Фрагмент объяснения нового материала русскому языку. Обобщение деятельности учителя "основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы". ? Толстые вопросы

Одним из главных элементов занятий разных видов является объяснение нового материала, который включает вопросы, предусмотренные учебными программами по данной дисциплине.

Совершенствование методики работы преподавателя на этой стадии формирует у обучаемых умение пользоваться приобретенными знаниями для изучения более сложных вопросов данной дисциплины, а также учебного материала смежных и родственных дисциплин.

При изучении нового материала должны формироваться базовые и профессиональные знания, а также вырабатываться умения будущего специалиста, которые определяются не только учебными планами, но и новыми требованиями производства отрасли, развитием науки и техники, технологии и экономики.

Самые большие затруднения возникают у преподавателей на первых этапах работы, когда приходится осваивать программу дисциплины, отбирать учебный материал (иногда по разным источникам, а иногда по нескольким дисциплинам).

Проводя первые занятия, посещая уроки своих коллег, готовясь к занятиям, преподаватель (особенно с небольшим стажем работы) задает себе и своим наставникам много вопросов: «Все ли сказано на уроке?», «Может, я даю слишком большую информацию?», «А так ли я говорю?», «Успевают ли студенты за моим объяснением?», и др.).

В процессе работы над новым материалом преподаватели специальных дисциплин испытывают ряд трудностей прежде всего в связи с тем, что они, как правило, не имеют педагогического образования, т.е. мало знакомы с методикой преподавания или не знают ее совсем.

Кроме того, литературы по этому вопросу до сих пор недостаточно.Применительно к специальным и общепрофессиональным дисциплинам этим вопросам уделяется мало внимания, из-за незнания специфики НПО и СПО.

Преподаватель спецдисциплин, осваивая методику преподавания, должен помнить, что качество подготовки молодого специалиста сегодня определяется его профессиональной квалификацией и методическим мастерством: «что» он знает и умеет, «зачем» это материал и «как» наиболее эффективно обучать (методический треугольник). И наиболее трудным в этой цепочке является - овладеть методикой преподавания.

Объяснение нового материала

Основная цель:
изучение оптимального объема материала
формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике
формирование умений в соответствии с квалификационной характеристикой

Основные трудности
преподаватели спецпредметов и общепрофессиональных дисциплин (непедагоги)
крайне мало литературы

Место нового материала в плане урока зависит от:
целей занятия
вида занятия
расписания
контингента обучающихся и т.д.

Формы, методические приемы
словесное изложение
словесно-графическое изложение
словесно-схематическое изложение
изложение с максимальной наглядностью
самостоятельная работа с литературой, раздаточным материалом (самостоятельное изучение нового материала)

Требования при объяснении нового материала
научность
доступность
логическая последовательность
рациональное использование времени на вопросы темы
проблемность
практическая направленность
наглядность
разнообразие приемов и методов
активная работа «обратная связь
культура речи педагога
СВЯЗЬ(с производством;со специальностью; с жизнью; с другими дисциплинами)

Новый материал в плане занятия

Молодой преподаватель, планируя занятие, порой пользуется только «классической» структурой урока: опрос-объяснение-закрепление. Иногда на семинаре слышишь вопрос: «разве можно менять порядок?» (т.е. сначала объяснить новый материал, затем провести опрос и т. д.).

Планирует занятие преподаватель, а следовательно он сам решает, где дать новый материал: в начале урока или во второй его части, в конце.

Место изложения нового материала в плане зависит от:
вида учебного занятия
его цели
расписания
контингента обучающихся.

ПРИМЕРЫ:

Лекция. Цель занятия – ознакомить студентов с общими сведениями о….

Опрос не планируется, т.к. предыдущая тема закончена и знания (умения) проверены в результате технического диктанта (тестирования). Объяснение нового материала занимает максимум времени занятия (закрепление нового материала можно провести в конце занятия или параллельно с объяснением).

Практическое занятие. Цель – привить умения в… (например, в технических расчетах). Новый теоретический материал не сообщается, т.к. форма ведения занятия предполагает повторение и, в данном случае, новым будет методика расчетов, с которой преподаватель знакомит по ходу решение задач (пояснение идет параллельно с самостоятельной работой).

