Интонация и ее составляющие тон тембр. Понятие интонации. Элементы интонации. Отражение интонации на письме

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация - одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движения происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому интонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону речи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

  • 1) мелодика речи - основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., например, произношение вопросительных и повествовательных предложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части; условия, при которых происходит это повышение или понижение голоса, в каждом языке своеобразны, поэтому мелодика итальянской речи отлична от мелодики немецкой, а мелодика русской - от французской;
  • 2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, состоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;
  • 3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);
  • 4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, средний темп испанской речи заметно выше русского); к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произносятся в замедленном темпе; темп речи может передавать эмоциональную настроенность человека, ср., например, речь скороговоркой, в которой звучит взволнованность человека;
  • 5) тембр речи, т.е. звуковая эмоциональная окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недоверия, насмешливости, игривая интонация и т.д.).

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и незаконченности предложения); 2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, вопроса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) выражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация выполняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, например, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейском и праславянском языках. В индоевропейском языке, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (например, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло- (ср. восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компо­нентов речи: мелодики (т.е. движения основного тона), интенсив­ности, длительности, темпа речи и тембра произнесения (указываю­щего на общую эмоциональную окрашенность речи). Интонация -одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации, непрерывного тонового движе­ния происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Поэтому ин­тонацию часто определяют как ритмико-мелодическую сторону ре­чи, являющуюся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:

1) мелодика речи: основной компонент интонации, она осу­ществляется повышением и понижением голоса во фразе (ср., на­пример, произношение вопросительных и повествовательных пред­ложений), именно мелодика речи организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;

2) ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаи­ческого. Основная единица ритма речи - ритмическая группа, со­стоящая из ударного и примыкающего к нему безударного слогов;


3) интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или сла­бость произнесения высказывания (ср. разную интенсивность речи на митинге и в комнате);

4) темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени (например, к концу высказывания темп речи замедляется, отрезки, содержащие второстепенную информацию, произносятся быстрее, чем информативно-значимые отрезки, которые произно­сятся в замедленном темпе);

5) тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмо­ционально-экспрессивные оттенки (например, интонация недове­рия, игривая интонация и т.д.),

Интонация является существенным признаком предложения. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) оформляет высказывание в единое целое (ср. интонацию законченности и неза­конченности предложения); 2) различает типы высказываний с точ­ки зрения их целенаправленности (ср. интонацию побуждения, воп­роса, повествования и т.д.); 3) передает синтаксические отношения между частями предложения или предложениями (ср. интонацию перечисления, вводности, пояснения, сопоставления и т.д.); 4) вы­ражает эмоциональную окраску (ср. восклицательную интонацию); 5) вскрывает подтекст высказывания; 6) характеризует говорящего и ситуацию общения в целом. В рамках текстов, принадлежащих разным стилям языка или литературным жанрам, интонация вы­полняет эмоционально-эстетическую и изобразительную функции (ср., например, разную интонационную окраску речи добрых и злых персонажей сказок).

Изучение интонаций отдельных языков свидетельствует о том, что многие языки в интонационном отношении различаются, на­пример, интонация в литовском языке имеет восходящий характер; в русском языке она может быть нескольких типов: нисходящей, восходящей, нисходяще-восходящей, восходяще-нисходящей.

Интонация является признаком не только предложения, но и слога, особенно в индоевропейских и праславянском языках. В ин­доевропейских языках, в частности, восстанавливаются два типа интонаций слога - восходящая (акут) и нисходящая (циркумфлекс). Эти интонации и сегодня существуют в некоторых языках (напри­мер, в словенском, сербском, хорватском). Следы их сохранились и в русском языке в полногласных сочетаниях -оро-, -оло-, -ере- (ср., например, восходящую интонацию в слове ворона и нисходящую в слове ворон).

