Взаимодействие людей. Виды отношений между людьми Взаимодействие между людьми может быть

Общаться с окружающими людьми — одно из важных умений, с которым мы сталкиваемся каждый день. Коммуникационный навык приобретается и формируется в детстве, а затем — в зависимости от личного опыта и окружающих людей — преобразуется, совершенствуется или деградирует. Как строить взаимоотношения с людьми не только успешно, но и на взаимовыгодной основе, знает далеко не каждый современный человек. Тут важно обладать не только аналитическими способностями, но и знать, какие существуют правила и секреты этого процесса.

Но все это в первую очередь зависит от самого человека. Кому-то это дается проще, кому-то тяжелее. Проблема взаимоотношения с людьми всегда будет остро стоять в современном обществе, и эту тему никогда не перестанут изучать всевозможные психологи и социологи — а все потому, что это настоящая кладезь новых идей и теорий, которые позволяют узнать больше об обществе в целом, и о каждом человеке конкретно.

Давайте разберем правила и секреты успешного построения отношений с окружающими людьми на основе рекомендаций практикующих психологов.

Три главных секрета коммуникационного успеха

Как говорят психологи, существуют три главных секрета коммуникационного межличностного успеха. Они включают в себя такие аспекты, как:

  • способность слушать и слышать своего собеседника;
  • способность адекватно оценивать собственные способности и роль в жизни контактера;
  • адекватность психологических реакций в ответ на получаемую информацию.

Если вы испытываете проблемы при контакте с другими людьми, то в первую очередь стоит обратить внимание на детство. Бывает даже самые мелкие и незаметные на первый взгляд события становятся причиной серьезных проблем. Очень важно с самого раннего детства учиться находить с окружающими общий язык, что не всегда бывает просто. Но именно благодаря этому мы учимся быть взрослыми и учимся строить отношения с другими людьми. Без подобного навыка прожить в современном мире невозможно: хочешь, не хочешь, а каждый день вы общаетесь с продавцами, соседями, родителями и коллегами.

Способность выслушать и адекватно оценить полученную информацию — самый важный навык коммуникации. Невозможно построить успешные взаимоотношения с окружающими людьми, если не давать именно ту реакцию, которую ожидает увидеть собеседник. Например, подруга, рассказывая о своих проблемах в отношениях с мужчинами, не всегда хочет услышать сожаление и жалость. Чаще всего такой человек ищет моральной поддержки и информацию, которая поднимет самооценку.

Нужно всегда оставаться верной себе, в не зависимости от того с кем вас свела судьба в жизни и на работе. Не пытайтесь произвести впечатление на человека, представляясь тем, кем на самом деле не являетесь — даже маленькая ложь в подобных вещах рано или поздно раскроется. Не старайтесь быть кем-то кроме себя — это лучший способ наладить отношения с другими людьми. Мы всегда чувствуем, когда человек искренен, а когда пускает пыль в глаза. И ваши действия также должны показывать вас как индивидуальность, а не красивую копию чьего-то образа. Делайте и поступайте, так как считаете нужным. При обсуждении того или иного вопроса, стоит быть наверняка уверенной в тех вещах, о которых вы говорите.

Также стоит быть искренне заинтересованной в том, о чем вы говорите с другим человеком. Это наилучший способ познакомиться и подружиться с большим количеством людей. Еще одно важное условие — это уважение и к себе, и к собеседнику. И не скупитесь на комплименты и похвалу — людям очень нравится, когда их заслуги ценят по достоинству и отмечают их действия. Это не только способ проявить свою воспитанность, но и возможность поднять самооценку другому человеку, придать ему уверенности или прибавить энтузиазма в каком-либо начинании.

Основа отношений между людьми — доверие и искренность!

Фундамент и основа любых взаимоотношений — это доверие, без него далеко не уйдешь в современном мире. Доверие возникает только в том случае, если человек уверен в том, что именно вы из себя представляете. Не стоит ставить стены во взаимоотношениях с людьми из-за прошлого печального опыта — несомненно, сделать это очень и очень сложно. Но этот полезный навык только прибавит вам плюсов как личности, очень сильной личности.

Доверие и искренность своих намерений — это прочная основа крепких и длительных отношений между людьми вне зависимости от социальных и гендерных различий!

Следующий принцип гласит: «Говорите, что собираетесь делать. И делайте это». Не стоит давать обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не стоит обещать человеку золотые горы, если вы даже не уверенны в своих силах или не имеете понятия, как это будете делать. Будете человеком слова, и тогда окружающие, несомненно, потянутся к вам. Люди будут знать, что вам можно доверять, что вы целостный человек, который прекрасно знает свои возможности и умело их принимает, и не обращает внимания на зависть и глупость окружающих, он не пытается казаться кем-то другим.

Улыбайтесь как можно чаще и при любых обстоятельствах. Только посмотрите на окружающих. И что вы там видите? Уставшие, раздражённые и нетерпеливые лица людей, которые вечно куда-то спешат или с кем-то ругаются. К ним даже подойти не хочется, не то что разговаривать. Улыбающийся человек сразу привлекает к себе внимание окружающих и инстинктивно вызывает чувство доверия. Улыбка является лучшим аксессуаром для девушки, о чем не забывают нам говорить дизайнеры чуть ли не с самого времени появления моды. Она словно говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливой. Я рад тебя видеть». Только попробуйте, и вы увидите — люди, в большинстве своем, отвечают нам тем же.

Успешные люди в основной своей массе знают о том, как строить взаимоотношения между людьми на различных социальных ступеньках. Это позволяет им мотивировать окружающих на успешную деятельность, поддерживать в трудную минуту и оказывать влияние на поведение сотрудников. Стоит использовать эти правила и секреты для успешного построения межличностных коммуникаций.

При разговоре стоит избегать критики, осуждения или жалости, которые зачастую ничуть не решают проблему, а иногда даже усугубляют проблему. Сами того не замечая вы можете обидеть человека или совсем испортить отношения. Стоит внимательно следить за своей речью и попытаться понять человека, а не осуждать, не зная и не разбираясь в ситуации. Поставьте себя на их место: чтобы вы предприняли в подобной ситуации, какого было бы вам и что бы вы предприняли? А затем вместе с собеседником постарайтесь найти путь или хотя бы разработать несколько возможных вариантов выхода из той или иной ситуации.

И последнее, самое главное правило — это умение промолчать в нужный момент. Именно это качество мы так ценим в других, и хотим, чтобы замечали и ценили в нас. Умение промолчать в нужный момент и выслушать, не перебивая собеседника, располагает людей к более откровенному диалогу, или просто беседе в доброй и спокойной атмосфере.

Социологи долго искали те простейшие социальные элементы, при помощи которых они смогли бы описать и изучать общественную жизнь как совокупность бесконечно разнообразных событий, поступков, фактов, явлений и отношений. Необходимо было найти явления общественной жизни в простейшем виде, указать элементарный случай их проявления, сконструировать и воссоздать их упрошенную модель, изучая которую, социолог получил бы возможность рассматривать все более сложные факты как комбинацию этих простейших случаев или как усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог должен найти, говоря словами П.А. Сорокина, «социальную клетку», изучая которую, он получил бы знание основных свойств общественных явлений. Такой простейшей «социальной клеткой» выступает понятие «взаимодействие», или «интеракция», которое относится к основным понятиям социологии как науки о развитии общества. Взаимодействие, которое проявляется в конечном итоге как социальное поведение индивидов в обществе, стало предметом анализа в трудах таких выдающихся социологов XX в., как П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Д. Хоманс и др.

