Какие буквы звонкие а какие. Парные звонкие и глухие согласные. Чем буквы отличаются от звуков

В Русском языке звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.

Звонкими являются следующие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» - «Фи!» содержатся все глухие согласные.

Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.

Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)

1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];

2) перед глухими: будка [б́утка].

Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’б́а].

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [ ] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну , и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению . К примеру: дом - том, суд - зуд, код - год.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные . Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно! [ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка .

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной .

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание! Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие . Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

Звуки  П, Ф, К, Т, Ш, С 
Тихие, глуховатые.
Звуки  Б, В, Г, Д, Ж, З 
Шумные, звонковатые.

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
За ним гласный подставляй:
труД – труДЫ, коТ – коТЫ –
Будешь грамотным и ты.

Парный звонкий согласный звук
С тобою может подшутить.
В середине и в конце слова
Себя может оглушить.
Будь внимателен, мой друг,
Слово родственное представь,
За согласной гласную поставь
(или сонорные: Л, М, Н, Р, или В):
ГриБки – гриБОк, гриБНой,
ГлаЗ - глаЗА, глаЗНой.
Букву нужную пиши,
С нею, братец, не шути!

Первоклашка слово лев
Написал бы с буквой… ф!
Пишет он, как слышит.
И сидит – не дышит…
Я бы так не стал спешить,
Ну зачем народ смешить?
Ведь не то, что слышим,
Мы порою пишем!
Слово изменяется –
Буква проявляется.
Слово так и сяк кручу,
Получить ответ хочу:
ЛьВёнок, лёВа, лёВушка –
Пышная головушка.
Слово трижды изменилось,
Буква трижды проявилась.
А за ней пришла игра.
Эх, любимая пора!
Тоже хочешь поиграть?
Поделюсь словами,
Открывай скорей тетрадь
Да играй-ка с нами!
Напиши-ка: ВинограД.
КоТ. КомпоТ. УтюГ. ПараД.
ПерехоД. ВелосипеД.
ВыхоД. ВхоД. ЗакаТ. МопеД.
Написал? Ну вот, теперь
Слово каждое – проверь! Н. Пикулева

Рифмовки-запоминайки
НиТки, мыШка и тетраДка,
кноПка, скреПка и заклаДка,
коТ, гоД, огороД,
гороД, холоД, парохоД –
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй,
За ним гласный подставляй!

ОбеД, завоД, медвеДь, кроваТь,
ОтряД, нароД, этаЖ, тетраДь.
НоЖ, стриЖ, снеГ, гараЖ,
ЛошаДь, труД, пруД, шалаШ.

РыБка, гряДка, круЖка, склаДка,
ТраВка, сеТка и тетраДка.
КрыШка, лаПка, лоДка, скаЗка,
КниЖка, лоЖка и укаЗка.

ЛоЖка, лоДка, рыБка, гряДка,
ШуТка, уТка и тетраДка.
КниЖка, крыШка и рубаШка,
ТраВка, клеТка, неваляШка.

ДруЖки, снеЖки, роЖки, круЖки,
СапоЖки, ноЖки, пироЖки,
ЛуЖки, флаЖки и лоЖки,
СнеЖки и босоноЖки.

МиШка, коШка, глаЗки, лаПки,
ДруЖба, книЖки и тетраДки,
ШуБка, шаПка и сапоЖки,
И берёЗка, и серёЖки.
– Из слов каждой строки составь предложение.

Ш а р а д ы

Авто и самолётом управляю,
Но букву поменяй – и стану я
Страной, которой нет конца и края
(так встарь всегда звалась страна твоя).

Два коротких первых слога
Вы, как штык, наверняка
Не найдёте у бульдога,
Но найдёте у быка.
Третий слог глядит с портрета,
Всё же вместе слово это –
И не овощ, и не фрукт –
Хлебобулочный продукт… (рога, лик)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.

Со звонким на конце он значит
Примерно то же что не стар.
С глухим по наковальне скачет
Звенит в ушах его удар.

Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут.

С Ё – колючий, с У – ползучий.

С буквой О – овраг глубокий,
С буквой У – простор широкий,
Где всё лето каждый год
Ест траву рогатый скот.

