Как называется фуражка моряка. Морской головной убор. Ленты на бескозырках

Кто сказал, что шляпа капитана -это головной убор, который носят только моряки? Сегодня капитанская фуражка -это модный аксессуар, который станет отличным дополнением к наряду.

Капитанка это сленговое название фуражки капитана. Настоящая капитанская фуражка является элементом униформы и регламентируется различными приказами.Капитанки как правило только копируют настоящую морскую фуражку и не имеют ничего общего с аутентичными фуражками.

Капитанка это традиционный атрибут членов различных яхт-клубов или просто владельцев небольших судов на котором капитан может "ввести" свои знаки различия и геральдику. В морских туристических городах капитанки являются традиционным туристическим сувениром.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.

История бескозырки July 29th, 2012

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.



Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор - кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.


Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

В начале девятнадцатого века появилась фуражка. В войсковых соединениях были специальные люди - фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного мор, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.

В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года. Есть легенда, что когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и вскоре у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.

Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номером экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.
19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.

С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флотской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.

Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.

После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д.

К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И, тем не менее, традиция появилась и жила.

Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.

Так продолжилась старая традиция, несмотря на все усилия командования.

Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА» и т.д.

На день ВМФ многие одевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для детей и внуков свои бескозырки с ленточками.

Помните текст известной песни? Той самой, в которой моряк едет домой на побывку. Помните? У него ещё и грудь в медалях, да и ленты в якорях. Давайте попробуем разобраться почему именно в состав морской формы входит бескозырка и почему эта форма настолько отличается от форм других родов войск.

Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.

Первые бескозырки

Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.

Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.

Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I - гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор - кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.

Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.

Ленты на бескозырках

Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.

На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.

Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку - это говорило о том, что её владелец погиб.

На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.

Современные морские традиции в отношении бескозырок

В наше время с морских лент убрали названия кораблей. Их заменили на безликие названия флота, а то и просто словом «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Но многие матросы стараются выделиться из общей серой массы остальных и на форменной одежде начали появляться значки с наименованиями кораблей. Начальство прикладывало все силы, чтобы искоренить эти неуставные значки, но традиция продолжала жить. Появились «дембельские» ленты. Их заказывали нелегально и одевали уходя в запас.

Так продолжается старая традиция. Живёт, несмотря на всяческие усилия командования.

У кого-то море ассоциируется с отважными капитанами, с романтикой, увлекательными путешествиями и дальними странствиями. Кто-то, приобретя фуражку моряка, представляет себя на пляже с тёплым песком под жгучим солнцем или же плеск ласкающих прибрежных волн. Одним словом трудно найти человека, которого не привлекал бы такой атрибут как фуражка капитана. Данный головной убор является прекрасным напоминанием об искрящемся солнечными бликами море, о солёном ветре и беспокойных волнах. Бесспорно, многие согласятся, что достаточно один раз видеть море, чтобы оно на всегда поселилось в памяти как самое незабываемое впечатление. Поэтому люди и стремятся окружать себя вещами морской тематики, украшать свой дом и дарить близким предметы, напоминающие о море. К таким предметам в первую очередь относится морская фуражка.

Немного истории появления морской капитанской кепки-фуражки

Практически каждый мужчина, будучи ребёнком, мечтал стать капитаном большого корабля. Если наступал момент счастья, и удавалось померить фуражку настоящего моряка, то предела счастью просто не было. Но стоит признать, что не каждому удавалось по фуражке определить чин военного человека. Изучив даже поверхностно историю появления головных морских уборов становится понятно, что с времён Великого Петра Первого и до наших дней данный головной убор видоизменялся не единожды. Например, капитанская фуражка в дореволюционном флоте появилась в далёком 1812 году. Это была тёмно- зелёная фуражка с тремя белыми кантами и лакированным чёрным козырьком. В 1884 году фуражка свой цвет изменила на чёрный и продержалась в таком виде до Февральской революции. Апрель 1917 года заменил фуражку на чёрную, мягкую, французского образца кепку с золотым шнуром и прямым козырьком. Что касается царской русской армии, то здесь заслугу появления фуражки можно полностью отдать Павлу I. В Российском флоте кепка фуражка была введена в 1796 году. На таких военных, форменных фуражках на тульях и околышах в обязательном порядке пришивалась или прикалывалась кокарда.

Купить кепку – фуражку. Основные элементы морской капитанской фуражки.

Настоящая фуражка «морского волка» - это в первую очередь атрибут власти над самой стихией и над ситуацией, полный контроль судна и авторитет среди подчинённых. Правильно изготовленная фуражка способна выдержать любые погодные условия и стать настоящим попутчиком хозяина корабля-капитана. К основным элементам фуражки правильно будет отнести: околыш, кокарду, тулью, рант, кант и козырёк. Если предстоит купить фуражку, то стоит знать, что она должна обязательно иметь армирующую вставку из упругого стального обруча, который во время ношения прекрасно поддерживает и сохраняет форму головного убора. Для наполнения тульи в основном используют ватные валики.

З десь я снят на четвёртом месяце своего лейтенантства, мы с матросами разглядываем Дерибасовскую. Уличный фотограф скрытно нас щёлкнул, а потом подошёл и предложил купить снимки.
Одеты мы по форме №4, давайте поговорим о предметах, из которых она состоит.
Ну, хотя бы с меня начнём. Фуражка на мне форменная, лишь слегка ослаблена пружина, придающая тулье круглую форму и обеспечивающая натяжение ткани. Это натяжение на новой фуражке может быть таковым, что она начинает напоминать седло, а это есть позор и отстой для моряка.

