Научно-исследовательская работа "влияние музыки на интеллектуальное развитие школьников". Правильные действия для того, чтобы развить свои интеллект Как правильно развивать свой интеллект

сихологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Широко известно, что в младшей и средней школе Японии музыка – один из основных предметов. Причем занятия музыкой носят там очень серьезный характер. Детей учат игре на музыкальных инструментах, пению, знакомят с национальной и мировой музыкальной культурой.

Насколько прав самый умный народ в мире в своем подходе к обучению музыке?

Музыкальные инструменты и мелкая моторика

Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка. Делать это нужно уже с возраста восьми месяцев. Дело в том, что двигательный и речевой центры мозга человека тесно связаны друг с другом. Проекция кисти руки занимает 1/3 часть всей площади головного мозга, отвечающей за движение. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.

Практически все музыкальные инструменты при игре на них задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.

Самые сложные в этом отношении инструменты – фортепиано и аккордеон/баян. При игре на них активно задействованы пальцы обеих рук. Более того, если в начале обучения ребенок играет каждой рукой поочередно, то потом он учится играть двумя руками сразу, причем асинхронно (каждая рука движется по-разному).

Насколько это важно для общего умственного развития, можно понять, если задуматься, какие механизмы управляют таким сложным двигательным навыком.

У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная». Заставляя «слабую» руку работать наравне в «сильной», мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга. Оно развивается не хуже «главного» (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно). Тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

При игре на скрипке и гитаре руки задействованы неравномерно. Если музыкант праворукий, левая (слабая по природе!) рука работает пальцами более активно. Особенно это касается скрипки, ведь правая здесь отвечает только за движение смычка. Переборы и удары о струны на гитаре гораздо проще в исполнении, чем движения левой руки.

При игре на разных духовых инструментах руки тоже могут действовать неравномерно, ведь некоторые инструменты используют пальцы только одной руки. Но малышей учат играть сначала на блокфлейте, где пальчики работают одинаково активно, а переходить на «взрослый» инструмент рекомендуют не раньше девятилетнего возраста.

Духовые инструменты обладают еще одним очень полезным свойством. Оно касается здоровья.

Музыка и здоровье ребенка

С первых минут занятий ребенка учат правильному дыханию; техника дыхания становится объектом тренировки на долгие годы.

Здесь используется так называемый грудобрюшной, или смешанный тип дыхания. Это значит, что диафрагма и легкие, в зависимости от исполнительской задачи (того, какой звук необходимо извлечь), работают поочередно. Игру на духовых инструментах врачи советуют детям, страдающим хроническим тонзиллитом и астмой. Известны случаи, когда астма отступала после нескольких лет занятий.

Не менее полезно при заболеваниях легких пение. Оно развивает дыхательную систему, улучшает дренаж легких. Заниматься пением тоже советуют астматикам.

В профессиональном плане различают академический и народный стиль пения (к нему близок эстрадный стиль). Академический стиль предполагает объемный, «округленный» звук, для извлечения которого в числе прочего необходимо дыхание с опорой на диафрагму. В народном стиле пения звук открытый, «плоский», близкий к разговорной речи. При постановке голоса здесь сохраняют естественный для каждого человека тип дыхания: нижне-реберный, грудной или смешанный. С точки зрения здоровья одинаково полезны обе манеры пения, но народная для ребенка более естественна.

Хоровое пение используют как средство лечения легких форм у детей. Заикающийся ребенок обычно не может ровно произнести первый слог в слове. При пении слова «цепляются» друг за друга, и акцент на первом слоге сглаживается. Ребенок старается подстроиться под других детей, даже если он ошибется, этого не будет заметно. Так снимается психологический дискомфорт.

Как еще музыка влияет на здоровье:

  • Любой вид занятий музыкой благотворно действует на осанку. Положение корпуса, как при пении, так и при игре на инструментах всегда фиксировано. Стоят (или сидят) ровно, нельзя сутулиться, напрягать руки, шею и другие части тела. Учитель никогда не начнет занятий, пока не добьется, чтобы ученик принял правильное положение тела и расслабился. На протяжении урока он будет следить за осанкой. Урок в 45 минут превращается в отличную тренировку.
  • О том, как благотворно влияет музыка на психику человека, известно с древности, и современные исследования это подтверждают. Музыкотерапия – признанный психотерапевтический метод, который используется в лечении и реабилитации детей с соматическими и психическими расстройствами. Агрессивность или истощение нервной системы сейчас не редкость даже у обычных детей. Слушайте с таким ребенком музыку Моцарта, и вы удивитесь, насколько сильно изменится его поведение.

