Правописание корней егэ. Правописание корней

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.
Задание 8 ЕГЭ Чередующиеся гласные в корне

! Повторяем теорию.

1. Если за корнями

бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , ч ет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать следует суффикс А ,

пиши в корне и : убирать , блистать , нет суффикса а, пиши е: берёт , блестеть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться

Если в слове есть суффикс а , пиши в корне а : касаться, касание,

    нет суффикса а , пиши о : коснуться , прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать

Если в словах с корнями -мок- // -мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши
а: макать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять

Если в словах с корнями -ровн- // -равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки ,
«равенство», пиши
а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л. Если корни -гар- // -гор- , -твар- // -твор- , -клан- // -клон- без ударения,

пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть , под ударением, пиши, как слышишь:

зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь . Исключение: при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар-//-зор- без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.
Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- // -плов- без ударения, пиши а: поплаво´к ,
под ударением пиши, как слышишь:
пла´вать , пла´вание , заплы´в .
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение ,

слагаемое - сложение , скакать - выскочка

Если в корне согласные: с, пиши о : росла ; ст или щ , то а : расти , выращенный ;

    ж , пиши о : предложение ; г , то а : слагаемое ; ч , пиши о : выскочка ; к , то а : скакалка .

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый ) и их производные: росточек, ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. Не путай: производные от глаголов скакать и глаголов на основу - скочи( ть): 1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать 2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить Примеры: проскакать на коне - проскочить мимо.

Список корней для запоминания:

1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

Чередующиеся гласные в корне слова

Корни, зависящие от суффикса А

Корни, зависящие от согласного

Корни, зависящие от ударения

Корни, зависящие от смысла

Бир-бер

Пир-пер

Дир-дер

Тир-тер

Мир-мер

Блист-блест

Стил-стил

Чит-чет

Им

Ин

Кас-кос

Лаг-лож

ИСКЛ! Сочетание, сочетать

Раст-ращ-рос

Скак-скоч

ИСКЛ! Росток, Ростислав, Рост ов , ростовщик, отрасль;

скачок, скачу

Гор, клон, твор

НО

Зар, плав

ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь

Мак – макать, опускать в жидкость,

МОК – мокрый, пропитанный жидкостью,

РАВН – равный одинаковый

РОВН – ровный, гладкий

ИСКЛ! равнина

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

Если в слове

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

Исключение:
при´ гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар- //-зор-

без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

Исключение: зорева´ ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- //-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о : росла ,
    ст или щ , то а : расти , выращенный ,
  • ж , пиши о : предложение ,
    г , то а : слагаемое ,
  • ч , пиши о : выскочка ,
    к , то а : скакалка .

Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

Безударные гласные в корне слов могут быть проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. В этой статье рассмотрим корни с чередующимися гласными, эти корни надо запомнить.

А. Гласная в корне зависит от наличия/отсутствия суффикса -а-:

  1. Корни бер/бир, блест/блист, дер/дир, жег/жиг, мер/мир, пер/пир, стел/стил, тер/тир, чет/чит.

§ 1. В этих корнях пишем букву И, если за корнем стоит суффикс –а -: стереть – сти ра ю, запереть – запи ра ю

Рис. Леонида Мельника

Для того чтобы запомнить по одному слову с каждым из этих корней, представьте себе, что вы перенеслись лет на 200 назад и оказались в роли дежурного по классу. Вам прочли наставления (см. рисунок, начиная со стоящего на первом плане стола и далее по часовой стрелке): На стол свежую скатерть постел ить.
Стекла должны блест еть.
С доски стер еть (см. рис.).
Лампу не зажиг ать.
Дверь не запир ать.
Не то выбер у лозу
И выдер у как сидорову козу.
«Сейчас я со смеху помру (помер – помираю)», – подумал я и проснулся. . Чет/чит: вычитать – вычет Примечание. Корень мер/мир в значении умир ать, замир ать, а не мир ить. Исключение: сочетать Конечно, многие корни из названных выше имеют большие гнезда, но запоминание хотя бы одного слова из гнезда существенно упростит задачу узнавания остальных слов.

2. Чередование -А-(-Я-) / -ИМ-(-ИН-)

§ 2. В словах с чередованием -а-(-я-) / -им-(-ин-) перед суффиксом -а- пишется им-, -ин-:

сжа ть – сжи мать (-жа — жима), сня ть – сни м ать (-ня — нима), смя ть — сми нать (-мя — мина), нача ть — начи нать (-ча — чина).

3. Корни ЛАГ/ЛОЖ, КАС/КОС

§ 3 . В этих корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-.

