В чем различие понятий «Экологический мониторинг» и «Экологический контроль»? Государственный экологический мониторинг. Экологический контроль и экологический аудит Отличие мониторинга окружающей среды и экологического контроля

Каково соотношение экологического контроля и мониторинга?

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. В то же время, экологический мониторинг и экологический контроль - это тесно взаимосвязанные процедуры, но:

Объектом мониторинга - выступает окружающая среда,

Объектом контроля - выступает деятельность, влияющая на окружающую среду.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой -- деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий государственного управления. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг - это наблюдение (контроль) за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в гл. X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статью -- ст. 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере, проводятся следующие основные виды наблюдений:

за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;

за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

за фоновым загрязнением атмосферы;

за радиоактивным загрязнением природной среды.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения.

Данные мониторинга служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

Мониторинг окружающей среды (экологический монито­ринг).

Понятие экологического мониторинга . Экологический мониторинг как система наблюдений за со­стоянием окружающей среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негатив­ного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, водных объектов, земель, почв, ле­сов, животного мира и проч.), за уровнем загрязнения окружаю­щей среды и ее компонентов, включая радиоактивное загрязнение.

Своевременное выявление изменений, их оценка, предупре­ждение и устранение последствий негативных процессов как цель экологического мониторинга.

Основные задачи экологического мониторинга : а) на­блюдение за происходящими в окружающей среде физическими,
химическими, биологическими процессами; б) наблюдение за
уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объе­ктов: в) наблюдение за последствиями влияния такого загрязне­ния на растительный и животный мир; г) обеспечение заинтере­сованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозами ее состояния.

Виды экологического мониторинга . Федеральный, реги­ональный и локальный мониторинг. Глобальный экологический мониторинг.

Соотношение экологического мониторинга с социально-ги­гиеническим мониторингом, мониторингом социально-трудовой сферы, мониторингом объектов градостроительной деятельно­сти, мониторингом безопасности гидротехнических сооружений, предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России, мониторингом факторов, определяющих возникновение угроз экологической безопасности России.



Нормирование качества окружающей среды (экологиче­ское нормирование). Понятие экологического нормирования. Государственное регулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспе­чение экологической безопасности населения, как цели экологи­ческого нормирования. Порядок разработки и утверждения нормативов в области охраны окружающей среды. Государственные органы, осуществ­ляющие экологическое нормирование.

Виды экологического нормирования.

§ Нормативы качества окружающей среды. Нормативы
предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных,
микробиологических веществ, предельно допустимых уровней
вредных физических воздействий (тепла, шума, радиации и проч.)

§ Нормативы допустимого воздействия на окружающую
среду, устанавливаемые для природопользователей (юридических
и физических лиц). Нормативы допустимых выбросов и сбросов
веществ и микроорганизмов. Лимиты на выбросы и сбросы
загрязняющих веществ, порядок и условия их установления.
Нормативы образования отходов производства и потребления и
лимиты на их размещение. Нормативы допустимых физических
воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизи­рующего излучения, напряженности электромагнитных полей и
иных физических воздействий).

§ Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

§ Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

§ Технологические нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Технические нормативы выбросов автотранспортных средств.

§ Нормативы иного допустимого воздействия на окру­жающую среду.

§ Нормативы применения агрохимикатов и пестицидов в сельском хозяйстве. Нормативы предельно допустимого остаточ­ного количества химических веществ в продуктах питания.

§ Экологические требования к продукции в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружаю­щую среду (экологические требования к продукции).

§ Государственные стандарты и иные нормативные доку­менты в области охраны окружающей среды. Нормативы санитарных, защитных зон, санитарно-защитных зон, пригородных зеленых зон.

Соотношение экологических нормативов между собой и с международными стандартами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с нормированием качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря, нормированием в области охраны ат­мосферного воздуха, государственным нормированием в области обеспечения радиационной безопасности, нормированием в об­ласти обращения с отходами.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным санитарно-эпидемиологическим нормировани­ем.

§ Соотношение нормирования качества окружающей среды с государственным нормированием плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения, нормированием в области использова­ния и охраны животного мира и среды его обитания, иными ви­дами нормирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.

