Калиничева Г.И. Экономическая история. Средневековый город Средневековый феодальный город

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Итоговая аттестационная работа по курсу: Всеобщая история: Средние века.Восток-Запад.

Преподаватель Петрова Майя Станиславовна, д.и.н., проф.

1 курс, вечернее отделение, ФИИ ВШР, студент Сигаев Ф.В.

Средневековый город в системе феодального общества(на примере Франции).

Развитие французского феодального общества в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в эконо­мической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства, попробуем проанализировать, как рождались города и что они изменили в государстве, где возникающее малочисленное«новое сословие» становится ключевым элементом укрепления королевской власти во Франции IX-XVIII вв.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) VI-VII вв. – период монархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов. Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии следующие этапы: 1) сеньориальная монархия (IX-XIII вв.); 2) сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.); 3) абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Этот период и будет, по возможности, рассмотрен нами.

Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. В IX-XI вв. феодальные отношения во Франции становятся господствующими. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.

Причиной возникновения и быстрого роста городов было отделение ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Прежде деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и оружие для войска феодала. Ему хватало работы. Но теперь появляются мастера-оружейники, которые не умеют подковывать лошадей, мастера изготовления доспехов, не умеютщие делать мечи. Теперь узкоспециализированным мастерам не достаточно работы у феодала, они нуждаются в рынке.

Сперва рынок в условиях феодализма оставался узким и ремесленник не сразу находил необходимое количество покупателей в городе, поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, которые только в последствии станут выноситься изначально за пределы городов.

Первое время города находились под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы сами «организовывали» города на своей земле, чтобы потом облагать их высокими налогами: ведь город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь и горожане были богаче крестьян. Феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.

« В X в. начинается бурный рост средневековых городов во Франции, сначала в романизированной ее части - Южной Галлии (Марсель, Тулуза), а затем в средней и северной Франции. Рост городов был высоким, в первую очередь, там, где сохранялись античные города, с их опытом городской жизни, городского производства, торговых связей с Византией и странами Востока.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5) Sedmitza.ru (декабрь 2010)

Но уже XI в. повсюду начинается борьба городов за свою независимость от феодалов, и в этой борьбе чаще побеждали города. Крепостные стены городов не уступали стенам феодальных замков, а вольнолюбивые и сплоченные горожане были ощутимо богаче крестьян, сами изготавливали оружие, в том числе и для феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью, которая стремилась ослабить могущество крупных феодалов.

Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса и т.д. В связи с развитием феодализма ремесло становится все более самостоятельной и ведущей отраслью в городах. Высокий уровень и самостоятельность ремесленного производства достигают прежде всего кузнечное и оружейное ремесло, выделка тканей, строительное дело. Одновременно с повышением уровня ремесленного производства начинают развиваться промыслы: добыча металлов, соли, заготовка рыбы, пушнины, леса. С эволюцией развитого феодализма ремесло становится все более и более самостоятельной и ведущей отраслью в городе. Ремесленники, как и крестьянине, были мелкими про­изводителями, владели орудиями производства, самостоя­тельно вели свое хозяйство, основанное на лич­ном труде. В отличие от крестьянина специалист-ремеслен­ник с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство кроме этого он не нуждался в земле как средстве производства. В следствии этого городское ре­месло развивалось и совершенствовалось несравненно быстрее, чем сельское хозяйство и ремесло деревенское.

С XII в. прекращается процесс дробления земельных владений. Феодальные поместья принимают родовой характер. Более четко фиксируется иерархическая структура господствующего класса, наследственный характер приобретают феодальные титулы и ранги. Т.о., к XIII в. складываются предпосылки для формирования замкнутого сословия дворянства. В IX- XII вв. в условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных» (primus inter pares). Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена, но и там ему приходилось вести упорную борьбу с непокорными васса­лами. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам (герцогам Бургундии и Нормандии, гра­фам Фландрии, Тулузы, Шампани и др.)

Решающей особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы были кор­поративные объединениея лиц определенных специальностей в специализированные союзы- братства, цехи, гильдии. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами Франции с XI - начала XII в., но окончательное оформление цехов (составление и за­пись цеховых уставов, получение специ­альных грамот от королей и других сеньоров) произошло позже. Главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла, а так же установление контроля над произ­водством и продажей изделий собственного производства. Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую (чаще в своем доме), где работал с несколькими подмастерьями и учениками.В последствии, в XIV-XV веках, именно подмастерья и ученики составят самую грамотную и организованную часть наёмных работников крупных городов.

