Григорьев олег евгеньевич. Детские стихи Гений против употребления

Олег Евгеньевич Григорьев (1943-1992) – русский поэт и художник.

Родился 6 декабря 1943 года в эвакуации в Вологодской области. После войны с матерью и братом переехал в Ленинград. Рисовал с раннего детства, и должен был стать художником. Учился в художественной школе при Академии художеств, был исключён из неё в 1960 году. Со многими известными ныне художниками сохранил дружбу. Работал сторожем, кочегаром, дворником.

В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.

Его стихи отличаются афористичностью, парадоксальностью, элементами абсурда и чёрного юмора, из-за чего его часто ставят в один ряд с Хармсом. Однако от них Григорьев отличается большей непосредственностью, искренностью и детской ранимостью.

В 1981 году в Москву вышла вторая его детская книга «Витамин роста». В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноименный мультфильм (реж. Василий Кафанов).

Следующая его книга, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.

Умер 30 апреля 1992 г. в Петербурге от прободения язвы желудка. Похоронен в Петербурге, на Волковском кладбище, а в доме на ул. Пушкинской, 10 открыта мемориальная доска с его именем.

Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.

Список художественных произведений автора из фонда нашей библиотеки.

Григорьев, О. Е. Говорящий ворон [Текст] : стихи / Олег Григорьев; худож. Г. Ясинский. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2016 . – 63 с.

Какой из смехов самый сильный, почему люди ходят вертикально и можно ли услышать тишь? Наверняка вам не терпится узнать ответы на эти очень-очень важные вопросы! Весёлые и остроумные строки Олега Григорьева, к которым невозможно остаться равнодушным, поделятся с ребятами и их родителями читателями житейскими премудростями и расскажут о самых разных и подчас необычайных происшествиях, которые могут случиться с каждым, - например, если отправиться на экскурсию в цветник или начать изучать йогу. А неповторимые рисунки Геннадия Ясинского подарят читателям не одну разноцветную охапку улыбок!



Григорьев, О. Е. Озорные стихи [Текст] / Олег Григорьев; сост. Михаил Яснов; оформ. Николай Воронцов. – Москва: РИПОЛ классик, 2010 . – 92 с.

В сборник вошли самые популярные стихотворения петербургского поэта Олега Григорьева (1943-1992). Однажды во время встречи с ребятами кто-то из них спросил его: "А сколько росту вы весите?". Он, не задумываясь, ответил: "Метр семьдесят килограмм". Открыв книгу Олега Григорьева с иллюстрациями Николая Воронцова, вы словно начинаете играть в веселую и остроумную игру.



Григорьев, О. Е. Сазон и Батон [Текст] / О. Григорьев; худож. И. Новиков. – Москва: Белый город, 1997. – 44 с.

Смешные стихи написаны в духе юмористического журнала для детей и взрослых. Потрясающее остроумие. О соседях, друзьях и родственниках, о батоне, пироге и осах шутит Григорьев. Из простой ежедневной картинки можно сделать правильный логический вывод. Не поспоришь. И ведь смешно.

Автор высмеивает человеческие пороки: глупость, несобранность, жадность и невоспитанность. Не стоит заходить к соседям, у которых шагу ступить нельзя. Критиковать их вслух тоже незачем. Григорьев шутит о том, где лучше тонуть, как бороться с плохими оценками и как лучше покрошить батон воробьям. ,

Работа художника Игоря Новикова, просто отличная, чувство юмора под стать стихам. Советуем для весёлого чтения дома, по вечерам и в каникулы.



Григорьев, О. Е. Чехарда [Текст]: стихи для среднего школьного возраста / Олег Григорьев; рис. Александра Флоренского. – Санкт-Петербург: Лениздат, 2013. – 45 с.

В этой книге собраны избранные стихи для детей замечательного поэта Олега Григорьева (1943-1992). Невероятно смешные и остроумные, яркие и запоминающиеся, парадоксальные и абсурдные, они не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей! В каждом кроются загадки и происходят таинственные превращения. Стихи Олега Григорьева - автора, который сам никогда не хотел взрослеть, - по-настоящему живые: они прыгают, скачут, летают и кувыркаются. А иллюстрации Александра Флоренского точно и деликатно продолжают эту игру с читателем. Получается смешно, весело и очень интересно.



Григорьев, О. Е. Чудаки и другие [Текст] : стихи / Олег Григорьев; рис. С. Острова. – Санкт-Петербург: ДЕТГИЗ: ДЕТГИЗ-Лицей, 2006 . – 123 с.

Как читать эту книгу? Сначала шрифт, которым напечатаны стихи, будет большим-пребольшим – для тех, кто только научился или еще учится читать. В следующем разделе шрифт помельче, в следующем – ещё помельче, и так далее. Издатели рассчитывают на то, что вы будете читать эту книгу долго – и, пока читаете, немного повзрослеете и уже самостоятельно прочтёте её от корки до корки, а книга будет жить рядом с вами не один год. Последний раздел "Рождественская песенка" – опять напечатан крупным шрифтом. Для того чтобы теперь вы сами прочитали эти стихи своим младшим сестрёнкам или братикам! Составитель Михаил Яснов. Цветные иллюстрации С. Острова.



