Отождествление с другими людьми. Отождествление Отождествление себя с другим человеком

Самоотождествление - процесс, когда человек себя, свое Я отождествляет с кем-то или чем-то.

После процесса самоотождествления, говоря о себе, о своем Я, человек в реальности говорит о том, с чем он себя отождествил.

Для обыденного сознания Я (мое, свое, сам) - то, с чем себя отождествляет (кем или чем себя видит, чувствует, ощущает) человек. При более внимательном анализе понятно, что это не само Я, а то, с чем Я себя отождествило.

Отождествление себя может быть разное. В нашей культуре Я отождествляют чаще с Душой и Телом, если я чувствую, переживаю - это мое истинное Я. В культуре Японии, например, по разным источникам Я - скорее Ум.

Быть самим собой

Есть люди, живущие прошлым, и есть люди, живущие будущим. Для человека, живущего прошлым, "быть самим собой" - это быть тем, кем он привычным образом был раньше. То есть стремление оставаться в зоне комфорта. Для человека, живущего будущим, «быть самим собой» - это быть тем, кто откликается на вызов будущего, кто идет навстречу реализации замысла о себе. См.

Тренировка разнообразия самоотождествлений

В считается полезным тренировать отождествление себя с вечностью и бесконечностью. Смотри

Отождествление – это уподобление себя объектам внешней и внутренней среды, благодаря чему формируется самоидентификация , как . Чтобы в этом разобраться, давайте попробуем ответить на вопрос: каким образом происходит отождествление?

Человек не всегда понимает, что в нем является ложным, а что истинным, где он сам, а где уподобление чему-либо (отождествление). Человек принимает решения, которым не способен следовать, потому что его «я» не целостно, и, по сути, представляет собой нагромождение иллюзорных образов и ложных личностей, которые часто противоречат одна другой.

Мы отождествляем себя с тем, что воспринимаем, и чем дольше восприятие объекта, тем сильней отождествление с ним. По этой причине большая часть людей считают себя телами, т.к. восприятие тела происходит практически все время бодрствования сознания.

На уровне обыденных поверхностных мыслей человек отождествляет себя также с прической, макияжем, одеждой, машиной и т.п., не подозревая о том, что его истинное «я» не имеет со всем этим ничего общего. Доходит до того, что человеку порой сложно надеть новую , или поменять прическу, потому что это равносильно потере психической опоры его самоощущения, чувства «я». Иными словами, просто немного поменяв имидж, человек и сам начинает меняться только потому, что отождествляется со своей внешностью. Ваш облик – это не вы, а всего лишь «объект» отождествления (самоидентификации) .

Здесь я хотел бы привести наглядный пример, связанный с одной из лучших техник устранения ложных отождествлений. Во время практики вы наблюдаете заранее выбранный объект. По мере созерцания, сознание все больше «сливается» с объектом, вплоть до полного переноса внимания на этот объект и отождествления с ним. В йоге это состояние называют «самадхи». При таком отождествлении с объектом созерцания, происходит растождествление со всем остальным, включая тело, чувства и мысли. Фактически человек в это время перестает ощущать себя человеком, и ощущает себя как чистое бытие, в котором случаются объекты реальности.

Это шок для обывателя и, например, буддийские монахи подготавливаются годами к таким состояниям, начиная с простых упражнений, заканчивая многомесячными ритритами, в которых монах проводит в созерцании по 8-12 часов в день. Такая практика очищает сознание, все мысли и эмоции доходят до начальных импульсов. Но пока есть объект (на который медитируешь), от отождествления не уйти. Поэтому выбор медитации для серьезных практиков также имеет немалое значение. .

Когда выходишь за пределы мира форм как такового, достигая растождествления с любыми объектами реальности, приходишь к абсолютному субъекту, наблюдателю, воспринимающему, вечному зрителю жизни, («пуруша» в философии йоги, «атман» в философии «адвайты»), и переживаешь – «ощущение» бытия без каких либо дополнительных окрасок за пределами отождествления.

