Дочь плачет в школе на первом уроке. Тревожные дети в школе и дома

Мой сын, как пошел в школу, совсем отбился от рук, - пожаловалась своей подруге Анна, мама семилетнего Ванюши. - Стал капризным, нервным, непослушным, чуть что – начинает плакать. Чувствую, что сама скоро сойду с ума, хоть к психологу его веди!

Да ты что, а я думала, это только у нас такое происходит! – поддержала Анну мама Ваниной одноклассницы Виолеты. – Абсолютно та же картина: слезы по любому поводу, нервозность, непослушание…

Практически каждый родитель первоклассника, общающийся со своим ребенком после школы (некоторые по воле обстоятельств не имеют возможности наблюдать за своими детьми), может рассказать аналогичную историю про истерики и изменившееся поведение малыша, пришедшего с занятий. Каждая мама по-своему реагирует на подобный «раздражитель» в ее жизни. Кто-то начинает морально задавливать ребенка, чтобы тот умолк, кто-то, напротив, позволяет «вить веревки» из себя, лишь бы он не капризничал.

Как помочь первоклашкам преодолеть нелегкий новый этап в жизни? И как родителям маленьких школьников не сойти с ума в поисках подхода к неуправляемому семилетке?

Распорядок дня

Особую роль в преодолении физической и эмоциональной усталости маленьких учеников занимает четкий распорядок их дня. Не многие привыкли жить по расписанию: питаться, гулять, играть и ложиться спать в отведенное для этого время. Однако хорошо продуманный распорядок дня, где все будет стоять на своем месте, поможет ребенку вовремя отдохнуть и набраться сил, перекусить, сменить род деятельности, чтобы не переутомиться.

Чтобы не было спешки и нервных одергиваний: «Хватит копаться, мы опаздываем!», поставьте будильник на 5-10 минут раньше. Для сна эти несколько минут не играют никакой роли, но иногда их так не хватает, когда нужно куда-то спешить. Те родители, которые замечали за собой такие слабости, как несобранность и медлительность, должны всеми силами постараться, чтобы эти качества не передались детям, и они не стали «хроническими опаздывающими», потому что, пока наши чада маленькие, ответственность за их опоздания несем мы.

Ребенок должен четко знать свои утренние обязанности: почистить зубы, заправить постель, позавтракать и т.п., на все это ему должно хватать времени. Некоторые родители даже умудряются найти 5 минут на прочтение с ребенком перед школой коротенького рассказа или сказки для хорошего настроения.

После школы малыш чувствует себя особо уставшим, тем более, если сразу после занятий он идет на кружок или секцию. Внесите в ваше расписание обязательное время для отдыха после каждого рода деятельности. Отдыхом может быть не только физическое расслабление на диване, но и игра, прогулка, просмотр мультфильма, занятие любимым делом (рисование и т.п.).

Определяя время отхода ко сну, учитывайте все, что должен успеть сделать малыш до этого момента: собрать игрушки, искупаться и т.д. В зависимости от этого завершайте все занятия заранее за час или полчаса. Хорошо, если в вашем расписании будет отведены десять-пятнадцать минут для общения с ребенком именно перед сном, для чтения небольшого рассказа на ночь.

Норма сна первоклассников – 9-10 часов. Постарайтесь, чтобы за отведенные для бодрствования 13-14 часов ребенок успел сделать все необходимые дела. Никогда – это важно для здоровья малыша.

Правильное питание

Каждый ответственный родитель заботится о том, чтобы в рационе ребенка присутствовали все жизненно важные витамины и микроэлементы. О значимости этого мамы и папы знают с рождения малыша. От содержания этих веществ в организме зависит и иммунитет, и работа мозга, и общий тонус и даже настроение ребенка.

Почти все дети как минимум один раз в день питаются в школе. Контролировать остальные приемы пищи – задача родителей. Малыши с радостью могут целый день питаться пиццами и булочками из столовой, но мамы и папы должны позаботиться о том, чтобы ребенок вовремя получал полноценные завтрак, обед и ужин.

Нюансы для удачного дня

Все мы знаем, что наша жизнь состоит из мелочей. С самого утра незначительные вещи способны поднять нам настроение и с таким же успехом испортить его на весь день.