Григорьев, О. Е. Чудной народ [Текст] / Олег Григорьев; худож. С. Бордюг и Н. Трепенок. – Москва: АСТ: Астрель, 2009 . – 127 с.

В сборник вошли стихи талантливого детского поэта, у которого был оригинальный, своеобычный взгляд на обыкновенные вещи.



Григорьев, О. Е. Щекотные стихи [Текст] / Олег Григорьев; [худож. дядя Коля Воронцов] . – Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2011 . – 78 с.

Кто такой Олег Григорьев? Поэт. Художник. Яркий представитель ленинградского андеграунда. Непосредственный, искренний и ранимый Человек. А ещё - автор этой книжки.

Кто такой Николай Воронцов? Карикатурист-надомник. Призёр и лауреат. Любитель плюшек. А ещё - самый весёлый художник на свете и автор иллюстраций к этой книжке.

Что получится, если к стихам Олега Григорьева добавить иллюстрации дяди Коли Воронцова? Получится замечательная книжка, полная весёлой непосредственности, игры и озорства. Раскройте её на любой странице и убедитесь, что удержаться от смеха просто невозможно. Потому что это - очень ЩЕКОТНЫЕ СТИХИ!


Давно у меня живёт его книжка, одна из моих любимых. А тут попался документальный фильм о нём, очень хороший фильм. Вот - делюсь прекрасным - и стихами, и фильмом.

...................

Люди от звёзд происходят,
Потому вертикально и ходят.
Звёзды людей притягивают,
Земля сплющивает,
А звёзды растягивают.

На боку кобура болталась,
Сзади шашка отцовская звякала.
Впереди меня всё хохотало,
А позади всё плакало.

.................

Однажды Серёжа и Оля
Попали в магнитное поле.
Напуганные родители
Еле их размагнитили.

А вот фильм.
(видео взято у lukomnikov_1 в post

Я взял бумагу и перо,
Нарисовал утюг,
Порвал листок, швырнул в ведро -
В ведре раздался стук.

……………………..

На заборе валенки
Вверх ногами сохли.
Значит, эти валенки
Вниз ногами мокли.

…………………………

Петров лежал с открытым ртом
В фуфайке на спине,
И сверху вниз кубинский ром
Лить приходилось мне.

………………………..

Сказал я девушке кротко:
– Простите за нетактичность,
Но бюст ваш, и торс, и походка
Напомнили мне античность.
Она в ответ мне со вздохом:
– Простите, но ваше сложение
Напомнило мне эпоху
Упадка и разложения.
……………………….

Дети кидали друг в друга поленья,
А я стоял и вбирал впечатленья.
Попало в меня одно из полений –
Больше нет никаких впечатлений.
…………………………

Ездил в Вышний Волочок,
Заводной купил волчок.
Дома лёжа на полу
Я кручу свою юлу.
Раньше жил один я воя,
А теперь мы воем двое.

ЧТО ЛУЧШЕ?

Как вы думаете,

Где лучше тонуть?

В пруду или в болоте?

Я думаю, что если тонуть,

Так уж лучше в компоте!

Хоть это и грустно,

Но по крайней мере вкусно!

Прохоров Сазон

Воробьев кормил.

Бросил им батон -

Десять штук убил.

ПАЛЬТО

Я сам себя в пальто одел

И рукавом свой нос задел.

Решил пальто я наказать

И без пальто пошёл гулять.

Мой приятель Валерий Петров

Никогда не кусал комаров.

Комары же об этом не знали

И Петрова часто кусали.

Пойду домой, пожалуюсь маме,

Что луна зажата двумя домами.

Откройте дверь на минутку,
Осы зажалят нас!
- Пустишь вас на минутку.
А вы просидите час.
…………………………….
Идём отрядом дисциплинированно,
Будто вся улица заминирована.

Что, если мир раскрутить посильнее?
- Подумай о бабушке, что будет с нею.

……………..

Съел я обеда две порции,
У меня исказились пропорции.
………………………..

На табурете - батурете
Сидели дети - одурети,
Болтахая ногами ногими,
Матахая руками многими.

Четверорукими ногами
Макака к дереву идет,
Четвероногими руками
Она бананы с веток рвет.

В ЧУЛАНЕ

Посиди в чулане -

И как можно длительно:

Серый город станет

Просто ослепительный.

…………………..

Сиял стакан в руке Ивана
К Ивану близилась нирвана.

……………………………….

Чтобы выразить все сразу, кулаком я бью по тазу.

……………………………………

………………………………………

Полосатая оса
Прямо из варенья,
Залетела мне в глаза,
Нужные для зренья.
……………………………………….

К себе домой из дальних стран
Спешила эта птица
Через пески и океан,
Чтоб дома расшибиться.

Я спросил электрика Петрова:
- Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.
………………………..

Я ударился об угол.
Значит, мир не очень кругл.

ЛЕСТНИЦА

Поднимаясь по лестнице домой, Петров насчитал восемь ступенек, спускаясь по лестнице

вниз - насчитал только семь.

