Словесный портрет человека пример. Пример описания по методу словесного портрета. Правила описания внешности человека

Методика систематизированного описания признаков внешности и функциональных особенностей человека в целях его идентификации, получившая название "словесный портрет", широко применяется в современной практике работы правоохранительных органов. В основе названной методики лежат положения об относительной неизменности, индивидуальности сочетания многих признаков, характеризующих особенности строения тела человека и его функциональные характеристики, а также их достоверное отображение.

^ При описании внешности по методу словесного портрета должны выполняться следующие основные правила :

1) оптимальная полнота описания;

2) употребление единой специальной терминологии;

3) последовательность описания.

^ Оптимально полное описание должно удовлетворять его назначению, то есть использованию для розыска и отождествления конкретного человека. Например, описание внешности без вести пропавшего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружения трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приметы погибшего с приметами без вести пропавшего.

^ Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.В условиях оперативной деятельности можно ограничиться сокращенным описанием внешности наблюдаемого человека. Целям розыска преступника удовлетворяет краткий, но информативный словесный портрет, содержащий общефизическую характеристику внешности, описание индивидуализирующих человека анатомо-антропологических, функциональных признаков и особых примет.

^ Единая специальная терминология , используемая при составлении словесного портрета, принята в целях точного описания и однозначного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению.

^ Элементы внешности характеризуются в анфас (вид лица прямо, спереди) и в профиль по главным определяющим признакам, то есть размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету. Для описания тела человека его части определяются в положении: "вид спереди", "вид сзади".

^ Размеры (величина) могут указываться в абсолютных цифрах, если они имеются, но чаще относительно других частей и деталей тела. При характеристике размеров обычно используется трехчленная классификация. Размеры частей тела и лица описываются в таких градациях, как малый, средний, большой; низкий, средний, высокий; длинный, средний, короткий; узкий, средний, широкий; глубокий, средний, мелкий; толстый, средний, тонкий и т.п.

^ Форма выражается в сравнении с формой поверхности - выпуклый, вогнутый и т.п., а также в сравнении с формой общеизвестных предметов - грушевидный, миндалевидный, яйцевидный и т.п.

^ Контур описывается по сходству с геометрическими фигурами (круглый, овальный, треугольный и пр.) и формой линий (прямая, извилистая, дугообразная, ломаная и т.д.).

^ Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и частям тела в таких терминах, как скошенный, выступающий, приподнятый, опущенный, горизонтальный, вертикальный, ниже, выше, правее, левее, ближе, дальше и пр. Относительно горизонтали и вертикали определение производится при нормальном положении головы. За нормальное положение принимается такое, когда при рассмотрении лица в анфас линия, проведенная через середину глаз и верхние трети ушных раковин, будет горизонтальной, а через середину лба, по спинке носа и середине подбородка - вертикальной.

^ Цвет характеризуется в общепринятых терминах (белый, черный, красный, серый, желтый и т.п.). Он указывается относительно окраски кожи, волос, глаз, шрамов, татуировок, родимых пятен, ногтей, зубов и пр.

Последовательность описания - по принципу от общего к частному. Такая последовательность соответствует особенностям механизма восприятия человеком внешнего облика другого субъекта: сначала - общий облик, затем - части тела и, наконец, отдельные детали.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

^ Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов (телосложение, голова, элементы лица, туловище и конечности);; после этого - функциональные признаки, сопутствующие признаки; особые приметы и броские признаки.

^ Демографические данные включают указание национальности, народности, этнической группы. Расовая принадлежность ориентировочно определяется по совокупности следующих признаков: цвет кожи, волос и глаз, характер и форма волос, толщина губ, выступание скул, профиль спинки носа, определенные пропорции лица и некоторые другие особенности. Она может быть негроидно-австралоидной, монголоидной и европеоидной. Национальность, народность, этническая группа указывается по достоверным данным. При отсутствии таковых она определяется сравнительным визуальным наблюдением "на вид", например "похож на грузина". Указание национальности, народности, этнической группы "на вид" при наличии документальных данных необходимо и в случаях, когда человек отличается от своей (документальной) национальности, народности, этнической группы.

