Игры для позитивной социализации маленьких детей. Важность игры в социализации дошкольника». Что такое социализация детей

В обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности, обусловленные социальными процессами. Поэтому на современном этапе развития российского общества вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения не теряет своей актуальности, а напротив, стоит как никогда остро.

Особое внимание требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с социумом. Именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований, которые детерминируют успех или неуспех личности в дальнейшем. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребностная сфера человека, именно в этот период качественно меняется и проявление потребности в признании. Нереализованность на данном этапе может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции, как следствие – асоциальной поведенческой направленности. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка. В то же время правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

Важнейшим аспектом развития личности ребёнка на ранних этапах онтогенеза является его социализация, обусловленная прежде всего общением со взрослыми и другими детьми. Ведь вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения первоначальных представлений социального характера, без включения в систему социальных отношений, т.е. вне социализации.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности. Социализация личности идёт на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место.

Социализация осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим её началом. Семья и детский сад – это центральные и первичные институты социализации ребёнка.

Но сегодня ситуация сложилась таким образом, что современная семья в подавляющем большинстве случаев не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности, сложная задача формирования и развития адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации ложится на дошкольные учреждения. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми.

Социальное развитие детей дошкольного возраста – важное направление в отечественном образовании. В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учётом социальных доминант:

- у ребёнка формируется уверенность в своих возможностях (он нужен окружающим, его любят);

- развивается чувство собственного достоинства и свободы (он выбирает друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

- воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим (терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям сотрудничества, ответственность за данное слово, за своё дело, за другого человека);

- у воспитанников ДОУ развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

Учёные установили, что самой эффективной деятельностью для вхождения в мир других людей является игра. Игра ребёнка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребёнку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребёнка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности.

В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Она, как никакой другой метод и форма воспитания, подчёркивает роль социальных взаимодействий в развитии детей. Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. В игре и ребёнок, и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей» или социально ориентирующими играми.

В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников – игра из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углубленную. Это приводит к адаптации ребёнка к собственным внутренним изменениям, связанным с взрослением, к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему в семье и другими взрослыми, к требованиям и нормам детского коллектива.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, выступает основным средством, обеспечивающим гармоничное развитие растущей личности; облегчающим освоение знаний об окружающем мире и способах его познания, правовых нормах, нормах общения, принятых ценностях.

Игры на формирование чувства собственной безопасности

Игры на формирование правовой культуры

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

«Я имею право...»

Цель.

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры

Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен...»

Цель.

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

ХОД ИГРЫ

Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

«Скорая помощь»

Цель.

  • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал. Игрушечная машина «Скором помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т.д. Белые докторские колпаки и халаты – на каждого участника игры.

Ход игры

На столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей».

Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

«Помогите! Милиция!»

Цель.

  • Сформировать представление о том в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал. Карточки с изображением телефонного аппарата на котором написан номер службы милиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры

Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно 6ыстрее разложить карточки с

изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

«Если возник пожар»

Цель.

  • Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры

Дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он

выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный..,

(передает ребенку воздушный шар)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре

у кого пожар...?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил …?

Ребенок. Утюг (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает

Кто со спичками …?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над …?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег...?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных …

Ребенок. Вызывай. (Передает шар)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - ...!

Ребенок. Ноль один.

«Если чужой стучится в дверь»

Игровой тренинг

Цель.

  • Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации

Примерные ситуации:

Почтальон принес срочную телеграмму;

Слесарь пришел ремонтировать кран;

Милиционер пришел проверить сигнализацию;

Медсестра принесла лекарство для бабушки;

Мамина подруга пришла гости;

Соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

Женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

«Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель.

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.

Ход занятия

Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Купание в море»

Цель.

  • Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал. Игрушки (разложены на полу) – на каждую пару детей.

Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход занятия

Перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений.

«Войдя в воду» они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой – ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, опускать лицо в воду можно только закрыв рот.

Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду»), считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой».

Дети в парах меняются ролями.

«Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель.

  • Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал. Набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход игры

Картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями».

Дети собирают в корзину только «съедобные грибы».

По окончании игры воспитатель достает из корзины поочередно все грибы, дети называют их.

«Снежная королева»

Цель.

Ход игры

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Угадай, кто это»

Цель.

  • Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры

Воспитатель выбирает одного ребенка - рассказчика. Остальные сидят на стульях, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка-«отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

На слова «ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют.

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.

« Колобок»

Цель.

  • Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-«Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!».

После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант. Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Поводырь»

Цель.

Материал. Повязка на глаза -по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра-упражнение

Цель.

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры

Каждое упражнение выполняется 2-З минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель.