"Непорядок",- решил Петров и обратился к дворнику.

Этого не может быть,- сказал дворник и поднялся на восемь ступенек вверх.

А теперь вниз,- сказал Петров.

Раз,- считает дворник,- два, три, четыре, пять, шесть, семь... Что такое? Где же восьмая ступенька?..

Непорядок,- решил он и обратился к милиционеру.

Сейчас разберёмся, - сказал милиционер. -Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь,- и забрался на лестницу.

А теперь вниз, - сказал дворник.

Раз, - считает ступеньки милиционер, - два, три, четыре, пять, шесть, семь...Что за непорядок? Где восьмая ступенька?

Вызвали главного инженера-строителя.

Не может быть,- сказал инженер-строитель.- Тут, вероятно, вы делаете какую-то ошибку,- и поднялся на восемь ступенек вверх.

А теперь вниз,- сказал милиционер.

Раз,- считает ступеньки инженер-строитель, -два, три, четыре, пять, шесть, семь... Что такое? - сказал он.- Это у нас в проекте не предусмотрено.

Решили снести лестницу вовсе.

Теперь, когда Петров идёт домой, он подпрыгивает на восемь ступенек вверх, а когда выходит из дома, прыгает на семь ступенек вниз.

.....................................

и ещё мультик по О.Григорьеву

................

(из Википедии)
Олег Евгньевич Григрьев (род.6 декабря 1943, Вологодская область, РСФСР, СССР, умер 30 апреля 1992, Санкт-Петербург, Россия) - советский поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда. Член ПЕН-клуба.

Григорьев Олег Евгеньевич

Стихи Олега Григорьева часто бывают озорными, как например, история о маках и раках или о зонтах; бывают добрыми, когда он говорит о хороших людях, вроде почтальона; бывают сердитыми - прочитайте внимательно стихотворение "Бак".Только равнодушными и гладенькими его стихи нельзя назвать. В каждом есть "изюминка" - весёлая неожиданность, сюрприз.

А за весёлой шуткой у Олега Григорьева прячется порой серьёзное раздумье. Не только смех вызывает, скажем, пустая болтовня прохожего с человеком, упавшем в яму. Тут есть над чем подумать. Автор как бы спрашивает читателя: "А ты не бывал таким?".

В свою первую книжку поэт включил и коротенькие прозаические шутки, которые, как и стихи, вряд ли оставят вас равнодушными…

Продавец маков

Продавал раков.

Тут подошел

Любитель маков

И возмутился,

Увидев раков:

Вы, кажется,

Продавали маки,

А у вас тут

Сплошные раки.

Ну и что же? -

Сказал продавец. -

Не все ли равно,

Вареный рак

Красен, как мак,

По-моему, так,

А по-вашему как?

Да, это так, -

Сказал любитель маков. -

Хоть я и не любитель раков,

Но коль сегодня маков нет,

То дайте раков мне букет.

На скатерть

стаканом

таракана,

и не станет

вернётся

возможно,

Поэтому я,

таракана,

сунул его

в карман,

из кармана,

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки.

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По-матросски разбежался

И солдатиком нырнул.

Пришёл сосед к Петрову,

Сказал:-Петров, привет.-

Петров сказал:-Здорово.

Садись на табурет.-

Сосед приободрился,

Сказал:-Смотри, Петров,

Как твой башмак раскрылся:

Он съесть меня готов!-

Петров привстал немножко,

Сказал:-Да, это так.-

И выкинул в окошко

Разорванный башмак.

Сосед не удивился,

Сказал:-Смотри, Петров,

Пиджак твой износился

От плеч до рукавов.-

Петров привстал немножко,

Сказал:-Да, это так.-

И выкинул в окошко

Поношенный пиджак.

Сосед не удивился,

Сказал, помяв берет:

Смотри, как накренился

Твой старый табурет.-

Петров схватил за ножку

То, что назвал сосед,

И выкинул в окошко

Соседа и берет.

Я зонт раскрыл

Перед собой:

Чудесная пора!

Под мышку сунул

Зонт второй.

Лил дождь

Как из ведра.

В небесах

Взрывались тучи.

Третий взял

На всякий случай.

Зонт четвертый

Сунул в бок,

Чтоб я сбоку

Не промок.

Пятый зонтик

На спине,

Чтоб не дуло

В спину мне.

А дырявый зонт шестой

Я раскрыл над головой.

ЗАСТУПНИК

Гена сказал Кате:

Если на тебя нападут, скажи мне, я за тебя

заступаться буду.

Спасибо, но на меня никто не нападает, - ответила

Жаль, - сказал Гена.

Тогда он подговорил Вову напасть на Катю.

Как это напасть? - спросил Вова.

Отними портфель, толкни в сугроб, брось за

шиворот снегу.

Чтобы я за неё заступался.

Ишь ты! - сказал Вова. - Смотрите-ка, ребята,

учит меня напасть на человека, чтобы потом его защищать.

Дети напали на Гену и столкнули его в сугроб.