^ Общефизические характеристики человека . Возраст определяется по достоверным данным. При их отсутствии возраст указывается приблизительно, например "мужчина на вид 25-30 лет". Указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо и в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет. Рост человека измеряется с использованием антропометрических средств, при этом указываются абсолютные числовые величины в сантиметрах. Характеризуется, как правило, по семичленной градации: очень низкий, "маленький" (для мужчин до 150 см); низкий, "малый", "небольшой", "невысокий" (151-160 см); средний, "нормальный", "обычный" (160-170 см); выше среднего (171-175 см); высокий, "большой" (176-185 см); очень высокий, "гигантский", "громадный" (свыше 185 см). Для женщин эти пределы уменьшаются на 5-10 см.При определении роста необходимо учитывать высоту каблуков обуви, осанку человека и функциональные изменения длины тела в течение суток - утром рост больше на несколько сантиметров, чем вечером.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые -по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических 4эигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчлебольшой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках)

Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета" , составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.

^ Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается:, а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

^ Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий(для мужчин более 170 см)(Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

^ Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

^ Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Описание внешности человека в криминалистике может осуществляться произвольно или по специальной методике с использованием специальных терминов. Произвольное описание - это описание, даваемое свидетелем-очевидцем в словах и выражениях, используемых в обыденной речи.

Систематизированное описание - это описание по методу словесного портрета. Основы такого описания были заложены в конце XIX в. Альфонсом Бертильоном. Это описание позволяет единообразно характеризовать элементы внешности, одинаковые приметы и одинаково воспринимать данные описания. Единообразие достигается за счет основных принципов описания внешности:

  • o применение специальной (стандартизированной) терминологии в описании. Соблюдение этого принципа устраняет разночтения описанных признаков, обеспечивает их единообразное понимание, исключает неясность и предотвращает ошибки;
  • o соблюдение последовательности в описании. Описание осуществляется от общего к частному, сверху вниз. Вначале характеризуется фигура в целом, затем описываются отдельные области тела (голова, туловище, конечности, наиболее существенные признаки анатомических элементов головы, лица) и, наконец, функциональные признаки и особые приметы;
  • o максимальная полнота описания. По возможности описываются все признаки, совокупность которых позволяет выделить определенного человека из числа других людей;
  • o описание производится в анфас и в правый профиль (в необходимых случаях в рост и с других сторон). Особые приметы описываются как на правой, так и на левой сторонах лица;
  • o описание осуществляется применительно к нормальному (стандартному) положению головы и состоянию внешности;
  • o при описании выделяются особые приметы. Криминалистическое описание внешнего облика человека

по методу словесного портрета охватывает описание анатомических, функциональных и сопутствующих признаков. Описываются пол, возраст, национальность, фигура в целом и голова. Наиболее информативное значение имеет описание головы.

Голова в целом: размер (малый, средний, большой), форма теменной части (плоская, куполообразная, яйцевидная), положение затылка относительно вертикали (скошенный, вертикальный, выступающий).

Волосы: обилие (густые, средние, редкие), длина волос (короткие, средней длины, длинные), по типу (прямые, волнистые, курчавые), цвет волос (светло-русый, русый, темно-русый, черный, рыжий), лобная линия (прямая, дугообразная, волнистая, ломаная).

Лицо в целом: пропорции (узкое, средней ширины, широкое), контур в анфас (овальный, круглый, прямоугольный, квадратный, треугольный, трапециевидный), контур в профиль (выпуклый, прямой, вогнутый), степень полноты (худое, средней полноты, полное), цвет кожи (белый, смуглый, розовый), особенности (наличие морщин, их выраженность, глубина, наличие бороды, усов, веснушек и т.п.).

Лоб: но размеру (узкий, широкий, средний), контур (прямой, выпуклый, волнистый), особенности (сильно развитые лобные бугры, надбровные дуги, очень скошенный, очень выпуклый).