В любом языке интонация служит для внешнего оформления предложения. При помощи интонации наш слушатель понимает, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием. Например, предложение "Сегодня тепло" может быть утверждением, вопросом и восклицанием в зависимости от интонации, с которой произносится предложение. Интонация также выражает наши эмоции: удивление, раздражение, радость, недовольство и т.д.

Каждый язык имеет свою особую, характерную для него интонацию, заметно отличающуюся от интонации других языков. В английском языке интонация играет особенно важную роль вследствие сильно выраженного аналитического характера языка. (В аналитических языках отношения между словами выражаются не при помощи окончаний, как в русском языке, а при помощи служебных слов: предлогов, артиклей, вспомогательных глаголов, а также при помощи интонации.)

Составными элементами интонации являются:

  • - мелодика речи, которая осуществляется повышением или понижением голоса во фразе (сравните произнесение повествовательного и вопросительного предложения);
  • - ритм речи, т.е. чередование ударных и безударных слогов;
  • - темп, т.е. быстрота или медленность речи и паузы между речевыми отрезками (сравните речь замедленную и речь скороговоркой);
  • - тембр, т.е. звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр "весёлый", "игривый", "мрачный" и т.д.);
  • - фразовое и логическое ударение, служащие средством выделения отдельных слов в предложении.

Как уже было сказано выше, длинные предложения делятся на отдельные смысловые группы, которые зависят от общего смысла предложения, его грамматической структуры и стиля речи.

Каждая смысловая группа имеет определённую интонацию, которая указывает на завершённость или незавершённость мысли в ней. Обычно только последняя смысловая группа указывает на то, что мысль в данном предложении закончена; в предыдущих смысловых группах употребляется интонация, которая говорит о незавершённости мысли. Например, в предложении: "В июне, июле и августе дети не ходят в школу" в трёх первых смысловых группах: "В июне, июле и августе" мысль предложения не закончена, и, соответственно, употребляется интонация, которая указывает на это.

Количество смысловых отрезков в предложении зависит от темпа речи, т.е. произносим ли мы предложения быстро или медленно. Например, при диктовке предложений темп речи будет значительно более медленным, чем в разговорной речи. Таким образом, и смысловых отрезков при диктовке будет больше, и они будут короче.

Английская интонация значительно отличается от русской, как мелодией, так и фразовым ударением. Понижение или повышение голоса на последнем ударном слове в предложении являются двумя основными тонами английской интонации (впрочем, и русской тоже) - нисходящим тоном и восходящим тоном.

Интонация - это совокупность действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

Основные элементы интонации:

  • 1. Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
  • 2. Направление, определяющее мелодику речи выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);
  • 3. Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);
  • 4. Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи);

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия» , - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносительному предложению значение сообщения, вопроса, приказания. Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она в известной мере непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней. .

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как неразделенное целое. Одна для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом отдельно.

· Ударение как компонент интонации; фразовое и логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. С конца августа | в воздухе начинает холодеть.

Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение: августа, холодеть.

Практически это достигается небольшим усилением или повышением голоса, замедления темпа произнесения слова, паузой после него.

От фразового нужно отличать логическое ударение. (Правда иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое и логическое ударение). Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Эти выдвижения тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Если логическое выражение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверно.

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

В каждом предложении нужно найти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

Мне нравится не синий цвет, а зеленый.

Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударения всегда падает на имя существительных ударение всегда падает на существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

Это приказ командира.

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением.

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисление во всех случаях требует на каждом слове самостоятельного ударения.

Я встал, умылся, оделся и выпил чая.

  • 7. При объединении авторских слов с прямой речью логического ударения сохраняется на главном слове собственной речи.
  • - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Фёдор.

Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории. .

  • · Пауза, темп, ритм

Речевой поток разделяют паузы. При этом линейно расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - фразами.

По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты (фразы). Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логические паузы. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой.

Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающее содержание высказывания.

