Грозные крейсера. История серии «Dresden

Самый знаменитый рейдер

Этот корабль был утвержден к постройке как "Военный корабль 4-го класса, малый бронепалубный крейсер "Эрзац-Пфейль". Строился он долго, во всяком случае, однотипный "Дрезден" был заложен позже, но вошел в строй раньше "Эмдена".

Вооружен он был, как и все первые немецкие "города", 105-мм орудиями. По штату кораблю также полагалось 8 – 52-мм орудий, и на фотографиях "Эмдена" перед уходом на Дальний Восток они видны. Однако ни в одном из рапортов военного времени эти орудия не упоминаются. Нет их и на снимках разбитого крейсера. Скорее всего, они были оставлены на берегу в Циндао, так как представлялись совершенно бесполезными во время реальных боевых действий. "Эмден" не отличался большой скоростью. На испытаниях он немного превысил 23 узла и лишь однажды на мерной миле у Нойкруга развил 24,014 узла. Наиболее экономичная крейсерская скорость "Эмдена" равнялась 8 узлам, но оптимальной крейсерской скоростью считались 12 узлов.

После вступления в строй "Эмден" был послан в Циндао, чтобы заменить в составе Kreuzergeschwader легкий крейсер "Ниобе". Весной 1910 корабль отправился на Дальний Восток. По пути он должен был посетить Буэнос-Айрес, чтобы принять участие в празднованиях по случаю годовщины основания Аргентинской республики. На корабль была переведена часть экипажа старого крейсера "Аркона", и утром 12 апреля 1910 года "Эмден", блистая свежеокрашенными бортами, двинулся в путь. Командовал им корветтен-капитан Вольдемар Фоллертун. 18 мая "Эмден" вместе с крейсером "Бремен" прибыл в Буэнос-Айрес. После окончания праздников он двинулся дальше, прошел Магелланов пролив и 11 июня прибыл в Вальпараисо. Заправившись углем, крейсер пошел на Таити, куда прибыл 12 июля. Зайдя в Апиа (Самоа), "Эмден" встретился с броненосным крейсером "Шарнхорст", на котором держал флаг тогдашний командир Крейсерской Эскадры контр-адмирал Гюлер. Лишь 17 августа 1910 года "Эмден" прибыл в Циндао. Элегантный силуэт быстро принес "Эмдену" прозвище "Лебедь Востока". 23 ноября 1911 года корветтен-капитан Ресторфф сменил Фоллертуна в качестве командира крейсера, но и сам уступил этот пост в конце мая 1913 года фрегаттен-капитану Карлу фон Мюллеру. 20 июня 1914 года вице-адмирал граф фон Шпее увел Kreuzergeschwader в большое плавание по Тихому океану. После этого командир "Эмдена" фрегаттен-капитан Карл Фридрих Макс фон Мюллер оставался старшим морским офицером китайской станции. В его распоряжении имелись 2 большие канонерки типа "Илтис", стоящая в доке канонерка "Корморан" и старый миноносец S-90. Когда началась война, фон Мюллер приказал командам речных канонерок, базирующимся в Китае, затопить корабли и пробиваться по суше в Циндао. Вскоре в Циндао пришел допотопный австрийский крейсер "Кайзерин Элизабет", который мог послужить только в качестве плавучей батареи. Фон Мюллер уже получил приказ адмирала: "В случае усиления напряженности "Эмден" должен прикрыть выход угольщиков из Циндао, но не быть заблокированным в порту. Угольщикам следовать на Паган. "Эмден" должен стремиться соединиться с эскадрой". Он исполнял этот приказ, когда 1 августа Берлин сообщил: "Война с Великобританией, Францией и Россией неизбежна". Оставив старые корабли в распоряжении губернатора Циндао капитана 1 ранга Мейер-Вальдека, 31 июля в 19.00 фон Мюллер вывел свой крейсер в море и направился в Корейский пролив.

И сразу же "Эмден" захватил свой первый приз и вообще первый приз Германского Императорского Флота в Первой Мировой войне. 1 августа в 4.15 наблюдатели крейсера заметили какой-то пароход. Фон Мюллер приказал перехватить его. Когда видимость улучшилась, обер-лейтенант Юлиус Лаутербах сказал, что это русский почтовый пакетбот, идущий во Владивосток. Фон Мюллер дал 2 холостых выстрела, но пароход и не подумал останавливаться. Наоборот, из его трубы повалил густой дым, а по радио раздались призывы о помощи. Фон Мюллер приказал своему радисту заглушить передачу.

"Эмден" увеличил скорость до 19 узлов и начал быстро нагонять пароход. Старший артиллерист крейсера капитан-лейтенант Эрих Геде открыл огонь боевыми снарядами.

Десятый из них изорвался в нескольких метрах за кормой жертвы, засыпав се осколками.

И тогда пароход остановился. Лаутербах во главе абордажной партии из 20 вооруженных матросов отправился для досмотра.

Это оказался пароход русского Добровольческого Флота "Рязань", построенный в Германии в 1908 году. На борту у него находилось около 80 пассажиров, включая женщин и детей. Погоня за "Рязанью" оказалась неожиданно долгой. По оценке фон Мюллера, пароход сумел развить скорость до 17 узлов. Он мог стать хорошим вспомогательным крейсером, и фон Мюллер решил отвести его в Циндао. Между прочим, корабли Добровольческого Флота строились именно с таким прицелом, поэтому "Рязань" имела специальные подкрепления палубы для установки орудий. На обратном пути произошел трагикомический эпизод. Немцы были замечены французскими броненосными крейсерами "Монкальм" и "Дюпле". Но французы решили, что перед ними "Шарнхорст" и "Гнейзенау", и поспешно бежали. 6 августа трофей прибыл в Циндао. Там пароход был вооружен 8 орудиями калибра 105 мм и 2 прожекторами, снятыми с "Корморана". Он вошел в состав германского флота как вспомогательный крейсер "Корморан II". Но в качестве вспомогательного крейсера этот корабль ничего не добился. 14 декабря 1914 года из-за нехватки угля "Корморан" зашел на Гуам, где и был интернирован американцами. 7 апреля 1917 года они попытались захватить корабль, однако немцы сумели его затопить, хотя при этом погибли 7 человек команды "Корморана".

"Эмден" покинул Циндао вечером 6 августа и направился на Паган. Поскольку Адмиралтейство отозвало корабли Джеррама в Гонконг, крейсер вместе со вспомогательными крейсерами "Принц Эйтель Фридрих" и "Йорк" и 8 угольщиками выскользнул из Циндао незамеченным и соединился 12 августа с фон Шпее на германских Марианских островах. 4 его угольщика пошли на Яп, что оказалось серьезной ошибкой. Джеррам получил приказ уничтожить германскую радиостанцию, расположенную там, и угольщики были уничтожены. 12 августа британский адмирал отправил "Ярмут" и "Дупле" караулить Циндао – но слишком поздно!

Во время стоянки на Марианских островах фон Шпее провел совещание на борту "Шарнхорста".

"Когда у командиров спросили их мнение, я «фон Мюллер» сказал, что опасаюсь, что эскадра во время долгого плавания по океану практически ничего не добьется, и спросил, стоит ли придавать такое большое значение доктрине "fleet in being". Если заправка всей эскадры углем в восточноазиатских, австралийских и индийских водах представляет большие трудности, мы можем отделить один легкий крейсер для действий в Индийском океане" Фон Шпее принял решение практически не раздумывая. "Одиночный легкий крейсер, который расходует гораздо меньше угля и может при необходимости заправиться с захваченного парохода, сможет действовать в Индийском океане гораздо дольше, чем целая эскадра. На этом театре можно захватить большое количество призов". Рано утром 14 августа германская эскадра пошла на восток из Пагана, а "Эмден" вместе с угольщиком "Маркоманния" повернул на запад. На прощание фон Мюллер передал: "Я благодарю ваше превосходительство за оказанное мне доверие". И он совершил очень много, чтобы оправдать это доверие.


История "Кенигсберга" лучше всего иллюстрирует основную идею крейсерской войны – не непосредственное уничтожение торговых судов, а дезорганизация перевозок и отвлечение сил противника с основного театра на второстепенные. "Кенигсберг" уничтожил единственное торговое судно и потопил устаревший крейсер, который точнее было бы даже назвать колониальной канонеркой. Но для борьбы с ним англичанам пришлось задействовать следующие корабли: броненосец "Голиаф", крейсера "Гиацинт", "Чатам", "Дартмут", "Веймут", "Пирамус", "Пегасус", "Пионер", "Фоке", "Астрея", мониторы "Мерси", "Северн", много вспомогательных судов.

Осколки Kreuzergeschwader Достаточно хорошо известны действия германских легких крейсеров в составе эскадры адмирала фон Шпее, мы писали об этом в первом томе нашей работы. Гораздо менее известны действия "Лейпцига", "Нюрнберга" и "Дрездена" до соединения с броненосными крейсерами. Именно об этом мы и расскажем сейчас, хотя следует прямо сказать, что в качестве рейдеров эти крейсера не слишком преуспели.

Легкий крейсер "Лейпциг" входил в состав Крейсерской Эскадры. В начале июня 1914 года он должен был сменить почти половину своей команды в порядке ежегодной ротации. Он вышел из Циндао в Иокогаму, откуда должен был направиться к берегам Мексики для защиты германских интересов. В Иокогаму крейсер прибыл 10 июня, где германский морской атташе предупредил его о возможности захвата Циндао в случае объявления войны Японией.