С буквой Е – деревья, травы
И пахучие цветы.
С буквой И – хвастун лукавый.
Кто он? Догадался ты?

С буквой Д собака это
(рост её всегда высок).
С буквой Р по всем приметам
То, что носит носорог.

С буквой Р краснеет он,
Если бросить в кипяток.
С буквой М – в саду взращён,
И тогда уже цветок.

Коль меня напишешь с буквой О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь с буквой И,
На тарелке буду в праздничные дни.

С буквой М я очень сладкий,
И едят меня охотно.
С Л – холодный, скользкий, гладкий,
Для любых коньков – находка.

Я – место отдыха судов
На глади голубой,
Но С прибавь, и я готов
Стать бегом и борьбой.

Я – клык, я мудрый коренной,
Я у тебя во рту,
Но букву замени, друг мой,
И я в дубраве вековой
Шумлю ажурною листвой
И много лет расту.

Я – связка брёвен и плыву
Всегда в согласии с теченьем,
Но с буквою другой я стану
Деревьев и кустов твореньем.

Я – зверёк с названием что надо,
Но лишь стоит букву поменять,
Стану я деталью маскарада,
Чтобы мог любой лицо скрывать.

Я – сладкий, липкий и тягучий,
Но если с буквою другой –
Будь повнимательней на случай,
Когда я под твоей ногой.

Я – насекомое, но стоит
Во мне лишь букву поменять,
И я уже совсем другое,
И слёз тебе не удержать.

Река и море ей под стать,
И не страшно волны движенье,
Но если букву поменять,
К супам и кашам приложенье.

И по реке, и по пруду
Плыву я в ясную погоду.
Но вставь лишь И, я поведу
Стальную птицу к небосводу.

Буква Л пред буквой У
Встала впереди.
Буква Г за буквой У
Встала позади.
И возник пред нами вдруг
Весь в цветах зелёный … . Я. Козловский

Вставь пропущенные парные по глухости-звонкости согласные
и безударные гласные:
Пестрел за лесом яркий лу… .
Охотник взял с собою лу… .

Спит у двери рыжий ко…:
Внутрь попасть мешает ко… .

Построили мы с папой пло… ,
Трудов усердных чудный пло… .

Старый пру… совсем зарос.
Я длинный пру… домой принёс.

Люблю деревню, поле, лу… , но не люблю я чистить лу… !

Озорной волшебник-ма…
Превращает редьку в ма… .

– Где растёт морковь? – Гря…ка! Нет чего?
– На гря…ках. – Нет грядок.
– Буквы пишут где? – А тетра…ка?
– В тетра…ках. – Нет тетрадок.
– Что мы чистим? – Зу..ки?
– Чистим зу…Ки. – Изменяем: зубы.
– Надеваем в холо… ? – Шу…ки?
– Шу…ки. – Проверяем: шубы.
– Любим сне…? – А сне…ки?
Играть в сне…ки? – Летит снежок.
Печь на праздник – Пиро…ки?
пиро…ки? – Съем пирожок.

«Птичья» считалка
Дрофа, стрепет, балобан,
Стерх, погоныш и фазан,
Гага, беркут, сип и гриф
Для считалки просто миф.

Найди лишние слова:
Дру…ки, сне…ки, ро..ки, пры..ки,
Сапо…ки, кро…ки, пиро…ки,
Лу…ки, фла…ки и ло…ки,
Кру…ки и поварё…ки.

Вставь пропущенные буквы:
Шёл Ипат через пру…
Зацепился за пру…
По-над речкой ду… растёт
Вокруг дуба лу… цветёт.
На лугу очерчен кру…
В том кругу посеян лу…
Лу… посеян на лугу
В заповедном том кругу.

Ехал с ярмарки наро… ,
Вё… д…мой поку…ки:
Де… (Ф, ф)едо… – резной комо… ,
Ба…ка (Ф, ф)ёкла – сту…ки. И. Мазнин

Жил в Одессе чёрный ко… ,
Он зале… на парохо… ,
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… . Ю. Мориц

На дворе стоит моро …,
Нам морозы надоели.
Стынет ло… и мёрзнет но…,
Все от стужи покраснели.
Покрывает землю лё…,
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медве… ь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не сможет.

