Самые влиятельные султанши османской империи. Гарем султанов османской империи. Женский султанат Османской империи: список представительниц

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

Появление тюркских племен Се (Сахи) на западе Алтау произошло в двухсотом году до Рождества Христова. Затем их притесняло тибетское племя и им пришлось продвинуться еще западнее. Еще китайский путешественник Чжан Цан упоминал западных тюрков, которые назывались канлы. Было это в 130 г до н.э. Тогда канлам подчинялись небольшие ханства. Они управляли Бухарой, Хивой, Керманом, Самаркандом и Ташкентом. Также их называли скифами или саками.
В 1219 году Чингиз-хан действовал очень агрессивно и канлам пришлось отступать к землям Рума. Возглавлял их в те времена хан Каби. Канлам на чужбине пришлось ждать, пока не пройдут непрерывные войны, а затем они собрались возвратиться на родную землю. Тогда их возглавил сын Каби-хана, Сулейман. Но этим планам было не суждено исполниться, когда Сулейман и его народ переходили реку Фрат, они утонули. Так начинает править его сын – отважный и смелый Торгул. Часть народа осталась у Арз-Рума для защиты земель Конии, которые в то время находятся под властью царя Аллаиддена. А набеги на них совершает сын Чингиз-хана, Чагатай. Аллаидден был очень благодарен Торгулу за то, что он совершал подвиги, и дает ему должность главнокомандующего армии и одаривает землями Эскуд, Карашатау и Томанши. Полководческим даром отличается и сын Торгула, Осман. Он также становится главнокомандующим армии Конии. После того, как Торгул умер в 1272 году, Осман становится главнокомандующим вместо него. Территория царства была значительно расширена в тот период благодаря землям, которые были захвачены. Десять лет спустя Осман был назначен Аллаидденом самостоятельно править одной из территорий, которые были захвачены – Караши Хасар. За то время, пока правил хан Осман, страна становилась все большей и процветающей, а в конце концов она стала величайшей империей. Образование империи произошло в 1300 году, тогда местных тюрков стали называть османскими турками, а хана Османа – турецким султаном, первым по счету. Всего в истории Османской империи было тридцать шесть султанов, и судьба государства менялась при каждом из них.

Харем-и Хумаюн — гарем султанов Османской империи, влиявший на решения султана во всех областях политики.

Восточный гарем - тайная греза мужчин и олицетворенное проклятие женщин, средоточие чувственных наслаждений и изысканная скука томящихся в нем прекрасных наложниц. Все это не более чем миф, созданный талантом романистов.

Традиционный гарем (от арабского «харам» — запретное) - это в первую очередь женская половина мусульманского дома. Доступ в гарем имел только глава семьи и его сыновья. Для всех остальных эта часть арабского жилища — строгое табу. Табу это соблюдалось настолько строго и ревностно, что турецкий летописец Дурсун-Бей писал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем». Гарем - царство роскоши и погибших надежд…

Султанский гарем располагался в стамбульском дворце Топкапы. Здесь проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе).

В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Обитательницам гарема прислуживали чёрные евнухи (караагалар), которыми командовал дарюссааде агасы. Капы-агасы, глава белых евнухов (акагалар), отвечал и за гарем и за внутренние покои дворца (эндерун), где жил султан. До 1587 года капы-агасы обладал внутри дворца властью, сопоставимой с властью визиря вне его, затем более влиятельными стали главы чёрных евнухов.

Самим гаремом фактически управляла валиде-султан. Следующими по рангу были незамужние сестры султана, затем его жены.

Доход женщин султанской семьи составляли средства, называемые башмаклык («на башмачок»).

В султанском гареме было мало рабынь, обычно наложницами становились девочки, которые были проданы своими родителями в школу при гареме и прошли в ней специальное обучение.

Для того, чтобы переступить порог сераля, рабыня проходила своеобразную церемонию посвящения. Кроме проверки на невинность, девушка в обязательном порядке должна была принять ислам.

Вхождение в гарем во многом напоминало постриг в монашки, где вместо беззаветного служения Богу прививалось не менее беззаветное служение господину. Кандидатки в наложницы, как и божьи невесты, вынуждены были разрывать все связи с внешним миром, получали новые имена и учились жить в покорности.

В более поздних гаремах жены отсутствовали как таковые. Основным источником привилегированного положения стало внимание султана и деторождение. Оказывая внимание одной из наложниц, хозяин гарема возводил ее в ранг временной жены. Такое положение чаще всего было шатким и в любую минуту могло измениться в зависимости от настроения господина. Самым надежным способом закрепиться в статусе жены было рождение мальчика. Наложница, подарившая своему господину сына, приобретала статус госпожи.

Самым большим в истории мусульманского мира был стамбульский гарем Дар-уль-Сеадет, в котором все женщины были рабынями-иностранками, свободные турчанки туда не попадали. Наложниц в этом гареме называли «одалик», чуть позже европейцы добавили к слову букву «с» и получилось «одалиска».

А вот и дворец Топкапы,где жил Гарем

Из числа одалисок султан выбирал себе до семи жен. Кому повезло стать «женой» получали звание «кадын» — госпожа. Главной «кадын» становилась та, которая умудрилась родить первенца. Но даже самая плодовитая «кадын» не могла рассчитывать на почетное звание «султанши». Султаншами могли называться только мать, сестры и дочери султана.

Транспорт жен,наложниц,короче гаремный таксопарк

Чуть ниже «кадын» на иерархической лестнице гарема стояли фаворитки -- «икбал». Эти женщины получали жалование, собственные апартаменты и личных рабынь.

Фаворитки были не только умелыми любовницами, но и, как правило, тонкими и умными политиками. В турецком обществе, именно через «икбал» за определенную мзду можно было выйти непосредственно на самого султана, обойдя бюрократические препоны государства. Ниже «икбал» стояли «конкубины». Этим барышням повезло несколько меньше. Условия содержания хуже, привилегий меньше.

Именно на этапе «конкубин» была самая жесткая конкуренция, при которой нередко применялись кинжал и яд. Теоретически у «конкубин», как и у «икбал», был шанс подняться по иерархической лестнице, родив ребенка.

