Теория по обществознанию. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по обществознанию. С чего начать? Егэ обществознание подготовка

Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2019 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?

Хотите упорядочить свою подготовку к ЕГЭ, сделать ее максимально продуктивной? Тогда Вы должны взять за основу кодификатор ЕГЭ. «Действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете», считал знаменитый итальянский писатель А. Мандзони. Это мнение как никогда применимо к подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2019 года.

На дворе май месяц. До ЕГЭ по обществознанию всего один месяц. Как готовиться к экзамену в последний момент? Надо помнить, как поет Земфира, что «… все важные моменты пролетают с особенно высокой скоростью…».

«Эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» — считал Нильс Бор. Предлагаем ошибок не делать, а с рекомендациями экспертов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию ознакомиться!

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Любые достаточно сильные стрессы, позитивные или негативные, равно способны искалечить наш рассудок и даровать нам идеи и способности, которые мы не можем обрести никаким иным способом. Эту мысль популярного современного писателя Чака Паланика считаю как никогда актуальной при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Итак, как использовать стресс на ЕГЭ в свою пользу?

Всегда полезно посмотреть на то испытание, которое нам предстоит пройти, глазами оценивающих его результат. Например, футболисту — глазами арбитра, ну а нам — глазами экспертов ЕГЭ. Ознакомимся с рекомендациями составителей КИМов ЕГЭ 2015 по обществознанию!

Вы, конечно, уже знаете о потрясающем падении баллов на ЕГЭ по обществознанию в 2014 году. «Предупрежден — вооружен!». Поразмышляем о принципах оценивания ЕГЭ в 2015 году, заявленных ФИПИ в ключевых документах будущего экзамена — демоверсии и спецификаторе.

Каждая кампания ЕГЭ начинается с публикации основополагающих государственных документов по ЕГЭ по каждому предмету — демоверсии, кодификатора и спецификатора. Рассмотрим изменения, произошедшие в демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2015.

Вы знаете что часть С даст Вам почти половину баллов на ЕГЭ по обществознанию? На ЕГЭ Вы будете считать каждый балл, поэтому, какими бы сложными не были письменные задания, их надо решать. Попробуем обозначить основные рекомендации экспертов ЕГЭ по части С?

Вы применяете текст Конституции РФ 1993 года для решения обществоведческих задач и при подготовке к ЕГЭ? Для Вашего удобства мы размещаем его в наших материалах для подготовки к ЕГЭ.

Вы не знаете, как строить сложный план на ЕГЭ по обществознанию? Вы сомневаетесь в правильности своих планов задания 35 демоверсии ЕГЭ 2015? Конечно, ведь оно считается одним из самых сложных, требует конкретики, знания теории и четких формулировок.

Предварительная работа до старта обучения

Как и почему вы добьетесь высокого результата?

Если вы сейчас учитесь в 10 или 11 классе, то наверняка у вас возникает вопрос: почему за 32 занятия на курсах вы сможете получить более 80 баллов ЕГЭ, если это не удалось сделать в школе за 3 года (за более чем 150 часов изучения предмета)?

Все дело в том, что результат по предмету в большей степени зависит от желания учиться и выполнять домашние задания. Несмотря на то, что все про это знают, никто не работает над желанием учиться, в частности над мотивацией к выполнению домашнего задания.

Мы проводим предварительные мероприятия для школьников 8-11 классов, чтобы задать серьезный настрой и сформировать позитивное отношение к учебе.

Определение начального уровня в формате экзамена

Невозможно двигаться куда-то, не определив начальное положение. От итога на входном тестировании зависит предстоящий объем работ.

Постановка цели на учебный год. Мы не готовим к ЕГЭ, мы готовим к ЕГЭ на определенный балл. Это означает, что план и интенсивность подготовки зависит от ваших целей. Нагрузка в случае, если цель — 70 баллов, сильно отличается от нагрузки в случае, когда цель — 90 баллов.

Мы создали лучший видео-курс подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Работа над распределением времени.