Подошла Катя:

Вы что это на одного напали? Ну-ка прекратите

сейчас же!

Детям стало стыдно, и они разошлись.

А Гене Катя сказала:

Если на тебя будут нападать, скажи мне, я буду за

тебя заступаться.

Два брата лежат на диване.

Мы сегодня в квартире порядок наведём, - говорит

Да-да, - говорит второй, - порядок. Возьмём метлу

и тряпку, пол вымоем и на полке приберём. Мама придёт

с работы и увидит порядок. Интересно, что скажет мама?

Она скажет: "Молодцы, порядок навели!"

Нет, она скажет: "Вот молодцы, навели порядок!"

Нет, она скажет: "Порядок навели, вот молодцы!"

Пришла мама с работы.

А ну-ка марш на двор, безобразники! Опять

развели беспорядок!

В ШКОЛУ,ТАК В ШКОЛУ

Два мальчика стоят против школы.

Идти в школу или не идти? - спрашивает один.

Идти, так идти, - говорит другой.

А может быть, лучше прогулять? - сказал первый.

Гулять, так гулять, - сказал второй.

А если от родителей попадёт?

Попадёт, так попадёт.

Нет, уж лучше в школу идти.

В школу, так в школу.

А вдруг нам двойки поставят?

Двойки, так двойки.

Давай лучше гулять сегодня.

Гулять, так гулять.

Шёл в школу учитель. Заметил ребят, спрашивает:

Ну как. в школу собрались или куда?

В школу. Конечно, в школу, - сказал первый.

В школу, так в школу, - сказал второй.

И мальчики пошли в школу.

Идёт Миша по аллее сада, видит-на земле

новенький самокат лежит. С резиновыми шинами и

с педалью на заднем колесе.

"Вот бы мне такой!" - подумал Миша. Подумал и

Ты зачем, - говорит, - чужую вещь хотел

присвоить?

Миша чуть не сел от удивления.

Я, - говорит, - только подумал об этом,а

присваивать не хотел. Вот если бы самокат был ничей,

тогда другое дело.

А может, он и ничей, - сказал старик. - Бери его

и уезжай. - Сказал так, повернулся и ушёл.

Огляделся Миша по сторонам-никого нет. Сел на

лавочку против самоката, сидит.

Прибежал маленький мальчик с бегемотом под мышкой.

Дяденька, дай прокатиться!

Пожалуйста, - сказал Миша.

Покатался мальчик, поставил самокат рядом с Мишей

и убежал.

Прибежали другие дети. Все катались и благодарили

Мишу. Один Миша не катался. Просидел так до вечера.

"Ну, думает, - точно старик сказал-нет у самоката

хозяина".

Только хотел самокат взять, как какой-то мальчишка

идёт. Переросток, похожий на второгодника.

Эй, парень. Это твой самокат?

Нет, не мой, - сказал Миша.

Не твой, значит мой. Он у меня ещё утром

потерялся. - Взял самокат и уехал.

Яму копал?

В яму упал?

В яме сидишь?

Лестницу ждёшь?

Яма сыра?

Как голова?

Значит, живой?

Ну, я пошёл домой.

В бак налили кипяток.

Бак закрыли на замок.

Не поднять его никак –

Словно сейф тяжел наш бак.

Рядом кружка на цепи –

На, попробуй, отцепи.

Бак запаян, замурован,

Ввинчен в пол, к стене прикован.

Остается к баку

Привязать собаку.

ГОСТЕПРИИМСТВО

Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма.

Не ходите по ковру -

Вы протрёте там дыру.

И не трогайте кровать -

простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать -

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать -

Вы их можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Я нёс домой

Кулёк конфет.

А тут навстречу мне

Снял берет:

О!Привет!

Что несёшь?

Кулёк конфет.

Как-конфет?

Так-конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота

И не надо…

А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Я очень рад.

Обожаю шоколад.

Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, а ту, а ту…

Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та…

Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Ну, привет.

НА СОБРАНИИ

Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово.

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать.

Но решил промолчать

И не сказал ни слова.

Потом встал.

Потом сел.

Сел-встал,

Сел-встал,

Сел-встал

И сел снова.

Так и не взяв слова.

У Сергея нет терпенья,

Он руками ест варенье.

Слиплись пальцы у Серёжи,

Приросла рубаха к коже.

Ног от пола не отнять,

Рук от ног не оторвать.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило варенье.

Раздаётся жалкий всхлип.

Сам к себе Сергей прилип.

РАДУШНЫЙ ХОЗЯИН

Ты будешь дома?

Я буду дома.

Хорошо, я к тебе зайду.

Заходи, но только без Тома.

А кто такой Том?

Один чудак с широким ртом,

Впрочем, он тебе не знаком.

Итак, жду тебя завтра к шести.

Хорошо, я приду.

Только Тима с собой не веди.

А кто такой Тим?

Да мы когда-то учились с ним.

Такой огромный с большим животом.

Впрочем, ты тоже с ним не знаком.

Итак, жду тебя завтра в шесть.

Постой, а костюм у тебя новый есть?

Нет, у меня лишь один пиджак.