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг

другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Помоги се6е сам»

Игра-упражнение

Цель.

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры

Воспитатель предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасывать мяч или потанцевать;
  • «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.

«Нарисуй узор»

Цель.

  • Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей –на каждую пару.

Ход игры

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель.

  • Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до

Трех, четырех, пяти человек.

«Цветик-семицветик»

Цель.

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель.

  • Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, пepe6ивая друг друга.

После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.


Региональный семинар – практикум

ТЕХНОЛОГИЯ «МЫ ВМЕСТЕ!»

или «10 игр для социализации дошкольников»

В наше динамичное время знания, которые совсем недавно казались незыблемыми, пополняются и меняются так скоро, что для устойчивого развития личности требуются специальные стабилизаторы в виде особых качеств. К таким качествам можно отнести:

Способность выделять из потока информации ту, которая актуальна и важна;

Способность действовать сообща ради общей цели;

Способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своей цели;

Словом, сложилась такая ситуация, когда социальная компетентность и нравственность воспитанников имеют для общества гораздо большее значение, чем совокупность полученных ими знаний.

Сложность педагогической задачи, связанной с позитивной социализацией дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей.

В таких ситуациях на помощь приходят технологии. Я познакомлю Вас с технологией, предлагаемой Е. Рылеевой для детей 4-7 лет, ориентированной на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и начал личностного развития. Технология получила название «Мы вместе!». Основу технологии составляет описание 10 дидактических игр, которые обеспечивают решение образовательных задач через использование всех основных ребенка: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, двигательной активности.


Данная технология поможет педагогам эффективно реализовать ФГОС ДО, одну из заявленных Стандартом целей – позитивную социализацию детей дошкольного возраста, а также один из базовых принципов Стандарта – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Любую образовательную задачу можно реализовать через одну из 10 представленных игр.

Чтобы провести игру: полное описание игр, цель и задачи, правила, материалы, оборудование, организация игрового пространства, правила (варианты правил) и ход игры, примерная тематика заданий, примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Для построения образовательного процесса: рекомендации по включению игр в образовательный процесс, система обратной связи, дизайн занятий, примерные конспекты непрерывной по познавательному развитию, продуктивной деятельности, бланки анализа мероприятий непрерывной образовательной деятельности, инструкция по проведению экспертизы качества занятия, правила заполнения бланка, его обработки, составление заключения, примеры заполнения бланка анализа занятия, алгоритм проверки познавательной и эмоциональной активности детей в непрерывной образовательной деятельности, лестница социальной зрелости (целевые ориентиры, которые можно использовать по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дошкольников).

Предлагаемые игры органично дополняют дидактическую систему, значительно расширяя рамки двигательной и коммуникативной активности дошкольников при выполнении заданий. Дети двигаются (по правилам), активно взаимодействуют и общаются (по правилам), отстаивают свою точку зрения или отказываются от нее (тоже по правилам). Соблюдение правил – условия создания равных стартовых возможностей для всех участников процесса, поэтому оно так необходимо. Тогда на выходе мы получим социально компетентного воспитанника с развитыми навыками сотрудничества.

Остановимся на некоторых из 10 игр.

Игра «Волшебная палочка»

Чтобы дети научились выражать свое мнение культурно, нужно приучить их активно слушать ответы всех участников беседы. Игра «Волшебная палочка» имеет такие правила, которые сделают речевой этикет не только доступным пониманию дошкольников, но и приятным в соблюдении.

Данная игра может быть использована в ситуациях, когда возникает необходимость выслушать мнение всех обучающихся или получить ответ на вопрос, предоставив всем участникам равные возможности в привлекательной для них форме.

Взрослому, который возьмется за решение этой задачи, потребуется большой такт и терпение. Главное - не требовать от воспитанников всего и сразу.

Детям демонстрируется заменитель «волшебной палочки» и объясняется его назначение в игре: «Это волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей), задаю ему вопрос.

Если ответ будет правильным, палочка перейдет к отвечающему, если нет – останется у водящего.

Все остальные участники игры будут следить за ответами детей и помогают волшебной палочке. Но делать это надо по правилам: если вы согласны с ответом – сообщить об этом палочке аплодисментами, если нет - вы должны сообщить об этом палочке топаньем.

Дополнительные правила в игру может вносить воспитатель: ответы не должны повторяться, на повторы – сигнал: хлопаем, топаем, если ответы закончились, можно предложить другую тему для разговора, чтобы не было пауз и т. п.


Эта игра поможет воспитать у детей выдержку, терпение, потому что говорит только тот, у кого «волшебная палочка»

Сегодня на занятии вы увидели игру «Волшебная палочка», дети рассказывали о своей мечте, передавая палочку своему соседу.