За око…ком трескучий моро…,
В коридоре свернулся Барбо….
У плиты умывается ко…
И о чём – то Барбосу поёт.
На дворе никого не видать,
Не выходят ребята играть.
Даже дыму на улицу что-то
Из трубы выходить неохота.

Возле гря…ки – две лопа…ки,
Возле ка…ки – два ведра.
После утренней заря…ки
Мы работаем на гря…ке.
И посадки все в поря…ке,
Их теперь полить пора.

Задач… про к…зу.
Однажды задал я вопро… :
Как превратить к…зу в пять ко… ?
И смех раздался мне в отве… :
Подумаешь, какой секре… !
Привяжем к цифре пять к…зу
И зачеркнём при этом «у».
И п…терых под звон стреко…
Теперь п…сти мы будем ко… . Я. Козловский

Водили звери хорово…
Вокру… зелёной ёлки.
Плясал и кро… , и бегемо…,
Плясали даже волки!
Пустился в пля… и дикобра… . Б. Заходер

Как выходит мама в огоро…,
Так и мне лопа…ку подаёт.

Ждут воробьи у корму…ки кормё…ки.
Принёс им Маркуша в карма…ке моро…ки.

Роет землю серый кро… ,
Разоряет огоро… . С. Маршак

На око…ке кро…ку мо…ку
Ло…ко ловит лапой ко…ка.

Прячет хитрая кедро…ка
В мя…кий мох орехи ло…ко.

Летят три пичу…ки,
Впереди три избу…ки.

Первый лё… и первый сне…
Очень радовали всех.

Чёрной ночью чёрный ко…
Прыгнул в чёрный дымохо… .

Земля, которую разрыли мурав…и, сверху покрылась брусникой. А под яго…кой зародился гри… . Мало-помалу напирая своей упругой шля…кой, он поднял вверх сво… с брусникой и показался на свет. М. Пришвин

Утренний клё… принёс хороший уло… .
На обе… – овощной су…, хле… и зелёный лу… .
Де… Оле… озя… . надел тулу… и повязал шар… .

Допиши сравнения.
Храбрый как …
Неуклюжий как …
Слепой как …
Длинный как …
Изворотливый как …
Подсказка: лев, медведь, крот, жираф, уж.

З а г а д к и

(в конце слова)
Полноватый я слегка
И круты мои бока,
Но зато красива шляпка,
Хоть и ножка коротка. Гриб.

Всем он нравится, и очень,
Потому что добр вполне,
А грибочки и листочки
В норку носит на спине. Ёжик.
Он, как добрый друг, с тобою,
Хоть жара, хоть с неба льёт:
И от солнышка укроет,
И от дождика спасёт. Зонт.

Землекоп слепой копает землю рукой –
Строит толстостенные города подземные;
У тех городов сто ходов, сто выходов. Крот.

Он с пышной гривой и притом
Довольно схож с твоим котом. Лев.

Попроси – и даст он лапку,
Принесёт послушно шапку,
Ловко косточку сгрызёт,
Что ни спрячешь – всё найдёт. Пёс.

Длинноног, красив Высок,
Прячет голову в песок,
Крылья есть, но не летает.
Кто же он, скажи, дружок? Страус.

Какая змея не ядовитая? Уж.

Чёрным, белым я бываю,
И пшеничным, и ржаным,
Людям силы прибавляю
И всегда необходим. Хлеб.

В норе живёт зверёк,
Он толстосум и толстощёк. Хомяк.

(в середине слова)
Колыбельку на колёсах
Можно часто повстречать,
Малышу легко и просто
В ней на воздухе поспать.
Ну а что это такое,
Не хотел бы ты сказать? Коляска.

Целый день она летает,
Всё кричит: ку-ку, ку-ку!
А устанет – отдыхает,
Примостившись на суку. Кукушка.

Сидит на ложке, свесив ножки. Лапша.

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? Ложкой.

Если в кепке поменяешь,
Словно кубик, КЕ и РЕ,
Сразу сказку ты узнаешь,
Дорогую детворе. «Репка»

На дорожку вышли рожки:
– Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. Улитка.

Не жалея ни щетинки,
Чистит туфли и ботинки,
Любит ваксу, любит крем
И нужна, конечно, всем. Щётка.