Очень плохо, коль так.

Слушай, завтра к шести

В пиджаке этом не приходи.

Посиди лучше дома.

И передай привет,

Если встретишь Тима и Тома.

Мальчик, ты не видел, проходил

ли здесь гусь? Большой гусь, с красными лапками.

Гуся не видел.

А не видел ли ты гуся, за которым шла гусыня?

Нет, не видел.

А не видел ли ты гуся, за которым шла гусыня

с тремя гусятами?

Конечно, видел. Они пошли вон на тот пруд.

ДВЕ ТРУБЫ

Во дворе лежали две трубы.

Залезли дети в одну трубу и там уснули. Пришли

рабочие, взвалили трубу на плечи и понесли на стройку.

Тяжеленько, - говорит один, - отдохнуть надо.

Остановились рабочие около реки, опустили трубу

на землю и сели покурить.

Один стукнул ключом по трубе и говорит:

Эээ! А труба-то с трещиной.

Да, - говорит другой, - негодная труба. Давай

бросим её в реку.

Раскачали трубу и бросили в реку.

А дети выспались, вылезли из трубы и разошлись по

домам. Спали-то они в другой трубе.

АПЕЛЬСИН

Коля сидит на бревне и ест апельсин.

Дольку за долькой. Приходит Петя.

Вкусно? - спрашивает Петя.

Ещё как, - отвечает Коля.

Эх, - говорит Петя, садясь рядышком. - Если бы

у меня был апельсин, я бы обязательно с тобой поделился.

Да-а-а, - сказал Коля, доедая апельсин, - жаль,

что у тебя нет апельсина.

ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ

Идёт Миша по улице, видит-

лудильщик дырявую кастрюлю паяет.

Дяденька, что вы делаете? - спросил Миша.

Яму копаю, - ответил лудильщик.

Дяденька, что вы делаете? - спрашивает Миша.

Яму копаю, - ответил точильщик.

Дяденька! Вы яму копаете?

Ножи точу!

ПРО ПТИЧКУ

Хоронили дети кошку.

Кошку с плачем провожали

Под трезвон кастрюльных крышек.

На балконе толстый дядя

Брил свой толстый подбородок

Безопасной тонкой бритвой.

Как увидел этот дядя,

Что внизу хоронят кошку,

Говорит: "Вот это нате!",

Говорит: "Хоронят кошку",

Говорит: "Подумать только!

Никогда бы не подумал:

С плачем кошку провожают

Под трезвон кастрюльных крышек".

Из детей, который больше,

Говорит ему: "Не кошку",

Средний тоже утверждает:

"Мы хороним, но не кошку".

Самый маленький детёныш

Говорит сквозь слёзы: "Птичку.

Эта кошка съела птичку,

Мы поймали эту кошку

И несём её в коробке

Всем ребятам напоказ".

"Ну! - воскликнул толстый дядя.-

Вот так так!" - и рассмеялся.

Говорит: "Я видел много,

Но такое-в первый раз!"

ЧЕЛОВЕК С ЗОНТОМ

Человек с зонтом

Хотел войти в дом.

Но с огромным зонтом,

И открытым притом,

Как он понял потом,

Нельзя войти в дом.

Другое дело-с закрытым зонтом.

С закрытым зонтом

Легко войти в дом.

Даже можно втроём,

Друг на друге притом.

Другое дело, если закрыт сам дом.

Если дом закрыт,

А зонт открыт,

А на улице дождь,

И вас пробирает дрожь,

Нужно зонт закрыть,

А дом открыть

И войти домой,

Если дом не чужой.

Но с закрытым зонтом

Стоять под дождём,

Без плаща притом,

Да когда гремит гром,

Да когда закрыт дом,

И чужой притом,

Всем понятно-

Не очень приятно.

Человек с зонтом

Повернулся кругом,

Раскрыл свой зонт

И ушёл за горизонт.

ДРОЖАЩИЕ СТИХИ

В запертом зале

Вздрогнуло что-то,

Будто ударил

Кто-то кого-то.

Дрожащий папа

Дрожащей рукой

Дрожащую маму

Повел за собой.

Дрожащую дверь

Открыл в темный зал,

Там кот дрожащий

На лавке дрожал.

Дрожащие стекла

В окнах дрожали,

Дрожащие капли

По стеклам бежали.

Сидела на раме

Дрожащая мышь.

Сказал папа маме:

«Ну что ты дрожишь?

Ты просто трусиха.

Здесь нет никого,

Спокойно и тихо.

Дрожать-то чего?»

Так папа сказал…

Но, выйдя из зала,

И папа дрожал,

И мама дрожала.

ПОЧТАЛЬОН

Не стар был этот почтальон

И не был болен почтальон

А вот свалился в лужу он

Свалился в лужу почтальон

Но сумку вовремя поднял

И над водою удержал

Сам с головы до ног промок

А письма от воды сберег

Хороший парень, почтальон

Жаль, что свалился в лужу он…

Старая, слабая бабушка

Оставила дома ключик.

Звонила старая бабушка,

Но не открыл ей внучек.