Брови: размер (короткие, средней длины, длинные; узкие, средней ширины, широкие), обилие, т.е. густота (густые, редкие), контур (прямой, дугообразный, волнистый, ломаный), положение относительно горизонтали и взаиморасположение (скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые), особенности (сросшиеся, кустистые и т.п.).

Глаза: размер открытых глазных щелей (мелкий, средний, большой), контур открытых глазных щелей (щелевидный, овальный, круглый, треугольный), положение глазных яблок в глазницах (выпуклые, средней выпуклости, впалые), взаиморасположение глаз (сближенные, раздвинутые), цвет радужной оболочки (темно-карий, карий, светло-карий, зеленоватый, светло-голубой, голубой, серый), положение верхнего неподвижного века (нависает, нависания нет), положение верхнего подвижного века (открытое, закрытое), длина ресниц (короткие, средние, длинные), форма ресниц (прямая, загнутая), густота ресниц (густые, средней густоты, редкие), особенности (очень выпуклые глаза, очень сближенные и т.п.).

Нос: размер в целом от верхней носовой точки до подносовой точки и с шириной в области крыльев (узкий, средней ширины, широкий, короткий, средней длины, длинный), контур спинки (вогнутый, прямой, выпуклый, волнистый), форма кончика (острая, закругленная, тупая), положение основания относительно горизонтали (приподнятое, горизонтальное, опушенное), размер выреза ноздрей (малый, средний, большой), контур выреза ноздрей (треугольный, круглый, овальный, щелевидный), особенности (раздвоенный кончик, закрытые ноздри, искривленная спинка и т.п.).

Рот: размер (малый, средний, большой), линия смыкания губ (прямая, волнистая, ломаная), положение углов относительно горизонтали (опущенные, горизонтальные, приподнятые), особенности (линия смыкания скошенная, рот очень маленький или большой и т.п.).

Губы: высота верхней губы (низкая, средняя, высокая), по ширине красной каймы (тонкие, средней толщины, толстые), по контуру красной каймы (дугообразные, волнистые, ломаные), по выступанию (выступание верхней губы, выступание нижней губы, общее выступание или вытянутость губ), по цвету (яркие, бледные), особенности (очень короткая верхняя губа, раздвоение верхней или нижней губы).

Зубы: размер (мелкий, среднего размера, крупный), по расстоянию между зубами (редкие, частые), взаиморасположение верхних и нижних зубов (выступание нижних зубов или верхних зубов), особенности (отсутствие зубов, почернение и пожелтение зубов, наличие и вид протезов и т.п.).

Подбородок: размер (низкий, средней высоты, высокий, узкий, средней ширины, широкий), контур нижнего очертания (закругленный, прямоугольный, треугольный), форма (выпуклая, прямоугольная, треугольная), по положению относительно вертикали (скошенный, вертикальный, выступающий), особенности (очень скошенный или выступающий, с поперечной бороздой или ямкой, раздвоенный и т.н.).

Ухо: размер ушной раковины в целом (малый, средний, большой), контур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), оттопыренность (общая оттопыренность, верхняя оттопыренность, общее прилежание), форма поверхности завитка (выпуклая, плоская), размер мочки (малый, средний, большой), контур мочки (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), форма поверхности мочки (плоская, выпуклая, пересеченная), особенности (очень малое или большое ухо, очень большая его оттопыренность).

Шея: по размеру (короткая, средней длины, длинная, тонкая, средней толщины, толстая), особенности (выраженность хрящей и гортани - кадык; наличие, расположение и степень выраженности морщин и т.п.).

Плечи: по размеру (узкие, средней ширины, широкие), положение относительно горизонтали (опущенное, горизонтальное приподнятое), особенности (очень узкие или широкие, одно выше другого и т.п.).

Грудь: по размеру (узкая, средней ширины, широкая), форма (вогнутая, выпуклая), положение (впалое, выступающее), особенности ("птичья грудь", горб и т.п.).