Интересные исследования проводились со слабослышащими детьми. Оказалось, что при развитии музыкального слуха (а это развитие тесно связано с памятью и мышлением) более тонким становится и физиологический слух. Занятия музыкой способствуют расширению реакции мозга на звук, поэтому обычный слух ребенка улучшается.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка , сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Музыка и математика

И вместе с тем музыка – почти наука. Посмотрите на ноты, каждая из них точно обозначает не только отдельный звук и его свойства, но и связи между звуками. Все составляющие части музыки – мелодия, ритм, гармония, лад, – имеют четкую структурную организацию. В этом она схожа с математикой.

Музыка на самом деле развивает математические способности. Есть много понятий, общих для музыки и математики. К примеру:

  • Ритм . Ему подчиняются и числа. Например, понятие кратности ритмично: числа, кратные трем, укладываются в размер ¾.
  • Дроби . Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа.
  • Пропорции . Вот одна из них: если длительности звуков увеличить вдвое, музыка станет звучать в два раза медленнее.
  • Вариации . Числа, как и музыкальную тему, можно записать/показать разными способами.
  • Параллель . В нотной записи пять линеек никогда не пересекаются, так же как «не пересекаются» и разные голоса в хоре, партии разных инструментов в оркестре.
  • Противоположности . Высокое и низкое, быстрое и медленное, многоголосие и одноголосие, — музыка построена на противоположностях, так же как и математика.

Поистине нет больше такой области человеческой деятельности, которая объединяла бы в себе столь противоречивые свойства: быть одновременно непереводимой и в высшей степени логичной и познаваемой!

Развитие ума

Эта парадоксальность музыки наилучшим способом воздействует на умственное развитие ребенка.

За рубежом проводилось много исследований по изучению влияния музыки на IQ. Широко известен так называемый «Эффект Моцарта» (так называется научно-популярная книга Дона Кэмпбелла, вышедшая в 1997 году). Согласно данным Кэмпбелла, в ходе одного эксперимента после 10-ти минутного пассивного слушания сонат Моцарта в группе студентов результат теста улучшился на 62%. Контрольной группе, сидевшей 10 минут в тишине, удалось улучшить результат только на 14%

Научная достоверность таких исследований может вызывать сомнения. Вместе с тем, педагоги и психологи сходятся во мнении, что занятия музыкой укрепляют структуру мозга и развивают интеллект.

  1. Занятия музыкой развивают пространственное мышление, ведь руки при игре выполняют разные функции.
  2. Структурное мышление необходимо для понимания закономерностей строения музыки.
  3. Каждый связан с разными психическими процессами: абсолютный слух – с памятью, относительный – с мышлением, внутренний – с воображением. Развивая слух, мы улучшаем эти качества.
  4. Занятия музыкой задействуют все виды восприятия (слуховое, зрительное, чувственное) и все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную, ассоциативную, образную).
  5. Музыканты лучше других умеют выполнять несколько задач одновременно. При чтении нот с листа необходимо помнить о прошлом (то, что уже прозвучало), контролировать настоящее (то, что играешь сейчас), и думать о будущем (что сыграть дальше).
  6. Игра на музыкальном инструменте задействует одновременно аудиальную, моторную и визуальную зоны мозга; сочетание в музыке творческой и математической составляющей заставляет работать оба полушария мозга максимально активно.

Труд

Даже если ребенок учится музыке «для общего развития», обойтись без ежедневных занятий (в том числе и самостоятельных) не получится. Любое исполнение музыки (пение в том числе) требует навыка, а он формируется только многократными повторениями одного и того же действия.

Многие дети бросают занятия в музыкальной школе после нескольких лет обучения. Как это принято в младшей школе, новичкам домашних заданий задают немного, они не сложные. У ребенка высок познавательный интерес, и он легко преодолевает небольшие трудности.

Позже, когда исполнительский прогресс начинает прямо зависеть от вложенного труда, а в упражнениях зачастую мало нового и интересного, ребенок испытывает желание прекратить занятия.

Очень важно в этот момент понять мотивацию ребенка. Если такое желание связано с ленью, следует настоять на продолжении занятий. Привычка к ежедневному , не всегда увлекательному, но обязательному, нужна человеку, если он хочет добиться успеха в жизни. Музыка в этом отношении воспитывает характер и силу воли так же хорошо, как спорт.

Публичные выступления и уверенность в себе

Выступления на сцене требуют точности, порядка и ответственности, ведь концерт нельзя перенести или отменить, и надо быть к нему готовым.

В том числе и психологически. Не все люди от природы наделены любовью к сцене. Страх сцены, по оценкам психиатров, испытывают 95% людей. Он не обязательно связан с особенностями темперамента и характера.

Согласитесь, что владеть техникой публичного выступления полезно людям любой профессии. Маленькие музыканты участвуют в концертах несколько раз в год. Они учатся управлять эмоциями, направлять внимание на содержание музыки, которую исполняют, увлекать за собой слушателей.