Семинарское занятие. Цель – контроль знаний по пройденной теме (разделу). Объяснение материала не планируется. При проведении семинара преподаватель может сам, или привлекая «докладчиков», по ряду вопросов дать пояснение, сообщая новую информацию, расширяющую знания по данной теме (разделу).

Комбинированный урок. Цель – ознакомить студентов с ….(например, с технологической схемой подготовки рыбы горячего копчения). При планировании урока преподаватель может предусмотреть различные этапы урока:
сначала провести опрос по разделам, предшествующим данному занятию, затем разобрать схему приготовления рыбы горячего копчения, а потом закрепить материал;
сначала объяснить стадии приготовления рыбы горячего копчения (основы технологии), затем объяснить по этапам, используя мультимедийную технику, или таблицы, доску и т.д. (ведутся записи или зарисовки за преподавателем). При закреплении нового материала поставить также вопросы повторения, т.е. совместить опрос с закреплением.

В зависимости от расписания преподаватель планирует время выдачи нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения резко снижается (особенно, если это 4-ая пара, или даже 3-ья, но ей предшествовали трудные дисциплины-математика, физика и др.). Лучшим вариантом было бы вообще сократить объем новой информации до минимума (или не давать ее вообще), а распределить учебное время в целом по теме таким образом, чтобы на данном занятии сделать акцент на повторение, провести практическое занятие, работу с книгой, деловую игру и т.д..

Различные методические приемы при объяснении нового материала

В зависимости от содержания сообщаемой информации и плана занятий преподаватель может использовать следующие методы и приемы объяснения:

Словесное изложение.

Этой формой следует пользоваться крайне редко, т.к. в этом случае не имеет места наглядность преподавания. Допустимо при сообщении новых сведений по какой-то теме, обобщение знакомого материала, заключения по отдельным вопросам. Даже, если вложить максимум информации, последняя будет усваиваться хуже по сравнению с другими методическими приемами.

Словесно-графическое изложение.

Объяснение нового материала с использованием записей на доске, графиков, таблиц, которые должны хорошо читаться, быть яркими, запоминающимися. Преподаватели технологических дисциплин чаще всего этим методом пользуются при объяснении физико-химических основ технологических процессов, сравнительных характеристик различных видов сырья, продукции, методов производства и т.д..

Словесно-схематическое изложение.

При наличии специальных схем, плакатов, планшетов объяснение можно провести по-разному, но в любом случае вывешивать или показывать наглядное пособие необходимо только в тот момент, когда преподаватель приступает к изложению нового материала. Если данный материал есть в учебнике (на плакате и т.д.), нет необходимости зарисовывать схему или эскиз в тетради, можно давать объяснение, используя материал учебника. Но, если материал сложный, то используя материал учебника, параллельно с объяснением материала можно вычерчивать упрощенную схему в конспектах.

В ряде случаев такая зарисовка материала за преподавателем совершенно необходима, так как при этом приобретаются навыки технологического черчения, необходимые для выполнения курсовых и дипломных проектов. Не рекомендуется давать вычерчивать схему до объяснения материала, т.к. при этом имеет место механическая работа, без уяснения смысла и сути рассматриваемого вопроса.

В зависимости от умения разобраться в предложенной схеме технологического процесса можно рекомендовать следующую последовательность отдельных элементов работы:

Пояснение преподавателя по схеме;

Запись с помощью преподавателя

В этом случае студент, как правило, обладает минимальным навыком понимания технологии процесса (тем более, если этот материал предложен впервые).

Б - пояснение преподавателя по схеме;

Запись самостоятельно

Такое сочетание приемов лучше делать «по частям» схемы (одна или насколько несложных операций, процессов) или в целом, если метод «по частям» уже дал хорошие результаты.

В - пояснение преподавателя по схеме;

В запись параллельно

Этот метод дает хороший эффект, когда преподаватель, объясняя, зарисовывает технологический процесс на доске (в аппаратурном или процессуальном исполнении). Последовательное объяснение и зарисовка в конспектах одновременно дает постоянный активный режим работы и прививает навыки в изображении и чтении технологических схем.

Г - самостоятельный разбор технологических схем;

Самостоятельная запись

Такая самостоятельная работа возможна только при:

Умении конспектировать;

Наличии навыков изучения технологических схем

Преподаватель, впервые применяя этот метод, учит самостоятельно работать с наглядным пособием, описывать процесс, анализировать его и т.д..