Юридические последствия нарушения требований эко­логических нормативов.

Экологический контроль и надзор.

§ Понятие экологического контроля и надзора как: а) функ­ции экологического управления; б) правового института (межот­раслевого и института экологического права); в) гарантии исполне­ния экологических законов, соблюдения экологических требова­ний, выполнения экологических программ, планов и мероприятий; г) правовой формы деятельности в этой сфере.

§ Обеспечение достижения и поддержания качества (состоя­ния) окружающей среды как места и условия жизни и деятель­ности живущего и будущих поколений как цель экологического контроля и надзора.

§ Принципы экологического контроля и надзора: а) прин­цип независимости органов и должностных лиц экологического контроля и надзора при осуществлении ими контрольной дея­тельности; б) принцип минимизации (преодоления множествен­ности) органов экологического контроля и надзора; в) принцип разграничения функций нормативно-правового регулирования, контрольно-надзорной функции и функций по оказанию госу­дарственных услуг и по управлению государственным имущест­вом.

§ Собственные функции экологического контроля и надзора: а) информационная; б) предупредительная; в) пресечения эко­логических правонарушений.

§ Виды экологического контроля и надзора: а) государст­венный, в том числе федеральный экологический надзор; б) об­щественный экологический контроль; в) муниципальный эколо­гический контроль; г) ведомственный экологический контроль; д) производственный экологический контроль. Предупредительный, текущий и последующий экологиче­ский контроль и надзор.

§ Полномочия органов экологического контроля и надзо­ра: а) предупредительного характера: б) по пресечению экологи­ческих правонарушений; в) по привлечению к юридической от­ветственности.

§ Порядок проведения государственного экологического кон­троля и надзора. Особенности проведения государственного эко­логического контроля и надзора в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ. Порядок проведения государственного экологического контроля и надзора на объектах хозяйственной и иной деятель­ности, находящихся в ведении РФ, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и (или) оказывающих негативное воздействие на окружающую сре­ду в пределах территорий двух и более субъектов РФ (федерального контроля).

§ Органы государственного экологического контроля и над­зора.

§ Соотношение экологического контроля и надзора с эко­логическим мониторингом, экологической экспертизой, экологи­ческим аудитом и другими функциями экологического управле­ния.

§ Права юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей при проведении государственного экологического конт­роля и надзора и способы их защиты.

Аудит в сфере охраны окружающей среды (экологиче­ский аудит). Понятие экологического аудита как: а) функции экологического управления; б) предпринимательской деятельно­сти. Цель и задачи экологического аудита.

Аудиторы. Юридические требования к аудиторам. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Соотношение экологического аудита с независимой ау­диторской деятельностью в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Соотношение экологического аудита с аудитом недрополь­зования и другими видами аудита в сфере использования при­родных ресурсов.

Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (экологическое лицензирование).

§ Понятие, цели и зада­чи экологического лицензирования.

§ Виды экологического лицензирования. Лицензирова­ние деятельности по обращению с отходами производства и по­требления, включая опасные отходы. Лицензирование в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Иные виды экологического лицензирования.

§ Соотношение лицензирования в сфере охраны окру­жающей среды с лицензированием в области использования и охраны земель (включая мелиорированные), лицензированием в области использования и охраны недр, лицензированием в области использования и охраны водных объектов, лицензиро­ванием деятельности по использованию лесного фонда, лицен­зированием в области охраны и использования животного мира, лицензированием промышленного рыболовства и рыбоводства, лицензированием деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и другими видами ли­цензирования в сфере использования и охраны природных ре­сурсов.

Сертификация в сфере охраны окружающей среды .

Понятие экологической сертификации: а) как функции эко­логического управления; б) как вида работ (услуг) природоохран­ного назначения. Обязательная и добровольная экологическая сертификация.

Обеспечение безопасности продукции для окружающей сре­ды, обеспечение экологической безопасности человека, рацио­нального использования природных ресурсов как цели экологи­ческой сертификации. Виды сертификации, направленные на достижение экологических целей. Сертификация безопасности опасных промышленных и иных объектов. Сертификация питьевой во­ды, материалов, технологических процессов и оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении. Обязательная сертификация лесных ресурсов, включая обязательную сертификацию древесины, отпускаемой на корню, и второсте­пенных лесных ресурсов и другие виды сертификации.

