Государственная религия в хазарском каганате. Какие народы являются потомками хазар. Рюрик - великий князь русский

В VII-X веках государство кочевых хазар занимало обширные территории от Средней Азии и Северного Кавказа до современных Украины, Крыма и Венгрии. В нем проживали самые разные народы, исповедовавшие различные религии - от монотеистических христианства, ислама и иудаизма до язычества, тенгрианства и шаманизма. Чем же была вызвана такая удивительная религиозная толерантность и веротерпимость хазарского государства?

Веротерпимость Хазарского каганата

Действительно, практически все остальные страны, окружавшие Хазарский каганат, придерживались одной монотеистической государственной религии и с большим трудом принимали религиозные меньшинства, проживавшие на их территориях. В Хазарии же все было иначе: многочисленные источники сообщают о религиозном плюрализме и веротерпимости этого государства. Так, по сообщениям мусульманского автора ибн Русте, правитель дагестанской области Сарир, входившей в состав каганата, по пятницам ходил молиться в мечеть, по субботам в синагогу, а по воскресеньям в церковь. Географ Гардизи добавлял, что так делали и остальные жители Сарира. К данному сообщению следует отнестись скорее как к историческому анекдоту, показывающему, тем не менее, степень религиозной толерантности хазарского государства.

А вот уже более подробное описание судебной системы хазар у арабского географа Х века Абуль-Хасана аль-Масуди: «В хазарской столице по правилу семь судей (кади); два из них для мусульман; два - для хазар, которые судят в соответствии с Торой; два - для христиан, которые судят в соответствии с Евангелием; и один для саклабов, русов и других язычников, который судит согласно языческому [обычаю], т. е. по велению разума».

Далее Аль-Масуди подробно описывает, какие именно религии исповедовали различные слои населения Хазарии. Иудаизм, по его сведениям, был религией достаточно ограниченного, однако максимально влиятельного меньшинства: его придерживалась хазарская знать, царь, его свита и хазары царского рода. Большинство населения страны было мусульманами, из которых и состояло в основном войско Хазарии; они были также известны под названием «ал-ларисийа» или «арсийа».

Язычниками в Хазарии, по сведениям Масуди, были славяне (по-арабски «сакалиба») и русы. Под «русами» имелись в виду, несомненно, варяги с территории северной и центральной Руси. Географ пишет следующее об их языческих обычаях: «Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями, утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают». Русы и славяне также служили в войске хазарского правителя.

Из других источников мы знаем, что язычество в форме тенгрианства исповедовали преимущественно тюркские обитатели каганата, в особенности савиры и сами хазары (за исключением правящей аристократии). Обожествляя солнце, гром, огонь и воду, главным они считали бога неба и солнца - Тенгри (хана). Богам поклонялись в капищах и священных рощах, принося в жертву лошадей.

Какая религия была главной?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. С конца VIII - начала IX веков религией хазарской аристократии становится иудаизм. Однако, насколько сильно он был распространен среди всего населения каганата, сказать сложно. По мнению таких исследователей этой темы, как Б. Заходер и В. Минорский, иудаизм был религией лишь хазарской аристократии, т. е. кагана и его окружения. О распространении иудаизма в Хазарии исключительно среди правящей элиты и аристократии также говорит и полное отсутствие каких-либо археологических памятников с выраженной иудейской символикой на территории каганата. Не найдены ни упоминающиеся в документах синагоги, ни религиозные школы, ни погребения, ни граффити, ни какие-либо другие свидетельства об исповедовании хазарами иудаизма.

Мусульманские источники (аль-Истахри, ибн Русте, ибн Хаукаль и др.) пишут о том, что большинство жителей Хазарии исповедуют христианство и ислам. Приведем выдержку из аль-Истахри (около 950 года): «Царь их - еврей [иудей]. У него около 4000 пешего войска. Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане большинство; однако царь и его придворные - евреи; простой народ состоит главным образом из язычников».

При этом, по мнению аль-Масуди, войско хазар состояло в основном из мусульман, христиан и отчасти язычников (славян и варягов-русов). По сведениям других авторов, среди тюркских народов каганата большинство язычников составляли тенгриане, поклонявшиеся богу неба Тенгри.

Насколько веротерпимо было хазарское государство?