Но в отличие от приближенных к Султану фавориток, шансов на это замечательное событие у них было крайне не много. Во-первых, если в гареме до тысячи наложниц, то легче дождаться у моря погоды, чем святого таинства спаривания с султаном.

Во-вторых, даже если султан и снизойдет, то совсем не факт, что осчастливленная наложница обязательно забеременеет. И уж тем более не факт, что ей не организуют выкидыш.

Старые рабыни следили за наложницами, и любая замеченная беременность сразу же прерывалась. В принципе, вполне логично — любая роженица так или иначе, становилась претенденткой на роль законной «кадын», а ее младенец — потенциальным претендентом на престол.

Если же, несмотря на все интриги и козни, одалиска умудрялась сохранить беременность и не позволяла убить дитя во время «неудачных родов», она автоматически получала свой личный штат рабынь, евнухов и ежегодное жалование «басмалик».

Девочек покупали у отцов в возрасте 5—7 лет и воспитывали до 14—15 лет. Их обучали музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Продавая дочь в школу при гареме, отец подписывал бумагу, где было указано, что он не имеет на дочь никаких прав и согласен не встречаться с ней до конца жизни. Попадая в гарем, девушки получали другое имя.

Выбирая наложницу на ночь, султан посылал ей подарок (часто — шаль или перстень). После этого ее отправляли в баню, одевали в красивую одежду и отправляли к дверям спальни султана, где она ждала пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Утром султан посылал наложнице богатые подарки, если проведенная с ней ночь ему понравилась.

Султан мог иметь фавориток — гюзде. Вот одна из самых известных,украинка Роксалана

Сулейман Великолепный

Бани Хюррем Султан (Роксоланы), жены Сулеймана Великолепного, построенные в 1556 году рядом с собором Айя-София в Стамбуле. Архитектор Мимар Синан.

Мавзолей Роксаланы

Валиде с черным евнухом

Реконструкция одной из комнат апартаментов валиде-султан во дворце Топкапы. Мелике Сафие Султан (возможно, урожд. София Баффо) — наложница османского султана Мурада III и мать Мехмеда III. Во время правления Мехмеда носила титул валиде-султан (мать султана) и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Равной ей считалась лишь мать султана — валиде. Валиде-султан, независимо от ее происхождения, могла быть очень влиятельной (наиболее известный пример — Нурбану).

Айше Хафса Султан — жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I.

Хоспис Айше-Султан

Кёсем Султан, также известна как Махпейкер — жена османского султана Ахмеда I (носила титул хасеки) и мать султанов Мурада IV и Ибрагима I. Во время правления сыновей носила титул валиде-султан и являлась одной из важнейших фигур в Османской империи.

Аппартаменты Валиде во дворце

Ванная Валиде

Спаленка Валиде

По прошествии 9 лет наложница, ни разу не избранная султаном, имела право покинуть гарем. В таком случае султан находил ей мужа и давал приданое, она получала документ о том, что является свободным человеком.

Впрочем, у самой нижней прослойки гарема тоже была своя надежда на счастье. Например, только у них был шанс хоть на какую-то личную жизнь. После нескольких лет безупречной службы и обожания в глазах им находили мужа, или же, выделив средства на небедную жизнь, отпускали на все четыре стороны.

Причем среди одалисок — аутсайдеров гаремного общества — тоже были свои аристократки. Невольница могла превратиться в «гэздэ» - удостоенную взгляда, если султан хоть как-то — взглядом, жестом или словом — выделил ее из общей толпы. Тысячи женщин прожили всю жизнь в гареме, но ни то, что султана голым не видели, но даже не дождались чести быть «удостоенной взгляда»

Если султан умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек вполне могли выйти замуж, а вот матери «принцев» поселялись в «Старом дворце», откуда могли выйти только после воцарения нового султана. И вот в этот момент начиналось самое веселое. Братики травили друг друга с завидной регулярностью и настойчивостью. Их матери так же активно подсыпали яд в пищу своим потенциальным соперницам и их сыновьям.

Кроме старых проверенных рабынь, за наложницами следили евнухи. В переводе с греческого «евнух» означает «хранитель ложа». Попадали они в гарем исключительно в виде надзирателей, так сказать, для поддержания порядка. Существовало два типа евнухов. Одних кастрировали еще в раннем детстве и вторичные половые признаки у них напрочь отсутствовали — не росла борода, был высокий, мальчишечий голос и полнейшее невосприятие женщины как особи противоположного пола. Других же, кастрировали в более позднем возрасте.

Неполные евнухи (а именно так назывались кастрированные не в детстве, а в отрочестве), очень даже смахивали на мужчин, имели самый что ни на есть низкий мужской басок, жиденькую растительность на лице, широкие мускулистые плечи, и как ни странно, половое влечение.

Разумеется, удовлетворять свои потребности естественным путем, евнухи не могли в силу отсутствия необходимого для этого прибора. Но как вы понимаете, когда речь идет о сексе или выпивке, полет человеческой фантазии просто безграничен. Да и одалиски, которые годами жили с навязчивой мечтой дождаться взгляда султана, не отличались особой разборчивостью. Ну если в гареме 300-500 наложниц, из них как минимум половина моложе и красивее тебя, ну какой смысл ждать принца? А на безрыбье и евнух — мужчина.

Кроме того, что евнухи наблюдали за порядком в гареме и параллельно (по секрету от султана, разумеется) всеми возможными и невозможными способами утешали себя и истосковавшихся по мужскому вниманию женщин, в их обязанности входили также функции палачей. Виновных в неповиновении наложниц они душили шелковым шнуром или топили несчастную в Босфоре.

Влияние обитателей гарема на султанов использовали посланники иностранных государств. Так, посол России в Османской империи М. И. Кутузов, прибыв в сентябре 1793 года в Стамбул, отправил валиде-султан Михришах подарки, и «султан внимание сие к его матери принял с чувствительностью».

Селим

Кутузов удостоился ответных подарков матери султана и благосклонного приёма у самого Селима III. Российский посол упрочил влияние России в Турции и склонил её к вхождению в союз против революционной Франции.