Самая большая ошибка учеников заключается в том, что они неправильно распределяют свое рабочее время, отдых, просмотр соц. сетей или ютуба. Безусловно, мы не будем требовать отказаться от привычных вещей, например, соц. сетей. Мы просто расскажем, как правильно их использовать, чтобы не уставать, чтобы оставались силы и время на учебу, как не лениться и не откладывать все на потом.

Работа над концентрацией.

Есть несколько очень простых способов намного эффективнее учиться или работать, которыми мы поделимся с учениками. Например, один из них — «метод помидора», суть которого в том, что ученик занимается одной задачей и не отвлекается на другие дела ни при каких условиях в течение 25 минут. Это несложно, но приносит большие результаты.

Никаких лекций и максимальный упор на результат в баллах!

У нашего центра есть 8 ключевых правил, которые позволяют делать уроки намного эффективнее даже индивидуальных занятий.

Распределение учеников на группы по уровню знаний

Разбиение на группы по уровню начальной подготовки делает занятия такими же эффективными, как индивидуальные уроки с репетитором. Без такого распределения занятия в группах могут быть иметь низкую эффективность. Для того, чтобы добиться высоких показателей в баллах, мы обычно разделяем школьников на 3 категории:

Группы начального уровня (<35 баллов ЕГЭ)

В таких группах сначала изучаются темы 5-9 классов для формирования базы знаний. Только после этого начинается целенаправленная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Цель – 65+ баллов

Группы среднего уровня (35-65 баллов ЕГЭ)

Основная задача преподавателя - выявить слабые места ученика. После этого нужно повторить теорию предыдущих классов. Только после этого можно приступать к подробному разбору части 1 и 2 заданий ЕГЭ или ОГЭ. Цель – 85+ баллов

Группы сильного уровня (65+ баллов ЕГЭ)

В группах этого уровня ученики хорошо знают материал школьной программы, поэтому большая часть времени уделяется разбору сложных задач и части 2. Цель– 95+ баллов

Цель курса

Что самое важное при подготовке учеников на курсах? На этот вопрос можно услышать много различных ответов:
— Занятия должны быть интересными
— Все темы должны быть пройдены
— Уроки должны нравиться ученикам
— Материал должен быть рассказан просто и понятно

Все эти ответы, строго говоря, неверные, так как важно по итогу только одно – результат на ближайшем экзамене. Мы можем добиться максимально высокого результата, используя один из перечисленных выше пунктов или все сразу – неважно. Главное, чтобы мы выбрали самый короткий путь. Баллы на экзамене для нас превыше всего. Поэтому программа, формат общения, методическое сопровождение — все направлено исключительно на результат. Только так удается делать прорыв в 40-50 баллов.

Цель урока

Но невозможно подготовиться к такому экзамену за один рывок. Мы проходим определенную тему на занятии, но результат урока выражается только в умении решать конкретные задания из экзамена. То есть каждый урок вы научитесь решать определенные задачи из ЕГЭ. Цель урока записывается в правом верхнем углу доски. Это позволяет всем ученикам знать, чему они научатся по итогу занятия.


При работе по данной схеме прогресс будет заметен после каждого урока!

Работа над темой до тех пор, пока все ученики не научатся решать задание без ошибок.

Наверное, самая грубая ошибка многих репетиторов и курсов – идти по программе и не обращать особого внимания на успеваемость группы или конкретного ученика. Но данная схема проигрышная, ведь если ученик теоретически может потерять баллы в теме, то он их потеряет. Нет задачи пройти всю программу! Есть задача получить максимальный балл. Примером в пользу этого рассуждения служит школа. В школе проходятся все темы, но могут ли ученики даже профильного класса решить любую задачу из ЕГЭ? А не могут только из-за пробелов в знаниях и неумения решать задачи определенного формата. Это пропуски мы и будем полностью закрывать.

Принцип высоких ожиданий в отношении учеников начального уровня.

Всегда самыми сложными были ученики, которым по какой-то причине не удается быстро прогрессировать в предмете. Идея работы с такими школьниками в том, чтобы добиваться ПОЛНОСТЬЮ правильных ответов, в том числе и на сложные вопросы, требующие развернутого рассуждения. В любом случае, мы всегда добиваемся на 100% верного ответа безо всяких поблажек и скидок на слабый уровень владения предметом.

