Духовная жизнь 30 х годов ссср презентация. Доклад: Духовная жизнь в зо-е годы. Наука. «Все науки носят политический характер…»

План урокаРазвитие образования
Власть и наука
Научные достижения
Социалистический реализм. Советский
кинематограф
Музыкальное и изобразительное
искусство
Литература. Театр

1. Развитие образования

30-е гг. вошли в историю нашей страны как период
осуществления «культурной революции»
значительное повышение по
сравнению с
дореволюционным временем
образовательного уровня
народа и степени его
приобщения к достижениям
культуры
насаждение безраздельного
господства
марксистско-ленинского
учения в науке, образовании и
всех областях
творческой деятельности
В условиях проводившейся в СССР экономической
модернизации особое внимание уделялось повышению
образовательного и профессионального уровня населения

1. Развитие образования

Развитие образования
1930/31 учебный год
обязательному начальному
обучению в объеме 4 классов
В 1937 г. обязательным
стало семилетнее обучение
В течение 1933-1937 гг.
в СССР открылось более
20 тыс. новых школ
По переписи 1939 г.,
грамотность в СССР
составила 87,4%.
Рост грамотности
в стране вызвал
большой спрос на
литературу
Тираж книг в 1937 г.
достиг 677,8 млн.
экземпляров
К концу 30-х гг.
число библиотек
превысило 90 тыс.
Образование в СССР было не только сокращено до
минимально необходимого, но и крайне идеологизировано

2. Власть и наука

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и
математические, носят политический характер
Несогласных с этим утверждением ученых
травили в печати, арестовывали
Т.Д. Лысенко
Группа биологов и
философов во главе с
Т.Д. Лысенко выступила
против генетики, объявив
ее «буржуазной лженаукой».
Разработки советских
генетиков были свернуты,
впоследствии многие
из них были репрессированы,
в том числе и Н.И. Вавилов
Н.И. Вавилов

2. Власть и наука

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо
контроль над историей означал контроль над памятью народа
Сталин выбирал из русского
прошлого то, что ему было
нужно: героев, черты
характера, врагов и друзей
государства
Появилась новая отрасль
исторической науки
- история партии
Иван Грозный - чтобы показать
историческую неизбежность
суровой расплаты с врагами
государства;
Петр I - чтобы подчеркнуть
величие замыслов вождя;
Александр Невский - в период
обострения советско-германских
отношений
В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который
Сталин не только очень тщательно отредактировал,
но и написал для пего один из параграфов.

2. Власть и наука

И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена
в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово,
каждое его положение должно было восприниматься как истина
в последней инстанции

3. Научные достижения

Идеологические догмы и строгий партийный контроль
сильно отразились на состоянии гуманитарных наук
Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия
вмешательства партийных и карательных органов, достигли
заметных успехов
Советская физическая школа
С. И. Вавилов
Проблемы оптики
А. Ф. Иоффе
Физика кристаллов и полупроводников
П. Л. Капица
Исследования в области микрофизики
Л. И. Мандельштам Радиофизика и оптика
Б. В. и И. В.
Курчатовы
Исследования атомного ядраСоциалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм - основной
художественный метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и
пропагандой
Официально одобрен
с 1932 года партийными
органами в литературе
и искусстве.
мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме
1. описывать реальность
«точно, в соответствии с
конкретным историческим
революционным развитием».
2. согласовывать свое
художественное выражение с
темами идеологических
реформ и воспитанием
трудящихся в
социалистическом духе.«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для
нас являются кино и цирк»
В.И. Ленин«Путёвка в жизнь» - советский
художественный фильм,
драматическая история о
перевоспитании подростков
в трудовой коммуне в первые
годы советской власти.
Первый советский звуковой
фильм. Премьера фильма
состоялась 1 июня 1931 г.В этот же период закладываются
традиции советского детского и
юношеского кинематографа.
Появляются киноверсии
известных произведений В. Катаева
(«Белеет парус одинокий»),
А. Гайдара («Тимур и его команда»),
А. Толстого («Золотой ключик»).Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались
музыкальные кинокомедии Г. Александрова
музыкальные кинокомедии И. ПырьеваЛюбимым жанром стали исторические картины
Они лучше, нежели любой учебник,
формировали нужные
вождю стереотипы, способствуя созданию
определенного психологического
состояния общества

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами
С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна,
Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского.