Главное – максимально направлять деятельность, обеспечив всем необходимым для самостоятельной работы. На первых таких занятиях не следует давать большого задания, лучше ограничиться объемом работы, посильным для данного периода обучения и контингента обучаемых.

Изложение с максимальной наглядностью происходит при проведении кино-уроков, видео-уроков, уроков на производстве, выставках, макетах, тренажерах и т.д.. Максимальная наглядность при изложении нового материала способствует пониманию и усвоению вопросов темы, развивает способность сравнивать, анализировать, а, следовательно, самостоятельно делать выводы.

Изложение отдельных вопросов при самостоятельной работе с книгой при этом виде занятий представляется максимальная самостоятельность, однако преподаватель не должен пускать на самотек изучение нового материала.

Основные требования при объяснении нового материала

При объяснении нового материала должны выдерживаться основные требования (см выше). Большим недостатком в работе преподавателей является то, что обучающийся часто записывает новый материал под диктовку.

Причин «диктовки», как правило, бывает несколько. Чаще всего это происходит из-за отсутствия опыта работы преподавателя, здесь необходимо отметить два аспекта:
нет наглядных пособий или они несовершенны, а недостаток методического мастерства не позволяет их разрабатывать или устранить их нехватку работой у доски;
при наличии наглядных пособий отсутствие должного опыта приводит к неумению четко сформулировать мысль для самостоятельной записи обучающихся.

В любом случае преподавателю «легче» продиктовать учебный материал по учебнику или конспекту, поэтому группы вынуждены записывать его «на слух».

Часто даже преподаватели с большим стажем работы не придают должного значения самостоятельной работе студентов на занятии, поэтому им не прививаются навыки четких и быстрых записей за преподавателем.

Не редки случаи, когда преподаватель, отработавший не один год, выработал уже свой «стереотип», диктовка учебного материала стала неотъемлемой частью его методики и он, к сожалению, не собирается ее менять. Это усугубляется неумением самостоятельно работать тех, кто учится.

В какой бы группе не работал преподаватель, нельзя допускать, чтобы это стало системой. Безусловно, ряд положений (определения, выводы и т.д.) необходимо записывать в тетрадь со слов преподавателя, но превращать урок в диктант нельзя! С первых же курсов надо учить делать записи за преподавателем (конспектировать), поясняя значение этой работы, добиваясь сознательного отношения к учебе, закрепляя эти навыки.

Наглядность преподавателя является одним из главных факторов, обеспечивающих хорошее понимание и эффективность усвоения учебного материала. К сожалению, значительное число преподавателей не придают должного внимания разработке и внедрению лучших методик применения различных наглядных пособий.

Большой трудностью в работе преподавателя (особенно спецдисциплин) является неумение отобрать главное из имеющихся пособий (при наличии их большого количества –схем, плакатов и т.д.), преподаватель вывешивает все пособия в начале занятия, что акцентирует внимание на том, что нужно в данный момент, а не «всем сразу» - нарушается принцип оптимальности.

Большую группу наглядных пособий для ряда технических дисциплин составляют схемы, чертежи (эскизы) различных процессов, аппаратов и т.д.. Они выполняются в различных вариантах и оформлении.

Большой ошибкой молодых преподавателей при объяснении нового материала является желание дать как можно больше информации (сами не знают, какая информация основная, какая второстепенная), не выделяя главного. Это приводит к перегрузке занятия. Квалификация преподавателя заключается в том, чтобы из большого объема информации выделять основное, на чем базируется изучение смежных и профилирующих дисциплин, а также то, что составляет основу для будущей специальности.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы обучения на примере методики объяснения нового материала, т.к. их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически» отражается и на других смежных и профилирующих предметах, а также на том, что составляет основу будущей специальности.

Представляется целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы обучения на примере методики объяснения нового материала, так как их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически» отражается и на других стадиях деятельности обучаемых (опрос, самостоятельная работа, закрепление нового материала и т.д.).

Одним из самых «древних» инструментов преподавателя является доска и мел, что, к сожалению, не все преподаватели умеют правильно использовать.