Никаких лекций! Формат постоянного общения, вопросов или рассуждений.

Если преподаватель читает лекцию, то очень легко отвлечься на свои проблемы и дела. Наш принцип работы подразумевает общение с учениками. В случае, если тема новая, то это:
— Либо серия простых вопросов к каждому ученику на знание программы школьного курса.
— Либо просьба повторять за преподавателем только что пройденный материал.
Для пройденной темы используется вопрос-ответ в случайном порядке всех учеников группы. Случайный порядок не дает возможности угадать, кто будет следующим, поэтому вся группа сосредоточена и готова отвечать на вопросы.

Смена темпа урока каждые 15 минут

Школьникам очень тяжело концентрироваться долго над одной задачей. Поэтому каждые 15 минут меняется формат занятия (темп урока). Пример урока:
— Приветствие, обсуждение общих тем (за 5 минут до урока)
— Обсуждение предыдущего ДЗ
— Вопросы по ДЗ
— Тест в начале урока формата ЕСТ (Единая система тестирований) на проверку знаний по предыдущим темам
— Обсуждение теста
— Обсуждение цели урока, заданий ЕГЭ по текущей теме
— Прохождение новой темы в формате вопросов и обсуждений
— Выполнение заданий по новой теме в письменной форме
— Выполнение заданий в устной форме
— Креативная часть урока на усмотрение учителя (10 минут)
— Закрепление новой темы
— Тест на проверку цели урока
— Новое домашнее задание

Программа курса учитывает все изменения в ЕГЭ 2020 года и одобрена департаментом образования.

Ежегодное обновление программы курса

Мы корректируем программу согласно проекту ФИПИ в августе и официальным изменениям в демо-варианте в ЕГЭ и ОГЭ для 2019 года в сентябре.

Программа курса одобрена департаментом образования

Блок практики после каждой пройденной подтемы в формате экзамена

Тема считается пройденной не когда ученики ее «знают» или могут рассказать, а когда решают все задания из экзамена на данную тему. Только после успешного решения ВСЕМИ учениками данного блока задач из ЕГЭ группа переходит к новой теме. Так за курс решаются все задачи из экзамена.

Объемные домашние задания

Самый сильный рычаг, позволяющий сделать сверхрезультат, – домашнее задание, выполненное на 100%. В классе проходится вся необходимая теория и прорешиваются номера из экзамена. На дом дается материал для закрепления. Средний объем д/з – 30-40 заданий из первой части ЕГЭ. Выполнение задания занимает 2-3 часа. Когда ученик полностью выполняет все 40 задач без ошибок, материал считается пройденным. Если ученик не выполнил это, то мы делаем вывод, что возможны ошибки на экзамене. Задача преподавателей центра Годограф – добиваться полного выполнения д/з. В этом случае прорыв будет быстрым и гарантированным.

Циклическое повторение материала в течение всего курса

Никто не может точно посчитать, сколько баллов теряют ученики из-за того, что просто не помнят, как выполнять то или иное задание. Система циклических повторений заключается в том, что каждое четвертое занятие проводится тест на повторение давно пройденного материала. В апреле и мае мы на каждом уроке уделяем время повторению. Таким образом мы постепенно наращиваем скорость выполнения работы и тренируем умение не ошибаться в заданиях.

Работа над формальными моментами экзамена

Мы учим не только предмету, но и тому, как этот предмет сдавать: какие уловки есть в вопросах, как нужно читать задания, как проверять ответы, как заполнять бланки и т.д.

Мы благодарны за то, что вы внимательно изучаете наш сайт, поэтому хотим сделать вам подарок:
— Как не потерять баллы на ЕГЭ
— Как не потерять баллы на ОГЭ
Просто скачайте документы.


Обществознание – предмет, где требуется знание в области экономики, философии, политики. Подготовиться самостоятельно реально за 2-3 месяца. Главное грамотно распределять время и решать тесты.

Первая часть КИМа по обществознанию в 2020 году – ученику необходимо ответить на 20 вопросов. Ответ должен быть кратким. Могут оказаться правильными 2-3 варианта ответа. В этой работе нужно уметь анализировать таблицы, диаграммы, схемы, искать нужную информацию, систематизировать знания.