5. Музыкальное и изобразительное искусство

Верность социалистическому реализму должны были
демонстрировать и мастера изобразительного искусства
Б.Иогансон.
Допрос коммунистов.
1933.
Б.Иогансон.
Рабфак идет.
1928.
Александр Дейнека.
Будущие летчики.
1938.

5. Музыкальное и изобразительное искусство

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов
монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину,
руководителям партии и государства, революционерам и героям
Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным
атрибутом городской жизни
Архитектура 30-х гг. отличается пышностью
и великолепием, монументальностью,
тяготением к традициям неоклассицизма
Здание
МГУ
на
Воробьевых
горах
1949-1953 гг.

6. Литература. Театр

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли
не оказать влияния на общий уровень массовой литературной
продукции
В 1931 г. окончательно вернулся
на родину М. Горький.
А. Н. Толстой
закончил
на родине
трилогии
«Хождение по
мукам»,
создал роман
«Петр I»

6. Литература. Театр

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет
роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины».
М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита»

6. Литература. Театр

Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве
стал МХАТ

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело
противоречивый характер.
Образование, паука, литература, художественная
культура были взяты под строгий партийный
контроль, испытывали идеологическое давление.
Тем не менее советская культура имела
большие достижения.

Подготовил: ученик 9«А» класса МБОУ Видновской СОШ 4 Астафьев Дмитрий Проверил: учитель истории Мазуряк В.М.

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;

По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького. В 1925 г. - секретарь ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 г.- Нарком Просвещения РСФСР. «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения». Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу.

Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. Станислав Теофилович Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; Были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

Сергей Иванович Вавилов российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР. И́горь Васи́льевич Курча́тов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР. Леонид Исаакович Мандельштам совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»; Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны. Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»

Сталин берет под личный контроль учебники по истории; Появляется новая отрасль исторической науки – история партии; Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

Направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе социализма». Жизнь отображается не такой, какая она на самом деле, а такой, какая она должна быть при социализме.

«Чапаев» – режиссеры братья Васильевы; «Мы из Кронштадта» – Е.Л.Дзиган; 1931г. – первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» Н.В.Экк; Музыкальные комедии Г.В. Александрова и И.А. Пырьева; Исторические картины С.М.Эйзенштейна и В.И. Пудовкина: «Александр Невский» и «Минин и Пожарский»; Замечательный детский кинематограф.

Пресекались новаторские поиски в области музыки; На оценке произведений сказывались личные эстетические вкусы вождей: неприятие музыки Шостаковича. И.О.Дунаевский Т.Н.Хренников А.И.Хачатурян Д.Д.Шостакович С.С.Прокофьев Коллективы: Квартет им. Бетховина; Большой государственный симфонический оркестр; Оркестр Государственной филармонии

Духовная жизнь СССР в 30-е годы. П

Создание "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, коммунистическом воспитании", массовости культуры. Ликвидация неграмотности, создание социалистической системы народного образования, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, Культурная революция в СССР - литературы, искусства под партийным контролем. коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в.

Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско- ленинских оценок происходивших событий и явлений.

образование К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий «Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К. Крупская мыслила как единую школу. В 1925г. - секретарь ЦК партии. Член ВЦИК, ЦИК СССР. С сентября 1929 года - Нарком Просвещения РСФСР. По поручению Полтавского губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького.

Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Наука. «все науки носят политический характер…» Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно- исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.;  С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводник ов. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире

С.И.Вавилов российский физик, один из основателей российской научной школы физической оптики и основоположник исследований люминесценции и нелинейной оптики в СССР. ИИ горь ВасиИльевич КурчаИтов советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР. Л. И. Мандельштам совершил важнейшее открытие в оптике - явления комбинационного рассеяния. Он является одним из создателей нелинейной теории колебаний

Н.И.ВАВИЛОВ – Т.Д. ЛЫСЕНКО Борьба в биологическ ой науке Сторонники Лысенко выступили против генетики, объявив ее «буржуазной наукой»; Многие из советских генетиков впоследствии были расстреляны. Т.Лысенко на сессии ВАСХНИЛ «клеймит» «менделистов-морганистов»

1938 г. – выпущен «Краткий курс истории ВКП(б)» ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ВЛАСТЬ УДЕЛЯЛА ИСТОРИИ Сталин берет под личный контроль учебники по истории; Появляется новая отрасль исторической науки – история партии; Историческая наука должна руководствоваться марксистско-ленинской идеологией.