Из-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное . Из-лож -ение , при-лож -ение . Кас -а-ться , кас -а-тельная . При-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

Пояснения к картинке-подсказке. Ложка и кость перечеркивают суффикс «а». Конечно, в словах ЛОЖКА и КОСТЬ корни другие. Эти слова только для напоминания корней лож-, кос- по первым буквам.

Исключение: полог.

Б. Гласная в корне зависит от значения слова или буквы в конце корня, или ударения.

1. Корни МАК/МОК, РАВН/РОВН, РАСТ, РАЩ, РОС.

§ Корень мак- пишется в значении «погружать в жидкость»: макать сухарь Корень мок- (мочь-) пишется в значении «пропускать жидкость» : промокнуть под дождем . Корни легче запомнить, если составить фразы со словами, в которых есть эти корни. Мак ай в воду и промок нет.

§ Корень равн- пишется в значении «равный, одинаковый». Корень ровн- пишется в значении «ровный, прямой, гладкий».

Права равн ые. Дороги ровн ые. Исключения : равнина, ровесник,равняйся,поровну, уровень.

§ В корнях раст-, ращ- буква а пишется перед буквами ст, щ. В корне рос- пишется буква о.

Раст ения сращ ены*. Водорос ли в воде Исключения: отрасль, росток, ростовщик.

  • Опыты Мичурина, например, сращены лимон и груша.

2. Корни ЗАР/ЗОР, ГАР/ГОР, КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР

§ В неясных случаях (при отсутствии ударения) следует писать: а) букву «А» в корне зар-: заря – зори, б ) букву «О» в корнях гор-, клон- и твор-: загар — загорать, кланяться – поклонение, творение. Исключение: утварь.

ГОР ению ТВОР ца (колец) поКЛОН яются (орки).


Пояснения к картинке-подсказке. ЗАРя – буква «А» — светлый фон рисунка слева. Справа ему противопоставлен рисунок на черном фоне (по мотивам «Властелин колец»). Кольца на рис. подсказывают букву » О»

Примечание. Гласные в корне ГАР/ГОР чередуются в словах, имеющих значение загорать, гореть. Есть слова с корнем ГОР, но с другими значениями, в них нет чередования гласных в корне: гора — го’рный, горе — го’рестный.

3. Корни СКАК-СКОЧ

§ В безударном корне СКАК пишем а: скак ать, скак алка. Под ударением: ско́к, наско́к, отско́к.

§ В корне СКОЧ пишем О при следующем значении слов: быстрым движением приблизиться к чему-н. или резко подняться (вско чить, заско чить, подско чить, выско чка).

Сравни: проскач ет (на лошади, на одной ноге) и проскоч ит (без очереди). Исключение: скачок, скачу.

4. Корни ПЛАВ/ПЛОВ

§ Буква о только в двух словах: пловец, пловчиха . В остальных случаях пишется а : спла влять, пла вник, попла вок, пла вунец, пла вучий Исключение: п л ы вун - слои подпочвы, насыщенные водой.

Сводный рисунок по теме.

На одну половину экрана компьютера выводим сводный рисунок, на другой половине экрана выполняем упражнения (можно из Яндекса, «Решу ЕГЭ», Незнайки и т.д.).

Это задание на орфографию, а именно на правописание корней.

Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:

  • проверяемыми,
  • непроверяемыми,
  • чередующимися.

Их написание подчиняется разным закономерностям. Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в Вашем варианте.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коза, козёл? Потому что — ко´зы!

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´, козёл — ко´зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´, козёл — ко´зий, ко´злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ка, карака´тица, камо´рка

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.

Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не —лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-

Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А —лог — пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Давайте вспомним то, что Вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, — блест-//-блист-, -стел-//-стил-

есть суффикс а, пиши в корне и: убирать, блистать,

нет суффикса а, пиши е: берёт, блестеть.

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

Если в слове:

  • есть суффикс а, пиши в корне а : касаться, касание,
  • нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение: «пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: макать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение: «ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки , «равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть ,

под ударением, пиши, как слышишь: зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь .

Исключение: при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар-//-зор-

без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы

под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.

Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к- пловцы´ (искл.)

Если корни -плав-//-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´к,

под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в.

Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о : росла,
    ст или щ , то а : расти, выращенный,
  • ж , пиши о : предложение,
    г , то а : слагаемое,
  • ч , пиши о : выскочка,
    к , то а : скакалка.

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростов Великий, ростовский, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. под.

Не путай: производные от глаголов скакать и глаголов на основу —скочи(ть):

1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать
2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить

Примеры:

проскакать на коне — проскочить мимо

Список корней, которые обязательно нужно знать каждому:

1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то