Григорьев олег евгеньевич. Детские стихи Гений против употребления
Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992) – русский поэт и художник.
Родился 6 декабря 1943 года в эвакуации в Вологодской области. После войны с матерью и братом переехал в Ленинград. Рисовал с раннего детства, и должен был стать художником. Учился в художественной школе при Академии художеств, был исключён из неё в 1960 году. Со многими известными ныне художниками сохранил дружбу. Работал сторожем, кочегаром, дворником.
В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами абсурда и чёрного юмора, из-за чего его часто ставят в один ряд с Хармсом. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностью, искренностью и детской ранимостью.
В 1981 году в Москву вышла вторая его детская книга «Витамин роста». В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноименный мультфильм (реж. Василий Кафанов).
Следующая его книга, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.
Умер 30 апреля 1992 г. в Петербурге от прободения язвы желудка. Похоронен в Петербурге, на Волковском кладбище, а в доме на ул. Пушкинской, 10 открыта мемориальная доска с его именем.
Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.
Список художественных произведений автора из фонда нашей библиотеки.
Григорьев, О. Е. Говорящий ворон [Текст] : стихи / Олег Григорьев; худож. Г. Ясинский. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2016 . – 63 с.
Какой из смехов самый сильный, почему люди ходят вертикально и можно ли услышать тишь? Наверняка вам не терпится узнать ответы на эти очень-очень важные вопросы! Весёлые и остроумные строки Олега Григорьева, к которым невозможно остаться равнодушным, поделятся с ребятами и их родителями читателями житейскими премудростями и расскажут о самых разных и подчас необычайных происшествиях, которые могут случиться с каждым, - например, если отправиться на экскурсию в цветник или начать изучать йогу. А неповторимые рисунки Геннадия Ясинского подарят читателям не одну разноцветную охапку улыбок!
Григорьев, О. Е. Озорные стихи [Текст] / Олег Григорьев; сост. Михаил Яснов; оформ. Николай Воронцов. – Москва: РИПОЛ классик, 2010 . – 92 с.
В сборник вошли самые популярные стихотворения петербургского поэта Олега Григорьева (1943-1992). Однажды во время встречи с ребятами кто-то из них спросил его: "А сколько росту вы весите?". Он, не задумываясь, ответил: "Метр семьдесят килограмм". Открыв книгу Олега Григорьева с иллюстрациями Николая Воронцова, вы словно начинаете играть в веселую и остроумную игру.
Григорьев, О. Е. Сазон и Батон [Текст] / О. Григорьев; худож. И. Новиков. – Москва: Белый город, 1997. – 44 с.
Смешные стихи написаны в духе юмористического журнала для детей и взрослых. Потрясающее остроумие. О соседях, друзьях и родственниках, о батоне, пироге и осах шутит Григорьев. Из простой ежедневной картинки можно сделать правильный логический вывод. Не поспоришь. И ведь смешно.
Автор высмеивает человеческие пороки: глупость, несобранность, жадность и невоспитанность. Не стоит заходить к соседям, у которых шагу ступить нельзя. Критиковать их вслух тоже незачем. Григорьев шутит о том, где лучше тонуть, как бороться с плохими оценками и как лучше покрошить батон воробьям. ,
Работа художника Игоря Новикова, просто отличная, чувство юмора под стать стихам. Советуем для весёлого чтения дома, по вечерам и в каникулы.
Григорьев, О. Е. Чехарда [Текст]: стихи для среднего школьного возраста / Олег Григорьев; рис. Александра Флоренского. – Санкт-Петербург: Лениздат, 2013. – 45 с.
В этой книге собраны избранные стихи для детей замечательного поэта Олега Григорьева (1943-1992). Невероятно смешные и остроумные, яркие и запоминающиеся, парадоксальные и абсурдные, они не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей! В каждом кроются загадки и происходят таинственные превращения. Стихи Олега Григорьева - автора, который сам никогда не хотел взрослеть, - по-настоящему живые: они прыгают, скачут, летают и кувыркаются. А иллюстрации Александра Флоренского точно и деликатно продолжают эту игру с читателем. Получается смешно, весело и очень интересно.
Григорьев, О. Е. Чудаки и другие [Текст] : стихи / Олег Григорьев; рис. С. Острова. – Санкт-Петербург: ДЕТГИЗ: ДЕТГИЗ-Лицей, 2006 . – 123 с.
Как читать эту книгу? Сначала шрифт, которым напечатаны стихи, будет большим-пребольшим – для тех, кто только научился или еще учится читать. В следующем разделе шрифт помельче, в следующем – ещё помельче, и так далее. Издатели рассчитывают на то, что вы будете читать эту книгу долго – и, пока читаете, немного повзрослеете и уже самостоятельно прочтёте её от корки до корки, а книга будет жить рядом с вами не один год. Последний раздел "Рождественская песенка" – опять напечатан крупным шрифтом. Для того чтобы теперь вы сами прочитали эти стихи своим младшим сестрёнкам или братикам! Составитель Михаил Яснов. Цветные иллюстрации С. Острова.