Несмотря на вышеуказанную общую атмосферу веротерпимости, безусловно, между представителями различных религий каганата случались и конфликты. К примеру, мусульманский географ ал-Йакут писал о том, что хазарский царь велел разрушить минарет в городе Итиле и казнил местных муэдзинов в ответ на разрушение мусульманами синагоги в Дар аль-Бабунадж. Или можно вспомнить жестокое подавление хазарами около 787 года восстания Иоанна Готского в христианской области Готия в Крыму. Однако, эти межрелигиозные конфликты были скорее исключением, чем правилом.

Чем была обусловлена веротерпимость хазар?

Какое объяснение можно найти данной, достаточно удивительной для сурового средневекового менталитета, толерантности по отношению к другим религиям? Исследователь О. Б. Бубенок предположил, что религиозную толерантность хазар можно объяснить поликонфессиональностью и равнодушием к вопросам религии, свойственным для кочевых народов средневековья. Однако к IX-X векам жители Хазарского каганата уже были фактически оседлыми народами, жившими преимущественно в городских центрах и, помимо военной деятельности, занимавшимися земледелием, торговлей и ремеслом.

Другие исследователи дают иное объяснение этому феномену. Дело в том, что, по обычаям тех времен, религию надо было принять от центров религиозной пропаганды других государств - признавая тем самым эти государства в качестве своих патронов. Вспомним, к примеру, что византийский император потребовал вассальной зависимости от русского князя Владимира в качестве услуги за обращение русов в православную веру, и, чтоб избежать этого, Владимир начал свой знаменитый поход против Византии, захватив средневековый Херсон. По этой причине принятие христианской религии в качестве единственной веры государства значило бы для хазар попасть в вассальную зависимость от Византии или Рима, в то время как принятие мусульманства - зависимость от арабского халифата. С иудаизмом было проще - его можно было принять, не становясь вассалом ни одного другого государства. Что и сделала правящая верхушка хазар, сохранив при этом также и другие религии в качестве допустимых и не преследуемых государством. Поэтому на территории каганата и смогли уживаться такие разноплановые религии, как раввинистический иудаизм, византийское христианство, шиитский ислам, тенгрианское язычество и шаманизм.

Подобного религиозного плюрализма не знала, пожалуй, ни одна крупная держава того времени. Возможно, впрочем, что именно отсутствие консолидирующего фактора в виде единственной государственной религии стало одной из основных причин падения каганата в Х веке.

Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

Великая степь, протянувшаяся на тысячи километров с востока на запад Евразийского континента, знала за свою историю не одно государство, размещённое на его просторах, основанное кочевыми народами. Одним из таких государств был Хазарский каганат, который по своей популярности может соревноваться у любителей истории разве лишь с Монгольской империей и империей Аттилы.

Территория Хазарского каганата на карте обозначена на междуречье среднего и нижнего течения Днепра и Волги. На пике своего развития это государство включало в себя также Западный Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Многие сопредельные племена облагались хазарами данью. Но стабильных, чётко обозначенных границ эта страна, основанная кочевым народом, никогда не имела.

Возникновение страны, местоположение столицы

Хотя хазары упоминаются в письменных источниках ещё с 555 г., но образование раннефеодального Хазарского государства состоялось только в середине VII века на обломках Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная область Северного Кавказа, где сейчас находится Дагестан. Здесь и возникло первое объединение хазарских племён, власть в котором сохранили тюрки из династии Ашина.

Хазарское государство управлялось в разные периоды своей истории из двух столиц. Сначала это был город Семендер, расположенный на территории их исторической родины. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на Нижней Волге. Он был разрушен в 965 г., во время завоевания страны киевским князем Святославом.

Экспансия на юг, войны с арабами

Наивысшего развития Хазария достигла в VII - VIII вв. Разделив с Волжской Булгарией территорию Западно-Тюркского каганата, хазары со временем подчинили булгар себе . Таким образом, возникло государство, ставшее на несколько столетий заслоном на пути неконтролируемой экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, до самого разрушения его русами.

В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.

В первой половине VIII ст. между Халифатом и Каганатом шла почти беспрерывная война, которая окончилась отказом арабов от притязаний на Северный Кавказ. Каганат сохранил независимость, заслонив собой Европу от арабов и оттянув их силы от Византии. В дальнейшем отношения Каганата с Византией переросли в союзнические и были в 732 году скреплены династическим браком дочери кагана с будущим императором Константином V.

Принятие иудаизма, падение государства

За время своего существования этот народ не был приверженцем одной и той же религии. Вначале религией хазар было тангрианство - традиционное языческое верование кочевников-азиатов, земным воплощением которого считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных воззрений, более подходящих к усложнившейся общественной структуре.

Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:

  • христианства;
  • ислама;
  • иудаизма.

