Первобытные формы определения времени. Профессор знаев Календарь робинзона

Конспект урока по окружающему миру Класс: 3. Тема: Волшебный клубочек (разработка маршрута движения Робинзона Крузо). Программа: РО Д.Б.Эльконина / В.В.Давыдова. Тип урока: урок постановки частных задач. Цель: ­отработать умение составления маршрута движения (на примере оставления маршрута движения по острову Робинзона Крузо). Задачи: а) личностные: ­осознание себя членом коллектива - класса; б) предметные: ­владение базовым понятийным аппаратом; ­умение составлять маршрут своего летнего утешествия (домашнее задание) и «читать» его; ­умение составлять маршрут движения Робинзона Крузо, находя необходимую информацию в разных источниках (учебник, РТ); ­умение строить календарь (засечки на дереве); в) метапредметные: ­осознание правил и норм взаимодействия с одноклассниками и учителем; ­умение оценивать ответы других, аргументировать собственную точку зрения; ­умение работать с текстом, находя необходимую информацию; ­умение делать выводы по проделанной работе. Ход урока ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1. Мотивация к учебной деятельности ­Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Нам весело живётся, Мы песенку поём, И в песенке поётся О том, как мы живём... ­Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок? ­С чего начинается любое путешествие? ­Каким образом будете выступать. У нас очень много работы и наверняка много желающих рассказать свой маршрут летнего путешествия. Мы поступим следующим образом, в начале урока выступят по 2 человека с каждого ряда. Потом поработаем с учебником и рабочей тетрадью и оставшуюся часть урока посвятим остальным маршрутам. ­Как будете выступать со своими маршрутами? ­О путешествиях. ­С выбора маршрута, с составления маршрута … ­Рассказываем начало путешествия, как и каким образом передвигались до места отдыха. Выступают несколько человек с сообщениями о маршруте отдыха. 2. Анализ условий решения задачи ­Поработаем с книгой. Откройте учебник на стр.4. Прочитайте самостоятельно текст. После прочтения ответьте на вопросы после текста. ­Прочитайте и ответьте на 1 вопрос. ­Прочитайте 2 вопрос. Читают. ­Что помешало встрече? Ответ: Вася описал не точный маршрут, по которому Арсений должен был прийти к нему в гости. ­Как можно было бы улучшить описание маршрута, сделанное Васей? Ответ: назвать точный адрес; либо описать дом поточнее и то, что рядом с ним ­Какова последовательность действий при записи маршрута? ­Вы соблюдали её, когда составляли маршрут своего путешествия? находиться. ­Отметить начало и конец маршрута; отметить важные выделяющиеся места по пути следования из начального пунката в конечный пункт. ­Да. 3. Собственно решение задачи, совершенствование старого способа действий ­Ребята, назовите имя самого известного в мире путешетсвенника? ­Может быть кто­то знает автора произведения о путешествиях Робинзона? ­Кто расскажет, какая история приключилась с Робинзоном? ­О том, что же произошло с Робинзоном дальше, рассказывать не будем. Пусть это будет маленьким секретом, и кто захочет его узнать, должен будет взять книгу в библиотеке и самостоятельно познакомиться с произведением. ­Кого сейчас называют Робинзоном? ­Сегодня вам предстоит составить план путешествия Робинзона. Откройте тетрадь на стр.6. Прежде чем составлять маршрут Робинзона прочитайте отрывок из повести о Робинзоне в учебнике на стр.5. ­Теперь прочитайте информацию, которую сообщает нам Робинзон в тетради на стр.6. ­Что перед вами изображено? ­Что вы можете сказать о маршруте нашего героя? ­Что необходимо вам сделать? ­Итак, начнём. ­Выполнили задание Робинзона? ­Что ещё необходимо сделать? ­Как его необходимо построить? ­Теперь, в оставшееся время выслушаем ваши ­Робинзон Крузо. ­Даниэль Дефо. ­Корабль, на котором плыл Робинзон, потерпел кораблекрушение. Моряк оказался на необитаемом острове совсем один... ­Одиноких путешественников. Читают вслух. Читают вслух. ­Вероятно, здесь необходимо записать маршрут движения Робинзона Крузо. ­Во время прибытия на остров Робинзон сделал 5 остановок. ­Написать условные названия остановок. ­Первая остановка - 30 сентября 1659 года, Остров Отчаяния. Вторая остановка - гряда возвышенностей. Третья остановка - равнина перед холмлм. Четвёртая остановка - склон холма. Пятая остановка - вершина холма. ­Нет. ­Нарисовать календарь, по которому жил Робинзон. ­По описанию на стр.7. Строят. маршруты летних путешествий. 4.Рефлексия ­С кем сегодня на уроке вы путешествовали? ­Какие умения на уроке Робинзон помогал отрабатывать? ­Ваше домашнее задание - РТ, стр.5, задание 1Б (заполнить таблицу). ­С Робинзоном Крузо.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 1 главы
Робинзон Крузо с раннего детства любил море. В восемнадцать лет, 1 сентября 1651 года, он вопреки воле своих родителей вместе с приятелем отправился на корабле отца последнего из Гулля в Лондон.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 2 главы

