Восклицательные предложения примеры. Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации. Как отличить восклицательное предложение

Восклицательное предложение - предложение, характеризующееся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. Восклицательные предложения отличаются специфической интонацией тембровой окраской; ср.: Пожар! Горим! В них часто присутствуют междометия, частицы, восклицательные местоименные слова; ср.: Ай да молодец! Ох уж эти мне помощнички! Так он вам и сказал! Ну и дождь! Какой он там ученый! Кого он только не спрашивал!

Восклицательные предложения могут строиться по особым синтаксическим моделям с утраченными или ослабленными грамматическими и лексическими значениями компонентов; ср.: Дался тебе этот мотоцикл! Нашел время мечтать! Для многих восклицательных предложений характерен обратный (инверсивный) порядок слов; ср.: Пропала моя головушка! Поймет он тебя! Как сладок южный ветер! В письменной речи в конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

В качестве восклицательных предложений могут употребляться предложения всех коммуникативных типов: повествовательные, побудительные и вопросительные. При этом общее содержание предложения в той или иной мере видоизменяется. В одних случаях восклицательность служит для выражения высокой степени признака и усиления степени категоричности утверждения или волеизъявления; ср.: Какой сильный дождь! Он приедет завтра! Возвращайся немедленно! Когда же это случилось! В других случаях - при иной интонации - восклицательное предложение может пониматься в значении, противоположном тому, который передается буквальным смыслом слов.

Так, утвердительные повествовательные восклицательные предложения приобретают отрицательное значение или выражают отрицательное отношение говорящего к сообщаемому; ср.: Стану я из-за него расстраиваться! (=не стану); Поедет она с тобой! (=не поедет); Много ты понимаешь! (=ничего не понимаешь). Сходное значение экспрессивно окрашенного отрицания могут выражать и вопросительные по форме неотрицательные предложения; ср.: Зачем только он туда ходил! (=не надо было ходить); Какие же это сады! (=это не сады); Кому он нужен! (=никому не нужен); Откуда я знаю! (=не знаю), в то время как отрицательные восклицательные предложения выражают экспрессивно окрашенное утверждение; ср.: Кто этого не знает! (=все знают); Где он только не был! (=везде был).

По степени эмоциональной окраски предложения классифицируются на два типа: восклицательные и невосклицательные. Способность верно определить, какой именно из них подходит для конкретного случая, позволит правильно понять суть предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить в конце требующийся знак препинания.

Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. В конце таких предложений ставится точка. Например: Сегодня весь день идёт дождь. По расписанию поезд приедет через два часа.

Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего.

Например: У нас большая радость!

В конце этих предложений ставится восклицательный знак, а их грамматические средства оформления следующие:

  1. Интонация, выражающая радость, восторг, грусть, удивление, гнев, волнение, страх и прочие ярко выраженные чувства. Произношение восклицательные предложений осуществляется тоном более высоким, с акцентом на слове, которое в большей степени придаёт эмоциональный окрас.
  2. Междометия.
  3. Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие.

Использование трёх восклицательных знаков Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Так можно выразить радость или восторг, гнев или возмущение. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?

Проверка. Зачем дано это упр-е?

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Карточки

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

Специальные синтаксические выразительные средства (фигуры);

Особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросо-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

  • грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
  • тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;
  • характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное - восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например , в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке.. .» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Вон счастье мое - на тройке
В сребристый дым унесено... -

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва » в последней строфе:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко.
.. -

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную » молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.

Например , в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
-

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам ».

Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак).

Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т. п.

Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания , которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Например:

По холмам - круглым и смуглым,
Под лучом - сильным и пыльным,
За плащом - рдяным и рваным.
По пескам - жадным и ржавым,
Под лучом - жгучим и пьющим,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - следом и следом.
По волнам - лютым и вздутым,
Под лучом - гневным и древним,
Сапожком - робким и кротким -
За плащом - лгущим и лгущим.
(М. И. Цветаева)

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм , многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация , оксюморон , именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.

Например:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?.
. (M. Ю. Лермонтов);

Нет ничего опаснее полузнаний. Это в равной мере относится к науке, к технике, к культуре. Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»? (Из газет)

Риторический вопрос – это предложение, вопросительное по структуре, передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение о чем-то.

Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений. Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. («А судьи кто? » А.Грибоедов).

Противоречие формы и содержания выражается по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания.

В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов. Риторический вопрос не требует ответа и синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Повторяем, эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания.

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью.