Порядок проведения экологической сертификации.

Практическое занятие (6 часов)

Вопросы и задания

1.Государственный экологический мониторинг.

2.Экологический контроль: понятие, виды. Система орга­нов государственного экологического контроля, их полномочия.

3.Экологический аудит и деятельность в области экологического менеджмента.

3.Экологическое нормирование. Виды экологических нормативов и их правовое значение. Техническое нормирование качества продукции, процессов производства и охрана окружающей среды.

4.Экологическое лицензирование.

5.Экологическая сертификация.

Задачи

Задача 1 . У руководителя хозяйственного общества возникло наме­рение осуществлять следующие виды деятельности в целях получения прибыли:

Деятельность по обращению с отходами, организация работ по обращению с отходами производства и потребления;

Деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, захоронению осадков очистных сооружений локальных водосточных сетей, очистных сооружений абонентов городской водосточной сети и моек автотранспорта, производственных объектов;

Проведение работ по рекультивации свалок и полигонов для захоронения отходов производства и потребления;

Деятельность по сбору, утилизации, складированию, переме­щению, захоронению, уничтожению материалов и веществ, в том числе опасных (кроме радиоактивных);

Экологическая паспортизация производственных, хозяйствен­ных и иных объектов;

Экологическая сертификация производств, технологических процессов, оборудования, продукции, отходов производства;

Экологическое аудирование производственных, хозяйственных и иных объектов, технологического оборудования, условий ведения деятельности, подлежащей лицензированию;

Экологическое обучение, повышение квалификации и профес­сиональная переподготовка специалистов предприятий, организаций, предпринимателей и частных лиц в области экологических знаний;

Разработка раздела «Охрана окружающей среды» в составе про­ектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственных и промышленных объектов, градостроительной доку­ментации;

Разработка проектов нормативов предельно допустимых и вре­менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосфер­ный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты; нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воз­действия на окружающую среду; лимитов размещения отходов произ­водства и потребления;

Проведение оценки воздействия на окружающую среду при раз­работке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;

Разработка экологических обоснований на ведение (расшире­ние, изменение) хозяйственной и иной деятельности;

Оценка экологической безопасности материалов, веществ, тех­нологий, оборудования;

Работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;

Проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;

Проведение работ по озеленению территорий;

Проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объек­тах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;

Установка приборов, средств измерений, устройств природо­охранного назначения;

Установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;

Экологический консалтинг.

При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат ли­цензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.

В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содер­жится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в об­ласти охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. №24, следовательно, они лицен­зируемые.

Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?

Задача 2. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбохозяйственная инспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в ре­зультате течи одной из цистерн склада горюче-смазочных материа­лов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хране­ния топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непри­годности материала, из которого она была изготовлена, для эксп­луатации в условиях Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту.

Какие иные предусмотренные законом меры могут принять органы государственного экологического контроля?

Кто должен понести ответственность в данном случае?

Государственный экологический мониторинг отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляется в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга . Организация мониторинга в рамках функциональной подсистемы возлагается на соответствующие федеральные ведомства, уполномоченные Правительством России. В табл. 9 приведены объекты мониторинга и государственные уполномоченные органы.

Таблица 9

Направления Государственного экологического мониторинга и функциональные подсистемы

Объекты мониторинга Уполномоченный государственный орган
Загрязнение атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, радиационный и комплексный фон n Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Состояние и использование земель, плодородие земель сельскохозяйст-венного назначения n Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Геологическая среда: полезные ископаемые, геологические процессы, объекты недрополь-зования, подземные воды n Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Водная среда водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод Федеральное агентство водных ресурсов
Леса и растительный мир на землях лесного фонда Федеральное агентство лесного хозяйства
Животный и растительный мир суши (кроме лесов) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Особо охраняемые природные территории Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
n Источники загрязнения окружающей природной среды и зоны их прямого воздействия Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Потенциальные источники экологических аварий и катастроф. Радиационно опасные объекты Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Факторы среды обитания и состояние здоровья населения Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнениями окружающей природной среды (ГСН). Служба действует в России более 25 лет, её организационную основу составляет система мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Обобщённые данные мониторинга публикуются в ежегодном Государственном докладе о состоянии окружающей среды и влиянии факторов среды на здоровье населения России.