Во второй части необходимо дать развернутый ответ. Здесь нужно отвечать на условия конкретной задачи. Важно уметь работать с текстом, формулировать мнение и приводить аргументы. При ответе на вопрос нужно составить развернутый план.

В работе с эссе требуется выбрать одну из пяти тем. Темами являются высказывания деятелей науки, культуры, политики. Каждая тема соотносится с блоком наук курса. Школьник может раскрыть ее в контексте одной науки или нескольких. Здесь важно изучать теоретические положения, формулировать доводы, давать конкретные примеры.

  1. Правильно распределить время для подготовки.
  2. Прежде чем давать ответ до конца прочитывать задание.
  3. Учить основные термины, определения.
  4. Решать КИМы и выявлять места, где возникают сложности.
  5. Сначала выполнить простые задание, затем переходить к тем, где возникают сложности.
  6. Для подготовки использовать схемы, таблицы, пособия, учебники.
  7. Внимательно изучать диаграммы, таблицы, информационные блоки и только потом переходить к выполнению заданий.
  8. Во второй части отвечать на вопросы четко. Проверять формулировки.
  9. В эссе использовать знания курса и доказывать точку зрения.
  10. Лучше начать подготовку пораньше, так как в последний момент в голове все будет путаться, а это скажется на низких баллах.

Ни один учебник полностью не раскроет все вопросы курса. Желательно изучать 2-3 учебника.

Хорошо сдать экзамен поможет начитанность, память, умение грамотно излагать свои мысли. При правильном подходе можно подготовиться за два-три месяца.

Какие ошибки возникают на экзамене?

В заданиях с развернутым ответом нужно написать 2 примера функций, принципов из текста. Ученики переписывают в бланк кусок текста вместо того чтобы кратко ответить на вопрос. Проверяющий не будет искать нужные фразы и баллы не будут засчитаны. Нужно писать структурировано и ставить нумерацию.

В задании, где нужно назвать вид и привести примеры, так же нужно отвечать лаконично , чтобы проверяющие понимали к чему что относиться.

Школьники используют материалы с уже готовыми вариантами планов, однако энциклопедические знания не требуется. Никаких дополнительных баллов заучивание идеальных эссе не принесет.

Невозможно знать назубок тот или иной материал. Главное в процессе подготовки ознакомиться с теорией и научиться приводить аргументы своей позиции . При составлении развернутого ответа нужно показать, как ученик понял мысль, обосновать ее и привести пример. Чтобы с легкостью справляться с написанием ЕГЭ нужно потренироваться в этом не меньше десяти раз.

Часто ошибки совершаются по невнимательности. Там где нужно написать одно слово школьники пишут предложения. При выполнении КИМов важно внимательно читать задание и выполнять то, что требуется. Дополнительная работа не принесет дополнительных баллов на егэ.

Готовиться нужно только по учебникам новых изданий, так как информация устаревает. При ответе на вопросы нужно пользоваться простым языком и не писать заумные фразы. Выпускник может потерять балл, если он сосредоточен на построении сложного предложения, а не правильного. Термины нужно использоваться там, где это необходимо.

Что использовать для подготовки?

  1. Советуем подобрать несколько учебников , например учебник «Фоксфорда» и Боголюбовой. В данных пособиях есть вся теория, которая потребуется на экзамене.
  2. Демоверсии . Планы можно писать по кодификаторам на сайте ФИПИ. Они очень схожи с тем, что будет на экзамене. Все задания из демоверсии требуется прорешать. Для расширения словарного запаса нужно читать, например новости политики и экономики. Если встречаются незнакомые термины нужно найти их значение в толковом словаре.
  3. Самая сложная тема для учеников – политика. Этому разделу нужно уделить больше времени. Можно составить таблицу, нарисовать схему, придумать ассоциацию, чтобы лучше запомнить информации.
  4. На занятиях нужно внимательно слушать преподавателя , прочитывать весь материал с карандашом в руке. Лучше задавать вопросы и не запоминать точь-в-точь готовые ответы.