Существование в системе проходит механически, поэтому жизнь устраивает нам всевозможные потрясения, нарушая наш привычный взгляд на мир, чтобы мы отцепились от привычных отождествлений. Жизнь пробуждает в нас нового уровня, как бы встряхивает все отождествления, чтобы мы обрели самоидентификацию на новом более тонком . Чем сильней человек отождествлен с объектами, тем более мощное необходимо потрясение, чтобы от них отцепиться. Можно воспринимать это как метафору. На деле мы очевидным образом сами страдаем от собственных слабостей и слепых пятен восприятия.

И как вывод – чем больше осознанности, тем меньше неприятностей . Можно назвать это мудростью, когда человек движется без кнута за спиной, самостоятельно, совершая сознательные шаги, устраняя ложные отождествления. Можно вспомнить слова святых о том, что страдание – милость. Если пробуждаешь себя самостоятельно, реальность «пинает» не так сильно, а в некоторых случаях полного приятия жизни, и понимания, пробуждение проходит гладко и естественно.

Мир неизмеримо шире, богаче и удивительней того, что мы можем себе представить. Спектр восприятия ограничен только нашим системообразующим «деланием» обусловленной модели мира в нашем сознании. Все отождествления – искусственны.

Может возникнуть закономерный вопрос: много ли в нас от нас самих? В каком-то смысле – ничего! Все, что мы ощущаем, любая форма – это отождествление. В ином смысле, «я» – это всегда «я», и все, чем наше «я» истинно является всегда с нами. Стоит лишь протереть пыль ложных личностей с зеркала сознания, и мы увидим собственное отражение. Разделение происходящего на внутренний и внешний мир – условно. Истинное «я» – это не объект, это – ощущение жизни, в которой происходят объекты, формы и переживания.

Часто человек не осознает, что в нем есть истинное «Я», а что перенято от окружающих людей. Отождествление личности — психологический процесс присвоения субъектом чужих свойств, атрибутов, качеств, иными словами, срастание собственного «Я» с другим человеком.

Значение слова «отождествлять» – признавать абсолютно одинаковыми, однородными, совпадающими по всем признакам. Этот процесс протекает абсолютно бессознательно, личность не чувствует, что поглощает чуждые объекты, которые со временем становятся ее неотъемлемой частью.

Отождествление – это совсем не безобидное явление, оно способно не только внушить нам ложные идеалы, но и трансформироваться в своего рода одержимость целью. Например, отождествляя себя с мелкими проблемами, задачами, человек находится в состоянии, называемом «за деревом леса не видит», забывает об истинном своем предназначении. Примеряя на себя образы известных людей, личность настолько сживается с вещами, прической, макияжем, одеждой, что любая перемена внешности будет вызывать дискомфорт или чувство неловкости.

Как происходит этот процесс

Отождествление происходит постепенно, в несколько этапов: сначала новорожденный ребенок учится слышать собственное имя, ассоциировать его с телом. Подрастая, он часто говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет кушать». Затем малыш узнает волшебное слово «я» и связывает его со своим именем. Это первый этап отождествления себя как мыслящей, испытывающей эмоции по отношению к окружающим ее предметам и явлениям личности.

На следующих этапах отождествления ребенок взрослеет, он осознает наличие у себя таких особенностей, как пол, возраст, расовая принадлежность. Далее происходит отождествление себя с матерью, отцом, родственниками, друзьями, накапливается опыт общения. Восприятие себя становится более сложным, к внутреннему «Я» прирастают накопленные переживания.