В первый же день корабль попадает в бурю. Пока герой мучается от морской болезни, он даёт обещание никогда больше не покидать твёрдой земли, но как только наступает штиль, Робинзон тут же напивается пьяным и забывает про свои клятвы.

Стоя на якоре в Ярмуте, корабль тонет во время сильнейшего шторма. Робинзон Крузо вместе с командой чудом избегает смерти, но вернуться домой ему мешает стыд, поэтому он отправляется в новое путешествие.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 3 главы

В Лондоне Робинзон Крузо знакомится со старым капитаном, который берёт его с собой в Гвинею, где герой выгодно обменивает побрякушки на золотой песок.

Во время второго путешествия, совершённого после смерти старого капитана, между Канарскими островами и Африкой на корабль нападают турки из Салеха. Робинзон Крузо становится рабом капитана пиратов. На третий год рабства герою удаётся бежать. Он обманывает присматривающего за ним старого мавра Исмаила и выходит в открытое море на хозяйской шлюпке вместе с мальчиком Ксури.

Робинзон Крузо и Ксури плывут вдоль берега. Ночью они слышат рёв диких зверей, днём высаживаются на берег, чтобы добыть пресную воду. В один из дней герои убивают льва. Робинзон Крузо держит путь на Зелёный мыс, где надеется встретить европейский корабль.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 4 главы

Робинзон Крузо с Ксури пополняют запасы провизии и воды у дружелюбных дикарей. Взамен они отдают им убитого леопарда. Через какое-то время героев подбирает португальский корабль.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 5 главы

Капитан португальского корабля покупает у Робинзона Крузо вещи и в целости и сохранности доставляет его в Бразилию. Ксури становится моряком на его корабле.

Робинзон Крузо четыре года живёт в Бразилии, где занимается выращиванием сахарного тростника. Он обзаводится друзьями, которым рассказывает о двух путешествиях в Гвинею. Как-то раз они приходят к нему с предложением совершить ещё одну поездку с целью обмена безделушек на золотой песок. 1 сентября 1659 года корабль отплывает от берегов Бразилии.

На двенадцатый день плавания, после пересечения экватора корабль попадает в бурю и садится на мель. Команда пересаживается на шлюпку, но и та идёт ко дну. Робинзон Крузо оказывается единственным спасшимся от смерти. В начале он радуется, затем оплакивает погибших товарищей. Ночь герой проводит на раскидистом дереве.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 6 главы

Утром Робинзон Крузо обнаруживает, что буря прибила корабль ближе к берегу. На судне герой находит сухие запасы провизии и ром. Из запасных мачт он строит плот, на котором перевозит на берег корабельные доски, съестные припасы (еду и алкоголь), одежду, инструменты плотника, оружие и порох.

Взобравшись на вершину холма, Робинзон Крузо понимает, что находится на острове. В девяти милях к западу он видит ещё два небольших островка и рифы. Остров оказывается необитаемым, населённым большим количеством птиц и лишённым опасности в виде диких зверей.

