Самые большие волны в мире. Самая большая волна в мире: все еще впереди Самые большие волны в мире высота

Океан, песок, пляж, коктейль, шезлонг и волны в 30 метров высотой. Да, это все в одном месте, но, к счастью, в разное время. Как такое может быть? Отправляемся в городок Назаре на западном побережье Португалии. Именно здесь, на берегу Атлантического океана можно увидеть и расслабленный пляжный отдых, и самые большие волны в мире.

Эта достопримечательность Португалии находится между столицей Лиссабоном и городом Порту.

Летом небольшой курортный город Назаре, с населением около 15 000 человек, является классическим туристическим объектом страны. Его длинные песчаные пляжи оккупируют туристы со всей планеты. Они нежатся под ласковым солнцем, купаются в Атлантическом океане. В общем, обычный безмятежный отдых.

Зимой все кардинально меняется. Пляжных туристов сменяют экстремалы и любители необычных природных явлений. В этот период можно наблюдать образование гигантских волн, который обрушиваются на побережье практически на расстоянии вытянутой руки. Это невероятное по своей мощи и удивительное по красоте явление привлекает и путешественников, и самых отчаянных серферов.

Кто производит самые большие волны на планете

Лишний раз напомним, что почти всё удивительное, прекрасное, иногда пугающее, но завораживающее на нашей планете произведено природой. В данном случае создателем гигантских волн стал нетипичный рельеф океанского дна вблизи города Назаре, в частности подводный Северный Каньон Назаре. Это углубление в поверхности дна доходит практически до самого берега, образуя своеобразный трамплин для океанских волн.

Надо отметить, что Каньон Назаре признан самым глубоким в Европе и одним из самых глубоких в мире. Расположен он не параллельно побережью, а перпендикулярно. Его длина 227 км, а глубина достигает 5 километров (это почти половина глубины Марианской впадины). По мере приближения к побережью, глубина резко уменьшается, создавая барьер на пути волны и многократно увеличивая её высоту. Складываются условия, при которых колоссальные массы воды должны перепрыгнуть это препятствие. Не забывайте, все это происходит в непосредственной близости от туристов.

На рисунках ниже вы видите геологические причины появления громадных волн.


Типичная схема образования гигантской волны

Но это еще не все. Одного рельефа дна не достаточно для получения самых высоких волн. Для этого нужна совокупность многих факторов.

Адский коктейль для получения самых больших волн

Присутствие каньона создает особые условия для создания больших волн. Он разделяет волну на две части. Одна часть увеличивает свою скорость при прохождении каньона, а вторая воссоединяется с первой на выходе из каньона в одну большую волну.

Противоположный океанский поток, идущий с пляжа, может добавить еще несколько метров.

Для рождения гигантской волны важен период волны, который должен быть порядка 14 секунд. Ветер, как ни странно, должен быть слабым. Очень важно направление волны, в идеале она должна идти с запада или северо-запада. Плюсом к этим факторам добавляются штормы в северной части Атлантики, происходящие в течение осени – зимы. Совокупность этих факторов может увеличить в несколько раз обычную океанскую волну.

Как часто появляются большие волны

Глядя на фото в интернете, а также на нашем сайте, можно подумать, что гигантские волны в Назаре образуются практически каждую минуту. Но это не так. Чуть выше вы узнали, сколько требуется сложившихся воедино явлений для получения огромной волны. Это происходит не так часто.

Сезон Больших Волн (Big Waves) в Назаре приходится на период с октября по февраль. В эти месяцы обычно бывает от 1 до 6 гигантских волн и десятки и сотни гораздо более мелких волн. Если вы хотите увидеть поистине огромную волну, то планируйте провести здесь хотя бы 2 недели, или следите за прогнозами на сайтах серферов. Для большой волны прогноз должен указывать на размер волны более 3 метров, период волны более 13 секунд и небольшой северный ветер.

Если вы уже на месте, то проверьте состояние моря в реальном времени через онлайн прогноз и веб-камеры. Но, даже если все прогнозы указывают на идеальные условия возникновения больших волн, то все может измениться буквально за час и испортить день с благоприятным прогнозом.

А вот в Перу можно увидеть самые длинные морские волны в мире . Они гораздо безопаснее волн в Назаре, и кататься на них можно до нескольких минут подряд, проходя не одну сотню метров на гребне одной волны

История покорения гигантских волн Назаре

Есть в мире люди, которых «медом не корми», дай только покорить самые большие волны. Обычно их называют серферами. Они, наверное, с появлением досок стали собирать по планете самые лучшие места для своего увлечения. Не обошли они стороной и волны у города Назаре. Впервые здесь заметили серферов еще в 60-х годах прошлого века. С тех пор они здесь частые гости. Но данных о покорении огромных волн нет. Лишь в ноябре 2011 года мир узнал о взятии самой большой волны. Тогда Гарет МакНамара – серфер с Гавайских островов – покорил волну в 24 метра высотой. Отважный товарищ не успокоился и в январе 2013 года побил свой же рекорд, взяв 30-метровую волну.

Гарет первым смог описать ощущения от таких авантюр. Это оказалось невероятно сложным из-за непредсказуемости поведения волны.

В этом мероприятии МакНамара задействовал трех помощников и одну жену (свою). В момент зарождения волны, первый помощник на гидроцикле старается затащить серфера как можно выше на гребень, и держится поблизости от него для подстраховки. Посмотрите на фото этих волн, и вы поймете, что доплыть своим ходом до них нереально.

