Чудный град порой сольется. Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется. Тип урока: комбинированный

Анализ стихотворения Чудный град порой сольется Баратынский по плану

1. История создания . Стихотворение "Чудный град порой сольется..." было написано Е. А. Баратынским в 1829 г. Впервые опубликовано произведение в "Литературном и музыкальном альманахе Радуга" на 1830 г.

2. Жанр стихотворения - философская лирика.

3. Основная тема произведения - эфемерность и хрупкость творческого воображения. Баратынский сравнивает возникшие в воображении поэта прекрасные художественные образы с "летучими облаками".

По воле слепого случая последние иногда образуют на небе "чудный град". Это творение природных сил существует недолго. Малейшее дуновение ветра уничтожает небесный "град" "без следов".

В поэтическом творчестве роль слепого случая играет внезапное вдохновение. Оно неподвластно воле поэта, которому нужно лишь не упустить этот счастливый порыв. "Мгновенные создания" воображения, подобно облакам, чрезвычайно подвержены любому внешнему воздействию ("дыханью посторонней суеты").

Если поэт отнесется к приливу вдохновения пренебрежительно и не успеет запечатлеть возникшие в нем художественные образы, они исчезнут навсегда.

4. Композиция . Миниатюрное стихотворение состоит из двух частей. Первая посвящена описанию чудесного природного явления, вторая - сравнению с ним "поэтической мечты".

5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . В основе стихотворения лежит сравнение. Также можно выделить эпитеты ("чудный", "летучих", "посторонней"), олицетворение ("ветр... коснется"), образные метафоры ("созданья поэтической мечты", "дыханья посторонней суеты").

7. Основная мысль произведения заключается в том, что настоящий поэт должен очень бережно относится к своему творческому дару. Случайные картины, образуемые облаками в небесах, сохранить невозможно. А образы, возникшие в сознании поэта, должны быть немедленно зафиксированы на бумаге. Известно множество случаев, когда гениальные произведения записывались своими авторами на любом подвернувшемся листке и таким необычным образом входили в историю. При этом неизвестно, какие невосполнимые потери понесла мировая поэзия из-за лени или забывчивости поэтов.

Мне нужен письменный анализ стихотворения Е.А.Баратынского "Чудный град порой сольётся". и получил лучший ответ

Ответ от ЁВ Окна[активный]
Стихотворение адресовано критику, поэту и личному другу Баратынского П. А. Вяземскому. И поэтому одной из центральных тем становится тема дружбы. Но произведение интересно не просто как дружеское послание, а как открывающее лирический цикл «Сумерки» .

В самом начале произведения автор говорит о том, что в лирическом цикле “отразилась жизнь моя”, поэтому в этом стихотворении лирический герой неотделим от автора. Тут же он даёт оценку минувшим годам жизни: “исполнена тоски глубокой, // Противоречий.. . // любви высокой... ” Его жизнь неоднозначна, в ней было место и любви, и слепоте, она полна “противоречий”.

Лирический герой противостоит судьбе: он одинок, но в своём одиночестве счастлив (“счастливый сын уединенья”), потому что он поэт, один из “звёзд разрозненной Плеяды”. Он творец вымышленного мира, он далёк от суетного света (“позабыл, как бы во гробе.. . // шумный свет... ”), но ушёл от него самостоятельно и добровольно. И в своём уединении он не хочет отдаляться только от адресата, который мыслится и как друг, и как учитель (“и дружбы кроткими лучами, // И светом высшего огня... ”). Только за него он “возносит молящий глас” и к нему стремит “заботливые взгляды... ”

Неслучайна рифма: песнопение – дуновение. Она отсылает нас к более раннему стихотворению «Чудный град порой сольётся» (1829).

Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Мы опять встречаем тему зыбкости вдохновения. В данном случае “посторонняя суета” - это “дуновенья, // Которым в море бытия // Послушна наша ладия... ” Также в стихотворении видны романтические ценности - красота, любовь, - которые присутствовали в жизни автора. Идея двоемирия выражена не очень ярко, но всё же Баратынский указывает на другой мир, мир горний, мир провидения, способный управлять нашими судьбами. Лирический герой не стремится к идеалу. Он может сам его создать, как “создал Лету”. Поэт становится творцом мифологического мира. Человек, становясь равным Богу, забывает о себе и хочет “отвлечь судьбы суровой // Удары грозные” от друга. Он простил всем: “злобе, безумству” - и живёт в своём мире, в созданной им Лете.

Ответ от Егор молинов [новичек]
Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.


Ответ от Ёергей Пахом [новичек]
Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется…», которое было написано в 1830 году.С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.


Ответ от Ђатьяна Темеева [новичек]
Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.



Анализ стихотворения

  • Какие образы возникают в стихотворении?
  • Образ облаков и ветра ; образ мечты и суеты.
  • Что, с точки зрения лексики, представляют собой эти образы?
  • Антонимы.
  • Какие эпитеты использует автор для вырисовывания образов?
  • «чудный град», «летучие облака», «исчезнет без следов»; «мгновенные создания», «поэтической мечты», «посторонней суеты», «дыханье суеты».
  • На сколько частей мы можем условно разделить это стихотворение?
  • Стихотворение можно разделить на 2 части : 1) описание движения облаков, т.е. описание природы , пейзажа, 2) описание чувств, схожих с этим природным явлением, т.е. рассуждение , размышление.
  • Какой прием лежит в основе стихотворения (если один процесс похож на другой)? Докажите.
  • А основе стихотворения лежит сравнение : душевные переживания походят на движением облаков. Также автор используется слово «так», которое имеет значение сравнения.

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется…»

  • Что это за «посторонняя суета» и как она мешает «поэтической мечте»?
  • Сделайте вывод! Какова тема и идея стихотворения?
  • Тема:
  • 1) природа и человек
  • 2) поэзия
  • Идея:
  • 1) процессы, протекающие в природе и в душе человека похожи;
  • 2) поэтическое вдохновение неуловимо, его легко «спугнуть».


Анализ стихотворения

  • Если бы это была картина (полотно), что бы на ней было изображено? Какие объекты, названные в стихотворении можно нарисовать?
  • Светлый день – «воздух чист», «ясный небосклон», «летают облака», «шумят ручьи», «река несет… / лёд», «древа обнажены», «ветхий лист», «жаворонок».
  • А что нельзя нарисовать? Почему?
  • Нельзя нарисовать чувства, которые рождаются в душе героя.
  • Каким вопросом задается лирический герой? Знает ли он на его ответ? Почему?
  • «Что с нею, что с моей душой?»
  • Слов каких частей речи очень много в тексте?
  • В стихотворении много глаголов : « слепит, летают, шумят, блестят, несет, взвился, поет, журчит, летает».
  • Что достигается таким количеством глаголав? Какой эффект создается?
  • С помощью глаголов создается движение в стихотворении.
  • В «куда» двигается лирический герой? Как мы можем охарактеризовать его «видение»?
  • Лирический герой будто двигается от объекта к объекту , как художник .

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!…»

  • Для чего автор создал такую картину? Что он хотел до нести до нас?
  • Определите тему и идею:
  • Тема:
  • Природа , процессы в природе.
  • Идея:
  • Все в природе меняется ; природа всегда находится в движении; нужно уметь видеть эти процессы и восхищаться ими.

Домашнее задание

  • Наизусть одно из стихотворений в соответствии с оценкой:
  • «Весна, весна! Как воздух чист!» - «5»
  • «Чудный град порой сольется…» - «3»
  • ИНДИВИД.: « А . К .Толстой» (сообщение или презентация о поэте)

Литературные творения и стихотворные шедевры Евгения Баратынского были достаточно необычными, неординарными, новаторскими в первой половине XIX века. Именно поэтому, большинство поэтов и писателей того времени совершенно не понимали, достаточно холодно относились к творчеству данного человека. Однако, близкие друзья – Пушкин, Дельвиг, Лермонтов всегда по достоинству восхваляли стихотворные работы своего товарища. Александр Сергеевич неоднократно подмечал, что в Евгении есть талант мелодично сочинять все свои мысли и оформлять их на бумаге.

