Образ мазепы в мировой литературе. Краткая биография ивана мазепы самое главное из жизни политического деятеля Образ в произведении

Гетман Мазепа — реальное историческое лицо, герой поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Само произведение также основано на реальных событиях.

Пушкин описывает Мазепу как пожилого человека за шестьдесят: «Он стар. Он удручен годами, / Войной, заботами, трудами...», «...Его усы белее снега...» , «Его кудрявые седины, / Его глубокие морщины, / Его блестящий, впалый взор, / Его лукавый разговор...». Автор строит произведение вокруг личности гетмана, его взаимоотношений с Марией и плавно приводит повествование к главной победе Петра — битве под Полтавой.

Характеристика персонажа

Пушкин не жалеет мрачных красок в описании Мазепы, обосновывая такую характеристику верностью историческим фактам. В поэме гетман предстает бесчестным, злобным, аморальным и мстительным, вероломным лицемером, готовым ради личных амбиций предать и любовь, и свой народ. «...он не ведает святыни,/ ...он не помнит благостыни, / ...он не любит ничего! / ...кровь готов он лить, как воду, ...презирает он свободу, /...нет отчизны для него» - все это о Мазепе. И действительно, прикрываясь желанием «освободить» украинский народ от власти Российской империи, он плетет интриги, договаривается со шведским королем Карлом. При этом Мазепа не упоминает, а может, и не задумывается, о том, что тогда Украина окажется под влиянием шведов и поляков.

Как и патриотизм, верность своему народу, так и любовь - для Мазепы пустой звук. Хотя он и говорит Марии, что любит ее «больше славы, больше власти», все это ложь. Не задумываясь о чувствах девушки, которая действительно его любила, он отправляет ее отца на плаху, предварительно пытая, чтобы выяснить где тот спрятал золото.

Образ в произведении

Изначально Пушкин назвал свою поэму «Мазепа», однако затем намеренно изменил название на «Полтава». Новое заглавие имеет двойной смысл. Поэма начинается описанием мирной жизни семьи Кочубеев в Полтаве, а заканчивается картиной Полтавской битвы. Хотя львиная доля повествования действительно посвящена описанию истории Мазепы и Марии, именно битва под Полтавой - ключевой идейный стержень всего произведения. «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере; доказала государству и его жителям успех и необходимость преобразования, совершаемого царем» - так написал Пушкин в предисловии к первому изданию поэмы.

Так что же хотел сказать автор своим произведением? Он сделал противопоставление Мазепы и Петра. Пушкин, собственно, сам отвечает на этот вопрос в эпилоге, спрашивая: «Что осталось через сто лет от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей?». Ответ очевиден. Петр оставил о себе славу великого царя, а также сильную просвещенную Россию. Те же, кто ставил личные интересы выше общественных, не оставили по себе в истории никакой памяти, а если и оставили, то позорную. Именно таким представлен в произведении Мазепа.

Композиція . 20 невеликих розділів

Історичні події, що зображені у творі. Розгром шведів російськими військами Петра I під Полтавою 1709 року та втеча Мазепи з Карлом XII до Туреччини

Жанрові особливості. Поема - це ліро-епічна поема, монолог-сповідь . Автора цікавить плин почуттів, рух думок героя, політ його уяви.

Образ Мазепи у поемі Байрона

Гетьман зображений на початку й наприкінці твору людиною похилого віку, йому 70 років. Сильний, сміливий, здатний зберегти самовладання у найскладнішій ситуації. Він не може змінити хід історії, але завжди береже свою честь і гідність, залишається людяним. Образ Мазепи досить багатогранний. У поемі він змінюється зовнішньо під вагою прожитих років, але зберігає головне: мужність, силу, тверезість розуму, шляхетність.

– Риси романтичного героя в образі Мазепи. Він похмурий, самотній, вірний високим ідеалам (кохання, дружби, свободи, вірності вітчизні), волелюбний, внутрішньо незалежний.