С XIX века, после отмены рабства в Османской империи, все наложницы стали поступать в гарем добровольно и с согласия родителей, надеясь на достижение материального благополучия и карьеры. Гарем османских султанов был ликвидирован в 1908 году.

Гарем, как и сам дворец Топкапы настоящий лабиринт, комнаты, коридоры, дворики все беспорядочно разбросано. Эту путаницу можно разделить на три части: Помещения черных евнухов Фактический гарем, где проживали жены и наложницы Помещения Валиде Султан и самого падишаха Наша экскурсия по Гарему дворца Топкапы была весьма краткой.


Помещения темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние. Прошли каменный двор наложниц, посмотрели апартаменты Валиде.

Тоже тесно, вся красота - в зеленых, бирюзовых, синих фаянсовых плитках. Провела по ним рукой, прикоснулась к цветочным гирляндам на них - тюльпаны, гвоздики, а вот хвост павлина… Было холодно, и у меня в голове крутились мысли, что комнаты плохо согревались и обитательницы гарема, вероятно, часто болели туберкулезом.

Да еще это отсутствие прямого солнечного света… Воображение упорно не хотело работать. Вместо великолепия Сераля, роскошных фонтанов, благоухающих цветов, я видела замкнутые пространства, холодные стены, пустые комнаты, темные переходы, непонятные ниши в стенах, странный фантастический мир. Терялось чувство направления и связь в внешним миром. Меня упорно охватывала аура какой-то безнадежности и тоски. Не радовали даже балкончики и терраски в некоторых комнатках, с видом на море и крепостные стены.

Ну и напоследок,реакция официального Стамбула на нашумевший сериал "Золотой век"

Турецкий премьер Эрдоган считает, что телесериал о дворе Сулеймана Великолепного оскорбляет величие Османской империи. Однако исторические хроники подтверждают, что дворец действительно докатился до полного упадка.

Вокруг запретных мест часто ходят самые разные слухи. Причем, чем большей тайной они окутаны, тем более фантастические предположения выдвигают простые смертные о том, что творится за закрытыми дверями. Это касается в равной степени и секретных архивов Ватикана, и тайников ЦРУ. Гаремы мусульманских правителей - не исключение.

Так что нет ничего удивительного в том, что один из них стал местом действия «мыльной оперы», ставшей популярной во многих странах. Действие сериала «Великолепный век» разворачивается в Османской империи XVI века, простиравшейся в те времена от Алжира до Судана и от Белграда до Ирана. Во главе стоял Сулейман Великолепный, правивший в 1520-1566 годах, в спальне которого находилось место сотням едва одетых красавиц. Неудивительно, что 150 миллионов телезрителей в 22 странах заинтересовались этой историей.

Эрдоган же, в свою очередь, ориентируется прежде всего на славу и могущество Османской империи, которое достигло своей вершины во времена правления Сулеймана. Придуманные гаремные истории из того времени, по его мнению, преуменьшают величие султана и таким образом - всего турецкого государства.

Но что значит в данном случае искажение истории? Три западных историка провели немало времени за изучением трудов по истории Османской империи. Последним из них был румынский исследователь Николае Иорга (Nicolae Iorga) (1871-1940), в «Историю Османской империи» которого вошли также изданные ранее исследования австрийского востоковеда Йозефа фон Хаммера-Пургшталя (Joseph von Hammer-Purgstall) и немецкого историка Иоганна Вильгельма Цинкейзена (Johann Wilhelm Zinkeisen).

Иорга посвятил массу времени изучению событий при османском дворе во времена Сулеймана и его наследников, например, Селима II, унаследовавшего трон после смерти отца в 1566 году. «Больше похожий на чудовище, чем на человека», он большую часть своей жизни провел в пьянстве, кстати, запрещенном Кораном, а его красная физиономия лишний раз подтверждала его пристрастие к алкоголю.

День едва начинался, а он, как правило, бывал уже пьян. Решению вопросов государственной важности он обычно предпочитал развлечения, за которые несли ответственность карлики, шуты, фокусники или борцы, в которых он время от времени постреливал из лука. Но если бесконечные пиры Селима проходили, судя по всему, без участия женщин, то при его наследнике Мураде III, правившем с 1574 по 1595 год и прожившем 20 лет при Сулеймане, все было уже по-другому.

«Женщины в этой стране играют важную роль», - писал один французский дипломат, имевший в этом смысле некоторый опыт у себя на родине. «Поскольку Мурад все время проводил во дворце, его окружение имело большое влияние на его слабый дух», - писал Иорга. «С женщинами султан всегда бывал послушен и безволен».

Больше всего этим пользовались мать и первая жена Мурада, которых всегда сопровождали «множество придворных дамочек, интриганок и посредниц», писал Иорга. «На улице за ними следовала кавалькада из 20 телег и толпа янычаров. Будучи весьма проницательной особой, она часто влияла на назначения при дворе. Из-за ее расточительности Мурад несколько раз пытался отправить ее в старый дворец, но она так и оставалась до самой своей смерти настоящей повелительницей».

Османские принцессы жили в «типично восточной роскоши». Европейские дипломаты старались завоевать их расположение изысканными подарками, потому что одной записки из рук одной из них было достаточно, чтобы назначить того или иного пашу. Карьеры молодых господ, женившихся на них, целиком и полностью зависели от них. А те, кто осмеливались отвергнуть их, жили в опасности. Пашу «запросто могли задушить, если он не решался на этот опасный шаг - жениться на османской принцессе».

Пока Мурад развлекался в компании прекрасных рабынь, «все остальные люди, допущенные к управлению империей, сделали своей целью личное обогащение - неважно, честным или бесчестным путем», - писал Иорга. Неслучайно одна из глав его книги называется «Причины развала». Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это сценарий телесериала, такого как, например, «Рим» или «Подпольная империя».

Однако, за бесконечными оргиями и интригами во дворце и в гареме скрывались важные перемены в жизни при дворе. До восшествия Сулеймана на престол было принято, что сыновья султана в сопровождении матери уезжали в провинцию и оставались в стороне от борьбы за власть. Принц, наследовавший престол, потом, как правило, убивал всех своих братьев, что было некоторым образом даже неплохо, потому что так удавалось избегать кровопролитной борьбы на наследство султана.