Постоянная тренировка укрепит нервную систему, ребенок обретет уверенность в себе, научится быстро адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Гармония и воспитание вкуса

Сравнение гармоничного устройства мира (космоса) с устройством музыкального звукоряда известно нам со времен Пифагора. Выражение «гармония сфер» относится к взаимному расположению Земли, Солнца, планет и звездного неба. Платон развил учение Пифагора: светила занимают каждый свою сферу в космосе (самая высокая – звездоносный небесный круг, самая низкая – Луна), и, двигаясь в пределах этой сферы, издают один из тонов гаммы.

Эти семь звуков гаммы – основа мира, «мировая музыка». По преданию, сыграв их на струнах, человек открывает себе путь для возвращения на небо.

При всей наивности представлений древних греков, они правы в одном – по своему облагораживающему воздействию на человека музыка не сравнится ни с чем. Она воплощает само понятие красоты.

Музыка воспитывает – Человека.

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство.

В. А. Сухомлинский

Заниматься музыкой не просто полезно, но необходимо. Цель этих занятий состоит вовсе не том, чтобы воспитать музыканта. Она - в воспитании гармоничной человеческой личности.

Музыка – вид искусства достаточно специфический. Когда искусство было синкретичным, т.е. единым и неделимым, как, например, действо, совершаемое первобытными людьми вокруг костра, оно уже содержало в себе зачатки музыки. Но создавать простейшие музыкальные инструменты и извлекать из них звуки люди стали только тогда, когда стали вести оседлый образ жизни и у них появился досуг.

Формирование эстетического чувства и формирование интеллекта – процессы параллельные. Далеко не всегда они пересекаются и предполагают друг друга. Существует же эстетика низкого и безобразного, которой, тем не менее, может упиваться человек с достаточно высоким интеллектуальным уровнем – только потому, что ему страстно хочется полной противоположности тому образу жизни, что он ведет – правильному, размеренному, предсказуемому. Да и сам интеллект может быть направлен не на благие дела. «Гений и злодейство» оказываются понятиями вполне совместимыми – вспомнить хотя бы харизматических личностей прошлого.

Что же подразумевается под интеллектом? Есть соблазн заглянуть в какой-нибудь словарь, справочник, энциклопедию, но почему бы не сформулировать своими словами? Это совокупность умственных способностей, определяющих как социальный статус человека, так и его профессиональную принадлежность. Формирование интеллекта зависит от многих факторов: происхождения, социальной среды, ближайшего окружения, степени восприимчивости и проч.

Упрощенно говоря, интеллект предполагает начитанность и эрудированность, кругозор. В наш аудио-визуальный век об интеллекте можно составить представление по тем песням и фильмам, что прослушаны и просмотрены. Хотя такой интеллект – слишком односторонний.

Остается ли здесь место для музыки? Вполне! Еще древние греки справедливо полагали, что если уж учить – то так, чтобы личность развивалась всесторонне, чтобы человек умел читать, писать и считать, а также заботиться о телесном здоровье и развиваться эстетически – и здесь как раз музыка ему в помощь!

В сохранившихся фрагментах трактата Аристотеля «Поэтика» имеется упоминание о катарсисе. Большинство ученых сходятся во мнении, что этот термин можно трактовать так: нравственное потрясение под воздействием какого-либо внешнего раздражителя. А в качестве такого раздражителя как раз и может выступать игра исполнителя или само музыкальное произведение.

Опытный музыкант скажет: знание нотной грамоты, сольфеджио – это только полдела, это не самое трудное для освоения. В конце концов, нотной грамоте нас пытаются научить и на школьных уроках музыки, пусть с разной степенью успеха. А вот добиться того, чтобы инструмент в твоих руках, будь то гитара или флейта, пел или плакал, — вот показатель высшего мастерства и профессионализма. Причем не «холодного» профессионализма, а самого трепетного отношения к любимому занятию. Так что с голым интеллектом, со знанием нот или аппликатуры в музыке делать нечего. Петь будешь правильно, но никого твое пение не тронет, играть научишься по гаммам, но так и останешься ремесленником, не выросшим до Мастера.

То, что личность должна развиваться разносторонне, — это аксиома. К сожалению, не для всех. Социализация бывает односторонней – когда в избранной области человек чрезвычайно силен, способен достигнуть выдающихся успехов, даже занимаясь самостоятельно, но копните поглубже – вопиющее невежество. Вот почему по отношению к такому человеку будут действовать одновременно законы притяжения и отталкивания.

Обращусь к конкретному случаю. Судьба свела с одной замечательной девушкой. Зовут ее Елена Флейман. Фамилия удивительным образом созвучна названию того музыкального инструмента, с которым она почти не расстается, — флейта. Лена – очень славный, светлый и чистый человечек, замечательная подруга. Она притягивает к себе только хороших людей. И все бы замечательно, но… В личной жизни – проблемы. Иногда в отчаянии она считает, что проклята кем-то. Когда я узнал ее ближе, спустя три месяца, то понял: нет никакого проклятия. Все проблемы в ней самой.