В середине июня корабль фрегаттен-капитана Иоханнеса Гауна покинул Иокогаму и 28 июня прибыл в Гонолулу. Уже на следующий день крейсер снова вышел в море и 7 июля прибыл в Матцалан. Он должен был сменить "Нюрнберг", который сейчас находился в районе Панамы и должен был двигаться на запад в Циндао для ремонта. Фрегаттенкапитан фон Шёнберг через германское консульство в Сан-Франциско зафрахтовал британский угольщик "Цитриана", хотя американский уголь был скверного качества. Фон Шёнберг предложил захватить с собой в Сан-Франциско одного из офицеров Гауна, чтобы тот организовал доставку угля "Лейпцигу". 8 июля фон Шёнберг направился на север в сопровождении "Цитрианы", а Гаун взял курс на Гуаймас. В этом городе войска генерала Теллеца, сохранившего верность президенту Уэртс, были осаждены бандами Панно Вильи. Теллец угрожал репрессиями германской колонии в Гуаймасе, если немцы не снабдят его деньгами для закупки боеприпасов. Но в Берлине узнали об этом, и фрегаттен-капитан Гаун получил приказ доказать мексиканскому генералу ошибочность его решения. Гаун имел разрешение в случае необходимости обстрелять город. Однако еще до прибытия крейсера Теллец решил эвакуировать свои войска морем с помощью присланной Уэртой флотилии.

Когда в город вошли повстанцы, собственность иностранных граждан уже охраняли британские, германские и американские моряки. 23 июля, когда военные тучи уже были готовы разразиться громом и молниями, "Лейпциг" получил приказ идти в Матцалан на восточном берегу Калифорнийского залива. Здесь Гаун встретил целый интернациональный флот: американские крейсера "Олбани" и "Калифорния", британский шлюп "Элджерин", японский крейсер "Идзумо".

Германский капитан узнал, что международная обстановка стремительно ухудшается, а потому англичане могут помешать "Цитриане" вернуться с углем, необходимым "Лейпцигу". 2 августа, после того как Германия объявила войну России, Гаун покинул Матцалан и направился в Сан-Франциско, чтобы организовать снабжение углем с помощью системы этапов. Рано утром "Элджерин" вышел в море, чтобы соединиться с крейсером "Рэйнбоу" в порту Эскимо на случай войны между Британией и Германией.

Германский крейсер 5 августа принял уголь в мексиканском порту и 14 августа подошел к входу в залив Золотые Ворота. Корабль был подготовлен к бою – роскошная мебель и убранство кают, лишнее дерево были либо выкинуты за борт, либо сгорели в топках.

Несколько дней Гаун крутился вблизи от Сан-Франциско, старательно избегая встречи с японским броненосным крейсером "Идзумо" и даже со старым британским крейсером "Рэйнбоу". Однажды утром немцам пришлось пережить несколько неприятных минут, когда в тумане появились два смутных силуэта, но это оказались американские корабли, возвращающиеся на базу в Сан-Диего.

Гаун встретился с германским вице-консулом, который отважно вышел в море на катере, битком набитом журналистами. Чиновник сообщил, что американские власти конфисковали 2000 тонн угля, закупленные для крейсера, как военные материалы и вообще намерены строго соблюдать нейтралитет. Кроме того, он предупредил, что 18 августа в Сан-Франциско должен прибыть "Идзумо".

Ночью 15/16 августа "Лейпциг" все-таки вошел в порт, намереваясь в течение следующего дня заправиться углем. После трудных переговоров американский адмирал разрешил Гауну принять только 500 тонн угля, а потом догрузить еще 500 тонн в Гонолулу. В итоге 16 августа в 20.00 "Лейпциг" покинул гавань. Лоцман оказался мертвецки пьян, и крейсер столкнулся с британской баркентиной. Парусник был тяжело поврежден, а на крейсере одно из 105-мм орудий слетело со станка. 23 августа крейсер прибыл в Бахиа Баллинас и начал ждать угольщик "Матцалан", который прибыл через 3 дня. Однако мексиканский чиновник, находившийся на борту, заявил, что грузить уголь можно только в Гуаямосе. В действиях немцев явно царила неразбериха, так как угольщик "Мари" вообще был направлен в Матцалан. Гауну надоел этот хаос, и 8 сентября он направился в Гуаямос, чтобы принять уголь с принадлежащих немцам складов.

Только 11 сентября "Лейпциг" захватил свой первый приз. Его жертвой стал британский танкер "Эльсинор", шедший в Центральную Америку в балласте. Естественно, что абордажная партия не нашла на судне ничего полезного, и танкер был потоплен артиллерийским огнем. Затем "Лейпциг" и "Мари" направились на Галапагосские острова. Там Гауна уже ждал очередной угольщик. 18 сентября "Лейпциг" встретился с судном "Амасис", которое доставило ему продовольствие и 3000 тонн отличного угля.

Гаун передал пленных на попечение эквадорских властей и отправил "Мари" на остров Санта-Крус. 22 сентября крейсер вместе с "Амасисом" и "Мари" направился в залив Гуаякиль, где 25 сентября захватил британский пароход "Бэнкфилд" с грузом сахарного тростника. Пароход был потоплен, а "Мари" высадила англичан в Кальяо через неделю.

В октябре "Лейпциг" соединился с эскадрой фон Шпее на острове Пасхи и принял активное участие в бою у мыса Коронель. Через день после боя он захватил французский барк "Валентин" с грузом прекрасного кардифа. Так как французы отказались помогать немцам, парусник был отдан вспомогательному крейсеру "Принц Эйтель-Фридрих", который забрал уголь и потопил барк..

Далее "Лейпциг" действовал в составе эскадры, выполняя приказы адмирала. Именно этот крейсер 2 декабря захватил британский барк "Драммюйр" с грузом угля, свой четвертый и последний приз. А уже 8 декабря крейсер принял участие в роковом для немцев бою у Фолклендских островов, где и погиб почти со всей командой.

Легкий крейсер "Дрезден" был почти однотипен со знаменитым "Эмденом", если не считать одного маленького отличия. Вместо старых испытанных паровых машин "Дрезден" имел новые несовершенные турбины. Это позволяло ему развивать несколько более высокую скорость, но в то же время служило источником постоянных головных болей для механиков. Как выяснилось позднее, в такой же степени различались и капитаны этих крейсеров.

Но крейсер прошел всего несколько миль, когда была принята радиограмма из ПуэртоРико. Адмиралштаб вследствие ухудшения политической обстановки приказал всем германским крейсерам отложить возвращение. Людеке направился к берегам Южной Америки и 6 августа недалеко от бразильского порта Пара остановил британский пароход "Драмклифф", шедший в балласте в Буэнос-Айрес. Когда выяснилось, что вместе со шкипером Эвансом на борту находятся его жена и маленький ребенок, Людеке отпустил пароход, уничтожив его рацию. Он не имел с собой судна, куда можно было бы перевести пленных, а брать на борт крейсера женщин и детей не собирался.

Буквально через полтора часа после этого крейсер встретил британский пароход "Линтон Грэнж", также шедший в балласте. И снова пароход был отпущен. Словно в насмешку, в тот же день немцы встретили пароход "Хостилиус". Шкипер Джонс наотрез отказался подписывать какие-либо бумаги. Нормальный капитан тут же отправил бы на дно судно вместе с упрямым капитаном, но флегматичный Людеке отпустил и его. Встретить 3 вражеских судна в течение одного дня и все 3 отпустить… Неслыханно!

Хотя "Дрезден" начал испытывать нехватку угля, система этапов пока работала, как часы, и 8 августа в маленькой гавани Жерикоара крейсер принял 700 тонн с угольщика "Корриентес". Потом "Дрезден" направился к острову Рохас и острову Фернандо-диНоронья. Первый являлся попросту кучкой скал, а второй был известен тюрьмой и радиостанцией. Людеке вызвал на рандеву угольщик "Баден", который прибыл к острову Рохас 13 августа. Крейсер успел принять около сотни тонн угля, когда маяк Рохас попросил корабли назвать себя. Остров Рохас принадлежал нейтральному государству, и обязанности смотрителя маяка были ясны. Если "Дрезден" принадлежит одной из воюющих держав, то сможет принять такое количество угля, которое позволит ему дойти до ближайшего дружественного порта. Но Людеке, не колеблясь, сообщил, что командует шведским крейсером "Фюлья", который действительно немного напоминал "Дрезден".

Уловка сработала, не следовало требовать от смотрителя маяка знания силуэтов военных кораблей. Однако Людеке отправил "Корриентес" в Пернамбуко, чтобы вызвать угольщики "Пруссия" и "Персия". 21 августа "Дрезден" покинул остров Рохас и направился на юг вместе с "Баденом" и "Пруссией". Теперь у Людеке имелась небольшая эскадра, и он мог топить встреченные британские корабли. Первой жертвой стал встреченный в тот же день пароход "Гиады".

Команду перевели на "Пруссию", а судно затопили. В тот же день был встречен пароход "Сиамез Принс", однако по непонятной причине Людеке только проверил документы и отпустил его. "Пруссия" направилась в Рио-де-Жанейро,* а Людеке, подождав, пока угольщик скроется за горизонтом, направился к острову Тринидад.