Преимущество этого метода для реализации принципа наглядности очевидно, так как у доски можно работать с максимальной пользой. При работе обучающегося, например, в процессе зарисовки аппаратурной технологической схемы, он приобретает профессиональное умение. При изображении того же преподавателем он последовательно за ним чертит в конспекте, т.е. умение может хорошо закрепиться и перейти в навык. Если такая работа практикуется постоянно как в аудитории, так и дома, то в результате могут создаваться «альбомы» (или тетради) наглядных пособий, которые можно использовать и для экзаменов.

На доске некоторые преподаватели успешно применяют метод «аппликации», заранее вырезанные контуры аппаратов (лучше сделать их цветными) прикрепляются в порядке, определяемом технологией, а потоки можно изобразить мелом или проволокой. В обоих случаях доска позволит предусмотреть для решения конкретных производственных вопросов «умышленные» ошибки, аварийные ситуации, их быстрое исправление, что на обычных плакатных схемах сделать значительно труднее.

Освоение предмета иногда приходит довольно быстро, но в совершенстве «владеть» предметом не удается, как правило, ранее, чем за три года для дисциплин средней трудности. Понять и реализовать методику обучения для одних преподавателей легче, для других труднее. Часто молодой преподаватель на практике осваивает элементы методики обучения уже за год, а некоторые отказываются от этого довольно быстро, понимая, что это «не под силу».

Совершенствовать же методику, учиться у своих коллег, работать самостоятельно над своими проблемами надо постоянно - в этом огромная ответственность, трудность и радость педагогической работы!

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

    словесные методы (источником является устное или печатное слово);

    наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

    методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

    рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;

    включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

    иметь четкую логику изложения;

    быть эмоциональным;

    излагаться простым и доступным языком;

    отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение . Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

    последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

    использования сравнения, сопоставления, аналогии;

    привлечение ярких примеров;

    безукоризненной логики изложения.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8-10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

    Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

    Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.

    Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

    Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

    активизирует студентов;

    развивает их память и речь;

    делает открытыми знания студентов;

    имеет большую воспитательную силу;

    является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

    требует много времени;

    содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия . Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста : план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки : справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3-4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1-2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п.

Самостоятельная работа - важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают:

    решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы;

    формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;

    развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;

    семинарам присуща также функция контроля знаний.

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10-15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

    тема, дата и учебное время семинарского занятия;

    вопросы, выносимые на обсуждение семинара (не более 3-4 вопросов);

    темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2-3 доклада);

    список литературы (основной и дополнительной), рекомендованной студентам для подготовки к семинару.

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

    применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;

    наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

    необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

    детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

    привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

    упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

    упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы - это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения. Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности . Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение . Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение . Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно - познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

    от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

    от особенностей изучаемого предмета;

    от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

    от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

    от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    от возрастных особенностей студентов;

    от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

    от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.

Объяснение нового материала – важнейший структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением. Оно включает в себя следующие элементы работы:

Восприятие явления;

Осознание учащимися существенных признаков этого явления;

Знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

Формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления

Обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями - звуками, ударением, интонацией), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями).. Для этой цели учитель предусматривает в поурочном плане необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления. Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносятся либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Каждый из этих путей имеет свое назначение, свои функции. Они не могут подменить друг друга. При этом возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть - добывают учащиеся в результате эвристического поиска.

В процессе ознакомления или повторения изученного привлекаются имеющиеся средства обучения, которые служат либо основным источником знания (учебник), либо материалом для наблюдения (рисунки, таблицы, звуковое пособие и др.), либо средством систематизации изученного (таблицы). Важное значение для осознания особенностей изучаемых явлений имеют графические обозначения: они фиксируют внимание учащихся на существенных признаках.

Следующий этап - формулирование определения (т.е. обобщение существенных признаков). В слабом классе учитель либо сам сообщает формулировку, либо отсылает детей к формулировке учебника. В сильном классе учащиеся сами дают определение понятия, включая в него выявленные признаки. С целью проверки правильности и полноты составленной формулировки учитель предлагает ее сравнить с учебником.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12.Объяснение нового материала. Методы и приемы объяснения нового материала. Проблемная ситуация на уроке РЯ.:

  1. 84. Языки программир СРВ,методы и приемы программир.Арх-ра ПО СРВ.Разраб СРВ с алгоритмом диспетчеризации FIFO.
  2. 26. Проблемное изложение учебного материала, создание проблемных ситуаций и задач на уроке.
  3. 15.Организация образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Методы и приемы обучения.
  4. Е) МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
  5. 11. Методы и приемы обучения. Классификация и характеристика. Выбор и сочетание разных методов и приемов обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей детей

Первый урок по теме правильно было бы назвать уроком объяснения нового материала. В средних классах он проводится методом рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших - в форме лекции, включающей в себя элементы беседы, причем желательно проблемное изложение темы в единстве всех ее компонентов.