Все изменилось при Сулеймане. После того, как он не только завел детей со своей наложницей Роксоланой, но и освободил ее из рабства и назначил своей главной женой, принцы оставались во дворце в Стамбуле. Первой наложнице, сумевшей подняться до жены султана, было неведомо, что такое стыд и совесть, и она беззастенчиво продвигала своих детей по карьерной лестнице. Об интригах при дворе писали многочисленные иностранные дипломаты. Позднее на их письма опирались в своих исследованиях историки.

Сыграло свою роль и то, что наследники Сулеймана отказались от традиции отправлять жен и принцев подальше в провинцию. Поэтому последние постоянно вмешивались в политические вопросы. «Кроме участия в дворцовых интригах, достойны упоминания их связи с янычарами, расквартированными в столице», - писала историк Сурайя Фароки из Мюнхена.

Собственно, с этой хасеки внука Роксоланы, султана Мурада III (1546-1595), непосредственно начинается правление ничем не ограниченных (поскольку их повелители были всего лишь тенью своих выдающихся предков) властных стерв, враждующих друг с другом за своё влияние на мужей (за неимением лучшего термина) и сыновей. “Всемогущая” в сериалах Роксолана выглядит нежной фиалкой и невинной незабудкой на их общем фоне.

МЕЛИКИЕ САФИЕ-СУЛТАН (СОФИЯ БАФФО)(ок.1550-1618/1619).
О происхождении главной хасеки (законной женой султана она так никогда и не стала) Мурада III, как и о происхождении её свекрови Нурбану-султан, существует две версии.
Первая, общепринятая – она была дочерью Леонардо Баффо – венецианского губернатора острова Корфу (и, стало быть, родственницей Нурбану, урождённой Сесилии Баффо).
Другая версия, и в самой Турции отдают предпочтение именно ей – Сафие была родом из албанской деревни Рези, расположенной на Дукагинском нагорье. В этом случае она приходилась землячкой, или, вполне возможно, даже родственницей поэту Ташлыджалы Яхье-бею (1498-не позднее 1582), другу казнённого Сулейманом I шехзаде Мустафы, сериальному “воздыхателю” Михримах-султан, который по происхождению тоже был албанцем.

В любом случае, София Баффо была захвачена в плен около 1562 года, в 12 лет, мусульманскими пиратами, и куплена сестрой правившего тогда турецкого падишаха Селима II, Михримах-султан. В соответствии с османскими традициями, дочь Роксоланы на год оставила девушку у себя в услужении. Поскольку Михримах и при своём отце, султане Сулеймане, и позже, во время правления своего брата Селима управляла главным гаремом Турции, скорее всего, София с первых дней своего пребывания в Османской империи очутилась сразу в Баб-ус-Сааде (название султанского гарема, дословно – “Врата блаженства”), где, к слову, Нурбану до того, как она стала валиде-султан, мягко говоря, не жаловали. В любом случае, такая закалка в самом начале карьерного пути юной наложницы очень пригодилась ей в дальнейшем, в том числе и в борьбе со свекровью, когда Мурад стал султаном. После годичного обучения девушки всему, что было необходимо знать одалиске, Михримах-султан подарила её своему племяннику, шехзаде Мураду. Произошло это в 1563 году. Мураду было тогда 19 лет, Сафие (скорее всего, имя ей дала Михримах, на турецком языке оно означает “чистая”) – около 13.
Судя по всему, в Акшехире, куда ещё Сулейман I назначил сына Селима санджак-беем в 1558 году, Сафие преуспела не сразу.
Своего первого сына (и первенца Мурада), шехзаде Мехмеда, она родила только через три года, 26-го мая 1566 года. Таким образом, султан Сулейман, доживавший тогда последний год жизни, успел узнать о рождении своего правнука (о том, что он лично видел новорожденного, нет никакой информации) за 3,5 месяца до собственной смерти 7-го сентября 1566 года.

Как и в случае с Нурбану-султан и шехзаде Селимом, до восшествия Мурада на престол детей ему рожала исключительно Сафие. Однако, чем её положение принципиально отличалось от положения её свекрови в качестве хасеки наследника престола – так это тем, что всё это время (почти 20 лет) она оставалась единственной сексуальной партнёршей Мурада (при наличии у него, как это и подобало шехзаде, большого гарема). Дело в том, что у сына Нурбану-султан были какие-то интимные психологические проблемы в половой жизни, преодолевать которые он мог только с Сафие, поэтому и занимался сексом исключительно с ней (при законной полигамии у османов, что особенно обидно). Хасеки Мурада родила ему много детей (точное их количество неизвестно), но из них пережили раннее детство только четверо – сыновья Мехмед (1566 г.р.) и Махмуд, и дочери Айше-Султан (1570 г.р.) и Фатьма-султан (1580 г.р.). Второй сын Сафие скончался в 1581 году – к тому времени его отец Мурад III уже 7 лет как был султаном, и, таким образом, у неё, как раньше у Нурбану, остался единственный сын (и он же единственный наследник Османов по мужской линии).

Избирательная импотенция Мурада, позволявшая ему иметь детей только от Сафие, очень сильно озаботила его мать Нурбану-султан только после того, как она стала валиде, да и то не сразу, а когда ей стало понятно, что отдавать ей всю власть без боя её невестка не собирается – не столько из-за его здоровья, сколько из-за огромного влияния, которое имела на её сына по этой причине ненавистная Сафие (а между матерью и хасеки Мурада, только взошедшего на престол, как раз началась война за влияние на него).

Нурбану вполне можно понять – если Роксолану подарила султану Сулейману, скорее всего, его мать, Айше Хафса-Султан, а саму Нурбану выбрала для Селима его мать Хюррем, то Сафие была выбором Михримах-султан, и, соответственно, ничем не была обязана своей свекрови (которая, кстати, и своё с ней родство категорически отказывалась признавать).