В первые дни Робинзон Крузо перевозит вещи с корабля, строит из парусов и жердей палатку. Он совершает одиннадцать рейсов: забирая в начале то, что может поднять, а затем разбирая на части корабль. После двенадцатого заплыва, во время которого Робинзон увозит с собой ножи и деньги, на море поднимается буря, поглощающая остатки корабля.

Робинзон Крузо выбирает место для постройки дома: на гладкой, тенистой полянке на скате высокого холма, с которого открывается вид на море. Установленную двойную палатку герой окружается высоким частоколом, преодолеть который можно только с помощью лестницы.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 7 главы

Робинзон Крузо прячет съестные припасы и вещи в палатке, превращает углубление холма в погреб, две недели занимается тем, что рассортировывает порох по мешочкам и ящичкам и прячет его в расселинах горы.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 8 главы

Робинзон Крузо устанавливает на берегу самодельный календарь. Человеческое общение ему заменяет компания корабельной собаки и двух кошек. Герою остро не хватает инструментов для земляных и швейных работ. Пока у него не иссякают чернила, он делает записи о своей жизни. Над частоколом вокруг палатки Робинзон работает год, отрываясь каждый день только на поиски пищи. Периодически героя посещает отчаяние.

Через полтора года Робинзон Крузо перестаёт надеяться на то, что мимо острова пройдёт корабль, и ставит перед собой новую цель – как можно лучше обустроить свою жизнь в текущих условиях. Над двориком перед палаткой герой делает навес, со стороны кладовой выкапывает чёрный ход, ведущий за пределы ограды, мастерит стол, стулья и полки.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 9 главы

Робинзон Крузо начинает вести дневник, из которого читатель узнаёт, что ему всё-таки удалось смастерить из «железного дерева» лопату. С помощью последней и самодельного корыта герой и выкопал свой погреб. Как-то раз пещера обвалилась. После этого Робинзон Крузо стал укреплять сваями свою кухню-столовую. Время от времени герой охотится на коз и приручает раненого в ногу козлёнка. С птенцами диких голубей такой номер не проходит – они улетают сразу же, как только становятся взрослыми, поэтому в дальнейшем герой берёт их из гнёзд для еды.

Робинзон Крузо жалеет о том, что ему не удаётся сделать бочонки, а вместо восковых свечей приходится использовать козий жир. Однажды он натыкается на колосья ячменя и риса, которые проросли из вытряхнутого на землю птичьего корма. Первый урожай герой оставляет на посев. Небольшую часть зёрен он начинает использовать для еды только на четвёртый год жизни на острове.

Робинзон попадает на остров 30 сентября 1659 года. 17 апреля 1660 года происходит землетрясение. Герой понимает, что больше не может жить вблизи утёса. Он мастерит точильный камень и приводит в порядок топоры.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 10 главы

Землетрясение открывает Робинзону доступ к корабельному трюму. В промежутках между разбором корабля на части герой удит рыбу и печёт на углях черепаху. В конце июня он болеет; лихорадку лечит табачной настойкой и ромом. С середины июля Робинзон начинает изучать остров. Он находит дыни, виноград и дикие лимоны. В глубине острова герой натыкается на прекрасную долину с родниковой водой и устраивает в ней дачу. Первую половину августа Робинзон сушит виноград. Со второй половины месяца до середины октября идут проливные дожди. Одна из кошек приносит трёх котят. В ноябре герой обнаруживает, что построенная из молодых деревьев ограда дачи стала зелёной. Робинзон начинает разбираться в климате острова, где дожди идут с половины февраля до половины апреля и половины августа до половины октября. Всё это время он старается сидеть дома, чтобы не заболеть.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 11 главы

Во время дождей Робинзон плетёт корзины из ветвей деревьев, растущих в долине. Как-то раз он совершает путешествие на другую сторону острова, откуда видит полоску земли, расположенную в сорока милях от берега. Противоположная сторона оказывается более плодородной и щедрой на черепах и птиц.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 12 главы

