Как сделать карточку малыша ручная работа. Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? Стоит ли заниматься по методике Домана

Привет всем!!!

Я думаю, каждая мама хотя бы раз слышала о карточках Глена Домана, а многие с успехом ими пользуются.

Я впервые услышала о Домане еще будучи студенткой. Нам одном из занятий по детской психологии нам рассказали о его методике. Тогда я и подумать не могла, что спустя несколько лет активно буду применять её в своей жизни.

Ещё будучи беременной, я много читала о раннем развитии детей, о разных методиках и играх, направленных на то, чтоб бы дети с самого рождения интенсивно развивались.

Конечно, после рождения дочурок, мой пыл значительно поутих, сразу после родов банально не хватало времени, да и рано было, как мне казалось.

Но, когда дети немного подросли, я вернулась к методике Глена Домана, решив основательно подойти к вопросу интеллектуального развития детей. В Интернете я стала искать карточки Домана и пришла в ужас: цена блока из 10-20 карточек может доходить до 100 гривен или почти 4 долларов. А блоков этих нужно очень много,

Поэтому и решила я сделать карточки Домана самостоятельно. Для этого мне понадобился всего лишь плотный картон и все тот же, вышеупомянутый Интернет.

Я скачала блоки с домашними и дикими животными, насекомыми, фруктами, овощами, транспортом и фигурами. Далее все просто, осталось их просто распечатать и разрезать на карточки.

Да, безусловно, получилось у меня не так, как в оригинале, ведь мой старенький принтер полосит, да и яркость не всегда такая, как в оригинале.


Безусловно, по качеству самодельные карточки уступают карточкам, изготовленным промышленным путем. По крайней мере, в моем случае.



Но, учитывая, что лист картона стоит всего лишь 1 грн. 50 коп., а на нем можно напечатать 4 карточки, то как-то можно с этим смириться.

Поэтому могу с полной уверенностью заявить, что сделать карточки Домана в домашних условиях легко, для этого нужно совсем немного: картон, цветной принтер, Интернет, ножницы.

Как заниматься по карточкам?

По методике самого Домана нужно демонстрировать детям карточки блоками, определенное количество времени, по нескольку раз в день, чётко приговаривая то, что изображено на карточке. Со временем, количество карточек увеличивается, изученные карточки убираются, добавляются новые. В Интернете есть множество вариаций на тему занятий по карточкам Домана. Да и каждая мама, я уверена, привносит что-то своё в эти методики. Лично я делаю так: показывают детям карточки, называю то, что на них нарисовано и описываю:

"Это яблоко. Оно красное/круглое/твердое/сладкое/вкусное".

"Это кошка. Она говорит "мяу"./ У неё четыре лапы.

В общем, при помощи этих карточек я стараюсь рассказать детям как можно больше об окружающем мире.

Изначально, когда дети были ещё совсем маленькими, они особо не реагировали на то, о чем я им рассказывала. Но, по мере того, как они росли, я видела интерес в их глазах. Со временем, они начали повторяет за мной как говорит котик, собачка, могли показать на карточке то животное или тот фрукт, о котором я спрашивала.

Чем заменить карточки Домана?

Одновременно с тем, дети стали стремиться самостоятельно брать карточки в руки, в результате чего, дидактический материал быстро начал приходить в негодность. И тут в одном из магазинов я наткнулась на книги, которые, по сути, были изготовлены по принципу карточек Домана. Они-то с успехом и заменили мне карточки.

Это были книги из серии "Окружающий мир" издательства "Пегас.


Цена одной такой книги всего лишь 10 гривен 99 копеек.

На сегодняшний день в нашей коллекции уже 10 книг и постоянно мы покупаем что-то новое.

Вот, к примеру, недавнее наше приобретение - книга под названием "Транспорт".


Что мне нравится в этих книгах? Я уже говорила, что сделаны они по принципу карточек Домана, то есть, на одной странице изображена одна картинка, внизу подписано что на ней изображено. К примеру,


При желании, книгу можно разрезать и сделать из неё карточки.

Я же не стала этого делать, оставив книги в первозданном виде.

Дочки очень любят заниматься по этим карточкам. В фаворе у нас несколько книг с карточкам. Это, к примеру, "Овощи".


Я показываю то, что изображено на картинке, называю изображенный овощ, а кроме того, рассказываю, как он выглядит, какой формы и какого цвета. Также проговариваю во время еды, что в супе есть картошка, морковь, кабачок и т.д.



Очень дочки любят карточки с изображением фруктов.


Яблоко, конечно, самое любимое, но и другие уже узнают и показывают с лёгкостью.



Мне очень нравится заниматься по книжкам, где на развороте есть сравнения. К примеру, "твердый/мягкий". Параллельно с карточками, стараюсь показывать то же на предметах окружающей среды: "чистый/грязный", "много-мало" и т.д.


Недавно я купила детям и 2 "Азбуки" на русском и украинском языках, но к буквам у дочек пока что интереса нет, так что эти книги у нас не в ходу.

Книги, купленные первыми, уже очень потрепаны, что опять-таки подтверждает, что детям они очень нравятся и дочки любят по ним заниматься.

Буквально на днях я приобрела книгу "Цвета".


Я показывают не только карточки, но и указываю на ту игрушка, у которой одинаковый цвет с изображенным на картинке.


Что могу уже точно сказать: дочки стали с лёгкостью подбирать кольца для пирамидки, основываясь на моих подсказках относительного того, колечко какого цвета им нужно взять следующим.

По методике Домана я все же не стала заниматься: демонстрировать карточки блоками, определённое количество времени, по несколько раз в день.

Я просто показываю детям карточку, называю то, что на ней, рассказываю о изображенном как можно больше информации. Детям это нравится, я вижу, что они с радостью занимаются.

Подводя итог

Безусловно, я рекомендую карточки Домана - это прекрасная возможность познакомить детей с окружающим миром, способствующая интеллектуальному развитию малышей. Вариаций занятий по ним огромное множество, каждая мама может выбрать тот вариант, который удобен ее ребенку. Карточки можно купить, изготовить самим, приобрести книги, сделанные по принципу методики Домана.

Спасибо всем за внимание!!!

Здесь вы найдете описание нескольких способов, как заиметь дома какие-либо карточки для занятий, а также некоторые технические фишки (или минимум знаний) по работе со специальными программами, которые вам помогут сделать карточки самостоятельно.