Григорьев, О. Е. Чудной народ [Текст] / Олег Григорьев; худож. С. Бордюг и Н. Трепенок. – Москва: АСТ: Астрель, 2009 . – 127 с.
В сборник вошли стихи талантливого детского поэта, у которого был оригинальный, своеобычный взгляд на обыкновенные вещи.
Григорьев, О. Е. Щекотные стихи [Текст] / Олег Григорьев; [худож. дядя Коля Воронцов] . – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2011 . – 78 с.
Кто такой Олег Григорьев? Поэт. Художник. Яркий представитель ленинградского андеграунда. Непосредственный, искренний и ранимый Человек. А ещё - автор этой книжки.
Кто такой Николай Воронцов? Карикатурист-надомник. Призёр и лауреат. Любитель плюшек. А ещё - самый весёлый художник на свете и автор иллюстраций к этой книжке.
Что получится, если к стихам Олега Григорьева добавить иллюстрации дяди Коли Воронцова? Получится замечательная книжка, полная весёлой непосредственности, игры и озорства. Раскройте её на любой странице и убедитесь, что удержаться от смеха просто невозможно. Потому что это - очень ЩЕКОТНЫЕ СТИХИ!
Давно у меня живёт его книжка, одна из моих любимых. А тут попался документальный фильм о нём, очень хороший фильм. Вот - делюсь прекрасным - и стихами, и фильмом.
...................
Люди от звёзд происходят,
Потому вертикально и ходят.
Звёзды людей притягивают,
Земля сплющивает,
А звёзды растягивают.
На боку кобура болталась,
Сзади шашка отцовская звякала.
Впереди меня всё хохотало,
А позади всё плакало.
.................
Однажды Серёжа и Оля
Попали в магнитное поле.
Напуганные родители
Еле их размагнитили.
А вот фильм.
(видео взято у lukomnikov_1
в post
Я взял бумагу и перо,
Нарисовал утюг,
Порвал листок, швырнул в ведро -
В ведре раздался стук.
……………………..
На заборе валенки
Вверх ногами сохли.
Значит, эти валенки
Вниз ногами мокли.
…………………………
Петров лежал с открытым ртом
В фуфайке на спине,
И сверху вниз кубинский ром
Лить приходилось мне.
………………………..
Сказал я девушке кротко:
– Простите за нетактичность,
Но бюст ваш, и торс, и походка
Напомнили мне античность.
Она в ответ мне со вздохом:
– Простите, но ваше сложение
Напомнило мне эпоху
Упадка и разложения.
……………………….
Дети кидали друг в друга поленья,
А я стоял и вбирал впечатленья.
Попало в меня одно из полений –
Больше нет никаких впечатлений.
…………………………
Ездил в Вышний Волочок,
Заводной купил волчок.
Дома лёжа на полу
Я кручу свою юлу.
Раньше жил один я воя,
А теперь мы воем двое.
ЧТО ЛУЧШЕ?
Как вы думаете,
Где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте!
Хоть это и грустно,
Но по крайней мере вкусно!
Прохоров Сазон
Воробьев кормил.
Бросил им батон -
Десять штук убил.
ПАЛЬТО
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
Мой приятель Валерий Петров
Никогда не кусал комаров.
Комары же об этом не знали
И Петрова часто кусали.
Пойду домой, пожалуюсь маме,
Что луна зажата двумя домами.
Откройте дверь на минутку,
Осы зажалят нас!
- Пустишь вас на минутку.
А вы просидите час.
…………………………….
Идём отрядом дисциплинированно,
Будто вся улица заминирована.
Что, если мир раскрутить посильнее?
- Подумай о бабушке, что будет с нею.
……………..
Съел я обеда две порции,
У меня исказились пропорции.
………………………..
На табурете - батурете
Сидели дети - одурети,
Болтахая ногами ногими,
Матахая руками многими.
Четверорукими ногами
Макака к дереву идет,
Четвероногими руками
Она бананы с веток рвет.
В ЧУЛАНЕ
Посиди в чулане -
И как можно длительно:
Серый город станет
Просто ослепительный.
…………………..
Сиял стакан в руке Ивана
К Ивану близилась нирвана.
……………………………….
Чтобы выразить все сразу, кулаком я бью по тазу.
……………………………………
………………………………………
Полосатая оса
Прямо из варенья,
Залетела мне в глаза,
Нужные для зренья.
……………………………………….
К себе домой из дальних стран
Спешила эта птица
Через пески и океан,
Чтоб дома расшибиться.
Я спросил электрика Петрова:
- Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.
………………………..
Я ударился об угол.
Значит, мир не очень кругл.
ЛЕСТНИЦА
Поднимаясь по лестнице домой, Петров насчитал восемь ступенек, спускаясь по лестнице
вниз - насчитал только семь.
"Непорядок",- решил Петров и обратился к дворнику.
Этого не может быть,- сказал дворник и поднялся на восемь ступенек вверх.
А теперь вниз,- сказал Петров.