Так или иначе, в 1583 году валиде-султан Нурбану обвинила Сафие в колдовстве, которое сделало Мурада импотентом, неспособным заниматься сексом с другими женщинами. Нескольких слуг Сафие схватили и пытали, но доказать её вину (в чём?) так и не смогли.
В хрониках того времени пишут, что-де сестра Мурада, Эсмехан-султан, подарила в 1584 году брату двух красивых рабынь, “которых он принял и сделал своими наложницами”. О том, что перед этим султан Мурад встречался (по настоянию матери) в уединённом месте с иностранным лекарем, в тех же хрониках упоминается вскользь.

Однако, Нурбану, всё-таки, добилась своего – получив аж в 38 лет свободу выбора сексуальных партнёрш, правитель Османской империи, в буквальном смысле, стал одержим своим либидо. По сути, остаток жизни он посвятил исключительно гаремным наслаждениям. Он скупал красивых рабынь практически оптом и за любые деньги, где только мог. Визири и санджак-беи, вместо того, чтобы заниматься управлением государства, выискивали для него юных прелестниц у себя в провинциях и за границей. В правление султана Мурада численность его гарема, по разным оценкам, составляла от двухсот до пятисот наложниц – он был вынужден значительно увеличить и перестроить помещение Баб-ус-Сааде. В результате всего за последние 10 лет жизни он успел стать отцом 19-22 (по разным оценкам) сыновей и около 30 дочерей. Учитывая очень высокую раннюю детскую смертность в то время, можно смело предполагать, что его гарем родил ему за это время, самое меньшее, около 100 детей.

Торжество валиде-султан Нурбану, однако, было недолгим – она-то полагала, что одним ударом (наивная) она выбила из рук ненавистной невестки её самое сильное оружие. Однако, победить таким образом Сафие она всё равно не смогла. Умная женщина, приняв неизбежное, ни разу ничем не проявила своей досады или недовольства, более того – она сама стала покупать красивых рабынь для гарема Мурада, чем заслужила его благодарность и доверие, уже не как наложница, а как мудрая советница в государственных вопросах, и после смерти (в 1583 году) Сафие легко и непринуждённо заняла её место не только в государственной иерархии Османской империи, но и в глазах Мурада III. Прибрав в свои руки попутно всё влияние и связи свекровушки в венецианских купеческих кругах, приносившие Нурбану большой доход, как лоббистке их интересов в Диване.

То, что валиде Мурада III переключила все жизненные интересы сына на утехи плоти, в конечном итоге, пошло на пользу и ей самой, и её невестке – они смогли полностью взять в свои руки теперь уже совершенно не интересную для Мурада власть.

Кстати, именно во время правления сексуально озабоченного Мурада III, в главном гареме Блистательной Порты после очень долгого перерыва (в почти два столетия) снова появились представительницы правящих европейских династий. Однако, теперь они волне довольствовались положением не жён, а наложниц султана, в лучшем случае – их хасеки. Политическая ситуация в Европе очень сильно изменилась за эти 200 лет, правители государств, попавших под османский протекторат, и те, которые пытались сохранить свою независимость от Стамбула, сами предлагали дочерей и сестёр в гарем турецкого падишаха. Так, например, одной из фавориток Мурада была Фюлане-хатун (настоящее имя неизвестно) – дочь валашского господаря Мирчи III Дракулешту, правнучка того самого Влада III Цепеша Дракулы (1429/1431-1476). Её братья, как вассалы Османской империи, участвовали со своими войсками в походе турецкой армии на Молдову. А племянник, Михня II Турок (Таркитул)(1564-1601), родился и вырос в Стамбуле, в Топкапы. Он был обращён в ислам с именем Мехмед-бей. В сентябре 1577 года, после смерти своего отца, валашского господаря Александра Мирчи Михня Турок был провозглашен Портой новым господарем Валахии.

Ещё одна хасеки Мурада III, гречанка Елена, принадлежала к византийской императорской династии Великих Комнинов. Она была потомком правителей Трапезундской империи (территория на северном побережье современной Турции, вплоть до Кавказа), захваченной османами ещё в 1461 году. Биография её сына Яхьи (Александра)(1585-1648) – выдающегося то ли авантюриста, то ли политического деятеля, но, безусловно, при этом прекрасного воина и полководца, который всю свою жизнь посвятил организации военных антитурецких коалиций (с участием запорожских козаков, Москвы, Венгрии, донских казаков, государств Северной Италии и Балканских стран) с целью захвата Османской империи и создания нового Греческого государства, – заслуживает отдельного рассказа. Скажу только, что этот удалец и по линии отца, и по линии матери был потомком Галицких Рюриковичей. И, безусловно, имел все права на трон Византии, если бы его эскапада удалась. Но сейчас разговор не о нём.

Как правитель султан Мурад был таким же слабым, как и его отец Селим. Вот только если правление Селима II было вполне успешным благодаря его главному визирю и зятю, Мехмед-паше Соколлу – выдающемуся государственному и военному деятелю своего времени, то Мураду после гибели Соколлу (он приходился ему дядей, поскольку был женат на родной тётке – сестре отца) через пять лет после начала его собственного султаната найти такого же великого визиря не удалось. Главы Дивана сменяли в его правление друг друга по нескольку раз в год – не в последнюю очередь по вине султанш – Нурбану и Сафие, каждая из которых хотела видеть на этой должности своего человека. Впрочем, даже после смерти Нурбану чехарда с великими визирями не окончилась. В бытность Сафие в качестве валиде-султан сменилось 12 главных визирей.

Однако, накопленные предками султана Мурада воинские силы и материальные ресурсы ещё давали, по инерции, возможность их посредственному потомку продолжать начатое ими дело завоевания. В 1578 году (ещё при жизни выдающегося великого визиря Соколлу, и его трудами) Османская империя начала очередную войну с Ираном. По легенде, Мурад III спросил приближенных, какая война из всех, имевших место в правление Сулеймана I, была самой тяжелой. Узнав, что это была иранская кампания, Мурад решил хоть в чём-то превзойти своего великого деда. Имея значительное численное и техническое превосходство над противником, османская армия добилась ряда успехов: в 1579 году были оккупированы территории современных Грузии и Азербайджана, а в 1580 году – южное и западное побережье Каспийского моря. В 1585 году были разбиты основные силы иранской армии. Согласно Константинопольскому мирному договору с Ираном, заключённому в 1590 году, к Османской империи перешли большая часть Азербайджана, в том числе Тебриз, всё Закавказье, Курдистан, Луристан и Хузестан. Несмотря на столь значительные территориальные приращения, война привела к ослаблению османской армии, понесшей большие потери, и подрыву финансов. Кроме того, протекционистское управление государством сначала Нурбану-султан, а после её смерти – Сафие-султан, привело к сильнейшему росту взяточничества и кумовства в высшей власти страны, что, конечно, тоже не шло на пользу Блистательной Порте.

