Кодификатор по биологии егэ онлайн

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект

Часть 1

Задание 1. Наследственная изменчивость бывает мутационной и комбинативной. Ответ: Комбинативная

Задание 2. Цитогенетический метод исследования – анализ, с помощью которого можно установить имеющиеся изменения в хромосомном аппарате. Проще говоря, это то, что мы сможем увидеть под микроскопом. 1, 2, 5 мы не сможем определить этим методом. Остаются только 3 и 4. Ответ: 3 и 4

Задание 3. В соматической клетке – 2n, в половой – n. 56/2=28 Ответ: 28

ИЛИ 50–18=32 Ответ: 32%

Задание 4. Перед нами явно растительная клетка (большая вакуоль, платиды и клеточная стенка). Нам нужно выписать 2 “выпадающих”, значит 1 не подходит, потому что они показаны на картинке, 3 не подходит так, как это растительнаяклетка, она способна к фотосинтезу, 5 тоже не подходит, потому что это присуще всем клеткам. 2 нам подходит, так, как это присуще только животной клетке и 4 также подходит, так, как из-за толстой клеточной стенке фагоцитоз быть не может. Ответ: 24

ИЛИ 1,4 и 5 относятся к молекуле ДНК. 2 – информационная РНК, 3 – рибосомальная РНК. Ответ: 2,3

Задание 5. Бескислородное расщепление, протекает в цитоплазме клетки. Он называется также анаэробным дыханием (гликолиз) или брожением. Термин «брожение» обычно применяют к процессам, протекающим в клетках растений или микроорганизмов. На этом этапе продолжается дальнейшее расщепление веществ при участии ферментов. Например, в мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты. В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ и за счет энергии, выделившейся в результате их расщепления, образуются молекулы АТФ.

У дрожжевых грибов молекула глюкозы в бескислородных условиях расщепляется на этиловый спирт и диоксид углерода. Этот процесс называется спиртовым брожением.

У других микроорганизмов процесс гликолиза завершается образованием ацетона, уксусной кислоты и др. Во всех случаях распад одной молекулы глюкозы сопровождается образованием двух молекул АТФ. При бескислородном расщеплении глюкозы до образования молочной кислоты 40% выделяемой энергии сохраняется в молекуле АТФ, а остальная энергия рассеивается в виде теплоты.

Третий этап энергетического обмена называется аэробным дыханием, или кислородным расщеплением. Этот этап энергетического обмена также ускоряется с помощью ферментов. Вещества, образовавшиеся в клетке на предыдущих этапах, при участии кислорода распадаются на конечные продукты СО2 и Н2О. В процессе кислородного дыхания выделяется большое количество энергии, которая накапливается в молекулах АТФ. При расщеплении двух молекул молочной кислоты при доступе кислорода образуются 36 молекул АТФ. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание. Все живые организмы по способу получения энергии делятся на две большие группы: автотрофные и гетеротрофные.

Ответ: 12121

Задание 6.

А а
А АА Аа
а Аа аа

Расщепление по фенотипу 3:1. Ответ: 31

Задание 7.

Гонада — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.

Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток, в результате которого образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.

Овогенез — развитие женской половой клетки - яйцеклетки (яйца).

1, 3, 4 относятся к половому размоноожению. 2,5 относятся к бесполому. Ответ: 25

Задание 8.

Наследственная изменчивость Насле́дственная изме́нчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства.

Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется.

Ответ: 11212

1 – эктодерма — наружный зародышевый листок эмбриона на ранних стадиях развития.

Эктодерма формирует нервную систему (у позвоночных: спинной мозг, периферические нервы и головной мозг), зубную эмаль и эпидермис (кожный эпителий). Также он образует органы чувств, эпителий переднего и заднего отделов пищеварительной системы.

2 – мезодерма — или мезобласт средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных). Располагается между эктодермой и энтодермой.

Из мезодермы впоследствии формируются хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.

Ответ: 12221

Задание 9.