Раз,- считает дворник,- два, три, четыре, пять, шесть, семь... Что такое? Где же восьмая ступенька?..
Непорядок,- решил он и обратился к милиционеру.
Сейчас разберёмся, - сказал милиционер. -Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь,- и забрался на лестницу.
А теперь вниз, - сказал дворник.
Раз, - считает ступеньки милиционер, - два, три, четыре, пять, шесть, семь...Что за непорядок? Где восьмая ступенька?
Вызвали главного инженера-строителя.
Не может быть,- сказал инженер-строитель.- Тут, вероятно, вы делаете какую-то ошибку,- и поднялся на восемь ступенек вверх.
А теперь вниз,- сказал милиционер.
Раз,- считает ступеньки инженер-строитель, -два, три, четыре, пять, шесть, семь... Что такое? - сказал он.- Это у нас в проекте не предусмотрено.
Решили снести лестницу вовсе.
Теперь, когда Петров идёт домой, он подпрыгивает на восемь ступенек вверх, а когда выходит из дома, прыгает на семь ступенек вниз.
.....................................
и ещё мультик по О.Григорьеву
................
(из Википедии)
Олег Евгньевич Григрьев (род.6 декабря 1943, Вологодская область, РСФСР, СССР, умер 30 апреля 1992, Санкт-Петербург, Россия) - советский поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда. Член ПЕН-клуба.
Григорьев Олег Евгеньевич
Стихи Олега Григорьева часто бывают озорными, как например, история о маках и раках или о зонтах; бывают добрыми, когда он говорит о хороших людях, вроде почтальона; бывают сердитыми - прочитайте внимательно стихотворение "Бак".Только равнодушными и гладенькими его стихи нельзя назвать. В каждом есть "изюминка" - весёлая неожиданность, сюрприз.
А за весёлой шуткой у Олега Григорьева прячется порой серьёзное раздумье. Не только смех вызывает, скажем, пустая болтовня прохожего с человеком, упавшем в яму. Тут есть над чем подумать. Автор как бы спрашивает читателя: "А ты не бывал таким?".
В свою первую книжку поэт включил и коротенькие прозаические шутки, которые, как и стихи, вряд ли оставят вас равнодушными…
Продавец маков
Продавал раков.
Тут подошел
Любитель маков
И возмутился,
Увидев раков:
Вы, кажется,
Продавали маки,
А у вас тут
Сплошные раки.
Ну и что же? -
Сказал продавец. -
Не все ли равно,
Вареный рак
Красен, как мак,
По-моему, так,
А по-вашему как?
Да, это так, -
Сказал любитель маков. -
Хоть я и не любитель раков,
Но коль сегодня маков нет,
То дайте раков мне букет.
На скатерть
стаканом
таракана,
и не станет
вернётся
возможно,
Поэтому я,
таракана,
сунул его
в карман,
из кармана,
Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И солдатиком нырнул.
Пришёл сосед к Петрову,
Сказал:-Петров, привет.-
Петров сказал:-Здорово.
Садись на табурет.-
Сосед приободрился,
Сказал:-Смотри, Петров,
Как твой башмак раскрылся:
Он съесть меня готов!-
Петров привстал немножко,
Сказал:-Да, это так.-
И выкинул в окошко
Разорванный башмак.
Сосед не удивился,
Сказал:-Смотри, Петров,
Пиджак твой износился
От плеч до рукавов.-
Петров привстал немножко,
Сказал:-Да, это так.-
И выкинул в окошко
Поношенный пиджак.
Сосед не удивился,
Сказал, помяв берет:
Смотри, как накренился
Твой старый табурет.-
Петров схватил за ножку
То, что назвал сосед,
И выкинул в окошко
Соседа и берет.
Я зонт раскрыл
Перед собой:
Чудесная пора!
Под мышку сунул
Зонт второй.
Лил дождь
Как из ведра.
В небесах
Взрывались тучи.
Третий взял
На всякий случай.
Зонт четвертый
Сунул в бок,
Чтоб я сбоку
Не промок.
Пятый зонтик
На спине,
Чтоб не дуло
В спину мне.
А дырявый зонт шестой
Я раскрыл над головой.
ЗАСТУПНИК
Гена сказал Кате:
Если на тебя нападут, скажи мне, я за тебя
заступаться буду.
Спасибо, но на меня никто не нападает, - ответила
Жаль, - сказал Гена.
Тогда он подговорил Вову напасть на Катю.
Как это напасть? - спросил Вова.
Отними портфель, толкни в сугроб, брось за
шиворот снегу.
Чтобы я за неё заступался.
Ишь ты! - сказал Вова. - Смотрите-ка, ребята,
учит меня напасть на человека, чтобы потом его защищать.
Дети напали на Гену и столкнули его в сугроб.
Подошла Катя:
Вы что это на одного напали? Ну-ка прекратите
сейчас же!
Детям стало стыдно, и они разошлись.
А Гене Катя сказала:
Если на тебя будут нападать, скажи мне, я буду за
тебя заступаться.
Два брата лежат на диване.