Чуть поодаль курсирует второй помощник и страхует обоих. Третий следит за всеми остальными. А с берега за всем наблюдает седая жена и дает указания мужу как лучше поймать волну.

В первый раз все прошло нормально и помощь не понадобилась, а вот второй раз доказал эффективность тройной страховки. Тогда первого помощника смыло волной с гидроцикла, и серфера вытащил второй помощник, а третий вытаскивал уже первого.

Опасность таких авантюр крайне высока, поэтому сёрфингисты стараются не лезть на волны в 30 метров высотой без особой на это надобности. Они делают это только ради рекордов.

В октябре 2013 года бразильский серфер Карлос Берл прокатился на волне, которая оказалась еще больше. Но абсолютно точных данных о высоте покоренных волн нет, так как довольно проблематично провести измерения.

Ежегодный слет серферов в Назаре

Несмотря на всю опасность таких больших волн, в Назаре с 2016 года проходит встреча или конкурс серферов Nazare Challenge — WSL Big Wave Tour под управлением мировой лиги серферов (World Surf League). Этот конкурс объединяет лучших серферов со всего мира и длится всего один день. К тому же он не имеет фиксированной даты. Все зависит от прогнозов состояния моря. Период проведения или лучше сказать ожидания — с 15 октября по 28 февраля. День конкурса утверждается за 3 дня до его проведения. Это лучшее, что можно достичь с помощью современной технологии прогнозирования морских условий и ветра.

Для серферов это знаковое событие. Вот как описывает его один из участников —
«То, что последовало после стартового сигнала, было головокружительным, диким и беспрецедентным показом мужества, глупости и мастерства»

Откуда лучше смотреть на самые большие волны

Лучше всего наблюдать за гигантской волной, стоя на её гребне на доске для сёрфа. Так скажет любой сёрфер. Ну а простым туристам оптимально это делать с мыса Назаре, на котором расположен маяк. Так как место очень достопримечательное, то вы вряд ли заблудитесь. Здесь же находится Форт Сан-Мигель-Арканджо. Вы также можете спуститься к песку на пляже по грунтовой дороге, но будьте очень осторожны. В сезон Больших Волн это очень опасно.

Сейчас кроме больших волн, достопримечательностью Назаре являются серферы, которые на них «катаются». Это, кстати, дает хорошее представление о размерах волн. Когда видишь маленького человечка, убегающего от многотонной огромной волны, можно представить, насколько велик и могуч не только русский язык, но и Атлантический океан.

  1. Как правило, многие известные места для серфинга обладают рельефом дна, похожим на рельеф близ Назаре, но в меньших размерах. Самые известные это Teahupoo на Таити, Banzai Pipeline на Гавайях и Maverick’s Beach у берегов Калифорнии
  2. Местные рыбаки издавна боятся этого места. Здесь произошло несколько кораблекрушений. На дне каньона находится затонувшая немецкая подводная лодка времен Второй Мировой Войны

Есть в мире такое место, из которого часто делают фото и видео репортажи о гигантских волнах. Последние несколько лет рекорды в Big Wave серфинге на самую большую взятую волну (как руками, так и с помощью джета) устанавливаются на одной и той же волне Назаре. Первый такой рекорд был установлен Гавайским серфером Гарретом МакНамарой в 2011 году - высота волны составляла 24 метра. Затем, в 2013 он побил свой рекорд, проехав волну высотой 30 метров.

Почему же именно в этом месте самые большие волны в мире?

Давайте сначала вспомним механизм формирования волн:


Итак, все начинается далеко-далеко в океане, там, где дуют сильные ветры и бушуют шторма. Как мы знаем из школьного курса географии, ветер дует из области с повышенного давления в область пониженного. В океане эти области разделены многими километрами, поэтому ветер дует над очень большой площадью океана, передавая воде часть своей энергии за счет силы трения. Там, где это происходит, океан больше похож на бурлящий суп - видели ли вы когда-нибудь шторм на море? Вот там примерно также, только масштабы больше. Здесь есть маленькие и большие волны, все вперемешку, наложенные друг на друга. Однако энергия воды тоже не стоит на месте, а движется в определенном направлении.

Благодаря тому, что океан очень-очень большой, а волны разного размера движутся с разной скоростью, за время, пока вся эта бурлящая каша доходит до берега, она «просеивается», одни маленькие волны складываются с другими в большие, другие, наоборот, взаимно уничтожаются. В итоге к берегу приходит то, что называется Groung Swell - ровные гряды волн, разбитые на сеты от трех до девяти с набольшими промежутками затишья между ними.

Однако, не каждому свеллу суждено стать волнами для серфинга. Хотя, правильнее сказать - не везде. Для того, чтобы волну можно было поймать, она должна обрушиваться определенным образом. Формирование волны для серфинга зависит от строения дна в прибрежной зоне. Океан очень глубокий, поэтому масса воды движется равномерно, но по мере приближения к берегу, глубина начинает уменьшаться, а вода, которая движется ближе к дну, за неимением другого выхода начинает подниматься к поверхности, поднимая тем самым волны. В том месте, где глубина, а вернее мелкота, достигает критического значения, поднявшаяся волна уже не может стать больше и обрушивается. Место, где это происходит, называется лайнапом, там-то и сидят серферы, ожидая подходящую волну.

Форма волны напрямую зависит от формы дна: чем резче становится мелко, тем резче волна. Обычно самые резкие и даже трубящиеся волны рождаются там, где перепад высот почти мгновенный, например, на дне огромный камень или начало рифового плато.

Фото 2.