Роль всестороннего анализа природной среды особенно важна при организации управления природной средой. Можно минимизировать определённые воздействия на природу с учётом экологических и экономических соображений.

Экологический мониторинг осуществляется в рамках полномочий природоохранных органов по государственному экологическому контролю: в соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.

Экологический контроль – это система мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. В России осуществляются следующие виды экологического контроля :

· государственный ;

· производственный ;

· общественный .

Государственный экологический контроль осуществляется органами власти, а также специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Законодательно запрещено совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций управления в области хозяйственного использования природных ресурсов.

Государственному экологическому контролю могут быть подвергнуты путём проверок любые организации и предприятия, независимо от формы собственности. Контроль осуществляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют широкие права от выдачи предписаний юридическим лицам по устранению экологических правонарушений до приостановления деятельности предприятий в случае нарушения природоохранного законодательства.

Производственный экологический контроль осуществляется службой охраны окружающей среды на предприятии. Непосредственно контролирующие функции выполняют аккредитованные и имеющие соответствующие лицензии лаборатории.

В общественном экологическом контроле участвуют граждане (в соответствии с Законодательством РФ), общественные и некоммерческие организации (в соответствии с их уставами).

3.5 / 5 ( 2 голоса )

При проведении мониторинга и контроля экологического типа общей деталью в этих мероприятиях является наблюдение и оценка полученной информации с объекта, за которым велось наблюдение.

Но стоит сказать о том, чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Здесь все дело в объектах, за которыми ведется наблюдение, и, конечно же, последующие действия, проделываемые, основываясь на полученных данных.

Экологический контроль

При проведении контроля экологического типа объектами для наблюдения выступают места с антропогенным действием, то есть выбрасывают вредные вещества в экосистему при ведении своей деятельности.

Вот чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. При проведении контроля экологического типа специалисты АНО «Центр экологических экспертиз» производят воздействие управляющего типа над объектом, которые подлегает наблюдению.

При проведении мониторинга в качестве объектов наблюдения выступают воздух, воды разного типа и почва. И это ответ на вопрос чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Цель наблюдения является получение информации по тому, в каком состоянии находятся данные составляющие природы, составление прогнозов предполагаемых изменений в них при воздействии естественных и антропогенных процессов.

Задачи подобного типа наблюдений – это следить за тем, чтобы природная среда оставалась в хорошем состоянии, и ей ничего не угрожало, никакие негативные воздействия объектов, которые изучаются при экологическом контроле. Это и есть самое главное, в чем отличается экологический мониторинг от экологического контроля. Так что можно сказать о том, что они взаимно дополняемы.

Экологический контроль – это одно из важных звеньев организационно-правового механизма ООС. Его целью является проверка: исполнения требований экологического законодательства; соблюдение нормативов и нормативных документов в области ООС и обеспечения экологической безопасности.

Выполнение этих задач возложено на систему экокнтроля, состоящего из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экоконтроль, как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Государственный экоконтроль проводится от имени государства, это дает независимые и объективные результаты. Это наиболее влиятельный контроля, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов.

Производственный экоконтроль проводится самим предприятием – природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области ООС, а также самопроверки рационального природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС.

Муниципальный экоконтроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Общественный экоконтроль осуществляется общественными или иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача – проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

Мониторинг – система выполняемых по заданной программе регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, её загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений. Одни из главных принципов мониторинга – непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

Различают 3 уровня территориального охвата современного мониторинга: локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический); региональный (геосистемный, природно-хозяйственный); глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса – космический мониторинг.

В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующим наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

в атмосферном воздухе – оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бензапирена;


в поверхностных водах – нефтепродукты, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;

в биоте – тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.

Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, ЭМП и ЭМИ. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и ЛЭП, телерадиоцентров и ретрансляторов.

Выделяют 2 составные части мониторинга – абиотичесикую (геофизическую) и биотическую.

Государственный экомониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:

Разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, целевых программ в области ООС и соответствующих мероприятий;

Предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то