Итак, вы решили заниматься с ребенком «по Доману». Ну или просто заниматься с карточками, по какой-то собственной схеме и методе. Где их взять?

Перед каждой активной мамой постоянно всплывает этот вопрос – где взять – а именно дилемма купить или делать самостоятельно. Общие соображения по поводу игрушек и развивающих пособий вообще я уже приводила вот , вместе с собственными фишками выбора того или иного варианта. Теперь же – собственно о карточках, и как следует из названия – именно о самодельном варианте.

Купить?

Отдельные наборы можно и купить, я сама приобрела несколько комплектов карточек от издательства «Мозаика-Синтез» (серия «Расскажите детям о…»), и это было сделано в рамках оптовых закупок, то есть по довольно привлекательной цене. Платить за 10-20 картинок 100 и более рублей, при цене на цветную печать в мини-типографиях от 15 р. за лист А4 (а если остановиться на карточках «две на листе», себестоимость сокращается в 2 раза) я морально не готова. Еще один минус покупных вариантов – они обычно мало похожи на классические домановские карточки (объект на белом фоне с подписью), а некоторые еще и эстетически сомнительные (проще говоря, не очень хорошо нарисованы или фотографии некачественные). Издательства, делающие «правильные» карточки, чаще всего предлагают их в А4 размере, что не очень удобно, а также изображения на них рисованные, а не фотографические. Мне же хотелось ребенку показывать реальные предметы.

Коллекцию карточек для ознакомления (как раз чтобы определиться, стоит ли покупать) я выложила в нашей группе Вконтакте, можете ознакомиться и даже скачать.

Сделать!

Вот несколько способов заиметь карточки неполиграфского, то есть собственного или частично собственного производства.

1. Скачать электронную версию и распечатать.

Самый простой технически вариант, требующий, однако, времени на поиски. Действительно хорошие карточки мало кто выкладывает в общий доступ , по Интернету обычно гуляют 1-2 варианта рисованных изображений, которые охватывают далеко не все темы. За неимением лучшего можно начать с них – вдруг вашего ребенка они вообще не увлекут? Добытые разными путями сканы дидактических пособий, предлагаемых разными издательствами чаще всего имеют неудовлетворительное качество сканирования: листы серые (это скажется на печати), картинки мутные и бледные. В моей коллекции большая часть карточек – как раз сканы, я их несколько поправила в графических программах, однако за качество печати не ручаюсь, т.к. сама их использую главным образом для демонстрации с экрана (планшета или ноутбука), а также беру оттуда текст (он уже адапитрован для детей, не нужно ничего придумывать).

2. Подготовить карточки самостоятельно и распечатать.

Единственный минус- время , требуются также некоторые технические навыки, а в остальном – сплошные плюсы:

  • Вы сами выбираете формат – карточка во весь лист, в половину (А5) или в четвертинку (А6, размер стандартной фотографии).
  • Вы подбираете картинку, которая вас устроит по качеству и внешнему виду. Нравятся рисунки – делаете рисунки, нравятся фото – подбираете фотографии: хотите – с фоном, хотите – «вырезанные».

О технических моментах создания картинок на своем компьютере читайте ниже, а пока несколько других замечаний и способов.

Как и где печатать?

Если у вас дома есть цветной принтер — вопросов нет, это самый дешевый вариант . Если принтера нет никакого, можно поискать у знакомых, у мужа на работе или пойти в мини-типографию. В нашем городе печать листа в цвете стоит от 15 р. (плюс бумага, если карточки нужны на плотном картоне), поэтому стоит задуматься, выгодно ли это.

Для владельцев черно-белых принтеров есть вариант печатать раскраски и быстренько придавать им живость карандашами . Да, тоже время занимает, зато бюджетно. Можно вместе с ребенком раскрашивать или старшего попросить.

Не забываем о варианте демонстрации с экрана . С распространением планшетов это стало очень просто. Эффект, по сути, тот же, а затрат никаких. Я довольно рано начала показывать дочери электронные презентации, а карточки мы начали разглядывать, когда накрылся наш принтер. Книги с заданиями тоже иногда с экрана смотрим, без распечатывания, она пальчиками показывает, что с чем соединить и что к чему подходит. Еще и место в доме экономится, т.к. распечатки надо где-то хранить. Однако не все считают приемлемым ребенка к какому бы то ни было экрану сажать.

Поэтому еще один вариант –

делать карточки из вырезок.

«Сырьем» могут служить газеты, журналы, рекламные буклеты, каталоги, потерявшие актуальность или порванные детские книжки, использованные рабочие тетради и альбомы для творчества (например, всем известные брошюр «Школы семи гномов»). Минус вырезок – в отсутствии системности. То есть довольно сложно сделать подборку именно овощей, потому что какие там картинки в ваших старых журналах отыщутся, еще неизвестно. Да и размер у всех будет разный. На своем опыте убедилась, что с вырезками количество довольно быстро переходит в качество. Если собирать картинки с завидным постоянством, через какое-то время там отыщутся любые предметы и любые животные. Их можно приклеивать на бумагу или картон, а подписи делать от руки. Отличные карточки получатся!

Последний вариант – что называется, своими руками от и до, — это

рисовать карточки самостоятельно —

карандашами, красками, в любых других доступных техниках. Процесс трудоемкий, требует времени и некоторых талантов со стороны мамы. Я видела подобные примеры на «мамосайтах» и искренне восторгаюсь такими умелицами. Подобные карточки потом можно сохранить для следующего поколения детей, будет уникальная семейная если не реликвия, то очень ценная вещь.

Технический минимум!

Теперь немного технической информации для тех, кто предпочтет идти относительно простым и доступным в современных реалиях путем – верстать карточки самостоятельно для их последующей печати.

Программы, которые вам помогут:

— Adobe Photoshop. Если он у вас есть, наверняка вы знаете, как выполнять в нем пару действий, а именно вам потребуются «задать размер изображения», «вставить» (картинку) и «текст», ну и масштабировать то и другое. Видеоуроков достаточно, они легко доступны. Самое сложное, как мне кажется, — это программу установить. Есть также онлайн-версия программы, похожей на фотошоп — Photo editor online . Можно работать прямо в сети, даже загружать ничего не надо. Функций поменьше, чем в обычном, но для создания карточек и нужны-то самые элементарные. К слову, если соберетесь программу осваивать и будете искать дистрибутивы, не гонитесь за новой версией. Даже в самой старой, 90-х годов или начала 2000-х, найдутся все нужные кнопки.