Особое место занимает ритмическая пауза в стихотворных текстах. В конце каждой стихотворной строчки обязательно соблюдается так называемая стиховая пауза. Стиховая пауза - короткая, если её не перекрывает логическая или психологическая паузы.

Паузы любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяют в слова, слоги, т.е. ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, напевного произношения. Одни притягивают ударения, другие произносятся без ударения.

Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже разные по времени. Всё это вместе составляет темп и ритм речи - движение речи, скорость протекания ее во времени. Сюда относятся ускорение и замедление речи. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно редуцирование гласных, пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключаются в том, что слова выступают в полных формах.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи. Ритм ощущается лишь в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строем стиха.

· Мелодика речи

Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоте к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи - гибкость, музыкальность. Одновременно с повышением или понижением голоса изменятся и его сила. Повышение или понижение тона и силы голоса контролируется слухом и мышечным ощущением, мышечным чувством, точно так же, как и тембр голоса.

  • 1. Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение;
  • 2. Нисходящая форма - с понижением голоса к концу;
  • 3. Восходящая форма - с повышением голоса к концу;
  • 4. Монотонная форма - с незначительными повышениями и понижениями голоса (обычно на низком регистре).

При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания, которые выражают ритмо-мелодические особенности речи: точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие, точка с запятой, кавычки при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях.

Мелодические изменения (подъем и падение тона) делят предложения на две части: кульминация подъема - ударный слог слова сирени. Предложение представляет полную мелодическую фигуру.

Следует сказать о роли мелодики в выразительности чтения отдельных частей произведения. Каждая часть стихотворения, рассказа, сказки отличается темой, содержанием, настроением. Соответственно этому чтец выбирает и средства словесного выражения.

Тембр голоса - это средство выразительности устной речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение - всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называется эмоциональной окраской, тембром.

Только посредством анализа содержание текста возможно определить нужную окраску. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения, поставить цель чтения. .

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») -совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Различаются два типа интонационных средств (интонем) :

1 фразовые акценты - размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак - перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента - на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник ? и Ваня приехал во вторник?);

2 интегральные (неакцентные) характеристики - охватывают группы слов или предложения целиком.

Элементы интонации:

Интонация в широком смысле слова состоит из следующих элементов:

1 мелодика речи , то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2 ритм , то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3 темп , то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4 интенсивность речи , то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5 наличие-отсутствие внутрифразовых пауз , которые делят фразу на речевые такты;

6 тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

Определение слова. Слово как языковой знак. Пути пополнения словарного запаса языка

Слово – это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние); в отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно (хотя может состоять из одной морфемы: вдруг, кенгуру), грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением; в отличие от предложения, обладающего свойствомзаконченной коммуникации, слово, как таковое, не коммуникативно (хотя и может выступать в роли предложения (Светает. Нет.), но именно из слов строятся предложения для осуществления коммуникации; при этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения.

Чарльз Огден, РичардсАйвори – «Смысл значения» («Themeaningofmeaning»).

понятие


знак (слово) значение референт (предмет)

  1. Понятие – ментальная единица, представляющая собой совокупность признаков данного предмета (принадлежат к мышлению).
  2. Знак – это лишь сам носитель смысла, некая материальная оболочка (звуковая или графическая форма).
  3. Референт – предмет действительности.

Знаки – заместители предметов. В процессе использования знаков возникает так называемая «знаковая ситуация».

Свойства знаков:

1. Наличиематериальнойформы;

2. Наличиесмыслаилисодержания;

3. Существование только в пределах системы и противопоставленность другим знакам только в пределах системы. (Семиотика – наука о знаковыхсистемах);

4. Условность;

5. Обязательный характер связи для всех, кто использует данную систему.

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА:

1. Заимствования (вешний ресурс).

2. Словообразование (переход от одной части в другую, сокращения основ, аффиксация, сложение основ). Это внутренний ресурс.

3. Изменения значений слов или семантические сдвиги (внутренний ресурс).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то