При выполнении заданий не нужно перескакивать. Некоторые вопросы могут показаться знакомыми, однако дочитывать их все равно нужно. Полезно изучать материал, а затем обсуждать его в классе или с ребятами. В процессе ознакомления должно возникать много вопросов и не нужно стесняться спрашивать.

Непонятные термины лучше сразу смотреть в толковом словаре. Письменные ответы оформлять четко, писать обычным языком и не использоваться заумных фраз.

Прежде чем давать ответы еще раз обдумать, вернуться к вопросу, понять, по какой структуре формулировать информацию. Если какие данные не запоминаются придумать ассоциацию.

Опубликованы новые проекты ЕГЭ 2017 года по всем предметам, уже видны новые контуры экзамена 2017. Новое — повторение старого, или нас опять ожидают серьезные изменения? Каким будет ЕГЭ по обществознанию 2017? Мнение эксперта ЕГЭ читаем далее!

Как прошло ЕГЭ 2016 по обществознанию?

Для начала — в штатном режиме! Без скандалов и происшествий, так сказать… Вот мнение о ЕГЭ 2016, например, бывшего министра образования и науки РФ Ливанова:

«Экзамен прошел на высоком организационном и технологическом уровне. Этому способствовали новые технологии, которые используются при проведении экзамена, и повышение ответственности и дисциплинированности организаторов и участников экзамена», – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

Итак, основное о прошедшем ЕГЭ 2016 по обществознанию:


Уроки ЕГЭ 2016 по обществознанию

«В целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с итогами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, о том, что экзаменационные задания по уровню сложности аналогичны прошлым годам. Мы видим небольшой рост высокобалльников и уменьшение тех, кто не преодолел минимальные баллы», – это мнение руководителя Рособрнадзора Кравцова.

Прежде всего, отметим, что экзамен уже третий год проходит действительно честно, утечек материалов экзамена в сеть нет. Для широкой аудитории доступен только один вариант ЕГЭ 2016 года, который по итогам проведения досрочной волны экзамена был опубликован ФИПИ по каждому предмету.

В Европейской части страны ФИПИ «применил» против выпускников 2016 года 4 варианта письменной один из них, как явствует из отзывов сдававших, коллег, экспертов, был откровенно «завальным». Остальные решаемы. Вот с нашим разбором. И к которому также прилагается реальная работа выпускника в письменной части.

Условия экзамена на ЕГЭ 2017 будут ужесточаться. Уже в этом году исчезла в привычном нам виде тестовая часть, теперь это что, конечно, усложняет задачу «попасть» в ответ, что раньше было часто делом случая.

С 2013 года мы наблюдаем стабильное падение среднего балла по России на ЕГЭ по обществознанию:

2013 год — 56,23

2014 год — 55,4

2015 год — 53,3

В этом году, как отметили выше, скорее всего, еще хуже. Могу привести точную актуальную статистику с этим годом по

2014 год — 57,9

2015 год — 60

2016 год — 57,1

И здесь мы видим существенное падение.

Вообще, почти 20% не сдавших, это очень много, это каждый пятый сдававший. Возникает вопрос, почему так происходит? Кто виноват?

Объективно:

  1. Школа не готовит выпускника к ЕГЭ по необязательным предметам, учителя стараются отстраниться и не нести ответственности за его результат.
  2. На уровне федерального министерства и старый министр Ливанов сказал, что «…школу нельзя оценивать по результатам ЕГЭ», и новый Васильева, что «… учителя не должны на уроке в старших классах готовить детей к экзамену». Линия изменилась.
  3. Получается, что результат на ЕГЭ, например, по обществознанию — личное дело каждого выпускника и его родителей.
  4. Фактическая ответственность репетитора — той «палочке-выручалочке», на которую остается надеяться выпускнику, как все понимают, минимальна. Работает он, как правило, без договора, и никакой (по крайней мере юридической) ответственности перед родителями, если что, не несет.

Вот и мнение нового министра образования и науки Л. Васильевой о ЕГЭ.

Субъективно:


Каким будет ЕГЭ 2017?

Согласно уже утвержденному проекту расписания, ЕГЭ 2017 года по обществознанию пройдет в «досрочной волне» 24 марта, а в основном режиме — 5 июня 2017 года. Причем, в этот день пройдет лишь один экзамен, значит, резервный день будет практически не задействован.