Социальные взаимодействия людей в обществе

Социальные контакты

Проблемы формирования взаимосвязей в обществе от простых до самых сложных, механизм социального действия, специфика социального взаимодействия, само понятие «социальная система» подробно разработаны и изучаются на двух основных уровнях социологического исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне социальная интеракция (взаимодействие) есть любое поведение индивида, группы, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Каждое действие вызывается предшествующим действием и в то же время выступает причиной последующего действия.представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

На макроуровне изучение взаимодействия осуществляется на примере таких крупных структур, как классы, слои, армия, экономика и т.д. Но элементы обоих уровней взаимодействия переплетаются. Так, повседневное общение солдат одной роты осуществляется на микроуровне. Но армия является социальным институтом, который изучается на макроуровне. Например, если социолог изучает причины существования неуставных взаимоотношений в роте, то он не может адекватно исследовать вопрос, не обращаясь к состоянию дел в армии, в стране в целом.

Простым, элементарным уровнем взаимодействия являются пространственные контакты. Мы постоянно сталкиваемся с людьми и строим свое поведение в транспорте, магазине, на работе с учетом их интересов и поведения. Так, увидев пожилого человека, мы обычно уступаем ему дорогу при входе в магазин, освобождаем ему место в общественном транспорте. В социологии это называется «визуальный пространственный контакт » (поведение индивида изменяется под влиянием пассивного присутствия других людей).

Понятие «предполагаемый пространственный контакт» применяется для обозначения ситуации, в которой человек визуально не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте. Так, если в квартире зимой стало холодно, мы звоним в жилищную контору и просим проверить подачу горячей воды; входя в лифт, мы точно знаем, что, если понадобится помощь дежурного, надо нажать кнопку на пульте управления и наш голос будет услышан, хотя мы не видим дежурного.

По мере развития цивилизации общество проявляет все больше внимания к человеку, чтобы в любых ситуациях он чувствовал присутствие других людей, готовых прийти на помощь. Скорая помощь, пожарная команда, полиция, автоинспекция, санэпидстанции, телефоны доверия, службы спасения, сервисные службы мобильных операторов, отделы технической полдержки компьютерной сети и другие организации созданы для того, чтобы обеспечивать и поддерживать социальный порядок в обществе, чтобы вселить в человека уверенность в безопасности и чувство социального комфорта. Все это с точки зрения социологии — формы проявления предполагаемых пространственных контактов.

Контакты, связанные с интересами людей, являются более сложным уровнем взаимодействия. Эти контакты обусловлены явно «нацеленными» потребностями индивидов. Если вы, будучи в гостях, знакомитесь с выдающимся футболистом, то вы можете испытать чувство простого любопытства как к известному человеку. Но если в компании присутствует представитель бизнеса, а вы с дипломом экономиста ищете работу, то в вашем сознании сразу возникает потребность в контакте, где присутствует интерес. Здесь актуализированный мотив и интерес вызван наличием потребности — завязать знакомство и, может быть, найти с его помощью хорошую работу. Этот контакт может продолжаться, но может и внезапно прерваться, если вы потеряли к нему интерес.

Если мотив - это непосредственное побуждение к деятельности, связанное с необходимостью удовлетворения потребности, то интерес - это осознанная форма проявления потребности, которая обеспечивает направленность личности на определенную деятельность. До того, как вы пошли в гости, вы попросили приятеля оказать содействие в поиске работы: представить вас бизнесмену, дать хорошую характеристику, поручиться за вашу репутацию и т.п. Возможно, что в будущем этот приятель в свою очередь попросит вас помочь ему в чем-либо.

В контактах обмена социальное взаимодействие усложняется. Это своеобразный вид контакта, в процессе которого индивидов интересуют не столько люди, сколько предметы обмена — информация, деньги и т.д. Напри ме р, когда вы покупаете билет в кино, вас не интересует кассир, вас интересует билет. На улице вы останавливаете первого встречного, чтобы справиться, как пройти к вокзалу, и менее всего вы обращаете внимание на то, старый или молодой, красивый или не очень этот человек, главное — получить ответ на свой вопрос. Жизнь современного человека наполнена подобными контактами обмена: он покупает товары в магазине и на рынке; платит за обучение, ходит на дискотеку, сделав предварительно прическу в парикмахерской; такси везет его по указанному адресу. В современном обществе контакты обмена все более усложняются. Например, состоятельные родители отправляют свою дочь учиться в престижное учебное заведение в Европе, полагая, что в обмен на деньги, которые они платят, работники учебного заведения возьмут на себя все заботы, связанные с социализацией, воспитанием и образованием их дочери.

Таким образом, под социальным контактом понимается кратковременный начальный этап взаимодействия между отдельными людьми или социальными группами. Социальный контакт, как правило, выступает в формах пространственного контакта, психического контакта и контакта обмена. Социальные контакты являются первым шагом в образовании социальных групп. Изучение социальных контактов позволяет выяснить место каждого индивида в системе социальных связей, его групповой статус. Измерив число и направление социальных контактов, социолог может определить структуру социальных взаимодействий и их характер.

Социальные действия

— следующий после контактов уровень сложных социальных взаимосвязей. Понятие «социальное действие» считается одним из центральных в социологии и представляет собой простейшую единицу любого вида поведения людей. Понятие «социальное действие» ввел в социологию и научно обосновал М. Вебер. Социальным действием он считал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому приятию)... которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Вебер исходил из того, что социальное действие — это осознанное действие и явно ориентированное на других. Напри- ме р, столкновение двух автомобилей может быть не более чем происшествием, но попытка избежать этого столкновения, брань, последовавшая за случившимся, нарастающий конфликт между водителями или мирное урегулирование ситуации, привлечение новых сторон (автоинспекция, аварийный комиссар, страховой агент) — это уже социальное действие.

Известную трудность представляет проведение четкой границы между социальными действиями и асоциальными (природными, естественными). Согласно Веберу, самоубийство не будет социальным действием, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы.

Рыбная ловля, охота сами но себе не представляются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Подобное толкование действий — одних как несоциальных, а других как социальных — не всегда оправданно. Так, самоубийство, даже если речь идет об одиноком, живущем вне социальных контактов человеке, есть факт общественный. Если следовать теории социального взаимодействия П.А. Сорокина, то любое явление, которое случается в обществе, не может быть изолировано от него и характеризует прежде всего данное общество (в таком случае самоубийство выступает как социальный индикатор неблагополучия общества). Весьма непросто определить и наличие или отсутствие осознанности в том или ином поступке индивида. По теории Вебера, действия нельзя считать социальными, если индивид поступал под влиянием аффекта — в состоянии гнева, раздражения, страха. Однако, как показывают исследования психологов, человек никогда не действует полностью осознанно, на его поведение оказывают влияние различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (усталость или, наоборот, чувство подъема), склад характера и душевная организация (темперамент, оптимистичный настрой холерика или пессимизм флегматика), культура и интеллигентность и т.д.

В отличие от социальных контактов социальное действие — сложное явление. В структуре социального действия выделяют следующие составляющие:

  • индивид, который действует
  • потребность индивида в конкретном действии
  • цель действия
  • метод действия,
  • другой индивид, на которого направлено действие
  • результат действия.

Механизм социального действия наиболее полно разработал американский социолог Т. Парсонс («Структура социального действия»). Как и Сорокин, Парсонс считал взаимодействие тем базовым процессом, который делает возможным развитие культуры на уровне отдельного человека. Результатом взаимодействия является социальное поведение. Человек, включаясь в определенное сообщество, следует принятым в этом сообществе культурным образцам. Механизм социального действия включает потребность, мотивацию и собственно действие. Как правило, началом социального действия является возникновение потребности, которая имеет определенную направленность.

Например, молодой человек хочет научиться полить автомобиль. Побуждение к совершению действия называется мотивацией. Мотивы социального действия могут быть различными: в данном случае молодой человек или хочет отвлечь свою девушку от соперника, который хорошо водит машину, или ему нравится возить своих родителей на дачу, или он хочет «извозом» получать дополнительный доход.