Через месяц скитаний Робинзон возвращается в пещеру. По дороге он подбивает крыло попугаю и приручает молоденького козлёнка. Три декабрьские недели герой строит плетень вокруг поля с ячменём и рисом. Птиц он отпугивает трупами их товарищей.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 13 главы

Робинзон Крузо учит говорить Попку и пытается мастерить глиняную посуду. Третий год пребывания на острове он посвящает работе по выпечке хлеба.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 14 главы

Робинзон пытается поставить на воду выброшенный на берег корабельный бот. Когда у него ничего не выходит, он решает сделать пирогу и срубает для этого огромный кедр. Четвёртый год жизни на острове герой проводит за бесцельной работой по выдалбливанию лодки и спуску её на воду.

Когда одежда Робинзона приходит в негодность, он шьёт себе новую из шкур диких животных. Для защиты от солнца и дождя из он мастерит закрывающийся зонтик.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 15 главы

Два года Робинзон строит маленькую лодку, чтобы совершить путешествие вокруг острова. Огибая гряду подводных скал, он чуть было не оказывается в открытом море. Назад герой возвращается с радостью – остров, вызывавший у него доселе тоску, кажется ему милым и родным. Ночь Робинзон проводит на «даче». Утром его будят крики Попки.

Выйти в море второй раз герой уже не решается. Он продолжает мастерить вещи и очень радуется, когда ему удаётся сделать курительную трубку.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 16 главы

На одиннадцатом году жизни на острове у Робинзона подходят к концу запасы пороха. Не желающий оставаться без мясной пищи герой ловит в волчьи ямы коз и приручает их с помощью голода. Со временем его стадо разрастается до огромных размеров. Робинзон перестаёт испытывать недостаток в мясе и чувствует себя почти счастливым. Он полностью переодевается в звериные шкуры и понимает, насколько экзотически начинает выглядеть.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 17 главы

Как-то раз Робинзон находит на берегу отпечаток человеческой ступни. Найденный след пугает героя. Всю ночь он ворочается с боку на бок, думая о прибывших на остров дикарях. Трое суток герой не выходит из дома, боясь, что его убьют. На четвёртые он отправляется доить коз и начинает убеждать себя в том, что виденный след принадлежит ему самому. Чтобы удостовериться в этом, герой возвращается на берег, сличает следы и понимает, что размер его ноги меньше размера оставленного отпечатка. В порыве страха Робинзон решает сломать загон и распустить коз, а также уничтожить поля с ячменём и рисом, но потом берёт себя в руки и понимает, что если за пятнадцать лет он не встретился ни с одним дикарём, то, скорее всего, этого не произойдёт и впредь. Следующие два года герой занимается укреплением своего жилища: он сажает вокруг дома двадцать тысяч ив, которые через пять-шесть лет превращаются в дремучий лес.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 18 главы

Через два года после обнаружения следа Робинзон Крузо совершает поход на западную сторону острова, где видит берег, усыпанный человеческими костями. Следующие три года он проводит на своей стороне острова. Герой перестаёт заниматься благоустройством дома, старается не стрелять, чтобы не привлекать к себе внимания дикарей. Он заменяет дрова на древесные угли, при добыче которых натыкается на просторную сухую пещеру с узким лазом, куда переносит большую часть наиболее ценных вещей.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 19 главы

В один из декабрьских дней в двух милях от своего жилья Робинзон замечает сидящих вокруг костра дикарей. Он приходит в ужас от кровавого пиршества и решает в следующий раз дать бой людоедам. Пятнадцать месяцев герой проводит в беспокойном ожидании.

На двадцать четвёртом году пребывания Робинзона на острове неподалёку от берега терпит крушение корабль. Герой разводит костёр. С корабля ему отвечают пушечным выстрелом, но наутро Робинзон видит только остатки погибшего судна.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 20 главы

До последнего года пребывания на острове Робинзон Крузо так и не узнал, спасся ли кто-то с разбившегося корабля. На берегу он нашёл тело молодого юнги; на судне – голодную собаку и много полезных вещей.