1 – млекопитающие

3 – пресмыкающие

4 – млекопитающие

5 – пресмыкающие

6 – млекопитающие

1 – микроскопический

4 – аэробный

5 – болезнетворный организм

Задание 10.

Корни подавляющего большинства растений выполняют шесть основных функций:

  1. Корни удерживают растение в определённом положении. Эта функция очевидна для наземных растений, особенно значима она для крупных деревьев с большой массой ветвей и листьев. У многих водных растений закрепление на дне позволяет выгодно распределить в пространстве листья. У плавающих растений, например у ряски, корни не позволяют растению переворачиваться.
  2. Корни осуществляют почвенное питание растения, поглощая из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, и проведение веществ к побегу (рис. 1).
  3. У некоторых растений в главном корне осуществляется хранение запасных питательных веществ, таких как крахмал и другие углеводы.
  4. В корнях происходит образование определённых веществ, нужных организму растения. Так, в корнях осуществляется восстановление нитратов до нитритов, синтез некоторых аминокислот и алкалоидов.
  5. Корни могут осуществлять симбиоз с грибами и микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки представителей семейства Бобовые).
  6. С помощью корней может осуществляться вегетативное размножение (например, корневыми отпрысками). Корневыми отпрысками размножаются такие растения, как одуванчик, слива, малина, сирень.

Основные функции листа:

  • фотосинтез;
  • дыхание;
  • транспирация.

Ответ: 112212

Задание 11.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаковые

Род Мятлик

Вид Мятлик луговой

Ответ: 534621

Задание 12.

Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.).

Симпатическая система отвечает за работу организма во время стресса.

1 и 2 на рисунке совпадают, 3 на рисунке вообще не показан, 4 указывает на молоточек, 5 показывает наковальню, 6 тоже совпадает.

Задание 13.

Эпителиальная – образует наружный покров кожи, состоит из тесно прилегающих клеток.

Соединительная – выполняет функцию опоры и питания, вырабатывает антитела.

Нервная – обладает проводимостью, образует серое вещество спинного мозга.

Ответ: 321213

Задание 14.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи: на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла (ротовая полость) → на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков (желудок) → рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров (двенадцатиперстная кишка) → вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь (тонкий кишечник) → ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды (толстый кишечник).

Ответ: 32541

Задание 15.

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки - 6 предложение.

Поведенческий - поведение, особенно в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) - 1 и 3 предложение.

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки.(4) У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5) На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки.

Задание 16.

Методы изучения эволюции - это доказательства эволюции живой природы. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ский метод: остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров; фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди. Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский метод: ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са; мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка; ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка.

Ответ: 21122

Задание 17.

Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса (может быть указан любой биогеоценоз) опре­де­ля­ет­ся: боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем; раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми; за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.

Задание 18.

Абио­ти­че­ский (факторы неживой природы): по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха; из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем. Био­ти­че­ский (факторы живой природы): из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии; вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае; кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу.

Ответ: 11222

Задание 19.

Эво­лю­ци­он­ные про­цес­сы на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке:

об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде → по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни → воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за → фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на → выход ор­га­низ­мов на сушу.

Ответ: 4, 5, 2, 3, 1

Задание 20.

Изображен «промышленный меланизм бабочек»

тип при­спо­соб­ле­ния: 6) мас­ки­ров­ка;

форма есте­ствен­но­го от­бо­ра: 4) дви­жу­щая

на­прав­ле­ние эво­лю­ции: 1) идио­адап­та­ция

А – митохондрия

В – биосинтез белка

Задание 21.

1) Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке, поз­во­ля­ю­щее со­хра­нить чис­лен­ность сквор­цов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц — 80% это 4 птенца)

3) Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем эф­фек­тив­нее за­бо­та о потом­стве.

Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы.

4) в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °С по­вы­ша­ет­ся.

5) умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °С в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

5 предложение не совсем корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий

Данное животное: 2) кон­су­мен­т II по­ряд­ка (т.к. в рационе только животные); 4) по­лу­вод­ное жи­вот­ное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии)

Не верные предложения: 1) все­яд­ное жи­вот­ное (нет растений в рационе); 3) про­из­во­ди­те­лям ор­га­ни­че­ских ве­ществ; 5) оби­та­те­ль тунд­ры (в тундре не водятся амфибии и рептилии).

Задание 22.

Перед нами два рисунка – А и Б. На рисунке А изображен эритроцит в изотоническом растворе (концентрация соли в эритроците и в плазме одинакова). На рисунке Б изображен эритроцит в гипертоническом растворе (концентрация соли в растворе выше, чем в эритроците). Эритроцит на рисунке Б сморщился, так, как концентрация соли в растворе более 0,9% и вода перешла из эритроцита в раствор.

  1. Метод хроматографии (метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами - неподвижной (твёрдая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент)).
  2. Вещества будут по разному оседать проходят через слой сорбента и так мы сможем разделить хлорофилл а и хлорофилл b.

А_______________В___________________С

Между А и В 5%

Между В и С 6%

Между А и С 11%

Процент кроссинговера называется морганида.

Задание 23

1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки;

3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму

  1. Мезозойская, Юрский
  2. Переходила от пресмыкающихся к птицам
  3. Крылья, перьевой покров, наличие цевки – птицы; челюсти с зубами, наличие лап с когтями, длинный хвост из позвонков – пресмыкающиеся.

Задание 24.

1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;

2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;

3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Задание 25.

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев.

Задание 26.

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ;

2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ;

3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется.

Задание 27.

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: ЦГААГГУГАЦААУГУ;

2) нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АЦУ;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ТРЕ, которую будет переносить данная тРНК

Задание 28.

1) ге­но­ти­пы родителей: отец - Х а Y, мать - Х А Х А (или Х А Х а); при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;

2) дочь (1) - Х А Х а – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от отца; её сын (7) - Х а Y, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от матери; дочь (6) - Х А Х а или Х А Х А;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6: если её ге­но­тип Х А Х а, то 25% (только мальчики); если её ге­но­тип Х А Х А, то 0%.

После тематических заданий по биологии приступай к практике. Так как для демонстрации высокого уровня знаний необходимо уверенно работать со схемами, таблицами и графиками. Объяснять биологические процессы при помощи графической информации.

Первым делом скачай демонстрационный вариант ФИПИ , который является образцом и дает представление о структуре и форме сложности будущих заданий на ЕГЭ.

На основе новой демоверсии разработано 10 тренировочных вариантов, зарегистрируйся и отслеживай уровень знаний в личном кабинете.

Выявляй, анализируй ошибки и тренируйся снова. Твой успех – постоянное решение вариантов во время подготовки!

Тест ЕГЭ по биологии 2020 включает 28 заданий.

  • Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом (последовательность цифр, число, слово или словосочетание)
  • Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом (дать полный ответ: объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

Вариант тематически сгруппирован.

  1. Первая часть содержит 21 задачу, которые группируются по содержательным блокам, представленным в :
    • На множественный выбор;
    • На установление соответствий;
    • На установление последовательности процессов или явлений;
    • Задачи по цитологии и генетике;
    • На дополнение рисунков;
    • Анализ схемы или таблицы.
  2. Вторая часть содержит 7 задач. Для успешного решения которых от ученика требуется досконально владеть понятийным аппаратом и грамотно оперировать биологическими терминами.

Короткий анализ условий некоторых заданий

Задачи из блока первого билета:

  • – представлен биологический фрагмент, требующий установления связей между понятиями;
  • – посчитать количество хромосом и установить количество клеток, образовавшихся при различных процессах;
  • – найти в тексте примеры, соответствующие понятиям;
  • – на проверку знаний видовых свойств – из теста выбрать критерии, соответствующие виду.

Оценивание тестов по биологии ЕГЭ

За первую часть билета максимально – 38 баллов .
За решение задач второй части - 20 баллов .