— Corel Draw и другие векторные графические редакторы . Я делаю именно в «Кореле», эта программа для меня родная. Там нужно усвоить все те же элементарные действия – выбрать формат листа, вставить заранее подготовленную картинку, вставить подпись. Плюс в том, что можно в этой программе создавать многостраничные документы (В фотошопе – только текущую картинку), то есть сразу целый набор или несколько подготовить, а также легко клонировать страницы, размещать по нескольку карточек на листе и т.п.

— Банальный MS Word . Если нет никакой возможности работать с графическими программами, то можно и там делать. Картинку А4 формата сделать очень просто – «Вставить» (картинку), угнать курсор вниз листа и сделать подпись – крупную, яркую (Доман рекомендует подписи красного цвета). Если делать 2 карточки на листе, можно создать таблицу в 2 колонки повторить действия. Или разбить страницу на 2 колонки. Иным образом разместить 2 картинки одну рядом с другой будет проблематично. Ну и подписи кому-то покажется удобнее делать при помощи инструмента «Подпись».

Просмотровщики картинок . Cреди них есть программы, имеющие довольно широкие возможности для редактирования изображений. Изменяя яркость и контрастность, двигая в разные стороны движки цветовой гаммы, делая обрезку краев и поворачивая изображения, можно существенно улучшить внешний вид картинок, которые вам попадаются в интернете. Например, всем хорош на фотографии ягуар/слон/арбуз, то темноват/мутноват/с некрасивым краем. Пара движений мышкой, и уже не нужно искать новую картинку. Я ранее пользовалась ACDsee , теперь уже давно влюблена в FastStone Image Viewer , и одну из ценнейших функций для любителя самодельных печатных игр – пакетное преобразование изображений. В частности, свою коллекцию карточек я долго не выкладывала именно потому, что редактировать каждое изображение, чтобы на него было хотя бы приятно смотреть, довольно муторно. А когда можно поправить цвет и яркость, а заодно и переименовать сразу 20-30… красота!

Откуда брать картинки, как их искать.

Простой и очевидный ресурс – Яндекс.Картинки и картиночные серверы других популярных поисковиков. Мне роднее сервис Яндекса, и вот почему. Там есть возможность задать дополнительные параметры поиска:

«Размер». Для печати маленький совсем не подойдет, худо-бедно сгодится средний, но лучше крупные брать, у «обоев» редко бывает нужный нам (и «по Доману», и экономящий краску при домашней печати) белый фон.

«Тип». Введите запрос (например, «жираф», «груша»), нажмите «клипарт» и возрадуйтесь! Для тех, кто мало имел дела с изображениями, клипарт – это как раз картинки (а чаще – подборки картинок) без фона, которыми пользуются дизайнеры.

«Цвет»: если выбрать главенствующим цветом белый, получим похожий эффект, а именно – картинки на белом фоне.

«Файл» (имеется в виду формат). Формат PNG особенно интересен – картинки имеют не просто белый, а прозрачный фон, то есть png-картинку можно поместить на другой цветной фон и даже ничего вырезать и обрезать в графических программах не придется.

Есть множество отдельных сайтов с подборками клипарта . Аllday.ru, например. Можно один раз «удачно наткнуться» на хорошую коллекцию и быть обеспеченным хорошими картинками на все детство ребенка. Правда, с них редко можно скачивать картинки напрямую, чаще через файлообменники, капчи и прочие усложнялки жизни.

На сайтах, представляющих подборки «обоев» — заставок на рабочий стол компьютера тоже можно найти много хороших фотографий. Удобно, когда они скомпанованы по темам: Животные, Горы, Море и т.д.

Презентации для детей – еще один источник изображений для карточек. Имеются в виду файлы формата ppt и pps. Как оттуда добыть картинки?

Ppt – формат, подразумевающий редактирование презентации, рабочий ее режим. Картинку можно добыть из слайда в режиме просмотра. Для этого выделить ее и правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню, в котором выбрать «Сохранить как рисунок», далее выбрать место на диске, куда сохранить.

Мне удобнее сохранять сразу всю презентацию как серию картинок из слайдов. Это быстрее, да и из слайда-картинки всегда можно вырезать изображение без подписей. Для этого выбираем Файл/Сохранить как/ Другие форматы, далее в раскрывающемся списке внизу выбираем «Рисунок в формате JPEG». По умолчанию в этой же папке, где лежала презентация, появится серия изображений, по одному на слайд. Если презентация качественная, вы получится сразу серию карточек для печати.

Многие презентации представлены в формате pps, то есть в режиме просмотра. Они запускаются сразу, вы никак не можете повлиять на скорость переключения слайдов и вообще никаких правок внести не сможете, разве что на паузу нажать в контекстном меню, пока… не пересохраните в формат ppt. Я знаю такой способ: в файловом менеджере Total Commander навести курсор на презентацию в формате pps и нажать F3 (или Просмотр) – презентация откроется в рабочем окне, и отсюда уже можно менять настройки анимации (например, менять слайды по щелчку, а не по времени), формат, ну и сохранить ее в виде изображений. Еще один способ – из файлового менеджера или обычного Проводника – в контекстном меню выбрать «Создать», результат тот же.

Женские форумы, разделы мам-дизайнеров. Некоторые мамы, начавшие осваивать дизайн и фотошоп в декрете, увлекаются созданием собственного клипарта и любезно выкладывают его во всеобщее пользование. Ранее таких подборок было множество на форуме «Материнство». Хотя подобные архивы мам-дизайнеров можно, наверное, найти на любом популярном женском форуме в разделе «увлечения».

В целом, не скрою, процесс создания карточек своими руками, как и любое рукоделие и «руко-делание» — это не всегда быстрый, местами кропотливый, требующий личного времени и настроя, а также минимальных технических навыков, но в то же время затягивающий и творческий процесс. Попробуйте!

Написала, как сделать развивающие карточки для детей своими руками.

Каждому родителю хочется, что бы его ребенок гармонично развивался, набирался знаний и умений как можно быстрее. Само собой для обучения необходим вспомогательный материал. Его можно купить, а можно изготовить и самим. Это очень просто, а ваше дитя наверняка оценит ваш труд.

Примеры самодельных карточек для детишек.

1) Карточки: овощи, фрукты, ягоды . Можно использовать сначала для ознакомления с продуктами, а в дальнейшем можно перейти к сортированию на 3 категории. Изображения вы можете найти в интернете и распечатать на принтере, либо нарисовать сами.