Все три конфессии сосуществовали здесь мирно, без религиозных конфликтов. Проникновение новых верований на территорию каганата не было одновременным. Сначала - ещё в VII в. - это было христианство. Знакомству с исламом способствовали арабо-хазарские войны. Намного позже, уже во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории исчезнувшей к тому времени Хазарии.

Иудаизм проник в Хазарский каганат последним и в результате постепенной иудаизации общества стал на заключительных этапах существования государства его основной религией. Стать по-настоящему господствующей она не успела из-за падения каганата в X в.

К этому времени рядом с Хазарией уже динамично развивались другие государства: Волжская Булгария, государство Саманидов, по-прежнему была сильна Византия. Все они представляли реальную угрозу для существования страны. Но решающую роль в уничтожении Хазарского каганата сыграли русы. В 964−969 гг. князь Святослав совершил несколько походов в Хазарию, во время последнего из них уничтожив обе - старую и действующую (Семендер и Итиль) - её столицы. Последняя дата считается конечной в существовании независимой Хазарии.

Государственное устройство

Хазария, изначально являвшаяся кочевым ханством, структуру управления позаимствовала от Тюркского каганата. Главой государства был каган, который не имел в своём распоряжении аппарата принуждения и должен был полагаться лишь на сакральный смысл своего титула и умение распределять военную добычу. Бюрократическую структуру хазары переняли у своих более развитых соседей.

Отдельные зависимые территории имели самоуправление и были обязаны лишь исправно выплачивать Хазарии дань и принимать участие в военных походах. В начале IX в. в Хазарии была установлена система двойного правления.

За спиной языческой династии каганов встал исповедующий иудаизм клан Буланидов, который сосредоточил в своих руках реальную власть, оставив царю формальные ритуалы.

Экономическая структура

Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.

Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:

  • ополчения;
  • конной гвардии.

Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле . Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения - ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Кроме тяжёлой конницы, армия состояла из наёмных отрядов русов и славян, всадников, которых должны были выставлять вельможи, классического ополчения, которое выставляли зависимые племена.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы - небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.

Русь и Каганат

Третьего июля 968 года князь Святослав положил конец существованию Хазарского Каганата

.

Столицей Хазарии был годод Эдель (יטל), в современной литературе чаще всего транскрибируемый как Итиль. Слово это переводится с древнееврейского языка как мыт – таможенный сбор с проходящих мимо судов и караванов. Прежним названием Итиля было Хамлых. Итилем Халмых стал лишь после переноса в него хазарской столицы, состоявшегося после захвата арабами города Семендер. Находился Итиль в дельте Волги на месте современного села Самосделка в Астраханской области, где сейчас идут раскопки бывшей хазарской столицы. Главная, центральная часть городища располагалась на острове, вытянутом вдоль старого ныне высохшего русла Волги.

Хазария не создавала богатства, а лишь присваивала чужое. Хазары кормились и одевались за счет соседних народов, изнуряя их данями, разбойничьими набегами, торговыми пошлинами. В городе Итиле пересекались торговые пути, а самим хазарам нечего было предложить иноземным купцам, кроме рабов да белужьего клея.

Из Китая в Европу, по которому в обмен на золото и европейские товары в Европу ввозился шёлк. По Чёрному морю и Дону шёл отрезок Великого шелкового пути, поставлявшего шелк, пряности и предметы роскоши из Китая в Византию.
Из Биармии (Великой Перми) в Багдадский халифат через Волгу и Каспий, по которому обменивали меха на серебро.
У немцев хазары закупали рабов-славян, захваченных в завоёванных ими славянских землях, с последующей перепродажей в мусульманские страны. Путь «из немцев в хазары» через Регенсбург, Прагу, Краков и Киев обеспечивал выход хазарам на рынки Западной Европы.

На рынках Итиля торговали болгарскими соболями, русскими бобрами и лисицами, мордовским медом, хорезмскими тканями, персидской посудой, византийским оружием. Из рук в руки переходили серебряные монеты с непонятными хазарам надписями. Основную же прибыль хазары имели от работорговли. Они заказывали венграм и печенегам захват в рабство русских крестьян и продавали рабов в христианскую Византию и мусульманские Хорезм и Персию. Для исповедовавших тенгрианство коренных хазар-кочевников, давших имя каганату, еврейский город Итиль был только местом временного обитания. С наступлением весны они уходили со своими юртами и стадами в степи, на знаменитые Черные земли в долине реки Маныча, к Дону и к Волге, и кочевали там до осени. Каган жил в большом кирпичном дворце, построенном на острове; с остальным городом остров соединялся только мостом, возле которого всегда стояла стража. Только управитель дворца – кендер-каган – и привратник-чаушиар удостаивались чести лицезреть Кагана. Даже царь, предводитель войска и полновластный правитель Хазарии, допускался во дворец лишь изредка. Остальным людям запрещалось приближаться к красным дворцовым стенам.