Загадочность, замкнутость работ Баратынского связана с его юношеской ошибкой, которая оставила непоправимый след на всей жизни автора. Мечта стать государственным деятелем развеялась в одну минуту, после исключения из пажеского корпуса. После таких событий, у Евгении не было иного выбора, как стать поэтом.

Уже во взрослом возрасте, у Евгения появилась небольшая возможность принять участие в государственной деятельности. В этом помогли его влиятельные родственники. Однако, такой расклад событий не утолило чувство вины автора самим перед собой. Теперь, он мечтает лишь о тихой семейной жизни.

Баратынский замыкается в себе, отказывается от своих друзей и товарищей. Именно в этот период, в 1830 году было создано стихотворение «Чудный град порой сольется».

С первых слов данной стихотворной работы, читатели окунаются в прекрасный мир авторских мечтаний. Баратынский пишет о чудесном граде, который, словно в сказке, появляется из-за облаков. Евгений мечтает найти для себя самое счастливое и самое спокойное место на земле, где он сможет откинуть все терзания совести.

Однако, вмиг, от одного дуновения ветра, чудный град исчезает. Так происходит и в реальной жизни. Только лишь обычный человек увлечется мыслями о счастье, они моментально развеиваются. На их место приходит печать и мрак.

Времена добровольного заточения Баратынского, достаточно положительно повлияли на автора. Жениться сделала его менее вспыльчивым. В некоторой степени он смог превратиться в настоящего романтика, о чем свидетельствуют его литературные работы.

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского

Стихотворение «Чудный град порой сольется» Баратынского было очень прохладно принято и критиками, и современниками поэта. Удивительно, что со временем смысл произведения раскрывается сильнее, теперешнему читателю оно понятнее, нежели человеку из 19 века.

Баратынский – личность, опередившая свое время. В ту эпоху, он был не понят до конца современниками. Поэт имел отличные от других, собственные взгляды на творчество и поэзию. Это обстоятельство сделало его произведения новаторскими и выделяющимися на фоне остальных. «Чудный град порой сольется» – одно из таких произведений. История создания – очень занимательна. Поэт всегда мечтал об уединении, и его желание сбылось после женитьбы. Из дома Баратынского исчезли многие гости и посетители (по желанию хозяина), поэт полностью отдался творчеству и поэзии. Такое затворничество пошло на пользу, были написаны многие известные произведения, в том числе, и это.

Основная его тема – размышления о творчестве, хрупкости и эфемерности поэзии. Баратынский проводит сравнение между музой, пришедшей к поэту, и «летучими облаками». Из ниоткуда возникает «чудный град», он мимолетен и исчезает также внезапно, как и появился. Малейший порыв ветра или движение мысли уничтожают этот град без следа.

Большую роль в творчестве имеет вдохновение. Оно внезапно, его нельзя создать волевым усилием. Основная задача поэта – поймать это мгновение, не упустить из рук счастливый случай творческого порыва. Образы, созданные вдохновением, словно облака – подвижны, легки и изменчивы от малейшего воздействия («дыханья посторонней суеты»). Мораль в том, что к своему дару вдохновения, необходимо относиться трепетно. Любое пренебрежение или промедление, и образ улетучится навсегда и безвозвратно.

Среди выразительных средств стихотворения, можно отметить точно подобранные эпитеты («чудный, летучих»), олицетворения («ветер… коснется»), выразительные метафоры («дыханья посторонней суеты»).

Мечта Баратынского об уединении стала верным решением, особенно, с точки зрения его поэтического дара и творчества. Заточение пошло на пользу, главные стихотворения в жизни поэта были написаны в этот промежуток времени. Несмотря на то, что «Чудный град порой сольется» был не оценен современниками, он нашел отклик позднее и не теряет актуальность уже много десятилетий подряд.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то