Там, где перепад постепенный, а дно песчаное, волны более пологие и медленные. Именно такие волны лучше всего подходят для обучения серфингу, поэтому все серф-школы проводят первые уроки для новичков на песчаных пляжах.

Фото 3.

Конечно, есть еще и другие факторы, которые влияют на волны, например, тот же ветер: он может улучшать или ухудшать качество волн в зависимости от направления. Кроме того, бывают так называемые ветровые свеллы, это волны, которые не успевают «просеяться» расстоянием, так как шторм бушует не так далеко от берега.

Итак, теперь про самые высокие волны. Благодаря ветрам аккумулируется огромная энергия, которая затем движется в сторону берега. По мере приближеия к берегу океанический свелл преобразуется в волны, но в отличие от других мест нашей планеты, у берегов Португалии его ждет сюрприз.

Фото 4.

Все дело в том, что именно в районе города Назаре морское дно представляет из себя огромный каньон глубиной 5000 метров и протяженностью 230 километров. Это означает, что океанический свелл не претерпевает изменения, а доходит, как есть, до самого континента, обрушиваясь на прибрежные скалы всей своей мощью. Высота волны обычно измеряется, как расстояние от гребня до основания (где к слову часто подсасывается что-то вроде впадины, что увеличивает высоту по сравнению с тем, если бы меряли по среднему уровню моря в данную высоту прилива).

Фото 5.

Однако, в отличие от таких волн, как Маверикс или Теахупу, на Назаре гребень, даже если он обрушается, никогда не нависает над основанием, более того, от нижней точки его отделяет порядка 40 метров по горизонтальной оси. Из-за пространственного искажения перспективы, при фронтальном взгляде мы видим водяную глыбу в 30 метров, технически, она даже больше, но это не высота волны. То есть, строго говоря, Назаре – это не волна, а водяная гора, чистый океанический свелл, мощный и непредсказуемый.

Фото 6.

Тем не менее, тот факт, что Назаре – это не совсем волна, не делает этот спот менее страшным и опасным. Гаррет МакНамара рассказывает, что проехать на Назаре невероятно сложно. Обычно ему помогает в воде три человека: один вытаскивает его на джете на лайнап, разгоняет на волну и не уплывает далеко, чтобы проследить, что с серфером все в порядке. Его подстраховывает второй джет, а также третий чуть поодаль, водитель которого наблюдает за всеми тремя. Также, около маяка на скале стоит жена Гаррета и подсказывает ему по рации, какие идут волны и какую можно брать. В тот день, когда он установил свой второй рекорд, не все прошло гладко. Первого водителя сбило с джета волной, поэтому вытаскивать из пены Гаррета пришлось второму, а третий поспешил на помощь первому. Все было сделано четко и быстро, поэтому никто не пострадал.

Фото 7.

Сам Гаррет говорит следующее: «конечно, все эти подстраховки и технические приспособления в серфинге на больших волнах – это своего рода читерство. И в принципе можно обойтись и без них, но в этом случае шансы погибнуть гораздо выше. Что касается меня лично, то с тех пор, как у меня появилась жена и дети, я чувствую больше ответственности за них и страха за свою жизнь, поэтому иду на все технические ухищрения, чтобы с наибольшей вероятностью вернуться домой живым.»

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

источники

В конце декабря 2004 года недалеко от острова Суматра, расположенного в Индийском океане, произошло одно из самых сильных землетрясений за последние полстолетия. Последствия его оказались катастрофическими: из-за смещения литосферных плит образовался огромный разлом, а с океанического дна поднялось большое количество воды, которая со скоростью, достигающей один километр в час, начала стремительное движение по всему Индийскому океану.

В результате пострадало тринадцать стран, около миллиона человек осталось без «крыши над головой», а более двухсот тысяч — погибли или пропали без вести. Это бедствие оказалось самым страшным в истории человечества.

Цунами - это длинные и высокие волны, появляющиеся в результате резкого смещения литосферных плит океанического дна во время подводных или прибрежных землетрясений (длина вала составляет от 150 до 300 км). В отличие от обыкновенных волн, появляющихся в результате воздействия на водную поверхность сильного ветра (например, шторма), волна цунами затрагивает воду от дна до поверхности океана, из-за чего даже невысоко поднятая вода нередко может привести к катастрофам.

Интересно, что для кораблей, находящихся в это время в океане, эти волны не опасны: большая часть взбудораженной воды находится в его недрах, глубина которых составляет несколько километров – а потому высота волн над поверхностью воды составляет от 0,1 до 5 метров. Приблизившись к побережью, тыльная часть волны догоняет переднюю, которая в это время слегка притормаживается, вырастает до высоты от 10 до 50 метров (чем глубже океан, тем больше вал) и на ней появляется гребень.

Следует учитывать, что наибольшую скорость надвигающийся вал развивает в Тихом океане (она составляет от 650 до 800 км/ч). Что касается средней скорости большинства волн, то она колеблется от 400 до 500 км/ч, но были зафиксированы случаи, когда они разгонялись до скорости в тысячу километров (скорость обычно увеличивается после прохождения волны над глубоководным желобом).

Перед тем как обрушиться на побережье, вода внезапно и быстро отходит от линии берега, обнажая дно (чем дальше она отступила, тем выше будет волна). Если люди не знают о приближающейся стихии, они вместо того, чтобы как можно дальше уйти от берега, наоборот, бегут собирать ракушки или подбирать не успевшую уйти в море рыбу. А буквально через несколько минут прибывшая сюда на огромной скорости волна, не оставляет им на спасение ни малейшего шанса.