2) Учим цифры и учимся считать предметы . Карточек предметов и цифр может быть до 10 и более. Все предметы нарисованы красками на белом картоне, при желании можно покрыть прозрачным скотчем. Дети приходят в восторг от такого материала и учатся считать быстро.

3) Учим глаголы с помощь карточек. Для этого нам понадобится 2 вида карточек, на одних у нас изображение людей, зверей или сказочных персонажей, на ваш выбор, главное, чтобы все картинки изображали какое-то действие. Второй набор карточек делаем с глаголами.

4) Подбираем пару. Задача ребенка — найти два одинаковых предмета. Сама идея карточек с носочками пришла от одной настольной игры. Хотя вы можете выбрать какой-то другой предмет, это может быть что угодно: матрешки, шапочки, конфеты, футболки, платья… Одним словом, все зависит от вашей фантазии. Такие занятия развивают внимание у ребенка.


5) Мемори . Эта игра развивает память, а начинать играть можно даже с 6 карточек, постепенно увеличивая их количество. Карточки могут быть с различными картинками, главное, чтобы у каждой картинки была своя пара. Суть игры весьма проста: переворачиваем карточки изображением вниз и открываем 2 из них, если они совпадают, то их откладываем в сторону. Если нет, то переворачиваем обратно и открываем новую карточку. В процессе необходимо запоминать расположение картинок и разложить все карточки по парам.

Поверьте, вашим детям будет интересно играть и обучатся с такими интересными материалами как развивающие карточки, к тому же сделанными с любовью своими руками.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Вовик стал в год и три проявлять активный интерес к буквам (свои рисунки я стала подписывать). Решила сделать тематические карточки - карточки Домана, т. к. покупные наборы не устроили ни по цене, ни по составу, ни по качеству. Вот что у нас получилось:

1. Описание
Для начала определилась с категориями карточек. Потом сделала список всего, входящего в категории. Получилось у меня так:
Игрушки . Кубики, кукла, юла, лошадка, мяч, пистолет, мишка, кегли, погремушка, конструктор, шарики, робот, кораблики, пирамида, неваляшка, лопатка, совок, шарики, настольная игра, погремушка.

Канцелярия . Краски, кисточки, линейка, блокнот, карандаши, точилка, ручка, степлер, дырокол, скрепки, мел, кнопки, скотч, циркуль, фломастеры, папка.

Домашние животные . Корова, лошадь, верблюд, свинья, коза, овца, олень, собака, кошка, кролик, хомяк, осел.

Звери . Бурундук, енот, медведь, обезьяна, тигр, бобр, еж, кенгуру, жираф, белка, белый медведь, тюлень, шакал, мышь, дикобраз, зубр, коала, морж, летучая мышь, мангуст, динозавр, пингвин, панда, пантера, крыса, морская свинка, лиса, барсук, лось, слон, гепард, зебра, бегемот, волк, рысь, заяц, лев, носорог, мамонт, олень, овцебык, нутрия, песец, кабан, крот, леопард, ягуар.

Рыбы и морские обитатели. Лещ, акула, ёрш, кит, карп, камбала, щука, окунь, корюшка, осётр, форель, сом, скумбрия, плотва, треска, угорь. Омар, креветки, осьминог, кальмар, морская черепаха, медуза, краб, морской конек, скат, морской лев, рак, дельфин, морская звезда, тигровая креветка.

Птицы . Филин, петух, утка, павлин, курица, лебедь, ласточка, альбатрос, попугай, аист, скворец, дятел, страус, ворона, орел, голубь, воробей, грач, соловей, клест, журавль, цыпленок, синица, канарейка, сова, чайка, снегирь, гусь, сорока, индюк, фламинго.

Насекомые . Пчела, муха, тарантул, стрекоза, колорадский жук, клещ, шмель, муравей, кузнечик, майский жук, божья коровка, гусеница, бабочка, скорпион, оса, богомол, комар, таракан, пиявка, паук, жук, личинка, червяк.

Пресмыкающиеся и рептилии. Ящерица, улитка, лягушка, игуана, черепаха, хамелеон, варан, крокодил, кобра, удав, гадюка, уж, полоз, мамба, анаконда.

Еда, орехи и напитки. Кешью, арахис, грецкие орехи, каштаны, фундук, пекан, кокосовый орех, кедровый орех, фисташки, миндаль. Сливочное масло, макароны, кренделек, сосиски, творог, цыпленок, шоколад, пончики, пицца, сэндвич, варенье, рулет, крекер, картофель фри, колбаса, буженина, сосиски, макароны, окорочок, блины, оладьи, ветчина, сардельки, печенье, салат, пельмени, гамбургер, джем, голубцы, пряники, сырок, горошек, мюсли, хлопья, квашеная капуста, курица-гриль, крылышки, консервы, кетчуп, майонез, сгущенка, селедка, запеканка, жареная рыба, винегрет, сырник, бутерброд, багет, йогурт, фасоль, булочки, батон, конфеты, вареники, вафли, овощи, пирожное, каша, плов, изюм, ветчина, пирог, лаваш, макароны, фасоль, кекс, круассан, курага, крабовые палочки, шаверма, рыбные палочки, стейк, пюре, тост, хот-дог, сметана, мед, оливки, сушки, сыр, маслины, суп, черный хлеб, десерт, пирожки, суши, шашлык, мясо, финики, торт, рогалик, рис, инжир, чернослив, черная икра, красная икра, гуляш, бефстроганов, мороженое, чипсы. Кефир, молоко, компот, кисель, бутылка воды, вода, чай, кофе, какао, сок.

Транспорт и средства передвижения. Велосипед, самолет, самосвал, микроавтобус, лодка, самокат, воздушный шар, аварийная машина, грузовик, машина, экскурсионный автобус, вертолет, автокран, бульдозер, корабль, велосипед, подъемный кран, каток, пожарная машина, скорая помощь, мусоровоз, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, полицейская машина, сани, экскаватор, санки, карета, подводная лодка, погрузчик, ролики, кабриолет, дельтаплан, коляска, носилки, вертолет, кресло-коляска, ледянка, прогулочная коляска, парашют, трактор, ракета, яхта, телега, катер, квадроцикл, надувная лодка, бетоновоз, поезд, бензовоз, снегоход, джип, лимузин, мотоцикл.

Мебель . Комод, стеллаж, кресло, кровать, полка, диван, детская кроватка, тумба, стенка, табурет, письменный стол, гардероб, шкаф, кухонный уголок, кухонный гарнитур, стул, стол.