Она одержима, больна музыкой. Может заниматься флейтой или гитарой целыми днями. Но это – форма сублимации, бегство от себя, от крушения первой любви, от развода родителей, которые навсегда остались тяжелым воспоминанием. Ее цель – стать профессиональным музыкантом. Всё остальное – побоку. А что остальное? Учеба, книги, общее развитие. Скоро я понял: кроме музыки, с ней не о чем говорить, она неинтересна. В том числе неинтересна и противоположному полу. Парни летят на свет, проводят с ней время, а потом тихонько отходят в сторону. Они побаиваются умных женщин, но на дурочку тоже не «западут». Что же получается? Интеллект равняется нулю, а техническая, исполнительская сторона – супер! Разрыв налицо. И, к сожалению, Лена и не собирается что-то менять. Ее устраивает ситуация. Решила – буду одна. И ведь если не прозреет – будет. Жаль, если так. Она не обидчива, и все-таки сказать ей обо всем вышеперечисленном боюсь. Творческие люди ранимые. Но я убежден: не музыкой единой жив человек. Когда к ней не прилагается интеллект – и гармония не возникнет.

Невозможно не поднять вопрос о характере самой музыки наряду с характером ее воздействия на человеческий интеллект. Со слов родителей знаю, что когда-то, на уроках музыки в школе, им ставили на проигрыватель грампластинку с классической музыкой и заставляли слушать чуть ли не весь урок – сидите, мол, проникайтесь гармонией. И никто не объяснял, а почему именно это произведение – шедевр. По каким законам создается гармония? Какое уж тут формирование интеллекта!.. Многие вынесли со школы стойкое неприятие, и даже отвращение к классике. О том, чтобы испытать катарсис, слушая Чайковского или Моцарта, и речи нет. А должно бы!

В подростковые годы многие «болеют» роком. шарахается от этой музыки, хотя и признает, что тексты некоторых песен – очень сильные тексты. «Отцов церкви» не слишком устраивает способ подачи материала – гром, грохот, беснующиеся толпы поклонников. Масса живет эмоциями, а не интеллектом. Текст никто особо не слушает.

В этом смысле бардовская песня находится в более выигрышном положении. Здесь – глаза в глаза, полная доверительность и раскованность, не слишком искусное владение гитарой, зато пронзительные стихи, впечатление от которых простейшие гитарные аккорды способны усилить.

В любом музыкальном и околомузыкальном движении есть фанаты и есть элита. Именно в элиту входят интеллектуалы от музыки. Они ведут музыкальную летопись, собирают архив записей, анализируют творчество группы или исполнителя. Таких людей в шутку, но с огромной долей уважения называют «ходячей энциклопедией».

Чему именно помогает музыка? Воспитанию чувства ритма и гармонии. Умению держать паузу. Вдыхать в инструментальные звуки живую душу. Конечно, если не замыкаться в рамках одного музыкального стиля, то значительно расширится кругозор.

И все-таки основной проблемой остается противоречие между интеллектом и чувственностью. Молодежь норовит «выпендриваться» — кто лучше играет, кто правильно ставит аккорды. Те, кто постарше, улыбнутся и скажут: отчетный концерт – одно дело, тусовка у походного костра – совсем другое. В одном случае требуется напряжение интеллекта, в другом – напряжение души. И отдача не одинакова – аплодисменты, цветы, улыбки, восторженные глаза или «спасибо», которое в этих глазах читается, молчаливое обожание. Что дороже?

Павел Николаевич Малофеев

Итак, прежде чем перейти к практической части ответа, необходимо определиться с теоретической частью, чтобы не возникло недоразумений семантического характера, а именно: Что есть интеллект ? Что есть "духовность" ?

1. Интеллект индивида - психическое качество, которое подразумевает приспособление индивида к новым обстоятельствам - адаптация, обучение, использование теоретических концепций, основываясь на опыте, применение этих знаний на практике для управления различного рода сферами деятельности.

В официальной науке принято измерять интеллект отношением психического возраста индивида реальному возрасту. Величина измерения интеллектуальных способностей - коэффициент интеллекта (IQ). Как правило, тесты, определяющие уровень IQ, содержат блоки заданий, которые помогают определить уровень развития способностей индивида по каждому виду интеллекта, и в итоге выводится средний балл, сильные и слабые места. Стандартной методикой определения коэффициента интеллекта принято считать тест Айзенка, многофакторный личностный опросник Кеттелла.

Виды интеллекта:

а) вербальный интеллект отвечает за такие навыки индивида, как речь, письмо, чтение и межличностное общение, в общем - культура речи, лексикон и искусство выражения речевых конструкций. Развивать этот вид интеллекта возможно с помощью изучения иностранных языков, чтения ценной литературы и организаций дискуссий на различные тематики.

б) логический интеллект отвечает за навыки рассуждения, вычисления, логическое мышление и решение различного рода задач. Развивается с помощью решения головоломок, ребусов, всевозможных задач.