Только трижды в год Каган нарушал своё уединение. На белом коне он проезжал по улицам и площадям столицы, а позади ровными рядами следовали гвардейцы-нохчи. Смотреть на кагана запрещалось. Тех, кто нарушал этот запрет, чечены тут же протыкали копями.
Тем не менее, к моменту падения каганата в Хазарии сложилась система двойного правления, при которой военную власть осуществляли беки, а за каганами остались жреческие функции и номинальное главенство. Исполнительную власть осуществлял царь-пех. Последним царём каганата был Иосиф бен Аарон. Иосиф разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения.


Однако мало кому знаком тот факт, что некоторое время Русь была под игом Хазарии, а деятельность киевского князя контролировал хазарский тудун . Нет, хазары не завоёвывали Русь. Просто-напросто, киевские купцы задолжали хазарским ростовщикам, и вынудили князя расплатиться за них независимостью государства. Киев платил хазарам дань не только дань деньгами, но и дань мечами , то есть, воинами. Славяне поставляли хазарам довольно крупные воинские подразделения, и если они терпели поражения, то воинов казнили.

Тудуны были фактическими правителями Киева подобно тому, как в самой Хазарии от имени номинального тюркоязычного каган а власть осуществлял еврейский кагал , в лице человека, именуемого по-тюрксики бек , а по-еврейски ха-мелех . Первым тудуном стал в 839 году хазарский воевода Алмус.

Одним из таких тудунов был и знаменитый Дир, убитый Вещим Олегом вместе с князем Аскольдом во время захвата Киева в 882 году. После этого Олег ещё два года воевал с хазарами и до самого 939 года избавил Русь от их власти.

Однако в том самом 939 году хазарский воевода Песах устроил засаду возвращающемуся из похода русскому войску, разбил его, после чего разорил Киев и восстановил на Руси хазарское господство. Князья снова стали данниками Каганата. Именно для того, чтобы выплатить дань Каганату, Игорь устраивал полюдье – собирал дань с подвластных Киеву славянских племен.

И вот наступила осень 945 года. Князь Игорь только что выплатил хазарам очередную дань, но в этот раз размер дани хазары сочли недостаточной. Пришлось Игорю снова идти по людям и заново добывать мед и шкурки для хазарской дани. Так он снова явился в землю древлян, где и был убит.

У этого события есть и другая версия. По этой версии древляне убили Игоря по наущению хазар. Дело в том, что за год до этого Игорь, с 941 по 944 год воевавший с Византией по требованию Каганата, неожиданно помирился с Империей и заключил с ней пакт о ненападении. Этот пакт был дополнен секретным протоколом о разделе между Русью и Империей Крыма и Северного Причерноморья.

В тот период правил в древлянской земле князь Мал. Скорее всего, это славянское искажение иудейского имени Малх, означающего «царь». Слово это одного корня с упомянутым уже ха-мелехом. Вероятно, его мать была хазарянкой. Этот самый Малх и заманил в засаду дружину Игоря.

Воин Каганата

У древних славян был такой обычай: если кто князя убьет, тот князем и становится. Так рассчитывал сделать и Малх. Убив князя, он намеревался забрать себе во владение всё, что тот имел, включая жену Игоря Ольгу, но та не собиралась становиться женой какого-то Малха, человека, убившего ее мужа. Поэтому, разыграв комедию со свадьбой, Ольга перебила всех этих древлян вместе с их князем.

Впоследствии Ольга пыталась заручиться поддержкой Византии в борьбе с Каганатом, но греки поставили условием крещение. Ольга его приняла. Принять православие она советовала и Святославу, но он ей ответил: «Како аз хочу ин закон приняти един? А дружина моя сему смеятися начнут». В переводе на нынешний язык это звучит так: «Ты чё, мать, меня же мои пацаны заприкалывают».

Несмотря на крещение Ольги, помощь от Византии так и не пришла, и повзрослевшему Святославу пришлось рассчитывать только на свои силы.