Спина: по размеру (узкая, средней ширины, широкая), контур (вогнутый, прямой, выпуклый), особенности (сильно выступают лопатки, горб и т.п.).

Руки: размер в целом (короткие, средней длины, длинные; тонкие, средней толщины, толстые), кисть руки (длинная, короткая; узкая, широкая), пальцы (длинные, средней длины, короткие), форма и размер ногтей (длинные, средней длины, короткие; узкие, средней ширины, широкие), форма поверхности ногтей (выпуклая, плоская, ребристая), длина ногтей (длинные, короткие), особенности (наличие мозолей, отсутствие пальцев или суставов, обильное оволосение внешней части кисти и т.п.).

Ноги: по размеру в целом (длинные, средней длины, короткие; тонкие, средней толщины, толстые), по форме (прямые, "о"-образные, "х"-образные), величина стопы (длинная, средней длины, короткая; узкая, средней ширины, широкая), особенности (утолщение суставов, срастание пальцев, отсутствие ноги, стопы, пальцев и т.п.).

Сегодня Вы узнаете о том, как определить преступника по внешности. Убийцы, подонки, отбросы общества, гниль подзалупная. Или "Темная сторона личности с картинками". Читаем уникальную статью и по-новому смотрим на людей, которые нас окружают. Итак, физиогномика преступников:

Физиогномика убийцы - толстые губы, большой нос, четырехугольный подбородок, скуласт.
Физиогномика насильника - глаза навыкате, губастый, приплющен нос.

Это не мы придумали, это открытие 19 века – преступниками рождаются, а не становятся. Ни воспитание, ни окружение не делают поддонка поддонком. Гены виноваты, ведь именно они выдают внешность будущего бандита.

Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso) выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик. Теория разделения на людей и подонков принадлежит Чезаре Ломброзо, итальяшке, жившему в 19 веке, который работал психиатром в тюрьмах австро-венгрии. Насмотрелся он в тюрьме на отбросы общества – заметил сходство.

В принципе, к такому открытию прийти не трудно, зайдя в гендель на окраине – "Такие отвратительные рожи собрались, а как похожи!" (главное им об этом не говорить). Так макаронник твердо обосновал, обмерив черепа сотен преступников, что:


Убийца или насильник?

У прирожденного поддонка не симметричный череп, лицо вытянутое или впавшее лицо с выпуклым лбом. Некоторые части черепа резко выделены. Скошенный лоб, или, опять же, невысокий лоб с сильно развитыми надбровными дугами, крупная челюсть. Та, блин, описание половины нашего правительства!


Андрей Саханенко, 11-классник. Ссорился с родителями из-за плохих оценок. Нанял знакомого для убийства родителей, сам открыл дверь убийце. Инсценировали нападение на квартиру. Сам Саханенко вызвал милицию, ему – 11 лет тюрьмы, убийце13 лет. НА ЛИЦЕ ВСЕ НАПИСАНО?!

Алексей Дегтярев, 43 года, юрист из Питера. Доказано 15 фактов его отклонения от нормального поведения человека: он подходил к маленьким детям на улице, заманивал их в подъезд, мол "Я доктор, надо тебя пощупать". Фоткал голых детей и трахал их. Получил 18 лет строгого режима с принудительным лечением у психиатра. Вот точно – одной кастрации мало, педофилов надо еще и в дурдом прятать!

После выхода первых статей Ломброзо про врожденную преступность, Европу охватила эпидемия – все меряли у кого больше и неправильнее череп. Сам Ломброзо предлагал прирожденных преступников свозить на острова, и хай там хоть поубивают друг-друга. Однако реально его послушались только нацисты – они с любовью меряли черепа и форму ушей перед тем как сжечь недочеловека. Запятнали они Ломброзо капитально.


Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso)

Забавным признаком подонка по теории Ломброзо является: взгляд из-под лба и низкий болевой порог. Такой себе ПТУшник в кепочке на танцах. Неприятная внешность тоже характерна. Ну, вылитый ПТУшник!