Этот урок имеет свои особенности. Цель урока - общий разбор темы. Учитель обычно на таком уроке трижды объясняет материал. Сначала очень кратко он знакомит учащихся с простым планом содержания темы, планом ее изложения, основным набором вопросов, что, естественно, поднимает мотивацию учащихся к ее изучению, дает учащимся советы, как конспектировать, выделять главное, фиксировать возникающие у них вопросы по ходу изложения учителем темы. Затем следует подробное объяснение-изложение, нередко сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией опытов, постановкой экспериментов, яркими фактами и примерами, побуждением учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждение услышанного, участвовать в беседе по их анализу. Придавая своему изложению проблемный характер, учитель стремится привлечь внимание учащихся к учебной литературе, учебнику, дает общую ориентировку в печатных источниках, в тексте соответствующих параграфов учебника, связывает новое с ранее усвоенным, т.е. актуализирует опорные, ранее усвоенные знания и сформированные умения, умственные действия.

Поскольку на эту часть урока отводится наибольшее количество учебного времени, то для учителя наибольшую сложность представляет отбор основного, главного в содержании материала и обеспечение доходчивой передачи его учащимся.

В конце урока учитель в течение 7-10 минут еще раз повторяет содержание изложенного в виде кратких выводов и параллельно отмечает, что учащиеся должны записать в тетрадях; сообщает учащимся список литературы по теме, в том числе параграфов учебника, программы, по которым они могут готовиться к семинарским занятиям.

Итак, на уроке-лекции (объяснение нового материала) прежде всего состоится лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.

Время от 5 до 15 минут.

Объяснение должно быть методически верным, грамотным, четким, ясным, лаконичным, доступным для учащихся данного возраста.

Перед объяснением собрать внимание учащихся: маленькая физ. пауза.

18 · 3 = (10 + 8) ·3 = 10 · 3 + 8 · 3= 30 + 24 = 54 (решение с объяснением)

18 · 3 = 10 · 3 + 8 · 3 = 30 + 24 = 54

18 · 3 = 30 + 24 = 54

18 · 3 = 54

Вывод: Чтобы двузначное число умножить на однозначное, нужно десятки умножить на число, единицы умножить на число, а затем полученные результаты сложить.

VII. этап – Тренировочные упражнения по новой теме.

Время от 10 до 20 минут

Включаются задания только по новой теме, с объяснением учащихся под руководством учителя. Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Решения комментируются учеником. Оценки нет.

Цель: научить учащихся рассуждать при выполнении заданий.

VIII. этап – Закрепление первоначально полученных знаний.

Время 5 – 10 минут.

Проводится самостоятельная работа, включая задания только по новой теме.

Например, задание решить с объяснением (длинная строка).

Помощь учителя отдельным учащимся. Проверка работы обязательна, а оценка выборочна. Опрос только сильных учащихся, что даст возможность слабым ещё раз прослушать объяснение.

IX. этап – Закрепление (или обобщение, или повторение, или проверка) ранее пройденного материала.

Время от 5 до …(в зависимости от темы урока).

Проводить в форме самостоятельной работы, в форме фронтального и индивидуального опроса (устно и письменно). Творчество учителя, используя дополнительный материал к учебнику, занимательный материал и т.д. Оценка работы обязательна.

X. этап – Проведение итога урока.

Проводим за пять минут до конца урока.

Выясняем: "С какой новой темой познакомились?"

"Что нового узнали? Какие виды заданий выполняли?"

Не задавать вопроса – "ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НА УРОКЕ?"

Дать характеристику работы всего класса и отдельных учащихся.

XI. этап – Домашнее задание.

Время 3 – 5 минут.

Учитель записывает на доске точно также, как учащиеся в дневнике.

Образец: стр. 37, № 55 (3,4 ст.)., № 59.