в) пространственный интеллект отвечает за создание и манипуляции зрительными образами, визуальное восприятие объектов. Развивается при помощи живописи, лепки - методов самовыражения, решения задач по типу "лабиринта" или отсутствующего элемента конструкции.

Виды интеллекта, которые не входят в комплексную систему оценки:

а) физический интеллект отвечает за координацию индивида, моторику членов, ловкость в целом. Развивается посредством занятий спортом, йогой, танцами, различного рода физическими нагрузками.

б) музыкальный интеллект отвечает за понимание музыки, ощущения ритма и прочее. Развивается при помощи прослушивания музыкальных композиций, композинга, игры на различных музыкальных инструментах.

в) духовный интеллект отвечает за способность к самосовершенствованию, мотивации самого себя. Развивается при помощи размышлений, в том числе интроспекции, медитации.

г) творческий интеллект отвечает за способность продуцировать собственные идеи, создание чего-то нового. Развивается при помощи актерской игры, танцев, написания стихов, ну и, пожалуй, пения.

Особое значение необходимо уделить так называемому эмоциональному интеллекту (эмоционально-социальному), для измерения которого есть методика определения количественного и качественного развития (тест Мэйера-Сэловея-Карузо ), определяемого величиной эмоционального интеллекта - EI.

а) эмоциональный интеллект отвечает за осмысление и проявлений эмоций индивидом. Развивается путем анализа собственных чувств, потребностей, определения сильных и слабых сторон и умения понимать себя.

б) социальный интеллект отвечает за способность индивида объективно понимать поступки других индивидов, приспосабливаться в социуме и строить взаимоотношения. Развивается при помощи бесед, групповых занятий - различного рода межличностных социальных взаимодействий.

2. Ну а что касается "духовности" , то я бы перефразировал этот термин и назвал бы его онтологическим учением. Идея в том, что само понятие "духовность" подразумевает семантическую трансцендентность, что затрудняет его определение как дефидента. Однако же, и "духовность" , и онтология, судя по опыту, ведут к морали и нравственности индивида, только вот термин онтология семантически определяем, а также его предмет, объект и прочие конструктивные элементы.

Говорить об эмоциональном интеллекте, определять его уровень сегодня актуально и даже модно. Пользу этого свойства признают и HR-ы, и руководители. Но что делать, если уровень эмоционального интеллекта не достаточно высок (частое явление) либо человек хочет научиться справляться со своими и чужими эмоциями еще лучше?

В Сети есть тысячи тестов, но даже специалисты говорят, что все они субъективны. Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта (EQ) и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты.

Что делать, если в сложной ситуации вы теряетесь и не можете вообще сказать ни слова. Либо не можете успокоиться, пока не ответите на грубость — и часто так же грубостью. Или же не можете выйти из затяжной перепалки, сжигающей время, нервы и энергию. Ответ, казалось бы, прост — развивать свою эмоциональную устойчивость. Но как это сделать? Предлагаем начать с простых упражнений, которые, как минимум, помогут успокоиться.

1. Осознать, что происходит

Когда событие (разговор, спор) случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно. Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее.

Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций? Что конкретно? Что вы чувствуете? На какое именно действие (слово) вы среагировали?

Разбирая таким образом свои эмоции, запоминая эти раздражающие маячки, вы научитесь понимать — и предвидеть! — что может вывести вас из состояния равновесия.

Зачастую негативные эмоции вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым.

Например, любые изменения в организации/компании обычно воспринимаются негативно. Сотрудники боятся:

  • Что с новой системой их работа может быть неэффективной
  • Вдруг они не справятся
  • Это выход из зоны комфорта.

В таких ситуациях руководителю важно понять происходящее: что вызывает негатив и почему. Поняв это, можно устранить и страхи сотрудников («если у нас не получится, мы откажемся от этой системы», «если кто-то в работе с системой ошибется, наказания не будет» и т.д.).

В отношении себя в подобных ситуациях можно задать вопросы, которые прояснят происходящее и успокоят вас. Например: «правильно ли я понимаю ситуацию?», «действительно ли грубый ответ руководителя — это негатив в мою сторону, а не его плохое настроение, где я ни при чем?» и т.д.


2. Понимать себя

Разные люди по-разному воспринимают одни и те же события. А все потому, что любая наша эмоциональная реакция на какое-то событие всегда связана с нашим личным жизненным опытом.

Например . Если у вас есть свой «космический вредитель и злодей», ответьте себе на вопрос: почему меня так бесит этот человек?

Ответы с большей долей вероятностью будут такие: «Потому что я тоже хотел бы так, как он, но не могу себе позволить», «Потому, что я ему завидую», «Потому что он справляется с этим делом лучше меня» и т.д.

Признаться себе в подобном — тяжело, больно, но это большое дело. Как только вы научитесь понимать причину своего раздражения, поймете, что дело не в ком-то, кто лучше, а в вас самих и вашем отношении к окружающему миру.