В конце концов, 3 июля 968 года князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую армию и стер с лица земли Итиль, Семендер и другие хазарские города, а всё хазарское золото было сброшено в Волгу, так как дружинникам Святослава было, что называется, западло брать себе богатство, нажитое на торговле людьми. Выражение «деньги не пахнут» было в те времена, по всей видимости, еще незнакомо нашим предкам.

После разгрома Хазарии нашими славными предками в одном из её осколков образовалось с центром в первой столице Хазарии Семендере рядом с расположенной теперь в Чечне нынешней станицей Шелковской. Другой осколок иудейской Хазарии - хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.
Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.

Большинство источников о Хазарском каганате в первую очередь освещают политическую историю, несколько слабее — хозяйство. Что же касается культуры, то в наибольшей степени затрагиваются вопросы идеологии и почти ничего не известно о других ее аспектах. Хазары не оставили нам литературных произведений, религиозных трактатов, исторических хроник. Поэтому мы вынуждены прибегать к разрозненным данным средневековых авторов и археологическим материалам. Пожалуй, наиболее освещен идеологический аспект хазарской культуры. Выше уже говорилось, что хазары представляли собой этнос, сложившийся в результате слияния различных племен, как издавна обитавших в Предкавказье, так и пришедших сюда с Востока. Это наложило отпечаток и на религию хазар. Первоначально хазары были язычниками (большая их часть таковыми и осталась впоследствии). В верованиях хазар прослеживаются все виды первобытных форм религии. Древние тотемические верования сохранялись в легендах о происхождении хазар. Со времен вхождения хазар в гуннскую конфедерацию у них существовала легенда о божестве в образе оленя, увлекшего за собой охотников и приведшего племя на новые земли. Один из известнейших правителей Хазарии носил имя Булан (олень, лось). Эта легенда явно характерна для лесных племен, каковыми были финноугры.

Другая легенда — о происхождении тюрок. Когда враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. От го-лодной смерти (ибо у него были отрублены ноги и руки) его спасла волчица. Когда мальчик подрос, волчица родила от него в горах Алтая 10 сыновей, которые взяли себе жен из Турфана. Одним из них и был предок тюркютского рода Ашина. Кстати, Ашина означает «благородный волк». На знаменах тюркютских ханов также изображалась золотая волчья голова. Сразу же надо заметить, что по-читание волка как прародителя не является открытием тюрок. Они несомненно заимствовали этот культ у индоиранских кочевников (как. впрочем, и скотоводческий уклад), о чем свидетельствует широкое распространение подобных сюжетов именно у индоевропейских народов.3 О языческих верованиях населения Хазарии достаточно подробные сведения сообщает Моисей Каганкатваци. Савиры «приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались им удивительными». Упоминает он и священные деревья, у которых приносились в жертву кони, кровь которых поливали вокруг священных деревьев, а голову и кожу вешали на сучья. Средневековые авторы упоминают ритуальные поединки обнаженных мужчин во врем похоронных обрядов. Поклонение деревьям и ритуальные бои, пожа-луй, наиболее характерны для финно-угорской традиции. Интересно, что сюжеты ритуальных поединков или плясок встречаются как на меловых блоках Маяцкого городища, так и на серебряных сосудах из святилищ хантов и манси.

Важнейшее место в язычестве населения Хазарии играл культ огня. Характерен он был как для ираноязычных кочевников, так и для находившихся под их сильным культурным влиянием тюрок. Наиболее ярко огненный культ проявляется в погребальном обряде, где присутствует угольная подсыпка, либо полноценный обряд трупосожжения. Верховным служителем огня являлся каган. По сви-детельству Бахри, до обращения в иудаизм каган хазар был магом, т.е. огнепоклонником и жрецом огня. Анонимный автор «Ахбар аз-За-ман» (IX-нач. Х в.) приводит уникальное описание обряда, осуществ-ляемого каганом: «Для царя у них наступает день, когда разводят огромный огонь. Он идет к нему, и стоит возле него, и смотрит на него, и разговаривает, издавая рычание, и поднимается огромный огонь. Если он зеленого цвета — будет дождь и плодородие, и если он белого цвета — то засуха, и если он красного цвета — будет кровопролитие, если он желтого цвета — то болезни и чума, а если он черного цвета — это указывает на смерть царя или его дальнее путешествие…».

Огонь выполнял и очистительную функцию. Во время посольства византийца Земарха к тюркютскому кагану, он подвергся процедуре очищения огнем. Верховным же божеством язычников хазар был Нон-Тенгри (Голубое небо) или Тенгри-хан — олицетворяющим солнечный свет, небесную божественную энергию. Несомненно, обожеств-лялась и земля. Упоминаемые в источниках служители языческого культа чаще всего именуются колдунами. И действительно, помимо жреческих обязанностей, они выполняли важную функцию вызывателей дождя, причем как в целях чисто хозяйственных, так и в каче-стве способа воздействия на противника в случае войны.