Игра «Найди свою группу»

Предполагается наличие наборов картинок по определенной тематике. Это могут быть разрезные картинки (сначала дети собирают целую картинку из частей, затем могут объединиться в группы по изображаемым на картинке объектам), оборотная сторона может быть одинаковой или (для усложнения) разной по цветовой гамме. Играть можно за столом, на ковре, на мольберте.

1 вариант игры: детям предлагается взять по одной картинке. «Внимательно рассмотрите картинку и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что – то общее. По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе.

2 вариант игры: Дети берут фрагмент картинки и подходят к столу, помеченным тем же цветом, что цвет основы картинки. Собравшаяся за столом группа детей, собирают картинку, определяют изображение и всей группой решают, что общего между всеми изображениями.

3 вариант: Задание усложняется: детям необходимо самостоятельно разобраться, в какие группы объединяться и за какие столы садиться. В этом варианте создаются максимально благоприятные условия для социального творчества, но оно требует более высокого группы.

4 вариант: Из каждой собранной картинки вынимаются 3-4 пазла, раскладываются на разные столы. Детям предлагается достать из волшебного мешочка один пазл и определить, за каким столом ему предстоит работать.

Игра используется как организационный момент для введения в тему, когда педагогу необходимо разделить детей для продуктивной деятельности, таким образом, воспитатель решает свои определенные задачи.

Разделение на группы может проходить и без опоры на наглядность. Сегодня на занятиях вы видели эту игру, дети распределялись в пары по цветовой гамме в одежде, в подгруппы по рождению детей в разное время года, по социальной роли в обществе, по половой принадлежности: девочки, мальчики.

Игра «Зрительный зал»

Данная игра ведется по более сложным правилам, чем предыдущая. Усложнение заключается в том, что детям предлагается выполнить последовательно целую серию операций: найти свою группу, найти свой ряд, найти свое место в ряду, оценить правильность выполнения задания.

Например: на столе лежат входные билеты – карточки с изображением людей разного пола и возраста – от младшего дошкольного до престарелого. Задание: разложить на стульчиках кинозала карточки по порядку в два ряда: на первый – представители мужской половины человечества – от рождения до старости, второй – представители женской половины человечества – от рождения до старости.

Дети входят в зрительный зал, на стульях в четыре ряда лежат картинки с изображением мальчиков и девочек, молодых мужчин и женщин, третий – старики и старушки, четвертый – домашние питомцы. Дети рассаживаются произвольно, берут картинку и слушают задание: представьте себе, что вы все одной семьей живете в одной квартире, кем доводится тебе тот, кто изображен на твоей карточке? Давайте посмотрим, кто же может жить в большой человеческой семье.

Карточки в начале каждого ряда – телевизор, книга, игрушка, мяч, мальчик, девочка. Дети занимают места сначала в первом ряду, затем пересаживаются последовательно на следующий ряд.

Вопросы: назови свою любимую телепередачу, какая любимая игрушка у тебя, назови виды спорта, где есть мяч, как зовут твоего друга или подругу?

Сегодня на занятиях вы увидели эту игру, дети рассаживались по рядам, называя свою социальную роль в обществе, рассаживались как дети, взрослые и пожилые люди, рассаживались, если продолжат цепочку произрастания яблока.

В книге представлена разнообразная тематика заданий для детей и множество вариантов игр. Если есть желание педагога научить ребенка быть социально адаптированным к жизненным ситуациям, то эти игры помогут реализовать задуманное.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы взаимодействия (в виде оживления), возникновение потребности в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 – летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе. Поэтому уже в дошкольные годы желательно формировать у воспитанника коммуникативную компетентность, помогающую ему эффективно общаться с другими людьми. Коммуникативная компетентность умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение

Предложенные игры, направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, формирование положительного отношения к сверстникам. Данные игры можно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Ход игры:

Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т.д.) по общему согласию превращаются в волшебную палочку. Дети садятся или встают в круг и передают палочку друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним (ковер – лежит), можно называть сказку и ее персонажей.

«Мост дружбы»

Цель: Развитие эмпатии у детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход игры:


Воспитатель показывает детям линейку и говорит: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».

Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других.

«Зеркало»

Цель: Развивать способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход игры :

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие - «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

«Печем пирог»

Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.
Оборудование: Одеяло.

Ход игры:

Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.

Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.

«Пошли письмо»

Цель: Развитие групповой сплоченности.

Ход игры:

Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.

Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.

Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

«Разведчики»

Цель: развивать умение спокойно общаться друг с другом.