Подбородочный ремешок, уложенный над козырьком, правильное название которого - "рант", тогда у младших офицеров был чёрный, лакированный и им, раздвинув две его половинки и пропустив его под подбородком, действительно можно было сохранить фуражку на голове при сильном ветре. Козырёк был небольшой, с более закруглёнными боковинами, а по краю его шла выштамповка в виде двойной волны, через некоторое время заменённая на одну, да и форма козырька слегка изменилась.

На шее у меня чёрный шерстяной форменный опять же шарфик. Позже появились белые шёлковые и более редкие белые шерстяные. Однако чёрные продолжали надевать на дежурство, например.
На шинели надо остановиться поподробнее.

Офицерам через определённый срок выдавалась ткань - прекрасное чёрное сукно и что там идёт на подкладку, не знаю названия, саржа, что ли. Шинель шилась индивидуально, в военных ателье по специальной накладной.
Была шинель обычная, а была зимняя, утеплённая в верхней части слоем ваты. Пуговицы уже были штампованные из алюминия, анодированного жёлтым металлом. Посмотрим на шинель сзади:

На левой части коллажа видно, что от хлястика вверх вдоль спины идёт складка, она может раздвигаться, если вы, к примеру, вытянете руки вперёд и шинель при этом не будет стеснять ваше движение. Справа же на картинке эта складка зашита. Такою шинель выходит из швейной мастерской, возможно, это связано с технологией пошива. Так-то оно может и красивей, но считается нарушением правил ношения формы одежды. Распарывание этого шва называлось, специально для нежных натур поставлю: порвать целку , впрочем, ещё поручик Ржевский доказал, что военные иногда бывают такие хамы-с!
Причём лишение шинели девственности могло иногда произойти прямо на глазах окружающих, скажем, на строевом смотре или в комендатуре.

Что ж, перейдём к матросам.
Нынче бушлаты заменены какими-то лапсердаками с капюшонами, не знаю, как их правильно называть. На снимке пуговицы уже вроде сходятся к низу под углом, а вроде бы у некоторых еще вертикальные ряды параллельны, как при более раннем покрое, где-то в то время вводилось это новшество. Если вы посмотрите на шеи моряков, то увидите нечто вроде воротничков протестанских пасторов с белой каёмочкой. Это так называемый суконный галстук, правильное же его название было "сопливчик".
Вот он, только без подшитого белого подворотничка:

Почему сопливчик - не знаю, для детей такой предмет вообще-то слюнявчик называется. Сопливчик защищал горло от холодного ветра, ведь грудь нараспашку в морской одежде - это романтично, но приводит к простудам.
Для опытного человека одного взгляда на бескозырки, они же "бески" достаточно, чтобы понять, кто из них старослужащий, а кто молод ещё шитую беску носить. Если "молодой" попробует пошить себе в фуражечной мастерской, коих в Севастополе была уйма, головной убор на заказ, его не поймут ни командиры, ни годки.
Шитая беска отличается более плоским верхом и острыми краями полей, белые канты на ней толще, чем на форменной и околыш спереди сходится таким утюжком, особенно удобным, если сдвинуть беску на переносицу. Ну, теперь вы и сами можете различить на фото, кто уже старослужащий, а кто пока "карась". Кстати, это слово в нашей части применялось чаще, чем "салага", более грубым вариантом было "салабон", а презрительно-уничижительным - "шнурок".

Ну, и чтобы с формой №4 закончить, посмотрим ещё на матросскую шинель.

Это два мои однокурсника по училищу. Шинель отличалась от офицерской одним рядом пуговиц и носить её можно было только полностью застегнутой до крючка на воротнике включительно. Видны сопливчики. Пуговицы чисто для красоты, шинель застёгивалась на скрытые под запа́хом крючки. У курсанта справа она укорочена, конечно, но в меру. Слева же так обкоцать её мог позволить себе только пятикурсник, с более младших шкуру бы сняли за порчу обмундирования.
Кстати, лично мне такой обдергайчик не по нраву. Пряжки на ремнях, рекомые "бляха" выпрямлены согласно правилам хорошего тона, так-то они более выпуклы, а у солдат я видел наоборот, согнутые ещё больше. Пуговицы, как я говорил, анодированные. Нижняя, та, что под бляхой постепенно теряла от постоянного царапания жёлтый цвет и проступал алюминий.

О ткани. Сукно было гораздо более грубое, часто сильно волосатое, да ещё торчащие волоски бывали светлее. чем сама шинель, прямо щетина на кабане. Были случаи, что её и палили огнём, как кабана, но тут была нужна твёрдая рука и ровный источник пламени.
Мне на первом курсе досталась вообще необыкновенная "шинелка", как правильно называть шинель. Во-первых у неё были ещё настоящие латунные пуговицы, которые надо было начищать Асидолом с помощью специальной планки, в прорезь которой пуговицы пропускались, но она препятствовала попаданию пасты на сукно. Зато сверкали как золото.
Во-вторых, под солнечными лучами она становилась тёмно-синей, больше таких я не видел, и была она такая ладненькая, три года с удовольствием относил.
С ней был такой случай - ехал я зимой на поезде в свой Владикавказ, а железнодорожники тогда носили тоже чёрные шинели. И привязалась какая-то бабка, принявшая меня за проводника. Я ей уж и объяснял, и якорьки на погонах показывал, еле отбился, когда настоящий проводник нарисовался.

И последнее. Вообще-то, шинель для срочной службы это уже форма №5, а при ней на голове должна быть шапка.
В училище же допускалось ношение фуражек или бескозырок. Утром дневальный так и орал:"Построиться для перехода на камбуз!"; "Форма одежды - шинель, шапка!" или "Форма одежды - шинель, бескозырка!"

Что ж, о другой форменной одежде в следующий раз.

А вот здесь про флотские штаны.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то