Два года герой проводит в мечтах о свободе. Ещё полтора он ждёт прибытия дикарей, чтобы освободить их пленника и уплыть с острова вместе с ним.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 21 главы

Однажды к острову причаливает шесть пирог с тридцатью дикарями и двумя пленниками, одному из которых удаётся бежать. Робинзон ударяет прикладом одного из преследователей и убивает второго. Спасённый им дикарь просит у своего господина саблю и сносит голову первому дикарю.

Робинзон разрешает молодому человеку закопать убитых в песок и отводит его в свой грот, где кормит и устраивает на отдых. Пятница (так называет герой своего подопечного – в честь дня, когда он был спасён) предлагает своему хозяину съесть убитых дикарей. Робинзон приходит в ужас и высказывает недовольство.

Робинзон шьёт для Пятницы одежду, учит его говорить и чувствует себя вполне счастливым.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 22 главы

Робинзон приучает Пятницу есть мясо животных. Он знакомит его с варёной пищей, но не может привить любовь к соли. Дикарь во всём помогает Робинзону и привязывается к нему, как к отцу. Он рассказывает ему, что лежащий рядом материк – это остров Тринидад, рядом с которым живут дикие племена карибов, а далеко на западе – белые и жестокие бородатые люди. По мнению Пятницы, до них можно добраться на лодке, вдвое больше пироги.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 23 главы

Как-то раз дикарь рассказывает Робинзону о живущих в его племени семнадцати белых людях. Одно время герой подозревает Пятницу в желании сбежать с острова к родным, но потом убеждается в его преданности и сам предлагает ему отправиться домой. Герои мастерят новую лодку. Робинзон оснащает её рулём и парусом.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 24 главы

Готовясь к отъезду, Пятница натыкается на двадцать дикарей. Робинзон вместе со своим подопечным дают им бой и освобождают из плена испанца, который присоединяется к сражающимся. В одной из пирог Пятница находит своего отца – он тоже был пленником дикарей. Робинзон с Пятницей привозят спасённых домой.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 25 главы

Когда испанец немного приходит в себя, Робинзон договаривается с ним о том, чтобы его товарищи помогли ему с постройкой корабля. Весь последующий год герои заготавливают провизию для «белых людей», после чего испанец с отцом Пятницы отправляются за будущей корабельной командой Робинзона. Через несколько дней к острову причаливает английская шлюпка с тремя пленниками.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 26 главы

Английские моряки вынуждены остаться на острове из-за отлива. Робинзон Крузо разговаривает с одним из пленников и узнаёт, что тот является капитаном корабля, против которого подняла бунт своя же собственная команда, сбитая с толку двумя разбойниками. Пленные убивают своих поработителей. Оставшиеся в живых разбойники переходят под командование капитана.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 27 главы

Робинзон с капитаном пробивает дыру в пиратском баркасе. С корабля на остров пребывает шлюпка с десятью вооружёнными людьми. В начале разбойники решают покинуть остров, но затем возвращаются, чтобы найти пропавших товарищей. Восьмерых из них Пятница вместе с помощником капитана уводят вглубь острова; двоих разоружает Робинзон с командой. Ночью капитан убивает поднявшего бунт боцмана. Пятеро пиратов сдаются.

«Робинзон Крузо» краткое содержание 28 главы

Капитан корабля запугивает пленных отправкой в Англию. Робинзон как начальник острова предлагает им помилование взамен на помощь в овладении кораблём. Когда последний оказывается в руках капитана, Робинзон чуть не теряет сознание от радости. Он переодевается в приличную одежду и, покидая остров, оставляет на нём самых злостных пиратов. Дома Робинзона встречают сёстры с детьми, которым он и рассказывает свою историю.

Первобытные формы определения времени и их развитие

В наше время нет человека, который не знал бы, что такое календарь. К его услугам мы прибегаем ежедневно. Работа заводов и фабрик, государственных учреждений и учебных заведений, различных предприятий и организаций, да и личная жизнь каждого человека - все строится по определенному календарному плану. Мы настолько привыкли пользоваться календарем, что даже не можем себе представить современное общество без упорядоченного счета времени.