Там 29 августа Людеке встретился со старой канонеркой "Эбер", которая предусмотрительно покинула Кейптаун еще 30 июля, и торговым судном "Штейрмарк", которое вышло из бухты Людериц (Германская Юго-Западная Африка). Туда же прибыло судно снабжения "Сайта И сабель", отправленное немецким резидентом из БуэносАйреса.

"Дрезден" пополнил запасы угля и 22 августа двинулся дальше на юг. 26 августа он встретил британский пароход "Холмвуд" с грузом угля. Крейсеру не требовалось топливо, и судно было потоплено подрывными зарядами. Экипаж был переведен на "Баден".

Немного позднее крейсер захватил судно "Катарин Парк". Его груз принадлежал американцам, и Людекс не стал топить пароход. Вместо этого он перевел туда экипаж "Холмвуда" и отправил судно в Рио-де-Жанейро. 31 августа "Дрезден" снова принял уголь в глухой бухточке и двинулся дальше на юг в сопровождении "Сайта Исабель". Угольщик был отправлен в порт Пунта-Аренас, чтобы передать информацию в Берлин, Буэнос-Айрес и Вальпараисо. 7 сентября радиостанция Пунта-Аренас приняла шифрованное сообщение из Берлина для Людеке. "Дрездену" было приказано обогнуть мыс Горн и атаковать британское судоходство у западного побережья Южной Америки.

Крейсер прорвался сквозь шторма у мыса Горн и 10 сентября бросил якорь в бухте Оранж (остров Хосте). Экипажу было позволено небольшими группами сходить на берег, но на необитаемом острове можно было лишь размять ноги. Матросы нашли несколько памятных табличек с названиями кораблей, посетивших этот глухой закоулок, и не устояли перед соблазном оставить табличку с именем крейсера. Это было грубой ошибкой. Хотя офицеры забрали эту табличку, следы визига все-таки остались. 16 октября крейсер покинул якорную стоянку вместе с "Баденом" и направился на поиски Kreuzergeschwader. 8 октября немцы встретили лайнер "Ортега", шедший из Вальпараисо.

Но капитан Дуглас Киннейр не собирался сдаваться и полным ходом ринулся в пролив Нельсона. Хотя номинальная скорость "Ортеги" составляла 14 узлов, сверхчеловеческие усилия кочегаров позволили ему развить 18. Все это было бы напрасно, если бы не осторожность Людеке. Крейсер начал погоню и даже дал несколько выстрелов из носовых орудий. Однако Киннейр смело пошел в те воды, карт которых не существовало в принципе. Людеке не решился последовать за ним из опасения налететь на камни, и "Ортега" скрылся в тумане. Немного позднее "Ортега" спустил шлюпки, с их помощью сумел пройти между островами архипелага Королевы Аделаиды и выбрался в Магелланов пролив. Там Киннейр встретил чилийский эсминец "Альмиранте Линч".

"Дрезден" и "Баден" сделали остановку в бухте Сан-Квентин и пошли к острову Мас-аФуэра. Там 3 октября Людеке установил радиосвязь с эскадрой фон Шпее. Встреча была назначена на острове Пасхи, и крейсер пошел туда. Точнее сказать, его поволок на буксире "Баден", Так как Людеке хотел сэкономить топливо.

Дальнейшие приключения "Дрездена" описаны в первом томе "Морских битв".

Напомним только, что 27 февраля 1915 года он захватил и потопил груженый ячменем барк "Конвей Кастл". После уничтожения эскадры фон Шпее крейсер скрывался 3 месяца, но, в конце концов, англичане поймали его. Котлы "Дрездена" начали течь, лопатки турбин были повреждены, и корабль без серьезного ремонта не мог дать более 20 узлов. Именно это сорвало план перехода через Тихий океан. Крейсер скрывался в бухте Камберленд на острове Хуан-Фернандес, где его и застигли крейсера "Кент" и "Глазго".

Легкий крейсер "Нюрнберг" фрегаттен-капитана Карла фон Шёнберга 8 июля покинул Сан-Франциско и направился в Гонолулу. Предполагалось, что крейсер пойдет в Циндао для ремонта неисправных машин, но, прибыв 6 августа на Гавайи, фон Шёнберг получил приказ подготовить корабль к боевым действиям и немедленно следовать на соединение с адмиралом. Однако немного позднее фон Шпее снова направил "Нюрнберг" на Гавайи для обеспечения связи.

Единственным боевым эпизодом в биографии "Нюрнберга" как рейдера стало уничтожение британской радиостанции на острове Фаннинг. Вместе с угольщиком "Титания" по приказу фон Шпее крейсер утром 8 сентября подошел к этому острову.

Британские, американские и японские корабли посещали Фанниг довольно часто, поэтому никто не обратил внимания на еще один трехтрубный крейсер. Крейсер спустил катер с абордажной партией, которую радостно приветствовали собравшиеся жители острова. Но на катере стоял пулемет, а выскочившие на берег немцы сразу направили на ошеломленную толпу винтовки. Офицер, командовавший десантом, вытащил парабеллум и потребовал сдачи. Оторопевшие англичане безропотно подняли руки, в душе проклиная коварных гуннов.

После небольшого обыска выяснилось, что оружия на острове не имеется. Тогда немцы срубили мачту радиостанции, разбили передатчик, аккумуляторы и телеграфные аппараты. Наконец с помощью динамита они взорвали здания. Специальный отряд нашел и перерезал телеграфный кабель, соединяющий Австралию и Канаду. Удовлетворенные немцы вернулись на крейсер. "Нюрнберг" еще немного постоял у берега, пока "Титания" вытаскивала из воды и резала злосчастный кабель на куски. После этого крейсер вместе с угольщиком направились на соединение с адмиралом. Ни одного приза "Нюрнберг" так и не захватил.

Состав эскадры графа Шпее

Броненосные крейсера Шарнхорст(флагман) и Гнейзенау и лёгкие крейсера Лейпциг, Нюрнберг, Дрезден.

БКР Шарнхорст. БКР Гнейзенау-систер-шип. Заложены в 1905-1905гг. Вступили в строй 1907-1908гг.

Водоизмещение-11260 тонн

Паровые машины тройного расширения. Мощность машин

30 000 л.с. Дальность плавания до 5 тыс миль. бронирвание-от 170мм на башнях ГК до 51 мм на скосах палубы. ГБП-150мм.

Вооружение-2х2-210мм(в башнях)

4х1х210 мм (в спонсонах);

ТТХ лёгких крейсеров не привожу. Наиболее современными в эскадре графа Шпее были знаменитый Эмден(отпущенный в самостоятельное крейсирование) и ставший легендой рейдерской морской войны не только для ПМВ и Дрезден-единственный уцелевший в последующем разгроме и скрывавшийся более полугода в бухтах Тихоокеанского побережья Южной Америки. На Дрездене служил знаменитый в дальнейшем В.Канарис-начальник Абвера.

Бронепалубный крейсер Дрезден. Основное вооружение-12х1х102мм. Высокая скорость хода-до 25 узлов. Для судна с паровыми машинами это много.

Знаменитый Эмден, Карслруэ-очень похожи на Дрезден . Собственно это систер-шипы с небольшими различиями в конструкции.

Карта похода эскадры адмирала Шпее.

4 августа 1914 года за пределами Германии находились 8 крейсеров. Англичанам удалось справиться с ними до­вольно быстро. Призрак крейсерской войны, который всегда был кошмаром Адмиралтейства, примерно через полгода бесследно растаял. Ничего похожего на лихие рейды Джона Пола Джонса или Сюркуфа немцам пред­принять не удалось. Паровая машина позволила кораб­лям не зависеть от прихотей ветра, они развивали скоро­сти, о которых даже не смели мечтать командиры гордых фрегатов. Но эта же паровая машина по рукам и ногам сковала командиров рейдеров неснимаемыми кандала­ми, имя которым «Уголь». О переходах через океан при­шлось забыть, рейдеры ковыляли от одной встречи с угольщиком до другой. Поэтому 2 тома истории крейсер­ской войны, написанные будущим гросс-адмиралом Редером выглядят неуместной похвалой более чем скром­ным достижениям германских рейдеров.

Из этих самых 8 крейсеров, которые на 4 августа нахо­дились в заморских водах, 5 входили в Восточно-Азиат­скую эскадру вице-адмирала графа фон Шпее. Если вам интересно полное имя этого незаурядного адмирала, я приведу его: Максимилиан Иоханнес Мария Губертус рейхсграф фон Шпее. Эта семья была одной из наиболее древних и благородных в Пруссии и могла проследить свою родословную до 1166 года. Под его командованием находились: броненосные крейсера «Шарнхорст» (флагман) и «Гнейзенау» и легкие крейсера «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг». Это соединение также носило название Крей­серская Эскадра — Kreuzergeschwader . Оно базировалось на германской колонии в Китае — Циндао.

Кроме того, Германия имела легкий крейсер «Кенигс­берг» в Германской Восточной Африке и легкие крейсе­ра «Дрезден» и «Карлсруэ» в Карибском море. Они были отправлены туда, несмотря на все возражения фон Тир­пица, желавшего сосредоточить максимальные силы в Северном море. Но для такой диспозиции имелись серь­езные основания. Германия располагала обширными ос­тровными владениями на Тихом океане. Германские ин­тересы в Мексике, Африке и Китае требовали держать там кое-что более существенное, чем пара дряхлых ка­нонерок.