– Риси «байронічного героя» у характері Мазепи. «Шляхетний злочинець», самотній, нескорений, волелюбний, бунтар зі страдницькою душею, в якій відбиваються настрої «світової скорботи»; смілива вдача, могутня воля, титанічна постать

Символічні образи “Мазепа” Байрон

«Дика країна», у якій «дикі степи», «дикий праліс», «дика площина» символічні образи, що створюють емоційний, романтичний образ України, що є вільною, але ще неосвоєнною землею.

Образ долі , яка переслідує усіх героїв. Доля відвернулася від шведів під Полтавою, від короля Карла XII, прирікши його на втечу, доля звела Мазепу з Терезою, подарувавши йому таке сильне кохання, але й розлучила їх (адже Мазепа нічого не знає про подальшу долю своєї коханої), доля врятувала його, принісши в Україну, й зробила Мазепу гетьманом.

Образ коня . У романтичній літературі кінь є символом вдачі, людської долі. Тому стає зрозумілим, чому Карл XII втрачає своїх коней (доля відвернулася від нього), а Мазепа зберіг свого коня (доля до нього прихильна).

Образ «дикого коня», що ніс Мазепу через ліси й степи з Польщі в Україну – символ нестримної пристрасті майбутнього гетьмана, і фатальної долі, і втілення смерті, що очікувала Мазепу, і кари небесної за його вчинок (порушення подружньої вірності), і символ несхитної волі, що є у Мазепи і яка й приводить його до гетьманства. Із цим образом нерозривно пов’язаний і образ України, яка постає вільною країною, що повинна рухатися у майбутнє.

Бурхливі потоки, потужні хвилі, сильні вітри уособлюють пристрасті, що охопили героя.

Вороння символізує смерть.

Степ - вільнолюбивий дух Мазепи.

Буйний чагарник, ліс - перепони, які траплялися на його життєвому шляху.

Вечірній холод, туман, морок, тьма, ридання вітру, похмуре небо підсилюють страждання Мазепи. Ранок, біла мла, схід сонця є символом надії.

Образ вершника Мазепи символ – неспокійної душі; – нескореної сили; постійної небезпеки; уособлення вільної людини; символ свободи, нації.

Поема «Мазепа» – романтична поема

1. „ Мазепа”- це ліро- епічна поема. Поява так званих мішаних жанрів була характерна для романтизму.

2. Зацікавила поета сама легенда, що була таємничою, ефектною, небуденною.

3. Романтиків завжди цікавили неординарні особистості, масштабні постаті. Мазепа – саме такий.

4. Експресивні вираження переживань, чіткі логічні позиції, антитеза-(насильство- беззахисність, тиран-жертва, завойовник-завойований)- все це вказує на приналежність до романтизму.

Поема побудована у формі розповіді-сповіді головного героя твору - старого гетьмана Мазепи про любовну пригоду, яка колись трапилася з ним. Поема складається з 20-ти невеличких розділів; час дії - важкі для Карла XII і Мазепи дні після поразки під Полтавою.

Історія написання поеми «Мазепа»

Поему «Мазепа» Байрон написав під час перебування в Італії (у Венеції та Равенні) в 1818 або 1819 році. На розповіді Мазепи про його закоханість у молоді роки в юну красуню Терезу, дружину старого багатого графа-воєводи, позначилися взаємовідносини самого Байрона з юною дружиною графа Гвічіоллі, яку також звали Терезою. На початку своєї поеми Байрон подав довідку, що в її основу був покладений один із епізодів з «Історії Карла XII» французького письменника Вольтера про те, як «шляхтич» Мазепа в юності за зв’язки з жінкою польського вельможі був покараний - прив’язаний до дикого коня, якого відпустили в степ. Тоді «Мазепа від страждань і з голоду трохи не вмер». Ця подія й становить основний зміст поеми. Про неї розповідає Мазепа шведському королеві Карлу XII, коли після розгрому Петром І під Полтавою 1709 року вони втікали до Туреччини.


Статья посвящена краткой биографии Ивана Мазепы - украинского гетмана, видного политического деятеля. Личность Мазепы расценивается неоднозначно, его представляют и национальным героем и одним из величайших предателей.