Роль экзамена, как основного для поступления на гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, конечно, не изменится.

Вот как ее видит руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лискова:

То есть, экзамен продолжает позиционироваться, как основополагающий, проверяющий фактическую выпускника 2017 года.

Уже в этом году каждый вариант в тестовой содержал вопрос на знание и, конечно, эта тенденция продолжится. Здесь наблюдалось очень много ошибок со стороны выпускников 2016 года.

Относительно конкретной структуры заданий КИМов, по сравнению осталась без изменений часть 2, и небольшое изменение в части 1, связанное с исключением очень спорного и субъективного для составления и проверки

Вот пример этого спорного задания из реального варианта ЕГЭ 2015:

Время на написание экзамена осталось прежним — максимальным в 3 часа 55 минут (235 минут).

Как готовиться к ЕГЭ 2017 по обществознанию?

Прежде всего, выбрав собственную индивидуальную траекторию подготовки. Взяв за основу — перечень проверяемых тем (он, кстати, по сравнению с 2016 годом не изменился). Выбрав, совместно с учителем, репетитором, основное пособие для подготовки, решать тесты и регулярно проверяя свои знания.

Например, мы приглашаем всех выпускников участвовать в занятиях в группе сайта

Я сдавала общество 3 года назад, и готовилась тогда не 3 дня, а почти год. Зато сейчас, в универе, часто готовлюсь к абсолютно новым предметам и за 1 день:) Так что чем-то помогу. Из вашего вопроса я не поняла, знаете ли вы что-то, или вообще впервые видите предмет. Представим, что 2 вариант:)

Попробуйте распланировать ваши 3 дня.

День 1. Возьмите хороший справочник для ЕГЭ, типа Баранова (считался самым полным и кратким, значит, самым полезным в 2013), пролистайте, поймите, что включает в себя предмет. Если читаете быстро, то читайте все, 400 страниц за день с перерывами одолеете. Если медленно, лучше читать выборочно, те темы, которые совсем не знаете, где жизненный опыт не поможет. Относитесь спокойно, читайте вдумчиво, но не сильно зацикливайтесь.

День 2. Берите КИМы и методички по решению части С. Вникните в правила оформления заданий. На ЕГЭ это важно, проверять вас будут четко по критериям, не забирайте у себя драгоценные баллы попросту потому, что с ними не знакомы (на апелляции не отсудите баллы за такие ошибки). Посмотрите, как правильно заполнять бланки, за что конкретно будут ставить баллы в части С. Как разберетесь, переходите к самим заданиям. Желательно найти где-то пару полностью решенных КИМов (в 2013 это можно было сделать на РешуЕГЭ) и просмотреть, как верно выполнять задания. Разумеется, сначала вы пробуете решить самостоятельно, а затем сразу смотрите в ответ и фиксируете ошибки.

Сразу хочу заметить, что в тестах это не сильно поможет: там либо знаете, либо пытаетесь угадать. Но вот для части С это даст вам кое-какую подготовку. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не отказывайтесь решать часть С! Общество - тот предмет, на котором это можно и нужно делать. Как уже было сказано, о многих вещах вы знаете хотя бы в силу жизненного опыта, а письменная часть дает вам шанс раскрыться, это не тест с одним правильным ответом, и тут вы можете получить баллы, даже не обладая суперскими знаниями о предмете. Особенно это касается эссе, за которое в мое время давали целых 5 первичных баллов (!). Не забудьте прочитать пару примеров удачных эссе, запомните клише (для экзамена это то, что нужно, оригинальничать лучше потом, проверяющие могут не понять).

День 3. Сильно перенапрягаться не стоит. Если есть силы, потратите пару часов и пройдитесь по самым спорным местам, повторите то, что уж совсем не получилось. А если покажется, что такого слишком много, то лучше расслабиться, отдохнуть и набраться сил перед экзаменом. Сделайте все, чтобы выспаться перед ним, не позволяйте бессоннице вас мучить:)

Удачи! У вас все получится! Подготовиться за 3 дня совершенно реально, главное - верьте в себя:)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то