Постарайтесь, чтобы ваш первоклашка зарядился позитивом с самого утра. Если малышу трудно рано вставать, изберите Например, громкий раздражающий звук будильника можно заменить легкими прикосновениями к ребенку, ласковым поцелуем.

Улыбка мамы, доброе слово, – все это пробудит малыша и положительно настроит его на предстоящий день. Напротив, грубые окрики, раздражение и одергивания будут ассоциировать сборы в школу с напряженным и неприятным временем. Плохой эмоциональный настрой будет отнимать у ребенка силы, предназначенные для учебы и общения со сверстниками.

Постарайтесь готовить одежду, обувь и все необходимое для школы заранее – вечером. Этим вы сократите время сборов.

Помогайте ребенку. По утрам часто и у взрослых нет сил, поэтому не сочтите за лишнее в чем-то сделать поблажку малышу, застегнув ему тугую пуговицу или заправив за него постель, когда он не успевает это сделать.

Больше внимания

Первый класс для малышей сопряжен с разными чувствами и эмоциями. Потому-то и слышны жалобы родителей то на плаксивость, то на непослушание, то на гиперактивность. Стресс проявляется в той или иной степени у каждого ребенка. Одна девочка, которая считалась до школы среди друзей самым общительным ребенком, приходила домой после занятий и несколько часов подряд оставалась наедине с собой, отказываясь идти на прогулку с другими детьми, тогда как ее друзья сразу после уроков бежали на улицу и звали ее к себе.

Время, проведенное с родителями, окажет благотворное влияние на психику первоклашки. Забота и любовь родителей, их участие в жизни маленького ученика помогут ребенку почувствовать уверенность и собраться с мыслями.

Уделите больше внимания малышу, «лечите» его эмоции задушевными разговорами. Рассказывайте о своем школьном детстве, вспомните веселые приключения и смешные истории. Покажите фотографии вашего класса, поведайте малышу о ребятах, учившихся с вами, о том, как они были маленькими, какие секреты у вас были, что вам нравилось и не нравилось в школе.

Если вы заметили странности в поведении ребенка и даже если ничего подобного не замечали - не упустите возможности поинтересоваться всеми сторонами его школьной жизни. Чаще , что ему понравилось и не понравилось, за что его похвалили и пожурили. Узнавайте, с кем дружит ребенок, и кто к нему плохо относится. Наблюдайте, как реагирует малыш на ваши вопросы на ту или иную тему, это поможет вам увидеть проблемную сферу.

Понаблюдайте после уроков, кто из учеников как ведет себя по отношению к другим, как ваш ребенок реагирует на одноклассников. При возможности общайтесь с родителями детей вашего класса, часто то, чего не знаете вы, знают другие.

У малышей случаются столкновения и с детьми из старших классов. Однажды мальчик-первоклашка наотрез отказался идти в школу. Родители выяснили, что уже долгое время его обижает ученик третьего класса. Первоклашка скрывал от родителей свои школьные неприятности до последнего, пока не закончились эмоциональные силы. Чтобы не произошло подобного, будьте в курсе школьной жизни малыша.

Общайтесь с преподавателем

Ваш контакт с учителем будет иметь огромное значение для всех, кто задействован в учебном процессе: для ребенка, для вас и для учителя. Общаясь с преподавателем, вы будете узнавать всю важную информацию «из первых уст». Учитель даст вам дельный совет и подскажет, на что нужно обратить внимание в воспитании маленького школьника. Возможно, преподаватель будет знать и об отношениях вашего ребенка с другими учениками, и сможет направить вас в решении возникшей проблемы.

Для педагога важен тот факт, что родитель приходит в школу, разделяя все тяготы учебного процесса и участвуя в жизни своего ребенка. Учителя ценят не только ответственных учеников, но и ответственных родителей. Часто преподаватель относится к ребенку иначе, имея контакт с его отзывчивым родителем. Не отдавайте свое чадо полностью на воспитание школе - все самые главные качества закладываются в человеке именно в семье.