Одним из способов самопознания может быть методика «Окна Джохари».

Окно Джохари

Окно Джохари придумали Джозеф Лафт и Гарри Ингам в 1955 году. Оно показывает, насколько хорошо человек знает себя.

Это квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых — часть информации о человеке, передаваемая во время общения.

Цель — сделать понятными для себя все четыре квадрата, но максимально расширить окна, А и Б. Это непросто, и такая работа может занять всю жизнь. Окно Джохари помогает увидеть себя со стороны и избавиться от самосожаления и самооправдания.

3. Управлять своими ощущениями

Способ, которым владеют все, — это подавление эмоций. Однако он непродуктивен и зачастую просто опасен: накопившееся вдруг может выплеснуться с непредсказуемым эффектом в другой ситуации либо, известный вариант, проявиться в виде болезни.

Что может помочь:

  • Дыхание: неспроста говорят «посчитай до 10 и выдохни». 10 глубоких вдохов и выдохов (причем выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох) быстро приглушат бурю эмоций. Это правило элементарное, но оно работает
  • Любая физическая активность: бег, йога, просто уборка дома или прогулка
  • Вербализация — описание своего состояния вслух («я волнуюсь, я сильно раздражен, у меня перехватывает дыхание и все внутри трясется»). Чем подробнее это описание, тем быстрее уйдет нервозность и тем легче вы себя почувствуете
  • Поза силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, макушка головы стремится вверх. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации + помогает чувствовать себя увереннее.
  • Медитация — идеальна, если у вас есть время для регулярных занятий.

4. Управлять эмоциями других людей

Управлять эмоциями других — не значит командовать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей.

Что для этого можно делать:

  • Попробовать встать на место другого человека и понять, что он чувствует
  • Выслушать
  • Объяснить причины своего поведения/своей реакции
  • Адекватно реагировать на резкого собеседника. Например, вместо «нет, мы не будем этого делать» ответить «есть подозрение, что это не решит вашу задачу», «давайте поглубже разберемся в вопросе» и т.д.

Музыка, которую мы слушаем, определяет наше развитие в детстве, формирует в юности и меняет в течение жизни, от нее зависят наши настроение, воспоминания и способность справляться со стрессом. T&P публикуют отрывок из книги Виктории Уильямсон «Мы - это музыка. Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом» , которая недавно вышла в издательстве МИФ.

«Угадай мелодию» для новорожденных

Музыкальные способности новорожденных не ограничиваются выявлением ритма и включают различение звуков по таким их свойствам, как громкость, длительность и высота. Более того, младенцы способны различать высотные контуры, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь. Тьери Наззи и коллеги исследовали умение французских новорожденных различать два списка японских слов, которые отличались только по высотному контуру - восходящему или нисходящему.

В этих целях они использовали естественное умение новорожденных сосать: младенцам дали специальную соску, которая измеряла каждое посасывание, отмечая его силу и время. В начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них «выбыли»: 34 заснули (как трогательно!), 15 отказались от специальной соски, 17 совершили проступок в виде «нерегулярного или недостаточного сосания», а 15 не освоились в условиях исследования. Итак, осталось 40 младенцев, готовых и способных участвовать. Для этих 40 крох в течение нескольких минут воспроизводился один из двух списков слов; в одном списке тон произношения повышался, в другом - понижался. Во время ознакомления ребенок привыкал к звуку, и его темп сосания становился равномерным. Затем половине младенцев - экспериментальной - воспроизводили второй список, а другая половина - контрольная группа - продолжала слышать тот же список, что и раньше. Предполагалось, что если младенцы способны различать изменения высотного контура, то они будут сосать интенсивнее, восприняв новый звук и заинтересовавшись им. Ожидалось, что малыши из контрольной группы, которые слышали один и тот же звук, будут продолжать сосать в постоянном темпе. Именно это и произошло. Младенцы в экспериментальной группе явно заметили изменение в высотном контуре японской речи, в мелодическом рисунке слов, прежде чем вернулись к знакомому темпу сосания.Что важно, все дети были из франкоязычных семей; это почти исключило возможность реакций, вызванных предыдущими контактами с японским языком. Исследование показало способность новорожденных не только замечать различия в высотном контуре, но и делать это в незнакомой речи; это наводит на мысли о гибкой системе усвоения звуков, способной потенциально сформировать важное основание для развития речи ребенка.