Посуда и кухонные аксессуары. Кастрюля, ложка, нож, переднки, доска, миска, дуршлаг, сито, контейнер, пиццерезка, толкушка, овощечистка, кувшин, сахарница, чайник, тарелка, термос, воронка, вилка, котелок, терка, лопатка, сковорода, лопатка, тарелка, стакан, венчик, стаканчик, ковш, банка, бутылка, поварешка, скалка, шумовка, форма для выпечки, солонка.

Приборы. Блендер, мобильный телефон, кофемолка, микроволновая печь, миксер, пульт, пылесос, кофеварка, фен, ноутбук, телевизор, мультиварка, весы, магнитофон, веб-камера, наушники, колонки, плеер, планшетный компьютер, видеокамера, фотоаппарат, соковыжималка, посудомоечная машина, утюг, швейная машина, телефон, старальная машина, мясорубка, микрофон, кондиционер, вентиллятор, плита, тостер, калькулятор, чайник, пароварка, холодильник, компьютер, кухонный комбайн, принтер.

Человек . Мужчина, женщина, малыш, ребенок, мальчик, девочка, ноги, доктор, кулак, палец, полицейский, живот, плечи, ступня, спина, локоть, колени, шея, подбородок, волосы, ногти, брови, руки, ладонь, усы, борода, лоб, лицо, глаза, нос, рот, уши, зубы.

Цветы, злаки, растения . Магнолия, колокольчик, мать-и-мачеха, хризантема, клевер, орхидея, мак, василек, мята, подсолнух. Лен, репейник, лишайник, водоросли, мох, тростник. Просо, ячмень, пшкница, овес, рожь, осока, подснежник, гладиолус, крапива, роза, рис, ромашка, тюльпан, гербера, подорожник, пион, лилия, одуванчик, мимоза, каллы, лютик, кувшинка, фиалка, флоксы, папоротник, алоэ, ландыши, астры, фикус, гвоздика, сакура, сирень, календула, камыш, лотос, нарцысс, чертополох, анютины глазки, лаванда, незабудка, букет, ирис, кактус.

Элементы и явления природы . Росток, перо, сосульки, листья, ракушки, желуди лес, кочка, колосья, почки, костер, водопад, смерч, облако, туча, огонь, молния, солнце, луна, дождь, снежинка, трава, куст, дерево, гнездо, болото, море, река, радуга, ветка, ущелье, айсберг, звезда, шишки, лужа, капля, колосья, камень, полено, гора.

Улица . Лопата, тележка, горка, качели, светофор, палатка, мостик, кормушка, скворечник, монеты, деньги, киоск (ларек), банкомат, памятник, заправка, лестница, пожарная часть, стадион, церковь, лейка, балкон, снеговик, тачка, скамейка, остановка, забор, ворота, касса, мост, вокзал, лыжи, коньки, удочка, магазин, перила, урна.

Одежда, обувь, аксессуары . Перчатки, жилетка, кепка, носки, блузка, колготки, майка, шапка, пальто, варежки, шарф, пиджак, кофта, боди, шерстяные носки, трусы, шорты, комбинезон, джинсы, дубленка, пижама, комбинезон, брюки, платье, юбка, панамка шуба, рубашка, футболка, ремень, куртка. Зонт, сумка, портфель, бусы, кольцо, часы, цепочка, шнурки, косок. Кроссовки, босоножки, шлепанцы, резиновые сапоги, туфли, тапки, сапоги, валенки, ботинки.

Фрукты и ягоды. Груша, нектарин, инжир, хурма, айва, алыча, слива, яблока, фейхоа, дыня, манго, персик, грейпфрут, лайм, лимон, мандарин, киви, гранат, банан, ананас, апельсин, абрикос. Ежевика, арбуз, виноград, клубника, тутовник (шелковица), шиповник, облепиха, барбарис, рябина, земляника, черная смородина, брусника, вишня, клюква, земляника, ирга, белая смородина, черноплодная рябина, малина, морошка, калина, голубика, черника, красная смородина, крыжовник.

Овощи и зелень. Морковь, перец, помидор, картофель, кабачок, огурец, репа, свекла, капуста, лук, редис, авокадо, брокколи, пекинская капуста, брюссельская капуста, горох, баклажан, репка, имбирь, патиссон, спаржа, дайкон, редька, кукуруза, белокочанная капуста, батат, бобы, цуккини, цветная капуста, хрен, тыква, острый перец, чеснок, артишок, краснокочанная капуста, кольраби, пастернак. Салат, лук-порей, петрушка, сельдерей, зеленый лук, шпинат, щавель, укроп, ревень.

Квартира . Прищепки, расческа, рюкзак, ножницы, настольная лампа, коробка, корзина, умывальник, унитаз, кран, душ, выключатели, розетка, камин, очки, лампочка, ампула, вата, таблетка, капсула, бинт, градусник, клизма, зеркало, клубок, моток, нитки, иголка, гладильная доска, зубная паста, зубная щетка, мочалка, шампунь, полотенце, плед, мыло, грелка, горшок, булавка, ванна, ведро, мойка, лампа, светильник, ночник, газета, письмо, рулетка, вешалка, люстра, пуговица, пассатижи, пила, пакет, сундук, спички, бинокль, фонарик, бра, отвертка, молоток, шприц, топор, губки, щетка, щетка для волос, ящик, чемодан, совок, ваза, батарейки, лейкопластырь, подушка, замок, кошелек, коврик, ключ, книги, торшер, термометр, свеча, матрас, кисть, часы, туалетная бумага.

Деревья . Эвкалипт, пихта, сосна, бонсай, орешник, граб, черемуха, акация, пальма, баобаб, бамбук, вяз, можжевельник, бук, клен, вяз, тополь, яблоня, рябина, дуб, береза, кипарис, ольха, липа, каштан, лиственница, ясень, ель, ива, кедр, осина.

Грибы . Шампиньоны, шиитаки, волнушка, подосиновик, горькушка, масленок, боровик, белый, вешенки, моховик, подберезовик, опята, сыроежки, черный груздь, белый груздь, черноголовик, лисички, мухомор, бледная поганка, дождевик.

Музыкальные инструменты . Маракасы, гитара, скрипка, гусли, балалайка, арфа, баян, рояль, пианино, губная гармоника, барабан, ксилофон, флейта, бубен, аккордеон, труба, тромбон.