Старая бабушка ухнула,

В дверь кулаком бахнула,

Дубовая дверь рухнула,

Соседка на кухне ахнула,

Качнулся сосед на стуле,

Свалился с кровати внучек,

Упала с полки кастрюля

И бабушкин маленький ключик.

ЧТО ЛУЧШЕ?

Как вы думаете,

Где лучше тонуть?

В пруду или в болоте?

Я думаю, что если тонуть,

Так уж лучше в компоте!

Хоть это и грустно,

Но по крайней мере вкусно!

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боpенька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: "Дурачок ты, Славочкa".

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: "Ты дурачище".

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славища взял скамеищу

Да как треснет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

По городу ехала машина. На повороте

машину тряхнуло так, что человек, сидевший в кузове,

залетел в открытое окно ближайшего дома.

Комната была закрыта.

На столе лежал кот.

Как только в комнате появился человек, кот полез под

Кис, кис, - сказал человек и тоже полез под кровать.

Но тут за дверью послышались шаги. Человек

испугался, вылез из-под кровати и забрался в шкаф.

Вошло несколько человек.

Один говорит:

Вот он! Берите его!

Другие взяли шкаф и понесли. Когда шкаф

остановился, первый сказал:

Ну вот, а теперь пошли за кроватью.

И люди ушли.

А человек открыл дверцу шкафа, вышел на улицу

и пошёл по своим делам.

Лудильщик купил кровать. Но странное

дело, когда лудильщик на неё ложился, за головой оставалось

лишнее место, а для ног места не хватало. Вначале

лудильщик хотел жаловаться, но потом передумал: отпилил

лишнюю часть кровати и припаял к недостающей. Теперь

лудильщик спит спокойно-за головой исчезло лишнее

место и есть куда положить ноги.

Ох уж эти мне стекольщики-

стеклодувы! Поставили мне стекольщики стекло.

Что за стекло мне они поставили?!Косое, кривое,

с буграми, с пузырями. Смотришь через него в искажённый

мир и видишь: вместо человеческих фигур, которые

строят дом, фигуреческие челогуры, которые доят стром.

Вместо рабочих в комбинезонах, идущих домой,

какие-то Рамбинзоны в заботине, грядущие за мной.

Я под раскловать. Они кочинягами в мотобель.

Я от них по шаромырам в ступальницу, через вертобу

на шпуль. Они по витинягам за мной, ногорукно вертя

и кулакно помахивая.

А навстречу були с чепуром на гулятине. Я в чепур

плюх головотулом. Очипурился. А мимо идут

Рамбинзоны в заботине.

не узнали меня, ничего не поняли.

ЛЕСТНИЦА

Поднимаясь по лестнице домой,

Петров насчитал восемь ступенек, спускаясь по лестнице

вниз - насчитал только семь.

"Непорядок", - решил Петров и обратился к дворнику.

Этого не может быть, - сказал дворник и поднялся

на восемь ступенек вверх.

А теперь вниз, - сказал Петров.

Раз, - считает дворник, - два, три, четыре, пять,

шесть, семь… Что такое? Где же восьмая ступенька?..

Непорядок, - решил он и обратился к милиционеру.

Сейчас разберёмся, - сказал милиционер. - Раз,

два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, - и забрался

на лестницу.

А теперь вниз, - сказал дворник.

Раз, - считает ступеньки милиционер, - два. три,

четыре, пять, шесть, семь…Что за непорядок? Где

восьмая ступенька?

Вызвали главного инженера-строителя.

Не может быть, - сказал инженер-строитель. - Тут,

вероятно, вы делаете какую-то ошибку, - и поднялся на

восемь ступенек вверх.

А теперь вниз, - сказал милиционер.

Раз, - считает ступеньки инженер-строитель, - два,

три, четыре, пять, шесть, семь… Что такое? - сказал он.-

Это у нас в проекте не предусмотрено.

Решили снести лестницу вовсе.

Теперь, когда Петров идёт домой, он подпрыгивает на

восемь ступенек вверх, а когда выходит из дома, прыгает

на семь ступенек вниз.

На рынке подрались собаки,

На драку сбежались зеваки.

Чтобы к собакам пробиться,

Стали кошёлками биться.

Так разодрались зеваки,

Что разбежались собаки!

Ходил я против ветра носом.

Остался на всю жизнь курносым…

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Полотёр, полотёр!

Зря ты щёткой пол натёр!

По паркету я пойду,

Поскользнусь и упаду!

Чтоб не поскользнуться

И шею не сломать,

Нужно пол не щёткой,

А тёркой натирать!

Если поставить стакан на стакан,а

под стакан поставить ещё стакан, у вас будет:

два стакана под стаканом,

один стакан на двух стаканах,

два стакана на одном стакане,

один стакан под двумя стаканами,

стакан на стакане, стакан под стаканом,

а третий стакан между двумя стаканами.

Но если не ставитьстакан на стакан, а под стаканом

ещё стакан, у вас будет только стакан, стакан и стакан.

Дачник взял кошелёк и корзину,

В лес пошёл покупать малину.