Полученные баллы за правильно выполненные задания, суммируются.

Перевод баллов в оценки

  • 0-35 баллов - 2,
  • 36-54 баллов - 3,
  • 55-71 баллов - 4,
  • 72 и выше баллов - 5;

Для поступления на бюджетное место в престижном вузе необходимо набрать более 84 баллов.

Решай! Дерзай! Стремись к лучшему!

Выпускные экзамены не за горами. Пора приступать к интенсивной подготовке. В том числе, тем, кто определился с ЕГЭ по выбору. Довольно многие в нынешнем году, как и в прошлые, выберут для этой роди биологию. Вот мы сейчас и поговорим о том, что ждет выпускников в ЕГЭ по биологии в 2018 году.

Актуальность дисциплины

Кто, скорее всего, предпочтет ЕГЭ по биологии в 2018 году? В первую очередь, те ученики, для которых желанными являются такие специальности как биолог или биотехнолог, эколог, биофизик, зоолог, палеонтолог, ветеринар.

Обязательной дисциплина считается и для тех, кто мечтает о профессии врача, собирается штурмовать медицинские вузы. Необходимо крепкое знание биологии и высокий экзаменационный балл по предмету также для будущих психологов, психоаналитиков, психотерапевтов, дефектологов. Еще одно профильное направление: вузы и факультеты спортивной направленности.

Даты проведения ЕГЭ по биологии в 2018 году

Как и обычно, выпускникам 2017-2018 учебного года предстоит сдавать Единый госэкзамен по биологии, в котором запрограммированы три этапа.

На предварительный, что ожидается 4 апреля 2018, могут прийти выпускники предыдущих лет или нынешние школьники, документально подтвердившие, что не смогут уложиться в основные даты ЕГЭ. Предусмотрен и резерв - 11 апреля.

Для тех, у кого случится форс-мажор, что помешает прийти на экзамен в обычное время, оставлен вариант дополнительного шанса. На этот ЕГЭ смогут в сентябре прийти ученики, которые докажут, что пропустили основной этап по уважительной причине.

Как справились с предметом выпускники прошлых лет?

Выбирают данный предмет для ЕГЭ порядка 7% от всех выпускников . К тому же, за прошлые несколько лет их число сократилось: с 129 тысяч в 2016 году до 112 тысяч в 2017-м.

Есть и другая тревожная цифра: последний экзамен по биологии, в 2017 году, не сдали 18% школьников. Примерно столько же их было годом ранее, даже чуть больше: на 0,3%.

Основная группа выпускников сдала этот экзамен на «троечку, набрав в среднем 53,2-53,8 итоговых балла.

Ожидаются ли нововведения в ЕГЭ по биологии в 2018 году?

Ждать ли выпускникам нынешнего года и будущим абитуриентам значительных изменений в ЕГЭ по биологии в 2018 году? Вряд ли. Если и будут корректировки, то минимальные и несущественные. Поскольку в 2017 году КИМы по данному предмету были серьезно доработаны.

Из них исчезли вопросы тестового формата, где достаточно было выбрать, даже наугад, один вариант ответа из тех, что предусмотрены в КИМах.

Количество вопросов уменьшилось, и намного: стало 28 против прежних 40 . Освоить эти задания надо за 210 минут. Приблизительная «раскадровка» такова: оптимально затратить ориентировочно по 5 минут на каждый из вопросов первого раздела и по 10-20 минут на каждое задание блока 2.

Новые требования появились к заданиям первого блока, тут включены новые типы заданий, для выполнения которых нужны специфические умения: навыки работы с таблицами и различными графическими схемами, в том числе, с диаграммами и графиками. Также приветствуется способность производить как анализ, так и синтез имеющейся информации.

Содержание экзаменационных КИМов

На этом испытании от выпускника требуется показать, как усвоен материал по развитию и строению растений, грибов, лишайников, животных. Основы строения и жизнедеятельности человека также будут представлены вопросами билетов. От учащихся ждут также знания основ теории эволюции, понимания общебиологических закономерностей, глубоко представления о строении и функциях клеток и пр. Важным разделом знаний по предмету являются темы, связанные с биосферой, экологией планеты.