Геометрические фигуры и тела. Прямоугольник, овал, полукруг, трапеция, треугольник, кольцо, квадрат, круг, параллелепипед, шестиугольник, сердце, пятиугольник, ромб, восьмиугольник, звезда. Шар, конус, параллелепипед, пирамида, тор, цилиндр, куб.

Персонажи . Царевна-лягушка, Дед Мороз, Снегурочка, Маугли, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах, Леопольд, Змей Горыныч, гном, Емеля, клоун, кот Матроскин, Бармалей, Айболит, золотая рыбка, Нептун, Русалочка, Дюймовочка, Людоед, Баба Яга, фея, Шапокляк, Красная Шапочка, Пьеро, Чиполино, И-а, почтальон Печкин, Василиса Прекрасная, король, царь, Незнайка, Мурзилка, Кеша, Карлсон, Чебурашка, пират, Пятачок, Водяной, богатырь, волк, Бэтмен, Колобок, принцесса, принц, Белоснежка, привидение, Лесовик, оловянный солдатик, русалка, солдат, богатырь, Микки Маус, Щелкунчик, дядя Стёпа, шут, волшебник, ведьма, Иван-царевич, крокодил Гена, Чудовище, смешарики, дракон, Шрек, Снежная королева, царевна Несмеяна, жар-птица, Арлекино, Чунга-Чанга, Антошка, Буратино, Мальвина, ангел, Винни Пух, Мэри Поппинс, Аладдин, джинн, Карабас-Барабас, Спайдермен, Леший, Домовой, Петрушка, Мюнхаузен, Золушка.
Вот здесь можно скачать: http://narod2.yandex.ru/disk/39465126001/%D1%81%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%96%D0%98.doc.html

2. Подписи (надписи)
Развивашку хочется использовать подольше - до школы. Поэтому подписи на разных карточках выполнены разными способами. На простых карточках они яркие, одноцветные, информативные:

Второй вид надписей - красно-синие - нужны для изучения с ребенком гласных и согласных:

Третий вариант подписей служит для обозначения слогов:

И есть подписи по Зайцеву (одним цветом выделена согласная и идущая за ней гласная):

3. Изготовление
Для изготовления карточек сначала воспользовалась купленными на книжной ярмарке тематическими раскрасками (6-10 руб. за книжку):

Карточки из тематических раскрасок вырезала по нужному мне размеру (15х20 - половина альбомного листа):

В интернете скачала несколько подходящих мне карточек (много детских презентаций на этом сайте - http://900igr.net/). Скаченные и сохраненные в виде графических файлов, карточки распечатывала по акции в фотоателье (100 штук за 199 рублей в NetPrint - бюджетный вариант у меня получился!) Фотографии не ламинировала:

Но качество скаченных карточек мне не очень понравилось. Поэтому искала в инете нужные изображения хорошего качества, вставляла их в документ Word и делала подписи:

Вордовский документ с карточками распечатывала на цветном принтере (более 500 листов):

Для дольшей сохранности все карточки решила заламинировать. Ламинировали вместе с Вовиком. Ему так понравился ламинатор: маленькая бесшумная коробочка, через которую проезжает тихонько бумажка матовая, а становится глянцевая, да еще и с узнаваемыи рисунками!

Потом заламинировнные листы разрезала пополам (по размеру карточек). Получилась вот такая стопка:

Для удобного хранения и изучения категорий сшила кармашки из твида. Под каждую категорию не получилось, их слишком много, а ткань в кармашками размером всего лишь с книжный стеллаж. Так что по 3 категории пришлось группировать.

4. Использование
Карточки одной категории нужно показывать ребенку по 2-3 секунды ежедневно, проговаривая название (подпись). Заниматься больше 5 минут за раз не получится, т. к. у ребенка переключается внимание. Тут главное периодичность.

Со временем ребенок выучивает всю категорию (как картинки, так и текст). Можно просить его показать нужный объект или назвать его, если ребенок уже говорит (заниматься по карточкам можно чуть ли не с рождения!).
Следующий этап игры - рассказ об изображенном предмете, его свойствах, происхождении, цвете, вкусе, материале, назначении и т. п.
Здесь можно прочитать про систему более подробно и скачать некоторые категории карточек -http://proigrushku.ru/kartochki-domana/.

Позже сделаю Вове карточки и по другим темам - Писатели, художники, поэты, флаги, инструмент, профессии и т. п. Пока - по минимуму на мой взгляд

Занятия с Вовой по этим карточкам у нас происходят пока очень экзотично. Я показываю ему карточку с домашним животным, озвучиваю и Вова тут же срывается с места, чтобы принести такую же игрушку или журнал/книгу с его изображением. Так что я не успеваю его остановить и показать следующую карточку ) Зато сам он может с удовольствием сидеть и разглядывать карточки, разговаривая с ними на своем языке...

Делала долго, но результатом довольна - карточки Вове нравятся очень ))

P.S. По просьбе трудящихся все сохраненные картинки заархивировала и положила тут - http://narod2.yandex.ru/disk/38549232001/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80.rar.html ) Сорри, остальные печатала и не сохраняла...
Вот еще несколько моих категорий http://files.mail.ru/FSPCOV

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Сегодняшние родители много времени уделяют раннему детскому развитию. Способствуют этому и авторские обучающие программы, которые не теряют своей популярности вот уже много лет. Наверняка мамы слышали про материалы Монтессори или карточки Домана.

Детский психолог

Система американского физиотерапевта Глена Домана, о которой и пойдёт речь в статье, построена на принципе донесения до ребёнка больших информационных объёмов через зрительное восприятие. Помогают в этом процессе специальные карточки.

Методика раннего развития Домана, по словам автора и его последователей, может существенно расширить врождённые способности малыша и даже воспитать настоящего гения. Однако противники этой системы убеждены, что она способна навредить ребёнку. Где же истина?

Если вы интересуетесь программами раннего развития детей, обязательно прочитайте статью, в которой психолог рассказывает, что такое и каковы основные принципы этой популярной образовательной системы.

Будущий автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике. Основная цель его работы – изучение законов и особенностей развития детского мозга.

Однако идущая мировая война заставила учёного прервать работу и отправиться добровольцем на фронт. За боевые заслуги в составе роты пехотинцев Доман даже был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» – второй по старшинству среди военных американских наград.

После окончания военных действий Доман возвращается к работе и начинается специализироваться на малышах с тяжёлыми повреждениями коры больших полушарий мозга и серьёзными поражениями центральной нервной системы.