Ход игры:



Каждый ребенок по сигналу, не сходя с места, находит глазами того, кто смотрит именно на него и останавливает на нем свой взгляд. Некоторое время «разведчики» остаются неподвижными, смотря друг другу в глаза. Так складываются пары, которые потом могут выполнять определенное задание.


« Буря»

Цель: Развивать чувство группового единства.

Ход игры:

Ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз, щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног о пол.

Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.


«Волны»

Цель: Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Ход игры:

«Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное они говорили бы: «Мы любим вас!».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»

«Путаница»

Цель: Формирование группового единства.

Ход игры:

Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.

Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

«День наступает- всё оживает, ночь наступает- всё замирает»»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

Ход игры:

После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.

«Потерялся ребенок»

Цель: Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.

Ход игры:

«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау, Сашенька!».

«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

«Нарисуй узор»

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель: Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры:

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

«Переходы»

Цель: Игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:

Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».

Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными.

Варианты. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

«Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход игры:

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

«Угадай, кто это»

Цель: Учить мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.

Ход игры:

Воспитатель выбирает одного ребенка - рассказчика. Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка - «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг

И ты мой друг,

Добрый, добрый друг.

«Поводырь»

Цель:

Развивать чувство ответственности за другого человека.

Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование. Повязка на глаза - по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например:

«Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

Затем дети меняются ролями.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Ход игры:

Предварительно с детьми проводится беседа о «волшебных словах».

Воспитатель: У меня в магазине на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю), просьбы (прошу тебя, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро), извинения (извините, простите, очень жаль) ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», покупайте у меня нужные слова.

Ситуация: Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все – таки дала тебе кусочек вкусного яблока?

Ситуация: Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку. Как ты поступишь? Как ты ее попросишь?

Ситуация: Мама принесла из магазин твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется еще. Что ты будешь делать?

«Снежная королева»

Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры:

Воспитатель просит вспомнить сказку Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Дети рассказывают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Воспитатель говорит, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить эти очки»: представить, что они надеты, посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом. Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали.

Игру можно проводить несколько раз, отмечая при последующем обсуждении, что с каждым разом удавалось увидеть больше хорошего.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Ход игры:

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Ход игры:

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

«Цветик-семицветик»

Цель:

Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.

Поощрять желание заботиться о других.

Оборудование: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

Социализацией называют усваивание ребёнком-дошкольником моральных и нравственных принципов, а также правил поведения в социуме. О том, как осуществляется социализация детей дошкольников, мы поговорим далее.

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно через общение. Главным инструментом социализации ребёнка всегда выступает семья.

Что такое социализация детей

Социализация дошкольников - это продолжительный и комплексный процесс, через который должен пройти каждый ребёнок. От успеха данного процесса зависит многое. Дети принимают свою роль в обществе, учатся себя вести в соответствии с правилами, которые в нём приняты, начинают понимать, как находить баланс между требованиями социума и своими потребностями.

Социализация личности дошкольника это совокупность различных факторов, среди которых:

  • внешние факторы, предопределяющие форму социализации и дальнейшее направление развития детей. В перечень данных факторов входит коллектив, семья, секции и кружки, ДОУ;
  • внутренние факторы, то есть, психологические особенности дошкольника, которые оказывают влияние на формирование его мировоззрения.
От степени социализации зависит гармоничность его отношений со сверстниками, развитие ребёнка, его успешность в будущем.

Игры на социализацию дошкольников

Для социализации детей могут использоваться различные игры. В основном, они проводятся со сверстниками. В ходе игр дети совместно определяют цели, которые им необходимо достичь, что-то планируют, заводят дружбу. Коммуникативные контакты в ходе игры могут принимать любую форму. Игра может быть командной или одиночной, с разными уровнями взаимодействия.

Хорошей поддержкой социализации являются игры, в которых дошкольники имитируют поведение взрослых людей, выражают свои переживания. Во время таких развлечений дети учатся контролировать собственные чувства, понимать других людей, смысл различных правил и ограничений.

Социализация в детском саду

Детский сад - это первое знакомство малыша с самостоятельной жизнью и важнейший этап в жизни каждого ребёнка. Именно в ДОУ осуществляется социализация дошкольника, его взаимодействие со сверстниками и малознакомыми взрослыми. Перед детьми встаёт выбор: дружить с коллективом или конфликтовать, поэтому задача педагогов помочь малышу определиться.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ осуществляется с обязательным участием взрослых. С помощью педагогов и родителей у ребёнка формируется верная модель поведения, он учится отстаивать свою точку зрения и преодолевать трудности.

Социализация в детском саду крайне важна, так как дома получить такой опыт ребёнок вряд ли сможет. В ДОУ происходит первое распределение ролей, кроме того, ребёнок начинает понимать свою роль в обществе и постепенно становится самостоятельным.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то