После короткой стоянки в Нагасаки броненосные крейсера взяли курс на юг. 29 июня радиостанции при­няли сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда. Старший помощник «Гнейзенау» капитан 2 ранга Ганс Поххаммер вспоминал, что «бое­вые учения, которыми мы занимались очень усердно, теперь приобрели более серьезную окраску. Мы все ощу­щали, что приближаются трудные времена».

Крейсера прибыли на Трук, где снова приняли уголь, после чего направились к острову Понапе. Там был уста­новлен памятник немцам, погибшим во время мятежа туземцев. Но последние мирные дни ушли в прошлое. 28 июля фон Шпее получил депешу из Берлина:

«Вероятно дальнейшее обострение отношений Цент­ральных Держав и Антанты. Плавание на Самоа, вероятно, следует отложить. «Нюрнбергу» приказано идти в Циндао. Все остальное решайте сами».

Реакция фон Шпее была стремительной. Он понял, что Япония не упустит возможности захватить Циндао, используя войну в Европе. Поэтому он приказал «Нюрн­бергу» следовать на Понапе. Поздно вечером 2 августа адмирал фон Шпее узнал о мобилизации германской армии. Это известие не застало адмирала врасплох. Он уже отозвал «Нюрнберг» и «Эмден». Первый прибыл на Понапе 5 августа, а вскоре на соединение с флагманом прибыл угольщик «Титания». 6 августа в 16.00 эскадра покинула Понапе и направилась на остров Паган (Марианские острова), который был выбран в качестве первой промежуточной базы. Туда же должны были прибыть УГОЛЬЩИКИ, суда снабжения, пассажирские лайнеры и «Эмден».

11 августа на горизонте показались вулканические пики Пагана. На якорной стоянке собралось множество германских кораблей. Прибыл угольщик «Статс-секретарь Кретке», торговые суда «Хользатия», «Лонгмор», «Принц Вальдемар». Вскоре появился внушительный лайнер «Принц Эйтель-Фридрих». 13 августа прибыл легкий крей­сер «Эмден».

В тот же день адмирал созвал своих капитанов на совет. Присутствовали: командир «Шарнхорста» Шульц, коман­дир «Гнейзенау» Меркер, командир «Нюрнберга» фон Шёнберг, командир «Эмдена» фон Мюллер и командир лайнера «Принц Эйтель-Фридрих» Тирекен. Адмирал пред­ложил силами всей эскадры направиться через Тихий океан к берегам Чили. Это позволило бы использовать находя­щиеся там германские суда для доставки угля. Там же можно будет нанести серьезный удар по британской торговле. При плавании в Индийском океане появится возможность со­рвать перевозки войск из Австралии и Индии, но там не будет никакой возможности обеспечить корабли углем. Пра­вительство Чили всегда занимало традиционно дружес­кую позицию по отношению к Германии, и можно было даже рассчитывать на ремонт в доках.

С мнением адмирала согласились все, кроме фон Мюллера. Он сказал: «Я опасаюсь, герр адмирал, что мы практически ничего не сделаем за время долгого плава­ния через Тихий океан. И я не столь уверен, как вы, в действенности принципа «fleet in being ». Если вы считае­те, что обеспечение углем всей эскадры в восточно-ази­атских, австралийских и индийских водах вызовет слиш­ком большие трудности, то, может быть, вы разрешите мне одному действовать в Индийском океане?»

После некоторых колебаний граф дал "добро" и "Эмден" вместе со своим капитаном стал легендой рейдерской морской войны.

Потом был поход через Тихий океан.

В результате 1 ноября он находился южнее Вальпараи­со, когда в 2.50 пришла радиограмма от судна снабжения «Геттинген», отправленного в Коронель: «Британский легкий крейсер стал на якорь на рейде Коронель 31 октября в 19.00». Фон Шпее решил поймать его. «Шарнхорст» и лег­кие крейсера должны были перекрыть северный выход между островом Сайта-Мария и Коронелем. «Гнейзенау» должен был караулить проход Бока Чико. В случае необхо­димости, фон Шпее планировал послать в бухту легкий крейсер чтобы вынудить чилийские власти выполнять по­ложение о 24-часовой стоянке. Однако «Нюрнберг» на­ходился пока что слишком далеко на северо-востоке, да и «Дрезден» отстал от броненосных крейсеров на 12 миль. Впрочем, немцы не знали, что «Глазго» утром покинул бухту. Такова была дислокация сил обоих адмиралов, ког­да в 16.30 «Лейпциг» заметил справа по борту дым и по­вернул, чтобы проверить, кого он обнаружил.

В результате, когда эскадры встретились, ни один из адмиралов не подозревал об этом. Оба они надеялись отре­зать и уничтожить одинокий крейсер противника. Надежды англичан окрепли, когда был замечен «Лейпциг», именно тот крейсер, который и ожидал встретить Крэдок. Немцы первым заметили «Глазго», на потопление которого рас­считывал фон Шпее. Однако на этом сходство закончилось. Немцы имели на 2 легких крейсера больше, хотя это пре­имущество не имело решающего значения. Важнее было то, что они имели почти двойное преимущество в весе бор­тового залпа, а артиллеристов «Шарнхорста» и «Гнейзе­нау» нельзя было даже сравнивать с резервистами, кото­рые стали к орудиям «Гуд Хоупа» и «Монмута».

Исход боя всем известен броненосные Гуд Хоуп и Монмоут потоплены. Глазго благополучно ушёл.

Броненосный крейсер Дрэйк. Потопленные Гуд Хоуп и Монмоут-систер-шипы.

Основное вооружение-2х1х234мм; 16х1х152 (по 8 орудий на борт.)

Жребий был брошен. Германский адмирал принял роковое решение и обрек на гибель свою эскадру, себя самого и двоих своих сыновей. Он отдал приказ провести операцию, которая была грубой стратегической ошиб­кой. Но, если уж предпринимать такую атаку, ее следо­вало выполнить немедленно после боя у Коронеля, не тратя времени на отдых и бункеровки. Тогда события могли повернуться совершенно иначе. Стэрди мог потратить целые месяцы на поиски германских крейсеров, зате­рявшихся в океане. И, если говорить честно, он сделал все. в озможное, чтобы упустить Шпее. Только слепая уда­ча, которая так долго вела адмирала Шпее, в самый ре­шающий момент переметнулась на сторону противника. Как ядовито заметил Фишер в 1919 году: «Ни один чело­век в истории не попадал на пьедестал так незаслужен­но, как Стэрди. Если бы ему дали собрать все рубашки, которые он хотел захватить с собой, и если бы Эгертон не получил жесткий приказ, Стэрди искал бы фон Шпее до сих пор!»

28 ноября эскадра Стэрди покинула скалы Аброльос. Линейные крейсера следовали за крейсерами Стоддарта, которые были развернуты широким фронтом, чтобы пе­рехватить противника. Кроме того, приходилось считаться с возможностью встретить вспомогательный крейсер «Кронпринц Вильгельм», который, по мнению англи­чан, действовал в районе Ла-Платы. Вспомогательный крейсер «Орама» сопровождал угольщики. Их прибытие на Фолкленды ожидалось 11 декабря. Главные силы эс­кадры Стэрди прибыли на Фолкленды 7 декабря в 10.30. Губернатор и командир «Канопуса» капитан 1 ранга Грант испытали огромное облегчение, так как они ежечасно ожидали появления германских кораблей. Эта нервотрепка тянулась с 25 ноября как следствие ошибочного сообще­ния, будто Шпее обогнул мыс Горн.

Стэрди обнаружил, что население островов пригото­вилось к обороне настолько, насколько позволяли скуд­ные ресурсы. Грант посадил свой броненосец (древний ЭБР Канопус )на отмель, превратив его в непотопляемый форт, и раскрасил борта под цвет окружающего берега. На береговых высотах были созданы наблюдательные посты, связанные с кораблем телефонами. Он отправил на берег несколько 12-фн ору­дий и взвод морской пехоты. Губернатор в свою очередь мобилизовал всех боеспособных мужчин, женщины и дети были отправлены вглубь острова. Но Стэрди не собирал­ся задерживаться на Фолклендах, да и вообще архипелаг его не интересовал. Он был уверен, что Шпее находится в районе Вальпараисо, и спешил к берегам Чили. Поэто­му он сообщил в Адмиралтейство, что заправится углем и вечером 8 декабря снова выйдет в море.

Немцы увидели берега архипелага в 2.30. День обещал быть исключительно хорошим, и это в том районе, где шторма и туманы считаются нормальной погодой, а солн­це выглядит редкой диковинкой. В 5.30 Шпее приказал сыграть на кораблях боевую тревогу и поднять пары, чтобы увеличить скорость до 18 узлов. Больше изношенные машины броненосных крейсеров дать не могли. «Гнейзенау» и «Нюрнберг» отделились для выполнения операции, но Меркер тут же сообщил, что из-за навигационной ошибки его корабли будут в 5 милях от мыса Пемброк только в 9.30, то есть на час позже, чем планировалось. Но пока что немцы не предполагали, что эта задержка может иметь хоть какое-то значение. Примерно в 8.30 Меркер разли­чил мачты радиотелеграфа, который находился между Стэнли и маяком Пемброк. Столб дыма указывал, что какой-то корабль входит в гавань — это был вспомога­тельный крейсер «Македония». Еще Меркер увидел гус­тое облако дыма над островом, но решил, что англичане увидели его корабли и подожгли угольные склады. Толь­ко около 9.00, когда «Гнейзенау» и «Нюрнберг» находи­лись менее чем в 10 милях от Порт Стэнли, капитан-лейтенант Буше, находившийся на фор-марсе «Гнейзе­нау», заметил мачты и трубы в гавани.