Духовная жизнь в 30-е годы.

Развитие образования, власть и наука, научные достижения, социалистический реализм., советский кинематограф, музыкальное и изобразительное искусство, литература, театр.

Развитие образования.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933–1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Власть и наука.

Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Под прикрытием защиты дарвинизма и мичуринской теории группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, – «история партии». В 1938 г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для нее параграф. «Краткий курс» положил начало оформлению «единственно верной» концепции истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. Постановлением ЦК ВКП(б) он был признан «руководством, представляющим официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». Каждое слово «Краткого курса» стало истиной в последней инстанции. Традиции русской исторической науки были тем самым нарушены.

Научные достижения.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль самым пагубным образом отразились на состоянии гуманитарных наук. Представители естественных наук, хотя и испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных органов, сумели достичь заметных успехов.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. JI. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ производства синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н. И. Вавилова, Д. Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса, B.C. Пустовойта. Значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. Это позволило резко сократить импорт некоторых видов сырья.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Из письма А. В. Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. 1933 г.

Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду; но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша... Правда... не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие, правда есть конфликт, правда есть борьба, правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор...

Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Народ жил в атмосфере веры в то, что грандиозный социальный переворот должен принести прекрасное «завтра», ради которого можно пожертвовать тяжелым, мучительно трудным «сегодня». В сознании людей размывались границы между желанным будущим и жестоким настоящим. Настроениями людей можно было управлять, и власть делала это, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», всенародную любовь к вождю и готовность к подвигам.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через любимые кинокартины. Документальную хронику смотрела вся страна. Зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, воспринимал окружающую жизнь как «великую иллюзию», творимую на экране. На поприще кинодокументалистики трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. К. Тиссэ, Э. И. Шуб).

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике: «Чапаев» (режиссеры братья Васильевы), трилогия о Максиме (режиссеры Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. JI. Дзиган) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. А. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссер Н. В. Экк).

Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. П. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. П. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова – «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. А. Пырьева – «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (режиссер В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссер В. И. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров, Н. А.Крючков, М. А. Ладынина, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова, Б. П. Чирков и другие талантливые артисты.

Музыкальное и изобразительное искусство.

Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. В то же время были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. На оценке музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует неприятие «верхами» музыки Д. Шостаковича. Критике в печати за «формализм» были подвергнуты его опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей».

Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная. Здесь творили талантливые композиторы И. О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М. И. Блантер, братья Покрасс и др. Их произведения оказывали огромное влияние на современников. Простые, легко запоминающиеся мелодии были у всех на слуху: они звучали дома и на улице, лились с киноэкранов и из репро- дукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их романтическая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера живописи. О художнике и его произведениях судили в первую очередь по идейному замыслу сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к натюрморту, пейзажу и прочим «мелкобуржуазным» излишествам, хотя в этой области работали такие талантливые мастера, как П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, М. С. Сарьян. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идет», «Вузовцы», «Допрос коммунистов» и др.). Много работали А. А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Будущие летчики», Ю. И. Пименов («Новая Москва»), М. В. Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Непременным атрибутом каждого города, каждого учреждения стали портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература. Театр.

Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции. Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Но даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создавал роман «Петр I» и другие произведения.

М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя). Щедрым талантом были отмечены произведения В. А. Каверина, Л. М. Леонова, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского и многих других писателей, стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература – книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Ф. Погодина («Человек с ружьем»), А. Е. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров страны были включены пьесы М. Горького, написанные в разные годы («Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.). Лучшим советским театром был официально признан МХАТ. В нем собрались корифеи русского театра О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин и актеры нового поколения О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества, устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С однойстороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма»» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х голов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А- Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и « ») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А- А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезлу - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы - столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Русское зарубежье

Составной частью отечественной культуры 20-30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бернине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они. Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то