Самодиктант или «Подскажи словечко»

(в конце слова)
Вова Маркин очень рад:
У него есть младший … браТ

Протекает в поле речка,
У реки стоит овечка.
Как ей речку перейти?
Помоги ей … найти. брод

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктику, экватор, полюс…
Уместил всю Землю … глобус

Высотою с папин шкаф
Цирковой артист … жираф

Врач живёт в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
– Ай, как щиплет! Ой, как жжёт!
Узнаёте? Это … йод

У норы мышонка ждёт,
Щуря глазки, хитрый … кот

Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились … грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зелёные выставил … лук

Овощ красный, как кровь,
Называется … морковь

Не боимся мы угроз и не страшен нам … мороз

Обижается Барбос:
Шмель Барбосу сел на … нос

Идут полки за рядом ряд –
На Красной площади … парад
Мы с семьёю каждый год
Отправляемся в … поход

Испугался кот собак,
Задом пятится, как … рак

Я вам, не хвастая, скажу:
«Я всех друзей омоложу.
Идут ко мне с морщинами,
Идут ко мне со складками,
Уходят очень милыми,
Весёлыми и гладкими.
Значит, я – надёжный друг,
Электрический … утюг».

(в середине слова)
Я возьму свою лопатку
И пойду вскопаю … гряДку

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по … дорожке

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … зарядку

Вышли дети по порядку,
Встали дружно на … зарядку

Вот соль тебе, вот хлеб и ложка.
Сварилась к ужину … картошка

В них стихи, картинки, сказки,
В них загадки и раскраски,
Попугаи и мартышки.
Что же это? Это … книжки

За рекою, у опушки,
Раздаётся крик … кукушки

Будь то суп или картошка,
Для обеда нужна … ложка

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдёте:
На поляне, на опушке.
Мы – зелёные … лягушки

У меня четыре ушка,
Зовусь я … подушка

Каждый день её берут
И под голову кладут.
Дарит людям сновиденья,
Есть у всех без исключенья.
Неразлучна, как подружка,
Очень мягкая … подушка

Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашёл,
Да гляди – торчит хохол!
Потяните крепко – вытащится … репка

Похрустывает вкусно, крепко
Налившаяся соком … репка

Летом у берёзки выросли … серёжки

Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
Он сегодня без подсказки
Сам себе читает … сказки

Эти цифры по порядку запиши в свою … тетрадку

Капризные сандалии однажды мне сказали:
«Боимся мы щекотки сапожной строгой … щётки».

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
б бал б" битва
в вой в" веко
г гараж г" герой
д дыра д" дёготь
з зола з" зевок
к кум к" кеды
л лоза л" листва
м март м" месяц
н нога н" нежность
п паук п" песня
р рост р" ревень
с соль с" сено
т туча т" терпение
ф фосфор ф" фирма
х худоба х" химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных -

Десять гласных отнимите,

Знаки - твердый, мягкий -

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон - используем в игре.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: – , – и другие. Звуки, соответствующие ударным и, после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Всё дело в том, что ты пропустил предыдущий урок, на котором мы изучали парные согласные, - пояснила Василиса. Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. Однако не все согласные парные.

В одном будут жить парные согласные, а в другом - непарные. Парные Непарные Ж - Ш М, Н З - С Х, Ц К - Г Р, Л А теперь давайте составим рассказ из слов, в которых только непарные согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).

Сколько пар образуют согласные по глухости-звонкости?

Не забывайте, что парные звонкие согласные в слабой позиции на конце слова или перед глухим согласным всегда оглушаются, а глухие перед звонким – иногда озвончаются. Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки.

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных. Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных.

Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных.

2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука.Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему?

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку.

Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции.

В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: , и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы.

В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных. Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных. Естественно, в школьной традиции не принято излагать характеристики звуков и происходящих с ними позиционных изменений со всеми подробностями. Поэтому ниже представлен список позиционно-обусловленных изменений согласных по признакам способа и места образования.

Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания.

Классификация согласных.

Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие.

У звуков и нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые.

Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать. Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише, Кот - кота, год - года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Гласные, без ударения в целом сохраняют свое звучание. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в русской графике. Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то