Меркер сразу решил, что он был прав, и эскадра Стоддарта не ушла в Южную Африку. Но это не могло вызвать серьезных опасений. Зато Меркер не сразу поверил дру­гому сообщению Буше . Над низкой песчаной косой, ко­торая связывала мыс Пемброк со Стэнли, он увидел медленно двигающиеся треногие мачты. Дредноуты в Южной Атлантике! Это было просто невероятно. Этого просто не могло быть! И Меркер радировал адмиралу, что в гавани вероятно находятся 3 броненосных крейсера типа «Каунти» и 1 легкий крейсер, а также 2 крупных корабля вроде «Канопуса». Однако он продолжал следо­вать к намеченной точке у мыса Пемброк. Один из офи­церов «Лейпцига» вспоминал:

«Мы следовали к Фолклендам. Наш адмирал не пред­полагал встретить там превосходящие силы, и тем более горьким оказалось разочарование».

В 8.00 Стэрди узнал, что наблюдатели Гранта с вер­шины Саппер-хилл по телефону сообщили о замечен­ных ими германских кораблях. Первое сообщение гла­сило: «Четырехтрубный и двухтрубный военные кораб­ли на SO идут на север». Британский адмирал почти не сомневался, что это эскадра Шпее. Но это сообщение ничуть его не взволновало. Он спокойно приказал «Кен­ту» поднять якорь и выйти из гавани. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были немедленно прекратить погрузку. Всем кораблям было приказано разводить пары и приготовиться дать 12 узлов. После этого адмирал спо­койно отправился завтракать. Наблюдатели Гранта око­ло 9.00 заметили на юге дымы еще 2 групп кораблей. Теперь к островам приближалось 7 кораблей, из них 5 военных.

Прошел еще час, прежде чем линейные крейсера, «Карнавон» и «Глазго» сумели поднять якоря, еще боль­ше времени заняло приведение в порядок машин «Брис­толя» и «Корнуолла». Черчилль так вспоминает об этом:

«Я работал в своем кабинете, когда Оливер принес телеграмму от губернатора Фолклендов. «Сегодня на рас­свете прибыл со всеми кораблями адмирал Шпее и те­перь ведет бой со всем флотом адмирала Стэрди, кото­рый принимал уголь». Мы уже получили столько непри­ятных сюрпризов, что последние слова заставили меня вздрогнуть. Неужели нас захватили врасплох на якоре и, несмотря на наше превосходство, разгромили?»

Адмирал Шпее действительно имел шанс подойти к выходу из гавани, потопить «Кент» и обстрелять осталь­ные британские корабли, стоящие в порту. В этом случае англичане могли использовать лишь малую часть своей артиллерии. Шпее мог нанести противнику серьезные повреждения и помешать ему вести погоню. Но Стэрди предусмотрел и это. Он приказал «Канопусу» открыть огонь, как только «Гнейзенау» и «Нюрнберг» подойдут на дистанцию выстрела. Линейные крейсера получили приказ «быть готовыми открыть огонь в любой момент». «Карнавон» должен был «атаковать неприятеля, как толь­ко тот обогнет мыс».

Прошло еще 20 тяжелых минут, в течение которых тень поражения витала над британской эскадрой. В 9.20 Саппер-хилл передал, что «Гнейзенау» и «Нюрнберг» навели орудия на радиотелеграфную станцию. Когда ди­станция сократилась до 13500 ярдов, гулкое эхо прокати­лось по гавани. Поднятые на максимальный угол возвы­шения орудия «Канопуса» выплюнули 4 тяжелых снаряда. И снова удача улыбнулась англичанам. Один из офице­ров броненосца вспоминает:

«Накануне вечером было приказано готовиться к ар­тиллерийскому учению. Утром мы должны были пока­зать Доветону Стэрди, что сумели решить проблему стрельбы вслепую через мыс по целям в море. Расчет кормовой башни, чтобы опередить извечных врагов из носовой , ночью втихомолку зарядил орудия практичес­кими снарядами. Но на следующее утро начался настоя­щий бой, и времени на перезарядку орудий у них не осталось. Результат этого нарушения дисциплины ока­зался любопытным. «Гнейзенау» находился за пределами дальности стрельбы. Боевые снаряды из моей носовой башни взорвались при падении в воду недолетами. Зато болванки из кормовой башни срикошетировали, и одна из них попала в цель!»

Когда Меркер увидел покидающий гавань «Кент», то увеличил скорость, чтобы отрезать его. Но неожиданное попадание снаряда «Канопуса» в основание четвертой трубы заставило его круто повернуть на восток. В резуль­тате Грант после второго залпа приказал прекратить огонь. «Гнейзенау» и «Нюрнберг» подняли стеньговые флаги и направились к входу в Порт Стэнли. Однако они не успе­ли выполнить этот поворот, как пришел приказ Шпее: «Не принимать бой. Повернуть на курс O -t -N и уходить полным ходом». «Канопус» не успел снова открыть огонь но свою роль он сыграл.

В этот день машинные команды британских кораблей действовали выше всяких похвал. «Глазго» развел пары и снялся с якоря в 9.45. Через 15 минут за ним последовал Стоддарт на «Карнавоне», за ним «Инвинсибл» и «Инфлексибл». Последним к ожидающему у мыса Пемброк «Кенту» присоединился «Корнуолл». Когда «Инфлексибл» сообщил, что «противник уходит быстро, как только может», Стэрди скомандовал: «Погоня!» В 11.00 сумел дать ход и «Бристоль». Стэрди ясно представлял ситуа­цию по донесениям «Кента» и «Глазго». Позднее он сам увидел дымы 5 кораблей, корпуса которых пока скрыва­лись за горизонтом. Стэрди понимал, что все козыри у него на руках. Его корабли имели преимущество в скоро­сти около 5 узлов. Хотя противник находился на расстоя­нии около 20 миль, уже через 2 часа он будет под огнем тяжелых орудий «Инвинсибла» и «Инфлексибла». До за­ката еще останется более 8 часов, за это время он вполне успеет расправиться с немцами.

Со своим обычным ледяным спокойствием Стэрди оценил тактическую ситуацию и решил не спешить с началом боя. Чтобы дать максимальный ход, линейные крейсера жгли в топках одновременно нефть и уголь. Из их труб валил такой густой дым, что следить за против­ником было почти невозможно. Поэтому Стэрди снизил скорость до 24 узлов и приказал «Инфлексиблу» выйти на правую раковину адмиральского корабля. «Глазго» в это время находился в 3 милях у него на левом крамбо­ле, откуда следил за неприятелем. Адмирал также при­казал «Кенту» занять место у него на левом траверзе. Вскоре после 11.00 Стэрди снизил скорость до 19 узлов. Это позволило бы тихоходному «Корнуоллу», который еле выжимал 22 узла, догнать линейные крейсера. Шанс присоединиться к эскадре получил и «Карнавон», ко­торый мог дать только 20 узлов. Фактически отменив свой приказ о погоне, адмирал в 11.32 передал всем кораб­лям, что «команда имеет время обедать перед началом боя». Корабли покидали гавань в спешке, линейные крей­сера так и остались запорошены угольной пылью. Эки­пажи кораблей Шпее тоже получили время пообедать, хотя немцам вряд лез кусок в горло. Они понимали, что попались в расставленную западню, и для многих из них этот обед будет последним.

Линейные крейсера Инвинсибл и Инфлексибл-систер-шипы и победители сражения у Фолклендов. Великолепные "кошки" адмирала Фишера. По сути-линейные корабли с тонкой бронёй, аналогичным линкорам ГК и высокой скоростью хода. Инфлексибл героически погиб в Ютландском бою.

Краткие ТТХ линейных крейсеров-водоизмещение-18200тонн, ГК-4х2х305мм, скорость хода-26 узлов, дальность плавания-3000 миль на 10 узлах. ГЭУ-турбины Парсонса прямого действия. ГБП-150мм.

Примерно в 11.30 только что вышедший из гавани «Бри­столь» сообщил, что видит «угольщики или транспорты», приближающиеся к Порт Плезант. Стэрди решил, что нем­цы могут попытаться высадить десант на Фолклендах, и приказал Фэншо взять под команду «Македонию» и «унич­тожить транспорты». Так как эти 2 корабля в бою участия не принимали, мы коротко опишем их действия. Около 15.00 Фэншо обнаружил «Баден» и «Санта-Исабель». Совершен­но забыв «Боевые инструкции» Стэрди, которые недву­смысленно требовали «использовать любую возможность захватить вражеские угольщики», Фэншо, не утруждая себя лишними размышлениями, в буквальном смысле испол­нил последнее распоряжение адмирала. Он снял экипажи и артиллерийским огнем потопил оба судна. «Бристоль» и «Македония» провозились с этим до 19.00, что спасло «Зейдлиц». Наступила темнота, и самое быстроходное из герман­ских судов снабжения сумело удрать. Узнав о судьбе гер­манской эскадры, его командир направился в бухту Сан-Хосе, где намеревался встретиться с «Дрезденом». Когда это не удалось, 18 декабря «Зейдлиц» прибыл в аргентин­ский порт Сан-Антонио, где и был интернирован.