Вернулся домой, не принёс ничего:

Ягоды есть, продавцов-никого!

Когда умирает поэт, современники с мистическим страхом и тайным сладострастием перечитывают его стихи, ищут предзнаменования, а то и точные описания предчувствуемой смерти. Ищут и находят даже в строках, которые при жизни автора смешили до слез. И оказывается, что ничего смешного-то и не было, а была невыносимая легкость такого хрупкого бытия.

Стою и внимаю с ужасом:
В какую оргию втянут я.
Ведьмы терзают меня и кружатся,
Открылась рана полузатянутая.
Надо бы рану перевязать
И «Скорую помощь» вызвать.
Кончили ведьмы меня терзать,
Принялись кровь зализывать.

Так все и получилось в реальности, в ночь на 1 мая, Вальпургиеву ночь ведьминского шабаша. В мастерской на Пушкинской улице, на очередном застолье, открылось желудочное кровотечение. «Скорую» вызвали, но даже врачи в больнице помочь не успели. В Петербурге умер поэт и художник Олег Григорьев.

Смерть прекрасна и так же легка,
Как вылет из куколки мотылька.

Олегу Григорьеву было 48 лет, и по возрасту он вроде бы успевал в «шестидесятники», но на самом деле существовал, как существует Алексей Хвостенко, вне любого поколения. И любили его все, независимо от возраста. Любили другие «шестидесятники» за то, чего не хватало им самим: легкости, беззаботности, детскости, отрешенности от поколенческих разборок. Любили и считали своим, иллюстрировали его стихи художники-«митьки». Григорьев, конечно же, был настоящим митьком, который никого не хочет победить, всегда страдает, но на жизнь не в обиде.

Крест свой один не сдержал бы я,
Нести помогают пинками друзья.
Ходить же по водам и по небесам —
И то и другое умею я сам.

Его любили и считали учителем панки и рокеры 80-х, которым был близок знаменитый черный юмор Григорьева, адекватный панк лозунгу «ноу фьюча», «никакого будущего».

Девочка красивая
В кустах лежит нагой.
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.

Его любили советские дети, выросшие и растущие на его стихах, хотя за 25 лет вышли только три книжечки поэта: «Чудаки» (1971), «Витамин роста» (1980, эту книгу Сергей Михалков объявил для детей «вредной») и «Говорящий ворон» (1989). Вы, наверное, все помните:

— Яму копал?
— Копал.
— В яму упал?
— Упал.
— В яме сидишь?
— Сижу…

И, как ни напыщенно звучат эти слова, Олега Григорьева, не догадываясь о том, любил советский народ. Его четверостишия гуляли по школам и казармам, институтам и заводам как анонимные фольклорные произведения.

Я спросил электрика Петрова:
Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

Чернушные строки о повесившемся электрике стали такой же эмблемой подпольного кинизма зрелого застоя, как и проза Венички Ерофеева, «Максим и Федор» Владимира Шинкарева или рок-миннезанг Майка Науменко. Умер Веничка, умер Майк, умер Олег Григорьев. В 1960-м его выгнали из Средней Художественной школы, как выгнали оттуда за «формализм» и неуспеваемость многих талантливейших художников от Александра Арефьева до Геннадия Сотникова. В начале 1970-х Григорьева посадили в первый раз, на два с половиной года отправив «на химию».

С бритой головою,
В форме полосатой
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.

В конце 1989-го, в разгар перестройки его посадили снова, обвинив в нападении на участкового. Надо было видеть рядом здоровенного милиционера, поспешившего зафиксировать у врача следы ногтей на щеке, и низенького, тщедушного, больного Григорьева. После полугодового заключения в «Крестах», выставки митьков «Сто картин в защиту Олега Григорьева», после сбора подписей среди деятелей культуры и условного приговора он оказался на свободе, и дай Бог, чтобы это был последний в России суд над поэтом. За что сажали? За неприспособленность к полицейско-коммунальному быту, за нестандартность и свободу, что на официальном языке именовалось злостным хулиганством.

Разбил в туалете сосуд —
Соседи подали в суд.
Справа винтовка, слева винтовка,
Я себя чувствую как-то неловко.

А пресловутое столкновение с участковым Григорьев тоже описал заранее, словно знал наперед все свое будущее от похмельных мелочей до страшного конца.

Ем я восточные сласти,
Сижу на лавке, пью кефир.
Подошел представитель власти,
Вынул антенну, вышел в эфир.
— Сидоров, Сидоров, — я Бровкин,
Подъезжайте к Садовой, семь.
Тут алкоголик с поллитровкой;
Скоро вырубится совсем.
Я встал и бутылкой кефира
Отрубил его от эфира.

Киник, дзэн-буддист или мудрый пьяница — неважно, как называть его. Он создал свой жанр афористичного, парадоксального, псевдонаивногостихотворения, восходящего и к частушке, и к хокку.

Окошко, стол, скамья, костыль.
Селедка, хлеб, стакан, бутыль.

Если верить стихам, он не боялся смерти, беседовал с ней и вглядывался в нее с интересом босоногого философа.