Видя отношение родителей к его учебе, малыш будет чувствовать себя увереннее. Зная, что мама постоянно общается с преподавателем, он будет ответственнее подходить к заданиям. Учительница уже не будет чужой тетей для малыша, и, в свою очередь, малыш не будет для учителя ребенком из непонятной, редко посещающей школу семьи.

Из всего этого будут складываться как отношение первоклашки к учебному процессу, так и комфортность его пребывания в коллективе класса, его адекватное поведение, способность дружить и правильно реагировать на слова учителя.

Прилагая усилия, соблюдая нехитрые правила, вы будете постепенно вливаться в новую жизнь – жизнь родителей маленького школьника. Какие-то из этих правил вы уже знали, какие-то вам подскажут близкие, а какие-то – сама жизнь. Будьте не только строгим и справедливым родителем для своего ребенка, но и понимающим другом и верным защитником. Пройдет немного времени и ваш уже взрослый школьник скажет вам «спасибо».

Дочке 7 лет, ходим в 1 класс. Плачет по всяким поводам: делаем уроки, немного не получается - плачем, утром собираемся в школу, одеваемся, ищем вещи - плачем, возвращаемся домой - плачем и т.д. В общем, если не получается так, как ей хочется, или немного отклоняемся от заданного - слезы рекой. Даже не знаем что делать.

Ответы психологов

Здравствуйте Нурлан. Вы пишите что "плачете", плачете в месте с дочерью? У вас симбиоз, самостоятельность вашей дочери и ее успешное будущее зависит в том числе от того, как скоро вы начнете относится к ней как к отдельной-личности, плавно, не спеша придите к сознанию того, что она это она, а вы это вы.

Вопрос с плачем я думаю имеет в вышеописанном свое место.

Сотник Дмитрий Михайлович, психолог в Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 4

Здравствуйте,Нурлан!
Вам необходимо научить свою дочь говорить о своих чувствах. Возможно,она плачет,потому что Вы ее не понимаете или она так думает,что Вы ее не понимаете. Почитайте книгу Ю.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком.Как?"В ней много практических советов. Вам надо научиться разговаривать с дочерью о том,что она чувствует.
Любви Вам и мудрости.

Если нужна будет помощь и желание разобраться - обращайтесь за консультацией. Буду рада помочь.

Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Нурлан.

Слезы свидетельствуют о переживании ребенком отрицательных чувств и неудовлетворенных потребностях. Каждый раз, когда она начинает плакать выясняйте что с ней происходит и чего она хочет.


если не получается так, как ей хочется, или немного отклоняемся от заданного

Складывается впечатление, что какие-то установки на девочку довлеют. Надо выяснять.

С уважением.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Здравствуйте!

Скорее всего это особенности характера и нервной системы ребенка.

Она ставит себе высокую планку, а соответствовать ей не получается.

Возможно есть в классе кто-то, на кого она пытается ровняться.

Может быть есть еще другие причины, в которых нужно разобраться.

Приходите на консультацию, будем смотреть, что и как происходит и что с этим делать.

Елисеева Галина Михайловна, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте Нурлан! Поведение Вашего ребенка может быть связано с Вашей рекацией на него. Обратите внимание, как Вы реагируете на слезы Вашего ребенка. То, что ребенок плачет, это зашитная реакция на возникающие трудности, и если мы поощряем это, ребенок думает, что так и надо проявлять свои эмоции. Ваша дочь стала взрослее, у нее новый этап в жизни, 1 класс, возможно процесс адаптации затянулся, побеседуйте с ней о правилах поведения в школе, со сверстниками и др. Если же Вы поощряете ее слезы, она будет продолжать плакать. Вспомните, когда Ваша дочь была в детском саду и как Вы реагировали, когда она падала или поссорилась со сверстниками, плакала. От родителя многое зависит, точнее от его реакции, если Вы спокойно реагируете, ребенок тоже будет спокоен. Поговорите с ребенком, возможно ее что-то тревожит. Желаю удачи!

