорская степень, институт Физики Академии Наук СССР - дела серьезные. В свое время дослужился до проректора БГУ по научной работе. Но работа в КПСС сделала свое дело. Членом партии он стал с 1968 года.

Несмотря на то, что активным коммунистом Шушкевич не был, его политическая карьера была гораздо стремительнее, чем научная. Так, долгие годы чтения лекций по ядерной физике (в том числе и в международных университетах) сделали из него человека, преданного науке, образовательной сфере. Народным депутатом СССР он стал лишь в 1989 году. А через два года уже подписывал Беловежские соглашения…

9 сентября 1991 года Шушкевич избран председателем Верховного Совета Республики Беларусь. Он одним из первых осудил путч, одним из немногих выступил против продолжения существования СССР. В декабре 1991 года вместе с Ельциным и Кравчуком подписал соглашения о прекращении существования СССР. Позже он неоднозначно оценивал их, называя президентов независимых республик то великими людьми, то предаваясь ностальгии по временам БССР.

Конечно, заявления эти рождаются не на пустом месте. Лукашенко пришел к власти в 1994 году, а сделал он это, скомпрометировав Шушкевича. Амбициозный Лукашенко создал комиссию, в результате работы которой в январе 1994 года Шушкевич снимается с поста председателя Верховного Совета; а на выборах в июне того же года Станислав Станиславович занимает лишь четвертое место, не пройдя во второй тур.


Обида на Лукашенко не дает покоя Шушкевичу и сейчас. Казалось бы, 78-летний профессор мог бы спокойно читать лекции в родном БГУ! Но нет. Шушкевич сегодня - лидер партии «Грамада», активный оппозиционер и критик президента. Вся деятельность Шушкевича сейчас сосредоточена на этом, и, кажется, останавливаться он не собирается.

Вот так человек, создавший свободную Белоруссию, сам же пострадал от этого. В следующем году будет уже 20 лет беспрерывного правления Александра Григорьевича Лукашенко. И многие белорусы против этого. Объединятся ли они вокруг Шушкевича? Или же это будет другой политик? Время расставит всё на свои места. Сегодня Станислав Шушкевич всё тот же политикан, но уже не играющий большую роль внутри страны. Старый профессор популярнее у зарубежных коллег-физиков, нежели у родных граждан - жителей Белоруссии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то