Совершая социальные действия, индивид испытывает на себе воздействие других и сам в свою очередь хочет оказать воздействие на других. Так происходит обмен действиями, который выступает в качестве социального взаимодействия. В этом процессе важная роль принадлежит системе взаимных ожиданий, которая дает возможность оценивать поведение данного индивида с точки зрения общепринятых норм.

Представим, что, находясь в компании, молодой человек познакомился с девушкой и они договорились о встрече. У каждого из них возникает система ожиданий поведения, принятого в обществе или данной группе. Девушка может рассматривать молодого человека как потенциального жениха, поэтому для нес важно установить прочные отношения, закрепить знакомство, выяснить все о его взглядах на жизнь, интересах и привязанностях, его профессии, материальных возможностях. Молодой человек в свою очередь тоже размышляет о предстоящей встрече либо всерьез, либо как об очередном приключении.

Встреча может происходить по-разному. Один подъедет на иномарке и пригласит в ресторан с последующим заездом на пустующую дачу. Другой предложит сходить в кино или просто пройтись по парку. Но не исключено, что первый молодой человек вскоре исчезнет, а робкий юноша получит диплом, поступит на службу, станет добропорядочным мужем.

Формы социальных взаимодействий

Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называют социальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий — сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров.

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) — это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна — получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна — добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, — основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление — нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи — довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В.Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции — принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике — это принятие серии антимонопольных законов; в политике — принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни — распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

— открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Киши- нсв в 2009 г. и Бишкек в 2010 г., произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение о равновесии социальной системы , которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Таким образом, социальное действие является таким действием человека, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Социальное действие — это конституирующий элемент, «единица» социальной реальности. Множество социологов (например, М. Вебер, Т. Парсонс) усматривали в нем исходный пункт всей системы общественных отношений. Устойчивое и систематическое выполнение действий, подразумевающее обратную связь, называется социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие, как правило, выражено в виде сотрудничества, соперничества или конфликта.

Человек с самого момента своего рождения является неотъемлемой частью взаимосвязанных и взаимодействующих общественных связей. Он оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Еще более сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, ведь общество это процесс и продукт взаимодействия людей как с природой, так и между собой. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-эстетические и иные) взаимодействия.

Равным образом любое общество взаимодействует между собой путем использования взаимодействия, без которого ничего не было бы, позволяя при этом вырабатывать характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. Именно сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. По определению К. Маркса, общество - это «продукт взаимодействия людей»

Взаимодействие содержит в себе и познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря “вписанности” познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействий и его обнаружения человеком.

Данность взаимодействия ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов.

Для гомо сапиенс, возникшего исторически, его сознания, окружающий мир уже представлял собою взаимодействие коренных начал - материального и духовного - в качестве реальностей, существующих вне и независимо от воспринимающего их сознания и явившихся для него одновременно. Такое представление может исторически эволюционировать, но в принципе оно сохраняет свою внутреннюю устойчивость и всеобъемлющий характер, тенденцию к бесконечному уточнению, развитию и совершенствованию, приближаясь к наиболее верному пониманию мира и самого человека, с точки зрения “философии взаимодействия”, но никогда не исчерпывая его.

Стремление всюду и везде, всегда и во всем видеть и находить взаимодействие соответствует объективной природе предметов, вещей и явлений - материальных и духовных - и одновременно дает человеку самую универсальную и правильную ориентацию для постижения им окружающей реальности и самого себя, а также для его поведения в обществе и в общении с другими людьми.

Стремление к взаимодействию пробуждает, стимулирует, развивает и закрепляет самые лучшие, общеполезные непреходящие по своему значению человеческие качества, такие, как проницательность, терпимость, выдержка, сочувствие, самообладание, доверие, уступчивость, милосердие, доброта и т. д.

В социально-политической сфере установка на взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, известной правоты другой стороны, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяющих различные позиции совместных интересов.

В результате взаимодействия истинной победой оказывается победа каждой из сторон над собой, своей ограниченностью, узостью и эгоизмом. Победа становится тогда обоюдной победой, а потому внутренне прочной и благотворной для обеих сторон и шире - для всех, кто так или иначе связан с процессом взаимодействия противостоящих в данном случае друг другу сторон или сил.

При взаимодействии сохраняется принципиальная самостоятельность и определенность каждой из взаимодействующих сторон. В то же время, каждая из них идет на некоторые уступки, в конечном счете взаимоприемлемые и взаимополезные. Однако подлинное взаимодействие невозможно при полной капитуляции или полной неуступчивости одной из сторон. Это относится и к материальной, и к духовной сферам жизни, и к политике и к культуре.

Зрение, слух, осязание, обоняние есть взаимодействие между объектами восприятия и определенными органами чувств. Любые перемещения в пространстве тоже есть взаимодействие различных физических тел и человека с землей, водой и т. д. Находясь в любой среде, физические тела и человек взаимодействуют с ней и между собой, даже будучи в состоянии покоя. Любые отношения человека к какому-либо предмету и действия с ним представляют собой взаимодействие с этим предметом. Всякая человеческая деятельность (материальная и духовная) - это взаимодействие между замыслом исполнителя и его реальным воплощением, в процессе которого происходит их взаимокоординация. Взаимодействие происходит в объектах живой и неживой природы на разных уровнях их структуры и различных протекающих в них процессов. Одним словом, феномен взаимодействия охватывает собою весь окружающий человека мир (материальный и духовный) и самого человека.

Взаимодействие как реальное явление и как представление фактически существовало всегда, если брать за исходную позицию возникновение гомо сапиенс, но только в современных условиях есть наибольшие исторические и логические основания сделать взаимодействие поистине ведущим и определяющим постулатом особой “философии взаимодействия”, действительно всеобъемлющей и принципиально новой, по сравнению со всеми предшествующими философскими направлениями и концепциями.

Истинное благо и счастье человека состоит в его взаимодействии, максимально полном, органичном и плодотворном, с окружающим миром, материальным и духовным, и с другими людьми, а взаимодействие со всем “неподобным” и подобным себе, позволяющее человеку проявить собственные возможности и усвоить все нужное и полезное ему, получаемое извне, составляет цель и смысл человеческой жизни.

Каждое взаимодействие подразумевает стремление индивида достижения конкретных целей. Под целями философии взаимодействия понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими объектами.

Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Чем больше степень достигаемых целей, тем больше эффективность. Однако цели могут быть неодинаковы и неравноценны. В юридической литературе они подразделяются по степени их важности на цели высокого и более низкого уровня.

Характеристика взаимодействия как взаимного изменения сторон системы, при котором движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутренней противоречием данной конкретной системы.

Взаимодействие всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон. Определяются целостной системы, например солнечной системы, растительного, животного царств, человеческого общества, определенных общественно-экономических формации. Содержание взаимодействия обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектического взаимодействия может служить любая конкретная система, например живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфическую организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизводящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить именно человеческое общество в его развитии, основанном на специфических социальных закономерностях.

Отдельно хочется остановиться на появившееся в середине 20-го столетия течении - а именно «Философии взаимодействия» («биализм»). «Философии взаимодействия» исходит из того, что все реальные явления в мире, то есть существующие вне и независимо от своего восприятия, на всех уровнях и в любом выражении представляют собою взаимодействие присущих им материального и духовного начал. Мир «бинарен», а не «монистичен». Оба начала исконны и суверенны. Нет и не может быть никакой «первичности», онтологически - генетической и структурно-функциональной одного из них. Одно начало не существует вне и без другого. Оно может доминировать в явлении. Оба начала постоянно и неисчерпаемо многообразно дополняют и взаимообогащают друг друга. При этом они способны частично переходить друг в друга, усиливая одно из начал. В то же время никогда и не где, ни в чем и ни на каком уровне одно из начал полностью не перейдет в другое.