Мы сегодня в квартире порядок наведём, - говорит
Да-да, - говорит второй, - порядок. Возьмём метлу
и тряпку, пол вымоем и на полке приберём. Мама придёт
с работы и увидит порядок. Интересно, что скажет мама?
Она скажет: "Молодцы, порядок навели!"
Нет, она скажет: "Вот молодцы, навели порядок!"
Нет, она скажет: "Порядок навели, вот молодцы!"
Пришла мама с работы.
А ну-ка марш на двор, безобразники! Опять
развели беспорядок!
В ШКОЛУ,ТАК В ШКОЛУ
Два мальчика стоят против школы.
Идти в школу или не идти? - спрашивает один.
Идти, так идти, - говорит другой.
А может быть, лучше прогулять? - сказал первый.
Гулять, так гулять, - сказал второй.
А если от родителей попадёт?
Попадёт, так попадёт.
Нет, уж лучше в школу идти.
В школу, так в школу.
А вдруг нам двойки поставят?
Двойки, так двойки.
Давай лучше гулять сегодня.
Гулять, так гулять.
Шёл в школу учитель. Заметил ребят, спрашивает:
Ну как. в школу собрались или куда?
В школу. Конечно, в школу, - сказал первый.
В школу, так в школу, - сказал второй.
И мальчики пошли в школу.
Идёт Миша по аллее сада, видит-на земле
новенький самокат лежит. С резиновыми шинами и
с педалью на заднем колесе.
"Вот бы мне такой!" - подумал Миша. Подумал и
Ты зачем, - говорит, - чужую вещь хотел
присвоить?
Миша чуть не сел от удивления.
Я, - говорит, - только подумал об этом,а
присваивать не хотел. Вот если бы самокат был ничей,
тогда другое дело.
А может, он и ничей, - сказал старик. - Бери его
и уезжай. - Сказал так, повернулся и ушёл.
Огляделся Миша по сторонам-никого нет. Сел на
лавочку против самоката, сидит.
Прибежал маленький мальчик с бегемотом под мышкой.
Дяденька, дай прокатиться!
Пожалуйста, - сказал Миша.
Покатался мальчик, поставил самокат рядом с Мишей
и убежал.
Прибежали другие дети. Все катались и благодарили
Мишу. Один Миша не катался. Просидел так до вечера.
"Ну, думает, - точно старик сказал-нет у самоката
хозяина".
Только хотел самокат взять, как какой-то мальчишка
идёт. Переросток, похожий на второгодника.
Эй, парень. Это твой самокат?
Нет, не мой, - сказал Миша.
Не твой, значит мой. Он у меня ещё утром
потерялся. - Взял самокат и уехал.
Яму копал?
В яму упал?
В яме сидишь?
Лестницу ждёшь?
Яма сыра?
Как голова?
Значит, живой?
Ну, я пошёл домой.
В бак налили кипяток.
Бак закрыли на замок.
Не поднять его никак –
Словно сейф тяжел наш бак.
Рядом кружка на цепи –
На, попробуй, отцепи.
Бак запаян, замурован,
Ввинчен в пол, к стене прикован.
Остается к баку
Привязать собаку.
ГОСТЕПРИИМСТВО
Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру -
Вы протрёте там дыру.
И не трогайте кровать -
простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать -
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать -
Вы их можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
Я нёс домой
Кулёк конфет.
А тут навстречу мне
Снял берет:
О!Привет!
Что несёшь?
Кулёк конфет.
Как-конфет?
Так-конфет.
А компот?
Компота нет.
Нет компота
И не надо…
А они из шоколада?
Да, они из шоколада.
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
На конфету.
А вон ту, а ту, а ту…
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та…
Больше нет?
Больше нет.
Ну, привет.
Ну, привет.
НА СОБРАНИИ
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать.
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал.
Потом сел.
Сел-встал,
Сел-встал,
Сел-встал
И сел снова.
Так и не взяв слова.
У Сергея нет терпенья,
Он руками ест варенье.
Слиплись пальцы у Серёжи,
Приросла рубаха к коже.
Ног от пола не отнять,
Рук от ног не оторвать.
Слиплись локти и колени.
Уши склеило варенье.
Раздаётся жалкий всхлип.
Сам к себе Сергей прилип.
РАДУШНЫЙ ХОЗЯИН
Ты будешь дома?
Я буду дома.
Хорошо, я к тебе зайду.
Заходи, но только без Тома.
А кто такой Том?
Один чудак с широким ртом,
Впрочем, он тебе не знаком.
Итак, жду тебя завтра к шести.
Хорошо, я приду.
Только Тима с собой не веди.
А кто такой Тим?
Да мы когда-то учились с ним.
Такой огромный с большим животом.
Впрочем, ты тоже с ним не знаком.
Итак, жду тебя завтра в шесть.
Постой, а костюм у тебя новый есть?
Нет, у меня лишь один пиджак.
Очень плохо, коль так.
Слушай, завтра к шести
В пиджаке этом не приходи.
Посиди лучше дома.
И передай привет,
Если встретишь Тима и Тома.