Голова взрослого человека всегда наполнена нескончаемым потоком мыслей, они часто повторяются, могут быть абсолютно бессмысленными, но вызывают эмоции: «А что было бы, если бы…» Результатом такого эмоционального хаоса становятся перепады настроения, плохое самочувствие, потеря интереса к жизни, контакта с истинным «Я». С точки зрения буддизма, у человека есть два разума:

  • Обезьяний – суетливый, бесконечно что-то обдумывает, не сосредоточен на конкретных проблемах или делах, никогда не спит. Он преобладает у людей с низким уровнем осознанности, создает у них ощущение бессмысленности, непоследовательности жизни.
  • Воловий – последовательный, обстоятельный, нацеленный на решение конкретных проблем реального мира. Люди с преобладанием этого ума осознанны, спокойны и уравновешенны, полны энергии и истинного энтузиазма.

На последнем этапе происходит отождествление обезьяньего ума с Эго, человек теряет связь со своим внутренним пространством. В результате он не только забывает себя, но и полностью погружается в мир подобия другим людям, вещам и явлениям.

Истинное «Я» иногда пробивается к нам во снах о детстве и странных вещах, название которых мы никак не можем вспомнить.

Какие виды подобия существуют

Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.

Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное . Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.

Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.

Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.

Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.

Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.

Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.

Как стать самим собой

В сущности, отождествление себя с успешными и довольными жизнью людьми похвально, однако надо помнить, что у каждого своя дорога. Погоня за материальными благами, ежедневная суета и борьба за место под солнцем не дадут вам душевного спокойствия и умиротворенности.

Осознавшие ценность жизни идут дорогой духовного поиска, однако наше «Я» панически боится пробудиться и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Поиск себя может превратиться в бесконечную погоню за тающим в ночи призраком, в работу по пробуждению внутреннего «Я» без пробуждения этого «Я».

Психологи разработали несколько методик, избавляющих от отождествления. Одна из них предлагает отказаться от прошлого опыта и выйти за рамки комфорта с помощью достижения состояния «постороннего наблюдателя». Это своего рода медитативное состояние, достигаемое за счет размеренного, глубокого дыхания и концентрации мыслей на ощущениях тела.

Отождествлённый человек начинает осознавать свое состояние и выстраивает связь между истинным «Я» и бесконечностью бытия. Постепенно сознание очищается от хаоса и отождествления, наступает просветление, означающее достижение внутренней гармонии, ощущение себя «здесь и сейчас».

Буддистские практики предлагают погружение в состояние созерцания, смысл которого заключается в концентрации внимания на одном заранее выбранном предмете. В ходе медитации человек полностью сливается с наблюдаемым объектом, разотождествляясь со всем остальным окружающим его миром. Он теряет ощущение себя как человека и обретает чувство чистого бытия. Методика позволяет полностью очистить сознание, довести мысли до самого простого уровня.

В йоге используется методика, направленная на освобождение от отождествления и достижение состояния «самадхи». Медитирующий человек отстраняется от суеты и входит в состояние нирваны – ощущая бытие без эмоционального окраса за пределами отождествления. Постепенно приходит ощущение себя как вечного зрителя, спокойно наблюдающего за миром и людьми.

Большую часть времени мы живем автоматически, по схеме «дом – работа – дом», поэтому жизнь иногда нам устраивает встряски. Чем сильнее отождествлен человек, тем большее потрясение ему нужно испытать, чтобы оторваться от привычных отождествлений. Жизнь заставляет нас идти вперед и работать над осознанием себя, духовно расти и развиваться. Автор: Наталья Иванова

Отождествление

Нем.: Identifizierung. - Франц.: identification. - Англ.: identification, - Исп.: identificaciфn. - Итал.: identilicazione. - Португ.: identfficaзаo.

Психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя - целиком или частично - по его образу. Построение и обособление личности осуществляется посредством (само)отождествлений.

1) Понятие (само)отождествления принадлежит как обыденному, так и философскому языку, и потому было бы полезно прежде всего уточнить его смысл и место в психоаналитическом словаре.

Существительное «отождествление» может быть понято двояким образом: либо в переходном смысле, как в глаголе «отождествлять», либо в возвратном смысле, как в глаголе «самоотождествляться». Это различие учтено в определениях данного понятия в словаре Лаланда:

А) «Отождествление, т. е. установление тождества либо путем учета признаков (например, „опознание преступника“), либо путем определения сущности, а значит и принадлежности предмета определенному классу /…/, либо путем сопоставления одной группы фактов с другими /…/».