К концу жизни Мурад III (а он прожил всего лишь 48 лет) превратился в огромную жирную неповоротливую тушу, страдающую от моче-каменной болезни (которая, в конечном итоге, и свела его в могилу). Помимо недуга, Мурада мучили ещё и подозрения относительно его старшего сына и официального наследника, шехзаде Мехмеда, которому тогда было около 25 лет и который пользовался большой популярностью у янычар – внук Роксоланы опасался, что он попытается отнять у него власть. Сафие-султан в этот сложный период стоило немалых усилий уберечь сына от опасности отравления или убийства со стороны отца.

К слову, несмотря на огромное влияние, которое она снова приобрела на султана Мурада после смерти его матери Нурбану, заставить его совершить с ней никях ей так и не удалось. Свекровь перед смертью сумела убедить своего сына, что свадьба с Сафие приблизит его собственный конец, как это вышло с его отцом, Селимом II – он скончался через три года после никяха с самой Нурбану. Впрочем, Мурада такая предосторожность не спасла – он и без всякого никяха прожил 48 лет, на два года меньше, чем совершивший никях султан Селим.

Серьёзно болеть Мурад III начал осенью 1594 года, и скончался 15-го января 1595 года.
Его смерть, как и кончину его отца, султана Селима 20 лет назад, держали в глубокой тайне, обкладывая тело усопшего льдом, причём в той же самой каморке, где ранее лежал труп Селима, пока 28-го января из престолонаследной Манисы не прибыл шехзаде Мехмед. Его встречала, уже в качестве валиде, мать, Сафие-султан. Тут надо заметить, что санджак-беем Манисы отец назначил Мехмеда ещё в 1583 году, когда тому было около 16 лет. Все эти 12 лет мать и сын ни разу не видели друг друга. Это к слову о материнских чувствах Сафие-султан.

Своё правление 28-летний Мехмед III начал с величайшего в истории Османской империи братоубийства (при полной поддержке и одобрении своей валиде). В один день по его приказу были задушены 19 (или 22, согласно других источников) его младших брата, старшим из которых было 11 лет. Но и этого для обеспечения безопасности своего правления сыну Сафие показалось мало, и на другой день были утоплены в Босфоре все беременные наложницы его отца. Что было новшеством даже для тех жестоких времён – в подобных случаях ждали разрешения женщины от бремени, и убивали исключительно младенцев мужского пола. Самим наложницам (в том числе и матерям мальчиков) и их дочерям обычно оставляли жизнь.

Забегая вперёд – именно “благодаря” параноидально подозрительному султану Мехмеду у Османской правящей династии появился пагубный обычай – не давать шехзаде возможности принимать даже малейшее участие в управлении империей (как это делалось ранее). Сыновья Мехмеда содержались взаперти в гареме в павильоне, который так и назывался: “Клетка” (Kafes). Они жили там, пусть и в роскоши, но в полнейшей изоляции, черпая информацию об окружающем мире только из книг. Сообщать шехзаде о текущих событиях в Османской империи было запрещено под страхом смертной казни. Дабы избежать появления на свет “лишних” носителей священной крови Османов (а, стало быть, конкурентов на престол Блистательной Порты), шехзаде не имели права не только на свой гарем, но и на сексуальную жизнь. Теперь заводить детей имел право только правящий султан.

Сразу же после прихода Мехмеда к власти янычары подняли мятеж и потребовали повышения жалованья и других привилегий. Мехмед удовлетворил их претензии, однако после этого вспыхнули беспорядки среди населения Стамбула, которые приняли такой широкий размах, что великий визирь Ферхад-паша (разумеется, по приказу султана) впервые в истории Османской империи использовал против мятежников в городе артиллерию. Только после этого бунт удалось подавить.

По настоянию великого визиря и шейх уль-ислама Мехмед III в 1596 двинулся с войском в Венгрию (где в последние годы правления Мурада австрийцы начали понемногу возвращать себе завоёванные у них ранее территории), одержал победу в Керестецкой битве, но не сумел ею воспользоваться. Английский посол Эдвард Бартон, который по приглашению султана участвовал в этом военном походе, оставил интересные записи о поведении Мехмеда в военной обстановке.12-го октября 1596 года османская армия захватила крепость Эрлау в северной Венгрии, а две недели спустя она встретилась с основными силами Габсбургской армии, которые заняли хорошо укрепленные позиции на равнине Мезёкёвешд. В этот момент у Мехмеда сдали нервы, и он уже был готов бросить свои войска и возвратиться в Стамбул, однако визирь Синан-паша убедил его остаться. Когда на следующий день, 26 октября, обе армии сошлись в решающей битве, Мехмед устрашился и собирался было бежать с поля боя, однако Седеддин Ходжа одел на султана священный илаш пророка Мухаммеда и буквально вынудил его присоединиться к сражающимся войскам. Результатом сражения стала неожиданная победа турок, а Мехмед заработал себе прозвище Гази (защитник веры).

После своего триумфального возвращения Мехмед III никогда больше не водил османские войска в поход. Венецианский посол Джироламо Капелло писал: “Врачи объявили, что султан не может идти на войну по причине его плохого здоровья, вызванного излишествами в еде и питье”.