Взаимодействие есть процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодействия его собственных элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на «кольцо», но и на «спираль». Образцом такой формы взаимодействия является система взаимодействия экономических явлений, научно воспроизведенная в «Капитале» Маркса.

В аналогичном отношении взаимодействия находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

Однако при более внимательном анализе выявляется, что "чистое" взаимодействие двух - это идеализация, оставляющая за рамками "скрытых" посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие "за границы" непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике взаимодействия учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, т. о., оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.

Собственно, это и отличает современную "неклассическую" ситуацию познания от классической, образованной "вокруг" отдельного взаимодействия вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации взаимодействия. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного взаимодействия было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих взаимодействий оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений.

Взаимодействие содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря "вписанности" познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействие и его обнаружения человеком.

Можно отметить, что такая парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных взаимодействий к их сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными взаимодействиями видеть взаимодействие опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны.

В области общественной примером взаимодействия может быть непосредственное общение между человеческими индивидами. Зачастую взаимодействие отождествляют именно с непосредственным взаимодействием.

Непосредственные взаимодействия выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным.

Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. Взаимодействие являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. Взаимодействие, "открывая" свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его "помещенность" в ситуацию, его причастность взаимодействия, а стало быть, и его собственные свойства.

взаимодействие общество человек философия

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое эмоции?

2. Чем чувства отличаются от эмоций?

3. Назовите основные особенности эмоций.

4. Какие функции выполняют эмоции человека?

5. Назовите основные компоненты эмоционального процесса и дайте им

характеристику.

6. Чем различаются стенические и астенические эмоции?

7. Чем отличаются эмоции человека и животных?

8. Объясните психологическое содержание утверждения: «эмоции и чув-

ства человека имеют общественно-историческую природу».

9. Назовите виды эмоций и дайте им характеристику.

10. Что такое стресс, и какие причины его вызывают?

11. Как протекает стресс у человека, и к каким последствиям он может

привести?

12. Существует ли связь между личностными особенностями человека и

последствиями для его здоровья эмоциональных нагрузок?

13. Почему нужно управлять эмоциями?

14. Что имеет наибольшее значение для эффективного самоуправления

эмоциями?

15. Каким образом уменьшить эмоциональное перенапряжение, вызван-

ное избыточной мотивацией?

16. Каким образом можно увеличить правильность оценки личной значи-

мости событий с целью предупреждения эмоционального срыва?

17. Как можно уменьшить эмоциональное напряжение, вызванное излиш-

ним волнением?

18. Каким образом можно уменьшить интенсивность эмоций (и их отри-

цательных последствий), вызванных неудачами, несчастными случаями и не-

восполнимыми потерями?

19. Каким способом можно быстро снять у себя возникшее эмоциональ-

ное напряжение?

20. Какими способами можно усилить эмоции?

21. Дайте психологическую характеристику непроизвольным и произ-

вольным действиям человека.

22. Что такое волевые действия?

23. Как связаны между собой мотивационная сфера личности и ее волевая

деятельность?

24. В каких случаях необходима волевая регуляция поведения?

25. Дайте психологическую характеристику простым и сложным волевым

действиям u1095 человека.

26. Какие функции выполняют волевые действия?

27. Назовите основные характеристики волевого действия.

28. Перечислите важнейшие волевые качества личности и дайте им пси-

хологическую характеристику.

29. Как можно развить волевые качества?

30. Что такое «психическое состояние»?

31. Нарисуйте схему классификации психических состояний.

32. Используя схему классификации психических состояний, дайте харак-

теристику их видам.

33. Какими особенностями характеризуются психические состояния че-

34. Какие виды психических состояний возникают в процессе трудовой

деятельности человека?

35. Назовите типичные факторы, вызывающие у человека состояние пси-



хической напряженности.

36. Как влияет на человека состояние психического напряжения?

37. Что такое «психические образования»?

38. Назовите основные виды психических образований и дайте им психо-

логическую характеристику.

Тема 6. Социально – психологические явления и процессы

1. Взаимодействие людей.

2. Взаимоотношения людей.

3. Общение.

4. Социальная перцепция.

5. Психология малой группы.

Литература:

основная – 13 ,с.39-70,с.115-132;8 ,с.280-385;18 ,с.511-600;31 ,с.195-330

дополнительная – 3 ,6 ,7 ,20 ,25 .

Человек живет среди других людей и строит с ними определенные отно-

шения. Люди как члены общества входят в различные социальные группы,

внутри которых формируется и развивается психика людей их составляющих.

Принадлежность людей к различным группам (общностям) определяет возник-

новение, функционирование и развитие многих социально – психологических

явлений, знание и правильное понимание которых важно для каждого человека.

Под социальными группами понимают устойчивые общности определен-

ного количества людей, занятых типичным для них видом деятельности и свя-

занных системой отношений, которая регулируется общими интересами, цен-

ностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и

традициями.

Социально – психологические явления, возникающие в процессе жизни

людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям: по при-

надлежности к различным типам социальных групп, по устойчивости, осознан-

ности и т.д. При этом первое основание является наиболее значимым и методо-

логически обоснованным.

В основе всех социально – психологических явлений лежат реальные со-

циальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения

людей. В процессе жизнедеятельности люди вступают в различного рода соци-

альные отношения, в основе которых лежат их взаимодействие, восприятие и

ную и универсальную форму движения или развития любой материальной сис-

темы. Как материальный процесс оно сопровождается передачей материи,

энергии и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной

скоростью и в конкретных пространственно – временных координатах.

В психологии же взаимодействие рассматривается как процесс влияния

людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение,

совместные действия и переживания.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержа-

ния и стиля.

оно развертывается.

Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с ок-

ружающими. При этом такой стиль может быть либо продуктивным , либо не-

продуктивным.

Продуктивный стиль – это плодотворные контакты людей, способст-

вующие установлению и поддержанию отношений взаимного доверия, раскры-

тию личностных потенциалов и получению эффективных результатов совмест-

ной деятельности. Непродуктивный стиль обеспечивает достижение противо-

положных результатов.

Чтобы правильно оценить (понять) стиль взаимодействия людей, важно

использовать правильные критерии. В качестве таких критериев используются

следующие:

Характер позиции партнеров (в продуктивном стиле – “рядом с партне-

ром”, в непродуктивном – “над партнером”);

Характер выдвигаемых целей (при продуктивном стиле партнеры вместе

разрабатывают все цели (и близкие и далекие); при непродуктивном стиле –

один из партнеров (обычно доминирующий) выдвигает только близкие цели, не

обсуждая их с другим);

Характер ответственности (при продуктивном стиле за результаты дея-

тельности ответственны оба участника взаимодействия, при непродуктивном –

только один партнер);

Характер отношений, возникающих между партнерами (при продуктив-

ном стиле – отношения доверительные и доброжелательные, при непродуктив-

ном – агрессивные, с обидой и раздражением);

Характер функционирования механизма идентификации – обособления

между партнерами (при продуктивном стиле партнеры рассматривают себя и

коллегу как нечто целое, а при непродуктивном – каждый думает прежде всего

только о себе).

Следует учитывать, что эти критерии представляют собой систему и их

всегда нужно рассматривать все вместе.

В процессе взаимодействия реализуется отношение человека к другому

человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир, поэтому взаи-

модействие людей в обществе – это всегда и взаимодействие их внутренних

миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности,

эмоциональное состояние и т. д. В ходе реального взаимодействия формируют-

ся также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах.

Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооце-

нок и поведения в обществе.