Б) «Действие (само)отождествления одного индивида с другим или двух индивидов друг с другом (в мыслях или на деле, целиком или с ограничениями)» (1). «

Фрейд использует оба эти значения. Отождествление как процесс, при котором частичное подобие превращается в полную замену одного образа другим, характеризует, с точки зрения Фрейда, работу сновидения (2а). Это и есть смысл А по Лаланду, хотя отождествление в данном случае не имеет узкопознавательного значения: это активный процесс замены частичного тождества или скрытого сходства полным тождеством.

В психоанализе, однако, это понятие прежде всего означает «(само)отождествление с чем-то».

2) Отождествление во втором смысле, т. в. (само)отожцествление, подразумевается в целом ряде общераспространенных психологических понятий, таких, как подражание, вчувствование (Einfьhlung), симпатия, психологическая заразительность, и пр.

Ради ясности предлагалось вычленить в зависимости от направленности процесса, гетеропатическое (Шелер), или центростремительное (Валлон), отождествление, при котором субъект отождествляет себя с другим человеком, и идеопатическое, или центробежное, отождествление, при котором субъект отождествляет другого человека с собой. Наконец, в тех случаях, когда проявляются обе эти тенденции, возникает более сложная форма отождествления, которой обычно приписывают особую роль в образовании инстанции «мы».

Со временем понятие (само)отождествления заняло в работах Фрейда ведущее положение: оно стало обозначать не один из психологических механизмов наряду с другими, но сам процесс образования человеческой субъективности. Этот процесс был связан поначалу с выходом на первый план Эдипова комплекса и всех его упорядочивающих последствий, а позже с теоретическими реконструкциями во второй теории психического аппарата, где различные инстанции, отделившиеся от Оно, выступают во всем своем своеобразии как следствия ряда отождествлений.

Однако Фрейд говорил о (само)отождествлении уже в самый ранний период, преимущественно в связи с истерическими симптомами. Факты, связанные с подражанием, с психической заразительностью, были известны издавна, однако Фрейд сделал шаг вперед, объясняя эти явления существованием общего для всех людей бессознательного: «…(само)отождествление - это не просто подражание, но присвоение, основанное на очевидном единстве происхождения; оно выражает сходство явлений через их общность на уровне бессознательного» (2Ь). Эта общность проявляется на уровне фантазмов; так, пациентка, страдающая агорафобией, бессознательно отождествляет себя с «уличной девкой», причем симптом проявляется в защите от такого (само)отождествления и выражаемого им сексуального желания (За). Наконец, Фрейд уже очень рано подметил возможность сосуществования в одном субъекте различных (само)отождествлений: "… сам факт (само)отождес-твления, пожалуй, предоставляет нам возможность понять буквально это выражение - множественное воплощение психических личностей" (Зb).

Впоследствии ряд теоретических нововведений позволил уточнить понятие (само)отождествления.

1) В 1912-1915 гг. («Тотем и табу» /Totem und Tabu/, «Скорбь и меланхолия» /Trauer und Melancholie/) появилось само понятие орального поглощения. Фрейд показал прежде всего роль орального поглощения при меланхолии, когда субъект (само)отождествляется с утраченным объектом, возвращаясь в своем развитии к более ранним объектным отношениям, характерным для оральной стадии (см.: Инкорпорация; Каннибалический).

2) Было выявлено также понятие нарциссизма*. В работе «К введению в нарциссизм» (Zur Einfьhrung des Narzissmus, 1914) Фрейд говорил о диалектике взаимосвязей между нарциссическим выбором объекта* (объект выбирается по собственному образу и подобию) и (само)отождествлением (субъект или какая-то из его инстанций строится по образу объектов, формировавшихся на более ранних стадиях - родителей, близких и т.д.).