Впрочем, врачи в данном случае не так уж погрешили против истины – здоровье султана, несмотря на его молодость, стремительно разрушалось: он слабел, несколько раз терял сознание и впадал в забытье. Иногда казалось, что он на краю смерти. Об одном из таких случаев упоминает тот же венецианский посол Капелло в своем сообщении от 29 июля 1600 года: “Великий Властитель удалился в Скутари, и ходят слухи, что там он впал в слабоумие, что с ним до этого уже неоднократно происходило, и этот припадок продолжался три дня, в течение которых бывали краткие периоды прояснения разума” . Как и его отец султан Мурад в конце жизни, Мехмед превратился в огромную жирную тушу, которую не смог бы выдержать ни один конь. Так что ни про какие военные походы не могло быть и речи.

Такое состояние сына, который и до своей болезни не очень интересовался государственными делами, делало власть Софие-султан воистину безграничной. Став валиде, Сафие получила огромную власть и большой доход: во второй половине правления Мехмеда III она получала только в качестве жалования 3000 акче в день; кроме того, прибыль приносили земли, отданные из государственной собственности под нужды валиде-султан. Когда Мехмед III отправился в поход на Венгрию в 1596 году, он даровал своей матери право управления казной. До смерти Мехмеда III в 1603 году политика страны определялась партией, которую возглавляла Сафие совместно с Газанфером-агой, главой белых евнухов главного гарема Османской империи (евнухи представляли собой огромную политическую силу, которая, не привлекая постороннего внимания, участвовала в управлении государством и даже, позже – в возведении на трон султанов).
В глазах иностранных дипломатов валиде-султан Сафие играла роль, сравнимую с ролью королев в европейских государствах, и даже рассматривалась европейцами в качестве королевы.

Сафие, как и её предшественница Нурбану, придерживалась в основном провенецианской политики и регулярно ходатайствовала от имени венецианских послов. Так же султанша поддерживала хорошие отношения с Англией. Сафие вела личную переписку с королевой Елизаветой I и обменивалась с ней подарками: так, она получила портрет английской королевы в обмен на “два одеяния из серебряной ткани, один пояс из серебряной ткани и два носовых платка с золотой окантовкой”. Кроме того, Елизавета подарила валиде-султан шикарную европейскую карету, в которой Сафие разъезжала по всему Стамбулу и окрестностям, вызывая недовольство улемов – они считали, что такая роскошь для неё неприлична. Янычары были недовольны влиянием, которое валиде-султан оказывала на правителя. Английский дипломат Генри Лелло писал об этом в своем донесении: “Она [Сафие] всегда была в фаворе и целиком подчинила себе своего сына; несмотря на это, муфтии и военачальники часто жалуются на нее своему монарху, указывая на то, что она вводит его в заблуждение и властвует над ним”.
Однако, прямой причиной вспыхнувшего в 1600 году в Стамбуле бунте сипахов (разновидность турецкой тяжёлой кавалерии вооружённых сил Османской империи, “братья” янычар) против матери султана стала женщина по имени Эсперанса Малхи. Она была кирой и любовницей Сафие-султан. Кирами обычно становились женщины не исламской веры (как правило, еврейки), которые выступали в качестве бизнес-агента, секретаря и посредника между женщинами гарема и внешним миром. Влюблённая в еврейку Сафие позволяла своей кире наживаться на всём гареме и даже запускать руку в казну; в конце-концов, Малхи вместе с сыном (они “нагрели” Османскую империю на более чем 50 миллионов акче) была жестоко убита сипахами. Мехмед III приказал казнить главарей бунтовщиков, так как сын киры был советником Сафие и, таким образом, слугой самого султана.
Дипломаты ещё оставили упоминание об увлечении султанши молодым секретарём английского посольства, Пола Пиндара – впрочем, оставшееся без последствий. “Султанше очень нравился мистер Пиндер, и она послала за ним для личной встречи, но их свидание было пресечено” . Судя по всему, молодого англичанина после этого срочно отправили назад в Англию.

Именно Сафие-султан впервые в истории Османской империи стали (неофициально) называть “великой валиде” – и по той причине, что она (первая среди султанш) сосредоточила в своих руках управление всей Блистательной Портой; и потому, что из-за ранней смерти её сына в государстве появились новые валиде – матери её внуков-султанов, в то время как ей тогда было всего лишь 53 года.

Безудержно властолюбивая и алчная, Сафие ещё больше, чем сам Мехмед III, боялась возможности переворота со стороны одного из своих внуков. Именно поэтому она сыграла главную роль в казни старшего сына Мехмеда, 16-летнего шехзаде Махмуда (1587-1603). Сафие-султан перехватила письмо некоего религиозного провидца, отправленное матери Махмуда, Халиме-султан, в котором он предсказывал, что Мехмед III умрёт в течение шести месяцев и ему будет наследовать его старший сын. Согласно записям английского посла, Махмуд и сам был расстроен тем, “что его отец находится под властью старой султанши, его бабушки, и государство рушится, так как она ничто не уважает так, как собственное желание получать деньги, о чём часто сокрушается его мать [Халиме Султан]”, которая была “не по душе королеве-матери” . Сафие тут же сообщила (под нужным “соусом”) обо всём сыну. В результате султан стал подозревать Махмуда в заговоре и ревновать к популярности шехзаде среди янычар. Всё это ожидаемо закончилось казнью (удушением) его старшего шехзаде 1-го (или 7-го) июня 1503 года. Однако, первая часть предсказания провидца всё равно сбылась – с опозданием на две недели. Султан Мехмед III скончался в своём стамбульском дворце Топкапы 21-го декабря 1503 года, в возрасте всего лишь 37 лет, от сердечного приступа – абсолютной развалиной. Кроме его матери, никто не сожалел о его смерти.

Жестокий и безжалостный человек, он, видимо, не был способен на страсть и пылкие чувства. Историкам известны пять его наложниц, которые родили ему детей, но ни одна из них никогда не носила титул хасеки, уже не говоря о возможности никяха падишаха с какой-то из них. Детей у Мехмеда, как для султана Блистательной Порты, тоже было немного – историкам известны шесть его сыновей (двое умерли подростками ещё при жизни отца, одного он казнил) и имена четырёх дочерей (на самом деле их было больше, но сколько именно и как их звали – покрыто мраком неизвестности).