И о женщинах-преступниках – внешне их не выделить из людей. Преступная женщина отличается бесчувственностью – она не может кончить. Ни материнского инстинкта, ни жалости вообще. Кому такая нужна? – Вот они и быкуют! Женщины преступницы намного жестче мужчин из криминального мира! Кстати мы .


Печенева Юлия, 46 лет. Подмосковная дамочка. Находила в соцсетях похожих на себя женщин, знакомилась, а встречаясь - убивала, и по их документам продавала их квартиры.


Печенева Юлия и ее жертва.

Ломброзо говорил: " Человек это животное, его не перевоспитать. Сразу определили преступника и навсегда изолируй ". Европа бурлила – как сторонников, так и противников у Ломброзо хватало. А в Советской России Ломброзо не возлюбили – сами на фото определите не склонных к преступлениям людей.


Да и теория Ломброзо говорит, что преступник, что революционер – один хер. Это хер, проповедующий животные законы среди людей – доминантность любой ценой, то есть достичь своих целей насилием.

Есть связь между телосложением и характером – да, блять, и не спорьте! Только раньше пытались шельму метить после преступления:

В древнем Египте ворам выбивали передние зубы;
- в средневековой Европе отрезали нос за разбой, а уши за кражу;
- индусы клеймили: убийцу – безголовым человеком, прелюбодея – тату в виде вагины.
По ходу оттуда и пошли воровские наколки…

На сегодня исследования теории Ломброзо не ведутся открыто. И так государство подохуело, в плане контроля своих граждан. А тут еще делить если начнут – в общем мрачная идея. Но, нам-то, любителям физиогномики эти познания пригодятся – кому при выборе надежных партнеров по бизнесу, кому – партнеров по сексу.


А Ломброзо предложил выделять преступников до преступления. Что плохого-то? Единственная оговорка – на старости Ломброзо пришел к разделению подонков – врожденные и неисправимые – 40%, и подонки случайные, исправимые 60%. То есть, если у Вас в голове криминал вертится, Вы вполне генетически непреступны. А вот у Ваших потомков есть все шансы нести ген поддонка.

Вот Вы и узнали о том, как определить преступника по внешности. Физиогномика преступника, так сказать. Надеемся что Вы не обладаете оттенками шизофрении и не начнете перебирать фото друзей вконтакте и удалять потенциальных убийц. Хотя, это так весело узнать что-то новое о тех кого мы так давно знаем!

Методика составления словесного портрета человека применяется в различных областях науки и искусства.

В первую очередь данная методика используется в криминалистической практике для розыска и экспертного отождествления лиц, для уголовной регистрации преступников, а также в судебной медицине в процессе идентификации личности.

Словесный потрет (в криминалистике) – это система описания внешности человека в целях его идентификации. Словесный портрет включает в себя общую характеристику внешности человека; анатомические признаки; особые приметы; функциональные признаки; особенности одежды, обуви, головного убора и других вещей.

Методика составления словесного портрета осуществляется ежедневно в процессе коммуникации, так как общение людей
предполагает представление о лицах, упомянутых в течение коммуникативного акта.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику “словесного портрета”.

Однако иностранные студенты не обладают навыками составления словесного портрета, их описания непоследовательны, обрывочны, неравномерны в описании тех или иных признаков, поэтому использование методики составления словесного портрета на уроках русского языка как иностранного поможет иностранным студентам научиться правильно давать характеристику человеку.

Правила описания при составлении словесного портрета

  • Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности : пол, возраст, национальность, рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого – функциональные признаки сопутствующих предметов.
  • Описание признаков внешности осуществляется по схеме “от общего к частному” и “сверху – вниз”. При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, руки, ноги.
    Важно соблюдение последовательности в описании. Описание осуществляется от общего к частному, сверху вниз. Вначале характеризуется фигура в целом, затем описываются отдельные области тела (лицо, шея, руки, ноги) и функциональные признаки и особенности;
  • Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме и размеру, а некоторые – по цвету.

Если руководствоваться правилами описания по методу словесного портрета , то совокупность этих параметров и пунктов вырастает в четкую и подробную схему описания признаков человека, т.е. его портрет.