Мальчик, ты не видел, проходил
ли здесь гусь? Большой гусь, с красными лапками.
Гуся не видел.
А не видел ли ты гуся, за которым шла гусыня?
Нет, не видел.
А не видел ли ты гуся, за которым шла гусыня
с тремя гусятами?
Конечно, видел. Они пошли вон на тот пруд.
ДВЕ ТРУБЫ
Во дворе лежали две трубы.
Залезли дети в одну трубу и там уснули. Пришли
рабочие, взвалили трубу на плечи и понесли на стройку.
Тяжеленько, - говорит один, - отдохнуть надо.
Остановились рабочие около реки, опустили трубу
на землю и сели покурить.
Один стукнул ключом по трубе и говорит:
Эээ! А труба-то с трещиной.
Да, - говорит другой, - негодная труба. Давай
бросим её в реку.
Раскачали трубу и бросили в реку.
А дети выспались, вылезли из трубы и разошлись по
домам. Спали-то они в другой трубе.
АПЕЛЬСИН
Коля сидит на бревне и ест апельсин.
Дольку за долькой. Приходит Петя.
Вкусно? - спрашивает Петя.
Ещё как, - отвечает Коля.
Эх, - говорит Петя, садясь рядышком. - Если бы
у меня был апельсин, я бы обязательно с тобой поделился.
Да-а-а, - сказал Коля, доедая апельсин, - жаль,
что у тебя нет апельсина.
ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ
Идёт Миша по улице, видит-
лудильщик дырявую кастрюлю паяет.
Дяденька, что вы делаете? - спросил Миша.
Яму копаю, - ответил лудильщик.
Дяденька, что вы делаете? - спрашивает Миша.
Яму копаю, - ответил точильщик.
Дяденька! Вы яму копаете?
Ножи точу!
ПРО ПТИЧКУ
Хоронили дети кошку.
Кошку с плачем провожали
Под трезвон кастрюльных крышек.
На балконе толстый дядя
Брил свой толстый подбородок
Безопасной тонкой бритвой.
Как увидел этот дядя,
Что внизу хоронят кошку,
Говорит: "Вот это нате!",
Говорит: "Хоронят кошку",
Говорит: "Подумать только!
Никогда бы не подумал:
С плачем кошку провожают
Под трезвон кастрюльных крышек".
Из детей, который больше,
Говорит ему: "Не кошку",
Средний тоже утверждает:
"Мы хороним, но не кошку".
Самый маленький детёныш
Говорит сквозь слёзы: "Птичку.
Эта кошка съела птичку,
Мы поймали эту кошку
И несём её в коробке
Всем ребятам напоказ".
"Ну! - воскликнул толстый дядя.-
Вот так так!" - и рассмеялся.
Говорит: "Я видел много,
Но такое-в первый раз!"
ЧЕЛОВЕК С ЗОНТОМ
Человек с зонтом
Хотел войти в дом.
Но с огромным зонтом,
И открытым притом,
Как он понял потом,
Нельзя войти в дом.
Другое дело-с закрытым зонтом.
С закрытым зонтом
Легко войти в дом.
Даже можно втроём,
Друг на друге притом.
Другое дело, если закрыт сам дом.
Если дом закрыт,
А зонт открыт,
А на улице дождь,
И вас пробирает дрожь,
Нужно зонт закрыть,
А дом открыть
И войти домой,
Если дом не чужой.
Но с закрытым зонтом
Стоять под дождём,
Без плаща притом,
Да когда гремит гром,
Да когда закрыт дом,
И чужой притом,
Всем понятно-
Не очень приятно.
Человек с зонтом
Повернулся кругом,
Раскрыл свой зонт
И ушёл за горизонт.
ДРОЖАЩИЕ СТИХИ
В запертом зале
Вздрогнуло что-то,
Будто ударил
Кто-то кого-то.
Дрожащий папа
Дрожащей рукой
Дрожащую маму
Повел за собой.
Дрожащую дверь
Открыл в темный зал,
Там кот дрожащий
На лавке дрожал.
Дрожащие стекла
В окнах дрожали,
Дрожащие капли
По стеклам бежали.
Сидела на раме
Дрожащая мышь.
Сказал папа маме:
«Ну что ты дрожишь?
Ты просто трусиха.
Здесь нет никого,
Спокойно и тихо.
Дрожать-то чего?»
Так папа сказал…
Но, выйдя из зала,
И папа дрожал,
И мама дрожала.
ПОЧТАЛЬОН
Не стар был этот почтальон
И не был болен почтальон
А вот свалился в лужу он
Свалился в лужу почтальон
Но сумку вовремя поднял
И над водою удержал
Сам с головы до ног промок
А письма от воды сберег
Хороший парень, почтальон
Жаль, что свалился в лужу он…
Старая, слабая бабушка
Оставила дома ключик.
Звонила старая бабушка,
Но не открыл ей внучек.
Старая бабушка ухнула,
В дверь кулаком бахнула,
Дубовая дверь рухнула,
Соседка на кухне ахнула,
Качнулся сосед на стуле,
Свалился с кровати внучек,
Упала с полки кастрюля
И бабушкин маленький ключик.