Умнеют ли дети благодаря Моцарту

Вопрос связи музыки и интеллекта также важен в практическом смысле, поскольку ребенок начинает проявлять активный интерес к взаимодействию с мелодиями: танцам, пению и игре на инструментах. На этом этапе родители, наверное, начинают размышлять - записать чадо в музыкальный кружок, на занятия музыкой или проще потратиться на аудио плеер. Может, купить несколько CD с произведениями Моцарта? Давайте задержимся на этой мысли и рассмотрим имеющиеся данные. Один из друзей недавно рассказал, что начал включать CD с записью Моцарта маленькой дочке, чтобы она засыпала под эту музыку, - ради эффекта Моцарта. Он надеется, что прослушивание подобной музыки повысит уровень интеллекта ребенка; эта идея уверенно завоевала себе место среди легенд популярной психологии. Когда я представляюсь музыкальным психологом, часто в первую очередь спрашивают именно об эффекте Моцарта. У этого термина есть «своя» страница в «Википедии», а вокруг самой гипотезы - что определенный вид музыки полезен для IQ - возникла целая отрасль. Однако взвешенное изучение литературы показывает, что картина не такая радужная.

Профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении

Все это началось в 1993 году, причем довольно невинно, когда в журнале Nature была опубликована одностраничная работа авторства Фрэнсис Раушер и др. Они провели эксперимент, в ходе которого американские студенты университета либо 10 минут слушали сонату Моцарта ре мажор для двух фортепиано (K 448), либо слушали инструкции по расслаблению, либо сидели в тишине. Затем исследователи попросили студентов выполнить тест на пространственно-временное мышление. Задания такого типа (анализ определенных фигур из бумаги, поиск недостающих деталей или анализ конфигураций) требуют, чтобы испытуемый мысленно представлял различные фигуры и их возможное взаимодействие. Ученые обнаружили, что показанные в тесте результаты были значительно выше только после прослушивания произведения Моцарта: IQ участников повышался на восемь-девять баллов.

Затем исследователи провели еще один эксперимент, получив аналогичные результаты, но не обнаружили повышения IQ после того, как участники 10 минут слушали произведения Филипа Гласса, британскую музыку в стиле транс, инструкции по расслаблению или аудиокнигу. Эффект Моцарта казался очень увлекательной и важной находкой, наводившей на мысль, что определенный тип мелодий, возможно, оказывает благотворный эффект на наши мыслительные способности. В чем может заключаться его механизм? Раушер и коллеги предположили, что прослушивание музыки Моцарта усиливает возбуждение нейронов в той области мозга, которая также способствует выполнению пространственно-временных задач. Все это казалось настолько здорово, что даже не верилось: найдено простое решение (слушать музыку) сложной проблемы (улучшать умственные способности). И конечно, на самом деле все оказалось не так. […]

Движения

Если вы играете на музыкальном инструменте или поете, для оптимального исполнения приходится вырабатывать и оттачивать сложные навыки управления движениями. Лучшие профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении; это изумительное достижение для пальцев. Наличие таких невероятных способностей не проходит бесследно для строения мозга.

У людей, выработавших улучшенные двигательные навыки, обычно есть измеримые различия в части мозга, представляющей тело и движения. Она расположена примерно между макушкой и стволом мозга, включает в себя соматосенсорную кору и двигательную кору, находящиеся рядом и тесно сотрудничающие. Двигательная зона отвечает за планирование и совершение движений, а соматосенсорная реагирует на информацию об осязательных ощущениях, включая боль, а также на проприоцепцию - наше представление о расположении тела в пространстве. В соматосенсорной и двигательной зонах отражена логическая, вытянутая карта тела: каждая часть тела представлена в разной степени, в зависимости от важности точного управления и регулярности использования. Визуальное воплощение карты выглядит странно: так называемый кортикальный гомункул; представьте человека с массивными кистями рук, стопами, губами и языком, но крошечными животом, спиной, ушами и шеей.

Большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения

Конечно, эта карта тела у всех отличается, мы по-разному используем свое тело; к тому же на протяжении жизни в карте происходят значительные изменения в ответ на инсульт или травму мозга или тела. Но, несмотря на это разнообразие, все равно заметны общие различия между картами тела у музыкантов и всех остальных. У музыкантов-клавишников проявляется повышенная тактильная чувствительность кистей рук; они также лучше выполняют задачи, требующие приобретения новых двигательных навыков, особенно если начали учиться музыке в детстве. Этим качествам соответствуют отличия на мозговой карте их тела.

Кэтрин Эмантс и коллеги с помощью МРТ измерили ту часть двигательной коры, где представлены кисти. В ее структуре у немузыкантов оказалось больше асимметрии: слева она заметнее. Такого соотношения стоило ожидать у праворуких, так как тело представлено в мозгу перевернутым: правая рука - с левой стороны мозга, и наоборот. А у клавишников структура была намного симметричнее, что отражает гораздо большее представительство обеих рук в мозгу. Это особенно относилось к людям, с детства начавшим заниматься музыкой. В более свежих исследованиях также был обнаружен четко выраженный рисунок в виде греческой буквы омега (ω) на моторной коре музыкантов. Поразительно, что аналогичные результаты выявили невооруженным глазом - настолько явными были различия.