Схема составления словесного портрета

I. Общая характеристика внешности по произведенному на собеседника впечатлению (красивая, привлекательная, отталкивающая и т.д.)
II. Половозрастная и национальная принадлежность (пол, возраст, национальность):
III. Анатомические признаки:
1. Рост (высокий, невысокий и т.д.).

2. Фигура (стройная и т.д.); телосложение (крепкое, хрупкое
и т.д.).

3. Лицо:

а) по форме (круглое, широкое, узкое и т.д.);
б) по цвету кожи (смуглое, румяное, бледное и т.д.);
в) по особенным признакам (в морщинах, в веснушках и т.д.);
г) по выражению лица (наивное, строгое и т.д.).

4. Глаза:
а) по форме (большие, маленькие, узкие и т.д.);
б) по цвету (голубые, карие, серые и т.д.);
в) по отражению эмоционального состояния (воспаленные, грустные
и т.д.);
г) по отражению черт характера (умные, хитрые и т.д.)

5. Ресницы:


в) по форме (прямые, загнутые и т.д.);
г) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).
6. Брови:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по ширине (тонкие, широкие)
в) по объему (густые, редкие);
г) по форме (прямые, изогнутые и т.д.);
д) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).

7. Волосы:
а) по длине (длинные, короткие, до плеч и т.д.);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, курчавые, волнистые и т.д.);
г) по цвету (каштановые, черные, рыжие и т.д.);
д) по натуральности окраса (крашенные, натуральные и т.д.)
е) по типу прически/стрижки (коса, хвост, стрижка боб и т.д.).
8. Щеки:
а) по форме (пухлые, впалые и т.д.);
б) по цвету (румяные, бледные и т.д.);

9. Лоб:

а) по размеру (высокий, низкий);
б) по степени открытости (открытый, закрытый).

10. Нос (прямой, курносый, орлиный и т.д.).

11. Губы:
а) по форме (пухлые, тонкие и т.д.);
б) по выражению эмоционального состояния человека (сжатые,
улыбающиеся и т.д.);
в) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).

12. Подбородок (плоский, с ямочкой и т.д.).

13. Уши (большие, маленькие, торчащие и т.д.).

14. Усы (у мужчины):
а) по длине (длинные, короткие);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, изогнутые, закрученные и т.д.);
г) по цвету (черные, рыжие, седые и т.д.).

15. Борода (у мужчины):
а) по длине (длинная, короткая);
б) по объему (густая, редкая);
в) по форме (окладистая, клинышком и т.д.);
г) по цвету (черная, рыжая, седая и т.д.).

16. Шея (длинная, короткая).

17. Руки:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по величине (мускулистые, тонкие и т.д.);
в) по особенным признакам (мозолистые, ухоженные и т.д.);

18. Ноги:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по форме (прямые, кривые и т.д.);

19. Отличительные особенности: родинка, родимое пятно, татуиров-
ка и т.п.

IV. Одежда, обувь и другие предметы:
1. Общая характеристика одежды:

а) по половой и возрастной принадлежности (мужская, детская и
т.д.);
б) по соответствию моде (модная, старомодная и т.д.);
в) по произведенному на собеседника впечатлению (стильная, красивая и т.д.).
2. Верхняя одежда:
а) по сезону (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);
б) по типу (пальто, куртка, плащ и т.д.);
в) по материалу (драп, кожа, мех и т.д.)
3. Головной убор (шапка, шляпа, платок и т.д.).

4. Основная одежда:
а) по цели использования (деловая, повседневная, домашняя и т.д.);
б) по предмету одежды (кофта, блузка, пиджак, брюки и т.п.);
в) по форме: платье (приталенное, свободное и т.д.); юбка (расклешенная, узкая и т.д.); брюки (узкие, прямые и.т.д);
г) по материалу (шелк, бархат, шерсть, вельвет и т.д.).