Необходимо учитывать, что если на побережье накатывает волна с противоположной стороны океана, то вода не всегда отступает.

В конечном счете огромная масса воды затапливает всю прибрежную линию и уходит вглубь суши на расстояние от 2 до 4 км, разрушая постройки, дороги, причалы и приводит к гибели людей и животных. Перед валом, расчищающий путь воде, всегда идёт воздушная ударная волна, которая буквально взрывает оказавшиеся на её пути здания и сооружения.

Интересно, что это смертельно опасное явление природы состоит из нескольких валов, а первая волна является далеко не самой большой: она лишь смачивает побережье, уменьшая сопротивление для следующих за ней валов, которые нередко приходят не сразу, и с интервалом в два-три часа. Роковой ошибкой людей является их возвращение на берег после ухода первого наскока стихии.

Причины образования

Одной из основных причин смещения литосферных плит (в 85% случаев) являются подводные землетрясения, во время которых одна часть дна поднимается, а другая – опускается. Вследствие этого океаническая поверхность начинает колебаться по вертикали, пытаясь вернуться к начальному уровню, формируя волны. Стоит заметить, что подводные землетрясения далеко не всегда приводят к образованию цунами: лишь те, где очаг расположен на небольшом расстоянии от океанического дна, а сотрясение было не менее семи баллов.

Причины образования цунами довольно разные. К основным относятся подводные оползни, которые в зависимости от крутизны материкового склона способны преодолевать огромные расстояния – от 4 до 11 км строго по вертикали (зависит от глубины океана или ущелья) и до 2,5 км – если поверхность незначительно наклонена.


Большие волны могут вызвать упавшие в воду огромные предметы – горные породы или глыбы льда. Так, самое большое цунами в мире, высота которого превысила пятьсот метров, было зафиксировано на Аляске, в штате Литуйя, когда в результате сильного землетрясения с гор сошёл оползень – и в залив обрушилось 30 миллионов кубических метров камней и льда.

К основным причинам возникновения цунами также можно отнести извержения вулканов (около 5%). Во время сильных вулканических взрывов образуются волны, и вода мгновенно заполняет освободившееся пространство внутри вулкана, в результате чего формируется и начинает свой путь огромных размеров вал.

Например, в период извержения индонезийского вулкана Кракатау в конце XIX ст. «волна-убийца» уничтожила около 5 тысяч морских судов и вызвала гибель 36 тысяч человек.

Кроме вышеназванных, специалисты выделяют ещё две возможные причины возникновения цунами. Прежде всего это человеческая деятельность. Так, например, американцы в середине прошлого века на глубине шестидесяти метров произвели подводный атомный взрыв, вызвав волну высотой около 29 метров, правда, продержалась она недолго и упала, максимально преодолев 300 метров.

Ещё одной причиной образования цунами является падение в океан метеоритов диаметром более 1 км (удар которого обладает достаточной силой, чтобы вызвать стихийное бедствие). По одной из версий учёных, несколько тысяч лет назад именно метеориты вызвали сильнейшие волны, ставшие причинами крупнейших климатических катастроф в истории нашей планеты.

Классификация

При классификации цунами учёные учитывают достаточное число факторов их возникновения, среди которых – метеорологические катаклизмы, взрывы и даже отливы и приливы, при этом в список вносят низкие накаты волн высотой около 10 см.
По силе вала

Силу вала измеряют, учитывая его максимальную высоту, а также то, насколько катастрофические последствия он вызвал и, согласно международной шкале IIDA, выделяют 15 категорий, от -5 до +10 (чем больше жертв, тем выше категория).

По интенсивности

По интенсивности «волны-убийцы» разделяют на шесть баллов, которые дают возможность дать характеристику последствиям стихии:

  1. Волны, имеющие категорию один балл до того малы, что их фиксируют лишь приборы (об их наличии большинство даже не догадывается).
  2. Двухбалльные волны способны незначительно затопить берег, поэтому от колебания обыкновенных волн их способны отличить лишь специалисты.
  3. Волны, которые относят к трехбалльным, обладают достаточной силой для того, чтобы выбросить на побережье небольшие лодки.
  4. Четырехбалльные волны могут не только прибить к берегу крупные морские судна, но и выбросить их на побережье.
  5. Пятитибалльные волны приобретают уже масштабы катастрофы. Они способны разрушить невысокие строения, деревянные постройки, и привести к человеческим жертвам.
  6. Что касается шестибалльных волн, то нахлынувшие на побережье волны полностью опустошают его вместе с прилегающими землями.

По количеству жертв

По числу смертельных случаев выделяют пять групп этого опасного явления. К первой относятся ситуации, когда смертельные исходы зафиксированы не были. Ко второй – волны, повлёкшие за собой гибель до пятидесяти человек. Валы, относящиеся к третьей категории, вызывают смерть от пятидесяти до ста человек. К четвёртой категории принадлежат «волны-убийцы», погубившие от ста до тысячи человек.


Последствия цунами, относящиеся к пятой категории — катастрофичны, поскольку влекут за собой смерть более тысячи человек. Обычно такие катастрофы характерны для акватории самого глубокого в мире океана, Тихого, но нередко происходят и в других точках планеты. Это относится к катастрофам 2004 года возле Индонезии и 2011 года в Японии (25 тыс. погибших). Были в истории зафиксированы «волны-убийцы» и на территории Европы, например, в середине XVIII столетия тридцатиметровый вал обрушился на побережье Португалии (во время этой катастрофы погибло от 30 до 60 тысяч человек).