На сей раз скрывать смерть султана не было необходимости – все его сыновья находились в Топкапы, в гаремной “Клетке” для шехзаде. Выбор был очевиден – на престол Османов взошёл 13-летний старший сын Мехмеда, Ахмед I. Кстати, при этом он сохранил жизнь своему младшему брату (он был всего на год младше него), шехзаде Мустафе. Во-первых, потому, что он был (до появления у Ахмеда собственных детей) единственным его наследником, а, во-вторых (когда у Ахмеда появились свои дети) по причине его психической болезни.

Ну, а Сафие-султан не зря боялась прихода к власти своих внуков – одним из первых решений султана Ахмеда было отстранение её от власти и ссылка в Старый дворец, где доживали свои дни все наложницы покойных султанов. Однако при этом Сафие, как старшая, “великая” валиде, продолжала получать своё фантастическое жалованье в 3000 акче в день.

Бабуля-султанша, хоть и прожила, в общем-то, не такую уж и долгую (особенно по меркам нашего времени) жизнь – она умерла примерно в 68-69 лет, при этом пережила своего внука султана Ахмеда (он скончался в ноябре 1617 года), и застала начало правления его сына, своего правнука Османа II (1604-1622), который стал султаном в феврале 1618 года, в 14 лет, после свержения янычарами его дяди, психически неполноценного султана Мустафы I. Кстати, после свержения Мустафы в Старый дворец была сослана его мать, Халиме-султан. Надо думать, она устроила “весёлые” последние дни жизни своей свекрови Сафие, по вине которой Мехмед III казнил в 1603 году её старшего сына, Махмуда.

Точная дата кончины великой валиде Сафие-султан историкам неизвестна. Она умерла в конце 1618 – начале 1619 года, и была похоронена в мечети Ая-Софья в тюрбе (мавзолее) своего повелителя, Мурада III. Оплакивать её было некому.

Анастасия Гавриловна Лисовская, или Роксолана, или Хуррем (1506-1558) – сначала была наложницей, а потом стала женой османского султана Сулеймана Великолепного. Почему ее нарекли именно этим именем Хуррем никто не знает, но по-арабски может значить «веселая, яркая», а вот по поводу Роксоланы – споры серьезные, восходит имя к русинам, русским – так звали всех обитателей Восточной Европы..

А где она родилась, точного расположения никто не знает. Возможно город Рогатин Ивано-Франковской области или город Чемеровцы Хмельницкой области. Когда она была маленькой ее похитили крымские татары и продали в турецкий гарем.

В гареме жизнь была нелегкая. Она могла умереть, либо бороться. Она выбрала борьбу и теперь известна всему миру. Все в гареме были готовы на все, лишь бы получить султанскую нежность. Все хотели выжить и поставить на ноги потомство. Жизнь Роксоланы-Насти хорошо известна всем, а вот про других рабынь, которые тоже могли вырваться из рабства информации мало.

Кезем Султан

Самая известная валиде-султан Кёзем-султан (1589-1651 годы), она была любимой наложницей султана Ахмета Первого. В годы недолгого девичества она была девушкой Анастасией, дочерью священника с греческого острова Тинос.

Она официально и единолично была во главе мусульманской империи в течение долги лет. Она быа жесткой женщиной, но и милосердие в ней тоже присутствовало – всех свои рабов она освобождала через 3 года.

Умерла она насильственной смертью, была задушена по приказу будущей султан-валиде главным евнухом гарема.

Хандан Султан

Валиде-султан была и Хандан (Ханьдань) Султан, жена султана Мехмеда III и мать султана Ахмеда I (1576-1605). Раньше она была Еленой, дочерью священника, тоже греческого.

Она была похищена в гарем, и пыталась всеми способами добраться к власти.

Нурбану Султан

Нурбану Султан (в переводе – «принцесса света», 1525-1583) была любимой женой султана Селима Второго (Пьяницы) и матерью султана Мурада Третьего. Она была благородного происхождения. Но это не остановило работорговцев похитить ее и доставить во дворец.

Когда умер ее супруг, она обложила его людом, чтобы дождаться, когда приедет ее сын и взойдет на трон.

Труп так пролежал 12 дней.

Нурбану была родственницей самых влиятельных и богатых людей в Европе, например, сенатор и поэт Джорджио Баффо (1694-1768 годы). Кроме того, она была родственницей правительницы Оттоманской Империи – Сафие Султан, которая была венецианкой по происхождению.

В то время многие греческие острова принадлежали Венеции. Они были родственницами и «по турецкой линии», и «по итальянской».

Нурбану вела переписки со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы. (Есть и легенда, что ее отравил генуэзский агент). Выстроили мечеть Аттик Валиде в честь Нурбану неподалеку от столицы.

Сафие Султан

Сафие-Султан родилась в 1550 году. Она была женой Мурада Третьего и матерью Мехмеда Третьего. В свободе и девичестве носила имя София Баффо, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

Ее также похитили и доставили в гарем. Она вела переписки с европейскими монархами – даже королевой Великобритании Елизаветой Первой, которая даже подарила ей настоящий европейский экипаж.

Экскурсии по городу Сафие-Султан совершала в подаренном экипаже, подданные были потрясены таким поведением.

Она была родоначальницей всех последующих после нее турецких султанов.

В ее честь есть мечеть в Каире. А мечеть Турхан Хатис, которую она сама начала строить, закончила другая Валиде-Султан Надя из маленького украинского города. Ее похитили, когда ей было 12 лет.

Султанши из-за обстоятельств

Истории таких девочек нельзя назвать счастливыми. Но они не погибли, не просидели в заточении в самых дальних комнатах дворца, их не изгнали. Они сами стали править, это всем казалось невозможным.

Добились они власти жестокими способами, в том числе были и приказы на убийство. Турция для них является второй Родиной.

Они не пытались покончить жизнь самоубийством, но кто-то ведь и вонзал нож из многих тысяч проданных в сераль девочек многих национальностей. А кто-то просто умер. А некоторые решили править теми, кто лишил их дома, родителей и родины. Винить мы их ни в чем не будем.

Какая была у девушек сила характера и воли, которые оказались в подобных ситуациях. Они боролись за свою жизнь, плели интриги, убивали. Но разве жизнь в гареме такая сладкая?

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то