3) Воздействия Эдипова комплекса* на внутреннюю структуру субъекта бьии описаны в терминах (само)отождествления: нагрузки родительских персонажей устраняются и заменяются (само)отож-дествлениями (4).

В обобщенном описании Эдипова комплекса Фрейд показал, что эти (само)отождествления образуют сложную структуру, поскольку отец и мать выступают одновременно и как объекты любви, и как объекты соперничества. Возможно, впрочем, что амбивалентное отношение к объекту характерно для любого (само)отождествления.

4) Вторая теория психического аппарата обогатила понятие (само)отождествления и одновременно привела к возрастанию его роли. Отныне различные личностные инстанции описываются уже не как самостоятельные системы, в которых хранятся образы, воспоминания, психические «содержания», но как совокупности разнородных остатков прежних объектных отношений.

Такое развитие понятия (само)отождествления не привело ни самого Фрейда, ни психоаналитический подход в целом к систематизации различных способов (само)отождествления. По сути, Фрейд и сам был недоволен своей трактовкой этой проблемы (5а). Наиболее развернуто она излагается в главе VII "Психологии масс и анализа Я" (Massenpsychologie und Ich-Analyse, 1921). В этой работе Фрейд вычленил три способа (само)отождествления:

б) регрессивная замена прежнего выбора объекта;

в) даже если другой человек не несет сексуальной нагрузки, субъект все равно может с ним (само)отождествляться, если у них есть нечто общее (например, желание быть любимым): в результате такого смещения происходит (само)отождествление по какому-нибудь другому признаку (истерическое (само)отождествление).

В ряде случаев, считал Фрейд, (само)отождествление относится не к объекту в целом, а к «одному-единственному признаку» этого объекта (6).

Наконец, изучение гипноза, любовной страсти и психологии масс приводит к противопоставлению (само)отождествления, связанного со становлением или обогащением личности, тому процессу, при котором та или иная инстанция личности замещается объектом (например, при подмене Идеал-Я членов единого сообщества образом вождя). В подобных случаях именно такая «подмена» становится условием взаимоотождествления индивидов. Здесь мы воочию видим весь порядок различий между центростремительным, центробежным и взаимным (само)отождествлением, о которых речь шла выше.

Понятие (само)отождествления следует отличать от таких близких понятий, как «инкорпорация (поглощение)»*, «интроекция»*, «интериоризация»*.

Инкорпорация и интроекция - это прообразы (само)отождес-твления или по крайней мере некоторых его разновидностей: психический процесс переживается и символизируется при этом в качестве телесного процесса (внутрь-себя-приятие, поглощение, сохранение в организме и пр.).

Разграничить (само)отождествление и интериоризацию сложнее, поскольку картина меняется в зависимости от теоретического осмысления того, чему уподобляется субъект. Различие подходов связано с тем, что (само)отождествление подразумевает объекты: людей ("уподобление моего Я чужому Я) (5b) или же какие-то их качества, частичные объекты, тогда как интериоризация выступает как межсубъектное отношение. Остается выяснить, какой из этих двух процессов первичен. Заметим, что (само)отождествление субъекта А с субъектом В обычно бывает не полным, но лишь частичным: (само)отождествляюсь с моим начальником не целиком, но лишь отчасти - в связи с той его чертой, которая важна в моем садомазохистском отношении к нему. Однако (само)отождествление навсегда сохраняет признаки изначальных прообразов: инкорпорация относится к вещам, отношение воплощается в объекте; объект, на который было направлено агрессивное отношение ребенка, становится в конечном счете «плохим» объектом, который подлежит поглощению. При этом вся совокупность (само)отождествлений субъекта складывается в связную систему отношений. Например, такая (личностная) инстанция, как Сверх-Я, обнаруживает различные, разнородные, конфликтные требования, а Идеал-Я складывается в результате (само)отождествлений с различными культурными идеалами, которые не всегда согласованы друг с другом.


Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа . Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "отождествление" в других словарях:

    отождествление - См … Словарь синонимов

    отождествление - ОТОЖДЕСТВИТЬ, влю, вишь; ждествлённый (ён, ена) и ОТОЖЕСТВИТЬ, влю, вишь; жествлённый (ён, ена); сов., кого что. Признать тождественным. О. одно явление с другим. О. разные понятия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    отождествление - идентификация — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы идентификация EN identificationID … Справочник технического переводчика

    отождествление - atpažinimas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. identification vok. Identifikation, f; Identifizierung, f rus. идентификация, f; отождествление, n; распознавание, n pranc. identification, f … Fizikos terminų žodynas

    Отождествление - ср. 1. процесс действия по гл. отождествить, отождествлять, отождествиться, отождествляться 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    отождествление - отождествление, отождествления, отождествления, отождествлений, отождествлению, отождествлениям, отождествление, отождествления, отождествлением, отождествлениями, отождествлении, отождествлениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов

    отождествление - отождествл ение, я и отожествл ение, я … Русский орфографический словарь

    отождествление - отождествле/ние и отожествле/ние (2 с), Пр. об отождествле/нии и об отожествле/нии … Орфографический словарь русского языка

    отождествление - Syn: идентификация, опознавание, распознавание, определение, опознание … Тезаурус русской деловой лексики

    отождествление - я; ср. к Отождествить отождествлять и Отождествиться отождествляться … Энциклопедический словарь

Книги

  • Отождествление и его роль в художественном творчестве , Коган Яков Моисеевич , Публикуемая книга посвящена широкому теоретическому и прикладному исследованию значения механизмов идентификации в жизни и творческой деятельности. Впервые онавышла в Одессе в 1926 г. в серии… Серия: Издатель:
Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога Жуковец Руслан

Отождествление с желаниями

Отождествление с желаниями

Людям нравится отождествляться. Нередко многие отождествляют себя с героями книг и фильмов, стараясь поступать так же, как они, и подражая им. Пример не самый глубокий, но зато очень наглядный. Здесь происходит отождествление с полученными из внешних источников представлениями. Оно сопровождается стремлением стать таким же, как некий вымышленный персонаж.

С желаниями человек отождествляется с особым удовольствием.

Что есть желание? Это двигатель жизни, это сила, наполняющая нас энергией, награждающая мотивацией к действию и дающая смысл жизни. Желания формируются автоматически, вне нашей воли, поскольку они и являются ее основой. Источников, из которых ум получает пищу для формирования желаний, всего два. Первый – это нужды и потребности, которых у каждого из нас, прямо скажем, немало. Второй – идеи, которыми обусловлен человек. Из этих двух поистине неиссякаемых источников и рождаются все наши желания.

Вот что интересно – люди отождествляются с телом, с эмоциями, с разными своими чувствами, но именно отождествление с желаниями делает их личностями. Здесь практически всегда работает правило: скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты. Хочешь, чтобы «Зенит» был чемпионом? Ты, несомненно, болельщик. Хочешь попасть в рай – значит, верующий. Хочешь стать просветленным? Да, видимо, несладко тебе живется…

Отождествление с желаниями всегда ясное и очевидное даже для того, кто отождествлен. Такого не скажешь об идеях, поскольку слияние с ними настолько сильно, что человек зачастую даже не осознает, под влиянием какой идеи находится. Желание, как правило, заслоняет порождающую его идею, за исключением тех прекрасных случаев, когда идея призвана обосновать поведение тех или иных членов общества, например, избиения инородцев националистами.

В силу этих причин отождествление с желаниями помогает человеку оставаться деятельным в любое время дня и ночи. Уберите их – и что останется? Набор никак не проявляющих себя идей? Ну и потребности, конечно. Идеи, не выражающие себя в желаниях, не могут существовать в уме. Исключите желание, и идея становится безразличной для вас, то есть перестает входить в базовую программу обусловленности. Существует масса идей, с которыми мы знакомы, но поскольку они не подкреплены желаниями, они нам совершенно не интересны. А если уж кто-то пересмотрел свои приоритеты и увидел нелепость какой-нибудь идеи, засевшей в уме, она перестает работать сразу, и вместе с ней исчезают соответствующие желания.