В середине 50-х он организовал частный Институт Достижения Потенциала Человека. Фундаментальной базой этого исследовательского учреждения стала методика Глена Домана.

В течение двух десятков лет учёный вместе с коллегами проводил разнообразные исследования, экспериментировал, обобщал информацию, чтобы создать систему реабилитации малышей с , задержкой психического и интеллектуального развития.

Глен Доман был убеждён, что в первую очередь необходимо вылечить причину психических трудностей – несовершенство головного мозга, а уже затем бороться со следствиями – слабой речью, несовершенными движениями и т.д.

В 1960 г. Доман опубликовал в специализированном научном издании материал об особенностях своей работы с детьми, у которых диагностировано повреждение мозга, и итогами их реабилитации. Эта статья принесла ему широкую известность в научных кругах.

Именно с этой поры методика раннего развития Домана стала активно использоваться не только специалистами, но и родителями, причём её применение было расширено – теперь обучение проходили и здоровые малыши.

Полную информацию о развивающей системе можно узнать из книг самого автора:

  • «Как научить ребёнка читать»;
  • «Гармоничное развитие ребёнка».

В этих книгах читатель найдёт «чистую» систему, без добавлений и исправлений. В России же популярна методика Домана, которая адаптирована под отечественную языковую и культурную специфику Андреем Маниченко.

Детские возможности станут расти день ото дня, если заниматься с ребёнком постоянно и на регулярной основе. Автор методики был убеждён, что головной мозг может развиваться лишь при ежедневной тренировке.

Однако данный процесс протекает неравномерно. Вот почему до 3 лет необходимо передать малышу максимальный объём информации, а в следующие 3 года – до шестилетнего возраста – постоянно поддерживать навыки ребёнка и дополнять его «багаж» новыми знаниями.

Методика развития ребёнка Домана основывается на нескольких важных принципах:

  1. Ранние занятия. Занятия с детьми по совершенствованию моторики и интеллекта должны начинаться практически с первых дней жизни. Сразу после рождения Доман рекомендовал включать физические упражнения в ежедневный распорядок дня. Необходима стимуляция ребёнка к ползанию, хватанию, переворачиванию, стоянию. Также следует обучать малыша плавать. Автор убеждал, что подобные рефлексы естественны для детей.

    Интеллектуальное развитие происходит с помощью комплектов карточек. Ребёнок схватывает картинку, запоминая её на уровне подсознания. Это позволяет «закачивать» в малыша большие объёмы информации.

  2. Регулярность упражнений. По Доману занятия должны проходить ежедневно, пропускать их нельзя. Лишь в этом случае детский мозг будет работать и развиваться полноценно.
  3. Учёт заинтересованности ребёнка. Занятия необходимо проводить лишь тогда, когда малыш заинтересован в них. Если он испытывает какой-то дискомфорт, нужно вернуться к упражнениям через 2 — 3 часа.
  4. Создание условий для обучения. Карточки Домана – обязательное условие развития ребёнка. Этот инструментарий состоит из картинок, точек или слов. Карточки вводятся в процесс постепенно, чтобы кроха смог быстро всё запомнить.

Физическое развитие по Доману

Система развития для самых маленьких включает весьма серьёзный комплект физических упражнений. Доктор Доман считал, что между моторикой и интеллектом имеется взаимосвязь.

Взрослые, которые регулярно занимаются с ребёнком определённой зарядкой, производят стимуляцию познавательных процессов. Таким образом, чем более развит малыш физически, тем выше будет его интеллект.

Чтобы младенец смог проявлять активность, создаются определённые условия. Прежде всего требуется особый трек для ползания, который нужно расположить под небольшим углом. Ребёнок во время упражнений должен быть легко одет.

Сложность и продолжительность упражнений будет зависеть от возраста подопечного.

  • Ребёнок практически с первых дней жизни должен при помощи врождённого рефлекса отталкивания проползать короткую дистанцию по специальном треку. Выполняется такая зарядка 10 раз в сутки. Общая длительность — 4 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнку предлагается указательный палец или гладкий деревянный штырёк аналогичного размера для захватывания. Когда малыш схватит палец, мама приподнимает его торс. Выполняют подъёмы 10 раз в сутки. Длительность — 10 минут;
  • развитие равновесия. Этот вид упражнений подразумевает совершенствование вестибулярного аппарата. Родитель покачивает, вращает, подбрасывает ребёнка в различных плоскостях. Всего этот комплекс для новорождённых состоит из 15 различных упражнений. Длительность — 10 минут.

От 2 до 7 месяцев

  • развитие двигательных навыков . Ребёнок ползает по-пластунски за игрушкой. Ему нужно проползти по треку более длинную дистанцию, чем прежде (хороший уровень – одна пауза за всю дистанцию). Выполняется упражнение 15 раз за сутки. Общая длительность: от 4 часов в сутки;
  • развитие мануальный умений. Ребёнок захватывает родительский палец, а мама или папа приподнимает торс, чтобы малыш немного повисел. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность увеличивается с двух до 10 секунд;
  • развитие равновесия. Мама качает, вращает и подбрасывает малыша в различных плоскостях. Опять выполняются те же 15 упражнений, что и в раннем возрастном периоде. Длительность совершенствования вестибулярного аппарата: 10 минут.

От 7 до 12 месяцев

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ползает на четвереньках. За сутки необходимо провести до 30 серий таких упражнений. Общая длительность: минимально 4 часа, желательно до 12 часов в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на перекладине, а родитель его страхует. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность каждого упражнения – 20 секунд;
  • развитие равновесия. Ребёнка качают, вращают, делают подбросы в различных плоскостях. В этом возрасте выполняют комплекс из 10 специальных упражнений. Длительность такой зарядки составляет 20 минут.

От 1 года

  • развитие двигательных навыков. Ребёнок ходит, причём начинать нужно с одного-двух шажков. За сутки проводят до 30 сеансов ходьбы. Длительность — минимально 2 часа в сутки;
  • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на турнике, а потом постепенно передвигается по нему при помощи перехватов (этот способ необходимо сначала продемонстрировать). За сутки нужно выполнить 10 упражнений по перехвату и 5 серий по провисанию. Длительность — 5 минут;
  • развитие равновесия. Выполняется комплекс из 10 упражнений по пассивному развитию равновесия. Родитель покачивает, крутит, подбрасывает малыша в различных плоскостях. Длительность — 20 минут.