Учащиеся в учебнике их находят, читают задания, учитель отвечает на вопросы и говорит о требованиях к их выполнению.

КОНСПЕКТ УРОКА (I КЛАСС).

Тема: "Знакомство с задачей". Цель: "Ввести понятие "задача", её основные части". Задачи урока: 1) Познакомить детей с составлением простых задач. 2) Научить детей делить задачу на её составные части: условие, вопрос, решение, ответ. 3) Проверить знания учащихся по +2, - 2. 4) Развитие мышления, памяти, речи. 5) Воспитание чувства коллективизма в работе. Этапы урока.
I. Орг. момент (подготовка) Знакомство с учителем. Проверить правила посадки, готовность к уроку математики. Собрать внимание детей. Дети слушают музыку. Учитель загадывает загадку, читает стихотворение. Дети отгадывают загадки, учитель прикрепляет к доске зверюшек (отгадки), и снежинки.
II.Устный счет (обобщение пройденного) Рассматривание снежинок: 2 больших, остальные маленькие. Ребенок выбирает понравившуюся снежинку, снимает её с доски. На обратной стороне – цифра. Например, - 2. Рядом на доске изображен круг из цифр: Снежинка прикрепляется в середину и идет 2 устный счет, дети показывают карты с 9 4 правильными ответами. Учитель также * называет ответ (правильный) на карточке. 8 3 7 5 Затем тоже с числом +2. (Снежинка в круге меняется). Работы со всем классом, и индивидуально.
III. Подготовка к восприятию. Затем вызывает ребенка к маленьким снежинкам (3 – 4 снежинки). Например, число 6 (на обратной стороне). - Какое число надо прибавить к 2, чтобы получилось 6. - + к 2, чтобы = 8. - + к 2, чтобы = 9.
IV. Физкульт. минутка. Учитель читает стихотворение со счетом и также выполнение упражнений под наглядный счет (2,1 пингвин на доске).
V. Сообщение темы, постановка цели. - На ладошку упало 8 снежинок, несколько растаяло, сколько осталось? Можем ответить? - Нет. Надо решить (составить) задачу. Мы будем сейчас этому учиться. Дети учатся составлять задачу. Задача обыгрывается в игровой форме.
VI. Объяснение нового материала. Физминутка Условие – это фундамент дома. Дети составляют условие сами из уже данных цифр учителем. Узнается вопрос задачи (учитель всё отмечает на доске). 3 + 1 – это решение задачи. 4 - Сколько всего? – Это ответ (крыша дома). ответ 4 решение 3 + 1 вопрос? условие 3 1 Дети читают хором все, что есть на доске. Учитель уточняет: Будем решать на уроке задачи. Показывает домик, который построили "звери". Физминутка на счет.
VII. Тренировочные упражнения. Работа с учебником. Открыли страницу 60, № 1 (учебник – 1 класс). - Перед вами задача. Учитель читает вслух задачу, затем просит прочитать 2 – 3 ребят. Затем учебник откладывают и работают на счетном материале индивидуально и на доске. - Кто назовет условие задачи? У Кати 2 шарика, у Вити – 3 шарика. - Вопрос задачи? Сколько всего шариков? - Как решить эту задачу? Чтобы узнать, сколько всего, какое действие надо сделать? 2 + 3 ? 5
Полный ответ: 5 шариков у детей. Знак "?" убирается, ставится "=". Читают вслух условие, вопрос, решение и ответ задачи по доске. Учитель помогает детям при помощи указки. - Теперь уберите цифры на место в папку и отложите учебник на край стола. На доску прикрепляет 2 нарисованные льдины с пингвинами. ü üü üü ü üü ü - Что вы видите на доске? - Где находится пингвины? - На 1 – й льдине – 3 пингвина, на 2 – й – 6 пингвинов. - Сколько всего пингвинов на 2-х льдинах? (с помощью указки учитель показывает на доске условие и вопрос задачи). Затем 2-3 ребенка читают это вслух. Учитель повторяет, как правильно. Дети говорят условие, вопрос, решение, ответ по очереди (2-3 человека), а учитель и остальные ученики отмечают на карточках. 6 + 3 = 9 â было на 2-х льдинах Ответ читает один ученик. Затем все хором читают условие, вопрос, решение, ответ. – Все убирает. Итак, теперь на каждом уроке вы будите решать задачи.
VIII. Закрепление (задачи в стихах). Устный счет: учитель читает стихотворение с математическими цифрами, а дети считают в уме и говорят ответ.
IX. Подведение итогов. Итак, из каких же частей состоит задача? (дети перечисляют – 2-3 ребенка). Затем все хором, учитель показывает на доске. Молодцы.