Другими словами, для людей их желания и есть они сами . Существует некое бессознательное уравнивание с ними своего «Я». И поэтому так трудно разотождествляться с тем, что считаешь самим собой, – это все равно, что резать по живому. Для большинства, по сути, ситуация выглядит так – нет желаний, значит, нет меня. Она верна, если предположить, что ум – это последний и наивысший из доступных нам уровней бытия. И пока отождествление с желаниями будет главным состоянием человека, их утрата будет равнозначна смерти. Поэтому этот вопрос столь значим в правильном понимании того, как следует начинать духовный поиск.

Для успеха в духовном поиске по-настоящему важны две вещи. Это, в первую очередь, намерение найти. Причем огромную роль играет формулировка цели: что именно хочет найти потенциальный искатель. От того, как обозначена цель, зависит практически все – выбор методов, учебной литературы и наставника… И, в конечном счете, зависит сам результат.

Второй важный момент заключается в силе желания .

Иногда людям кажется, что они очень сильно хотят продвинуться на духовном пути, и они убеждают себя и окружающих, что кроме этого им ничего не нужно. Чаще всего такие заявления глубоко ошибочны. Надо понять – желание достигнуть своей цели должно быть сильнее всех прочих. И желание духовной реализации тесно связано с потребностью в реализации вообще. Удовлетворить ее можно и в обычном мире, не обязательно становиться духовным человеком. Но есть один важный момент, сильно влияющий на достижение искателем своей цели, – пока у вас остается надежда на возможность реализации в этом мире, ваш духовный поиск не будет тотальным. Надежда на то, что и этот мир даст вам насыщение и удовлетворенность – есть проявление подавленных и нереализованных желаний, которые и будут оттягивать на себя все ваше внимание и энергию при каждом удобном случае. Тогда, отождествляясь с желанием просветления, вы будете стремиться к духовности, а потом, когда проявятся мирские желания, сделаетесь типичным обывателем. Благодаря слиянию с наиболее сильным в данный момент желанием, вы как бы меняете собственную суть, и поэтому разрываете цепочку усилий, совершенных для достижения то духовных, то мирских целей. Лучше всего как-то определиться, чтобы не сидеть на двух стульях, испытывая неудобство и не достигая никакого удовлетворения вообще.

Понятно, что если желания служат основой для самоидентификации, то сложно стремиться к избавлению от них. Это даже противоестественно. Поэтому многие начинают пытаться избавиться от ума. Желания вроде бы уходят вместе с умом, как же иначе? Взамен остается что-то нереально неземное, но очень хорошее. Примерно так ситуацию описывают многие «достигшие». Это состояние называют просветлением, и оно крайне привлекает людей, измученных своими нереализованными желаниями, потому что в нем, как они надеются, никаких страданий из-за того, что все время чего-то хочется, не будет. Именно поэтому к духовному поиску тянется столько откровенных неудачников или людей с очевидными психическими проблемами. А все оттого, что слияние с нереализуемыми желаниями приносит одно только горе.

Отождествление с желаниями создает ощущение наличия у человека живого, энергичного «я». Оно может действовать; оно, благодаря эмоциям, которые всегда сопровождают желания, может чувствовать себя существующим . Эго без желаний мертво и становится набором прописных истин и банальных идей. Именно желания и отождествление человеческого сознания с ними дает эго необходимую для проявления силу.

Тому, кто собирается пойти путем духовного поиска, важно понять, как работает принцип слияния с желаниями, чтобы научиться быть неотождествленным. И одинаково отстраненно воспринимать как мирские, так и духовные стремления, осознавая свое «Я» не подчиненным ни нуждам, ни идеям, ни возникшим из них желаниям.