Потребность в измерении времени возникла еще в глубокой древности. В своей трудовой деятельности первобытные люди сталкивались с различными явлениями природы: со сменой дня и ночи, периодическими изменениями внешнего вида Луны, сменой времен года и некоторыми другими.

Накапливая свои наблюдения из поколения в поколение, люди обнаружили определенные закономерности, давшие возможность измерять различные промежутки времени. Так много тысячелетий назад, на заре человеческой культуры, постепенно зародились первые, весьма примитивные календари. При этом первой естественной единицей измерения времени, тесно связанной с чередованием труда и отдыха человека, были сутки. Первоначально счет дней и ночей ограничивался пятью первыми числами - по количеству пальцев на одной руке. Так зародилась пятидневная недоля, которая позднее получила название «малой недели».

В дальнейшем по числу пальцев на обеих руках возникла и «большая педеля» - десятидневная.

В более поздние времена древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически изменяет свой внешний вид, попеременно переходя от новолуния к первой четверти, затем полнолунию, последней четверти и вновь к новолунию. Эти различные виды Луны называются фазами. Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами, например, от новолуния до новолуния, первоначально определялся в 30 дней. Так появилась более крупная, чем сутки, единица измерения времени - лунный месяц, имевший важное значение в календарях многих древних народов: китайцев, вавилонян, евреев, индийцев и ряда других.

Другая единица измерения времени - семидневная неделя - возникла не только вследствие суеверного почитания числа «семь» по числу блуждающих небесных тел, к которым кроме пяти планет, видимых простым глазом (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), присоединяли Солнце и Луну. Появление недели также связано с наблюдениями изменений внешнего вида Луны. Многочисленными наблюдениями было установлено, что четверть лунного месяца, например от новолуния до первой четверти, составляет около семи дней. Счет неделями широко применялся многими древними народами Востока.

Лунный календарь зародился у древних пастушеских народов, которые вели кочевой образ жизни. Когда же люди перешли к оседлости и начали заниматься земледелием, появилась необходимость определять сроки посева и жатвы. Эти сроки были связаны со сменой времен года и видимым движением Солнца. Потребность предвидеть наступление зимы, весны, лета или осени привела к появлению первых солнечных календарей и более крупной, чем лунный месяц, единицы измерения времени - солнечного года.

В доисторические времена люди еще не умели писать, и поэтому счет дней им приходилось отмечать при помощи зарубок на палке или узелков, завязываемых на особых шнурах.

Первобытный человек обратил внимание на то, что различные явления природы совершаются в течение определенного времени и повторяются в определенном порядке. Уже тогда было замечено, что между двумя зимами или летами приходится всегда делать примерно одинаковое количество зарубок или узелков. Открыв эту закономерность, человек заранее завязывал определенное количество узлов, а затем, ежедневно развязывая по одному, мог приблизительно знать, когда должно наступить то или иное время года. Об одном из таких «узелковых» календарей узнали из истории походов древнеперсидского царя Дария 1, жившего около двух с половиной тысяч лет назад. Дарий возглавлял огромное Ахеменидское государство, которое простиралось от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе и от Кавказа па севере до первого Нильского порога (в районе нынешнего города Асуан) на юге. В 513 г. до н. э. Дарий решил завоевать южноукраинские степи, на которых жили тогда скифы. Для этого надо было форсировать Дунай. Дарий приказал поставить вплотную множество судов, которые образовали своеобразный мост. Через него войска Дария перешли па северное побережье Дуная.

Крупнейший древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., писал, что Дарий, отправляясь завоевывать скифские земли, передал оставшимся на Дунае своим военным помощникам ремень с шестьюдесятью узлами и приказал ежедневно развязывать по одному. При этом он указал, что если после того, как все узлы будут развязаны, он не вернется, оставшиеся за Дунаем войска должны сжечь мост и возвратиться на родину.

Скифы заманили Дария в глубь территории и начали громить его войска. Дарию удалось спастись только потому, что он успел вернуться к мосту раньше, чем был развязан последний узелок на оставленном ремне.

Узелковыми календарями широко пользовались некоторые народы северной Сибири (якуты, эвенки, манси и другие) еще в конце прошлого столетия. Аналогичный счет дней известен и в наше время среди некоторых негритянских племен Восточной Африки, в Гвинее и среди многих народностей Полинезии.