Топольскова Альбина Николаевна, психолог Геленджик

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Нурлан. Рекомендую еще раз самому прочитать Ваше послание. В нем везде значится "мы", а это говорит о сильном слиянии с ребенком, что может быть травматичным для нее. У меня есть гипотеза, что и мама там что-то вкладывает в это слияние. Каждый из вас отдельная личность, хотя в случае дочери еще не сформированная. И своим слиянием Вы мешаете ей формироваться. Понятно, что Вы это делаете не специально, а бессознательно, Вас выдает речь - то, какие слова Вы выбираете для описания состояния. Возможно, Вам не совсем понятно, о чем идет речь, поэтому обращайтесь, это серьезный разговор.

Всего доброго. С уважением, Айгуль Садыкова

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Начало обучения в школе - это один из самых значимых этапов в жизни Вашего ребенка. На этой ступени он приобретает новый социальный статус. Он становится учеником. В это время у него появляются новые обязанности, требования, впечатления, новое общение. Все это связано с большими эмоциональными нагрузками. Естественно, необходимо учитывать, что в школе ребенок проводит основное время. Школа действительно становится для него вторым домом. Поэтому необходимо правильно эмоционально подготовить ребенка к первому классу.

1 338461

Фотогалерея: Школа: почему ребенок плачет, не отпускает маму

Дорогие мамочки, я думаю, что многие из Вас задавали себе вопрос: «Когда приходит время идти в школу - почему ребенок плачет и не отпускает маму». Психологи, рассматривая данную довольно распространенную проблему, приходят к следующим выводам.

Совсем недавно Ваш ребенок ходил в детский сад или сидел с Вами дома. И тут резко он попадает в незнакомую для него среду. Школа вызывает у него состояние стресса. Ребенок мало того, что находится в новых условиях, его еще и окружает огромное количество детей. К такому числу новых лиц он может быть просто не готов. Адаптация у детей к школе проходит по-разному. Им придется потратить какое-то время, необходимое для того, чтобы привыкнуть к изменениям. В среднем для этого необходимо 5 - 8 недель. Если Ваш ребенок очень подвижный, то и адаптация к новой среде пройдет быстрее. Дети идут в первый класс преимущественно в семилетнем возрасте. Почему данный возраст у большинства детей является кризисным? В это время на ребенка возлагается дополнительная ответственность, которой он ранее не знал. Школа требует от него быстрого взросления, в то время как его гораздо больше интересует побегать где-нибудь во дворе. Такое положение вещей противоречит его жизненной позиции. Действительно, сложно привыкнуть, что теперь его день расписан по часам, первоклассник не может играть, спать, есть, когда пожелает. Теперь он должен все это делать по времени, и с разрешения учителя. Чувство новой приобретенной ответственности не отпускает его.

Часто начало учебного года становится не просто тяжелым периодом в жизни первоклассника, а и психологически травматичным. Любую маму волнует душевное состояние ее ребенка. Если ребенок плачет, не хочет идти в школу, не отпускает маму, Вам необходимо психологически поддержать Вашего ребенка, правильно его настроить. Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Почему Вам должны нравиться изменения, произошедшие с Вами в один день, полностью перевернувшие всю Вашу жизнь? Вы обязаны ходить в заведение, где никого не знаете, где никто еще не знает Вас. Еще вчера все внимание было обращено только на Вас, а сегодня вокруг находятся десятки других детей. Вам постоянно раздают какие-либо указания, которым Вам необходимо следовать. Появляется множество запретов. Добавим сюда возможные конфликты, и картинка о школе складывается в уме первоклассника не особо приятная. Ребенку приходится менять себя, и в безумно короткие сроки. Все это требует огромных затрат как физических, так и психических. В это время ребенок плохо спит, худеет, капризничает во время еды, иногда плачет. Кроме того, первоклассник может замыкаться в себе, выражать свой внутренний протест, отказываться следовать дисциплине. Его не отпускает чувство несправедливости. Такое состояние ребенка легче предупредить, чем изменить.