Экономический ущерб

Что касается экономического ущерба, то его измеряют в американских долларах и подсчитывают, учитывая затраты, которые надо выделить на восстановление разрушенной инфраструктуры (утраченное имущество и разрушенные дома не учитываются, потому как относятся к социальным расходам страны).

По размерам убытков экономисты выделяют пять групп. К первой категории относят волны, не причинившие особого вреда, ко второй – с потерями до 1 миллиона долларов, к третьей – до 5 миллионов долларов, к четвёртой – до 25 миллионов долларов.

Ущерб от волн, относящийся к пятой группе, превышает 25 миллионов. Например, убытки от двух сильнейших стихийных бедствий, произошедших в 2004 году возле Индонезии и в 2011 – в Японии, составили около 250 миллиардов долларов. Стоит учитывать и экологический фактор, поскольку волны, повлёкшие за собой гибель 25 тысяч человек, повредили в Японии атомную станцию, вызвав аварию.

Системы опознавания стихийного бедствия

К сожалению, «волны-убийцы» нередко возникают настолько неожиданно и движутся на такой большой скорости, что определить их появление чрезвычайно трудно, а потому сейсмологи часто не справляются с возложенной на них задачей.

В основном системы предупреждения стихийного бедствия построены на обработке сейсмических данных: если есть подозрение на то, что землетрясение будет иметь магнитуду более семи балов, а его очаг будет находиться на океаническом (морском) дне, то все страны, которые находятся в зоне риска, получают предупреждения о приближении огромных волн.

К сожалению, катастрофа 2004 года произошла потому, что почти все близлежащие страны не имели системы опознавания. Несмотря на то, что между землетрясением и нахлынувшим валом прошло около семи часов, население о приближающемся бедствии предупреждено не было.

Чтобы определить наличие опасных волн в открытом океане, учёные используют специальные датчики гидростатического давления, которые передают данные на спутник, что позволяет довольно точно определить время их прибытия в тот или иной пункт.

Как выжить во время стихии

Если так получилось, что вы оказались в зоне, где велика вероятность возникновения смертельно опасных волн, обязательно нужно не забывать следить за прогнозами сейсмологов и запомнить все сигналы оповещения приближающейся беды. Необходимо также узнать границы самых опасных зон и о кратчайших дорогах, по которым можно покинуть опасную территорию.

Услышав сигнал, предупреждающий о приближающейся воде, следует немедленно покинуть опасную зону. Специалисты не смогут точно сказать, сколько есть времени на эвакуацию: может быть пару минут или несколько часов. Если вы не успеваете покинуть местность и проживаете в многоэтажном здании, то нужно подняться на последние этажи, закрыв все окна и двери.

А вот если вы находитесь в одно- или двухэтажном доме, его нужно немедленно покинуть и бежать к высокому зданию или взобраться на какую-либо возвышенность (в крайнем случае, можно залезть на дерево и крепко за него зацепиться). Если так получилось, что покинуть опасное место вы не успели и оказались в воде, нужно попытаться освободиться от обуви и мокрой одежды и попробовать зацепиться за плывущие предметы.

Когда схлынет первая волна, то необходимо покинуть опасный район, поскольку за ней, скорее всего, придёт следующая. Вернуться можно лишь тогда, когда волн не будет около трёх-четырёх часов. Оказавшись дома, проверьте стены и перекрытия на наличие трещин, утечки газа и состояние электричества.


Вот что пишет очевидец:

«После первого толчка я упал с койки и посмотрел в сторону начала залива, откуда шел шум. Горы ужасно дрожали, камни и лавины неслись вниз. И особенно поражал ледник на севере, его называют ледник Литуйя. Обычно его не видно с того места, где я стоял на якоре. Люди качают головами, когда я говорю им, что я видел его в ту ночь. Я ничего не могу поделать, если они мне не верят. Я знаю, что ледник не виден с того места, где я стоял на якоре в бухте Анкоридж, но я также знаю и то, что видел его в ту ночь. Ледник поднялся в воздух и двинулся вперед, так что стал виден.

Он, должно быть, поднялся на несколько сотен футов. Я не говорю, что он просто висел в воздухе. Но он трясся и прыгал как сумасшедший. Большие куски льда падали с его поверхности в воду. Ледник находился в шести милях от меня, и я видел большие куски, которые сваливались с него как с огромного самосвала. Это продолжалось некоторое время - трудно сказать, как долго, - а потом вдруг ледник исчез из поля зрения и над этим местом поднялась большая стена воды. Волна пошла в нашу сторону, после чего я был слишком занят, чтобы сказать, что еще там происходило».

9 июля 1958 г. необычайно сильная катастрофа произошла в заливе Литуйя на юго-востоке Аляски. В этом заливе, вдающемся в сушу более чем на 11 км, геолог Д. Миллер обнаружил разницу в возрасте деревьев на склоне холмов, окружающих залив. По годовым кольцам деревьев он подсчитал, что за последние 100 лет в заливе по крайней мере четыре раза возникали волны с максимальной высотой в несколько сотен метров. К выводам Миллера отнеслись с большим недоверием. И вот 9 июля 1958 г. к северу от залива произошло сильное землетрясение на разломе Фэруэтер, вызвавшее разрушение построек, обрушение побережья, образование многочисленных трещин. А огромный оползень на склоне горы над бухтой вызвал волну рекордной высоты (524 м), которая со скоростью 160 км/ч прокатилась по узкому, похожему на фьорд заливу.