На «Инвинсибле» «примерно в 12.20 капитан пришел на корму и сообщил, что адмирал решил начать бой. Матросы на палубе закричали «Ура!» Видя, что «Карнавон» находится в 6 милях за кормой линейных крейсеров и не может развить более 18 узлов, Стэрди решил начать бой, имея только 2 линейных крейсера и «Глазго». Он решил оставить позади даже делающие 22 узла «Кент» и «Корнуолл». Скорость была постепенно увеличена до 26 узлов, и в 12.47 на мачту взлетел сигнал «Открыть огонь и начать бой». Через несколько минут «Инфлексибл» с дистанции 16500 ярдов (прибл. 15 км) открыл огонь по «Лейпцигу», за­мыкающему немецкую колонну.

(Примечание-1 ярд = 0.9144 метра . Т.е. если расстояние указано в ярдах, то вы мысленно отнимаете прибл. 10% расстояния, убираете ноли и получаете его в км. Для простоты восприятия так сказать.)

Старший артиллерист «Инфлексибла» вспоминал:

«Это была изумительная картина: голубое безоблач­ное небо над головой и голубое спокойное море внизу. Воздух был исключительно прозрачным. Два линейных крейсера на полной скорости неслись по тихому морю, оставляя за собой хвосты белой пены. Кипящая вода ча­сто заливала палубы на корме. Масса маслянистого чер­ного дыма валила из труб, и на его фоне резко выделя­лись белые стеньговые флаги. Грохот орудий носовой башни, и над полубаком взлетают тяжелые клубы шоколадно-коричневого дыма. Потом долгое ожидание, и высокие белые всплески вырастают из моря позади да­лекого врага».

Британские корабли шли на юго-восток, а немцы в это время двигались почти параллельным курсом чуть справа по носу. Это означало, что каждый линейный крей­сер мог вести огонь только из 2 башен, то есть давать 2-снарядные залпы каждые полминуты. Англичане распо­лагали только самыми примитивными приборами управ­ления огнем, и потому им потребовалось около 20 ми­нут, чтобы пристреляться.

Но фон Шпее понял, что отстающий «Лейпциг» все равно скоро получит попадание, это лишь вопрос вре­мени. Также стало ясно, что его броненосные крейсера не смогут уклоняться от боя со страшным противни­ком слишком долго. Поход через весь Тихий океан при­вел к большому износу машин «Шарнхорста» и «Гнейзенау», и они не могли развить более 18 узлов. И тогда Шпее принял решение, которое делает честь ему и все­му германскому флоту, хотя, справедливости ради, следует отметить, что это был единственный такти­чески правильный вариант. В 13.20 он сигналом прика­зал «Дрездену», «Лейпцигу» и «Нюрнбергу» «покинуть строй и попытаться спастись». Как только легкие крей­сера повернули на юг, сам адмирал круто развернул броненосные крейсера на ONO и открыл огонь по бри­танским кораблям.

Люс, Эллертон и Аллен превосходно помнили инструкции адмирала Стэрди.. Как только они увидели, что германские легкие крейсера поворачивают, «Глазго», «Кент» и «Корнуолл» поверну­ли вправо и погнались за ними без специального приказа адмирала. Стоддарт сразу понял, что не угонится за ними. Кроме того, 2 броненосных и 1 легкого крейсера было вполне достаточно, чтобы уничтожить 3 легких крейсера немцев, и поэтому «Карнавон» продолжал следовать за линейными крейсерами. В результате бой распался на 2 независимых столкно­вения. «Глазго», «Корнуолл» и «Кент» гнались за уходя­щими германскими легкими крейсерами, а линейные крейсера и примкнувший к ним «Карнавон» преследова­ли главные силы германской эскадры. Бой начался на параллельных курсах, когда обе эскадры шли на восток. «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту», а «Инфлексибл» — по «Гнейзенау». Дистанция в этот момент составляла 13500 ярдов, линейные крейсера вели огонь из 6 орудий главного калибра. Хотя неравенство в силах было колоссальным, бой не стал учебной стрельбой по мишеням. Стрельба немцев «была превосходным зрели­щем. Вспышка залпа одновременно пробегала по всему силуэту корабля. Облачко коричневого дыма с яркой точ­кой посередине отмечало выстрел каждого орудия... Их стрельба была превосходной. Они накрывали нас раз за разом», — вспоминает один из английских участников боя. В 13.44 «Инвинсибл» начал получать повреждения. Тут Стэрди сообразил, что его намерение расстреливать про­тивника, не подходя на дальность действия его орудий, сорвано тем, что немцы находятся под ветром. Поэтому дым из труб линейных крейсеров и пороховой дым зал­пов несло на противника, что сильно мешало англий­ским наводчикам. Стэрди не знал, что «Гнейзенау» уже получил 2 попадания, в том числе в подводную часть, и что «Шарнхорст» тоже пострадал. Адмирал не желал да­вать противнику даже тени шанса, поэтому он повернул на 2 румба влево и увеличил дистанцию. Из-за этого в 14.00 бой временно прекратился. Стэрди попытался вы­вести линейные крейсера на более благоприятную пози­цию, но Шпее парировал его маневр, повернув под ве­тер и взяв курс почти точно на юг. Стэрди оставалось лишь гнаться за ним. В 14.45 дистанция снова сократи­лась, и бой возобновился. На сей раз Шпее не пытался уходить от противника, а наоборот, повернул прямо на британские линейные крейсера. Дистанция быстро сокра­тилась до 10000 ярдов, (прибл. 9 км) и «Шарнхорст» и «Гнейзенау» су­мели ввести в действие 150-мм орудия.

В этот момент на поле боя внезапно появился новый участник. Это был большой норвежский парусник «Фэрпорт», возвращающийся домой. К своему ужасу норвеж­цы вдруг оказались в самой гуще жестокого морского боя, причем в таком отдаленном районе океана, где этого можно было ждать менее всего. Норвежцы подняли все паруса и постарались побыстрее убраться прочь.

Стрельба немцев была очень меткой. Призовые кораб­ли германского флота полностью подтвердили свою ре­путацию. В 15.15 Стэрди был вынужден описать циркуля­цию, чтобы выйти из густого облака дыма, которое ме­шало стрелять. Дистанция увеличилась до 14000 ярдов. В этот момент осколок срезал фалы, на которых был под­нят флаг Шпее. Меркер сразу запросил «Шарнхорст»: «Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?» Шпее немедленно ответил: «Со мной все в порядке. Вы получи­ли повреждения?» Меркер ответил: «Дым мешает наблю­дениям». После этого Шпее поднял свой знаменитый сигнал, признавая, что попытка атаковать Фолкленды, против которой возражал Меркер, была ошибочной. «Вы оказались совершенно правы». И все-таки, как бы хоро­шо ни стреляли немцы, начало сказываться подавляю­щее превосходство англичан в весе залпа — 6000 фунтов против 3000 фунтов. Германская официальная история говорит:

«Более тяжелые снаряды легко пробивали палубы ка­зематови вызывали огромные разрушения в нижних отсеках.сила взрыва была меньше, чем можно было ждать от 305-мм снарядов, повреждения постоянно росли, особенно в средней час­ти «Гнейзенау». Тяжело пострадали казематы 150-мм ору­дий. Котельное отделение № 1 было затоплено в резуль­тате попадания ниже ватерлинии, и его пришлось поки­нуть. Открылась течь в котельном отделении № 3. В неза­щищенных частях корабля на носу и корме начались по­жары. Тушить их помогали всплески вражеских снаря­дов, падающих рядом с бортом. Массы воды лились сквозь пробоины в палубах».

«Шарнхорст» тоже серьезно пострадал. Он получил большие подводные пробоины в носу и корме и сел на 3 фута. В нескольких местах на корабле пылали пожары. В 15.30 английским снарядом была снесена третья труба. Огонь германского флагмана заметно ослабел. В то же время все попадания в британские линейные крейсера ничуть не снизили их боевую мощь.

Так как многие орудий левого борта германских крей­серов вышли из строя, Шпее повернул на 10 румбов впра­во, чтобы ввести в действие орудия другого борта. Но этот маневр позволил Стэрди пройти под кормой у нем­цев и наконец-то занять подветренную позицию. Адми­рал вспоминал:«Воздействие нашего огня на «Шарнхорст» станови-s ; лось все более очевидным . Он был окутан дымом пожаров и паром. Когда разорвавшийся снаряд делал в борту большую пробоину, сквозь нее были видны тусклые отблески пожаров. Но, несмотря на все полученные удары, его стрельба по-прежнему оставалась частой и меткой».

в 16-00 стрельба «Шарнхорста» резко прекратилась, словно кто-то щелкнул выключателем. Он повернул на нас, и мы увидели, что он имеет сильный крен. Трубы были снесены. Так как он явно тонул, мы прекратили огонь».

«В 16.04 «Шарнхорст» с поднятым флагом резко на­кренился на левый борт. Через минуту стало ясно, что он обречен. Крен увеличивался, и он лег на борт. В 16.17 он затонул».

Это произошло через 5 минут после того, как «Карнавон», наконец, сумел вступить в бой и дать несколько залпов из своих 190-мм орудий. Немецкий флагман зато­нул со всем экипажем, включая отважного адмирала.