Например:
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы.
(А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна.
(М. Ю. Лермонтов)

Эх, тройка! Птица тройка!
(Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Например:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен
(А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь !
О, холодная осень ! Немая
! (К. Д. Бальмонт)

М.В.Ломоносов писалписал о риторическом обращении так: «Сею фигурою можно советовать, засвидетельствовать, обещать, грозить, хвалить, насмехаться, утешать, желать, прощаться, сожалеть, повелевать, запрещать, прощения просить, оплакивать, жаловаться, толковать, поздравлять и прочее, к кому слово… обращается».

Обращение - яркое выразительное средство в художественной речи.

Если в разговорной речи основная функция обращений - наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы - особенно поэтических - характерны распространенные обращения.

Например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды , таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения.

Например: Солдатский сын , что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты. памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд.

Например: Пойте, люди , города и реки , пойте, горы , степи и моря ! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая , заря моя вечерняя , любовь неугасимая . (М. Исаковский) О город ! О ветер ! О снежные бури ! О бездна разорванной в клочья лазури ! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм.

Например: Ты жива еще, моя старушка ? Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин)

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния.

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения как средства языковой выразительности широко используются в публицистических и художественных текстах.

Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

В характеристику предложения входит такое понятие как виды предложений по интонации. Это восклицательные и невосклицательные предложения. О различиях этих предложений говорим в статье.

Различение предложений по интонации

Интонацию предложения нередко путают с целью высказывания. Однако это совсем разные понятия.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Первые о чём-то сообщают, вторые содержат в себе вопрос, третьи же побуждают к действию (содержат просьбу, приказ, пожелание и т. п.).

Предложение с любой целью высказывания может произноситься с особой эмоциональной окраской, то есть с ярко выраженным чувством. Это может быть радость, гнев, возмущение, восторг и так далее. Именно особую эмоциональность на письме передают с помощью восклицательного знака.

Приведем примеры восклицательных предложений и аналогичных невосклицательных:

  • Пришла весна. — Пришла весна!
  • Ты написал сочинение? — Ты написал сочинение?!
  • Принеси воды. — Принеси воды!

Как отличить восклицательное предложение

Если мы читаем уже готовый текст, мы без труда можем отличить восклицательное предложение по знаку препинания — на его конце стоит восклицательный знак.

На слух мы отличаем восклицательные предложения от невосклицательных по тому, насколько эмоционально они произносятся. Информация в восклицательном и аналогичном невосклицательном предложениях содержится одна и та же, но восклицательное произносится с большей экспрессией, громче, с выражением какой-либо эмоции.

Не следует путать побудительные и восклицательные предложения: существуют и восклицательные не побудительные предложения, и побудительные невосклицательные.

Например, предложение «Пришла весна.» содержит в себе обычную констатацию факта. Как относится говорящий к этому событию, заключить невозможно.

Предложение «Пришла весна!» выражает сильные эмоции, экспрессию. Скорее всего, говорящий хочет выразить свою радость (хотя по восклицательному знаку это определить нельзя: может быть, он хочет выразить огорчение, раздражение, испуг или другую сильную эмоцию).

Восклицательные предложения часто встречаются в публицистических текстах, где они выполняют риторическую функцию.

Маркеры восклицательных предложений

Главным маркером (признаком) восклицательного предложения является восклицательный знак. Это один из знаков конца предложения; его вполне достаточно, чтобы показать, что предложение закончилось. Однако в некоторых случаях на конце предложения используется не один, а три восклицательных знака. Это делается для того, чтобы подчеркнуть очень сильную эмоцию.

На конце вопросительных восклицательных предложений требуется два знака: вопросительный и восклицательный. По правилу восклицательный знак в конце предложения ставится после вопросительного. Такие предложения часто содержат в себе не просто эмоциональный вопрос, а скорее риторический вопрос, выражающий в большей степени возмущение или недоумение, нежели желание получить ответ.

В некоторых предложениях на конце встречается восклицательный знак и многоточие. Тогда одна из точек (первая) заменяется восклицательным знаком. Пример: «Какой удивительный случай!..»

Еще одно частое применение восклицательного знака — это оформление обращений. Однако надо иметь в виду, что это не предложение в полном смысле.

Что мы узнали?

Восклицательные предложения выражают особые эмоции, чувства, на их конце ставится восклицательный знак. Восклицательными могут быть предложения, различные по цели высказывания. При встрече на конце предложения вопросительного и восклицательного знаков сначала следует писать вопросительный; при встрече восклицательного знака и многоточия первая из точек заменяется восклицательным знаком.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то