Литуйя представляет собой фьорд, расположенный на разломе Фэруэтер в северо-восточной части залива Аляска. Это Т-образная бухта длиной 14 километров и до трех километров в ширину. Максимальная глубина составляет 220 м. Узкий вход в бухту имеет глубину всего 10 м. В залив Литуйя спускаются два ледника, каждый из которых имеет длину около 19 км и ширину до 1,6 км. За предшествующее описываемым событиям столетие в Литуйе уже несколько раз наблюдались волны высотой более 50 метров: в 1854, 1899 и 1936 годах.

Землетрясение 1958 года вызвало субаэральный камнепад в устье ледника Гильберт в заливе Литуйя. В результате этого оползня более 30 миллионов кубических метров горных пород рухнули в залив и привели к образованию мегацунами. От этой катастрофы погибло 5 человек: трое на острове Хантаак и еще двоих смыло волной в заливе. В Якутате, единственном постоянном населенном пункте вблизи эпицентра, были повреждены объекты инфраструктуры: мосты, доки и нефтепроводы.

После землетрясения проводилось исследование подледного озера, расположенного к северо-западу от изгиба ледника Литуйя в самом начале залива. Оказалось, что озеро опустилось на 30 метров. Этот факт послужил основанием еще для одной гипотезы образования гигантской волны высотой более 500 метров. Вероятно, во время схода ледника большой объем воды попал в залив через ледяной тоннель под ледником. Впрочем, сток воды из озера не мог быть основной причиной возникновения мегацунами.

Огромная масса льда, камней и земли (объемом около 300 миллионов кубических метров) с ледника ринулась вниз, обнажая горные склоны. Землетрясение разрушило многочисленные постройки, в земле образовались трещины, сползло побережье. Движущаяся масса обрушилась на северную часть бухты, завалила ее, а потом еще вползла на противоположный склон горы, содрав с него лесной покров на высоту более трехсот метров. Оползень породил гигантскую волну, которая буквально вынесла бухту Литуйя в сторону океана. Волна была так велика, что перехлестнула целиком через всю отмель в устье бухты.

Очевидцами катастрофы оказались люди, находившиеся на борту кораблей, которые бросили якорь в заливе. От страшного толчка всех их выбросило с коек. Вскочив на ноги, они не поверили своим глазам: море вздыбилось. «Гигантские оползни, поднимавшие тучи пыли и снега на своем пути, начинали бег по склонам гор. Вскоре их внимание привлекло совершенно фантастическое зрелище: масса льда ледника Литуйя, находящегося далеко к северу и обычно скрытого от взоров пиком, который высится у входа в залив, как бы поднялась выше гор и затем величественно обрушилась в воды внутреннего залива.

Все это походило на какой-то кошмар. На глазах потрясенных людей вверх поднялась огромная волна, которая поглотила подножие северной горы. После этого она прокатилась по заливу, сдирая деревья со склонов гор; обрушившись водяной горой на остров Кенотафия… перекатилась через высшую точку острова, возвышавшуюся на 50 м над уровнем моря. Вся эта масса внезапно низверглась в воды тесного залива, вызвав огромную волну, высота которой, очевидно, достигала 17-35 м. Ее энергия была столь велика, что волна яростно носилась по заливу, захлестывая склоны гор. Во внутреннем бассейне удары волны о берег, вероятно, оказались очень сильными. Склоны северных гор, обращенные к заливу, оголились: там, где раньше рос густой лес, теперь были голые скалы; такая картина наблюдалась на высоте до 600 метров.

Один баркас был высоко поднят, легко перенесен через отмель и сброшен в океан. В тот момент, когда баркас переносило через отмель, находящиеся на нем рыбаки видели под собой стоящие деревья. Волна буквально перебросила людей через остров в открытое море. Во время кошмарной скачки на гигантской волне суденышко колотило о деревья и обломки. Баркас затонул, но рыбаки просто чудом уцелели и через два часа были спасены. Из двух других баркасов один благополучно выдержал волну, но другой потонул, а находившиеся на нем люди пропали без вести.

Миллер обнаружил, что деревья, растущие на верхней границе обнаженной площади, чуть ниже 600 м над заливом, согнуты и сломаны, их поваленные стволы направлены к вершине горы, однако корни не вырваны из почвы. Что-то толкнуло эти деревья вверх. Огромная сила, свершившая это, не могла быть ничем иным, как верхом гигантской волны, которая захлестнула гору в тот июльский вечер 1958 года».

Мистер Ховард Дж. Ульрих на своей яхте, которая называется «Эдри», вошел в акваторию залива Литуйя около восьми вечера и стал на якорь на девятиметровой глубине в маленькой бухточке на южном берегу. Ховард рассказывает, что внезапно яхта начала сильно раскачиваться. Он выбежал на палубу и увидел, как в северо-восточной части залива скалы пришли в движение из-за землетрясения и в воду начала падать огромная глыба породы. Примерно через две с половиной минуты после землетрясения он услышал оглушающий звук от разрушения скальной породы.

«Мы точно видели, что волна пошла со стороны бухты Гильберта, точно перед тем, как закончилось землетрясение. Но сначала это была не волна. Сначала это было больше похоже на взрыв, как будто бы ледник раскалывался на части. Волна вырастала из поверхности воды, поначалу ее почти не было видно, кто бы мог подумать, что потом вода поднимется на полукилометровую высоту».