Блок №1. Максимум баллов, которые в силах набрать 11-классник, - 39. Здесь 21 задание на выбор ответов и умение производить сравнительный анализ, решение задачек по генетике и основам цитологии, тут же будет и аналитическая работа с таблицами и рисунками. Действовать требуется оперативно, а ответы нужны предельно краткие.

Во втором блоке выполнение заданий требует ответы объемные, полные. Зато за эти 7 заданий можно получить 20 баллов. Итого получаем 59 первичных баллов, в переводе на окончательный результат они составят 100 баллов. А для удовлетворительного результата нужен минимум в 36 баллов.

Оптимальная подготовка к ЕГЭ по биологии в 2018 году

Наука это непростая, требует внимательности и понимания, а не просто механического заучивания. Поэтому подготовка нужна методичная, постоянная, а не от раза к разу, и не аврально накануне экзамена.

В базовую подготовку входит изучение терминологии, без ее знания сложно ориентироваться в биологии именно как науке. Чтобы облегчить запоминание, применяйте прием визуализации, то есть, подкрепляйте теорию иллюстративным материалом, ищите снимки, графики, схемы, что станут основой для ассоциативной работы памяти.

Задавайте вопросы педагогу и одноклассникам, которые хорошо разбираются в теме. Прорабатывайте тесты прошлых лет, а также новые демо-версии экзамена. Настраивайтесь на положительный результат!

Баллы и оценки ЕГЭ по биологии в 2018 году

В привычную школьную систему баллы ЕГЭ переводятся следующим образом:

  • «двойка», неудовлетворительный результат, соответствует 0-35 баллам;
  • «тройку» заработали экзаменуемые, набравшие 36-54 балла;
  • «четверка» – так можно перевести сумму баллов в диапазоне от 55 до 71;
  • «отлично», пятерочный итог становится достоянием школьников при экзаменационном результате в 72 и более баллов.

Минимум, что требуется для успешной, хоть и удовлетворительной, сдачи экзамена, - 36 баллов . При этом для поступления далеко не на престижные профессии, и не на бюджет, нужно хотя бы иметь сертификат с 50 баллами. Высококлассные вузы предъявляют куда более высокие требования: на бюджетную форму обучения примут лишь тех, чей багаж ЕГЭ по биологии составляет 84 балла и более.

Как будет организован ЕГЭ по биологии в 2018 году?

Все подсобные материалы, которые потребуются для работы с КИМами, будут предоставлены организаторами экзамена, с собой ничего из справочной или иллюстративной литературы приносить нельзя.

Вне закона также телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Если кто-то надеется на шпаргалки или подсказки мудрого соседа, то не забывайте: и комиссия экзаменаторов весьма бдительна, да все 100% аудиторий, в которых будет проходить ЕГЭ по биологии в 2018 году, обещают оснастить системами онлайн наблюдения.

К тому же, продолжается работа по предотвращению утечек информации. В том числе, все больше школ выбирают формат, когда билеты экзамена распечатывается на месте, и исключаются случайности и преднамеренные махинацуии при доставке, перевозке КИМов. Считается, что уже в 2019 году на новый алгоритм распечатывания билетов переведут все школы, экзаменационные классы будут оснащены соответствующим оборудованием.

ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.


Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.

На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.

Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.

  • В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
  • Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.

Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.

В чем сложность экзамена по биологии?

  • Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
  • Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
  • Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.

Как эффективно подготовиться к экзамену?

  • Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
  • Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
  • Самообразование: читайте справочники,

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2018 года по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.

В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 задании и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:

7 - с множественным выбором с рисунком или без него;
6 - на установление соответствия с рисунком или без него;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 - на дополнение недостающей информации в схеме;
1 - на дополнение недостающей информации в таблице;
1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1-21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное
восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то