ЧТО ЛУЧШЕ?
Как вы думаете,
Где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте!
Хоть это и грустно,
Но по крайней мере вкусно!
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боpенька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: "Дурачок ты, Славочкa".
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: "Ты дурачище".
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славища взял скамеищу
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька.
По городу ехала машина. На повороте
машину тряхнуло так, что человек, сидевший в кузове,
залетел в открытое окно ближайшего дома.
Комната была закрыта.
На столе лежал кот.
Как только в комнате появился человек, кот полез под
Кис, кис, - сказал человек и тоже полез под кровать.
Но тут за дверью послышались шаги. Человек
испугался, вылез из-под кровати и забрался в шкаф.
Вошло несколько человек.
Один говорит:
Вот он! Берите его!
Другие взяли шкаф и понесли. Когда шкаф
остановился, первый сказал:
Ну вот, а теперь пошли за кроватью.
И люди ушли.
А человек открыл дверцу шкафа, вышел на улицу
и пошёл по своим делам.
Лудильщик купил кровать. Но странное
дело, когда лудильщик на неё ложился, за головой оставалось
лишнее место, а для ног места не хватало. Вначале
лудильщик хотел жаловаться, но потом передумал: отпилил
лишнюю часть кровати и припаял к недостающей. Теперь
лудильщик спит спокойно-за головой исчезло лишнее
место и есть куда положить ноги.
Ох уж эти мне стекольщики-
стеклодувы! Поставили мне стекольщики стекло.
Что за стекло мне они поставили?!Косое, кривое,
с буграми, с пузырями. Смотришь через него в искажённый
мир и видишь: вместо человеческих фигур, которые
строят дом, фигуреческие челогуры, которые доят стром.
Вместо рабочих в комбинезонах, идущих домой,
какие-то Рамбинзоны в заботине, грядущие за мной.
Я под раскловать. Они кочинягами в мотобель.
Я от них по шаромырам в ступальницу, через вертобу
на шпуль. Они по витинягам за мной, ногорукно вертя
и кулакно помахивая.
А навстречу були с чепуром на гулятине. Я в чепур
плюх головотулом. Очипурился. А мимо идут
Рамбинзоны в заботине.
не узнали меня, ничего не поняли.
ЛЕСТНИЦА
Поднимаясь по лестнице домой,
Петров насчитал восемь ступенек, спускаясь по лестнице
вниз - насчитал только семь.
"Непорядок", - решил Петров и обратился к дворнику.
Этого не может быть, - сказал дворник и поднялся
на восемь ступенек вверх.
А теперь вниз, - сказал Петров.
Раз, - считает дворник, - два, три, четыре, пять,
шесть, семь… Что такое? Где же восьмая ступенька?..
Непорядок, - решил он и обратился к милиционеру.
Сейчас разберёмся, - сказал милиционер. - Раз,
два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, - и забрался
на лестницу.
А теперь вниз, - сказал дворник.
Раз, - считает ступеньки милиционер, - два. три,
четыре, пять, шесть, семь…Что за непорядок? Где
восьмая ступенька?
Вызвали главного инженера-строителя.
Не может быть, - сказал инженер-строитель. - Тут,
вероятно, вы делаете какую-то ошибку, - и поднялся на
восемь ступенек вверх.
А теперь вниз, - сказал милиционер.
Раз, - считает ступеньки инженер-строитель, - два,
три, четыре, пять, шесть, семь… Что такое? - сказал он.-
Это у нас в проекте не предусмотрено.
Решили снести лестницу вовсе.
Теперь, когда Петров идёт домой, он подпрыгивает на
восемь ступенек вверх, а когда выходит из дома, прыгает
на семь ступенек вниз.
На рынке подрались собаки,
На драку сбежались зеваки.
Чтобы к собакам пробиться,
Стали кошёлками биться.
Так разодрались зеваки,
Что разбежались собаки!
Ходил я против ветра носом.
Остался на всю жизнь курносым…
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой,
Угли бьёт поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
Полотёр, полотёр!
Зря ты щёткой пол натёр!
По паркету я пойду,
Поскользнусь и упаду!
Чтоб не поскользнуться
И шею не сломать,
Нужно пол не щёткой,
А тёркой натирать!
Если поставить стакан на стакан,а
под стакан поставить ещё стакан, у вас будет:
два стакана под стаканом,
один стакан на двух стаканах,
два стакана на одном стакане,
один стакан под двумя стаканами,
стакан на стакане, стакан под стаканом,
а третий стакан между двумя стаканами.
Но если не ставитьстакан на стакан, а под стаканом
ещё стакан, у вас будет только стакан, стакан и стакан.
Дачник взял кошелёк и корзину,
В лес пошёл покупать малину.
Вернулся домой, не принёс ничего:
Ягоды есть, продавцов-никого!