Ульрих рассказал, что он наблюдал весь процесс развития волны, которая достигла их яхты за очень короткое время - что-то около двух с половиной или трех минут с тех пор, как ее впервые можно было заметить. «Поскольку нам не хотелось потерять якорь, мы полностью вытравили якорную цепь (примерно 72 метра) и запустили двигатель. На полпути между северо-восточным краем залива Литуйя и островом Сенотаф можно было видеть стену воды тридцатиметровой высоты, которая простиралась от одного берега до другого. Когда волна подошла к северной части острова, она разделилась на две части, но, пройдя южную часть острова, волна снова стала единым целым. Она была гладкой, только сверху был небольшой гребешок. Когда эта водяная гора подошла к нашей яхте, ее фронт был достаточно крутой и высота его была от 15 до 20 метров.

Перед тем как волна пришла в то место, где находилась наша яхта, мы не ощущали никакого понижения воды или иных изменений, за исключением легкой вибрации, которая передавалась по воде от тектонических процессов, которые начали действовать во время землетрясения. Как только волна подошла к нам и начала поднимать нашу яхту, якорная цепь сильно затрещала. Яхту понесло по направлению к южному берегу и затем, на обратном ходе волны, по направлению к центру залива. Вершина волны была не очень широкой, от 7 до 15 метров, и задний фронт был менее крутой, чем передний.

Когда гигантская волна пронеслась мимо нас, поверхность воды вернулась к своему нормальному уровню, однако мы могли наблюдать вокруг яхты множество турбулентных завихрений, а также беспорядочных волн шестиметровой высоты, которые перемещались от одного берега залива к другому. Эти волны не образовывали сколько-нибудь заметного движения воды от устья залива к его северо-восточной части и обратно».

Через 25-30 минут поверхность залива успокоилась. Вблизи берегов можно было видеть множество бревен, веток и вырванных с корнями деревьев. Весь этот хлам потихоньку дрейфовал в сторону центра залива Литуйя и к его устью. Фактически в ходе всего инцидента Ульрих не утратил контроль над яхтой. Когда в 11 вечера «Эдри» подошла ко входу в залив, там можно было наблюдать нормальное течение, которое обычно вызвано суточным отливом океанской воды.

Другие очевидцы катастрофы, супружеская чета Свенсон на яхте под названием «Бэджер», вошли в залив Литуйя около девяти вечера. Сначала их судно подошло к острову Сенотаф, а затем вернулось в бухту Анкоридж на северном берегу залива, недалеко от его устья (см. карту). Свенсоны стали на якорь на глубине около семи метров и отправились спать. Сон Уильяма Свенсона был прерван из-за сильной вибрации корпуса яхты. Он побежал в рубку управления и стал хронометрировать происходящее.

Немногим более минуты от того момента, когда Уильям впервые почувствовал вибрацию, и, вероятно, перед самым концом землетрясения, он посмотрел в сторону северо-восточной части залива, которая была видна на фоне острова Сенотаф. Путешественник увидел нечто, которое он принял сначала за ледник Литуйя, который поднялся в воздух и начал двигаться навстречу наблюдателю. «Казалось, что эта масса твердая, но она прыгала и покачивалась. Перед этой глыбой в воду постоянно падали большие куски льда». Через короткое время «ледник исчез из поля зрения, и вместо него в том месте появилась большая волна и пошла в направлении косы Ла Гаусси, как раз туда, где стояла на якоре наша яхта». Кроме того, Свенсон обратил внимание на то, что волна затопила берег на очень заметной высоте.

Когда волна прошла остров Сенотаф, ее высота была около 15 метров по центру залива и плавно уменьшалась вблизи берегов. Она проходила остров приблизительно через две с половиной минуты после того, как ее можно было впервые заметить, и достигла яхты «Бэджер» еще через одиннадцать с половиной минут (примерно). Перед приходом волны Уильям, также как и Ховард Ульрих, не заметил никакого понижения уровня воды или каких-нибудь турбулентных явлений.

Яхту «Бэджер», которая все еще стояла на якоре, подняло волной и понесло в сторону косы Ла Гаусси. Корма яхты при этом находилась ниже гребня волны, так что положение судна напоминало доску для серфинга. Свенсон посмотрел в этот момент на то место, где должны были быть видны деревья, произрастающие на косе Ла Гаусси. В тот момент они были скрыты водой. Уильям отметил, что над макушками деревьев находился слой воды, равный примерно двум длинам его яхты, около 25 метров.

Пройдя косу Ла Гаусси, волна очень быстро пошла на спад. В том месте, где стояла яхта Свенсона, уровень воды начал понижаться, и судно ударилось о дно залива, оставшись на плаву недалеко от берега. Через 3-4 минуты после удара Свенсон увидел, что вода продолжает течь над косой Ла Гаусси, пронося бревна и другие обломки лесной растительности. Он не был уверен, что это не было второй волной, которая могла бы перенести яхту через косу в залив Аляска. Поэтому супруги Свенсон оставили свою яхту, перебравшись на небольшую шлюпку, с которой их подобрало рыболовецкое судно пару часов спустя.

Во время происшествия в заливе Литуйя было и третье судно. Оно стояло на якоре у входа в бухту и было потоплено огромной волной. Никто из находившихся на борту людей не выжил, погибших, предположительно, двое.

Что же произошло 9 июля 1958 года? В тот вечер огромная скала обрушилась в воду с крутого обрыва, возвышающегося над северо-восточным берегом бухты Гильберта. Область обрушения помечена на карте красным цветом. Удар неимоверной массы камней с очень большой высоты вызвал небывалое цунами, которое стерло с лица земли все живое, что находилось на всем протяжении берега залива Литуйя вплоть до косы Ла Гаусси.