В связи с ростом ремесленных и купеческих корпораций, в растущих городах, их борьбы с феодалами и внутренних социальных конфликтов, складывается особое сословие горожан –бюргеров (от германского Burg - город, откуда произошло средневековое латинское burgensis и французский термин bourgeoisie, первоначально также обозначавший горожан). В экономическом отношении новое сословие было связано с ремесленно-торговой деятельностью, пользовалось рядом льгот и привилегий. Словом «бюргер» в ряде стран Европы первоначально обозна­чали всех городских жителей В XIV-XV вв. этим словом обычно обозначались зажиточные слои горожан, из которых впоследствии вырас­ли первые элементы буржуазии. Городское сословие не было единым по своему социальному и имущественному положению, оно включало в себя патрициат, слой состоятельных торговцев, ремесленников и домовладельцев, рядовых тружеников и городское плебейство. Статус бюргера означал наличие собственности у горожанина; внесение строгоопределенных взносов в пользу города; владение землей на территории города и вокруг него; наличие движимого имущества; свидетельство о профессиональном мастерстве; личная благонадежность; участие в одной из городских корпораций, сторожевая и гарнизонная служба. Получая свои привилегии и иммунитет, город постепенно превращался в закрытую общность, полноправность в которой – право гражданства или бюргерства – также имело личный, местный характер, касающийся лишь данного города, не представляя из себя цельную социальную общность, горожане выделились как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа, разобщенность внутри которой усиливалась доминированием корпоративного строя внутри городов, а преобладание в каждом городе местных инте­ресов и торговое соперничеством меж­ду городами, лишь препятствовали совместным действиям средневековых горо­жан как сословия в масштабах страны.

В границах городов развиваются ярмарки (происходит от нем. наименования годичного рынка (Jahrmarkt), другое название – messe, fair, faire, feria – праздник, приуроченный к религиозным праздникам). С X-XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Особенно широким был ассортимент осенних ярмарок. Во Франции – в VII в. сложились и действовали в XII-XIII вв. ярмарки в Сен-Дени, с к. XII в. – в Шалоне, с XIII в. – в Шампани, в XV в. – Лионе.« В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление - ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5) Sedmitza.ru (декабрь 2010)

Города добивались независимости, становясь городами-коммунами, городами-государствами, которые управлялись выборным магистратом, заключали договора с другими государствами, вели войны, чеканили свою монету, т. е. действительно выступали как вполне самостоятельные государства. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции. « Многие города Северной Франции, практически не романизированные, такие как Суассон, Амьен и др., а также города Фландрии - Брюгге, Гент и др. - в результате коммунального движения стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.» (Карев В.В., Ист.ср.в., т2., 5)Sedmitza.ru (декабрь 2010)Однако большинство городов Франции, страны с сильной центральной властью, хоть и имели выборные органы, платили регулярные и не редко экстроординарные государственные подати.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Особое развитие получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворцового права в города… Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологией Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний, церковь выработала и своё право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в ХVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституцией, булл и энциклик.

Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за со­бой не только рост численности и политической активности город­ского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодаль­ного хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные измене­ния в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представ­ляет собой лично свободных цензитариев , обязанных платить сень­ору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал. В XIV-XV вв. во Франции завершилась перестройка сослов­ного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унас­ледованного еще от предыдущего периода иерархического строе­ния класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих пози­ций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых кон­фликтов.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия . Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов, кроме того в XIV-XV вв. в основном завершилось формирование и "третьего сословия " (tiers etat), которое-то и пополнялось за счет бы­стро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев(первым сословием считалось духовенство, вторым дворянство). Это сословие было весьма пестрым по своему со­ставу и практически объединило в себе трудовое население и фор­мирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как «неблагородные», не имели каких-либо особых личных или иму­щественных прав. Они не были защищены от произвола со сторо­ны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов. Оно выступало прежде всего как совокуп­ность городских ассоциаций и пока ещё не осознало себя единой общенациональной силой.

В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у фео­далов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраня­ли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некото­рую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк). Победа французской короны над римским папством, посте­пенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровожда­лась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и поли­тического веса королевской власти, и уже к началу XIV в. окончательно оформляется построен­ный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия.