Краткая биография Мазепы: этапы жизни

Иван Степанович Мазепа родился недалеко от Киева в шляхетской семье. Точная дата его рождения неизвестна, предположительно называются годы с 1629 по 1644. Образование получил в Варшаве, после чего был принят в королевском дворе Яна Казимира. Благодаря связям в высшем обществе Мазепа смог улучшить свое образование в европейских странах.
Начался карьерной рост Мазепы в качестве военного. В 1674 г. при гетмане Самойловиче он становится генеральным есаулом запорожских казаков. Позже Мазепа был назначен гетманом Запорожского войска левобережья Днепра, после объединения украинских территорий - гетманом объединенного войска (1687-1708). Мазепа долго время находился среди близких соратников Петра I. Беспрекословное подчинение всем распоряжениям российского императора способствовали укреплению доверия к Мазепе.
Мазепа был гетманом более 20 лет. За это время им был достигнут значительный экономический и культурный рост Украины. Он оказывал покровительство черному и белому духовенству. Мазепа щедро наделял своих сторонников имениями и землями, чем продолжал политику закрепощения крестьянского населения.
Северная война стала решающим фактором в политических настроениях Мазепы. Он вступает в тайные переговоры с польским и шведским королями против Петра I. В ходе удачного завершения войны Мазепа планирует создание независимого государства на украинских территориях. Первые годы войны укрепляли честолюбивые замыслы гетмана. Русская армия терпит жестокие поражения, выявляется ее неподготовленность и отсталость. Петру I неоднократно посылались доносы на заговорщическую деятельность гетмана. Но император был настолько уверен в своем стороннике, что применял суровые меры наказания по отношению к самим доносчикам. В поэме Пушкина "Полтава" используется сюжет казни Мазепой В. Кочубея, который пытался открыть глаза Петру I на опасного заговорщика и поплатился за это жизнью.
Энергичная деятельность Петра I по модернизации армии не развеяла сепаратистские настроения Мазепы. В 1708 г. он окончательно переходит на сторону противника. За предательство Мазепа лишается всех российских титулов и наград и предается анафеме со стороны русской церкви. А уже в следующем году в решающем сражении при Полтаве армия Петра I наголову разбивает войска Карла XII. Бывший гетман вынужден бежать в Турцию, где он и умер в 1710 г.

Краткая биография Мазепы: характеристика личности

Традиционная российская историография представляет Мазепу предателем, нарушившим присягу императору. Это верно, но стоит признать, что в политическом отношении гетман действовал в интересах создания собственного государства. Вопрос в том, были ли возможности для создания такого государства. Союз с Польшей и Швецией учитывал реальные силы воюющих сторон и предвещал успех. Неизвестно на каких условиях был заключен этот союз, поэтому нельзя сказать, получило бы население украинских территорий выгоды или вред, сменив власть российского императора на другую.
Однако жизнь и деятельность Мазепы полны коварства и измен. С начала своей службы он с легкостью переходит от одного покровителя к другому, пользуясь при этом подкупом и предательством. В его действиях нет четких устремлений к независимости украинского народа, они подчинены исключительно личной выгоде. Самые длительные верноподданические отношения Мазепы сохранял лишь с Россией, осознавая ее могущество. Ослабление российских позиций в Северной войны сразу же привело гетмана в лагерь противника.
Примечательно, что уже после раскрытия измены и предания анафеме, Мазепа имел смелость вновь обращаться к Петру с просьбой о помиловании в обмен на выдачу Карла XII. Двойное предательство во всеми времена считалось самым позорным делом, поэтому делать из Мазепы национального украинского героя просто стыдно.

Описание


«Мазепа» - поэма Гюго;
«Мазепа, вождь украинских казаков» - роман, автор неизвестен;
«Воспоминания Азема» - беллетристика А. д’Овриля;
«Полтава» - поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой



 «Мазепа» - поэма немецкого автора Г. Штебина (1844);
 «Король степи» - немецкого автора А. Мая (1849);
 «Мазепа» - немецкого автора Т. Лейса (1850);

 «Мазепа или неприятели» - немецкого автора К. Костина (1855);
 «Битва под Полтавой» - немецкого автора К. Штарка (1855);