Различают два вида взаимодействия людей: межличностное и межгруппо-

Межличностные взаимодействия – это случайные или преднамеренные,

частые или редкие, длительные или кратковременные, вербальные или невер-

бальные, частые или публичные контакты и связи двух и более человек, в ре-

зультате которых изменяется их поведение, деятельность, отношения и уста-

Важнейшими признаками такого взаимодействия являются:

Наличие внешней по отношению к взаимодействующим людям цели

(или объекта), достижение которой предполагает совместные усилия;

Эксплицированность (доступность) для внешнего наблюдения и регист-

рации другими людьми;

Рефлексивная многозначность, т.е. зависимость его взаимодействия

восприятия от условий, в которых оно протекает, а также оценок его участни-

Межгрупповое взаимодействие – это процесс непосредственного взаи-

модействия групп (или их частей) друг на друга, порождающий их взаимную

обусловленность и своеобразный характер отношений.

Взаимодействие людей - это процесс, который может иметь три уровня

развития: низкий, средний и высший, каждый из которых имеет свои отличи-

тельные характеристики.

В своей начальной стадии (на низком уровне развития) взаимодействие

представляет собой простейшие первичные контакты между людьми, обеспе-

чивающие очень упрощенное взаимоотношение или одностороннее влияние их

друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимоотноше-

ние может и не достигать своей цели, и поэтому не получать дальнейшего раз-

Наиболее важным условием, обеспечивающим успех первичных контак-

тов, является принятие или непринятие друг друга партнерами по взаимодейст-

вию. Любой контакт всегда начинается с конкретно-чувственного восприятия

внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей.

На начальном этапе взаимодействия очень большую роль играет эффект

конгруэнции. Конгруэнция – подтверждение взаимных ролевых ожиданий,

полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний

участников контакта. Она предполагает минимальное рассогласование в узло-

вых точках линий поведения участников взаимодействия, что обеспечивает

снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном

Средний уровень развития процесса взаимодействия называют продук _________-

тивной совместной деятельностью . Здесь постепенно развивающееся актив-

ное сотрудничество все чаще находит свое выражение в успешном соединении

взаимных усилий партнеров.

При этом происходит постепенное согласование мыслей, переживаний и

отношений партнеров по взаимодействию. Оно воплощается в различные фор-

взаимодействия

взаимодействия

Начальный (низ-

кий) уровень взаи-

модействия

Полное взаимодействие между людьми

Взаимное содействие между людьми

Эффективное влияние людей друг на друга

Эффективная совместная деятельность

Соучастие и конгруэнция партнеров по

взаимодействию

Принятие или непринятие людьми друг

Восприятие людьми друг друга

Первичные контакты между людьми

мы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимодействия являются ме-

ханизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений и

убеждений одного партнера изменяются мнения и отношения другого.

Высший уровень взаимодействия это исключительно эффективная

совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием .

Взаимопонимание – это такой уровень взаимодействия людей, когда они знают

все моменты настоящего и возможного поведения партнера, а также взаимно

содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно

совместной деятельности, необходимо также взаимосодействие и полное ис-

ключение взаимопротиводействия , появление которого приводит к

возникновению недопонимания, а затем и непонимания человека человеком.

Уровни: Этапы:

Рис. 6.1. Динамика процесса социального взаимодействия людей

(этапы и уровни).

Используя различные основания, можно выделить разные типы взаимо-

действия:

по результативной направленности процесса выделяют такие виды

взаимодействия как кооперацию и конкуренцию;

кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты

достигают взаимного согласия о преследуемых целях и стремятся его не нару-

шать до тех пор, пока _________совпадают их интересы;

конкуренция – это взаимодействие, характеризующееся достижением

индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства и соперни-

чества между людьми.

Во всех случаях и тип взаимодействия (сотрудничество или соперничест-

во), и степень его выраженности (более или менее успешное сотрудничество)

определяют характер межличностных отношений между людьми).

В ходе реализации названных типов взаимодействия, как правило, прояв-

ляются следующие ведущие стратегии поведения его участников:

сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребно-

стей участников взаимодействия;

противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели одного из

участников без учета интересов партнера;

компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнерами

ради условного равенства;

уступчивость, проявляющаяся в жертвовании собственными интереса-

ми для достижения целей партнера;

избегание, представляющее собой уход от контакта, потерю собствен-

ных целей для исключения выигрыша партнера.

Другим основанием для выделения типов взаимодействия могут быть на-

мерения и действия людей , которые отражают понимание ими ситуации

взаимодействия. При этом выделяют три типа взаимодействия: дополнитель-

ное, пересекающееся и скрытое.

Дополнительным (или дополняющим) называется такое взаимодействие,

при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга.

Пересекающееся – это такое взаимодействие, в процессе которого чело-

век, с одной стороны, демонстрирует неадекватность понимания позиций и

действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляет свои

собственные намерения и действия.

Скрытое взаимодействие всегда включает в себя два уровня: явный, вы-

раженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает или глу-

бокое знание личности партнера, или большую чувствительность к невербаль-

именно за ними стоит скрытое содержание.

Виды отношений между людьми. Интересно и полезно.

Во время ссоры нужно помнить, что
эта ссора должна кончиться дружбой.
(Диодор)

М ы часто задаёмся вопросом: какие же отношения более жизнеспособные, оптимальные, долговременные и подходящие для обоих партнеров, не вызывающие напряжения, раздражения и как следствие - отторжения и охлаждения друг к другу? Между какими типами людей?

Разные типы личности по-разному воспринимают, осмысливают и передают друг другу информацию. Они, подобно приемникам, настроены на разные параметры принимаемых сигналов, их форму и содержание. Одни сигналы воспринимаются ими четко и положительно, другие - нет. Отсюда и проблемы непонимания. Так что всё-таки лучше: когда партнеры одинаковы по характеру и темпераменту или все-таки "противоположности притягиваются" ?

Давайте посмотрим, что же нам говорят специалисты по соционике, изучающие психологические типы людей и, вспомнив свои жизненные примеры и отталкиваясь от своего жизненного опыта, согласимся или нет.

1. Тождественные отношения
Это отношения во многом похожих людей, которые очень хорошо понимают друг друга. Построенные на доверии и сочувствии, они хороши для дружбы, но в браке могут возникнуть затруднения из-за невозможности помочь друг другу в решении проблем. Партнерам трудно правильно оценить деятельность другого, поскольку у них одинаково развиты как сильные, так и слабые стороны. Эти отношения активны при наличии совместных дел, когда есть чему научиться у более опытного партнера. При недостатке поступления новой информации от другого, отношения могут быстро себя исчерпать. Взаимопонимание и непринужденность в общении сглаживают недоразумения. Партнеры снисходительно относятся к одинаковым недостаткам друг друга, а в некоторых случаях им удается критически посмотреть не столько друг на друга, сколько на самих себя со стороны.

Между тождественными партнёрами складываются отношения полного понимания, но неумения помочь друг другу. Они одинаковыми глазами смотрят на мир, аналогичным образом осмысливают поступающую информацию, делают почти одни и те же выводы, а также сталкиваются с одними и теми же проблемами. Видя это, у каждого возникает сочувствие к другому. Партнёра хочется поддержать, оправдать тем или иным образом, так как чувствуешь, что в этой ситуации сам поступил бы так же.

С другой стороны, тождественное общение быстро надоедает. Не получая новой информации от партнёра, видишь всю бесполезность такого общения. Неинформативный партнёр кажется скучным, неинтересным. Со временем устанавливаются либо нейтральные, либо прохладные отношения. Это и не удивительно, ведь после обмена информацией её уже неинтересно обсуждать, зная наперед, что к таким же выводам можно придти и самому. Исключение составляет случай большой разницы в опыте или знаниях. Тогда может возникнуть большой интерес и тяга друг к другу, так как идёт быстрое и эффективное обучение - перекачка информации. Такие отношения являются идеальными для пары «учитель-ученик». Совместная работа в этом случае тоже эффективна, так как происходит сложение сил в одном направлении.