После прохождения волны по обоим берегам залива не осталось не только растительности, но даже почвы, на поверхности берега была голая скальная порода. Область повреждения показана на карте желтым цветом. Цифры вдоль берега залива обозначают высоту над уровнем моря края поврежденного участка суши и примерно соответствуют высоте прошедшей здесь волны.

Гигантские волны называются «цунами». Они огромной высоты и ширины, возникающие в океане под воздействием на воду (чаще всего из-за землетрясений). Само слово происходит из японского языка, где состоит из двух иероглифов – «волна» и «залив». Именно Япония и другие страны, имеющие выход к Тихому океану, становились жертвами волн-убийц. В тихоокеанском регионе засвидетельствована волна в мире, которая обрушилась на побережье американской Аляски.

Топ-1. Цунами в бухте Литуйя, 1958 год

Бухта Литуйя расположена в север-восточной части залива Аляски. От выхода в океан бухту отделяет пролив шириной около 500 метров. Длина залива Литуйя составляет около 11 километров, а ширина – около 3 км. В центре бухты расположен остров Кенотаф.

Катастрофу спровоцировало прошедшее 9 июля 1958 года землетрясение. Оно вызвало камнепад на леднике Гилберт к северо-востоку от залива. Около 30 миллионов кубических метров горной породы и льда обрушились в восточную часть залива с высоты около 900 метров. Вызванное камнепадом цунами обрушилось на оба берега залива и остров Кенотаф. Коса Ла Гаусси, расположенная возле эпицентра волны, была смыта почти полностью. Высота волны составила 524 метра. Цунами вырвало с корнем большинство деревьев в зоне прохождения.

Жертвами огромной волны стало пять человек. Двое из них были застигнуты цунами на рыболовецком судне. Люди, вышедшие в тот роковой день в залив на еще двух суднах, чудом выжили и были подобраны спасателями.

Топ-2. Индийский океан, 2004 год

Цунами 2004 года вошло в историю как самое смертоносное – жертвами гнева природы стало более 230 тысяч человек. Начало гигантской волне положило подводное землетрясение, имевшее магнитуду 9 баллов. Волны цунами, обрушившиеся на сушу, достигали высоты тридцать метров.

Радиолокационные спутники зафиксировали подводное цунами, чья высота после землетрясения составляла около 60 сантиметров. К сожалению, эти наблюдения не могли помочь предотвратить катастрофу, потому что на обработку данных уходило несколько часов.

Морские волны достигли побережья разных стран в различное время. Первый удар сразу после землетрясения обрушился на север острова Суматра. До Шри-Ланки и Индии цунами добралось только через полтора часа. Через два часа волны обрушились на берега Тайланда.

Волны цунами привели к человеческим жертвам в странах восточной Африки: Сомали, Кении, Танзании. Через шестнадцать часов волны достигли городка Струисбаа на побережье ЮАР. Чуть позже приливные волны высотой до метра были зафиксированы в районе японской научной станции в Антарктиде.

Часть энергии цунами вырвалась в Тихий океан, где приливные волны были зафиксированы на побережье Канады, Британской Колумбии, Мексики. В некоторых местах их высота достигала 2 с половиной метров, что превосходило волны, зафиксированные у побережья некоторых стран, расположенных ближе к эпицентру.

Больше всего от цунами пострадали:

  • Индонезия. Три волны обрушились на северную часть острова Суматры меньше, чем через полчаса после землетрясения. По свидетельствам выживших, волны высотой превосходили дома.
  • Андаманские и Никобарские острова (Индия), где погибло более 4 тысяч человек.
  • Шри-Ланка. Волны достигали высоты 12 метров. Жертвой цунами стал пассажирский поезд «Королева морского побережья». Его гибель стала крупнейшей железнодорожной катастрофой новейшей истории и унесла более 1 700 жизней.
  • Таиланд. Волны, высота которых уступала только обрушившимся на Суматру, разрушили юго-западное побережье страны. На месте трагедии было много туристов из других стран. Погибло более трех тысяч человек и еще пять тысяч пропали без вести.

Топ-3. Япония, 2011 год

В марте 2011 года в океане к востоку от острова Хонсю прошло подводное землетрясение. Оно спровоцировало волну цунами, опустошившую побережье Хонсю и других островов архипелага. Волны дошли до противоположного берега Тихого океана. В прибрежных районах южноамериканских стран объявили эвакуацию, но волны не представляли большой угрозы.

Волны достигли островов Курильской гряды. Из прибрежных районов островов МЧС эвакуировало несколько тысяч граждан России. Около села Малокурильское зафиксированы волны высотой до трех метров.

Первые волны цунами обрушились на Японский архипелаг в течение получаса после завершения . Наибольшая высота была засвидетельствована около города Мияко (север Хонсю) – 40 метров. Самые тяжелые удары побережье приняло в течение часа после землетрясения.

Цунами нанесло ущерб трем японским префектурам на Хонсю. Также катаклизм спровоцировал аварию на АЭС. Город Рикудзентаката фактически был смыт в океан – почти все здания ушли под воду. Трагедия 2011 года унесла жизни более, чем 15 тысяч жителей Японского архипелага.

Вероятно, малолюдность штата Аляски стала причиной, почему самая большая волна в мире не привела к массовым человеческим жертвам. В наши дни усовершенствована система наблюдения за землетрясениями и цунами, что позволяет уменьшить число жертв во время катастроф. Но жители прибрежных районов по-прежнему находятся в опасности из-за непредсказуемого поведения океана.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то