Политическим выражением этого союза, в кото­ром каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты, что и по­ложило начало изменению формы государства во Франции - пре­вращению его в сословно-представительную монархию. Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве.

Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Фран­ции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений, возникших и набирающих силу благодаря возникновению городов. Станов­ление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в про­тиворечие с потребностями капиталистического развития сослов­ный строй. Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие , которое все более становилось неод­нородным. В нем усилилась социальная и имущественная диффе­ренциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступе­нях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный ха­рактер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, оптимизации системы административного управле­ния. В период абсолютизма завершилось созда­ние централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

Использованная литература:

Карев В.В., История Средних веков., т. 2, глава 5. Sedmitza.ru (декабрь 2010).
Колесницкий Н.Д. «Феодальное государство.» М., 1967.

Люблинская А.Д. «Французский абсолютизм в первой трети XVII в.» М-Л., 1965.

Эволюция феодального землевладения представляет собой растянутую во времени картину возникновения новых форм держания земли. К самой ранней, возникшей еще в VII в. относят такую форму землевладения, как прекарий. Правда, средневековый прекарий не имеет ничего общего с одноименным институтом римского права. По сути это была фиктивная сделка но смене титульного собственника земли. Собственник заключал договор купли-продажи с ближайшим монастырем, что продает ему свою землю. Цена сделки была исключительно символическая. Монастырь тут же уступал только что купленную землю прежнему владельцу, но на правах пожизненной и наследуемой аренды, также за исключительно символическую цену. Выражение «символическая цена» необходимо понимать буквально. Например, аббату монастыря показывали золотую монету, или же трясли у него над ухом монетами в кошельке, или же давали понюхать жареного каплуна и т.д. Вид, звон и запах и были уплаченной ценой. Причем довольными оставались обе стороны - Монастырь тем, что приобретал нового слугу, собственник - что приобретал покровителя. В тех суровых условиях именно монастыри оставались островками житейского благополучия и мира.

Со временем стали различать несколько видов прека- рия. Так, precaria data представлял собой раздачу церковных земель держателям на определенный срок - пять лет, но с правом пролонгации. Собственно, precaria oblata - получение от собственника земли с ее возвратом ему обратно, но уже с существенным приращением церковной.

Бенефиций является вторым по времени своего возникновения видом феодального землевладения. Время его возникновения относят к VIII в. Из названия этого института (от лат. beneficium - «благодеяние», «милость») явствует, что он представлял собой данное во временное пользование имущество в знак платы за оказанную услугу службу. Поскольку служба эта была в основном военная, различали прежде всего beneficium militaris, которым вознаграждались воины. Исторически бенефиций возникает из повсеместной раздачи Каролингами поместий воинам, которые предназначались к несению конной службы. Именно таким образом создавалась рыцарская конница. Неудобство бенефиция, прежде всего, для вассалов заключалось в его срочности. Согласно принципу nullum officio sine beneficium бенефиций отбирался, как только прекращалась служба, за которую он был дан. Поэтому вассалы стремились всеми правдами и неправдами превратить бенефиций хотя бы в пожизненное владение, что со временем удается. Так появляется феод.

Феод (лен) есть уже не только пожизненное, но и наследуемое владение: «Когда же Конрад отправлялся в Рим, вассалы, состоявшие на его службе, просили, чтобы он обнародованием особого закона соизволил передавать феод внукам по сыну...» (LF . I. 1 § 2). Владение феодом продолжалось даже тогда, когда вассал не нес уже непосредственной военной службы, ему достаточно было уплачивать для этого только щитовые деньги. Прекращение владения феодом могло состояться только в случае consolidatio (см. выше).

Особой разновидностью феодального землевладения был чинш или цензива (от лат. census - имущественный ценз, подать, уплачиваемая цензовиком). Согласно своему рангу это был один из низших видов землевладения. Чиншевик продолжал оставаться быть лично свободным, поскольку обременение лежало не на нем лично, а на его участке. Господин мог согнать с земли чиншевика только в строго определенных случаях и при соблюдении целого ряда формальностей: SLandrecht. II. 59 § 1. Брактон, описывая «glebae ascripticii», говорит о них: «Они пользуются привилегией не быть удаленными с земли до тех пор, пока способны вносить платежи, кои должны, независимо от того, в чьи руки королевское поместье может перейти» }

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то