Следует сказать о влиянии подтипов на эти отношения. При совпадающих подтипах общение гораздо более приятное и легкое. При несовпадающих подтипах партнёры смотрят друг на друга с некоторым недоверием. Кажется, что этот человек чересчур усердствует, перегибает палку. Тождественные отношения имеют большое воспитательное значение, так как позволяют взглянуть на себя со стороны, объективно оценить свои достоинства и недостатки. А смотреть на себя со стороны - дело не всегда приятное. Даже собственный голос, записанный на магнитофон, и затем прослушанный, кажется не таким, гораздо худшим, чем сам себе представляешь. Эти отношения помогают выработать адекватную (правильную) самооценку.

2. Дуальные отношения
Самые комфортные и необходимые человеку взаимоотношения в семье, дружбе, сотрудничестве: в чем слаб один - силен другой. Партнеры видят трудности, задачи и проблемы друг друга. Взаимопомощь очень эффективна при условии, если правильно распределить обязанности. Это происходит естественно и без лишних споров. В этих отношениях нет лидера. Лидерство в каждый момент переходит к тому, кто лучше разбирается в аспектах ситуации. Партнеры охотно откликаются на предложения и просьбы друг друга, постоянно оказывая взаимную помощь в затруднительных ситуациях как духовного, так и материального плана. Это - непринужденные, приятные отношения, которые никогда не надоедают. Споры, возникающие из-за разницы в стилях мышления, носят воспитательный характер и оживляют общение. Со временем приятная расслабленность приводит к созерцательности и сосредоточенности друг на друге.

Это отношения полного психологического дополнения, они самые удобные, там не нужно приспосабливаться друг к другу. Общаясь с дуалом, человек может оставаться самим собой. Происходит естественное, самой природой обусловленное разделение обязанностей, и человек в такой паре получает возможность заниматься посильным и интересным для себя делом.

В дуальных парах редко возникают конфликты, а если и возникают, то быстро и безболезненно разрешаются. Партнёры подходят друг к другу как две половинки разорванной фотографии, вместе составляющие одно целое. Но именно из-за того, что быстро устанавливается взаимопонимание и нет внутренних источников напряжения, дуала не сразу выделяешь среди других людей. Дуал кажется слишком простым и понятным, а значит, и не заслуживающим внимания. Это первая позиция, которую может занять человек, встретив дуала. Она скорее свойственна экстравертам. Вторая позиция - это, когда говоришь себе: он слишком хорош для меня, я вряд ли смогу ему понравиться. Эта позиция больше характерна для интроверта. Обе эти позиции встречаются у людей, не имевших опыта дуального общения в детстве.

Как же ощутить на себе действие дуальности? Во время общения с дуалом особого комфорта человек поначалу не испытывает. Все протекает обыденно и каких-то эмоций не вызывает. Дуал воспринимается как тень, как нечто вполне естественное и поэтому ничего не значащее. Насколько этот человек был тебе нужен, воспринимаешь только тогда, когда расстался с ним. Потерю дуала человек воспринимает и переживает очень остро, длительное время места себе не находит. Привыкнув к дуалу, приобретя опыт дуализации, начинаешь, наконец, осознавать, что его присутствие тебя успокаивает, дает чувство защищённости. При благоприятствующих подтипах этот эффект усиливается ещё больше.

Однако значение дуальных отношений не следует и переоценивать. Это - норма отношений для будней, для повседневной жизнедеятельности. Обретя дуальность, человеку хочется большего, а именно социальной значимости своей личности, какой-то борьбы, отклонения от нормы. В рамках дуальности эта цель не достигается. Но не имея дуальной защищённости, социального признания человеку добиться крайне трудно. Ну а в целом, без дуализации человеку нельзя обойтись лишь в двух случаях: во-первых, когда на карту поставлена сама жизнь человека, т. е. для выживания в неблагоприятных условиях социальной среды, и во-вторых, когда человек двигается вверх по социальной лестнице в условиях острой конкуренции, т. е. для карьеры.

3. Отношения активации
Эти отношения - самые лёгкие, общение завязывается почти сразу. Никаких затруднений в общении не возникает, что поначалу приятно удивляет. Партнёры как бы «разогревают» друг друга, поощряют активность друг друга. Такое общение, особенно при благоприятствующих подтипах, очень притягивает. Контакт здесь устанавливается быстрее, чем с дуалом. Однако с течением времени наступает «перегрев», появляется усталость от партнёра, постоянно вас активизирующего. Партнеры начинают предъявлять друг к другу повышенные требования. Это приводит к бесполезным спорам и взаимному разочарованию. Проблемы по-прежнему приходится решать каждому самостоятельно. Наступает эмоциональное, а затем и физическое переутомление и усталость от общения. Необходим периодический отдых друг от друга.

В этом случае от него нужно отдалиться. Эти отношения хороши для проведения досуга, когда можно расслабиться, снять плохое настроение, стрессовое состояние. Присутствие посторонних оказывается благотворным и помогает отвлечься от недоразумений. Партнеры довольно быстро забывают обиды. Переключение внимания или перерыв в общении нормализуют отношения.Через некоторое время опять хочется испытать действие активизации. Отношения могут приобрести характер пульсации.

Однако такая приятность и легкость общения, которую очень ценишь на отдыхе, сменяется проблемами, когда партнёры принимаются за совместные повседневные дела. Неприятно задевает то, что они начинают давать друг другу советы по слабым функциям, вместо того, чтобы взять эти проблемы на себя. Однако пользу таких словесных наставлений нельзя отрицать. Плохо лишь то, что, как бы вы не третировали свои слабые качества, развить их в себе так, как вам хотелось бы, все равно не удастся. Другая трудность состоит в том, что информацию друг друга активаторы передают совсем не в той форме, в какой её хотелось бы услышать. Одному она кажется чересчур расплывчатой, нечёткой, а другому, наоборот, слишком грубой, заземленной, неглубокой. Это объясняется тем, что в активационной паре один человек всегда рационален, а другой - иррационален. Однако само содержание информации друг друга устраивает.

Активационные отношения плохо подходят для будней, т. к. не обеспечивают оптимальной жизнедеятельности. Их предназначение - общение по праздникам или вообще в свободное время, когда нужно отдыхать, а не работать. Две дуальные диады, встречаясь друг с другом, благодаря отношениям активизации, испытывают ощущение приятного возбуждения и приподнятости, создается «праздничная» атмосфера. Слишком тесный и долгий контакт истощает активаторов. Заниматься одним делом вместе трудно ещё из-за ненадёжности, непредсказуемости партнёра. Каждый поступает так, как ему хочется, совершенно не считаясь с партнёром. Друг на друга фактически никогда нельзя положиться в полной мере. Термин «активация» в полном смысле подходит для двух интровертов, которые действительно становятся вместе более активными, открытыми. Для двух экстравертов она как бы действует с обратным знаком: успокаивает, охлаждает, интровертирует эту пару.

4. Зеркальные отношения
Эти отношения получили свое название из-за того, что слова одного отражаются, как в зеркале, в поступках другого. О чем любит рассуждать один из «зеркальщиков», то другой неосознанно реализует своим поведением. Однако такая реализация никогда не бывает полной, 100%. Зеркало оказывается искривленным, так как корректирует, исправляет свои поступки каждый исходя из совсем других норм поведения, чем партнёр. По этой причине и возникает недоумение, а порой и претензии друг к другу. Каждый стремится подправить поведение партнёра, однако такие попытки перевоспитания не имеют шансов на успех.