Знаменитый английский писатель Даниэль Дефо в романе «Робинзон Крузо» рассказывает, как герой этого романа, оказавшись после кораблекрушения на необитаемом острове, изготовил себе календарь особой конструкции. «По расчетам моим, я попал на этот остров 30 сентября 1659 года. Только по прошествии 14 дней пришла мне в голову мысль завести календарь, чтобы не сбиваться с толку в порядке следования дней и месяцев и чтобы отличить воскресенье от рабочих дней. Так как у меня не было ни бумаги, ни чернил, ни перьев, то я придумал составить календарь в таком виде, в каком, конечно, до этого времени он еще не употреблялся ни разу. Я врыл в землю четырехгранный столб и прибил па верхнем конце его продолговатую четырехугольную доску, на которой крупными буквами вырезал следующие слова:

На ребре столба я каждый день делал ножом черту (рис. 1). Седьмая черта была вдвое больше остальных и обозначала воскресенье. Точно так же первый день каждого месяца отмечался еще большей чертой».

Идея описанного календаря не нова. Такими календарями пользовались многие племена в Азии, Америке и в Африке. Во многих губерниях царской России даже в конце прошлого века большое распространение имели деревянные календари различных конструкций. Чаще всего они представляли собой шестигранную палку (рис. 2) с утолщением посередине. На гранях Делались зарубки по числу дней для двух очередных месяцев. Против некоторых зарубок вырезались условные значки, означавшие дни важнейших религиозных праздников.

Таким образом, при помощи узелков и зарубок некоторым древним народам удалось установить продолжительность новой единицы измерения времени - года. Однако все эти способы определения продолжительности года были весьма примитивны и не давали достаточной точности. Более точное определение продолжительности года стало возможным лишь после того, как древние египтяне, китайцы и некоторые другие народы изучили особенности видимого движения Солнца и Луны.

Начало года народы определяли по-разному, но всегда с наиболее важного момента времени года для жизни данного народа, от какого-нибудь заметного природного явления. Чаще всего год начинали с наступления весны, лета, осени или зимы. У древних египтян новый год начинался со времени начала разлива Нила. На некоторых островах Индийского океана начало года определялось по муссонам - устойчивым ветрам, дующим летом с океана на материк, а зимой - с материка па океан. У жителей островов Самоа год начинался с массового хода местного морского съедобного червя палоло.

1. Родительский непослушание. Побег из родительского дома

2. Мавританский плен и освобождение от него

3. Бразильский плантатор

4. Морская дорога за невольниками

5. Шторм и счастливое спасение

6. Первая ночь на неизвестном острове

7. «Я решил побывать на корабле и спасти хоть что-то из полезных для меня вещей»: а) запас продовольствия; б) порох и оружие; в) инструменты

8. Устройство жилья

9. Распорядок дня

10. Календарь и летоисчисление на острове Отчаяния

11. «Теперь я приступил к изделия нужных мне вещей»

12. Болезнь и выздоровление. Лекарство для души - обращение к Богу, чтение Библии

13. Сбор первого урожая, освоение гончарного и пекарской дела, пошив одежды, плетения корзин

14. Приручение коз

15. Отпечаток человеческой ноги

16. Освобождение Пятница, его обучение и обращения к христианской религии

17. Встреча Пятницы с отцом

18. Английский корабль, захваченный мятежниками

19. Наказаны мятежники

20. Возвращение домой

план романа

1. Семья Робинзона, его побег из родительского дома.

2. Робнзон на необитаемом острове.

3. Крузо приобретает вещи из корабля и строит себе жилье.

4. Крузо делает календарь, устраивает себе жилье.

5. Дневник Крузо.

6. Робинзон производит посуду.

7. Строит лодку.

8. Робинзон спасает дикаря и дает ему имя * я П * пятница.

9. Крузо наблюдает за пленными.

10. Крузо зустричается с капитаном Англ.судна.

11. Капитан снова управляет своим кораблем.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то