Попытайтесь заблаговременно начинать развивать в ребенке самостоятельность. Пусть он сам начинает принимать какие-либо решения. Тогда он станет уверенным в себе. В нем не будет развиваться боязнь с чем-либо не справиться, боязнь допустить какие-нибудь ошибки. Часто дети не приступают к чему-либо новому, так как не хотят выглядеть хуже на фоне остальных детей. Поэтому развитие в ребенке чувства самостоятельности в принятии решений поможет ему с большей легкостью стать на новую ступеньку его жизни, под названием: «школа». Постарайтесь составить режим дня ребенка. Пусть он сам Вам в этом поможет. Начиная со времени, когда ему необходимо проснуться, почистить зубы, сделать зарядку, заканчивая временем сна. Определите вместе с вашим ребенком, когда именно вы будете идти на прогулку, сколько это займет у вас времени; сколько времени он может поиграть в компьютерные игры; сколько времени уделить просмотру телевизора. Вам необходимо внимательно слушать ребенка, сопереживать его проблемам и переживаниям. Пусть поделится с Вами эмоциями сегодняшнего дня. Не заставляйте первоклассника моментально садиться за уроки. Он сидел за партой целый учебный день. Теперь ему необходимо отдохнуть. Поиграйте в активные игры. Ему необходимо выпустить наружу эмоции, снять напряжение и усталость после учебного дня. Никогда не делайте за ребенка его работу. Ваша задача показать, как правильно собирать портфель, куда складывать школьную форму. Но он должен все это делать самостоятельно. Ребенок не отпускает возможность увильнуть от своих обязанностей, поэтому Вам необходимо вместе с ним их оговорить заранее. Старайтесь не применять по отношению к ребенку открытую критику. Подберите слова таким образом, чтобы не обидеть его, не лишить желания продолжать заниматься. Помните, ребенок должен видеть в Вас не учителя, а маму. Вместо того, что б учить его, помогайте. Если он плачет, постарайтесь понять суть проблемы. Займите сторону его друга, на которого он в любой момент сможет положиться. Именно Вы настраиваете ребенка на учебу, и на школу в целом. Обсудите с ребенком, что именно он ожидает от школы, от учебы, от общения с одноклассниками. Если его желания не совпадают с реальностью, постепенно и деликатно внесите свои коррективы. Вам необходимо это сделать настолько тонко, чтобы не лишить ребенка желания учиться.

В психологиипод тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт. К сожалению, детей с высоким уровнем тревожности становится все больше и в силах окружающих взрослых (родителей, педагогов) помочь таким ученикам.

Виды тревожности.

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример Мама девочки (7 лет) жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговораречь женщины была тихой и прерывистой, на глазах - слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например,после болезненной процедуры у врачаребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех - у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиа перелетом или экзаменом.

Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связаносо школой. Онбоится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такаятревожность часто проявляется у детей, родители которыхпредъявляют завышенные требованияи ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже, т.д.) Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.)Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается - становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимодоброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие дети,они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. М.б. проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту темуналаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезниребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок по несколько раз перечитывает однии те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясьот всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный,он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

  • Необходимопонять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитыхнеприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможностьизбежать еще больших неприятностей, т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине - сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание,пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка -предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности - поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, м.б. ребенок сам предложит сюжетразвитие событий, через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра») - ошибки в контрольной -это важный опыт, ты понять, что нужно повторить, на что обратить внимание.
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет, т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
  • Особенности оценивания -оценка д.б. содержательной с подробным объяснением причины; оценивается не вся деятельность,а отдельные элементы.
  • Важна общая эмоциональная атмосфера в классе. Не секрет, что из года в год у одних педагогов количество тревожных детей стабильно высокое, а у других- низкое. Это показатель профессионализма педагога, успешности его воспитательной работы.
  • Упор на успешность
  • В классе важно поддерживать атмосферу принятия, безопасности, чтобы каждый тревожный ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от поведения - всегда ищите, за что можно похвалить и подчеркивайте достоинства ребенка, обсуждая недостатки наедине.
  • Если ребенок отказывается выполнять задание,говоря,что не сможет справиться - попроситеего представить другого ребенка, который знает намного меньше и действительно не может выполнить это задание, пусть попробует изобразить такого ребенка. «А теперь представь и изобрази такого ребенка, который сумеет справиться с этим заданием - ты - такой ребенок».
  • Упражнение в группе - все берутся за руки и по очереди говорят «волшебное заклинание»: «Я не могу…(каждый говорит, чем для него трудно задание), Я могу (каждый говорит, что может сделать), Я сумею…(каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит усилия)».
ким
2009-12-19 16:41:10
спасибо
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то