Залез на столб я смоляной
Со страшным знаком смерти…
Коснулся проводов рукой…
И ничего, поверьте!

Он писал вроде бы о пустяках, о застолье, об ушедшей жене, об участковом, о соседях, высыпавших в чужой суп пачку соли. Но в кухню Григорьева залетал гений, которого он ловил сачком и отрывал крылышки: «Теперь мы с гением братья». А у веселых человечков оказывалась содранной кожа.

В окне стоит человечек
И от боли корчит рожу.
А может, за ним другой человечек
Снимает с этого кожу.

Его стихотворения настолько самодостаточны, что все рассуждения просто неуместны. В самом деле,

Жили мы тесным кругом.
Стоя на двух ногах,
То, что хотели сказать друг другу,
Было выколото на руках.

Так и стихи Олега Григорьева — не сонеты и не хокку, а татуировки на теле времени, граффити на заборе. Да будет земля ему пухом.

Русский пьющий поэт.

Начинал как художник, но был изгнан из художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне - Академия художеств) в Ленинграде.

О.Е. Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником и т.п.

В 1961 году сочинил четверостишие: «Я спросил электрика Петрова…». Подобные вирши получили в народе название «садистских стишков».

«Автор «Я спросил электрика Петрова, ты зачем надел на шею провод» (да, да, у этого шедевра есть автор!) дивный поэт и художник Олег Григорьев сидел за тунеядство и был всячески гоним. Зато всего через десять лет после смерти в 2002 году удостоился мемориальной доски.
Там сказано, что в этом доме он жил.

А надо было на ней написать одно из его самых дивных стихотворений:

Посиди в чулане –
И как можно длительно:
Серый город станет
Просто ослепительный».

Гарбер Н.М., Как писать в XXI веке?, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г., с. 329.

«… поэт Олег Григорьев, талантливый последователь Хармса и обериутов , - показательный пример спивающегося русского писателя. Мы об этой очень распространённой стезе не говорили, поэтому биографию Григорьева я приведу чуть подробней.
В юности он «не отстоял себя как живописца» и в начале шестидесятых был изгнан из художественной школы при Академии художеств. Изгнали его за то, что рисовал не то и не так, был насмешлив и скандален, имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни.
Вообще человек был талантливый - в частности, имел тонкий музыкальный слух и мог виртуозно воспроизводить арии из опер. Сочиняя стихи, вживался в роль, как Аркадий Райкин , но был ребёнком и чудаком по природе - с таким взглядом жил и писал.
В итоге несовместимости этого взгляда с советской властью Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником, стал поэтом, сочинил «детское народное» стихотворение про электрика Петрова, а в 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной.
По нескольким её произведениям сделали выпуски журнала «Ералаш», а многие стихи вошли в питерский городской фольклор. Григорьев видел взрослых глазами детей, и детей глазами взрослых, что обеспечивало ему популярность у обеих сторон.
Миниатюрный формат стихов легко запоминался, частушечная парадоксальность цепляла, а правдивость описания накопившегося в обществе идиотизма - подкупала:

«Ты просто трусиха.
Здесь нет никого,
Спокойно и тихо.
Дрожать-то чего?»
Так папа сказал...
Но, выйдя из зала,
И папа дрожал,
И мама дрожала.

Тем не менее - или именно поэтому - в начале 1970-х Григорьев был осуждён на два года «за тунеядство» и отправлен на принудительные работы - строил комбинат в Вологодской области. Григорьев говорил, что в любом стихе должна быть «сила удара», иначе он станет бесконечно слабым.
Его поэзии это не грозило - из Вологодской ссылки, кроме увлекшей его там коллекции бабочек, он привёз стихотворение:

«С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой».

Его освободили досрочно, в 1975-м он уже принимал участие в известной выставке в ДК «Невский», но всё равно начал пить и становится несовместимым не только с социальной жизнью, но и с бытовой.
Тем не менее, в 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга - «Витамин роста». Однако стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова .
Григорьев, сам того не ведая, показал стереотип мышления апологетов тоталитарной системы и то, как легко и весело он разрушается. В итоге Олег не прошёл в Союз писателей СССР, а затем в «Комсомольской правде» вышла статья «В чём повинны воробьи?», подвергающая Григорьева наряду с двумя другими поэтами резкой критике.
И хотя в 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей «Витамин роста», в 1988 году был снят одноименный мультфильм, а в 1989-м вышла новая книга Григорьева «Говорящий ворон», «эффект Левши» был уже непреодолим - Олег пил:

Как вы думаете,
Где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
- Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте!
Хоть это и грустно,
Но по крайней мере вкусно!

В том же 1989 году поэт получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции»), однако защита писателей снизила кару до условного срока.
Пьянство неотвратимо продолжилось, и в 1992 году Григорьев умер от прободения язвы желудка, опровергнув собственное стихотворение:

«Смерть прекрасна и так же легка,
Как выход из куколки мотылька».

Гарбер Н.М., Как писать в XXI веке?, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г., с. 360-362

О.Е. Григорьев повлиял на то, что питерские «митьки» называют своим творчеством…

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то