Типы фальшивого пения

Амузию часто называют отсутствием музыкального слуха, но давай-те разберемся в этом понятии. У каждого из нас есть друг, коллега или родственник, ярко воплощающий поговорку «медведь на ухо наступил»; его пение вызывает искреннюю тревогу, и чтобы сберечь здоровье окружающих, его нельзя подпускать к караоке. Но у большинства таких людей нет амузии; в основном они просто не умеют петь.

Лучшей иллюстрацией этого стало исследование канадки Лолы Кадди, проведенное в Университете Квинс. Кадди и ее коллеги спросили у студентов, кто считает себя лишенным музыкального слуха; подняли руки 17 процентов из 2000 человек. Затем исследователи протестировали 200 из этих студентов на амузию (см. описание ниже): лишь у небольшой группы из этих якобы «не имеющих музыкального слуха» людей были настоящие трудности с обработкой музыки. У преобладающего большинства тех, кто считал себя «немузыкальным», на самом деле был нормальный музыкальный слух, просто они не очень интересовались музыкой и считали, что не умеют петь. Почти каждый мой знакомый, уверенный в отсутствии у себя музыкального слуха, упорно думает, что не умеет петь, - обычно из-за суровых оценок школьного учителя, руководителя хора или друзей и родных. Карен Уайз и Джон Слобода изучили взрослых британцев, считавших, что им медведь на ухо наступил, и обнаружили: хотя участникам действительно было трудновато петь, главной их проблемой была недостаточная уверенность в себе. Они лучше пели под аккомпанемент, и в результате авторы предположили, что их трудности нельзя назвать непреодолимыми. Им и большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения. Для сравнения, обучение пению людей с амузией привело к сравнительно меньшим улучшениям, а в большинстве случаев тяжелой амузии почти не повлияло на трудность в обработке музыки.

В общем, если человек говорит: «Мое пение звучит ужасно», вряд ли он лишен музыкального слуха; если он так говорит - значит слышит свои ошибки. А человек с амузией скажет: «Друзья и родные думают, что я пою ужасно, но я не знаю, правда ли это».

Музыка и психическое благополучие взрослых

Учитывая положительное воздействие музыкотерапии и музыкальной медицины на организм, неудивительно, что они также обладают потенциалом влияния на психическое здоровье и благополучие.

В недавнем обзоре последних 20 лет исследований в этой области сообщается, что музыкотерапия, в особенности активное музицирование, может использоваться как дополнительный метод при лечении депрессии, шизофрении и слабоумия, а также проблем возбуждения, тревоги, бессонницы и злоупотребления психоактивными веществами. Всего нескольких сеансов может оказаться достаточно, чтобы увидеть небольшое измеримое воздействие на симптомы, хотя результаты лучше при большем количестве сеансов (16–51); эти данные предполагают, что, возможно, чем больше лечебных сеансов, тем лучше. Завершая обзор этой обширной темы, я коснусь трех определенных областей музыки и психического благополучия.

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, отражением и тенью

Музыке приписываются многие виды влияния, причем часто они за-висят от личных особенностей человека. Когда принимается решение, какая музыка для благополучия эффективнее, персонализация тоже крайне важна; не существует одного жанра или стиля музыки, который идеально подходил бы всем. Это напоминает об использовании музыки в качестве витамина, против чего так мудро предостерегал Джон Слобода. Хорошая реакция и положительные результаты от музыкотерапии или музыкальной медицины у любого человека зависят от того, какую музыку он любит. Это становится еще яснее, если увидеть результаты отсутствия персонального подхода, когда исследователи с благими намерениями выбирают музыку некоего общего характера: оказывается, что такая «уравниловка» только ухудшает ситуацию.

В одном случае классическую музыку включали в помещении общего пользования дома-интерната для страдающих слабоумием. Было обнаружено, что расстройства поведения существенно ухудшались во время этих музыкальных пауз, а многие пациенты требовали, чтобы музыку убрали. С какими бы благими намерениями ни проводились подобные исследования, они свидетельствуют, что выбор музыки должен определяться потребностями, симпатиями, антипатиями и желаниями пациента.

Исследования музыкальной психологии позволяют лучше понять, как мозг и тело реагируют на музыку во время лечения и ухода, и дают возможность врачам и другому медперсоналу оптимизировать ее использование. Музыка не волшебная таблетка и не безотказный способ избавления от невзгод. Но она способна стать важным и гибким средством, с помощью которого можно общаться, получать поддержку, находить утешение и вдохновение. Вы приобрели множество музыкальных навыков, интерпретаций и воспоминаний, которые есть только у вас; второй такой музыкальной личности никогда не будет, сколько бы ни существовало человечество. Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью. Действительно, вы на самом деле и есть музыка.

Иконки: 1) Aha-Soft, 2) -, 3) Raz Cohen, 4) Cenk ÇAKMAK, 5) Daouna Jeong - from the Noun Project.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то