В этих отношениях недостает теплоты. Оба стремятся поучать и изменять другого, навязывать свое мнение. Они так похожи и вместе с тем отличаются друг от друга, что обоим хочется устранить это различие. Обычно дискуссии носят мирный характер и не ухудшают отношений. При сближении дистанции может возникнуть раздражение из-за невозможности переубедить партнера. К тому же люди слишком понятны друг другу, чтобы быть постоянно интересными. Отношения могут быть эффективны при обсуждении и решении тех проблем, которые по силам обоим, но если при этом возникнет дискуссия, каждый останется при своем мнении.

С другой стороны, если учитывать чисто словесную сторону общения, зеркальные отношения могут быть названы отношениями конструктивной критики. Дело в том, что в зеркальной паре оба партнёра всегда либо теоретики, либо практики. Поэтому у них всегда найдутся общие темы для бесед и обсуждений. Причем каждый видит лишь 50% одной и той же проблемы, поэтому всегда интересно, что думает по этому же поводу «зеркальщик». В результате совместной работы происходит взаимная коррекция, уточнение. Критика почти всегда является конструктивной, так как действительно может быть учтена.

Эти отношения хорошо подходят для дружбы, основанной на совместных интересах и увлечениях. Зеркальщики - часто хорошие приятели, им интересно вместе, хотя в общении не хватает полной откровенности и теплоты. По-настоящему теплая атмосфера возникает лишь тогда, когда появляется дуал одного из них, который обязательно является активатором другого. Довольно сильно сказываются на этих отношениях подтипы. Если один из них имеет усиленную рациональность, то для стабильности зеркальной пары нужен партнёр с усиленной иррациональностью. В противоположном случае они сочетаются намного хуже, а совместная работа затруднена из-за большой разницы в темпе.

Для семейной жизни эти отношения нежелательны: мелкие цели у партнёров совпадают, а глобальные, далеко идущие - нет. Разными являются и способы достижения цели. В основе этого лежит все то же несовпадение функций первого порядка - рациональности и иррациональности.

5. Деловые отношения
Такие отношения эффективны, когда необходимо организовать новое дело, преодолеть трудности, справиться с экстремальной ситуацией или победить в конкурентной борьбе. Но эти отношения могут измениться, если общие рассуждения или творческие дискуссии начнут преобладать над реальными действиями. В таких случаях эффективная взаимопомощь будет затруднена из-за разных подходов к одной и той же проблеме.

Несмотря на то, что партнеры могут правильно оценить результаты труда друг друга и способны понять собеседника, они стараются навязать другому свое понимание сути происходящего. Такие споры в дальнейшем могут привести к выискиванию недостатков и охлаждению отношений. Вместе с тем разница их мировоззрений поддерживает интерес друг к другу. Возможен поиск компромисса, обмен просьбами и предложениями. Общая цель и активные действия значительно улучшают отношения.

6. Миражные отношения
Комфортность этих отношений сравнительно неплохая, пока партнеры проявляют внимание друг к другу и взаимное сочувствие. Игнорирование взглядов и интересов партнера может привести к конфликтам по мелочам, которые, как правило, быстро забываются. Общение носит расслабляющий или отвлекающий характер. Споры бывают редко и обычно заканчиваются компромиссным решением.

Партнеры стремятся к моральной поддержке и взаимопомощи, но непонимание мотивов, целей и поступков другого оказывает тормозящее влияние на их совместную деятельность и подчас делает ее невозможной. Очень трудно выбрать способ действий, который устраивал бы обоих. Временами отношения становятся хорошими, даже теплыми, когда партнеры вместе отдыхают или обсуждают посторонние темы. Расхождения во взглядах и неэффективность взаимопомощи компенсируется приятным эмоциональным характером отношений, когда партнер кажется не таким уж далеким от идеала.

7. Квазитождественные (параллельные) отношения
Хорошие отношения для товарищества и сотрудничества, но не очень благоприятные для более близких отношений. Есть желание понять партнера, помочь ему, дать совет. Взгляды и методы другого непривычны и интересны. Это порождает много дискуссий и разногласий, но есть желание найти компромисс. При сближении, особенно когда затрагиваются личные интересы, даже небольшая ссора может быстро разрушить эти отношения. Появляется трудность во взаимопонимании и неумение считаться с интересами другого.

В совместной работе разница подходов приводит к желанию отдалиться от партнера и делать все по-своему. Партнеры проявляют интерес к одним и тем же вещам, но рассматривают их с разных точек зрения. Каждый предпочитает идти своим путем, не оглядываясь на мнение и опыт другого. Из-за этого оба ощущают некоторую ненадежность партнера, способность бросить в трудную минуту, хотя эти подозрения обычно необоснованны.

8. Конфликтные отношения
Самые трудные из отношений. Происходит взаимное навязывание собственных взглядов и подходов в работе и нежелание принять жизненные ценности другого. Это приводит к постоянному подавлению друг друга. Партнеры замечают малейшие недостатки друг друга, нередко преувеличивая их. Они часто спорят, не соглашаются, не слушают другого либо не признают его доводов. Даже шутки и комплименты воспринимаются неправильно. Все это не способствует проявлению чуткости, взаимопомощи, внимания к потребностям и интересам другого. Со временем напряженность в отношениях из-за способности обострять любые ситуации и постоянные обиды вызывают желание отдалиться.

Такие отношения трудны как в личной жизни, так и в совместной работе. В начале знакомства, когда конфликтеры находятся еще на расстоянии, они часто симпатизируют друг другу, восхищаются сильными сторонами другого, с интересом обмениваются мнениями. При переходе к более частым и близким контактам возникает взаимное раздражение и непонимание. Желательно придерживаться сложившихся традиций и обо всех переменах предупреждать заранее. Только бережное отношение друг к другу может спасти эти отношения.

9. Отношения погашения / полной противоположности (дискуссия противоположных мнений)
Это отношения, при которых трудно достичь полного взаимопонимания. Несмотря на взаимный интерес и общность взглядов, партнеры часто спорят из-за мелких противоречий, которым склонны уделять слишком много внимания. Выпячиванием недостатков и неумением поддержать инициативу другого они гасят его активность в любой деятельности. В лице такого партнера трудно встретить ощутимую поддержку в делах, но всегда интересен обмен мнениями, просьбами и предложениями.

Им лучше работать раздельно, так как они постоянно обращают внимание на мелкие промахи партнера. Это особенно неприятно в присутствии посторонних. Поэтому третий партнер нарушает неустойчивое равновесие еще больше. Если затронут личный интерес, эти отношения могут разрушиться. Они более терпимы на некотором расстоянии. При более близком и длительном контакте наступают усталость и раздражение вследствие затяжных споров.

10. Отношения суперэго (борьба противоположностей)
Это - отношения соперничества партнеров. Каждый старается произвести впечатление на другого, доказать ему свою значимость или приоритет в чем-либо. Трудность взаимопонимания приводит к потере чувства доверия и надежды, что ты будешь правильно понят. Приходится приспосабливаться друг к другу, искать точки соприкосновения, но равновесие в отношениях наступает ненадолго. Партнеры очень эмоционально воспринимают друг друга и могут невольно причинять боль. Иногда кажется, что другой делает все назло.

Взаимное раздражение может перерастать в острые конфликты, особенно при более близких отношениях или столкновении личных интересов. Взаимная глухота проявляется в отсутствии должного внимания к интересам другого и навязывании своей точки зрения. Требуется отдых от общения, после чего отношения иногда восстанавливаются. На расстоянии это могут быть довольно приятные товарищеские отношения с интересным обменом мнениями. Недостаточное взаимопонимание и отсутствие поддержки в делах со временем приводит к охлаждению.

11. Родственные отношения
Это хорошие отношения для совместного обсуждения общих тем, но сложные при более близких отношениях. Партнеры хорошо понимают мотивы другого и имеют общие цели, но поскольку подход к решению проблем у них обычно разный, они советуются друг с другом, стараясь найти компромисс. Если этого не происходит, может возникнуть взаимное недоверие и, как следствие - разногласия и конфликты. Возникает потребность в самостоятельности и свободе друг от друга.