Когда умирает поэт, современники с мистическим страхом и тайным сладострастием перечитывают его стихи, ищут предзнаменования, а то и точные описания предчувствуемой смерти. Ищут и находят даже в строках, которые при жизни автора смешили до слез. И оказывается, что ничего смешного-то и не было, а была невыносимая легкость такого хрупкого бытия.
Стою и внимаю с ужасом:
В какую оргию втянут я.
Ведьмы терзают меня и кружатся,
Открылась рана полузатянутая.
Надо бы рану перевязать
И «Скорую помощь» вызвать.
Кончили ведьмы меня терзать,
Принялись кровь зализывать.
Так все и получилось в реальности, в ночь на 1 мая, Вальпургиеву ночь ведьминского шабаша. В мастерской на Пушкинской улице, на очередном застолье, открылось желудочное кровотечение. «Скорую» вызвали, но даже врачи в больнице помочь не успели. В Петербурге умер поэт и художник Олег Григорьев.
Смерть прекрасна и так же легка,
Как вылет из куколки мотылька.
Олегу Григорьеву было 48 лет, и по возрасту он вроде бы успевал в «шестидесятники», но на самом деле существовал, как существует Алексей Хвостенко, вне любого поколения. И любили его все, независимо от возраста. Любили другие «шестидесятники» за то, чего не хватало им самим: легкости, беззаботности, детскости, отрешенности от поколенческих разборок. Любили и считали своим, иллюстрировали его стихи художники-«митьки». Григорьев, конечно же, был настоящим митьком, который никого не хочет победить, всегда страдает, но на жизнь не в обиде.
Крест свой один не сдержал бы я,
Нести помогают пинками друзья.
Ходить же по водам и по небесам —
И то и другое умею я сам.
Его любили и считали учителем панки и рокеры 80-х, которым был близок знаменитый черный юмор Григорьева, адекватный панк лозунгу «ноу фьюча», «никакого будущего».
Девочка красивая
В кустах лежит нагой.
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.
Его любили советские дети, выросшие и растущие на его стихах, хотя за 25 лет вышли только три книжечки поэта: «Чудаки» (1971), «Витамин роста» (1980, эту книгу Сергей Михалков объявил для детей «вредной») и «Говорящий ворон» (1989). Вы, наверное, все помните:
— Яму копал?
— Копал.
— В яму упал?
— Упал.
— В яме сидишь?
— Сижу…
И, как ни напыщенно звучат эти слова, Олега Григорьева, не догадываясь о том, любил советский народ. Его четверостишия гуляли по школам и казармам, институтам и заводам как анонимные фольклорные произведения.
Я спросил электрика Петрова:
Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.
Чернушные строки о повесившемся электрике стали такой же эмблемой подпольного кинизма зрелого застоя, как и проза Венички Ерофеева, «Максим и Федор» Владимира Шинкарева или рок-миннезанг Майка Науменко. Умер Веничка, умер Майк, умер Олег Григорьев. В 1960-м его выгнали из Средней Художественной школы, как выгнали оттуда за «формализм» и неуспеваемость многих талантливейших художников от Александра Арефьева до Геннадия Сотникова. В начале 1970-х Григорьева посадили в первый раз, на два с половиной года отправив «на химию».
С бритой головою,
В форме полосатой
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.
В конце 1989-го, в разгар перестройки его посадили снова, обвинив в нападении на участкового. Надо было видеть рядом здоровенного милиционера, поспешившего зафиксировать у врача следы ногтей на щеке, и низенького, тщедушного, больного Григорьева. После полугодового заключения в «Крестах», выставки митьков «Сто картин в защиту Олега Григорьева», после сбора подписей среди деятелей культуры и условного приговора он оказался на свободе, и дай Бог, чтобы это был последний в России суд над поэтом. За что сажали? За неприспособленность к полицейско-коммунальному быту, за нестандартность и свободу, что на официальном языке именовалось злостным хулиганством.
Разбил в туалете сосуд —
Соседи подали в суд.
Справа винтовка, слева винтовка,
Я себя чувствую как-то неловко.
А пресловутое столкновение с участковым Григорьев тоже описал заранее, словно знал наперед все свое будущее от похмельных мелочей до страшного конца.
Ем я восточные сласти,
Сижу на лавке, пью кефир.
Подошел представитель власти,
Вынул антенну, вышел в эфир.
— Сидоров, Сидоров, — я Бровкин,
Подъезжайте к Садовой, семь.
Тут алкоголик с поллитровкой;
Скоро вырубится совсем.
Я встал и бутылкой кефира
Отрубил его от эфира.
Киник, дзэн-буддист или мудрый пьяница — неважно, как называть его. Он создал свой жанр афористичного, парадоксального, псевдонаивногостихотворения, восходящего и к частушке, и к хокку.
Окошко, стол, скамья, костыль.
Селедка, хлеб, стакан, бутыль.
Если верить стихам, он не боялся смерти, беседовал с ней и вглядывался в нее с интересом босоногого философа.
Залез на столб я смоляной
Со страшным знаком смерти…
Коснулся проводов рукой…
И ничего, поверьте!