К сожалению, Стэрди не мог прекратить бой и за­няться спасением моряков с погибшего корабля — пе­ред ним еще оставался один противник. Меркер успел получить последний приказ Шпее: «Попытайтесь спас­тись, если ваши машины еще действуют». Но все моря­ки на борту «Гнейзенау» прекрасно понимали, что судьба их корабля решена. Первая труба крейсера рухнула на вторую, а в четвертой зияла большая дыра. Фок-мачта была снесена. Повреждения котлов снизили скорость до 16 узлов, и все-таки «Гнейзенау» повернул на юго-за­пад, пытаясь уйти. Но 3 британских корабля, построив­шись кильватерной колонной («Инвинсибл», «Инфлексибл», «Карнавон»), открыли по нему огонь с дистан­ции 10000 ярдов. Густой дым плыл над морем, делая стрельбу исключительно трудной. Но Стэрди упрямо держал корабли в сомкнутом строю, что делало стрель­бу «Инфлексибла» почти невозможной. Примерно в 17.00 его командир капитан 1 ранга Филлимор в отчаянии повернул на 16 румбов, чтобы выйти из дыма флагмана. Какое-то время он вел бой на контркурсах, а потом снова вступил в кильватер «Инвинсиблу» (Этот поступок Филлимора привел к небольшому скандалу. Коман­да «Инвинсибла» была возмущена тем, что «Инфлексибл» попытался якобы удрать. Филлимор после боя потребовал судебного расследова­ния, но Стэрди заявил, что полностью удовлетворен действиями «Ин­флексибла», и суд не состоялся). Избитый «Гнейзенау» держался, пока действовали его орудия. В 17.15 он добился последнего своего попадания в броне­вой пояс «Инвинсибла».

«В 17.30 он повернул прямо на наш флагманский ко­рабль с сильным креном на правый борт и остановился, травя пар. Повсюду поднимались языки пламени и дым от попаданий. Я уже отдал приказ «Прекратить огонь», но прежде чем он был поднят, «Гнейзенау» начал стрельбу. Спорадический огонь вело одно орудие. В 17.40 три корабля приблизились к нему. Флаг, развевавшийся на фор-стеньге, был спущен, но флаг на гафеле оставался. В 17.50 был отдан приказ «Прекратить огонь».

Пока мы приближались, «Гнейзенау» сильно накре­нился и начал тонуть. Он медленно лег на борт, и эки­паж получил достаточно времени, чтобы покинуть корабль. Потом он перевернулся. В таком положении он пла­вал еще секунд 10, а потом медленно скрылся под водой. Взрывов не было, но пар и дым про­должали вырываться из-под воды и образовали неболь­шую тучу в том месте, где он затонул. Через несколько минут мы начали подбирать уцелевших. Около 200 чело­век плавали, держась за обломки и спасательные пояса».

«Гнейзенау» расстрелял весь боезапас и потерял ход, около 600 человек его команды были убиты и ранены. И только тогда капитан 1 ранга Меркер отдал приказ зато­пить крейсер. Он трижды крикнул «Ура!» в честь Его Вели­чества, и команда покинула корабль. Матросы, держась за плавающие обломки, пели патриотические песни: «Песнь о флаге», «Слава тебе в победном венце» и другие. По оцен­кам одного из офицеров, спаслось около 270 — 300 чело­век, но так как температура воды была всего 39° F , то уце­лели немногие. Всего «Инвинсибл» спас 108 человек, «Инфлексибл» — 62 человека, «Карнавон» — 20 человек.

Каковы же были результаты боя? «Инвинсибл» из­расходовал 513 снарядов калибра 305 мм, а «Инфлексибл» — 661 такой же снаряд, что составило около 66% боезапаса. Броненосный крейсер «Карнавон», несмотря на свое недолгое участие в перестрелке, выпустил 85 сна­рядов калибра 190 мм и 60 снарядов калибра 152 мм — практически все по «Гнейзенау». Британский флагман «Инвинсибл» подвергся наиболее мощному обстрелу нем­цев и получил 22 попадания, в том числе 12 снарядами 210 мм, 5 снарядами 150 мм и 5 снарядами неустанов­ленного калибра. 11 попаданий пришлись в бортовую броню, 2 ниже ватерлинии, 1 в башню «А», 1 в фок-мачту. Серьезных повреждений корабль не получил, на нем был ранен 1 человек. Самое странное, что наиболь­шие повреждения были причинены снарядами, кото­рые не разорвались. Один попал в носовую часть ниже ватерлинии и затопил 2 отсека. Другой попал в 10 футах ниже ватерлинии под башней «Р», сделал большую про­боину и раскололся о внутреннюю броневую переборку напротив погреба. Был затоплен угольный бункер, и корабль получил небольшой крен. В «Инфлексибл» попа­ли 3 снаряда, нанесшие небольшие повреждения 102-мм орудиям на башнях «А» и «X ». На этом корабле был убит 1 человек и ранено 3.

Таким образом, решение Стэрди вести бой на боль­ших дистанциях дало двоякий результат. Его корабли из­бежали серьезных повреждений, но расход боеприпасов оказался чудовищным. Совершенно неожиданно англи­чане выяснили, что учебные стрельбы мирного времени даже отдаленно не напоминают бой. О страданиях «Инфлексибла», которому мешал стрелять дым собственно­го флагмана, мы уже говорили. Старший артиллерист «Инвинсибла» лейтенант Даннрейтер жаловался, что страш­ная вибрация не позволяла ему пользоваться дальноме­рами. В результате и калькуляторы Дюмареска (прими­тивная система управления огнем) оказались такими же бесполезными.

Погоня «Кента», «Корнуолла» и «Глазго» за легкими крейсерами немцев завершилась потоплением Лейпцига и Нюрнберга. А Дрезден, пользуясь преимуществом в скорости хода удрал. Англичане искали в бухточках Ю.Америки ещё почти полгода.

На рассвете 14 марта 1915 года «Глазго» и «Орама» подошли к острову с запада, а «Кент» приблизился с востока. Они увидели «Дрезден», стоящий под самым берегом в бухте Камберленд. Люс в свое время спасся после гибели эс­кадры Крэдока, и его действия в бою у Фолклендов вы­звали резкое неудовольствие Стэрди, так как именно он позволил «Дрездену» скрыться. Поэтому сейчас он не колебался и немедленно забыл всякие пустые бумажки, вроде международных законов. Люс помнил приказ Ад­миралтейства: «Целью является уничтожение, а не ин­тернирование». В 8.50 «Глазго» подошел на расстояние 8400 ярдов и открыл огонь и добился попаданий первы­ми же двумя залпами. Единственное, что сделал Люс — это удостоверился, что здания чилийского поселка не находятся на линии огня. «Дрезден» вполне мог согла­ситься на почетную капитуляцию, но это противоречило германским традициям. Когда в бой вступил «Кент», Людеке открыл ответный огонь. Однако германский крей­сер стоял на якоре, и его тактическое положение было просто безнадежным. Через 3 минуты он получил серьез­ные повреждения, и Людеке поднял белый флаг.

Людеке отправил Канариса на переговоры с един­ственной целью - выиграть время для уничтожения крей­сера. Он не мог допустить, чтобы «Дрезден» попал в руки англичан. Пока Канарис препирался с Люсом, Людеке свез на берег всю команду. В 10.45 со страшным грохотом взорвался носовой погреб «Дрездена». Британские крей­сера подошли на расстояние одной мили, чтобы пронаб­людать за гибелью «Дрездена». Германская команда, стоя на берегу, разразилась радостными криками, видя ги­бель своего корабля. Но то же самое сделали и англий­ские команды. «Дрезден» затонул под двумя флагами — белым и германским. 8 человек из команды «Дрездена» погибли, 16 были ранены. Так как на острове не было госпиталя, Люс бла­городно отправил их в Вальпараисо на борту «Орамы», не настаивая на интернировании. Людеке и остальным немецким офицерам пришлось дожидаться прибытия чилийского военного корабля, который перевез их в ла­герь для интернированных. Впрочем, порядки там были довольно мягкими, и многие немцы сумели бежать. Пер­вым стал, конечно же, лейтенант Канарис. Международ­ный скандал утих довольно быстро. Британское прави­тельство указало, что «Дрезден» неоднократно нарушал чилийский нейтралитет, поэтому капитан 1 ранга Люс был вынужден также нарушить его. Тем не менее, прави­тельство Его Величества искренне сожалеет о происшед­шем. Извинения были приняты, и на этом одиссея эс­кадры адмирала фон Шпее завершилась.

24 февраля 2006 года объединенная команда чилийских и немецких водолазов под руководством Вилли Крамера (Willi Kramer) обнаружила и извлекла из-под воды судовой колокол немецкого крейсера "Дрезден", затопленного командой вблизи чилийского острова Робинзона Крузо в 1915 г. в ходе Первой мировой войны.

Колокол, имеющий около 60 см в высоту и 80 см в диаметре, и несущий надпись "SMS DRESDEN", прекрасно сохранился на глубине 60 метров.

Немного истории. Легкий крейсер "Дрезден" был спущен на воду в 1908г. Это был первый немецкий крейсер оборудованный новыми по тем временам турбинными двигателями Парсонса, которые позволяли кораблю водоизмещением 3 364 тонны развивать скорость до 25 узлов (46,3 км/час). Еще до начала Первой мировой войны "Дрезден" около года провел в районе Карибского бассейна. После начала войны корабль в составе немецкой Восточно-азиатской эскадры принимал участие в боевых действиях в южной Атлантике. В декабре 1914 г "Дрезден" оказался единственным немецким кораблем, избежавшим потопления в ходе битвы за Фольклендские острова. Спасению крейсера весьма способствовали новейшие турбины, позволившие ему оторваться от преследовавших его кораблей британского военно-морского флота.