В период, когда власть в Хазарии переходит в руки шада, сакральные функции кагана приобретают доминирующее значение. Ему воздаются божественные почести, и в то же время в случае бед-ствий (засуха, неурожай, неудачная война) кагана убивали, как потерявшего божественную силу.

Однако в условиях соседства каганата со странами, где господство-вали монотеистические религии, неизбежно было проникновение их в хазарские земли. Этому процессу способствовали не только широкие политические и торгово-экономические связи страны, но и развитие классовых отношений, а также значительная веротерпимость хазарской языческой верхушки, так как для язычества вообще характерно уважение к чужим богам. Первым в Хазарию проникает христианство. Это обусловлено как тесными политическими контактами с Византией, так и связями с Закавказьем, где эта форма религии утвердилась в Армении и Грузии. Христианские миссионеры в VII в. успешно осваивали Азербайджан и проникали в хазарские пределы. Наиболее заметной в этом плане была деятельность епископа Исраэла в 80-х гг. VII в.

Однако христианство не смогло утвердиться в Хазарии из-за противодействия правящей верхушки, опасавшейся усиления византий-ского влияния. Из-за Дербента и через Среднюю Азию в каганат вме-сте с мусульманскими купцами проникает ислам. Поражение хазар от арабов в 737 г. привело к тому, что каган вынужден был дать согласие на свой переход в ислам. И все же не христианство и не ислам становятся идеологией, которую приняла верхушка каганата. Из монотеис-тических религий был избран иудаизм, что, по мысли правителей Хазарии, обеспечивало идеологическую и политическую независимость от Константинополя и Багдада. Иудаизм исповедовали царь, ка-ган, окружение царя и его род. Царь и каган обязательно должны были быть иудеями по религии. Однако даже среди родичей кагана не все были приверженцами иудаизма. Истахри сообщает о юноше — торговце хлебом, который являлся ближайшим претендентом на должность кагана (по родовитости), но не был избран, поскольку был мусульманином и не изменил веры. О широком распространении иудейской веры в Хазарии даже в X в. не приходится говорить. Большинство источников упоминает иудеев только на третьем месте, после мусульман и христиан. Между народом и правителями легла непроходимая пропасть. Не приняли новую религию и многие представители знати, что привело к смуте, жертвами которой стали цари-иудаисты Обадия, Езекия и Манасия. На международной арене подобный шаг также не мог принести ничего, кроме вражды соседей. Принятие иудаизма верхушкой кага-ната настолько нелогично, что Л.Н. Гумилев даже высказывает мысль о перевороте, в результате которого к власти пришли иудеи, а не принявшие иудаизм хазары. Новая религия не смогла решить задачу консолидации полиэтничной державы хазар, что, вкупе с процессом феодализации и усиления знати, привело к внутренней слабости державы и ее гибели под ударами извне. Более чем трехсотлетнее существование этой империи не могло не оказать влияния на судьбы народов данного региона. Каганат был первым классовым государством в Восточной Европе. В течение длительного времени он играл важную роль в политике государств, чьи интересы сталкивались в Кавказском регионе. Еще в дореволюционной русской историографии Хазария получила важную оценку как барьер на пути кочевых племен, позволивший славянам в VII-IX вв. колонизировать значительные территории Восточной Европы. В рамках каганата происходит процесс быстрого классообразования у подвластных народов, складываются племенные княжения славян (поляне и северяне), образуется Волжская Болгария (в будущем сильнейшее государство на Волге). Русские летописи практически не упоминают конфликтов славян со степью в период расцвета каганата (VII-нач. IX в.), но и в более поздний период угроза со стороны хазар значительно ослабляла воинственные устремления диких кочевых племен, например, печенегов. Неслучайно первый титул русских кня-зей, уравнивающий их с соседними владыками, был «каган» — так велико было обаяние политической мощи Хазарии. Именно в период существования каганата Волга впервые превращается в важнейший торговый путь Восточной Европы. Кстати, после гибели Хазарской державы этот путь почти на двести лет теряет свое значение. В период каганата земледельческая культура проникает в ранее слаборазвитые районы Подонья и Поволжья. Даже культура виноградарства в Восточной Европе, и та начинается с Хазарии.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то