Из-за обостренного видения недостатков другого, партнерам не хватает должного такта при оценке его деятельности. Они могут оказывать эмоциональное давление друг на друга, требуя принятия того решения, которое им кажется единственно верным. Поступки партнера порой кажутся лишенными здравого смысла или непредсказуемыми для обоих. Им противопоказана рутина. Новые впечатления вносят в отношения неожиданную разрядку напряжения. В компаниях эти отношения улучшаются, потому что поведение партнера в контактах с другими людьми обычно нравится.

12. Полудуальные отношения (неполное дополнение)
Партнеры внимательны к трудностям и проблемам друг друга и отзывчивы к предложениям сотрудничать. Однако в совместной работе не хватает слаженности, проявляется индивидуализм и упрямство. Советы, жалобы и просьбы, как правило, воспринимаются правильно и создается впечатление, что партнер готов к их исполнению, но оно не всегда устраивает обоих. Каждый проявляет заботу прежде всего о своих интересах и удобствах и только после этого создает необходимый комфорт для партнера. Своим различием взглядов они могут вызывать взаимный интерес. Партнер кажется загадочным и непредсказуемым, его трудно понять. Это романтические отношения, при которых каждый что-то недоговаривает. При сближении из-за разницы мировоззрений и частых споров возникает усталость от общения, но примирение наступает довольно быстро, как только партнеры отдохнут друг от друга.

С уществует два вида наиболее сложных, асимметричных отношений, при которых равенство позиций невозможно. Это - отношения, двигающие прогресс в обществе, но создающие, благодаря повышенному энерго-информационному обмену, излишнее напряжение в личной жизни. К ним относятся отношения социального заказа и социальной ревизии. Поэтому мы будем одновременно рассматривать по два вида отношений, объединенных общим названием, но неоднозначных по своей сути. В отношениях социального заказа, это отношения передатчика заказа (заказчика) с приемником заказа (исполнителем), и - наоборот, исполнителя заказа с заказчиком. В отношениях социальной ревизии - отношения ревизора (контролера) с ревизуемым (подконтрольным) и ревизуемого (подконтрольного) с ревизором (контролером). Рассмотрим эти двойственные отношения, которые могут достигать кратковременного неустойчивого баланса при взаимном лавировании, более подробно.

13-14. Отношения социального заказа (контракта)
Исполнитель заказа (приемник) в присутствии заказчика (передатчика) активизируется, старается ему в чем-то помочь. Он хорошо понимает потребности партнера, но взаимность бывает только в начале общения. Со временем гармония в отношениях нарушается из-за того, что заказчик не воспринимает доводы исполнителя, пытается ему навязать свою точку зрения, даже руководить его поведением. Вместе с тем исполнитель чувствует, что ему трудно отказать в чем бы то ни было такому авторитетному партнеру. Неравенство позиций в дальнейшем может привести к спорам и желанию исполнителя отдалиться от своего партнера. В производственных отношениях такое удаление позволяет исполнителю заказа более эффективно выполнять свою работу, а в личной жизни приводит к напряженности и конфликтам.

Заказчик (передатчик) воспринимает своего партнера как человека, нуждающегося в его покровительстве и советах. Ему импонирует желание исполнителя (приемника) понять его и помочь в трудных ситуациях, но эффективной помощи с точки зрения заказчика не получается, т.к. он невольно занижает способности своего исполнителя или предъявляет к нему повышенные требования. Заказчик может брать на себя часть обязанностей исполнителя, но со временем это приводит к переутомлению заказчика, он теряет интерес к своему партнеру. У заказчика может возникнуть чувство раздражения из-за невозможности понять требования и претензии исполнителя. Последний, в свою очередь, пытаясь достичь взаимопонимания, начинает излишне драматизировать происходящее. Ему кажется, что заказчик не считается с его интересами, он делает попытки перевоспитывать партнера, но это оказывается бесполезным, тот по-прежнему не понимает чего от него хотят.

Дело может закончиться разрывом отношений, если исполнитель не смирится с ролью ведомого и не перестанет придираться к своему партнеру вместо того, чтобы просто стараться помогать ему и без лишних слов делать общее дело. Именно дело сплачивает эту пару, тогда отношения становятся стимулирующими и продуктивными.

15-16. Отношения социальной ревизии (контроля)
Это один из самых сложных видов отношений, при которых равенства обычно не бывает. Сначала больше страдает ревизуемый (подконтрольный) от упрямства и бескомпромиссности ревизора (контролера), убежденного в своей правоте. Ему кажется, что партнер им недоволен и стремится его перевоспитывать, навязывая свои ценности. В ответ другой начинает следить за каждым промахом ревизора, доказывая ему, что он также небезгрешен. Взаимные претензии и неуступчивость могут разрушить отношения.

В лучшем случае, партнеры ценят умение другого решить трудную для него проблему. В этих отношениях присутствует понимание до тех пор, пока ревизор (контролер) не проявит излишнюю принципиальность, чем больно ранит ревизуемого (подконтрольного). Тогда тот начинает избегать общения с ревизором, или начинает в ответ придираться к нему. Ревизору партнер кажется непонятливым, либо сознательно избегающим своих обязанностей. Возникает желание помочь ревизуемому, научить чему-то. Однако, партнер не воспринимает советы и требования ревизора, вызывая тем самым недоумение и даже раздражение последнего. Выяснения отношений могут перерасти в конфликт. При этом обоюдные обиды и претензии кажутся другому необоснованными, а недостатки - преувеличенными.

Если ревизор перестанет перевоспитывать ревизуемого и проявит склонность к компромиссам, а ревизуемый не будет копаться в недостатках ревизора, эти отношения могут быть стимулирующими и плодотворными. Нужно только помнить, что задает тон в этих отношениях ревизор, отводя для партнера роль ведомого. Лидер должен быть гуманным, но и ведомый не должен претендовать на роль лидера, чтобы сохранить отношения.

Нельзя недооценивать потенциальные возможности применения соционики как в личной жизни, так и в других сферах деятельности, например, в медицине. К сожалению, для многих врачей остается загадкой, почему, несмотря на успешно проведенную операцию или лечение, некоторые больные долгое время не могут выздороветь. А это часто происходит потому, что рядом с ними в палате находятся люди, общение с которыми их морально и физически угнетает.

Крайне редко люди бывают психологически совместимыми на всех уровнях взаимодействия. Даже лучшие из отношений - дуальные - имеют разную степень комфортности и часто тоже требуют коррекции. Методы соционики позволяют моделировать развитие отношений между людьми и выявлять скрытые причины недоразумений. Любые отношения всегда можно улучшить, если знать и соблюдать правила взаимодействия разных типов личности.

Условные обозначения типов отношений:
Т - тождественные (подобные)
Д - дуальные (дополняющие противоположности)
А - активация (тонизирующие)
З - зеркальные (взаимная коррекция)
Де - деловые (побуждающие к действию)
М - миражные (расслабляющие)
Сэ - суперэго (взаимный эгоизм)
Пп - погашение (погашение противоположностью мнений)
Квт - квазитождественные (параллельные)
К - конфликтные (отношения непонимания)
Ро - родственные (проблематичные)
Пд - полудуальные (неполное дополнение)
П - передатчик социального заказа (заказчик)
п - приемник социального заказа или контракта (исполнитель)
Р - ревизор (социальный контролер, воспитатель)
р - ревизуемый (подконтрольный, подотчетный)

Ч тобы определить тип отношений с интересующим вас лицом , нужно найти условное буквенное обозначение вида отношений, которое находится в таблице на пересечении наименований вашего типа личности (слева) и типа личности вашего партнера (вверху).
Надеюсь, что знание основ соционики поможет вам в формировании более гармоничных отношений в обществе.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то