 «Мазепа» - немецкого автора А. Мютцельбурга (1860);
 «Мазепа» - немецкого автора А. Зондермана (1860);
 «Мазепа» - польского автора Ю. Словацкого (1834);


 «Мазепа и его посол» - шведского автора В. фон Гайденштама;
 «Иван Мазепа» - чешского автора И. Фрича;
 «Мазепа в Молдове» - молдавского автора Г. Асаки;
 «Молодость Мазепы» - украинского автора М. Старицкого;
 «Мазепа» - поэма украинского автора В. Сосюры;
 «Батурин» - повесть украинского автора Б. Лепкого;

Работа состоит из 1 файл

Образ Мазепы в мировой литературе

Образ гетмана Мазепы в художественной литературе

Образ гетмана Мазепы получил большое распространение не только в зарубежной литературе, но и в произведениях русских и украинских писателей:

 «Мазепа» - поэма Гюго;

 «Мазепа, вождь украинских казаков» - роман, автор неизвестен;

 «Воспоминания Азема» - беллетристика А. д’Овриля;

 «Полтава» - поэма А. С. Пушкина. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра І. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:

Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я подымаю на Петра. Пушкин А. С. «Полтава»

 «Мазепа» поэма Байрон: Поэма имеет мало общего с биографией гетмана, центральный эпизод - юного Мазепу, пажа польского короля Яна II Казимира, обнажённым привязывают к спине лошади, которую отпускают в степь, в наказание за связь с женой шляхтича. Изображение обнаженного отрока на спине животного стало популярной темой для французских художников периода романтизма. На тему поэму были созданы картины такими выдающимися мастерами, как Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Этот образ, по мнению И. С. Кона, в живописи «давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы».

 «Мазепа» - исторический роман русского писателя Ф.Булгарина (1834);

 «Мазепа или дикие кони Украины» - поэма неизвестного немецкого автора;

 «Мазепа» - драма немецкого писателя Р.Готтшала (1859);

 «Пан гетман Мазепа. Исторический роман» - польского автора Ф. Равиты - Гвронского;

 «Гетман Мазепа или борьба за корону» - польского автора Б. Курхана;

 «Мазепа, гетман украинский» - поэма украинского автора Степана Руданского.

А. С. ПУШКИН

Полтава

«Богат и славен Кочубей, / Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея - его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария - крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи.Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот,а утром «след осьми подков / Был виден на росе лугов».

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману.

«Была та смутная пора, / Когда Россия молодая, / В бореньях силы напрягая, / Мужала с гением Петра». В борьбе со шведским королем Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казал ось, не внимал» и «оставался / Послушным подданным Петра».

Молодежь роптала на гетмана, мечтая, объединивш ись с Карлом, «грянуть […] войною / На ненавистную Москву!». Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы.Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорбленный Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника.Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надежный человек, готовый, не робея, по ложить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Такой человек нашелся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнемулюбящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляет ся в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана. Мазепа ж е, не подозревающий о страшной опасности, плетет политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, «…но дочери любовь главы отцовской не искупит».Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает еще того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от нее скрыта.

Мазепа мрачен, и «ум его / Смущен жестокими мечтами». Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остается холоден к ним. Оскорбленная Мария укоряет его, говоря,что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя. Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы. Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдет с ним на плаху.И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже - отец или супруг? Он старается принудить ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтет, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на казнь. И желанный ответ получен.

«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждет казни, которой не боится - его гнетет позор, потеря чести. Он отдан царем на поругание врагу,не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы,и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришел узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад - святую месть - он готовится снести Богу,Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочуб ея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, еще не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли,что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, чт о прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями,Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осужденных Кочубея и Искру.Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали.

Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королем, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встает со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведет полки против Петра. Петр сам ведет дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своем разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что еще не поздно перейти на сторону Петра,но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю.Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам.Воодушевленные появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздается выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, проше птал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своем шатре Петр «и за учителей своих / Заздравный кубок подымает»,но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел темной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-тоокликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище,с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрываетс я в ночной темноте. Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии. Пересказал Э. Л. Безносов

ПОЛТАВА

(Поэма, 1828)

Мазепа главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером —энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский» равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей — и ни о чем не ведающей — Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то