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ Мы рассмотрели многие из аспектов отождествления в главах одиннадцатой и двенадцатой, и здесь нам нужно коснуться лишь функции отождествления как защитного механизма.Если я скажу вам, что в некоторых нацистских концентрационных лагерях охранники были

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Отождествление с агрессором С психологической точки зрения, проблема состоит не в том, что отец обладает властью и пользуется ею. Когда существует власть, устанавливающая четкие и разумные границы, ребенок чувствует себя уверенно и безопасно. Но эта потребность ребенка

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 1. Как работать с желаниями Я всегда любила повторять фразу: «Если вы очень хотите полететь в космос или покорить вершину Джомолунгмы, у вас есть хотя бы минимальный шанс это сделать, но если вы этого не хотите, у вас нет абсолютно никаких шансов это сделать».Поэтому

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Последствия злоупотребления желаниями-заменителями 1. Здоровье. Неудовлетворенность жизнью, какой бы счастливой эта жизнь ни казалась со стороны, приводит к ослаблению самочувствия. Человек начинает ходить по врачам, усиленно лечиться, но болезнь прогрессирует. И

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Отождествление с Афродитой Глубокое отождествление с Афродитой часто проявляется в личности женщины экстравертностью, страстью к жизни и элементом пылкости. Она любит мужчин и притягивает их к себе своей привлекательностью и интересом к ним. Ее внимательность

Из книги Удовольствие от жизни non-stop. Ты в восторге от себя! автора Рыжова Татьяна Леонтьевна

Мир, наполненный желаниями Мы редко до конца понимаем, чего мы в действительности хотим. Франсуа де Ларошфуко Вы хотите Богатства, Любви и Счастья, чтобы не было лишних тревог и ваша жизнь наполнялась только положительными переживаниями? Это настолько близко от вас, что

Из книги Мозг против лишнего веса автора Амен Дэниел

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Определяемся с желаниями Порой девушка, страстно желающая познакомиться с мужчиной, легко получает желаемое. С ней постоянно знакомятся. Но все время не те мужчины! Такое, как правило, происходит с теми женщинами, которые сами не знают, с каким мужчиной хотят

Из книги Как развить уверенность в себе за 7 дней: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 27 Самостоятельно стройте свою жизнь в соответствии со своими желаниями и убеждениями Самостоятельность в построении собственной судьбы – категория сложная и не всегда объективно определяемая. Обратившись к любому взрослому человеку с вопросом, думает ли он,

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Глава 7 Определяемся с желаниями Мешок желания не имеет дна. Японская поговорка Теперь, когда мы определились со стратегией движения к желанному результату, выбрали себе подходящую жизненную позицию и освоили принципы МФС, неплохо было бы перейти к практическим

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

б. Отождествление с животными Три вида ИСС связаны с животными: атосимволические трансформации в животных, отождествление с животными и филогенетические воспоминания, при этом каждое наделено своими специфическими чертами. Субъекты, встретившиеся со всеми тремя

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

в. Отождествление с растениями Примеры таких переживаний встречаются гораздо реже, чем отождествление с животными. Субъект может ощутить себя как вызванное к жизни семя, лист в процессе фотосинтеза, корень, тянущийся в поисках воды и пищи. В других случаях он может

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

4. Упражняйтесь в осознанности, чтобы эффективно бороться с импульсами и желаниями Осознанность подразумевает медитацию, наблюдение за чувствами без вынесения определенного суждения. Мы должны вести себя как сторонние наблюдатели, подмечая характер и силу своих эмоций

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Важно делиться своими мыслями и желаниями с окружающими Как только у тебя появится ясность в отношении работы мечты, узнай, есть ли подходящая вакансия у нынешнего работодателя. Если да, попытайся понять, существует ли возможность для маневра внутри компании?Можно,

Из книги автора

Что делать с желаниями Желания редко исчезают сами. Большинство из них, раз появившись, сопровождают людей до самой смерти. Взрослея, мы вырастаем из детских и подростковых мечтаний, но бывает, что нереализованное в детстве преследует нас всю жизнь. Например, многие люди

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то