Чтобы ничто не мешало двигательной активности, Доман рекомендовал родителям надевать на новорождённого минимум одежды. Так ребёнок будет свободно шевелить ручками и ножками, что ускорит его физическое созревание.

О том, читайте более подробно в статье детского психолога. Из неё вы узнаете, как создать условия для ходьбы и какие упражнения помогут повысить физическую активность малыша.

В своих трудах автор указывал оптимальный возраст для овладения этим навыком – 12 месяцев. К тому же, чтобы контролировать получение знаний, необходимо заручиться умением ребёнка говорить, поскольку через неделю обучения кроха должен «прочитывать» показанные слова.

Развивающие карточки для детей имеют строго определённый размер: 10 на 50 сантиметров. Слова на них должны быть обязательно ярко-красными, а высота букв составляет примерно 7,5 сантиметров.

По методике Домана при обучении чтению следует соблюдать определённую схему:

  1. Первые сутки: ребёнку четырежды показывают 5 картинок со словами-существительными. Паузы между занятиями составляют не более получаса.
  2. Вторые сутки: родитель осуществляет три показа по 5 слов, уже демонстрировавшихся вчера, и три показа по 5 новых слов. В результате получается 6 занятий, во время которых изучается 10 слов.
  3. Третьи сутки: мама осуществляет шесть сеансов по 5 карточек, уже показанных в первый и второй день, и три сеанса по 5 новых слов. В результате получается 9 занятий, во время которых изучается 15 слов.

Следует помнить, что между сеансами упражнений необходим 30-минутный перерыв. В этом случае нервная система ребёнка успеет отдохнуть, и результат будет заметен скорее.

Как только в течение пяти дней слово было изучено, его убирают из демонстрации, поскольку малыш уже должен быть его запомнить. Автор рекомендовал для лучшего контроля замены карточек писать на них дату начала предъявления.

Учим ребёнка считать по Доману

Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

Демонстрационный материал состоит из белых карточек, размер которых примерно 27 на 27 сантиметров. Диаметр красных кружочков составляет чуть меньше 2 сантиметров. Потребуется 100 подобных карточек, на которых будут располагаться от 1 до 100 кружков.

Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

  • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
  • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
  • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
  • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

Метод счёта Домана предполагает, что если ребёнок будет смотреть регулярно карточки с изображёнными кружочками, то совсем скоро он научится устанавливать количество предметов автоматически. Это позволит ему выполнять математические операции с большими числами.

Развивать ребёнка нужно постоянно, как считал Доман, цель жизни и заключается в получении знаний. Информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта», который представляет собой какой-то определённый факт.

Автор методики считал, что пояснения не представляют особого интереса и не несут никакой пользы для ребёнка, поскольку его мозг может воспринять лишь чистые факт – тот самый бит информации.

Карточки для развития ребёнка помогают получать глубокие и разносторонние знания, если:

  • каждый элемент изображения виден отчётливо;
  • на карте изображён лишь один предмет;
  • родитель проговаривают название каждого предмета;
  • прежде это изображение было неизвестно ребёнку;
  • карта довольно большая;
  • она чистая, без шумовых изображений или грязи.

Формирование энциклопедических знаний происходит следующим образом: мама демонстрирует ребёнку карточку на 2 секунды, чётко произнося название или описание изображения.

Глен Доман считал, что подобная техника направлена на развитие скорости нервной реакции. И если поначалу ребёнок ничего не понимает, то затем (при условии регулярности занятий) у него появляется более скоростное запоминание и фотографическая память.

Первоначально нужно демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, потом понемногу количество демонстрируемых карт увеличивается до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, её следует заменять новой. Следовательно, маме нужно вести отчёт, сколько каждая карта показывалась.

Демонстрационный материал продаётся в магазинах, однако многие родители всё чаще выбирают самостоятельное изготовление карточек, поскольку для обучения понадобятся сотни, а то и тысячи картинок и изображений.

Какие ещё можно использовать дома? Об этом можно узнать, прочитав статью детского психолога с максимально подробным описание полезных занятий для малышей по месяцам.

Методика Глена Домана разрешает карточки выполнять и из подручных материалов. Самый простой и разумный вариант – бесплатно скачать с сайта и распечатать на плотной качественной бумаге с помощью цветного принтера. Можно сделать карты, вырезав картинки из журналов и газет.

Распечатанный материал при аккуратной эксплуатации прослужит достаточно продолжительный срок, если твёрдую бумагу дополнительно заламинировать. Такие карточки можно даже отдать на время знакомым, которые также хотят обучать ребёнка по этой методике.

Обязательно необходимо подписать заранее оборотную сторону карты, чтобы не переворачивать её в процессе демонстрации, ведь малыша ничто не должно отвлекать от процесса созерцания изображённого предмета или слова.

Карточки нужно систематизировать и разложить по определённым разделам. К примеру:

  • домашние птицы;
  • музыкальные инструменты;
  • части тела;
  • овощи;
  • русские писатели и пр.

Если для самых маленьких детей хватит по 10 карточек на каждый раздел, то для малышей постарше количество картинок резко возрастает. Кроме того, в разделах появляются подкатегории. Например, в категории «птицы» появляются «водоплавающие птицы», «птицы Арктики», «птицы-хищники».

Методика Домана словами автора

Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

Ребёнку следует предъявлять конкретную, чёткую и максимально доступную информацию. В качестве примера Доман предлагает обратить внимание на знакомства малыша с собакой.

Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

  • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
  • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
  • рассказать просто, что это собака;
  • объяснить, что это собака породы пудель;
  • показать изображения с собаками;
  • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.

Последнее объяснение наиболее полное, поскольку без дополнительных объяснений ребёнок может понять, что у всех собачек имеются общие черты – четыре лапы, хвостик, шерсть. Однако домашние питомцы отличаются по размерам, окрасу и т.д.

То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители.

Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

  1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
  2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
  3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
  4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

Повышенная нагрузка на нервную систему нередко приводит к нежелательным последствиям – психическим нарушениям, перепадам эмоционального фона, проблемам с аппетитом, коммуникабельностью, высокой тревожности, плаксивости.

Мнение врача-невролога

Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

В случае нарушения такой последовательности (когда ребёнка учат читать прежде, чем он начинает ходить) развитие малыша способно отклониться от нормативных показателей.

Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

В особо тяжёлых случаях детям даже выписывают серьёзные медицинские препараты, чтобы снизить проявление неврологического заболевания. Вывод, как говорится, делать вам.

Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то