5. Обувь:
а) по типу (туфли, сапоги, кроссовки и т.д.);
б) по наличию каблука/платформы (на каблуке, на платформе и
т.д.).
6. Аксессуары, украшения (галстук, пояс, кольцо, брошь и т.д.).
V. Функциональные признаки:
1. Общая характеристика характера человека (легкий, тяжелый и
т.д.).
2. Характер (черты характера):
а) по отношению к людям (заботливый, требовательный и т.д.);
б) по взглядам на жизнь (принципиальный, пассивный и т.д.);
в) по умственным способностям (умный, сообразительный и т.д.);
г) по отношению к труду (трудолюбивый, исполнительный и т.д.).
3. Эмоциональное состояние (спокойный, бесчувственный и т.д.).
4. Поведение (скромный, дерзкий, невоспитанный и т.д.).
5. Походка (легкая, тяжелая, хромает и т.д.).
6. Привычки, хобби (бегает по утрам, курит, кусает ногти и т.д.).

Количество пунктов схемы может варьироваться в зависимости от ситуации и степени информированности говорящего о субъекте, которому дается характеристика в процессе коммуникативного акта.

Трудности у студентов

  • Описание эмоционального состояния человека, в особенности, когда этот человек принадлежит другой расе.

Так, например, китайским студентам иногда сложно дать характеристику эмоциональному состоянию людей европеоидной расы, к которой в целом относятся жители европейской части России.

При изучении темы «Характер человека» способам выражения эмоций человека уделяется отдельное внимание.

Сначала студентам предлагается ряд заданий, целью которых является информирование о характерных физических признаках, с помощью которых можно определить ту или иную эмоцию.

В составлении данных заданий были использованы материалы американского сериала «Теория лжи» , где наглядно демонстрируются все физические признаки основных эмоций: гнев, счастье, страх, печаль и пр.

Например, физические признаки выражения счастья на лице человека: морщинки в уголках около глаз, щеки и уголки губ приподняты.

Затем студентам предлагаются задания с картинками (сначала анимация, а затем уже фотографии реальных людей), где изображены лица одного и того же человека, испытывающего различные эмоции.

И последний этап , когда студенты самостоятельно изображают друг перед другом разные эмоции и отгадывают их.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что использование методики составления словесного портрета на уроках по русскому языку как иностранному обогащает концептуальную и языковую картину мира иностранных учащихся; помогает им в познании и интерпретации окружающей действительности; формирует коммуникативную компетенцию; позволяет передавать достоверную информацию, делиться личными впечатлениями и переживаниями с другими людьми; делает возможным выбирать речевые и поведенческие стратегии в общении с собеседником, лучше понимать его.

Мужчина , около 27 лет, европейского типа, рост приблизительно 180 см, телосложение среднее.

Голова средней высоты, овальной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы не зачесаны.

Лицо овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая.

Особые приметы : нет

Одет в футболку черного цвета

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Вопросы для самоконтроля по теме 9:

1.Система классификации признаков внешности человека,
2.Собственные элементы и признаки облика человека.

3.Сопутствующие элементы и признаки внешности человека.

4.Особые приметы внешности человека.

5.Правила описания внешности по методу словесного портрета,
6.Понятие и виды субъективных портретов.

7.Использование словесных и субъективных портретов в розыскной деятельности органов внутренних дел.

8.Закономерности изменения внешнего облика человека.

9.Источники информации о внешнем облике человека.

10.Отображения внешнего облика человека, используемые в криминалистике
практике.

Дополнительнаяя литература по теме 9:

1.Аленин А.П., Дубягин Ю.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. Омск, 1996.

2.Восстановление лица по черепу в криминалистике; Учебное пособие / Сост. Б.А. Федосюткин и др., 1990.

3.Зинин А.М. Применение субъективных портретов. М., 1996.

4.Криминалистическое описание внешности человека; Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Снетков,1993.

7.Топорков А.А. Словесный портрет.; Практическое пособие. М. .1999.



8.Цветков П.П., Петров В.П. Идентификация личности по фотоснимкам. Л., 1996,

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то