Он писал вроде бы о пустяках, о застолье, об ушедшей жене, об участковом, о соседях, высыпавших в чужой суп пачку соли. Но в кухню Григорьева залетал гений, которого он ловил сачком и отрывал крылышки: «Теперь мы с гением братья». А у веселых человечков оказывалась содранной кожа.
В окне стоит человечек
И от боли корчит рожу.
А может, за ним другой человечек
Снимает с этого кожу.
Его стихотворения настолько самодостаточны, что все рассуждения просто неуместны. В самом деле,
Жили мы тесным кругом.
Стоя на двух ногах,
То, что хотели сказать друг другу,
Было выколото на руках.
Так и стихи Олега Григорьева — не сонеты и не хокку, а татуировки на теле времени, граффити на заборе. Да будет земля ему пухом.
Русский пьющий поэт.
Начинал как художник, но был изгнан из художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне - Академия художеств) в Ленинграде.
О.Е. Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником и т.п.
В 1961 году сочинил четверостишие: «Я спросил электрика Петрова…». Подобные вирши получили в народе название «садистских стишков».
«Автор «Я спросил электрика Петрова, ты зачем надел на шею провод»
(да, да, у этого шедевра есть автор!) дивный поэт и художник Олег Григорьев
сидел за тунеядство и был всячески гоним. Зато всего через десять лет после смерти в 2002 году удостоился мемориальной доски.
Там сказано, что в этом доме он жил.
А надо было на ней написать одно из его самых дивных стихотворений:
Посиди в чулане –
И как можно длительно:
Серый город станет
Просто ослепительный».
Гарбер Н.М., Как писать в XXI веке?, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г., с. 329.
«… поэт Олег Григорьев, талантливый последователь Хармса
и обериутов
, - показательный пример спивающегося русского писателя. Мы об этой очень распространённой стезе не говорили, поэтому биографию Григорьева я приведу чуть подробней.
В юности он «не отстоял себя как живописца» и в начале шестидесятых был изгнан из художественной школы при Академии художеств. Изгнали его за то, что рисовал не то и не так, был насмешлив и скандален, имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни.
Вообще человек был талантливый - в частности, имел тонкий музыкальный слух и мог виртуозно воспроизводить арии из опер. Сочиняя стихи, вживался в роль, как Аркадий Райкин
, но был ребёнком и чудаком по природе - с таким взглядом жил и писал.
В итоге несовместимости этого взгляда с советской властью Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником, стал поэтом, сочинил «детское народное» стихотворение про электрика Петрова, а в 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной.
По нескольким её произведениям сделали выпуски журнала «Ералаш», а многие стихи вошли в питерский городской фольклор. Григорьев видел взрослых глазами детей, и детей глазами взрослых, что обеспечивало ему популярность у обеих сторон.
Миниатюрный формат стихов легко запоминался, частушечная парадоксальность цепляла, а правдивость описания накопившегося в обществе идиотизма - подкупала:
«Ты просто трусиха.
Здесь нет никого,
Спокойно и тихо.
Дрожать-то чего?»
Так папа сказал...
Но, выйдя из зала,
И папа дрожал,
И мама дрожала.
Тем не менее - или именно поэтому - в начале 1970-х Григорьев был осуждён на два года «за тунеядство» и отправлен на принудительные работы - строил комбинат в Вологодской области. Григорьев говорил, что в любом стихе должна быть «сила удара», иначе он станет бесконечно слабым.
Его поэзии это не грозило - из Вологодской ссылки, кроме увлекшей его там коллекции бабочек, он привёз стихотворение:
«С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой».
Его освободили досрочно, в 1975-м он уже принимал участие в известной выставке в ДК «Невский», но всё равно начал пить и становится несовместимым не только с социальной жизнью, но и с бытовой.
Тем не менее, в 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга - «Витамин роста». Однако стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова
.
Григорьев, сам того не ведая, показал стереотип мышления апологетов тоталитарной системы и то, как легко и весело он разрушается. В итоге Олег не прошёл
в Союз писателей СССР, а затем в «Комсомольской правде» вышла статья «В чём повинны воробьи?», подвергающая Григорьева наряду с двумя другими поэтами резкой критике.
И хотя в 1985 году Леонид Десятников
написал одноактную классическую оперу для детей «Витамин роста», в 1988 году был снят одноименный мультфильм, а в 1989-м вышла новая книга Григорьева «Говорящий ворон», «эффект Левши» был уже непреодолим - Олег пил:
Как вы думаете,
Где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
- Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте!
Хоть это и грустно,
Но по крайней мере вкусно!
В том же 1989 году поэт получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции»), однако защита писателей снизила кару до условного срока.
Пьянство неотвратимо продолжилось, и в 1992 году Григорьев умер от прободения язвы желудка, опровергнув собственное стихотворение:
«Смерть прекрасна и так же легка,
Как выход из куколки мотылька».
Гарбер Н.М., Как писать в XXI веке?, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г., с. 360-362
О.Е. Григорьев повлиял на то, что питерские «митьки» называют своим творчеством…