"Дрездену", обогнувшему мыс Горн, удавалось скрываться у побережья южного Чили вплоть до марта 1915 г, когда он был обнаружен британскими кораблями вблизи острова Робинзона Крузо. Выслав для переговоров лейтенанта Вильгельма Канариса (в последствии ставшего шефом Абвера - немецкой военной разведки), команда корабля, у которого были практически исчерпаны запасы топлива и боеприпасов, стала готовить его к затоплению. 14 марта, в 11:15 корабль ушел под воду. Более 300 членов экипажа, заблаговременно покинувших крейсер, было интернировано чилийскими властями вплоть до окончания войны. Скорее всего, жилось им в Чили совсем неплохо, т.к. около трети из них решило остаться в Чили и после войны.

В ноябре 2008 г., спустя ровно сто лет после спуска крейсера "Дрезден" на воду, Республика Чили передала колокол Музею немецких вооруженных сил в г. Дрезден, где он и будет экспонироваться после прохождения реставрации. Этот шаг чилийских властей в Германии вызвал вполне понятное одобрение.

Прожив несколько лет в Дрездене , мы, естественно, не могли не обратить внимание на сообщение о подъеме одноименного колокола и передачу его немецкому музею. Стоит отметить, что далеко не всегда подъем колоколов с затонувших кораблей заканчивается так мирно и даже, в какой-то мере, благостно. Так, подъем колокола, предположительно придлежавшего кораблю Колумба, привел даже к нешуточному конфликту между Испанией и Португалией, см. страницу

Это первая модель, которую я выкладываю на всеобщее обозрение.
У каждого моделиста есть любимая техника, кто то может вечно смотреть на мессеры, кого то вдохновляет Бисмарк, а у меня любимый корабль – Эмден. И купил я себе как то ревелловкский набор из Эмдена и Дрездена.
Поскольку просто так из коробки собрать Эмдена у меня рука не поднялась – собрал для начала брата близнеца.
О прототипе много рассказывать не буду, если вкратце: Дрезден старший брат Эмдена спущен на воду в 1907 году. В отличии от Эмдена, на Дрездене были установлены турбины, а не паровые машины, из за этого крейсер оснастили не двухвальной, а четырехвальной установкой.
В 1909 году крейсер совершает свой первый поход под флагом Кайзерлихмарине в США на военный праздник, после служит в Атлантике, на Балтике и Адриатике. После короткого ремонта в Киле отправляется стационером к побережью Мексики, где накаляется обстановка в связи с революцией.
В середине лета 1914 года Дрезден планирует сдать пост в Карибском бассейне новому легкому крейсеру Карлсруэ и отправиться на родину в ремонт. Но фитиль войны уже разгорался вокруг пороховой бочки Европы. Крейсер получает приказ готовится к войне в Атлантике. После обмена экипажами с Карлсруэ Дрезден берет курс на юг, и в режиме радио молчания уходит в известном одному капитану направлении.
С объявлением войны крейсер подстерегает несколько британских пароходов у побережья Южной Америки, бункируется трофейным углем и отходит на ремонт к острову Осте (Архипелаг Огненная земля). Оттуда Дрезден уходит в месячное патрулирование западного побережья Америки. Не Встретив ни один вражеский корабль за месяц, и исчерпав запасы угля капитан принимает решение идти к острову пасхи на встречу с эскадрой адмирала графа Шпее. Прибыв в точку рандеву на остров Пасхи, под пристальным взором истуканов капитан крейсера Эмиль Людеке получает звание –капитан цур зее, и вместе с Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой идет в кровавую мясорубку у Коронеля.
Из этой схватки немецкая эскадра выходит победителями, но все участники сражения прекрасно понимали что флот англичан более могущественный, и следующая эскадра посланная для уничтожения кайзеровского флота открытого моря будет на много сильнее.

Эскадра вместе с Дрезденом отходит обратно в Атлантику, и направляется на встречу гибели к Фолклендским островам. В этой бойне германия потеряла не меньше своих сынов чем Англия в бою у Коронеля. В этом же сражении пал граф Шпее и оба его сына. Единственным уцелевшим в этом бою кораблем оказался Дрезден.
став еще одним немецким крейсером ведущим войну в одиночку без базы, без эскадры, и даже без достоверных сведений о войне в Европе. Капитан Людеке принимает решение отойти к побережью Чили, обратно в Тихий океан.
Там преследуемый Британцами, с заканчивающимся углем, и с изношенными турбинами крейсер спасаясь от погони заходит в бухту Острова Робинзона Крузо у побережья Чили, но англичане настигают его. И открывают огонь по Дрездену, находящемуся на нейтральной территории.
Капитан принимает решение затопить корабль, поскольку последний рывок до Чили доконал турбины Дрездена. Уйти от Английских бронепалубных крейсеров не представлялось возможным. Вступать в бой с двумя более мощными кораблями было самоубийственно. К счастью Людеке понимал что он лично отвечает за жизни 360 человек экипажа, и не повел их на верную гибель.
В 10. 45 утра 14 марта 1915 года в носовом оружейном погребе звучит взрыв, и через пол-часа мачты Легкого крейсера Дрезден скрываются в волнах, оставляя на поверхности лиш водовороты. Через несколько минут на поверхности остается только пятно мусора, сорваного с палубы. Тихий океан забрал последний немецкий корабль в южных морях. Пережив своего брата на 4 месяца Дрезден упокоился в заливе Кемберленд на глубине 70 метров.

Модель ревелл. Краски ревелл, ганза, тамия. Сорка из коробки, решил по тренироваться перед пилением Эмдена, да и прросто что бы не залеживался. В начале хотел сделать Дрездена ходовым, но быстро понял что такой маленький корабль я на соревнованиях просто не увижу на воде, так что Дрезден стал в итоге стендовым. Из доработок только леера, и немного экипажа, который стоит просто что вообще понимать как эти тамиевские чудовища выглядят на корабле.
P.S.
Нормальные фотки были сняты кем то умелым на выставке Кубок университетов. Остальные фотки – делал как умел, а фоткать я совсем не умею, да и негде мне, так что уж извините.

Спроектированы на основе типа «Bremen», от которого отличались увеличенным водоизмещением, заказаны в рамках программы 1905/1906. По сути, являлись опытными и строились для отработки оптимальной силовой установки («Dresden» - турбины, «Emden» - поршневые трехцилиндровые машины).

В итоге первый из кораблей на испытаниях смог развить 27-узловой ход. Преимущество турбинных механизмов стало очевидным, и «Emden» явился последним германским легким крейсером, оснащенным паровыми машинами.

К началу войны оба входили в состав Восточно-Азиатской эскадры. «Emden», действуя самостоятельно в качестве рейдера, с начала мировой войны уничтожил или захватил в Индийском океане 23 судна противника (70825 брт), потопил русский легкий крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mousquet». 9.11.1914 он погиб у острова Северный Килинг (Кокосовые острова) в бою с австралийским крейсером «Sydney», вооруженным 152-мм артиллерией. Немецкий корабль подошел к острову и высадил на нем десантную партию для уничтожения местной радиостанции, однако радисты отправили в эфир просьбу о помощи, после чего англичане выслали к острову крейсер из состава проходившего неподалеку конвоя.

В 9.40 начался бой. В течение 20 минут «Emden» потерял две трубы и фок-мачту, были разбиты дальномер и торпедные аппараты. Горящий германский крейсер попытался сблизиться с противником, но был поражен несколькими снарядами, разорвавшимися в районе грот-мачты, почти потерял ход и сильно запарил. В 11 часов немцы прекратили огонь, крейсер направился к камням севернее острова Южный Килинг, где в 11.15 выбросился на мель.

«Sydney» ненадолго покинул место боя, чтобы догнать и уничтожить замеченный на горизонте вражеский угольщик, но затем вернулся. Поскольку на стеньге германского крейсера по-прежнему развевался боевой флаг, англичане вновь открыли огонь. Некоторые немецкие матросы, спасаясь от шквального огня, прыгали за борт и плыли к острову. Наконец на корабле подняли белый флаг. В ходе боя погиб 141 моряк из экипажа «Emden», 65 получили ранения.

Интересно, что десантная партия с крейсера, захватив стоявшую в порту парусную шхуну, сумела добраться до Суматры и пересесть на германский пароход. В январе 1915 немцы прибыли к Аравийскому полуострову, оттуда через пустыню перешли к Стамбулу и вернулись в Германию.

«Dresden» за время рейда по Тихому океану уничтожил 3 вражеских судна (8800 брт), после чего из-за нехватки топлива укрылся у острова Мас-Атиерра в Камберлендском заливе (побережье Чили), где был замечен англичанами.

На рассвете 14.03.1915 в бухту вошли броненосный крейсер «Kent» и легкий «Glasgow». Огонь по стоявшему без хода немецкому кораблю был открыт с дистанции 9000 метров, через несколько минут «Dresden» охватил пожар.

Поскольку дальнейшее сопротивление было бессмысленно, немцы пошли на хитрость: они прекратили огонь и подняли белый флаг, выслав к англичанам шлюпку с парламентером. Однако во время переговоров экипаж крейсера покинул корабль и взорвал его, чтобы тот не достался противнику. В ходе боя погибли 7 человек, 29 ранены. Остается добавить, что парламентером был лейтенант Вильгельм Канарис - будущий шеф Абвера.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то