ДЕСЯТОК.

Изучение данного раздела делится на 3 этапа.

I этап: Подготовительный период.

Математика 1 (I-III) – стр.3-7, математика 1 (I-IV) – стр.3-14

II этап: Нумерация чисел первого десятка (знакомство с числами и цифрами).

Учебник (I-III) –1 класс, учебник (I-IV) – стр. 18-49.

III этап: Сложение и вычитание в пределах 10 (десяти).

Учебник (I-III) –1 класс стр. 28-68, учебник (I-IV) – стр. 50-111.

Подготовительный период.

Цель:

1) проверить, с каким запасом знаний дети поступают в 1-й класс.

2) подготовить детей к работе над "нумерацией чисел первого десятка"

Решение первой цели достигается в момент записи ребенка в первый класс, начиная с 1 апреля. При записи ребенка в школу, учитель в непринужденной беседе предлагает ряд вопросов:

2) узнай, каких предметов больше, каких меньше (на сколько).

3) каким по счету стоит…(порядковый счет).

4) знаешь ли ты названия геометрических фигур (¡,¨, ∆);какие ты знаешь ещё, и их здесь нет.

5) между какими фигурами стоит ∆, за…, перед…, слева…, справа…, вверху…, внизу…,над…, под… (пространственные представления).

Использовать детские сказки и стихи: "Репка", "Три медведя", "Колобок" и т.д.– (кто за кем).

6) решение.

Обобщая ответы учащихся, можно судить об их подготовке и 1 классу и спланировать учителю дифференцирующую работу на 1-ю неделю сентября.

Начиная с 1-го сентября, на протяжении первой недели решаем вторую цель подготовительного периода. На этих уроках учитель должен дать детям следующую сумму знаний:

I. Счет предметов.

Учебник (I-III) –1 класс стр. 3, 4, 7, учебник (I-IV) – стр. 3, 4, 5, 13.

Все другие страницы подготовительного периода тоже будут содержать счет предметов, но на указанных выше страницах мы знакомим ребят с ПРАВИЛАМИ СЧЕТА.

1) Счет начинается со слова – один. Отвечая на вопрос – сколько? - l- мы используем слово "один". Слово "раз" используется в детских считалках при выполнении физ. упражнений, танцах.

Для закрепления этих понятий, предложить детям пересчитать предметы, предлагаемые учителем или в счетном пенале. Провести физ. минутку, предложить считалочку.

2) Счет бывает количественный и порядковый.

отвечает на вопрос отвечает на вопрос

КОТОРЫЙ (КОТОРЫМ) СКОЛЬКО?

ПО СЧЕТУ?

Чтобы ответить на вопрос СКОЛЬКО? надо пересчитать все предметы и запомнить последнее слово, которое является ответом на поставленный вопрос.

один два три четыре ПЯТЬ

Порядковый счет: Которым по счету идет ∆?

первый второй третий четвертый пятый

Ответ: третий.

3) Количественный счет не меняется от направления счета. Порядковый меняется в зависимости от направления счета.

Сколько? Количественный счет.

пять в разном порядке пять пять

Порядковый счет.

→ ↓ ← пятый

4) При счете нельзя пропускать предметы или называть их дважды.

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ пять

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ шесть

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ четыре

5) Прямой (1-10) счет и обратный (10 –1) счет.

Пересчитывая все предметы, начинаем счет со слова ОДИН и до … Таким образом, число предметов увеличивается (выставляем по одному предмету), и приходим к выводу, что такой счет называется ПРЯМЫМ.

Убирая по одному из выставленных предметов, называем, сколько предметов остается от…. до одного. Их число уменьшается _ это ОБРАТНЫЙ счет.

Объяснение этих правил можно сгруппировать на каждый урок (по усмотрению учителя).

Например: 1-й урок – 1,5 правило

2-й урок – 2,4 правило

3-й урок – 3 правило

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то